Крещение причастие

Некоторые родители и крестные задумываются над тем, обязательно ли причащать ребенка после Крещения. Для того, чтобы дать правильный и исчерпывающий ответ на этот вопрос, нужно порассуждать над смыслом самого Таинства Крещения. По учению православной Церкви во время этого Таинства человек становится членом Церкви Христовой. Во время собеседования перед Таинством Крещения священник обычно говорит родителям и крестным о той великой ответственности, которая на них возлагается при крещении ребенка. Они должны приложить все свои усилия к тому, чтобы их малыш оказался достойным своего христианского звания. Представить себе жизнь христианина, который не участвует в церковных богослужениях, невозможно. Поэтому с момента Крещения ребенка подносят к Таинству Евхаристии или Причащения.

Будет замечательно, если в этом Таинстве вместе с малышом будут участвовать его родители и крестные. Когда священник во время совершения Таинства Причащения дает ребенку под видом хлеба и вина частицу самого Тела и самой Крови Христовой, происходит настоящее чудо. Это чудо невозможно описать человеческими словами, так как во время Таинства Евхаристии человек соединяется с самим Богом. Поэтому неудивительно, что после участия в этом святом Таинстве Церкви, многие неизлечимые больные и находящиеся при смерти люди получали полное исцеление. Если у родителей и крестных не получается поднести ребенка к святой Чаше с Причастием в день его крещения, то нужно это сделать в ближайшее время. Многие священники рекомендуют, чтобы ребенок участвовал в Таинстве причастия каждый воскресный день.

Молитва матери после крещения ребенка является неотъемлемой частью исполнения ее материнского долга. Материнская любовь является одним из самых жертвенных видов любви, которая существует на земле. Во время Крещения человеку сообщаются особые духовные и телесные силы для жизни во Христе, ему становится тяжелее соглашаться с недобрыми помыслами. В тоже время в нем легче могут развиваться христианские добродетели, такие как любовь, верность, дружба, уважение, милосердие, вера и многие другие. Когда родители малыша и его крестные решают, что делать после крещения ребенка, то в первую очередь им стоит подумать о его первой Евхаристии в жизни. Малыш не сможет вам об этом рассказать, однако он будет чувствовать особую благодать и неизреченную любовь Божию, которая будет изливаться в его сердце во время совершения Таинства Евхаристии. Его первая Евхаристия должна стать первой ступенькой в его активной церковной жизни.

Как подготовиться к первому Причастию ребенка после Крещения

Идеальным вариантом будет, если с ребенком после Крещения станут причащаться его родители и крестные. Тогда при подготовке к этому Таинству им нужно будет с усердием прочитать покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу, молитвенный канон ко Пресвятой Богородице, а также канон Ангелу Хранителю, канон ко святому Причащении и последование ко святому Причащению. Для взрослых людей перед Причастием рекомендуется не менее трех дней употреблять постную пищу. Вечером накануне Причастия или в день совершения Божественной литургии до Причастия нужно приступить к Таинству Исповеди. Во время Исповеди нужно всем сердцем покаяться в совершенных грехах и проступках.

Если же у родителей и крестных родителей ребенка нет возможности самим достойным образом подготовиться к Таинству Причастия и приступить к нему, тогда нужно хотя бы самого ребенка принести в церковь к Евхаристии. Нужно за него молиться как дома, так и в церкви. Причащение ребенка после Крещения – важный элемент в начале его духовного пути. Детей до трех лет можно кормить с утра перед Причащением. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок хорошо выспался накануне того дня, в который вы собираетесь идти с ним в церковь. Важно, чтобы он был не голоден, был одет в комфортную для него одежду.

Как проходит первое Причастие ребенка после Крещения

Первое причастие ребенка после Крещения не должно отличаться от последующих. Когда взрослые люди, которые несут ответственность за христианское воспитание малыша, задумываются, как причастить ребенка, то они должны знать с одной стороны духовные требования подготовки к этому Таинству, а с другой стороны, некоторые особенности внешнего поведения. К духовным правилам относится особая молитва за ребенка в день Причастия. Нужно просить Господа – как своими словами, так и словами из молитвослова, — чтобы Господь сподобил малыша Своей Божественной благодати, чтобы ребенок вырос настоящим и достойным членом Церкви Христовой, который идет по пути спасения.

Когда вы подносите ребенка к святой Чаше, его нужно положить на правую руку. Руки малыша нужно аккуратно придерживать, чтобы он не мог случайно толкнуть ими руку священника, которая держит святую Чашу с Евхаристией.

Слово Евхаристия в переводе с греческого языка означает «благодарение». Когда христиане приступают к Таинству святого Причащения, то они таким образом выражают своему Создателю благодарность за все Его благодеяний в их жизни. В Священном Писании Нового Завета есть такие слова: «За все благодарите». Конечно, Таинство святого Причащения не является единственным видом выражения своей благодарности к Господу, однако она должна быть неотъемлемой частью образа христианской жизни. Если ребенок с самого раннего детства будет приучен регулярно приступать к Таинствам святой Православной Церкви, то тогда в более зрелом возрасте у него не будет таких духовных проблем, которые бывают у людей, не участвующих в церковной жизни.

В нашем храме ребенка можно причастить в каждый воскресный день, а так же в дни, когда служится литургия. Детей привозите к 1030. Без исповеди могут причащаться дети до семи лет.

Что нужно сделать перед крещением ребенка?

Родителям перед крещением ребенка нужно выбрать хороших крестных. Затем родители ребенка и крестные проходят специальное собеседование со священником, записываются на определенное время и день, когда будет совершаться таинство. Также нужно будет знать на память определенные христианские молитвы, приготовить крестильный набор для малыша, полотенце для крещения, нательный крестик с цепочкой. Нательный крестик служит образом нашего жизненного креста, который проявляется во всех скорбях, радостях, заботах и попечениях. Если человек достойно и без ропота пронесет свой жизненный крест, то тогда он будет радоваться своему спасению и находится в райских обителях. Задача крестных родителей и родителей малыша показать ему добрый пример своей жизнью, научить основным принципам христианского поведения и мировоззрения.

Что нужно знать перед крещением ребенка

Родители ребенка и его крестные должны знать определенные христианские молитвы, к которым относится молитва «Отче наш», «Царю небесный», «Богородице Дево, радуйся», а также знать на память или хотя бы хорошо уметь читать молитву «Символ веры». Когда вы приходите с малышом в церковь для его крещения, нужно знать, для чего вы это хотите сделать. Родители и крестные всегда желают ребенку добра и блага. Наивысшим благом для каждого человека является спасение его души. Жизнь, которая дана нам на земле, временна и скоротекуща, она является подготовкой к вечности. От того, как мы ее проживем, зависит вечная участь души. Если ребенок будет крещен, за него будут молиться в церкви и дома, он будет воспитываться в христианском духе, стремиться к совершению добрых дел и угождению Богу, тогда будут все шансы на спасение его души. А это – та цель и ответственность, которая возложена на родителей и крестных самим Богом.

Крещение ребенка – это то событие, которое происходит только один раз за всю жизнь. Оно должно быть ступенькой на пути духовной лестницы. Подниматься по ступенькам всегда труднее, чем спускаться вниз. Тоже касается и духовной жизни: совершать добрые дела, особенно когда нам этого не хочется, намного сложнее, чем расслабиться и позволить себе что-то необдуманно сказать или сделать. В Священном Писании написано, что за каждое праздное слово, т.е. необдуманное, человек будет держать ответ перед Богом в день Страшного Суда. Воспитание ребенка – очень трудное и ответственное занятие. После совершения крещения Господь дает невидимую благодать не только ребенку возрастать телесно и духовно, но также и его родителям и крестным правильно воспитывать малыша. Главное, чтобы они прислушивались к тем внушениям, которые Господь будет посылать через их сердца и мысли.

Пост, исповедь и причастие перед крещением ребенка

Есть епархии Православной Церкви, где строгим требованием для крещения ребенка являются пост, исповедь и причастие перед крещением ребенка его крестных родителей. В других епархиях это высказывается в виде пожелания. Пост, исповедь и причастие являются важными моментами духовной подготовки для совершения таинства. Ответственные родители и крестные малыша должны будут следить за его духовной жизнью, а это невозможно сделать без личного примера, который малыш будет видеть.

Пост перед крещением ребенка крестному и крестной

Крестные родители, которые готовятся к таинству исповеди и причастия, должны в течение нескольких дней употреблять постную пищу и больше молиться. Пост обычно длится от трех до семи дней. В эти дни крестный и крестная не должны употреблять в пищу продукты, в которых содержатся мясо, молоко и его производные, яйца и другие продукты животного происхождения. В эти дни нужно стараться прилежно исполнять свое утреннее и вечернее молитвенное правило, не смотреть телевизор, не заниматься пустыми занятиями, избегать различных развлечений.

Исповедь перед крещением ребенка

Крестная мать и крестный отец должны хорошо подготовиться к той исповеди, которая будет проходить перед крещением их крестника или крестницы. Во время исповеди перед крещением ребенка нужно искренне рассказать священнику о тех словах, мыслях и поступках, о которых вы сожалеете. Возможно, вы кого-то обидели и принесли боль своим необдуманным словом. Есть люди, которым вы не уделили достаточно внимания, хотя они в этом очень сильно нуждались, и вы могли это сделать. Возможно, вы кого-то осудили или позавидовали. Перед исповедью можно где-то уединиться, хорошо подумать и проанализировать свое поведение. Таинство исповеди по-другому называется таинством покаяния. Слово покаяние происходит и выражается это таинство на греческом языке словом «митаноя», которое обозначает «перемена». После исповеди, в которой вы расскажете о том, в чем вы каетесь, нужно приложить все усилия к своей духовной перемене. Те скверные мысли, слова и дела нужно стараться избегать и стараться больше не совершать.

Причастие перед крещением ребенка

Таинство Святого Причащения или Евхаристия является одним из самых удивительных моментов проявления Божией благодати в жизни людей. Это таинство невозможно понять человеческому разуму. Однако душа и тело христианина воспринимает евхаристию в той мере, насколько она к этому готова. Во время причастия под видом хлеба и вина верующие вкушают само Тело Господа нашего Иисуса Христа. Таким образом мы соединяемся с самим Богом. Чтобы хоть немного постичь это таинство и подготовиться к нему, перед причастием обычно соблюдают пост и приступают к таинству исповеди, а также читают специальные молитвы. Эти молитвы содержатся в православном молитвослове, они называются «Последование ко Святому Причащению». Также перед этим последованием верующие христиане читают покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу, канон ко Пресвятой Богородице, а также канон Ангелу Хранителю и канон ко святому причащению. Если эти молитвы читать вдумчиво и рассуждать над их смыслом, то перед человеком открывается картина Страшного Суда, Божия любовь к праведным людям и гнев по отношению к грешникам. Также в этих молитвах содержится большое количество примеров, когда люди, совершившие очень страшные грехи, такие как блуд и убийство, приходили к покаянию и получали Божию милость и прощение. Эти молитвы призваны разогреть сердце христианина, и сделать его способным к принятию Божией благодати. Сейчас существуют православные молитвословы, в которых есть параллельный перевод с церковно-славянского языка на русский. Если у вас нет такого молитвослова, и вы не понимаете смысла некоторых слов, можно поискать эти молитвы на русском языке в сети интернет. Вы можете их распечатать и держать у себя перед глазами во время чтения молитв на церковно-славянском языке. Когда вам встречается непонятный момент или слово, вы можете посмотреть его на русском.

После крещения ребенка нужно постараться в ближайшее время, чтобы малыш также приступил к таинству святого причащения.

Первое причастие ребенка после крещения – первая Евхаристия в его жизни

Некоторые родители и крестные задумываются над тем, обязательно ли причащать ребенка после Крещения. Для того, чтобы дать правильный и исчерпывающий ответ на этот вопрос, нужно порассуждать над смыслом самого Таинства Крещения. По учению православной Церкви во время этого Таинства человек становится членом Церкви Христовой. Во время собеседования перед Таинством Крещения священник обычно говорит родителям и крестным о той великой ответственности, которая на них возлагается при крещении ребенка. Они должны приложить все свои усилия к тому, чтобы их малыш оказался достойным своего христианского звания. Представить себе жизнь христианина, который не участвует в церковных богослужениях, невозможно. Поэтому с момента Крещения ребенка подносят к Таинству Евхаристии или Причащения. Будет замечательно, если в этом Таинстве вместе с малышом будут участвовать его родители и крестные. Когда священник во время совершения Таинства Причащения дает ребенку под видом хлеба и вина частицу самого Тела и самой Крови Христовой, происходит настоящее чудо. Это чудо невозможно описать человеческими словами, так как во время Таинства Евхаристии человек соединяется с самим Богом. Поэтому неудивительно, что после участия в этом святом Таинстве Церкви, многие неизлечимые больные и находящиеся при смерти люди получали полное исцеление. Если у родителей и крестных не получается поднести ребенка к святой Чаше с Причастием в день его крещения, то нужно это сделать в ближайшее время. Многие священники рекомендуют, чтобы ребенок участвовал в Таинстве причастия каждый воскресный день.

Молитва матери после крещения ребенка является неотъемлемой частью исполнения ее материнского долга. Материнская любовь является одним из самых жертвенных видов любви, которая существует на земле. Во время Крещения человеку сообщаются особые духовные и телесные силы для жизни во Христе, ему становится тяжелее соглашаться с недобрыми помыслами. В тоже время в нем легче могут развиваться христианские добродетели, такие как любовь, верность, дружба, уважение, милосердие, вера и многие другие. Когда родители малыша и его крестные решают, что делать после крещения ребенка, то в первую очередь им стоит подумать о его первой Евхаристии в жизни. Малыш не сможет вам об этом рассказать, однако он будет чувствовать особую благодать и неизреченную любовь Божию, которая будет изливаться в его сердце во время совершения Таинства Евхаристии. Его первая Евхаристия должна стать первой ступенькой в его активной церковной жизни.

Идеальным вариантом будет, если с ребенком после Крещения станут причащаться его родители и крестные. Тогда при подготовке к этому Таинству им нужно будет с усердием прочитать покаянный канон ко Господу нашему Иисусу Христу, молитвенный канон ко Пресвятой Богородице, а также канон Ангелу Хранителю, канон ко святому Причащении и последование ко святому Причащению. Для взрослых людей перед Причастием рекомендуется не менее трех дней употреблять постную пищу. Вечером накануне Причастия или в день совершения Божественной литургии до Причастия нужно приступить к Таинству Исповеди. Во время Исповеди нужно всем сердцем покаяться в совершенных грехах и проступках. Если же у родителей и крестных родителей ребенка нет возможности самим достойным образом подготовиться к Таинству Причастия и приступить к нему, тогда нужно хотя бы самого ребенка принести в церковь к Евхаристии. Нужно за него молиться как дома, так и в церкви. Причащение ребенка после Крещения – важный элемент в начале его духовного пути. Детей до трех лет можно кормить с утра перед Причащением. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок хорошо выспался накануне того дня, в который вы собираетесь идти с ним в церковь. Важно, чтобы он был не голоден, был одет в комфортную для него одежду.

Первое причастие ребенка после Крещения не должно отличаться от последующих. Когда взрослые люди, которые несут ответственность за христианское воспитание малыша, задумываются, как причастить ребенка, то они должны знать с одной стороны духовные требования подготовки к этому Таинству, а с другой стороны, некоторые особенности внешнего поведения. К духовным правилам относится особая молитва за ребенка в день Причастия. Нужно просить Господа – как своими словами, так и словами из молитвослова, — чтобы Господь сподобил малыша Своей Божественной благодати, чтобы ребенок вырос настоящим и достойным членом Церкви Христовой, который идет по пути спасения.

Когда вы подносите ребенка к святой Чаше, его нужно положить на правую руку. Руки малыша нужно аккуратно придерживать, чтобы он не мог случайно толкнуть ими руку священника, которая держит святую Чашу с Евхаристией.

Слово Евхаристия в переводе с греческого языка означает «благодарение». Когда христиане приступают к Таинству святого Причащения, то они таким образом выражают своему Создателю благодарность за все Его благодеяний в их жизни. В Священном Писании Нового Завета есть такие слова: «За все благодарите». Конечно, Таинство святого Причащения не является единственным видом выражения своей благодарности к Господу, однако она должна быть неотъемлемой частью образа христианской жизни. Если ребенок с самого раннего детства будет приучен регулярно приступать к Таинствам святой Православной Церкви, то тогда в более зрелом возрасте у него не будет таких духовных проблем, которые бывают у людей, не участвующих в церковной жизни.

Священник Алексий Яковлев, клирик храма Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском

— Перед крещением у нас по благословению настоятеля храма проходят два обязательных занятия для крестных и родителей, если крестят ребенка, или для желающего принять крещение взрослого человека. На первом рассказывается о духовной жизни, таинствах, вере, Символе веры, рассматривается каждая его часть. На втором речь идет о самом таинстве крещения, чтобы люди не просто присутствовали на крещении, но и принимали в нем непосредственное участие молитвой и пониманием того, что происходит.

Священник Алексий Яковлев

Эти занятия групповые, в среднем на них присутствует 10-15 человек. Ведет их священник или специально подготовленный прихожанин нашего храма.

На каждом мы раздаем конспекты, в которых прописаны основные вещи.

Кроме того, за две недели до крещения люди должны, по возможности, прочитать хотя бы самое короткое Евангелие — от Марка — и ознакомиться с предварительными понятиями Закона Божия, чтобы иметь под своим мировоззрением хоть какой-то богословский базис.

Также крестные должны исповедоваться и, по возможности, причаститься.

В моей практике не было случаев, чтобы я отказывал в крещении. Бывало, у человека был багаж какого-то непонятного «богословия», но все с радостью отказывались от него. Но вообще, если человек имеет другую, отличную от церковной, догматику и фактически не является православным человеком, конечно, крестить не стоит.

У нас действует воскресная школа для взрослых. Каждое воскресенье после литургии мы собираемся вместе, пьем чай, а потом пришедшие разделяются на два «класса». Первый — это те, кто уже давно ходит в Церковь, а вторые — новоначальные, в том числе недавно крестившиеся, которые хотели бы больше узнать о православной вере.

Венчающихся значительно меньше, чем желающих покреститься, поэтому с ними я провожу индивидуальную беседу. Советую им, что можно прочитать для подготовки к таинству, говорю, что, вообще, обязательно надо исповедоваться и причаститься. Это уже будет для них духовный подвиг.

Протоиерей Игорь Пчелинцев, член Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви:

Протоиерей Игорь Пчелинцев

В храме Владимирской-Оранской иконы Божией Матери и защитников Отечества я служу с прошлого года, до этого служил в соборе св. Александра Невского, где еще с середины 90-х годов было все выстроено с беседами и катехизацией.

В новом храме мы еще не наладили полностью подготовку к Таинствам. Но, тем не менее, каждое воскресенье перед крещением проводятся беседы для родителей и крестных (и для тех, кто уже взрослым собирается принять крещение). Эта беседа обязательна для всех — никто не отказывается, и никому не отказывают после нее в крещении. После беседы люди могут задать вопросы — катехизатору или священнику (беседу обычно проводит приходской катехизатор). Кроме этого на неделе проводится одна беседа, которую посещают желающие, как правило не очень много — 3-5 человек. Катехизатор получает в приходе небольшую зарплату.

Беседы пока в основном по Символу Веры и по основам христианской жизни, отдельно беседа по Библии (в основном по Новому Завету). С осени, если Бог даст, мы будем укреплять систему подготовки, бесед и встреч с прихожанами, это уже назрело.

Случаев, чтобы мы отказывали в крещении, не припомню — по идее можно отказать (хотя бы временно), если человек не верит в основы христианства, но как правило через беседу и совместные вопросы-ответы многое проясняется.

Перед крещением я рекомендую что-то почитать: Новый Завет, Закон Божий, ну и что-то из того, что есть в наличии в нашей церковной лавке, мне лично очень нравятся изданные беседы о. Бориса (Холчева) о крещении — при случае покупаю сразу много этих брошюрок и всем раздаю, в том числе и перед или после крещения — когда вижу, что люди неравнодушны к происходящему.
Специальные беседы перед венчаниями пока обычно не проводятся, но поскольку венчаний у нас в храме немного, когда пара записывается на венчание, то они беседуют со священником — имеют возможность задать вопросы и батюшка имеет возможность поспрашивать готовящихся под венец.

Священник Игорь Палкин, клирик храма святой мученицы Татианы при МГУ

Священник Игорь Палкин

Чтобы взрослому человеку креститься, необходимо побеседовать с дежурным священником. Он спросит, для чего человек хочет креститься, что хочет получить от Господа в этом таинстве и что хочет вернуть Ему. Второй вопрос часто вводит людей «в ступор», потому что, как правило, ничего возвращать они не предполагают, зато хотят получить защиту и помощь.

После этого мы просим их изучить толкование на Символ веры — присягу, которую они приносят Господу. Обязательно просим подготовиться к исповеди за прошедшую жизнь и прочесть какое-то из Евангелий. Иногда люди читают быстро, иногда — долго, у кого-то не возникает никаких вопросов, а кто-то, бывает, приходит и что-то спрашивает. Исповедь перед крещением — не таинство в полном смысле слова, но она совершается в память о покаянии, которое проповедовал Иоанн Креститель. Перед крещением человеку важно назвать перед Богом свои грехи и осознанно от них отречься.

Если человек не готов к крещению, мы не отказываем в крещении как таковом, но просим подготовиться получше, чтобы подойти к таинству осознанно.

Например, если человек живет в незарегистрированном браке, я объясняю, что в таком состоянии креститься ему невозможно и перед крещением он должен привести свою жизнь в порядок, чтобы все было в согласии с заповедями.

Бывает, услышав о необходимости готовиться, люди очень расстраиваются и даже обижаются. Приходится со смирением объяснять, что крещение — не формальность, а начало новой, христианской жизни.

Как правило, люди или сразу говорят, что им это все не надо, или возвращаются через какое-то время. Были случаи, что люди отказывались от крещения, когда начинали понимать, что за этим последует новая жизнь, необходимость исполнения обетов. Им я говорю: «Мы помолимся о вас и будем вас ждать».

Если крестят младенца, говорю с родными, особенно с родителями. От родителей стараюсь требовать, чтобы они поняли, что мы крестим младенцев, чтобы их причащать и не лишать этого таинства ребенка в таком нежном восприимчивом к благодати возрасте. Если родители откровенно говорят, что мы не хотим причащать ребенка, отвечаю, что тогда крещение будет не очень нужно.

От крестных родителей мы требуем понимания того, что они берут на себя ответственность за ребенка, в первую очередь за его духовную жизнь. А в случае форс-мажорных обстоятельств — болезни или смерти родителей — еще и за его материальное обеспечение. При этом родители должны понимать, что крестные имеют право делать им замечания относительно духовного воспитания ребенка.

Конечно, крестный должен быть православным христианином, который понимает, чему он должен научить младенца. Или хотя бы стремиться к идеалу крестного.

Когда крестить младенца приходят невоцерковленные люди, это может быть очень хорошим поводом, который побудит их начать ходить в Церковь. Чтобы научить ребенка вере, родители сами должны быть для него примером, иначе ребенок научится у них лицемерию. У нас в приходе были случаи, когда необходимость причащать младенца стала толчком к воцерковлению всей семьи.

А что касается трудностей, я помню, что когда я учился в Свято-Тихоновском университете, один преподаватель нам рассказывал, что в Николо-Кузнецком храме при университете крещение совершалось бесплатно, но только после обязательной катехизации. И люди скорее соглашались платить деньги, чем прилагать какие-то усилия, чтобы быть допущенными к таинству.

Игумен Агафангел (Белых), настоятель Спасского храма (поселок Тикси, Якутия)

Игумен Агафангел (Белых)

Как правило, несколько человек обращаются в течение месяца с просьбой покрестить их самих или детей. Для Севера характерно большее количество взрослых, так как, например? наш поселок православные священники начали посещать около десяти лет назад. Разумеется, многие родившиеся здесь люди не были крещены в Православии.
В нашей удаленности от больших городов есть свое преимущество: никто не пойдет креститься в соседний храм, если ему что-то не понравится у нас. Соседний храм далеко. Мы предлагаем всем желающим присоединиться к Церкви Христовой через Таинство Крещения осознать свой выбор, серьёзно подумать, чтобы решение было принято осмысленно. Для этого обязательны минимум две беседы: о Церкви и вероучении по Символу Веры и о личной жизни и молитве христианина по молитве Господней. Оглашаемые молятся с нами на службах, общаются и вне храма.

Конечно, всё это обязательно и для родителей, и для крестных младенцев.
Детей от 12-14 лет крестим обычно по их вере, если видим их явное желание быть в Церкви и безразличие родителей. За полтора года подобных крещений было около пяти.
Чтобы создалось верное впечатление о нашем опыте, следует пояснить, что количество постоянных прихожан в поселках Тикси-1 и Тикси-3 составляет около 30-40 человек, а количество оглашаемых на сегодняшний день (июль 2010 года) — примерно десять взрослых человек. У нас есть опыт оглашения и в течение года, а, бывает, крестим после двух бесед. Мы не определяем сроки, обычно решает сам человек.
Мы не отказываем в крещении, но можем предложить придти на беседу, прочитать Евангелие и т. д. Самое страшное, что мы делаем, так это предлагаем отложить крещение, если видно полное непонимание христианства, магический повод для крещения, нежелание участвовать впоследствии в жизни Церкви и т. д.
Минимум миниморум — объяснение Символа веры и молитвы Господней. На практике, мы просим, читая Евангелие и прочие книги, ставить «галочки», знаки вопроса и другие пометки в тех местах текста, которые малопонятны. Человек приходит на службу, молится с нами и после службы мы разбираем неясные места. То есть, тема для общения формируется спонтанно.
Перед крещением обязательно прочтение Евангелия от Марка и Иоанна, огласительных бесед архимандрита Бориса (Холчева), Толкования на Символ Веры епископа Петра (Льюилье) и Владимира Лосского, тексты святителя Николая Сербского. По опыту скажу, что обычно люди прочитывают весь Новый Завет.
Что касается венчаний, если это нецерковная пара, то беседы ничем не отличаются от огласительных перед крещением. Обязательна исповедь. Совершаем это Таинство обычно перед Литургией и венчающиеся молятся и причащаются. Но венчали мы за полтора года в Тикси всего три-четыре пары.

Священник Алексей Дарашевич, настоятель церкви Живоначальной Троицы села Бёхова в Поленово:

Священник Алексей Дарашевич

Когда ко мне приходит человек, во-первых, я с ним разговариваю. И цель моего разговора — понять, чего он хочет. Мы с ним говорим о его жизни, вообще о жизни человека, о том, что такое Церковь, о том, что такое Бог — даже еще не Кто, а что такое Бог. После этого я назначаю следующий разговор. И в результате человек или приходит в следующий раз, или, как правило, люди в большинстве случаев больше не приходят. А почему? Потому что я им говорю, насколько это все серьезно, насколько это глубоко. Я предупреждаю, что это не какая-то формальная отметка, а очень серьезная вещь, очень сильная, которая требует от человека, во-первых, ответственности. Потом я узнаю, что люди, которые не вернулись ко мне, просто пошли в другой какой-нибудь храм, где с ними или вообще не стали говорить, или сказали: «Вам нужно быть церковными, вам нужно будет ходить исповедоваться и причащаться», на что они просто кивнули. Ведь с них не взяли твердо такого обещания. Они кивнули, сходили, крестились — и все. И в ту церковь, где они крестились, они тоже уже больше не ходят.

А меньшинство людей все-таки приходит на вторую нашу беседу. И на второй беседе мы говорим, что нужно сделать, чтобы действительно познать себя, познать мир, познать Бога. Это те вопросы, которые должен человек решить, по крайней мере, отношение к этим вопросам он должен сформулировать для себя перед крещением. И получить на них, пускай не исчерпывающий, но достаточно серьезный ответ. Это начало всего, некий фундамент, который должен заложить человек перед крещением. На этом фундаменте уже после крещения он должен строить свою Церковь, Церковь своей собственной веры, которая будет частью огромной Вселенской Церкви. Но он должен строить храм своей души.

Обычно я прошу, чтобы те, кто хочет креститься, во-первых, освоили одну простую книжку — «Закон Божий». Почему именно она? Потому что это букварь, азбука. Это самые простые, самые основные и главные понятия, которые существуют в Церкви. Это ключ к духовному миру, ко всем остальным книгам. Именно эту книгу я всегда прошу прочитать, даже если человек с серьезным образованием (нас ведь сейчас одним, а то и двумя, тремя высшими образованиями не увидишь, а равно и званиями научными).

Кроме того, это одновременно школа обучения самому главному в Церкви — смирению, такая прививка от гордости, когда человек со степенью доктора наук берет букварь — духовный, конечно, букварь, садится и смиренно его читает. Если он на это решится — а даже из тех, кто приходит на вторую беседу, решаются на это не все, — можно сказать, что он имеет возможность стать действительно смиренным и при этом сильным, верным чадом Церкви.

А потом мы договариваемся так: человек будет читать эту книжку и делать себе сразу же пометки. Он должен не просто прочитать, а обязательно усвоить эту книгу. Ее нужно читать как инструкцию — это первый договор, который мы заключаем с ним. Эта книга — его личная инструкция для его личной жизни в России в 2010 году и далее. Как ему здесь жить и быть христианином. Поэтому эту книжку надо читать, делая пометки, выписывая вопросы, которые появляются, и это обязательно.

Мы договариваемся, что мы будем встречаться раз или несколько раз в неделю. Это могут быть индивидуальные встречи, или, если собираются несколько человек, то общие встречи, и мы разговариваем. Чем больше людей вместе проходят это воцерковление, тем оно плодотворнее: они начинают общаться между собой, они начинают слышать друг друга и понимать, что те вопросы, которые они решают для себя, волнуют и других.

Обязательно нужно приходить и на службу, молиться. Одновременно должна быть и теория, и практика. Они начинают параллельно молиться — своими словами сначала, и одновременно начинается освоение молитв Православной Церкви — утреннего правила и вечернего. Крайне важно, чтобы это освоение было внимательным, даже я бы сказал, дотошным и глубоким, но ни в коем случае не формальным. Самая страшная опасность — если какой-то из этих элементов станет формальным, потому что это значит, что в будущем он будет тем слабым местом, через которое загниет человек, начнет отмирать живая вера, если возникнут действительные трудности или даже небольшие препятствия.

Еще одна важная часть — это участие в общей молитвенной жизни Церкви, это службы в храме. Обязательно хотя бы раз в неделю человек должен быть на службе, и не где-то в случайном храме, а стараться именно в том храме, где он проходит воцерковление, у своего, так скажем, духовного наставника.

Так продолжается месяц или больше, а после этого, если я вижу, что человек постиг духовный взгляд на проблемы, если он усвоил православный церковный взгляд на себя и на мир, на Бога, стал понимать и смотреть православными глазами на Господа, то это становится достаточным основанием для крещения. Если он не просто читает, а уже так и живет, то достаточно оснований, чтобы крестить его, и для него крещение будет не формальностью, а актом полноценного вхождения в Церковь. Раньше он был как оглашенный, как послушник в Церкви, а теперь он становится полноценным членом Церкви Христовой и, конкретнее, полноценным членом данной церковной общины.

«Что нужно, чтобы креститься?» — такой вопрос мы задали в 14-ти московских храмах в разных районах города

Только в трех из них ответили, что перед крещением не требуется не только пройти специальный курс оглашения (или катехизации), но и просто предварительно поговорить со священником.

— Приносите 1 500 рублей, если хотите общее крещение, или 2 500, если отдельное, — сразу сказали в храме Иконы «Нечаянная радость» в Марьиной роще. Также посоветовали взять тапочки, рубашку и полотенце.

Крещение совершается ежедневно. Фактически, если человек проснулся, и ему вдруг пришла в голову светлая мысль покреститься, он может сразу же осуществить эту идею. И даже не успеть задуматься о том, что же он сделал.

В храме иконы Божией матери «Скоропослушница» на Ходынском поле также сказали, что предварительная запись не нужна, и о совершении таинства можно договориться в тот же день. При себе обязательно иметь освященный крестик. При этом сотрудница храма подробно объяснила, что крестик надо именно принести, но ни в коем случае не надевать его на себя до крещения.

В храме Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках тоже не надо ни о чем ни с кем договариваться предварительно. Однако перед крещением нужно взять в храме памятку, в которой разъясняется смысл таинства.

В остальных храмах, в которые мы обратились, по крайней мере одна беседа со священником перед крещением обязательна. Например, в храме Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках поинтересовались о том, кто именно хочет креститься — звонивший или его знакомый — и предупредили, что до беседы с батюшкой о договоренности о крещении не может быть и речи.

Такая же система действует в храмах иконы Божией Матери «Знамение» в Переяславской слободе, Воскресения Словущего (апостола Филиппа) на Арбате, иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне, Малом Вознесении на Большой Никитской, святителя Николая в Кленниках, Покрова Пресвятой Богородицы на Лыщиковой горе и многих других.

Беседа может носить и совсем «укороченный» характер. Например, в храме иконы Божией матери «Знамение» в Кунцеве собеседование обязательно, но проводится оно непосредственно перед крещением.

В некоторых храмах стремятся проводить катехизацию систематически. Например, в храме иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне священнослужитель проводит беседы о вере каждую субботу в 15.00. Крещение совершается каждый день. Аналогичные еженедельные беседы каждое воскресенье в 18.30 священник проводит в храме Серафима Саровского в Раеве.

Систематические катехизаторские курсы действуют при храме Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста. Желающие креститься обязательно должны побеседовать со священником и, если у них есть желание, позаниматься на этих курсах.

В храме Адриана и Наталии в Бабушкине катехизацию не проводят. Крестят всех, кто обращается. Священники проводят беседы перед крещением и во время совершения таинства разъясняют смысл конкретных действий.

Крещение в московском храме обойдется в среднем от 800 до 2500 рублей

В последнее время в нашем храме очень много детей. На воскресной ли­тургии очередь на причастие растягива­ется почти на весь (хоть и небольшой) храм. И всё это маленькие прихожане разных возрастов — от младенцев, сладко спящих на родительских руках, до младших школьников, шёпотом вы­ясняющих друг у друга «кто последний» и «почему ты руки не сложил, как поло­жено?». А чем чаще ходишь в храм, тем больше запоминаешь всех прихожан, в том числе и маленьких. Поэтому когда даже в такой довольно большой компа­нии детей появляется новичок, неволь­но обращаешь на это внимание. Обыч­но приходят молодые родители с ново­рождённым на руках. Они волнуются, беспокоятся, чтобы не сделать что-то лишнее, неправильное, с огромной тор­жественностью причащают дитя — и больше, к сожалению, на службе не по­являются. Конечно, вполне вероятно, что начинают ходить в какой-то другой храм, — хочется на это надеяться. Но, к сожалению, опыт общения со многими молодыми родителями показывает, что обычно такое торжественное причаще­ние младенца — первое после недавне­го крещения, а на ближайшие несколь­ко лет, к сожалению, и единственное.

— Нам вчера после крещения батюш­ка велел обязательно причастить ребё­ночка, — поделилась со мной одна ма­ма. — И вот мы пришли. Наверное, что­бы благодать подольше держалась и сыночка защищала.

О том, что крещение вовсе не чудо­действенный обряд, защищающий от сглаза, а таинство, после которого ре­бёнок становится членом Церкви, эта мама не подумала. Как и о том, что последующее причастие не способ «про­длить благодать», а приобщение ребён­ка, хоть и совсем маленького, к церков­ной жизни и буквально соединение его с Богом.

Конечно, так думают отнюдь не все, и многие понимают значение и смысл та­инства Евхаристии (то есть причастия). Но при этом считают, что младенцы ещё совсем маленькие, всё равно ниче­го не понимают. Кроме того, они счита­ются безгрешными (младенцем ребёнок считается до семи лет, и в это время он действительно считается не поддаю­щимся греху), а значит, и «очищаться» в таинствах исповеди и причастия им, как взрослым, не нужно. А вот исполнится ребёнку семь лет, вот тогда… Но тогда, к сожалению, может оказаться уже поздно.

— В святоотеческой литературе есть история-притча о том, как мать трёхлет­него ребёнка спросила у старца: «Как мне освящать (то есть приобщать к ду­ховной жизни) своего сына?» А старец ответил ей: «Уже поздно, нужно было начинать это делать ещё в утробе». И это действительно так — рассказывает протоиерей Владимир Игнатов, ключарь Христорождественского кафедрального собора Рязани. — Да, младенцы дей­ствительно ничего не понимают. И при­чащаем мы их — «во оставление грехов и в Жизнь Вечную» — не по их соб­ственной вере, а по вере их родителей. Из Евангелия мы знаем много приме­ров того, как Господь совершал чудеса по вере других людей. Это, например, исцеление расслабленного, которого друзья спустили ко Христу через крышу дома. По их вере, Он и исцелил этого человека. А наша родительская вера помогает с раннего детства заронить в душу ребёнка семена, которые в буду­щем помогут ему уже более-менее со­знательно бороться с грехами, а во взрослом возрасте, пережив, как и все, кризис веры, с наименьшими по­терями для души вернуться в лоно Церкви.

Кроме того, чем раньше и чаще ребёнок начинает бывать в храме, тем быстрее он привыкает, и храм становится для него местом при­вычным и спокой­ным. С другой стороны, совер­шенно очевидно, что ребёнок, кото­рого впервые при­вели в храм, а тем более на испо­ведь и причастие, уже в более взрослом и сознательном возрасте, мо­жет повести себя в церкви совершенно неожиданно: заплакать, устроить скан­дал и отказаться участвовать в таин­ствах. Хотя как раз неожиданного здесь ничего нет. Незнакомая обстановка, много чужих людей, скучно, да ещё и «страшный дядя» с громким голосом что-то в рот хочет влить — может, горь­кое лекарство; может, ещё что-то ужас­ное. Ребёнок начинает вести себя аде­кватно со своей точки зрения и неаде­кватно с родительской — впадать в ис­терику и панику. Чтобы этого не допу­скать, нужно с самого малого возраста регулярно — не раз в год и даже не раз в полгода, а ежемесячно или чаще — приходить с ним в храм. Не поддавать­ся соблазну поспать подольше в вос­кресенье или отложить всё на более взрослый возраст — когда «будет про­ще». Потому что проще не будет. И ес­ли мы хотим, чтобы наш ребёнок чувствовал себя в храме хорошо и спокой­но, как те дети, которые в длинной оче­реди к причастию спрашивают: «Кто по­следний?», то и привести его в храм нужно как можно раньше, чтобы не бы­ло поздно и мучительно трудно.

Светлана Исаева