Крестовые походы даты

С фразы, в переводе с латинского означающей «Так хочет Бог!» и вынесенной в подзаголовок статьи, началась эпоха Крестовых походов. Девятьсот с лишним лет назад тысячи европейцев отправились отвоёвывать Гроб Господень — так в переносном смысле называли Иерусалим и окружающую его Святую землю. С тех пор вокруг крестоносцев и их войн сложилось много мифов и легенд. Лайфхакер рассказывает о самых популярных.

В Telegram-канале «Лайфхакер» только лучшие тексты о технологиях, отношениях, спорте, кино, финансах и многом другом. Подписывайтесь!

Крестовые походы были первым столкновением христиан и мусульман

Чтобы понять, почему это не так, нужно обратиться к событиям, которые предшествовали Крестовым походам.

Так, к 1096 году — началу эпохи Крестовых походов — уже больше трёх столетий продолжалась Реконкиста O’Callaghan J.F. A History of Medieval Spain. Cornell University Press. 2013 — процесс отвоевания Иберийского полуострова (нынешней Испании и Португалии) у захвативших его мавров. Маврами называли североафриканские племена, принявшие ислам в VII веке. Всего за семь лет (с 711 по 718 год) мавры разбили королевство вестготов, подчинили почти все Пиренеи и даже вторглись в южную Францию. Окончательно европейцы (жители Леона, Кастилии, Наварры и Арагона, которые станут единой Испанией) отвоюют эти земли только в 1492 году.

«Битва при Пуатье 732 года», картина Карла Штейбена. В 732 году возле французского города Пуатье произошло сражение между франками и маврами. Изображение: Wikimedia Commons

Сам Иерусалим на момент Первого крестового похода уже более четырёх веков принадлежал мусульманам, отбившим его у Византийской империи. Здесь они, сначала арабы, а затем турки-сельджуки, теснили Thomas A. The Crusades: The War for the Holy Land. Simon & Schuster. 2012 византийцев ещё с VII века. Постепенно византийцы теряли свои территории (Египет, африканское побережье Средиземного моря, Палестину, Сирию) и, в конце концов, сохранили за собой лишь часть Малой Азии и Константинополь. Это поставило цивилизацию греков-византийцев к концу XI века на грань катастрофы.

Также всё это время не утихала экспансия осколков Арабского халифата в Средиземном море. Например, в XI веке европейцы отвоёвывали Tyerman C. The World of the Crusades. Yale University Press. 2019 у арабов Сицилию. В 1074 году, за 20 с лишним лет до начала крестоносного движения, тогдашний папа римский Григорий VII даже планировал священную войну против мусульман.

Крестовые походы: завоевания Арабского халифата
Завоевания Арабского халифата: от появления ислама в 610 году до 750 года. Изображение: DieBuche / Wikimedia Commons

Так что походы крестоносцев никак нельзя назвать первым столкновением мусульман и христиан. Эта идея витала в воздухе и воплотилась Лучицкая С. И. Крестовые походы. Идея и реальность. СПб. 2019 в проповедях папы римского Урбана II во французском городе Клермоне в 1096 году.

Крестоносцы воевали только с мусульманами

Классическими Крестовыми походами считаются экспедиции европейских рыцарей на Ближний Восток, а также близлежащие территории с 1096 по 1272 годы. Но существует целый ряд санкционированных католической церковью войн, которые велись на юге, севере и востоке самой Европы. Так, с середины XII века Крестовые походы организовывали не только против мусульман. Врагами крестоносцев объявляли язычников, еретиков, православных и даже других католиков.

Альбигойский крестовый поход (или альбигойские войны) 1209–1229 годов был Crusades. History.com направлен против еретиков катаров — альбигойской секты, — которые не признавали католическую церковь.

Крестовые походы: римский папа отлучает альбигойцев от церкви, и крестоносцы уничтожают их
Римский папа отлучает альбигойцев от церкви, и крестоносцы уничтожают их. «Хроника Сен-Дени», XIV век. Изображение: British Library / Wikimedia Commons

Походы крестоносцев на юг Италии и в Сицилию в 1255–1266 годах и вовсе с самого начала были направлены Strayer J. R. The Political Crusades of the Thirteenth Century. The Later Crusades, 1189–1311. A History of the Crusades, Volume, II. University of Wisconsin Press. 1969 против братьев по вере. Папа римский, стремившийся объединить под своей властью всю Италию, сказал, что живущие там католики «хуже язычников». Так священная война стала политическим орудием римского понтифика.

Известно также движение Schlumberger G. Deux chefs normands des armées byzantines au XIe siècle: Sceaux de Herve et de Raoul de Bailleul. Revue Historique немецких рыцарских орденов против последователей языческих культов в Прибалтике. В XII–XIII веке были организованы крестовые походы против полабских славян, финнов, карелов, эстов, литовцев и других местных племён. Крестоносцы дошли и до северных русских земель и воевали в том числе и с Александром Невским.

Ознакомьтесь 👑
  • От Александра Македонского до Владимира Ленина: 10 мифов об исторических личностях

В XV веке римско-католическая церковь санкционировала Tyerman C. The World of the Crusades. Yale University Press. 2019 Крестовые походы против своих оппонентов — чешских гуситов и Османской империи. Последним Крестовым походом можно считать выступление Священной лиги европейских государств против Османской империи в 1684–1699 годах.

Расправы над «неугодными» устраивались и без санкции папы. Первый крестовый поход начался Брандедж Дж. Крестовые походы. Священные войны Средневековья. М. 2011 с массовых погромов евреев в северной Германии и Франции. Жестокость этого преследования была такой, что многие иудеи предпочитали убить себя сами, нежели попасть в руки «воинов Христа». Распространённой практикой было давать выбор между смертью и крещением.

«Разорение еврейского дома в правление Ричарда I», картина Чарльза Ландсира. Изображение: Art UK

Не менее бесславно вели себя крестоносцы с христианами Ближнего Востока, коих было немало. Дело в том, что в те времена уже чётко обозначился раскол между западной и восточной ветвями христианства. Поэтому нет ничего необычного, что европейцы считали православных варварами-язычниками. Так, взяв в 1098 году Антиохию после тяжёлой осады, участники Первого крестового похода устроили Harari Y. Special Operations in the Age of Chivalry, 1100-1550. Boydell & Brewer. 2007 в городе резню, не щадя ни мусульман, ни христиан, ни иудеев.

Захват крестоносцами Константинополя в 1204 году
Захват крестоносцами Константинополя в 1204 году. Миниатюра XV века. Изображение: Wikimedia Commons

А участники Четвёртого крестового похода (1202–1204 годы) и вовсе взяли Филипс Дж. Четвертый крестовый поход. М. 2010 Константинополь вместо того, чтобы плыть в Египет. Город был разграблен, а множество ценностей и реликвий из него вывезено в Европу. Как видно, «цивилизованные» греки (византийцы) для крестоносцев мало Лучицкая С. И. Путешествие в Святую землю в XII–XIII вв.: очерк истории повседневной жизни. Путешествие как историко-культурный феномен. Одиссей: человек в истории. М. 2010 чем отличались от «варваров».

В Святую землю отправлялись только рыцари

На самом деле в Крестовых походах поучаствовали почти все слои населения средневековой Европы: от королей до бедняков и даже детей.

Самым первым выступлением христиан (не путайте с Первым крестовым походом) стал Крестьянский поход в 1096 году, его же называют Народным, или Походом бедноты. Вдохновлённая проповедями Петра Пустынника и речами папы Урбана II (вступлением в «святое воинство» папа предлагал искупить Tyerman C. The World of the Crusades. Yale University Press. 2019 свои грехи) огромная толпа простых людей и небольшое количество рыцарей (всего до 100 тысяч человек, включая женщин и детей) не дождались Kostick C. Pauperes and the First Crusade: from the Preaching of the Crusade to the Rise of the Visionaries. In The Social Structure of the First Crusade. Brill. 2008 официального начала Крестового похода. Они даже не взяли с собой припасы. Это воинство вторглось во владения сельджуков и было разбито — почти все участники похода погибли.

Впоследствии крестьяне ещё не раз устраивали собственные «крестовые походы», за что папы даже отлучали участников от церкви, а собственные короли громили их войска.

Крестовые походы: разгром Народного крестового похода
Разгром Народного крестового похода. Иллюстрация Жана Коломбе из книги XV века. Изображение: Bibliothèque nationale de France / Wikimedia Commons

В 1212 году в Европе началось Mesguer E. The Children’s Crusade set out for the Holy Land in 1212. It never arrived. National Geographic движение, получившее название Крестового похода детей. Всё завязалось с того, что подростку Стефану из Клуа якобы явился Христос, который повелел ему освободить Святую землю. Сделать Стефан это должен был силой молитвы непорочных детских душ. Подобный же «пророк» появился и во французских землях. В результате до 30 тысяч детей из Франции и Германии устремились за Стефаном, поверив его проповедям. Они с трудом добрались до Марселя, где погрузились на семь кораблей, предоставленных местными купцами. На них детей увезли в рабство в Африку. Правда, сегодня многие историки сомневаются Лукаш О. В., Портных В. Л. Историография детского крестового похода (XX–начало XXI века). Вопросы истории , что участниками этого похода действительно были дети — скорее речь идёт о подростках и молодых людях.

Конечно, описанные выше походы организовывались не с разрешения папы римского, что делает их не совсем официальными. Но и исключать их из крестоносного движения нельзя.

Участницами его были Tyerman C. The World of the Crusades. Yale University Press. 2019 и женщины. Например, в Седьмой крестовый поход на одном из кораблей отправились 42 женщины с 411 мужчинами. Некоторые ехали вместе с мужьями, другие — обычно вдовы — самостоятельно. Это давало им возможность, как и мужчинам, посмотреть мир и «спасти свою душу» после молитв в Святой земле.

Рыцари шли в крестовые походы только ради наживы

Долгое время считалось, что основными участниками Крестовых походов были Заборов М. А. Крестоносцы на Востоке. М. 1980 младшие сыновья европейских феодалов — рыцари, которые не получили наследства. Соответственно, их главной мотивацией провозглашалось стремление набить карманы золотом.

Крестовые походы: сражение крестоносцев с сарацинами
Сражение крестоносцев с сарацинами. Миниатюра XIV века. Изображение: Bibliothèque nationale de France / Wikimedia Commons

На самом деле такое упрощение сложно рассматривать всерьёз. Среди крестоносцев было много богатых людей, а участие в священной войне стоило дорого и редко приносило прибыль. Так, рыцарь должен Tyerman C. The World of the Crusades. Yale University Press. 2019 был самостоятельно вооружиться сам и экипировать своих спутников и слуг. Кроме того, на всём протяжении пути в Святую землю им нужно было что-то есть и где-то жить. На пешую дорогу же уходили Лучицкая С. И. Путешествие в Святую землю в XII–XIII вв.: очерк истории повседневной жизни. Путешествие как историко-культурный феномен. Одиссей: человек в истории. М. 2010 месяцы.

В сборе этих средств часто принимала участие вся семья. Нередко рыцари закладывали или продавали своё имущество.

Так, например, лидер Первого похода Готфрид Бульонский заложил свой родовой замок. Чаще всего крестоносцы возвращались назад с пустыми руками или с реликвиями, которые дарили монастырям. Но участие в «богоугодном деле» сильно поднимало престиж семьи в глазах остальной знати. Поэтому выживший крестоносец-холостяк мог рассчитывать на выгодный брак.

Чтобы добраться по морю, опять-таки нужно было раскошелиться Лучицкая С. И. Путешествие в Святую землю в XII–XIII вв.: очерк истории повседневной жизни. Путешествие как историко-культурный феномен. Одиссей: человек в истории. М. 2010 : «забронировать» себе (а также своей свите и коням, если они есть) места на корабле или судно целиком и закупиться провизией. При этом никто не мог гарантировать безопасность ни морского, ни сухопутного путешествия. Крестоносцы погибали в кораблекрушениях, тонули при переходе рек, умирали от болезней и истощения.

Захваченные в Святой земле территории не только не приносили барышей, но и чуть ли не целиком зависели от европейских средств. Чтобы содержать их, короли вводили Лучицкая С. И. Крестовые походы. Словарь средневековой культуры. М. 2007 новые налоги. Так появилась «саладинова десятина», названная в честь правителя Сирии и Египта, отбившего у крестоносцев Иерусалим.

Заморские владения буквально выкачивали деньги. Седьмой крестовый поход Людовика IX стоил Crawford P. F. Four Myths About the Crusades. Intercollegiate Review в 36 раз больше, чем ежегодный доход французской короны.

Крестовые походы разбудили религиозную нетерпимость

Несмотря на успехи крестоносцев, сначала на Востоке не торопились объявлять джихад прибывшим христианам, хотя для мусульман Иерусалим тоже был важным городом. Дело в том, что мусульманские правители были Tyerman C. The World of the Crusades. Yale University Press. 2019 больше заняты противоборством друг с другом, чем с крестоносцами. Доходило до того, что они приглашали христиан поучаствовать в своих разборках. Только когда Ближний Восток стал объединяться под властью одного правителя (например, Нур ад-Дина или Саладина), мусульмане стали давать настоящий отпор.

«Саладин и Ги де Лузиньян после битвы при Хаттине в 1187 году», картина Саида Тасина. Изображение: Wikimedia Commons

Но назвать это противостояние причиной зарождения религиозной нетерпимости нельзя. Ещё гораздо раньше, в 1009 году, египетский халиф Аль-Хаким приказал разрушить Храм Гроба Господня и устроил Трибельский И. Иерусалим. Тайна трёх тысячелетий. Ростов на Дону. 2007 гонения на христиан и иудеев — с убийствами и насильственным обращением в ислам. Поэтому наивно говорить, что Крестовые походы породили исламский экстремизм.

Немного по-другому, на первый взгляд, представляется ситуация с крестоносцами.

Для средневековой Европы Крестовые походы стали первым случаем, когда война не только не считалась греховным делом, но, напротив, представлялась богоугодной и священной.

Всего 30 годами ранее, после битвы при Гастингсе в 1066 году, норманнские епископы наложили на своих воинов (которые, кстати, победили) епитимью — вид церковного осуждения и наказания.

В целом, несмотря на войны, большую часть времени мусульмане и христиане на Ближнем Востоке мирно уживались друг с другом. Пока Иерусалим был под властью арабов, паломники-христиане могли спокойно поклоняться своим святыням, которые никто не разрушал. Терпимо мусульмане относились и к местным христианам, обложив War and Peace in Islam: The Uses and Abuses of Jihad. The Islamic Texts Society Cambridge. 2013 их только специальным налогом. Примерно такая же ситуация была Jotischky A. Crusading and the Crusader States. Taylor & Francis. 2004 в тех государствах крестоносцев, где последователи ислама составляли большую часть населения.

Эпоха крестовых походов принесла только смерть, разрушения и болезни

Походы крестоносцев унесли множество жизней и доставили немало бед, но у них были и благотворные для развития общества последствия.

Так как войны на отдалённых территориях требовали Crusades. History.com постоянной доставки припасов, это подхлестнуло развитие судостроения. Плавание по Средиземному морю стало безопаснее Лучицкая С. И. Путешествие в Святую землю в XII–XIII вв.: очерк истории повседневной жизни. Путешествие как историко-культурный феномен. Одиссей: человек в истории. М. 2010 и оживлённее, так как корабли стали реже терпеть крушения. В Европу с Востока попали многие продукты (шафран, лимон, абрикос, сахар, рис) и материалы (ситец, кисея, шёлк). После Крестовых походов в Европе значительно вырос интерес к путешествиям. Впервые со времён Римской империи большие группы людей отправлялись в путь не как паломники или торговцы, а из интереса к неизведанному.

Крестовые походы: Людовик IX во главе крестоносцев на пути в Египет
Людовик IX во главе крестоносцев на пути в Египет. Изображение: Guillaume de Saint-Pathus, Vie et miracles de Saint Louis / Wikimedia Commons

Крестовые походы значительно раздвинули Лучицкая С. И. Путешествие в Святую землю в XII–XIII вв.: очерк истории повседневной жизни. Путешествие как историко-культурный феномен. Одиссей: человек в истории. М. 2010 познавательный горизонт европейцев, которые познакомились с другими народами, культурами и странами. Это движение помогло накопить огромные знания и исследовать значительные пространства. Пятый крестовый поход (1217–1221 годы) послужил основанием для первых средневековых экспедиций в Центральную Азию и на Дальний Восток.

Благодаря Крестовым походам европейцы смогли Хитти Ф. Краткая история Ближнего Востока. М. 2012 познакомиться с сочинениями со всего света, бережно собиравшимися мусульманами. Многочисленные тексты античных учёных и философов, утерянные в Европе, вернулись в неё благодаря арабским переводам.

Это интересно 🏺
  • 10 заблуждений о Древней Греции, с которыми пора попрощаться

Средневековая наука приобрела небывалый объём знаний в области географии, математики, астрономии, медицины, философии, истории, лингвистики. Есть мнение, что крестоносцы таким образом проложили для средневековой Европы путь к эпохе Возрождения.

Однако нельзя забывать, что всё это было достигнуто ценой экономического разрушения История Востока в 6 томах. Том 2. Восток в средние века. М. 2002 территорий современных Сирии, Ливана и Палестины. Многие города и поселения были уничтожены или пришли в упадок, из-за многочисленных осад было вырублено огромное количество лесов. А торговцы и ремесленники, которыми раньше славились эти места, переселились в Египет.

Три года понадобилось участникам Первого крестового похода, который продолжался с 1096 по 1099 год, чтобы взять Иерусалим. После этого последовали Брандедж Дж. Крестовые походы. Священные войны Средневековья. М. 2011 ещё восемь масштабных экспедиций. Крестоносцы около 200 лет, до 1291 года, удерживали земли Палестины и Леванта, пока их окончательно не разгромили и не выбили из Святой земли.

Вокруг крестоносного движения сложилось множество легенд и возник своеобразный романтический ореол. Но в реальности, как всегда, всё оказалось несколько сложнее.

Крестовое движение: предпосылки и причины

Процесс, начатый в конце XI столетия и переломивший ход европейской истории, отнюдь не ограничивался только ближневосточным регионом. Крестовая экспансия шла по всем направлениям, выходя за рамки христианского мира. На севере и северо-востоке Европы крестоносцы осваивали Прибалтику, Карелию и прусские земли.

На юге борьба шла за освобождение Пиренейского полуострова от мавров (она же Реконкиста). И, конечно же, Ближний Восток, завоевание которого стало отправной точкой истории крестового движения. Считается, что оно утратило свою силу уже в XIII-XIV веках, но, это, мягко говоря, не совсем верно.

Продолжение этого процесса мы найдем и в географических экспедициях раннего Нового Времени. Великие путешественники Христофор Колумб, Фернан Магеллан, Америго Веспуччи и Васко да Гама во многом выступали как христианские миссионеры, которые водружали крест на новых землях.

Христианский мир закономерно расширял свои границы. Но и внутри Европы приходилось бороться с еретическими движениями и отступниками от истинной веры.

Духовной основой европейской экспансии на Восток стала знаменитая Клюнийская реформа X-XI веков: «обновленный» клир считал, что общество должно объединяться вокруг идеи всеобщего спасения и создания достойных условий проживания в границах христианского мира. Истоки движения и в паломничестве. Люди Средневековья всегда хотели воочию увидеть свои духовные ориентиры: побывать в святых местах и дотронуться до реликвий христианского мира.

Карта Средневекового мира.
Карта Средневекового мира. Источник: pinterest.com

Среди прочих Иерусалим был святыней № 1: это не только место, где разворачивалась новозаветная история и прошла земная жизнь Христа, но и модель идеального мира — Царства небесного. Средневековый человек всегда противопоставлял греховному Вавилону святой Иерусалим, подобно тьме ночи свет дня. Царство небесное в понимании людей той эпохи должно было иметь абсолютно земную структуру и доступные для простого человека порядки. Всё это олицетворял «земной» Иерусалим. Даже на картографических материалах Средневековья этот город является центром христианского мира.

По логике вещей, на рубеже X-XI столетий была неминуема священная война, ведь главная святыня христианского мира находилась в руках иноверцев. А кто будет воевать во имя мира? Конечно же, знать, чьи германские воинские доблести постоянно пытались вместить в границы христианской конфессии. Рыцарь — защитник веры и церкви. Меч — подобие латинского креста. Крест как символ на одежде появляется ещё в середине XI века, когда европейские вооружённые пилигримы идут на помощь к своим братьям по вере в Испании и Португалии.

Хронология крестовых походов: Ближний Восток

На настоящий момент принято считать, что Крестовых походов в Святую Землю было около 9. Взгляд современных исследователей и просто любителей истории вполне понятен, но он нуждается в определённых коррективах. Современники же полагали, что крестовый поход был всегда один, который увенчался взятием Иерусалима в 1099 году. С него начинается история государств крестоносцев на Ближнем Востоке и в особенности Иерусалимского королевства. Европа ощущает на себе очень сильное культурное влияние Востока с начала XII века. Да и на экономику и демографию Европы крестовое движение оказало положительный эффект. Все последующие походы в средневековых хрониках освещались лишь как отдельные экспедиции на помощь пилигримам на Востоке.

2.jpg

Маршруты крестовых походов. (pinterest.com)

В порядковой классификации выделяются 4 крестовых похода, как наиболее крупные и значимые для истории Средних Веков. С чего же всё начиналось?

А началось всё в ноябре 1095 года в городе Клермон на юге Франции. Римский Папа Урбан II, активный сторонник Клюнийской реформы, собрал очередной церковный собор. Современники отмечали, что участников мероприятия было столько, что понтифику пришлось выступать на поле рядом с кафедральным собором. Поводов собраться было предостаточно: восстановить мир и прекратить смуты знати, свести счеты с противниками апостольского престола из Германии (вспоминаем борьбу за инвеституру Генриха IV и папы Григория VII). Но в повестку собора вносит изменение Византия: император Алексей I Комнин просит римского понтифика помочь в борьбе с турками-сельджуками, которые вторглись в Малую Азию и на Ближний Восток из среднеазиатских степей в середине XI века. Византийская империя теряла провинции на Востоке: в 1071 году в битве при Манцикерте император Роман IV Диоген угодил в плен к сельджукскому султану Альп-Арслану. Да и на Ближнем Востоке мусульманские князьки то и дело покушались на христианские святыни. Наместник бога на земле призвал идти к святым местам и защищать их.

3.jpg

Папа Урбан II на Клермонском соборе. (pinterest.com)

Первый и единственный поход (1096−1099 гг.) принято делить на две фазы: поход «бедноты», начатый весной 1096 года, и поход знати, который взял старт через год. Элита готовилась больше времени, чем простой люд. Народные проповедники, такие как Пётр Пустынник или немецкий священник Ботшанк, призывали бросать всё и идти в Святую Землю.

4.jpeg

Пётр Пустынник. (pinterest.com)

Знать объединяется вокруг Готфрида Бульонгского из Лотарингии и его брата Балдуина, Раймунда Тулузского, Роберта Коротконого (сына Вильгельма Завоевателя) и Боэмунда Тарентского. Нормандцы, лотарингцы, французы и немцы составляют костяк воинства господ.

Осенью 1096 года толпа оборванцев во главе с Петром Амьенским (он же Пустынник) через Венгрию достигает массивных укреплений города императора Константина Великого. Цивилизованные византийцы были так напуганы количеством оголтелой бедноты под стенами города, что решили пропускать их по группам. Переправившись через Босфор, простолюдины осадили Никею и были разбиты турками. Из 20 тысяч пилигримов выжило всего 3 тысячи. В их смерти были повинны не только мусульмане: крестьяне умирали от голода, жары и болезней.

Весной 1097 года закованные в стальные доспехи всадники прибывают в Константинополь. Но император Алексей I не спешит пускать крестоносцев дальше: византийцы пытаются склонить предводителей похода к присяге на верность басилевсу и добиться от них полной лояльности. Греки желают вернуть утраченное руками крестоносцев, однако Готфрид и его братья по оружию не спешат принимать присягу. Заключив довольно ненадёжное соглашение, военная машина европейцев берёт штурмом Никею и отправляется к заветной цели похода. Неся тяжкие потери, воинство Христа в 1098 году берет Антиохию и захватывает Эдессу. Крестоносцы закрепляются на Ближнем Востоке и формируют первые княжества.

Битва крестоносцев с турками.
Битва крестоносцев с турками. Источник: pinterest.com

В июле 1099 года вооруженные пилигримы берут штурмом Иерусалим. 17 июля город пал, и Готфрид Бульонский, как гласит легенда, у гробницы Иисуса приносит клятву — теперь он главный защитник христиан на Святой Земле. К 1101 году крестоносцы дойдут до берегов Красного моря и начнут строить первые укрепления по периметру занятых территорий. Были образованы графство Эдесса, княжество Антиохийское, графство Триполи и, конечно же, Иерусалимское королевство. Для защиты территорий христиан на Ближнем Востоке создаются духовно-рыцарские ордена и возводится ряд твердынь по периметру границ государств «франжей» (так арабы называли крестоносцев).

6.png

Государства крестоносцев. (pinterest.com)

В первой четверти XII века в правление Балдуина I обстановка на Ближнем Востоке была относительно спокойной. Мусульманские правители постепенно набирали силы для ответного удара. В 1144 году один из атабеков Месопотамии, эмир Мосула Занги, штурмом овладел Эдессой: первое графство крестоносцев пало. Апостольский престол отреагировал на этот вопиющий акт и решил оказать помощь пилигримам на Востоке. Во главе новой экспедиции стояли уже европейские монархи — французский король Людовик VII и германский император Конрад III. Также во втором крестовом походе принял участие герцог Швабии, будущий император Священной Римской Империи Фридрих Барбаросса. Всё началось с рождественской проповеди Бернара Клервоского, которая сподвигла жителей немецких и французских земель отправиться на помощь братьям по вере.

7.jpg

Второй крестовый поход. (pinterest.com)

В мае 1147 года крестоносцы выступили из Регенсбурга. Вторая экспедиция оказалась крайне неудачной: после высадки на Ближний Восток французский монарх принимает решение ударить по Дамаску, хотя основная опасность исходила от эмира Халеба Нур-ад-Дина. Огромная армия была истощена длительными перемещениями по Малой Азии, пятимесячная осада Дамаска не принесла никаких результатов. Армия сельджукского атабека разгромила крестоносцев под стенами сирийской столицы. В 1149 году силы Второго крестового похода покинули Ближний Восток. Лидеры остались ни с чем.

В правление Балдуина IV Прокажённого, в 70−80ые гг. XII века, Иерусалимское королевство достигает своего расцвета. Это период относительной стабильности и череды важных побед. Но и мир ислама наращивал силы: племянник курдского военачальника по имени Салах ад-Дин в 1171 году, скинув с престола шиитскую династию Фатимидов в Египте, стал полноправным правителем страны долины Нила. Вскоре и Дамаск открыл перед ним ворота. Такая рокировка на ближневосточном театре очень сильно осложнило положение крестоносцев. В 1177 году в битве при Монжизаре иерусалимский король, молодой Балдуин IV, одолел войска Саладина. Блестящая победа христианского оружия остудила замыслы мусульман о священной войне против неверных. Между Саладином и Балдуином было заключено перемирие. Но, к сожалению, юный король скончался в 1185 году и за иерусалимский трон началась ожесточённая борьба.

8.jpg

Салах ад-Дин. (pinterest.com)

Победителями из распри вышли самые дерзкие крестоносцы Ги де Лузиньян и Рейнальд де Шатильон. Первый был мужем сестры короля Иерусалима, храбрым воином, но безобразным дипломатом. Он рассорился не только со своими вассалами, но ещё и с Саладином. Перемирие нарушалось и в 1185, и 1186 году. Второй же персонаж — главный символ раздора, вероломный налётчик, отряды которого не давали покоя караванам торговцев, которые совершали поездки в Саудовскую Аравию. Терпение у Саладина лопнуло быстро, ведь с зачинщиком подобных безобразий новоиспечённый король Иерусалима Ги де Лузиньян ничего сделать не мог. Опасность заставляет государства крестоносцев сплотиться и выступить единым фронтом на встречу к врагу. Военный совет рекомендовал подготовить запасы и дождаться осени для наступления, но король категорически отвергает подобное предложение. 3 июля 1187 года пилигримы выступают к Саладину. Жара усугубляет положение крестоносцев: 3 дня они пытаются пройти к Тивериадскому озеру, но безуспешно. Пилигримы без запасов воды укрепляются у кишлака Хаттин, где несут потери от постоянных ночных атак Саладина. 5 июля Ги де Лузиньян решается на атаку вместе с тамплиерами. Тяжелое и изнурительно сражение закончилось для крестоносцев полным провалом. На поле битвы остался цвет латинского рыцарства, многие попали в плен. Султан был достаточно великодушен к пленным, но дерзкие поступки Шатильона заставили Саладина сменить милость на гнев. Саладин попросту отрубил голову зарвавшемуся Рейнальду. В октябре 1187 год Салах ад-Дин вступает в Иерусалим. Крестоносцы переходят в глухую оборону и сдерживают мавров у стен Тира.

Взятие Иерусалима мусульманами заставляет Рим принять решительные действия. Собирается третья экспедиция в Святую землю — пожалуй, самый «звёздный» крестовый поход. Фридрих I Барбаросса из династии Штауфенов — государь Священной Римской Империи, прославленный воин, который уже бывал на Святой Земле ранее. Филипп II Август — французский король, предприимчивый и хитрый стратег. И, конечно же, символ этой экспедиции — английский монарх Ричард I Львиное Сердце. Из десяти лет своего правления он проведёт всего полтора года в Англии. Его войско первым прибывает в Тир в 1189 году.

Император Фридрих Барбаросса двинулся в Святую Землю чуть позже, но, будучи уже в почтенном возрасте (77 лет), он утонет в малоазийской речке Салеф. Немецкие отряды дойдут к Акре уже с его сыном — Филиппом, герцогом Швабским. Филипп II Август прибудет в Святую Землю последним. Осада крепости Акра — первая серьёзная победа христиан в третьем крестовом походе. Многие пилигримы после взятия твердыни решили вернуться назад в Западную Европу. Ричард Львиное Сердце полтора года пытается вернуть Святой Град в руки крестоносцев. В сентябре 1191 года он одержал победу над Саладином при Арсуфе и в июле 1192 года разгромил армию мусульман у Яффы. Стороны пошли на примирение: Салах ад-Дин позволил христианским паломникам посещать Иерусалим, Вифлеем и Назарет, а Ричард вернул Акру мусульманам. Крестоносцы спасли Иерусалимское королевство от полного разгрома.

В последнее десятилетие XII века апостольский престол призывает к оказанию помощи христианам на Ближнем Востоке. Силы собирают к 1202 году: было принято решение ударить по Египту, со стороны которого во время предыдущей акции исходила опасность.

Единственный момент — нехватка средств на новую крестовую экспедицию. Обозначился круг главных участников, в который входили две ключевые фигуры: граф Балдуин Фландрский и маркраф Бонифаций Монферратский. Именно они приводят к Венеции наиболее многочисленный и приспособленный контингент. С деньгами помог венецианский дож Энрике Донгола, но поставил условие крестоносцам: захватить город Задар на адриатическом побережье. Также в Италию прибывают послы от опального византийского царевича Алексея, сына ослеплённого императора Исаака II Ангела, которые просили помощи в восстановлении своего господина на престоле в Константинополе. Византийцы посулили крупную сумму пилигримам за военную поддержку. Папа Иннокентий III решил протянуть руку помощи грекам дабы добиться согласия между двумя церквями. Задар был взят, на византийском троне был утверждён Исаак II Ангел, а финансы крестоносцев всё также пели романсы. Венецианский дож также ждал возвращения своих инвестиций. 50 тысяч золотых и серебряных марок — сумма очень внушительная. Терпение у крестоносцев лопнуло через год: в апреле 1204 года Константинополь берётся штурмом. Собственно, с 1204 по 1261 год будет существовать Латинская Империя. Очередная экспедиция пилигримов не достигла своей поставленной цели.

XIII век также отличился несколькими военными экспедициями в Святую Землю. Печально известный крестовый поход детей в 1212 году окончился полным провалом. Эта акция очень напоминала первый поход бедноты в 1096 году тем, что во главе экспедиции стояли народные проповедники и монахи. Детей попросту ввели в заблуждение, и они не смогли добраться даже до ближневосточных владений христиан. Их просто продали в рабство.

Без единой капли христианской крови в 1228 году император Священной Римской Империи Фридрих II из династии Штауфенов договорился с айюбидским султаном о возвращении Иерусалима с рядом святынь европейцам. Но, к сожалению, подобной дипломатической победой не смогли воспользоваться правители Иерусалимского королевства. На руинах былого Царства небесного продолжались междоусобные склоки. В 1244 году Иерусалим окончательно попал в руки мусульман.

В 1248 и 1249 году французский король Людовик IX Святой, один из самых популярных монархов средневековой Европы, инициирует две крестовые экспедиции в Египет. К сожалению, обе оказались неудачными для пилигримов: королевское войско было разбито, а сам государь даже попал в плен. В конце 1260-х христиане высаживаются в Тунисе, но опять безуспешно.

Взятие мусульманами в 1291 году Акры станет последней точкой в истории ближневосточных крестовых походов. Иерусалимский король переносит свою резиденцию на Кипр, а духовно-рыцарские ордена перемещаются на острова Греческого архипелага и на территорию Восточной Европы.

Крестовые походы на Ближний Восток окончились неудачей. Западный мир не смог оставить за собой главную святыню — Иерусалим. Но это совершенно не значило, что была исчерпана сама идея паломничества к святым местам и в целом идея крестовой миссии.

Крестоносцы: Drang nach Osten, Реконкиста

В XII-XIII столетиях христианский мир расширяет свои границы на северо-востоке и на юго-западе. Датчане осваивают языческий север Германии, а шведы христианизируют Финляндию и Карельский перешеек. В 1219 году король Дании Вальдемар IV Аттердаг основал крепость Ревель в земле эстов. Немецкие миссионеры в 1201 году основали в устье Западной Двины город Рига. На прибалтийских землях появляется орден Меченосцев, который в 1226 году был усилен и вошёл в состав Немецкого ордена. Тевтонцы, покинувшие Палестину, уже тогда владели территориями на севере Польши и завоёвывали Пруссию. Появление на восточных рубежах Европы могущественной организации с филиалами в Пруссии, Ливонии и Германии несколько изменит баланс сил в регионе. Военные акции будут продолжаться и в XIV, и XV веке.

Пиренейская Реконкиста ещё XI веке набирала обороты: кастильские и леонские отряды начинали теснить мавров и постепенно шаг за шагом отбивать завоёванные арабами в VIII веке территории. В 1085 году кастильцы берут древнюю столицу вестготов Толедо. В первой половине XII века южнофранцузское рыцарство участвует в освобождении земель будущего Португальского королевства. Летом 1147 года они захватывают Лиссабон. А королевство Арагон в 1118 году отбивает Сарагосу.

В решающей битве у Лас-Навас-де-Толоса в 1212 году кастильско-арагонские воины громят мусульман и открывают себе путь на юг Испании. Окончательно же власть мавров в Испании падёт в 1492 году, когда будет разрушен Гранадский эмират.

Еще в 1071 году войско христиан потерпело серьезное поражение от мусульман под Манцикертом в Восточной Анатолии. Гнев Папы Римского вызвали и сообщения из Святой Земли о том, что благочестивые паломники-христиане якобы подвергаются жесточайшим издевательствам со стороны «нехристей». Папа Римский Урбан Второй (ок. 1042-1099) решил воспользоваться церковным собором в Клермоне, проходившим в ноябре 1095 года, чтобы призвать к «вооруженному паломничеству» в Иерусалим. При этом он не скупился на слова, красочно описывая все ужасы, переживаемые несчастными христианами в Палестине.

«Народ проклятый, чужеземный, далекий от Бога, отродье, сердце и ум которого не верит в Господа, напал на земли тех христиан, опустошив их мечами, грабежом и огнем, а жителей отвел к себе в плен или умертвил, церкви же божии или срыл до основания, или обратил на свое богослужение… Кому же может предстоять труд отомстить за то и исхитить из их рук награбленное, как не вам. Вас побуждают и призывают к подвигам предков величие и слава короля Карла Великого и других ваших властителей. В особенности же к вам должна взывать святая гробница спасителя и Господа нашего, которою владеют нынче нечестные народы… Иерусалим — пуп земли, цветущая страна, он — как райский сад по прелести своей… И этот царственный город, лежащий в середине мира, захвачен теперь врагами Господа, порабощен теми, кто не знает истинного Бога, и стал святилищем язычников».

Кровавая бойня во имя Господне

Осада Антиохии во время первого крестового похода. Книжная миниатюра из Истории Гийома Тирского. Лион, Муниципальная библиотека

Осада Антиохии

Очевидно Папа Римский все несколько преувеличил. Фактом, однако, остается то, что мусульманские властители за посещение Иерусалима действительно взимали «входную» плату. Христианским паломникам такая ситуация казалась унизительной, тем более что в Иерусалиме разрушались святые места и уничтожались памятники христианства.

Покончить с таким положением дел — именно это и была цель первого крестового похода. В 1096 году около 300 тысяч европейских рыцарей в надежде на богатую добычу отправились в Святую Землю. Боевой дух воинства Христова Папа Римский Урбан Второй старался укрепить еще и тем, что обещал отпущение всех грехов — и тех, что были совершены в прошлом, и тех, что будут совершены в будущем.

Разрушение Иерусалима крестоносцами (1099)

Разрушение Иерусалима крестоносцами

Тем не менее, кровавая цена, которую крестоносцам (их прозвали так за кресты, нашитые на плащи) пришлось заплатить по дороге в Иерусалим, была очень высокой. Рыцари то и дело натыкались на засады, им все время приходилось отбиваться от шаек разбойников. Да и нестерпимый зной усугублял положение. К началу июля 1098 года рыцари-христиане завоевали Никею и Антиохию. Миновав Ливан, они продвинулись далее к нынешним Хайфе и Яффе. В Эдессе брат Готфрида Бульонского (ок. 1060-1100) Балдуин основал первое государство крестоносцев.

В июле 1099 года крестоносцы подошли к Иерусалиму. Из 300 тысяч рыцарей до стен города добрались чуть больше 20 тысяч обессиленных воинов. Тем не менее, с помощью таранов и камнеметательных орудий им удалось взять Иерусалим. Рыцари-христиане с криками «Так хочет бог!» ворвались в город и устроили там кровавое побоище. Мало кому из жителей удалось спастись. Объявив эту бойню «очищением» Иерусалима от «нехристей», воины Христовы прошли по разрушенному городу в благодарственной процессии. В этот день были убиты 70 тысяч человек.

Государства крестоносцев — продолжение межрелигиозных войн

Готфрид Бульонский. Памятник в Брюсселе

Готфрид Бульонский

Летом 1099 года Готфрид Бульонский, к тому времени уже правитель Иерусалимского королевства, получил титул «Защитника Гроба Господня» (Advocatus Sancti Sepulchri). На Ближнем Востоке и в Малой Азии, наряду с Эдесским графством и Иерусалимским королевством, возник целый ряд государств крестоносцев, например, Малая Армения, Антиохийское княжество или Трипольское графство.

Все они просуществовали недолго, поскольку новый порядок на Ближнем Востоке сохранялся недолго. Ведь мощные мусульманские державы, такие как Дамасский эмират, Каирский халифат и Сельджукский султанат, очень ревниво наблюдали за действиями крестоносцев в Святой Земле. Впоследствии они неоднократно предпринимали попытки вернуть территории, отобранные у них христианами. Это обстоятельство также использовалось папским престолом в качестве повода для продолжения крестовых походов. Вслед за первым крестовым походом последовали еще семь. Тянулась эта авантюра, жертвами которой стали сотни тысяч людей, до середины XIII века.

В Европе же крестовые походы способствовали сплочению христианских народов под знаком креста во главе с Папой Римским. Это христианское самосознание долгое время обеспечивало единство Европы. Борьба с общим врагом, в данном случае — с мусульманами в Святой Земле, обусловила появление европейского самосознания. Однако ощущение общности у европейцев было связано с резко негативным отношением к иноверцам. Так что европейское самосознание в то время основывалось не на объединяющем, а на разъединяющем принципе.

Авторы: Маттиас фон Хельфельд / Анатолий Иванов
Редактор: Вячеслав Юрин

(1095-1291),рядвоенных походов на Ближний Восток,предпринятых западноевропейскимихристианами для того, чтобы освободитьСвятую Землю от мусульман. Крестовыепоходы явились важнейшим этапом вистории Средневековья. В них быливовлечены все социальные слоизападноевропейского общества: королии простолюдины, высшая феодальная знатьи духовенство, рыцари и слуги. Люди,принимавшие обет крестоносца, имелиразные мотивы: одни стремились обогатиться,других влекла жажда приключений, третьибыли движимы исключительно религиознымичувствами. Крестоносцы нашивали наодежду красные нагрудные кресты; привозвращении из похода знаки крестанашивались на спину. Благодаря легендамкрестовые походы были окружены ореоломромантики и величия, рыцарского духа иотваги. Причины крестовых походов.Начало крестовым походам было положенопапами, которые номинально считалисьпредводителями всех предприятий такогорода. Папы и другие вдохновители движенияпообещали небесные и земные наградывсем тем, кто подвергнет свою жизньопасности ради святого дела. Кампанияпо привлечению добровольцев оказаласьособенно успешной благодаря религиозномурвению, которое царило тогда в Европе.Какими бы ни были личные мотивы дляучастия (а во многих случаях они игралисущественнейшую роль), воины Христовыбыли уверены в том, что сражаются заправое дело.

4-йкрестовый поход (1202-1204).В объявленный папой Иннокентием III 4-йкрестовый поход отправились преимущественнофранцузы и венецианцы. Перипетии этогопохода изложены в книге французскоговоеначальника и историка ЖоффруаВиллардуэна Завоевание Константинополя- первой пространной хронике во французскойлитературе. По первоначальнойдоговоренности венецианцы обязалисьдоставить французских крестоносцев поморю к берегам Святой Земли и обеспечитьих оружием и провиантом. Из ожидавшихся30 тыс. французских воинов в Венециюприбыло только 12 тыс., которые в силусвоей малочисленности не могли оплатитьзафрахтованные корабли и снаряжение.Тогда венецианцы предложили французам,чтобы в качестве платы те оказали импомощь в нападении на подвластныйвенгерскому королю портовый город Задарв Далмации, который был главным соперникомВенеции на Адриатике. Первоначальныйплан — использовать Египет в качествеплацдарма для нападения на Палестину- был на время отложен. Узнав о планахвенецианцев, папа запретил поход, однакоэкспедиция состоялась и стоила ееучастникам отлучения от церкви. В ноябре1202 объединенная армия венецианцев ифранцузов обрушилась на Задар иосновательно его разграбила. Послеэтого венецианцы предложили французамеще раз отклониться от маршрута иповернуть против Константинополя, стем чтобы восстановить на тронесвергнутого византийского императораИсаака II Ангела. Отыскался и благовидныйпредлог: крестоносцы могли рассчитывать,что в благодарность император даст имденег, людей и снаряжение для экспедициив Египет. Не обращая внимания на запретпапы, крестоносцы прибыли к стенамКонстантинополя и вернули Исааку трон.Однако вопрос о выплате обещанноговознаграждения повис в воздухе, а послетого, как в Константинополе произошловосстание и императора с сыном сместили,надежды на компенсацию растаяли. Тогдакрестоносцы захватили Константинопольи грабили его в течение трех дней начинаяс 13 апреля 1204. Уничтожались величайшиекультурные ценности, было расхищеномножество христианских реликвий. Наместе Византийской была создана Латинскаяимперия, на трон которой был посаженграф Балдуин IX Фландрский.

Год издания: 2000

Страна: Гайана

В конце XI века европейское рыцарство представляло собой своры разбойников, грабивших всех, кто попадался им на большой дороге. Католическая церковь пыталась придумать какую-то мораль для вооруженных и закованных в броню сорвиголов, но те плохо поддавались воспитанию. Кому-то из клириков пришла в голову гениальная мысль «заразить» рыцарей идеей об очищении их душ путем завоевания Святой земли. Затея возымела действие. Слух о крестовом походе (хотя само это название возникло гораздо позже) прокатился по всей Европе, и тысячи рыцарей воодушевились идеей освободить гроб господень от неверных.

15 августа 1096 года Папа Римский Урбан II объявил о начале крестового похода и раздал его участникам матерчатые кресты, чтобы они нашили их на свои плащи. Но пока рыцари собирались в дорогу, их опередили крестьяне германских княжеств. Некий Пётр Пустынник, обладавший даром убеждения, воодушевил крестьянские толпы двинуться в Палестину. Путешествие крестьян, к которым примкнули отдельные немецкие рыцари, сопровождалось еврейскими погромами и грабежом попадавшихся на пути деревень и городов. Большинство крестьян рассеялись в пути, и до Константинополя их добралось совсем немного.

1.jpg

Марка. (Коллекция автора)

Рыцари-крестоносцы двинулись в путь через год. Население Центральной Европы, напуганное прошлогодним нашествием, встречало их совсем недружелюбно. С большими трудностями они добрались до Палестины. Там они обнаружили яростное сопротивление мусульман-сарацинов. Многие рыцари, не ожидавшие такого поворота, быстро растеряли религиозный энтузиазм и вернулись в Европу. Те, кто остался, осадили Иерусалим. Сарацины отравили окрестные колодцы, и осаждавшие умирали от болезней и жажды. Когда Иерусалим всё-таки пал, крестоносцы устроили там жуткую резню, истребив всех мусульман и иудеев. «По улицам текли реки крови, в которых плыли трупы ослов, собак и лошадей», — писал хронист.

Первый крестовый поход оказался самым успешным. В Святой земле возникли христианские государства, просуществовавшие двести лет. В Европе это преподносилось как огромное достижение христианской цивилизации. А вот в мусульманских хрониках сражения в Палестине почти не нашли отражения. Для магометан они были не более чем стычками где-то на периферии их владений. Тем более что в конце XIII века христианским рыцарям пришлось бесславно покинуть Святую землю.