Кремация в православии

Украинцы стали позитивнее относиться к идее кремирования после смерти. В городах, где имеются крематории, количество сожжений тел покойников растет, и главными причинами данной тенденции называют недостаточное количество кладбищ и высокие цены на похороны. Между тем Православная Церковь считает кремацию нежелательной для христиан и не одобряет ее. Может ли измениться ее позиция в этом вопросе? На вопрос отвечает протоиерей Владимир ПУЧКОВ.

– Сразу стоит оговориться, что та или иная форма погребения Церковью не догматизирована. Поэтому, рассуждая о кремации, мы говорим не столько о церковных правилах, сколько о традиции, которая, будучи древней и всё ещё общеупотребительной, стала для Церкви, так сказать, своей.

Апостол Павел называет тело человека храмом Святого Духа, поэтому Церкви свойственно трепетное и благоговейное отношение к телу умершего. Если понаблюдать за чином погребения, мы увидим, что к лежащему в гробу телу мы относимся почти как к святыне – ставим гроб посередине храма, несколько раз кадим вокруг… Такому отношению к телу человека вполне соответствует сложившаяся веками традиция погребения умершего в земле. Таким образом, мы воздаём телу покойного максимальное почтение и честь как Божьему творению и храму Святого Духа.

В кремации же, напротив, присутствует элемент пренебрежения телом. Удобство, экологичность, рациональность… В аргументах сторонников кремации понятия почтения к памяти или воздания чести вынесены за скобки. Да и чисто внешне процесс кремации больше схож с утилизацией. Подобное отношение к телу умершего является прямым следствием современного восприятия смерти, с его вытеснением смерти за пределы обыденной жизни: в больницы, в морги, в бюро ритуальных услуг – лишь бы подальше от живых, от их жизненного пространства, психологического комфорта и привычного жизненного ритма. А если смерти в нашей жизни не место, то зачем нам покойник? К чему с ним возиться, его погребать? Всё это утомительно, тягостно, а для родни и вовсе невыносимо… Куда проще с урной – ни тела, ни хлопот, и память осталась. Увы, современный мир живёт в атмосфере пренебрежения человеком, прежде всего, живым. Для мира он – часть рынка, социума, часть аудитории, электората. И кремация – всего лишь одна из форм проявления этого пренебрежения: умерший бесполезен, нужно сделать всё, чтобы от него не было вреда…

В этой связи вопрос, может ли Церковь считать допустимым такое отношение к человеку, можно, полагаю, даже не задавать. Поэтому одобрять кремацию Церковь тоже не может, и этого одобрения от неё не стоит ждать, сколь бы ни казались весомыми аргументы сторонников кремации.

В то же время, отказывать в совершении отпевания над телом, которое готовят к кремации, или же над пеплом уже кремированного человека нет ни малейших оснований. Хотим мы того или нет, а чин церковного погребения давно перестал быть строго церковным. Мы сегодня служим отпевание почти что над каждым умершим, если он только был крещён, не считал себя неверующим, не покончил с собой и не умер в момент совершения греха. Если, в надежде на милосердие Божие, мы отпеваем людей практически без оглядки на их жизнь, то можем ли мы отказаться это делать, оглядываясь на то, как поступают с их телами другие люди?

Газета «Православная Винниччина», №5 (57), май 2018 г.

У разных народов и в разных странах существуют различные обряды погребения усопших. Христианское мировоззрение сформировало свои традиции. Однако современные реалии жизни тоже диктуют свои условия. В крупных городах все сложнее найти место на кладбищах, традиционное христианское погребение в землю может стоить очень дорого, и в результате кремирование усопших происходит все чаще.

5 мая 2015 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял документ О христианском погребении усопших».

Традиции христианского погребения связаны с верой в телесное воскресение умершего и отношение к телу как «храму Божию», а потому для православного христианина важно, чтобы к его телу с почтением относились и после смерти.

Вот как об этом пишет митрополит Сурожский Антоний: «Эту любовь, эту заботливость, это благоговейное отношение к телу мы находим в Православии; и это сказывается удивительным образом в службе отпевания. Мы окружаем это тело любовью и вниманием; это тело — центр службы отпевания усопшего; не душа только, но и тело. И действительно, если подумать: ведь ничего нет в человеческом опыте не только земного, но и небесного, что не достигло бы нас через наше тело».

В документе «О христианском погребении усопших» говорится о том, что погребение усопшего в землю ближе к библейской традиции, чем кремация: «Захоронение тела в земле, а также в высеченных в камне гробах или пещерах соответствует вере Церкви в то, что наступит день всеобщего воскресения, когда «земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19) и «посеянное в тлении восстанет в нетлении» (1 Кор. 15:42). «Дотоле же возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его» (Еккл. 12:7)».

Однако нельзя говорить о том, что кремация лишает человека надежды на спасение. Марк Минуций Феликс, умерший в самом начале III века, четко сформулировал отношение христиан к разным обрядам погребения «Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле».

Эта точка зрения остается неизменной и в наши дни. Православная Церковь считает «нормой захоронение почивших христиан в земле», а к кремации относится «со снисхождением»: «В том случае, когда такое погребение не предусмотрено местным светским законодательством или связано с необходимостью транспортировать умершего на большие расстояния или же невозможно по иным объективным причинам, Церковь, считая кремацию явлением нежелательным и не одобряя ее, может со снисхождением относиться к факту кремации тела усопшего. После кремации прах должен быть предан земле. При этом пастырям следует напоминать родственникам усопших и лицам, ответственным за организацию захоронений, о церковном отношении к кремации».

Иными словами, Церковь относится к кремации как к вынужденной форме погребения, но при этом не лишает усопшего и его родственников своей молитвы и утешения.

Для того, чтобы понять, почему Православная Церковь так заботится о целостности человеческого тела даже после смерти, достаточно процитировать преподобного Симеона Нового Богослова: «Как Христос божественною Своей силою сделал Тело Свое иным, то есть духовным, и так воскресил его от гроба: так и мы сделавшись прежде здесь подобными Христу по душе, тогда (при всеобщем воскресении из мертвых) станем подобны Ему и по телу, — люди по естеству и боги по благодати, как и Христос, будучи Бог по естеству, соделался человеком, как есть человек, по великой Своей благости».

Фото анонса СПДА

ОтпеваниеОтпевание – это народное название церковной службы (чинопоследование), совершаемой над телом православного во отпущение грехов и прощении. Отпевание назначают на 3-й день после кончины перед погребением на кладбище или кремацией.

Смысл отпевания

Отпевание – важный момент в обряде погребения христианина. Цель отпевания – проводить человека в мир иной, помочь снять груз грехов с души и освободить её от земного тлена, дабы душа предстала перед Богом смиренной и очищенной. Молятся о том, чтобы душа покойного прошла испытания, с которыми она столкнется на пути к Господу. Отпевая усопшего, мы совершаем для него благое дело.Отпевание освобождает усопшего только от тех грехов, в которых он покаялся на исповеди.

Отпевание в церкви: Что необходимо

Покойный должен быть крещен по православному обряду и исповедаться перед смертью.

Что необходимо для обряда отпевания

Чтобы провести отпевание, нужно договориться заранее о проведении службы со священником выбранного храма – приходского или при кладбище. Лучше сделать это после того, как получено печальное известие, так как время и место совершения обряда могут быть заняты.

Заказать отпевание покойного в церкви можно при наличии медицинского свидетельства о смерти или гербового свидетельства о смерти.

Когда нельзя заказать отпевание

По Уставу Церкви нельзя совершать обряды погребения и церковного поминовения людей некрещеных, крещеных, но отрекшихся от веры, относившихся к Церкви и вере с насмешкой или враждой.

Не отпевают некрещеных и самоубийц (только если человек был психически болен, есть медицинские справки и разрешение епархии).

Возможно ли отпевание при кремации?

Раньше нельзя было отпевать тех, кого кремировали. Сейчас православная церковь, принимая во внимание актуальность кремации (особенно в городах), признала отпевание кремируемых допустимым.

Для отпевания нужно иметь:

Для отпевания в церковной лавке нужно иметь:

  • нательный крест;
  • иконка;
  • листок с разрешительной молитвой;
  • погребальное покрывало;
  • венчик погребальный;
  • свечи.

Все ритуальные предметы (кроме свечей), внося тело в храм, кладут в гроб.

Как отпевают

В храм гроб вносят без крышки. На лоб усопшего кладут ленту с ликами Господа и святых(венчик), который символизирует венец жизни земной и награду за тяготы.

Прощающиеся стоят с зажженными свечами, священник читает псалмы, поются тропари и погребальные стихиры, читается св. Писание. Затем провозглашается свидетельство о прощении всех грехов, в которых усопший покаялся. После заключительной молитвы, листок с текстом вкладывается в руки покойного, затем священник произносит особую «разрешительную молитву».

Затем все прощаются с усопшим: подходят к нему, прикасаются губами к иконе на груди покойного и венчику, говорят последнее «прости», кланяются. На тело кладется покрывало, гроб накрывают крышкой.

Сколько длится отпевание в церкви

Точно рассчитать, сколько длится отпевание в церкви вряд ли возможно, так как длительность ритуала зависит от разных обстоятельств. В среднем обряд занимает от 35 до 50 минут.

Отпевание дома

Когда нет возможности провести обряд отпевания в храме, приглашают священника домой, в некоторых ситуациях проводят заочное отпевание (например, когда нет останков умершего).

Отпевание в морге

Если по уважительным причинам нет возможности организовать отпевание покойного в храме или дома, допускается отпевание покойного в морге. Заказывать отпевание умершего человека при морге нужно внимательно, так как нередки случаи, когда службу проводят псевдо-священниками, не имеющими отношения к Русской православной церкви.

Заочное отпевание покойника

Прежде заочное отпевание разрешалось только при условии отсутствия останков для предания их земле – например, когда человек сгорел в пожаре, бесследно утонул, исчез при землетрясении и иных стихийных бедствиях, был похоронен по морскому обряду и т. д.

Практика заочного обряда отпевания широко распространилась во времена СССР. Тогда множество храмов было закрыто или разрушено, и провести обряд было негде. Верующим людям не оставалось другой возможности, как просить о заочном отпевании.

Во многих местах проживания по-прежнему нет церквей, поэтому перевозить тело к месту отпевания зачастую невозможно – слишком далеко и дорого. Поэтому церковь идет навстречу нуждам верующих и в ряде случаев разрешает провести заочный обряд отпевания.

Порядок проведения заочного отпевания:

  • Поехать в церковь и договориться о проведении обряда.
  • Получить венчик, листок с разрешительной молитвой, землю.

Венчик возложить на чело покойного, листок с молитвой вложить в правую руку, а землей посыпать тело крестом: сначала голову и ноги, потом правое плечо и левое.

Сколько стоит отпевание покойника

Какой-либо цены на отпевание Церковь не требует и не может требовать – отпевание в церкви совершается бесплатно. Приветствуются добровольные пожертвования, при условии, что они принесены с чистым сердцем.

Церковный ритуал совершается только по велению сердца и веры и не может быть платным. Ищите – всегда можно найти храм, где за отпевание не просят деньги.

Если у вас нет денег, помните: священник не откажет вам в просьбе провести отпевание без оплаты. Если вы все же увидели церковный прейскурант с фразой «Отпевание покойника. Стоимость услуги», лучше не проводить службу там, где берут плату за службу перед Господом.

Средние цены на отпевание в Москве

По устоявшейся традиции на отпевание делают посильное добровольное пожертвование – обычно в сумме 2-5 тыс. рублей.

Помощь в организации обряда отпевания от Ritual.ru

Городская похоронная служба Ritual.ru поможет вам организовать обряд отпевания в храмах и церквях Москвы и Подмосковья. Мы работаем в ритуальной сфере 25 лет и организовали за это время более 80 000 погребений с отпеванием. Мы хорошо знаем особенности и возможности храмов Москвы и Подмосковья и всегда сможем организовать службу (в том числе заочную) умершего близкого.

Заказать отпевание можно по телефону городской ритуальной службы +7 (495) 100-3-100 (круглосуточно).

Несмотря на то, что церковь не благословляет подобный способ захоронения, если человек сам захотел, чтобы его кремировали отцы, предлагают обращаться к собственной православной совести. Считается, что уважительное отношение к умершему (погибшему) должно проявляться в захоронении останков в землю. Однако русская православная церковь сегодня не воспрещает кремацию, отцы церкви признают проблему дефицита земли. Они понимают, что во многих странах она закреплена на законодательном уровне, как например в Японии.
Священный синод опубликовал документ которым призывал священство не осуждать кремацию и людей которые решили произвести такой способ захоронения, но относиться к нему как к нежелательному. Таким образом православная церковь не запрещает кремировать тела умерших, но рекомендует выбирать традиционный способ погребения. Какой способ погребения выбрать, должен решить при жизни сам человек, обозначить свое волеизъявление в завещании, передать свою волю родственникам или священнику. Библия указывает на одно обязательное условие для захоронения – это прочтение молитвы по усопшему. На кремацию сегодня приглашают священников для проведения погребальных служб. Урну с прахом после кремации рекомендуется захоранивать исключительно в землю. Как вывод, можно резюмировать, что кремировать православного христианина в нашей стране возможно и вполне допустимо церковью. Однако обязательно процедурой должны быть проведены традиционные погребальные панихиды.