Крестовоздвиженский храм

Все, кто приезжают в Дарну, неизменно восхищаются красотой здешних мест и величественным, но вместе с тем изящным краснокирпичным храмом с серебристыми куполами. Несмотря на «юный» по меркам архитектурных сооружений возраст здания, история храма весьма богата. Изначально село это называлось Дорна; известно оно как минимум с ХV века. По одной из версии, название возникло от слова «дор» — то есть «участок, свободный от леса». В разъезжей грамоте, в которой устанавливались границы села, указано, что Дорна принадлежала тогда близкому сотруднику великого князя Московского Ивана III — Ивану Товаркову-Пушкину (одного из предков великого русского поэта). Позже, уже при Феодоре Иоанновиче, село перешло в казну, откуда его выкупил дьяк Истома Карташёв. Он знаменит тем, что в 1609 году обеспечивал защиту Москвы от Лжедмитрия II и погиб от рук захватчиков. Имение снова перешло в род Пушкиных, а после снова вернулось в казну. Одно время владельцем Дарны был царский стольник Афанасий Боборыкин. В 1658 году Патриарх Никон приобрёл эти земли для своего монастыря. Никон хотел устроить на Истре «русскую Палестину», наш аналог Святой Земли… Как оказалось, истринский ландшафт удивительно схож с ланшафтом древней Палестины. Дарну тогда переименовали в Воздвиженское. К 1686 году там поставили деревянную церковь, освящённую, соответственно, в честь Воздвижения Креста Господня. Однако о ней ничего не известно. Нет сведений и о том, при каких обстоятельствах во времена императрицы Елизаветы Петровны «тщанием прихожан» на этом месте возник Петропавловский храм.

Когда на русских землях бесчинствовали французские войска, в дарницкую церковь прислали молодого священника Петра Воскресенского. Общими усилиями местных жителей и клира храм удалось защитить от варварского разграбления. Согласно описи тех лет, «церковь цела и неприятелем неприкосновенна, одежда и антиминс целы и невредимы». Священники наравне с простым людом вставали на защиту монастырей, храмов, деревень. Во второй половине ХIХ века через Дарну всегда проезжали русские цари, совершавшие паломничества в Ново-Иерусалимский монастырь. С появлением Николаевской железной дороги жизнь села изменилась. Дарна превратилась в своего рода перевалочный пункт между станцией Крюково и Воскресенском (ныне ст. Истра). «Путь по проселочной дороге протяженностью в 21 версту занимал не менее пяти часов. Пассажиров возили шестиместные линейки, тарантасы, брички и простые повозки. Дачники, которые потянулись в Воскресенск, иногда ехали на велосипедах. У храма в Дарне они делали остановку, здесь была двухэтажная церковная гостиница для паломников», — отмечается в сборнике «Дарна. Частица Святой Земли», посвященному Истринскому благочинию и Крестовоздвиженскому храму.

В 1893 году Великим постом дарнинская церковь сгорела, и приход сразу же испросил разрешение на строительство каменного храма. А пока суд да дело, к зданию приходской школы в том же году пристроили временную церковь, освящённую во имя первоверховых апостолов Петра и Павла. Школа располагалась примерно в 20 метрах от теперешней колокольни. Через два года утвердили проект каменного пятиглавого храма для Дарны. Его разработал сын известного зодчего Владимира Шервуда — Сергей Шервуд. Любопытно, что в отчёте настоятеля звенигородского Успенского собора Иоанна Рождественского протоиерей отдельно подчёркивал, что «место для постройки храма во имя Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня в селе Дарна… удобно и прилично, так как около сего места нет и никогда не может быть питейных и фабричных заведений, от строений храм будет отстоять в законном расстоянии, главное обеспечение построения нового храма — есть церковный кирпичный завод, в настоящее время уже готово двести тысяч штук кирпича». Этот завод, как сейчас предполагают, находился у дороги, на спуске к реке. Строилась церковь достаточно быстро — благо нашлись весьма состоятельные жертвователи, — и уже к 1898 году трёхпрестольный храм был готов. Его поставили на так называемый траншейный фундамент, он наподобие футляра накрывал часть погоста старой деревянной церкви. Здесь во время реставрации были найдены останки большого количества людей. Возможно, это те, кто покоился ещё на старом кладбище, а может, здесь тайно хоронили пострадавших за веру в первые послереволюционные годы или убитых фашистами… В новом храме имелись приделы Николая Чудотворца и Вознесения Господня. Ещё около двух лет потребовалось на внутреннюю отделку, и в 1900 году церковь освятили. К сожалению, сам архитектор до этого события не дожил.

Всего семнадцать лет спокойной жизни было отведено Крестовоздвиженскому храму. Правда, после революции его закрыли далеко не сразу. В 1922 году Дарнинский храм подвергся разграблению. К 1935 году он лишился своих колоколов, а через два года его и вовсе закрыли. В Дарне образовался колхоз, и храмовое здание приспособили для хозяйственных нужд. Сначала в нём разместили мастерскую по ремонту тракторов, затем кузницу, а позже стали хранить минеральные удобрения. Именно последние и «подточили» фундаменты и нижние ряды кладки настолько, что десятилетия спустя их пришлось устраивать практически заново. Во время Великой Отечественной войны от артобстрелов и бомбардировок храм сильно пострадал. Шатры, верхний ярус колокольни оказались разрушены. 9 декабря 1941 года, за два дня до освобождения Дарны советскими войсками, захватчики, несмотря на мороз, согнали в здание церкви женщин, детей и стариков. Два дня они провели в разрушенном здании, в лютый холод, не зная, дождутся ли прихода освободителей… Потом протекли полвека абсолютного забвения, а в 1991 году храм передали Церкви.

Крестовоздвиженский храм стоял закрытым 54 года (1937-1991 годы), действует в общей сложности 64 года (1900-1937 годы и с 1991 года). Состояние здания было похоже на состояние большинства храмов в нашей стране — ни дверей, ни окон, ни куполов. Стены были испещрены грубыми надписями, на церкви росли берёзы. Кое-где угадывались остатки фресок. Настоятелем возрождённого храма назначили только что рукоположенного священника Константина Волкова — тогда ему не было ещё и тридцати лет. Сначала ему помогали всего несколько человек — местные старушки да его собственный дядя. Отец Константин и сам работал не покладая рук, счищая снег с крыши, отбивая со стен грязь, разгребая завалы. Одновременно он собрал церковную утварь, сделал временный алтарь, и по выходным народ стал собираться на службы.

В настоящее время все работы по реставрации здания и обустройству интерьера завершены. Вся храмовая территория обнесена кирпичной оградой с железными решётками. На территории после благоустройства разбиты цветники и газоны. Как и в начале ХХ века, Крестовоздвиженский храм, находясь на возвышенности, возле круто спускающегося шоссе в бескрайний истринский лес, продолжает доминировать на селом Дарна.

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №146, 2015 г.

В 2004 г. инициативная группа православных христиан микрорайона Карасу обратились к руководству г. Алматы с просьбой о выделении земельного участка под строительство православного храма. Просьба была удовлетворена в апреле 2006 г. С сентября 2006 г. начались работы по возведению двухэтажного служебного здания (12х18 метров) и подготовка проекта будущего храма.

В середине 2007 г. было закончено строительство административного здания, в котором пока совершаются богослужения (в специально отведенном и обустроенном помещении площадью 150 кв.м.) и размещаются воскресная школа, регентская, библиотека, кухня, трапезная, и др. На Рождество Христово 2008 г. была отслужена первая литургия.

В апреле 2008 г. состоялось освящение строительной площадки под храм, был разработан котлован, проведены бетонные и монтажные работы. 27 сентября 2008 г. в праздник Воздвижения Креста Господня был заложен краеугольный камень в основании церкви. 14 августа 2009 г. совершено освящение 8 новых колоколов общим весом 960 кг. Построено и оборудовано здание котельной, проведена холодная и горячая вода. 14 августа 2011 года был совершен чин освящения и поставления креста строящейся Крестовоздвиженской церкви.

Храм построен в Византийском стиле. Размер — 12х24 м. Общая высота храма — 33м.

Храм Крестовоздвижения в Дарне – это одна из восстановленных церквей XVІІ века, встречающаяся на пути паломников и туристов, путешествующих в Русскую Палестину, что в городском округе Истра (Московская область).

Где находится храм Воздвижения на карте

Он располагается в 5 км к северо-востоку от Истры, на северо-западной окраине поселка Дарна. Недалеко отсюда протекает небольшая река Дарья. Других интересных мест тут нет.

Карта

История появления прихода

Крестовоздвиженская церковь строилась в то же время, что и Новоиерусалимский монастырь. В XVІІ ст. патриарх Никон задумал на истринской земле создать подобие Святой Земли. Окрестные холмы и реки получили новые библейские названия – Фавор, Хеврон и Кедрон, а село Дарна переименовали в Воздвиженское. Название такое деревня получила потому, что по географическому расположению находится приблизительно там, где в Иерусалиме основан монастырь Святого Креста.

Храм в честь Воздвижения Креста Господня основан в 1686 г. Первоначально он строился из дерева – к сожалению, не сохранилось сведений о его судьбе, но в середине XVІІІ в. тут построили приход в честь апостолов Петра и Павла.

В 1895 г. исполнилось прошение прихожан о возведении на территории каменного храма. В этом же году заложили фундамент будущего прихода, а через пять лет, в 1900 г., новую трехпрестольную церковь освятили. С этого времени начали совершать тут службы. Здесь действовала церковно-приходская школа, был небольшой кирпичный заводик.

Тихая и мирная жизнь верующих сельчан протекала до революционных событий 1917 г., а после начался период воинствующего атеизма. В 1937 г. храм в Дарне закрыли, сняли бронзовые колокола и увезли на переплавку «в пользу» индустриализации, имущество изъяли, постройку использовали не по назначению.

старые фото Крестовоздвиженского храма

Когда началась Великая Отечественная война, Дарну заняли немецкие войска. Они беспощадно сжигали деревенские дома и другие постройки. Деревянная церквушка Петра и Павла сгорела, а каменный храм уцелел. Сильно пострадала колокольня, попавший снаряд снес верхний ярус с шатром. В послевоенный период Крестовоздвиженская церковь использовалась как кузня, ремонтная мастерская и склад минеральных удобрений.

Возрождение церкви

Духовная жизнь в Дарне начала возрождаться в 1991 г. Тогда тут организовалась небольшая православная община, состоящая из местных бабушек. Настоятелем назначили отца Константина (Волкова).

Батюшка знал, что собор в с. Дарна нужно восстанавливать, но приехав на место, не ожидал увидеть полуразрушенное сооружение. На крыше церкви не было куполов, вместо них росли двухметровые березы и мох, от звонницы осталось два яруса, территория заросла кустарником. Но это не испугало бывшего воина-афганца (о. Константин служил в Афганистане), отец вдохновлял и подбадривал верующих, говорил, что все получится и храм восстанет в былой красоте.

фото внутри храма Воздвижения Креста

Первые работы по очищению комплекса от мусора совершал священник с пожилыми жительницами селения, но затем подключились мужчины, а следом специалисты – строители, реставраторы… Здешняя церковь стала преображаться.

Как только очистили завалы внутри, начали совершать богослужения. В 1997 г. над храмом возвысились шатры с куполами, в этом же году достроили колокольню и подняли колокола, а затем приступили к внутренним работам. В 2001 г. состоялось освящение отстроенного храмового здания.

Архитектура Крестовоздвиженской церкви

Крестовоздвиженский храм в селе Дарна строился по проекту московского архитектора С.В. Шервуда. Проект реставрации (1991 г.) разработала архитектор-реставратор М. Ю Горячева.

Церковь построена в стиле эклектики, главный акцент делается на декоративном убранстве выполненных в лицевой кирпичной кладке фасадов: кокошники, филенки, карнизы, декоративные пояса, ступенчатые арки. Все это отсылает посетителей в традиции русского зодчества XVІІ века (московское узорочье).

Четверик венчает крупный восьмигранный световой барабан с луковичным куполом – центральной главой, а по углам расположены четыре главы меньших размеров. С западной стороны к церкви примыкает трехъярусная колокольня и шатровое крыльцо. На втором ее ярусе размещены ростовые мозаичные иконы святых.

Внутри храма была красивая роспись, к сожалению, ее «стерло» время и невежество стоящих у власти людей, которые из здания сделали склад. В ходе восстановления внутреннего убранства, художники-реставраторы творческой мастерской «Китеж» украсили стены и своды арок лепниной. Под стать узорам сделали и резные деревянные иконостасы.

Храмовые святыни

Старинные иконы и утварь, хранившиеся в храме Воздвижения Креста до революции, изъяли в 30-х годах. Дальнейшая судьба их неизвестна. После возрождения церковь стала пополняться новыми списками, среди которых есть редкий образ Божией Матери «Августовская». На ней запечатлено явление Богородицы русским солдатам под польским городом Августов, поэтому она получила такое название.

Образ тут оказался не случайно, ведь о. Константин в прошлом служил в Афганистане, а сейчас служит в храме, ведет просветительскую деятельность в войсковых частях, ГИБДД, УВД, духовно окормляет воинов-интернационалистов, семьи погибших воинов. День памяти иконы совершается 14 сентября. Чтобы помолиться у нее, в праздник приезжают сюда военнослужащие не только из Истры, но и с других районов.

Современность храма

Восстановленный Крестовоздвиженский храм сегодня вновь место притяжения паломников и туристов, оставляющих многочисленные отзывы о нем, как о благодатном уголке. Он находится недалеко от Новоиерусалимского монастыря, вместе с ним является историческим и культурным наследием. Но прежде всего Дарнинская церковь занимает важное место в духовной жизни сельчан и приезжих людей, ощутивших здесь Божью благодать.

фото Воздвиженской церкви в Дарне

В храме Дарны традиционно в день вывода Советских войск из Афганистана (15 февраля) собираются воины-интернационалисты, матери и близкие погибших бойцов. Тогда служится заупокойная лития, а затем организовывается совместная трапеза всех гостей. Здесь многие находят утешение, получают поддержку о. Константина.

В 2011 г. на территории насадили яблоневый сад в память о живых и погибших в 1979-1989 г. в Афганистане. Жители села гордятся церковью, которая возродилась и гордо называется достопримечательностью Истринского района. Москвичи, да и не только они, стремятся приехать сюда, когда празднуется Воздвижение Креста Господня – престольный праздник. В храме, как и большие церковные праздники, торжественно отмечают день Победы.

Как добраться (доехать)?

Вам нужно доехать до остановки «Дарна», где проходят автобусы №№ 30, 39 и 319. Все они следуют от станции Истры.

На машине сюда удобнее всего проехать таким образом:

Адрес, сайт, богослужения

  • Адрес: шоссе 46К-1510, Дарна, Истринский район, Московская область, Россия.
  • Координаты GPS: 55.931245, 36.929769.
  • Официальный сайт: http://darnahram.ru/
  • Телефон: +7-965-384-48-20.
  • Время работы: с 9:00 до 17:00.
  • Расписание богослужений: http://darnahram.ru/schedule/

Для тех, кто хочет посетить богослужение, на сайте храма заранее публикуют расписание. Обычно в субботу служится вечерняя, в воскресенье литургия, в будни службы совершаются, если на этот день выпадает праздник. Стоит отметить, что здесь поет лучший церковный хор Истринского благочиния. Следовательно, если будете в этих краях, обязательно посетите церковь в Дарне. В заключение – видео о ней, приятного просмотра!

Московский храм Воздвижения Честного Креста Господня, что на Воздвиженке, в бывшем Крестовоздвиженском монастыре

Московский храм Воздвижения Честного Креста Господня, что на Воздвиженке, в бывшем Крестовоздвиженском монастыре

Московский храм в честь Воздвижения Честного Животворящего Креста Господня, на Воздвиженке (недейств., снесен в 1934)

  • Адрес: Россия, Москва, ул. Воздвиженка, пустырь за д. 7
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Основан в XV-XVI веке. До 1814 года церковь была соборным храмом Крестовоздвиженского монастыря.

После захвата храма Христа Спасителя обновленцами церковь Воздвижения некоторое время была Патриаршим и Московским кафедральным собором.

История

Церковь Воздвижения Креста Господня стояла напротив здания Военторга на одноименной улице — Воздвиженка, там, где сейчас находится подземный переход. До 1814 года она была соборным храмом Крестовоздвиженского монастыря, по которому была названа улица, после революции переименованная в улицу Коминтерна (по находящемуся на ней зданию, где Коминтерн работал в первые годы после революции), а потом в проспект Калинина — также по угловому зданию с Моховой, где находилась приемная «всесоюзного старосты».

История древней Крестовоздвиженской церкви овеяна множеством легенд.

Одна из них гласит, что в середине XV века на этом месте стоял дом любимца Василия Темного, князя Ховрина, чьи владения простирались от Старого Ваганькова (за Музеем изящных искусств) до Поварской и Арбата к Москве-реке. На его дворе стояла деревянная церковь. Потом на месте своего дома князь выстроил новую, каменную, и вскоре основал здесь монастырь и сам принял в нем иночество.

Когда в 1440 году казанский хан Махмед явился в Москву, схимник Крестовоздвиженского монастыря, вооружив монашескую братию, присоединился к начальнику московского войска князю Юрию Литовскому и неожиданно напал у Арбатских ворот на казанцев, грабивших город. Отбив у них плененных женщин, детей и граждан московских, он на том же месте окропил всех святой водой.

Летопись повествует о другой истории Крестовоздвиженской церкви: в 1540 году в Москву из Ржева принесли две чудотворные иконы — Богоматери и Воздвижения. Их встречали малолетний великий князь Иоанн (будущий царь Иван Грозный) с митрополитом за Неглинной, и на этом месте был поставлен памятный Крестовоздвиженский храм. Хотя в 1899 году здесь было найдено погребение 1538 года, и это может подтверждать версию о князе Ховрине.

Так или иначе, но церковь точно известна со времен Ивана Грозного. Тогда она была деревянной, и именно от нее вспыхнул страшный пожар 1547 года. За день до пожара к церкви пришел юродивый Василий Блаженный и «плакашеся неутешно» перед ней. Долго народ гадал, от какого горя плачет юродивый, а следующий день был в Москве такой пожар, в котором погибали каменные здания и плавилось железо. После пожара церковь отстроили в камне, и стояла она в этом монастыре.

В петровское время храм был перестроен из плинфы, как тогда называли кирпич, тогда же Воздвиженкой была названа Смоленская улица. Новую церковь возводили около 20 лет — работам помешал указ Петра о запрещении каменного строительства в Москве, когда все силы и средства должны были быть брошены в Петербург. Интересно, что храм возведенный, «иже под колоколы», был одним из самых последних в городе, построенных в традиции допетровского зодчества — в стиле московского барокко. Впрочем, другие исследователи называют стилем церкви южнорусское (в первую очередь украинское) деревянное зодчество. А в 1848 году арх. П.П.Буренин построил самостоятельную колокольню.

После упразднения монастыря 1814 году соборную Крестовоздвиженскую церковь обратили в приходскую, а на территории бывшего монастыря построили дома для семейств церковнослужителей кремлевского Успенского собора, заселенные в 1820 году.

В Крестовоздвиженском храме были похоронены многие русские государственные деятели — канцлер и руководитель внешней политики России М.И.Воронцов, принимавший участие в дворцовом перевороте, который привел к власти Елизавету Петровну, и много сделавший для Ломоносова; московский генерал-губернатор В.Я.Левашов, занимавший этот пост в годы правления Елизаветы, боярин Стрешнев.

В истории Москвы Крестовоздвиженская церковь была знаменита тем, что в ней 6 июня 1856 года венчался М.Е.Салтыков-Щедрин с дочерью вятского вице-губернатора Елизаветой Аполлоновной Болдиной.

Но память о Щедрине, весьма чтимого советской властью, не спасла и московский храм от сноса в 1934 году — в отличие от храма Большого Вознесения у Никитских ворот, спасенного именно памятью о Пушкине.

Священника Крестовоздвиженской церкви арестовали и сослали в концлагерь, где он погиб, а на месте снесенного храма устроили шахту Метростроя. До зимы 1979 года на проспект Калинина выходили только бывшие монастырские ворота, также снесенные при строительстве подземного перехода. Сейчас там простая асфальтовая площадка.

Смотри также

  • Московский Крестовоздвиженский монастырь

Использованные материалы

В пяти километрах от города Истра в селе Дарна стоит красивый храм Воздвижения Креста Господня. Кто бывал в Шамординском монастыре вблизи Оптиной Пустыни, заметит сходство его собора с этой подмосковной церковью. Оба храма строил архитектор Сергей Владимирович Шервуд в 1890-е годы. На территории церкви в Дарне погребена блаженная Александра – подмосковная юродивая конца XIX и начала XX века. В храме находится Августовская икона Божией Матери, у которой молятся военные и их родственники.

Истринская блаженная

На участке Крестовоздвиженской церкви стоит кованый могильный крест. Под этим крестом покоятся останки подмосковной блаженной Александры. Ценные воспоминания о блаженной оставила жительница села Онуфриево Мария Ефимовна Кузнецова. Часть их опубликована на сайте Крестовоздвиженского храма. Мария Кузнецова прожила долгую жизнь. Она помнила блаженную Александру и дожила до 1990-х годов, когда церковная жизнь в селе Дарна возрождалась.

Блаженная Александра родилась в 1870-е годы в деревне Углынь. Сегодня это граница Рузского и Истринского районов. Девочка рано лишилась родителей, поэтому жила вместе со своей теткой Маврой в деревне Сафонихе. В школу она не ходила, но научилась грамоте самостоятельно по церковным книгам. Александра с детства вела почти затворнический образ жизни. Она не гуляла с подругами и ребятами, а ходила только в церковь и на похороны. Когда Александра узнавала о чьей-то кончине, говорила тетке Мавре, что «надо сходить, надо проводить».

Подобно другим юродивым Александра зимой и летом ходила в легкой одежде. В холод надевала холщовую рубашку и валенки без чулок. «В морозы Господь ее грел» – вспоминала Мария Кузнецова. Однако в отличие от большинства блаженных она не терпела насмешек от окружающих. Наоборот, в дом блаженной в Сафониху приезжали люди за советом или за исцелением из ближайших деревень, а также из Новопетровского, Рузы, Волоколамска, Можайска. Она лечила молитвой больных, предвидела судьбы и читала мысли.

Александра прожила всего 32 года. Блаженная ходила в церковь села Онуфриево и однажды взяла с собой лопату. После службы она оставила лопату у храма и вернулась домой. На следующий день Александру нашли мертвой, хотя тетка не замечала, чтобы она чем-то болела или жаловалась на самочувствие. Блаженную хоронили при большом стечении людей и священников, ее гроб несли четыре километра на руках из Сафонихи в Онуфриево. Александру погребли в ограде храма на том месте, где она оставила лопату.

После смерти на могиле Александры продолжали происходить исцеления. В 1940-е годы храм в Онуфриево уничтожили при наступлении немцев, но могила сохранилась. Уже после войны захоронение оказалось в окружении дачных домов, помойки и свинарника. В 1996-м году верующие обратились к духовенству с просьбой перезахоронить останки блаженной на участке действующего храма в Истринском районе. Выбрали Крестовоздвиженскую церковь в селе Дарна в 30 километрах от Онуфриево.

Августовская икона: «Явление Божией Матери солдатам в 1914 году»

В Крестовоздвиженском храме села Дарна есть редкая Августовская икона Божией Матери. Название относится не к месяцу, а к городу Августов на территории нынешней Польши. В начале Первой Мировой войны русские войска потерпели два серьезных поражения на Северо-Западном фронте. В армии царила растерянность. В этот трудный период солдаты одного из полков стали свидетелями чуда – в небе над лагерем в Польше 1 сентября 1914 года явилась сама Богородица и указала рукой на запад.

Известие о чуде на фронте, свидетелями которого стали несколько десятков солдат, попало в газеты. Первая заметка под названием «Чудо» появилась в «Биржевых Ведомостях» в сентябре 1914 года. Часть заметки приводится в книге Андрея Фарберова, посвященной истории иконы: «После нашего отступления наш офицер, с целым полуэскадроном, видел видение. Они только расположились на бивуаке. Было 11 часов вечера. Тогда прибегает рядовой с обалделым лицом и говорит: «Ваше благородие, идите». Поручик Р. Пошел и вдруг видит на небе Божию Матерь с Иисусом Христом на руках, а одной рукой она указывает на запад. Все нижние чины стоят на коленях и молятся. Он долго смотрел на видение. Потом это видение изменилось в большой крест и исчезло…После этого разыгралось большое сражение под Августовом, ознаменовавшееся большой победой».

Известие о чуде из «Биржевых Ведомостей» перепечатали многие газеты. На основе описания заметки стали печатать открытки с Богородицей в небе над лагерем солдат. Новость и изображения распространились по всей Российской империи. Известие воодушевило народ после неудачного начала военных действий. Казалось, что Божия Матерь теперь станет заступницей русских солдат в войне против немцев.

Началось расследование чуда священниками по указу Синода. Они выяснили подробности, которые спустя время опубликовали в «Вестнике Военного и Морского духовенства»: «1-го сентября в 11 часов ночи обоз 2-го разряда бригады Лейб-Гвардии кирасир…находившийся близ г. Мариамполь, внезапно был застигнут немцами: получено было донесение, что неприятель на автомобилях с пулеметами и пушками находится вблизи шоссе… Воины увидели в небе необыкновенно яркую звезду, из которой постепенно образовалось сияние из маленьких звезд, и чудный образ Богоматери с Предвечным Младенцем, при чем Божия Матерь рукою указывала на запад… Чудное явление продолжалось около получаса… Когда видение исчезло, на месте явления воссияла та же яркая звезда. После этого общей радости не было предела: неприятеля уже не оказалось, и обоз благополучно совершал дальнейшее следование». Таким образом, Божию Матерь в небе солдаты видели примерно за месяц до победы под Августовом, но в народном сознании оба этих события соединились.

У храма в Дарне есть «Сад памяти Баграмского разведывательного батальона», а четыре современные мозаики на колокольне изображают святых воинов: Александра Невского, Георгия Победоносца, Андрея Боголюбского и Иоанна Воина. Настоятель храма священник Константин Волков в прошлом участник войны в Афганистане. Он заведует в Истринском благочинии контактами с вооруженными силами. Вот почему в храме появилась такая икона Божией Матери. Перед ней молятся военнослужащие и их родные.

Храм архитектора Шервуда

Крестовоздвиженский храм в селе Дарна – интересный памятник архитектуры Истринского района и всего Подмосковья. Он был построен по проекту зодчего Сергея Владимировича Шервуда в 1895 году. Его отец архитектор Владимир Осипович Шервуд известен зданием Исторического музея в Москве на Красной Площади. Сергей Шервуд помогал отцу в этой работе. Свои архитектурных проекты он, как и отец, делал в псевдорусском стиле. Храм в Дарне похож и на Казанский собор женского монастыря в Шамордино Калужской области. Этот величественный монастырский храм недалеко от Оптиной Пустыни тоже строили по проекту Сергея Шервуда.

В Истринском районе есть красивый пятишатровый храм, который можно посетить вместе с церковью в Дарне. Это храм Казанской Божией Матери в Глебово. Проект храма создал другой знаковый архитектор XIX века Константин Тон. Придворный зодчий царя Николая I стал автором многих церквей в разных городах Российской империи, но самый знаменитый из них – Храм Христа Спасителя в Москве.