Кришнаизм в Индии

«Кришну давно уже не считают индийским Богом, как минимум, по нескольким причинам. Во-первых, Его песнь Бхагавад-гита во всем мире цитируется великими мыслителями и философами, включая Альберта Эйнштейна, Карла Гюстава Юнга, Германа Гессе, Льва Толстого и многих других… Автор книги «Сын человеческий» протоиерей Александр Мень тем, кто хочет серьезно изучать богословие, предлагает ознакомиться с «песней Господней». Этот список можно продолжать долго, но очевидно, что все эти люди не являются представителями индийского народа и при этом признают Бхагавад-гиту песнью Бога, а Кришну — Верховной Личностью Бога.

Верховная личность Бога

Во-вторых, Кришна не может быть индийским еще и по той причине, что 5000 лет назад, когда Он пришел на Землю, Индии еще не существовало. Была Бхарата-варша, о размерах которой ученые до сих пор спорят, но в Пуранах (древних текстах на санскрите – прародителе всех языков) сказано, что когда в Бхарата-варше проводилась раджасуйа-ягья, то есть наречение императора, то нарекали «императора всего мира». Это говорит о том, что в то время было единое государство, занимавшее собой всю планету.

В-третьих, мы видим, что Кришне поклоняются не только в Индии. Например, в России еще Петр I одобрял перепечатку и распространение Бхагавад-гиты.

На Запад это учение пришло 50 лет назад благодаря А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, и, что интересно, оно было принято. Если бы оно было чисто индийским, его крайне сложно бы было принять западному человеку. Объяснение этому одно. Когда Шрила Прабхупада спрашивал своих учеников о том, почему они приняли Кришну, они давали разные ответы. «Вы чистый преданный» — говорили они. На что Прабхупада отвечал: «Вы не можете этого знать, я ведь могу быть мошенником». Ученики предлагали другие аргументы, но Прабхупада разбивал их в пух и прах. В конце концов, он сам ответил: «Вы приняли Кришну лишь потому, что ваше сердце срезонировало этому учению».

Если мы почитаем разные истории о том, как люди принимают практику сознания Кришны (развития любви к Богу), мы поймем, что везде работает один и тот же принцип: это знание без какого-либо внешнего воздействия резонирует с нашим сердцем. Альберт Эйнштейн говорит: «Когда я читаю Бхагавад-гиту, я размышляю о том, как Бог создал вселенную». Знание, которое побуждает человека думать о том, как Бог создал вселенную, не может быть индийским.

Кришна

Если говорить о том, является ли Кришна Богом, то здесь есть простой аргумент: во все времена не было ни одного писания, кроме Бхагавад-гиты, где Бог говорил бы от первого лица: «Я есть путь истинный. Я есть Отец, дающий семя» и так далее. Мы видим, что в Евангелие Иисус Христос говорит практически то же самое, но в третьем лице, об Отце. Но Кришна в Бхагавад-гите говорит в первом лице. И до сегодняшнего дня нет таких личностей, кроме Кришны, которые говорили бы о себе в первом лице. В основном Бог говорит либо через святых, либо через пророков. Но Бхагавад-гита — это единственная «песнь Бога». Поэтому нет никаких сомнений в том, что та мудрость, которая была изложена Кришной Арджуне в Бхагавад-гите, — это вечная мудрость.

Если посмотреть на этот вопрос с точки зрения языка, то мы увидим, что Бхагавад-гита была изложена на санскрите, который все ученые признают изначальным языком.

Мудрость, которая заключена в разных священных писаниях, принадлежит всему миру и она надконфессиональна. Поэтому где явился Бог совершенно не важно.

У нас нет оснований не доверять мудрецам и святым и утверждать, что Кришна какой-то индийский Бог, или что Христос — это иудейский Бог, а Аллах — это арабский Бог. У Бога множество имен. И, как говорил Бхактиведанта Свами Прабхупада, если уж и давать Богу какое-то имя, то это «всепривлекающий» (Кришна). Того, кто хоть кого-то не привлекает, нельзя назвать парамешварой — Верховным Богом. Но Кришна переводится как «всепривлекающий».

И даже если мы будем рассматривать Кришну как историческую личность, Он так же не принадлежит Индии, как Толстой не принадлежит России, а Джоконда – Англии.

Шри Кришна

В Англии лорды, в день Джанмаштами (День рождения Кришны), чествуя Кришну, говорят: «Мы называем себя лордами, но на самом деле лорд один — это лорд Кришна». Это та культура, которая неподвластна времени, и Кришна не подвластен времени.

Часто возникает вопрос: если личность Кришны выходит далеко за пределы национальной принадлежности, почему же тогда традиция поклонения Ему имеет индийскую окраску? Дело в том, что осколки ведической цивилизации лучше всего сохранились в Индии. Там до сих пор носят одежду без швов, и мы уже считаем ее индийской, хотя и на Руси тоже носили такую одежду. Просто в Индии эта культура сохранилась, а у нас нет, мы уже приняли западный образ жизни. Мы носим джинсы, но от того что мы носим джинсы, мы ведь не становимся американцами?

Если брать современную Индию, то Кришна явился 5000 лет назад в тех местах, которые в современном мире находятся в Индии: Хастинапур (современный Дели), Вриндаван… Но Бог являлся не только в Индии. Истина проявляется везде, будь это Израиль, Арабские Эмираты или Мекка. Места паломничества, которые отмечены стопой Бога, не принадлежат отдельным странам, они принадлежат всему миру. Та мудрость, которая заключена в разных священных писаниях, принадлежит всему миру и она надконфессиональна. Поэтому где явился Бог – совершенно не важно».

Автор — Ольга Буянова.

ШРУТИ И СМРИТИ

Индусы разделяли всю свою древнюю литературу на две части, в действительности обозначавшие два периода: шрути, то есть слышанное, что не было делом одного человека или какой-либо личности (человеческой или божественной), и смрити, то есть воспоминаемое, которое всегда признавалось делом личности (человека или бога). Шрутам (или шрути) впоследствии получило значение откровения, как мы понимаем это слово; а смритам (или смрити) охватывало все, что признавалось имеющим только человеческий авторитет, так что если происходит столкновение между шрути и смрити, то последнее (предание) должно было сразу уступить шрути (откровение).

Любопытно, однако, отметить, что откровенная литература индусов, например гимны Ригведы, в позднейшее время приписывались отдельным семьям, даже отдельным поэтам, хотя некоторые из имен этих поэтов очевидно выдуманные. Но даже эти фиктивные поэты не считались создавшими или составившими поэмы, а только видевшими их, когда они были открыты им высшей силой, обыкновенно называемой Брахманом, или Словом. То, что мы называем философией в ее систематической форме, с индийской точки зрения не есть откровение (шрути), а принадлежит к смрити (предание). Мы обладаем ею в старательно составленных и систематически разработанных учебниках, в кратких изречениях (сутры), и в метрических кариках, приписываемых авторам, о которых нам ничего не известно, и сопровождаемых обширными комментариями или отдельными трактатами, составляющими якобы результат непрерывной традиции, идущей с очень древнего времени, восходящей до сутр или даже до брахманского периода; в теперешней их форме они несомненно произведения средневековых или новых писателей. В сутрах система философии полна и разработана до мельчайших подробностей. Нет ни одного философского вопроса, который не был бы ясно и прямо изложен в этих кратких сутрах. Стиль сутр, хотя и несовершенный с литературной точки зрения, был бы бесценным в других философских системах, вроде систем Гегеля или Платона. Мы бы тогда всегда знали, с чем имеем дело, и мы не услыхали бы тогда о философе, на своем смертном одре объявившем, что никто не понял его, не знали бы враждебных школ, ссылающихся на одного и того же учителя. Для всякого, внимательно читавшего сутры, одно должно быть совершенно ясным: они составляют конечный результат продолжительного изучения философии – изучения, которым занимались люди в течение целых веков в лесах и пустынях Индии. Идеи, общие всем системам индийской философии, значительное количество технических терминов, общих во всех системах или свойственных одной системе, не оставляют никакого сомнения по этому предмету. Нельзя сомневаться и в том, что в течение долгого времени философское мышление Индии воплощалось в том, что я называю литературой мнемонической. Письмо для литературных целей было не известно в Индии до появления буддизма; даже на буддийских соборах, установивших священный канон (Трипитака), мы не слышим ничего о бумаге и чернилах, а только об устном или даже музыкальном изложении. Само название собора было сангхика или махасангхика (пение хором), и различные части канона не были записаны, а заучивались отдельными личностями. Если возникал спор относительно истинного учения Будды, то он не решался ссылкой на какие-нибудь рукописи, а обращались к кому-нибудь из членов сангхи, знавшему текст наизусть. В настоящее время утверждают, что южный канон был записан только в первом веке до н. э., около 80-го года, при царе Ва-ттагамани. В этом отношении ничего не может быть яснее, как запись в летописях Цейлона: «До этого времени мудрые монахи передавали тексты Трипитаки устно, а также и аттхакатхи (комментарии). В это время монахи, заметив упадок сущности (а не рукописей), собрались и, чтобы закон мог сохраниться долгое время, заставили записать его в книгах». Нам трудно представить себе подобное положение дел, но если мы желаем составить надлежащее представление об умственном состоянии Индии в добуддийские времена, нам нужно приучаться к идее, что тогда все, что можно назвать литературой, было только мнемоникой, сохраняемой особой и строгой образовательной дисциплиной и, конечно, подвергавшейся всем неизбежным случайностям устной традиции. Этот период мнемоники был в философии таким же, как и в других отраслях литературы, и если нам приходится начинать изучение индийской литературы с сутр, то и эти последние должны рассматриваться как конечный результат продолжительной и непрерывной философской деятельности, передаваемой только на память.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru

Кришна покидает этот материальный мир в 3102 году до нашей эры. Поскольку существует много заблуждений относительно исчезновения Кришны, давайте немного рассмотрим, как он покинул Материальный мир и что произошло после его ухода в его собственную Духовную Обитель —

После войны Махабхараты, которая длилась около 35 лет (из-за проклятия Гандхари), сыновья Шри Кришны игриво вели себя не так, как некоторые риши, и получили проклятие взамен. Самба, одетая как беременная женщина, вместе с другими Ядавами продолжала просить риши предсказать пол ее будущего ребенка. Один Риши злится и проклинает, он родит железный кусок, который уничтожит всю их расу. Дворика свидетельствует о дурных приметах и ​​увеличении греховной активности. Шри Кришна наставляет других отправиться в паломничество в Прабхасу. В Прабхасе Ядавы пьют вино и опьяняются. Между ними начинается битва, и каждый Ядава убивает друг друга. Выживают только Шри Кришна, Дарука, Вабру и Баларама. Но позже Вабру и Баларама тоже покидают этот мир. Шри Кришна посылает Даруку, чтобы сообщить Арджуне и принести помощь. Тем временем охотник по ошибке стреляет в стрелу, которая ударяет в ногу Шри Кришны.

Но согласно всем Священным Писаниям Тело Кришны является Духовным, а не Материальным Для него нет смерти, его форма вечна. Если мы внимательно посмотрим на одиннадцатую песню «Шримад-Бхагаватам», что, когда охотник выпустил стрелу из ног Господа Кришны, он понял, что Он Господь, он был в ужасе. Он пришел туда, но нет описания, что он удалил кровь или лечил там рану. Эта стрела только коснулась ног лотоса Кришны, потому что его тело полностью трансцендентно. На самом деле он был очень раскаявшимся и очень молитвенным, прося прощения. Так что на самом деле это была просто Лила (Божественное времяпровождение) от Господа, чтобы покинуть этот материальный мир. Господь Кришна благословляет охотника Джару и отправляет его в его вечную обитель.

После этого инцидента:

ШБ 11.31.1 — Шукадева Госвами сказал: Затем Господь Прахма прибыл в Прабхасу вместе с Господом Шивой и его супругой, мудрецами, Праджапати и всеми полубогами во главе с Индрой.

ШБ 11.31.2-3 — Предки, сиддхи, гандхарвы, видьядхары и великие змеи также пришли вместе с каранами, якшами, ракшасами, киннарами, апсарами и родственниками Гаруны, которые очень хотели стать свидетелями ухода Верховной Личности Бога. , По мере того как они приходили, все эти личности по-разному пели и прославляли рождение и деяния Господа Саури .

ШБ 11.31.4 — О Царь, собирая небо своими многочисленными самолетами, они с большой преданностью поливали цветы.

ШБ 11.31.5 — Видя перед Ним Брахму, деда вселенной, вместе с другими полубогами, которые являются Его личными и могущественными экспансиями, Всемогущий Господь закрыл Свои лотосные глаза, сосредоточив Свои мысли в Себе, Верховной Личности Бога. ,

ШБ 11.31.6 — Не прибегая к мистической медитации Агнии, чтобы сжечь Его трансцендентное тело, являющееся всепривлекающим местом отдыха всех миров и объектом всех созерцаний и медитаций, Господь Кришна вошел в Свою обитель.

ШБ 11.31.7 — Как только Господь Шри Криша покинул землю, Истина, Религия, Верность, Слава и Красота сразу же последовали за Ним. Гремели гремели на небесах, а с неба осыпались цветы.

ШБ 11.31.8 — Большинство полубогов и других высших существ, возглавляемых Брахмой, не могли видеть Господа Кришну, когда Он входил в Свою обитель, поскольку Он не раскрывал Своих движений. Но некоторые из них действительно увидели Его, и они были чрезвычайно поражены.

ШБ 11.31.9 — Подобно тому, как обычные люди не могут определить путь удара молнии, когда он покидает облако, полубоги не могли отследить движения Господа Каа, когда Он вернулся в Свою обитель.

ШБ 11.31.10 — Однако некоторые из полубогов, в частности Господь Брахма и Господь Шива, смогли выяснить, как действует мистическая сила Господа, и поэтому они удивились. Все полубоги восхваляли мистическую силу Господа и затем вернулись на свои собственные планеты.

Подробнее об этом можно узнать — ▪ — भगवान श्रीकृष्ण ने शरीर त्याग … — Бхагавад-гита — Сущность всей ведической литературы

ИЛИ Вы можете прочитать всю историю здесь с комментариями выдающихся ачарьев —

ШБ 11.30 — Исчезновение династии Яду

ШБ 11.31 — Исчезновение Господа Шри Кришны

Может возникнуть следующий вопрос: не тот ли Хунтар был королем Валим из Рамаяны?

Этот охотник Джара не был Вали. Пожалуйста, прочтите это слишком

Почему Господь Рама убил Вали из-за дерева? Вернулся ли Вали в образе Охотника, чтобы стрелять в Кришну во время последних прошлых времен Господа в Двапара югу?

Спасибо.

АватараВоплощения Шри Кришны на санскрите называют аватарами, что значит «тот, кто нисходит». Это указывает на то, что Сам Кришна обитает за пределами материального мира и нисходит сюда исключительно по собственной воле, ради живых существ, томящихся в темнице материальных представлений о жизни. Вот что Кришна говорит об этом в «Бхагавад-гите»:

паритранайа садхунам винашайа ча душкритам
Дхарма-самстхапанартхайа самбхавами йуге йуге

«Чтобы освободить праведников и уничтожить злодеев, а также восстановить устои религии, Я прихожу сюда из века в век».

Также в «Чайтанья-чаритамрите» есть следующее определение аватары Господа:

сришти-хету йеи Мурти прапанче аватаре
сеи ишвара-мурти ‘Аватара Нама дхаре

майатита паравйоме сабара авастхана
вишве аватари дхаре аватара нама

«Верховный Господь нисходит из Своего царства, чтобы явить Себя в материальном мире. Образ Господа, в котором Он появляется в материальной вселенной, называют Его воплощением, или аватарой. Изначально все эти экспансии пребывают в духовном мире, в царстве Бога, а когда Они приходят в материальный мир, Их называют аватарами».

Есть разные типы аватар: Пуруша-аватары, Гуна-аватары, Лила-аватары, шактьявеша-аватары, Манвантара-аватары и Юга-аватары. Все они появляются на разных планетах вселенной в строго определенное время. Но Господь Кришна, изначальная личность Бога, — это источник всех аватар. Шри Кришна приходит в материальный мир для того, чтобы утешить Своих чистых преданных, которые жаждут увидеть Господа и Его ни с чем не сравнимые игры во Вриндаване. (См. Сокровенные игры Кришны).

Далее приводится подробное описание каждой из категорий аватар.

1. Пуруша-аватары

ВишнуПуруша-аватары, или повелевающие аватары, относятся к воплощениям Кришны, способствующим возникновению вселенной, процессам ее наполнения (движущимися и неподвижными существами), а также координации деятельности живых существ внутри вселенной. Всего существует три пуруша-аватары. Первым из них является Каранадакашайи Вишну. Слово Карана значит «причина», таким образом, этот эпитет – Каранадакашайи – указывает на воплощение Господа с четырьмя руками, возлежащего в причинном океане (за пределами материального проявления). Каранадакашайи Вишну погружен в мистический сон – Йога-нидру, и из пор на его теле выходят мириады вселенных, в каждую из которых Он входит в образе Гарбхадакашайи Вишну (вторая пуруша-аватара) – в этом облике Господь наполняет безжизненное пространство вселенной духовной влагой и ложится на змея Ананта-шешу посреди этого вселенского океана. Змей Ананта-Шеша является экспансией Господа, а Его бесчисленные головы – обителью энергии, которую современные ученые называют законом всемирного тяготения. Иначе говоря, все планеты вселенной покоятся на головах Господа Ананта-шеши. Далее, когда вселенная наполняется живыми существами, Господь входит в сердце каждого из них в образе Кширодакашайи Вишну, Сверхдуши (третья пуруша-аватара). Так Он пребывает рядом с каждым живым существом как его друг, исполняя все его желания и терпеливо ожидая, пока живое существо пресытится материальными удовольствиями и обратит свой взор на Него.

2. Гуна-аватары

БрахмаЛюбая энергия, будь то материальная либо духовная, имеет своим повелителем личность. Гуны материальной природы не исключение. Самой чистой гуной – гуной благости – повелевает Сам Верховный Господь, Кширодакашайи Вишну. Эта гуна позволяет продолжаться процессам внутри вселенной, поэтому никто, кроме Самого Бога, не может управлять этим. Гуной страсти управляет Брахма, первое живое существо во вселенной, которому поручено довести процесс сотворения мира до его логического конца – то есть сконструировать тела для живых существ, которые желают наслаждаться здесь тем или иным образом. Тело Брахмы целиком состоит из чистого разума, поэтому никто, кроме него лучше не справится с задачей управления гуной страсти, или гуной созидания. Онтологический статус Брахмы может варьироваться, в зависимости от наличия высокоразвитой в духовном отношении души, которая могла бы занять этот пост. В этом случае Брахма – отделенная частица Шри Кришны, душа, подобная нам с вами. Однако, когда такой души внутри вселенной не находится, Господь Сам занимает пост Брахмы и руководит всеми процессами созидания и управления гуной страсти. И последней гуной, гуной невежества, управляет Господь Шива, чье положение остается тайной за семью печатями даже для знатоков Вед и великих мудрецов. Господь Шива – это не обычное живое существо, но и не совсем Бог. Несмотря на то, что в современной Индии сплошь и рядом поклоняются Господу Шиве, священные писания говорят, что сам Шива все время медитирует на Господа Кришну в Его облике Санкаршаны, Всепричинного Господа, вмещающего в Себя все сущее. Господь Шива – повелитель материальной энергии, которая считается его вечной супругой, поэтому Он, хотя и является управителем гуны невежества, Сам не попадает под ее влияние. Все три гуна-аватары, Вишну, Брахма и Шива – являются полными, отделенными или непостижимыми воплощениями Верховного Господа, Шри Кришны.

3. Лила-аватары (игровые аватары Господа)

Этим аватарам Господа нет числа. Говорят, что Сам Ананта-шеша, Великий Змей, нараспев вещает о лилах, или «играх» Господа в Его различных воплощениях, но до сих пор (если это выражение вообще уместно в рамках вечности) не смог перечислить их все. Вот описание десяти самых известных лила-аватар Господа Шри Кришны:

Первая, самая древняя аватара – Матсья-аватара, воплощение Господа в образе гигантской золотой рыбы. Во время частичного разрушения вселенной, когда воды потопа нахлынули на землю, Матсья-дев вытянул лодку с великим царем Сатьявратой и тем самым спас ведическое знание, не позволив ему кануть в лету.

Второй лила-аватарой считают Курму, воплощение Господа в облике небесной черепахи, которая подставила свою спину-панцирь в качестве опоры для взбивания молочного океана на высших планетных системах нашей вселенной. Таким образом Курма-дев помог полубогам и демонам добыть нектар бессмертия и множество других удивительных вещей из получившейся пахты.

Вараха - вепрьТретьей лила-аватарой был Вараха-дев, воплощение Господа в образе гигантского вепря. Он спас Землю, достав ее со дна вселенского океана, куда она упала из-за демона по имени Хираньякша. Этот демон выкачал все запасы золота из земли, что послужило причиной схождения земли с орбиты. После того, как Вараха-дев установил землю обратно, Он сразился с Хираньякшей и убил демона ударом своего лотосного копыта.

У Хираньякши был брат, которого звали Хираньякашипу. Узнав о гибели брата, Хираньякашипу возненавидел Господа. Каков же был его гнев, когда он узнал, что его пятилетний сын, маленький Прахлад, стал преданным Господа. Схватив меч, Хираньякашипу попытался убить сына, однако был остановлен Самим Господом, явившемся в облике Нрисимха-девы, полу-человека, полу-льва. Этому облику Господа, четвертой аватаре Шри Кришны, поклоняются во всех храмах Международного общества сознания Кришны по всему миру. Говорится, что именно в этом облике Господь охотнее всего защищает Своих преданных.

Пятым воплощение Господа в образе лила-аватары был Вамана-дев. Он родился как младший брат Индры, царя полубогов. Это происходило миллионы лет назад, на высших планетных системах нашей вселенной. Вамана-дев, выглядевший как карлик-брахмана, чудесный маленький Брахман, пришел во дворец великого царя Бали Махараджа и попросил его о милостыни. Царь Бали, известный своим великодушием, пообещал дать все, что тот пожелает, но, на удивление, маленький брахман попросил всего лишь клочок земли, который он отмерит тремя своими шагами. С улыбкой Бали Махарадж согласился исполнить желание своего необычного гостя, но улыбаться ему пришлось недолго. Маленький карлик-брахмана на глазах у царя и всех придворных вырос до небес и двумя своими шагами покрыл все пространство вселенной – от низших до высших планет. Более того, вторым Своим шагом он пробил оболочку вселенной, откуда во вселенную просочилась капля причинного океана. Эта капля в виде энергии разлилась по высшим планетным системам, а на земле превратилась в священную Гангу. Видя, что Господу некуда сделать третий обещанный шаг, Бали Махарадж опустился на колени и предложил Вамана-деву ступить на его голову. Так Бали Махарадж стал преданным Господа, и его до сих пор почитают как одного из махаджан, великих личностей, которым ведом путь истинной религии. В награду за его преданность и смирение Вамана-дев стал привратником в его дворце. Таковы удивительные отношения Господа и Его чистых преданных.

Шестой лила-аватарой был Парашурама, воплощение ярости Господа. Господь, вопреки мнению некоторых философов, не лишен эмоций. Напротив, все материальные эмоции берут свое начало в абсолютных эмоциях Абсолютной Личности Бога. Когда кшатрии, правители земли, стали попирать вечные законы религии и, вместо того, чтобы заботится о подданных, целиком погрузились в мирские утехи, Господь пришел, чтобы преподать им (и будущим правителям) хороший урок. Бродя по свету, повторяя таинственный, наводящий ужас слог «хум», Господь Парашурама одним топором, на лезвии которого не просыхала кровь, вырубил двадцать один раз все династии правителей того времени и наполнил их кровью огромное озеро. Господь – Верховный Отец этого мироздания, и порой Ему приходится учить Своих неразумных детей, как правильно жить в этом мире, чтобы не страдать самим и не становиться причиной страданий своих ближних. Как известно, для души нет рождения и смерти, поэтому все души, соприкоснувшись с Господом, получают освобождение, неважно, одаривает их Господь ударами Своего топора или бутонами лотосов. Такова абсолютная природа Верховной Личности Бога.

Игры седьмой лила-аватары Господа настолько знамениты, что их изучают даже в западных университетах, причем сразу на нескольких факультетах: философских, религиоведческих и филологических. Это – сказание о Господе Раме, или как Его еще величают – Шри Рамачандре, образцовом царе, лучшем из отпрысков династии Икшваку. Он нисходил на нашу землю примерно 3 миллиона лет назад, чтобы показать пример идеального человека, мужа и правителя. Великий эпос «Рамайана» в деталях повествует о Его жизни, деяниях и характере. Этот эпос переведен на многие языки мира, в том числе и на русский, и на этом сайте вы найдете несколько историй оттуда. (См. Истории и притчи).

Калка аватараВосьмым воплощением стал Господь Баладев, старший брат Шри Кришны. Вместе Они нисходили на нашу землю чуть более пяти тысяч лет назад, на святой земле Бхарата-варши, территории современной Индии, Пакистана и Бангладеша. Господь Баладев – первая Экспансия Шри Кришны. Он практически неотличен от Кришны, лишь оттенок Его трансцендентного тела – белый. Именно Господа Баладеву считают источником всех других воплощений Господа. В пример приводят множество свеч, которые были зажжены от одной единственной свечи. Этой первой свечой является Сам Шри Кришна, тогда как второй, от которой зажжены все остальные – Господь Баладев.

Когда заходит разговор о девятом воплощении Шри Кришны, у многих современных религиоведов возникает множество вопросов и сомнений. И это не удивительно, поскольку ведические писания провозглашают девятой лила-аватарой …Будду! Того самого Будду, который учил четырем истинам и которого считают основателем одной из мировых религий. Будда отверг авторитет Вед, чтобы остановить массовые жертвоприношения животных, что проводились бессовестными людьми под эгидой ведических предписаний. Он учил, что рождение, болезни, старость и смерть являются ненужными страданиями, которых возможно избежать, если обрести просветление. Основной Его заслугой считают учение об ахимсе – непричинении вреда живым существам.

Десятой лила-аватарой Господа является Калки-аватара, Светлый Воин на белом коне. Он придет через 427 тысяч лет, однако уже известно название местности, где он родится – деревушка Шамбала на севере Индии. Он придет, когда деградация человеческого общества достигнет своей высшей, или вернее сказать, низшей точки, когда матери будут поедать своих новорожденных детей, когда на земле не останется ни одного дерева, когда о дождях перестанут вспоминать, когда слово «Бог» станет ругательным, когда человек перестанет быть человеком. Господь придет, чтобы своим мечом уничтожить орды кровожадных карликов, даровав им освобождение от грехов, изгоняя из их сердец врагов духовного знания, таких как похоть, гнев, жадность, зависть и страх. После этого Господь провозгласит начало нового золотого века, Сатья-юги. (См. Ведические эпохи и шкалы времени).

4. Шактья-авеша-аватары

Шесть госвами ВриндаванаЭто воплощения различных качеств Господа, объединенных одним чудодейственным свойством – милосердием Господа. Обычно такими качествами Господь наделяет Своего особо приближенного слугу. Такие слуги путешествуют по свету, неся послание Господа обычным людям, погрязшим в мирских радостях и горестях. Они напоминают нам, что материальный мир – не наш дом, но тюрьма, из которой нам всем необходимо выбраться. Порой такие души идут на риск, проповедуя послание Бога в самых разных частях света. Их всех объединяет одно качество – сострадание к падшим душам и желание поделиться своей любовью к Богу. Искренние люди всем сердцем и душой принимают послание таких уполномоченных представителей Господа, не обращая внимание на то, из какой культурной или религиозной среды происходит этот посланник. Именно послание Бога должно явиться той основой, на которой возможен настоящий религиозный диалог и веротерпимость в современном мире. В наши дни возникла настоятельная необходимость в непредвзятом изучении всех великих пророков всех религий и культур, чтобы выявить общие принципы религии для всех людей во все времена и при всех обстоятельствах. Это необходимо, чтобы человечество не скатилось до отвратительных религиозных войн, которыми и без того испещрена наша история и на пороге которых, увы, мы все стоим.

5. Манвантара-аватары. Воплощения Господа в образе Ману, предводителей человечества

Человечество играет очень важную роль в жизни вселенной. Наша вселенная не безжизненна, вопреки мнению современных адептов науки. На каждой планете вселенной есть жизнь, и каждая планета вселенной является плацдармом для выхода в те или иные сферы бытия. Так, человеческая жизнь является плацдармом для выхода сразу в несколько сфер бытия. В них включены три материальные сферы – после смерти человек может отправиться на высшие планеты, называемые райскими, остаться на земле или, пройдя через чистилище, обрести тело животного. Также лишь в человеческой форме жизни возможно обретение высшего сокровища, доступного душам в материальном мире, а именно – возможность раз и навсегда покинуть этот мир и обрести вечную жизнь в блаженстве и знании. Это недоступно никому другому во вселенной, за исключением, может быть, Брахмы, который, если не сойдет с пути преданного служения Господу, в конце своей жизни также покинет этот мир и отправится в мир духовный. Таким образом, роль наставников человеческого общества не поручается простым смертным. Таких наставников Веды называют Ману (откуда происходит английское слово man, «человек»). Жизнь Ману не идет ни в какое сравнение с обычной человеческой. Они живут многие миллионы лет. Сейчас нашим обществом также правит один из Ману, и нет такой силы, которая способна изменить этот порядок. Наставления для успешного функционирования человеческого общества изложены в знаменитом трактате «Ману-самхита», изучив который, мы поймем, в чем причина тех или иных социальных потрясений, от которых страдает современное человечество.

6. Юга-аватары. Особые воплощения в каждую из эпох

Господь ЧайтаньяСогласно Ведам, человеческая жизнь начинается со второго рождения. В разных культурных традициях такое рождение называется по-разному. Это может быть крещение, посвящение или еще как-то. Смысл один – человек должен родиться второй раз для высшей цели. В зависимости от эпох, в их ведическом понимании, различают образ жизни, способствующий такому второму рождению и более того, способный возвысить человека до высшего состояния чистоты, необходимого для вхождения в высшие сферы бытия, возвращению обратно в духовный мир. Веды говорят о четырех эпохах, или югах, и также различают четыре отличных друг от друга духовные практики и четыре воплощения Господа, юга-аватары, которые учат этим практикам.

В первую эпоху из четырех эпох, сатья-югу, проникновение в высшие духовные сферы достигалось с помощью медитативной Йоги, которой учила белая аватара Господа. Это – Капила дев, сын Девахути, поведавший своей матери науку божественного различения между материей и духом, а также открывшего ей и всему человечеству сокровенные тайны медитации на образ Господа.

В трета-югу, когда от благих качеств осталась лишь треть (отсюда название эпохи – трета, «треть»), Господь приходил в образе Вараха-Дева (который одновременно с этим является лила-аватарой) красного цвета и учил как правильно совершать жертвоприношения.

В двапара-югу воплощением Господа, обучающим человечество и всю вселенную пути религии, стал Сам Верховный Господь, Шри Кришна. Он учил поклонению Господу в храмах. Именно этим путем люди того времени достигали совершенства.

И наконец, в нашу эпоху, в которую мы с вами живем, Кали-югу, век раздоров и лицемерия, совершенство достигается воспеванием святого Имени Бога. Этому учила золотая аватара, Господь Шри Чайтанья Махапрабху. Поскольку это сама по себе огромная тема, мы отвели специальные разделы для рассказа об этом пути.