Круги богослужения

Церковное богослужение циклично, и литургисты говорят о трех кругах богослужения: суточном, седмичном и годовом. В настоящем очерке Алексея Сергеевича Кашкина, преподавателя СПДС, речь пойдет о суточном круге богослужения.

Суточный круг богослужения составляют службы, совершаемые в течение суток, причем сутки по церковному счислению начинаются с вечера, так что каждый вечер в богослужебном смысле относится уже к завтрашнему дню. Это счисление перешло в Христианскую Церковь из Ветхого Завета. Евреи считали началом суток время солнечного заката (примерно 18.00), и поэтому сутками считался период между солнечным закатом настоящего дня и следующего дня.

В своем современном виде суточный круг богослужения Православной Церкви сформировался к XI в. Он включает в себя восемь отдельных служб: вечерню, повечерие, полунощницу, утреню, 1-й час, 3-й час, 6-й час и 9-й час. Каждая из указанных служб «привязана» к определенному времени суток, о чем подробнее будет сказано далее. Как видно, в этот перечень не включено самое главное богослужение Церкви – литургия, причем сделано это намеренно, так как, несмотря на почти ежедневное совершение литургии, есть серьезные основания против ее отнесения к суточному кругу богослужения. Во-первых, литургия никак не может считаться рядовым богослужением, но является таинством, более того, «таинством таинств». Во-вторых, Устав знает немало дней, когда литургия не совершается (среда и пятница сырной седмицы, понедельник, вторник и четверг 1-й, 2-й, 3-й, 4-й и 6-й седмиц Святой Четыредесятницы, понедельник и вторник 5-й седмицы, Великая Пятница). В то же время остальные службы, в частности, вечерня, утреня и часы, совершаются во все дни без исключения. В-третьих, Евхаристия в Уставе не связывается с определенным временем суток, литургия может совершаться в различное время. Чаще она совершается утром (хотя и здесь возможны вариации: в воскресные дни и в великие праздники она по Типикону должна начинаться «в начале 3-го часа» (≈ 9.00), в субботу – «в начале 4-го часа» (около 10.00), во все остальные дни седмицы – «в начале 5-го часа» (≈ 11.00)), но в некоторые дни церковного поста она полагается после вечерни, то есть во 2-й половине дня.

Устав для совершения каждой службы назначает определенное время, причем различные виды одной и той же службы могут совершаться в разное время.

Вечерня почти всегда совершается вечером (кроме тех случаев, когда она соединяется с литургией). Однако все три вида вечерни (малая, вседневная и великая) должны, согласно Уставу, совершаться в разное время. Малая вечерня бывает «прежде солнечного захождения» (Типикон, глава 1-я); великая вечерня на бдении начинается «по еже зайти солнцу мало» (Типикон, глава 2-я); тогда как вседневная вечерня – «пред вечером мало» (Типикон, глава 9-я). Как видно, Типикон указывает только приблизительное время для начала богослужений; конкретный же час определяется в соответствии с местом и временем года (скорее всего, это обстоятельство связано с тем, что в средние века люди вообще не имели обычая указывать конкретное время, так что даже минутная стрелка на часах долгое время отсутствовала).

Повечерие совершается «по вечери», то есть после вечерней трапезы, после ужина, который бывает по окончании вечерни. В монастырском укладе повечерие еще играет роль богослужения на сон грядущий; в конце повечерия совершается ежедневный чин прощения: сначала священник просит прощения у братии, затем монашествующие просят друг у друга прощения за минувший день, после чего расходятся по кельям. Повечерие бывает двух типов: малое и великое. Малое полагается чаще всего, тогда как великое повечерие (более торжественная и продолжительная служба) совершается редко, всего 34 раза в году (седмичные дни Великого поста, накануне Рождества Христова и Богоявления, а также на сырной седмице во вторник и четверг).

Полунощница совершается рано утром, сразу после ночного сна. По своему идейному значению она может рассматриваться как общая утренняя молитва, а ее основу составляет чтение 17-й кафизмы (то есть 118-го псалма), в каждом стихе которой есть упоминание заповедей Господних, так что ежедневное чтение данной кафисмы служит напоминанием необходимости выстраивать свою жизнь в соответствии с законом Божиим. В настоящее время полунощница совершается только в монастырях (хотя есть и исключения, например, в Санкт-Петербургской духовной академии недавно появилась практика служить полунощницу на 1-й седмице Великого поста).

Утреня, если она не входит в состав всенощного бдения, совершается рано утром, почти сразу же после полунощницы (после небольшого перерыва). Интересно, что греческое название утрени «орфрос» связывают с глаголом «орфризо», который означает «с трудом различать» и указывает, что утреня должна начинаться еще затемно, но с таким расчетом, чтобы к концу утрени уже взошло солнце, так что возглас перед славословием «Слава Тебе, показавшему нам свет» уже должен произноситься после рассвета. В Неделю Пасхи утреня начинается ровно в полночь, а два дня в году – четверг 5-й седмицы Великого поста (день чтения Великого канона) и в Великую Пятницу – служение утрени назначается в вечернее время самим Уставом.

Службы часов назначены Уставом на 1-й, 3-й, 6-й и 9-й часы дня по восточному счислению. В переводе на современную систему отсчета времени получится следующее:

1-й час ≈ 6 часов утра;

3-й час ≈ 9 часов утра;

6-й час ≈ 12 часов дня;

9-й час ≈ 15 часов дня.

Почему именно в такое время? Нужно вспомнить, что римские сутки делились на две равные части: день и ночь. Каждая из половинок, в свою очередь, делилась на трехчасия. 1-й, 3-й, 6-й, 9-й – это первые часы каждой из четвертей дня; первый час соответствует шести утра. О том, что именно эти часы было принято освящать молитвой, нам сообщает Книга Деяний апостольских: Петр и Иоанн шли вместе в храм в час молитвы девятый (Деян. 3, 1); Петр около шестого часа взошел на верх дома помолиться (Деян. 10,9). Часы также напоминают о событиях Священной Истории, происходивших именно в эти временные отрезки. На службе первого часа вспоминается путь Иисуса Христа от первосвященника Каиафы в преторию к прокуратору Понтию Пилату и лжесвидетельства на Него; на третьем часе – суд Пилата и истязания Господа, а также сошествие Святого Духа на апостолов. Шестой час – шествие Спасителя на Голгофу, Его распятие, тьма по всей земле; наконец, час девятый – воспоминание Крестной смерти Спасителя.

В древности, особенно в монастырях, каждая служба суточного круга совершалась отдельно от других. Но впоследствии Церковь, снисходя к житейским нуждам христиан, к их немощи, назначила отправлять по несколько служб вместе за один раз. В итоге сформировались 3 группы служб: утренняя, дневная и вечерняя.

Утреннюю группу служб составили, таким образом, полунощница, утреня, 1-й час; дневную – 3-й час, 6-й час и литургия; вечернюю – 9-й час, вечерня и пове­черие. Такова идеальная картина богослужения в соответствии с Типиконом. Особенное внимание следует обратить на положение 9-го часа в этой схеме: являясь началом вечернего богослужения, которое имеет отношение к грядущему дню, 9-й час сам завершает службу уходящего дня, так как на нем читаются тропарь и кондак уходящего дня. Это символизирует непрерывность богослужения в Православной Церкви.

Такое разделение суточного круга на три группы служб имеет своим основанием слова Псалмопевца: «Вечер и заутра и полудне повем, и возвещу, и услышит глас мой» (Пс. 54, 18), а также слова церковной молитвы: «Вечер, и заутра, и полудне, хвалим, благословим, благодарим и молимся Тебе, Владыко всех…» (молитва входа на вечерне).

В современной приходской практике все службы суточного круга делятся на две части: вечернюю и дневную (утреннюю). В вечернее богослужение входят: 9-й час, вечерня, утреня и 1-й час. Утреннее богослужение включает в себя 3-й, 6-й часы и Божественную литургию. Как видно из перечня (а также из самой практики), на приходах редко совершаются такие службы, как повечерие и полунощница. При этом великому повечерию, можно сказать, «повезло» в большей степени; оно совершается в Навечерие Рождества Христова и Богоявления, а также в седмичные дни Великого поста. Малое же повечерие совершается крайне редко (например, в храме Саратовской духовной семинарии оно совершается 5-6 раз в году: в предпразднство Рождества Христова, накануне Великого Понедельника и Великого Четверга, а также вечером на Пятидесятницу). Полунощница в классическом виде не совершается вовсе (служба, именуемая «пасхальной полунощницей», на самом деле является богослужением совсем другого типа – это вышедшая из употребления константинопольская служба «паннихис»).

Начало вечернего богослужения колеблется от 15.00 до 18.00 (в зависимости от времени года и возможностей прихожан), а утреннее богослужение начинается в 8.00–10.00. Ранние литургии, совершающиеся в больших соборных храмах, могут начинаться в 7.00. Такова современная богослужебная практика в течение большей части года (кроме периода Великого поста).

«Троицкий листок»

По своему химическому строению ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота) является биополимером, мономерами которого являются нуклеотиды. То есть ДНК — это полинуклеотид. Причем молекула ДНК обычно состоит из двух цепей, закрученных друг относительно друга по винтовой линии (часто говорят «спирально закрученных») и соединенных между собой водородными связями.

Цепочки могут быть закручены как в левую, так и в правую (чаще всего) сторону.

У некоторых вирусов ДНК состоит из одной цепи.

Каждый нуклеотид ДНК состоит из 1) азотистого основания, 2) дезоксирибозы, 3) остатка фосфорной кислоты.

Внешнее строение части молекулы ДНК
Двойная правозакрученная спираль ДНК

В состав ДНК входят следующие азотистые основания: аденин, гуанин, тимин и цитозин. Аденин и гуанин относятся к пуринам, а тимин и цитозин — к пиримидинам. Иногда в состав ДНК входит урацил, который обычно характерен для РНК, где замещает тимин.

Химическое строение азотистых оснований ДНК Химическое строение азотистых оснований ДНК

Азотистые основания одной цепи молекулы ДНК соединяются с азотистыми основаниями другой строго по принципу комплементарности: аденин только с тимином (образуют между собой две водородные связи), а гуанин только с цитозином (три связи).

Водородные связи между комплементарными азотистыми основаниями Водородные связи между комплементарными азотистыми основаниями

Азотистое основание в самом нуклеотиде соединено с первым атомом углерода циклической формы дезоксирибозы, которая является пентозой (углеводом с пятью атомами углерода). Связь является ковалентной, гликозидной (C-N). В отличие от рибозы у дезоксирибозы отсутствует одна из гидроксильных групп. Кольцо дезоксирибозы формируют четыре атома углерода и один атом кислорода. Пятый атом углерода находится вне кольца и соединен через атом кислорода с остатком фосфорной кислоты. Также через атом кислорода у третьего атома углерода присоединяется остаток фосфорной кислоты соседнего нуклеотида.

Строение ДНК: фосфатные и водородные связи Строение ДНК: фосфатные и водородные связи

Таким образом, в одной цепи ДНК соседние нуклеотиды связаны между собой ковалентными связями между дезоксирибозой и фосфорной кислотой (фосфодиэфирная связь). Образуется фосфат-дезоксирибозный остов. Перпендикулярно ему, навстречу другой цепочке ДНК, направлены азотистые основания, которые соединяются с основаниями второй цепочки водородными связями.

Строение ДНК таково, что остовы соединенных водородными связями цепочек направлены в разные стороны (говорят «разнонаправлены», «антипараллельны»). С той стороны, где одна заканчивается фосфорной кислотой, соединенной с пятым атомом углерода дезоксирибозы, другая заканчивается «свободным» третьим атомом углерода. То есть остов одной цепочки перевернут как бы с ног на голову относительно другой. Таким образом, в строении цепочек ДНК различают 5′-концы и 3′-концы.

При репликации (удвоении) ДНК синтез новых цепочек всегда идет от их 5-го конца к третьему, так как новые нуклеотиды могут присоединяться только к свободному третьему концу.

В конечном итоге (опосредованно через РНК) каждые идущие подряд три нуклеотида в цепи ДНК кодируют одну аминокислоту белка.

Открытие строения молекулы ДНК произошло в 1953 году благодаря работам Ф. Крика и Д. Уотсона (чему также способствовали ранние работы других ученых). Хотя как химическое вещество ДНК было известно еще в XIX веке. В 40-х годах XX века стало ясно, что именно ДНК является носителем генетической информации.

Двойная спираль считается вторичной структурой молекулы ДНК. У клетках эукариот подавляющее количество ДНК находится в хромосомах, где связана с белками и другими веществами, а также подвергается более плотной упаковке.

Суточный богослужебный круг, суточный круг богослужения в православии — цикл регулярных общественных богослужений, совершаемых на протяжении суток.
Согласно Уставу, начало нового церковного дня, по ветхозаветным традициям — еврейскому лунному календарю, принято отсчитывать с вечера — примерно с момента захода солнца за горизонт. По византийскому времяисчислению, сутки делятся на 12 дневных часов от рассвета до заката и на 12 ночных часов от заката до рассвета, которые группируются в четыре дневные стражи и в четыре ночные стражи.
В летнее время дневные часы существенно длиннее ночных, а в зимнее — наоборот.
Суточный круг состоит из следующих богослужений:
Утреня — самая продолжительная служба суточного круга — в эпоху гонений ночное и утреннее богослужение христиан было самым безопасным. В настоящее время утреня может быть вседневной, шестеричной, славословной, полиелейной, бденной, аллилуйной великопостной, заупокойной, пасхальной. Несмотря на своё название, утреня в современной богослужебной практике Русской православной церкви значительно чаще совершается не утром, а вечером — непосредственно присоединяясь к вечерне или к литии, а к утрени примыкает Первый час. В утреннее время утреня служится: 1) если её не получилось отслужить с вечера, 2) великим постом, 3) в некоторых монастырях регулярно, в соответствии с древней традицией.
Малая вечерня — первое богослужение наступающего дня, совершаться может только перед великой вечерней незадолго до захода солнца в составе всенощного бдения. В обычной приходской практике Русской православной церкви почти никогда не совершается. В престольный праздник на малой вечерне в некоторых храмах например, в храме Живоначальной Троицы в Останкине совершается акафист храмовому празднику.
Полунощница бывает вседневной, субботней, праздничной, воскресной и пасхальной. Как и повечерие, исключается при совершении Всенощного бдения, иногда вычитывается келейно, на Светлой седмице заменяется Пасхальным часом. На приходах обычно совершается только Пасхальная полунощница один раз в году в пасхальную ночь перед крестным ходом. В монастырях полунощница часто соединяется с Братским молебном в начале дня.
Междочасие почасие Первого часа. Междочасия могут совершаться только в будние дни Петрова, Успенского и Рождественского постов.
Повечерие может быть либо великим, либо малым. В современной приходской практике совершается редко — после вечерни по уставу — после монастырского ужина. Иногда вычитывается келейно в домашних молитвах. На светлой седмице заменяется пасхальным часом. В нынешнее время повечерие обычно заменяется молитвами на сон грядущим. У старообрядцев осталось ежедневное совершение павечерницы вечером, а утром полунощницы — вместо молитв утренних. Поэтому при совершении Всенощного бдения, когда богослужение должно длиться всю ночь и спать не полагается совсем, повечерие с полунощницей исключаются.
Первый час. Соответствует нашим 7 часам утра — освящает молитвой наступивший день, вспоминается ночная молитва Спасителя, непрестанное ангельское славословие и предстояние Господа Иисуса Христа на суде Каиафы.
Лития — моление в притворе храма. Должна присоединяться к великой вечерни а также к великому повечерию накануне некоторых двунадесятых праздников во время всенощных бдений. По Типикону после литии положена вторая — вечерняя — последняя в этот день трапеза, или вечеря, то есть, ужин благословлёнными на литии пятью хлебами, пшеницей, вином и елеем. В это время читаются послания апостолов, святоотеческие поучения, жития. В дни, когда нет Литургии, например в великий пост, после вечерни также в притворе бывает лития о усопших. Заупокойная лития может служиться и после Первого часа Междочасия Первого часа.
Вечерня. Обычно начинает череду богослужений каждого дня. Однако отдельные молитвы начала вечерни относятся ещё к предыдущему уходящему дню, например, прокимен великий.
Третий час — 9 часов утра — воспоминается суд Пилата над Христом и сошествие Святого Духа на апостолов.
Междочасие Третьего часа.
Междочасие Шестого часа.
Шестый час — полдень, 12 часов дня — воспоминается грехопадение Адама и Распятие Иисуса Христа.
Девятый час — 15 часов дня — вспоминается Крестная смерть Господа Иисуса Христа.
Междочасие Девятого часа.
Литургия, как и все выше перечисленные богослужения, может совершаться только один раз в сутки, но стоит особняком, как бы вне времени, и теоретически, не входит в суточный круг богослужения, хотя и является его вершиной. В настоящее время литургия служится либо после Шестого часа, либо соединяется с вечерней при этом, первая часть вечерни отделяет собою первую часть Литургии оглашенных — изобразительны. Изначально литургия совершалась в вечернее время Тайная вечеря, Вечери любви, потом — во времена гонений — в ночное и раннее утреннее время, а затем — днём. Литургия преждеосвященных Даров всегда соединяется с вечерней. На аллилуйных службах обычно в Великом посту изобразительны совершаются отдельно от Литургии сразу после Девятого часа, а в некоторые дни многодневных постов Литургия совсем не положена. После полной Божественной литургии по уставу полагается совершать трапезу с Чином о панагии. Во дни поста, когда литургии не полагалось, первая трапеза в древних египетских монастырях совершалась только после Девятого часа трёх часов дня или даже после захода солнца.
Суточный богослужебный круг сформировался в монастырях Византийской империи к VI веку. Первоначально каждая из служб суточного круга в монастырях совершались раздельно, в положенное для каждой из них время. Впоследствии, для удобства верующих, они были объединены в три общественных богослужения: вечернее, утреннее и дневное.
Дневное — из Третьего и Шестого часов и литургии.
Утреннее — из полунощницы, утрени и Первого часа.
Вечернее богослужение состоит из Девятого часа, вечерни и повечерия.
С вечера накануне воскресных дней и других больших праздников совершается Всенощное бдение, в котором все чинопоследования богослужений суточного круга соединяются в одно. У древних христиан оно продолжалось всю ночь. Слово «бдение» значит «бодрствование».
По благословению священноначалия чинопоследования установленного суточного богослужебного круга могут сокращаться или, наоборот, дополняться, когда в этом есть необходимость. В случае отсутствия священника миряне имеют право самостоятельно совершать весь суточный круг богослужений, при этом вместо Литургии служится обедница — чин изобразительных.
Следует заметить, что в прежние времена и в разных странах в общественном богослужении не всегда наблюдалось полное единообразие. Например, в Византии существовала особая служба «Тритекти» греч. τριτοέκτη или τριτέκτη, которая заменяла собою все часы, но позже вышла из богослужебного употребления.

image

которого лежат: Суточный богослужебный круг Седмичный богослужебный круг и Годовой богослужебный круг или Годичный богослужебный круг Требы совершаются
XVI века СПб., 1881 Общественные и частные молитвы Суточный богослужебный круг Богослужебные книги Общественное богослужение Новый энциклопедический
Пратчетта полицейская организация в его вымышленной вселенной. Стража Ночной дозор Ночные стражи Суточный богослужебный круг Легенды ночных стражей
Стража — деревня в Котласском районе Архангельской области. Суточный богослужебный круг Охрана Физическая охрана Стражник Сторож Страж порога
Входят в суточный богослужебный круг совершаются один раз каждый день В широком смысле слова часы — общее название для всех служб суточного круга отсюда
годового круга богослужений Триодь тексты подвижного пасхального круга и Октоих тексты седмичного круга Позже появился другой богослужебный сборник
псалом 103 читается в начале вечерни. Таким образом, он открывает суточный богослужебный круг поэтому традиционно называется предначинательным. Этот псалом
Чинопоследованиями называются как отдельные службы ежедневного суточного богослужебного круга так и различные таинства, требы и некоторые обряды, совершаемые
причащения больных на дому изложенный в Требнике. Как и все службы суточного богослужебного круга изобразительны в храме могут совершаться только один раз в
греч. Μεσονύκτικον в византийском обряде — одна из служб суточного богослужебного круга посвящённая грядущим Пришествию Иисуса Христа и Страшному суду
греч. Ωρολόγιον Орологион — богослужебная книга, содержащая неизменяемые молитвословия суточного богослужебного круга предназначенные для исполнения

Часослов: Часослов — богослужебная книга, содержащая тексты неизменяемых молитвословий суточного богослужебного круга Часослов Бедфорда — рукописный иллюминированный
Акафистник — в православии богослужебная книга, содержащая акафисты особые песнопения Иисусу Христу, Богородице и святым Как тип богослужебной книги акафистник
вечера — с момента захода солнца примерно в 18 часов Поэтому суточный богослужебный круг начинается именно с вечерни. Согласно Исх. 29: 38 — 43 в жертву
также в начале молебных пений и в составе общественных богослужений суточного круга Молитва Царю Небесный заимствована в обычное начало и является стихирой
уста наша также завершается троекратным Аллилуйя. В богослужениях суточного круга Аллилуйя используется как завершение псалмов, их групп кафизм и
а только имени ради Трисвятое Отче наш Никулина Е. Н. Литургика. Богослужебный Устав и гимнография — М.: Изд — во Правосл. Св — Тихоновского гуманит
Литургический календарь, богослужебный календарь, церковный календарь, от лат. Calendae, название первого дня каждого месяца в Древнем Риме — принимаемая
Иерусалимском Храме в день Сретения Лк. 2: 29 — 32 Песнь вошла в состав богослужебных песнопений христианских церквей Православной, Католической, Англиканской
Это статья о богослужебной книге. О богослужебных уставах см. статью Богослужебный устав. Типикон церк — слав. Типїконъ, Типикъ греч. Τυπικόν от

большинство прошений ектеньи во время общественного богослужения. Кроме того, богослужебный устав предусматривает троекратное, 12 — и 40 — кратное, а в ряде случаев
Канонник или полный молитвослов — богослужебная книга, содержащая в себе избранные каноны, акафисты, ежедневное молитвенное правило и последование ко
Беневентанский обряд — латинский богослужебный обряд, характерный для княжества Беневенто и смежных южноитальянских областей до вытеснения римским обрядом
Восточно — сирийский в русской литературе часто — восточно — сирский богослужебный обряд — богослужебный обряд, сохранившийся в дохалкидонской Ассирийской церкви
причащается под двумя видами, миряне либо под двумя, либо под одним видом Суточный круг состоит из семи канонических часов: Полунощница Утреня Третий час Шестой
Елисаветой во время её встречи с Девой Марией — Лк. 1: 42 Как песнопение в богослужебном обиходе — тропарь вечерни в составе воскресного всенощного бдения, поётся
Тебе: Радуйся, Невеста неневестная В 14 веке при правке славянских богослужебных книг на Афоне словосочетание город Твой греч. ἀναγράφω σοι ἡ πόλις
поддержана Русской церковью, однако не успела войти в Устав суточного богослужебного круга Выбор в качестве дня поминовения именно вторника обусловлен
приблизительно 1000 литургических формул. Согласно печатным изданиям XVI века, суточный круг богослужений амвросианского обряда включал в себя: matutinae — утреня
для всех седмичных дней, с воскресенья по субботу. Это песнопения суточного круга вечерни, повечерия, утрени и Божественной Литургии, а для воскресных

Церковный год

Церковный год

Богослужения, совершаемые в Православной Церкви, разнообразны и неоднородны: некоторые относятся ко всему собранию верующих, иные — преимущественно к одному или двум его членам; одни совершаются ежедневно и в определенное время, другие — по требованию нуждающихся.

Богослужение Православной Церкви представляет собой развитую систему, охватывающую всю жизнь христианина и дающую ей определенный ритм. Каждый этап жизненного пути, каждый трудный момент Церковь стремится освятить таинствами и молитвами. Кроме того, богослужение формирует течение особого церковного времени. Жизнь христианина идет не по календарным датам, а по церковным праздникам. К празднику готовятся, его ждут, отмечают. К важнейшим праздникам года Церковь готовит своих членов многодневными постами: Великий пост заканчивается на Пасху, Успенский и Рождественский предваряют соответствующие праздники, а Петровский — память святых апостолов Петра и Павла. Таким образом, обычное земное время преображается и становится достоянием Священной истории.

Богослужение дневного и седмичного круга

Чтение евангелия архиепископом Анастасием

Богослужения в православии тесно связаны с «кругами времени». Таких кругов три: дневной, недельный и годовой.

Богослужение дневного круга образуется рядом служб, приуроченных к определенному времени суток. Отсчет богослужебных суток ведется с вечера, поэтому церковные праздники начинаются накануне своей календарной даты, например воскресная служба — в субботу вечером.

Первая служба церковного дня — вечерня; затем следуют повечерие, полунощница, утреня, 1, 3, 6 и 9-й часы. Служба 1-го часа возникла позднее других, а 3, 6 и 9-й часы (соответствуют 9, 12 и 15 часам пополудни) были временем молитвы еще в ветхозаветном богослужении, а затем приобрели новый смысл и содержание. Вершиной богослужебного дня является божественная литургия, которая чаще всего совершается после 6-го часа. Служба складывается из неизменяемых частей, т. е. используемых каждый день, и изменяемых, приуроченных к определенному дню недели или года.

Таким образом, каждая служба имеет постоянную литургическую тему. Для вечерни это ожидание Спасителя; центральное песнопение полунощницы посвящено Второму пришествию Христову, тема утрени — встреча Мессии. На 1-м часе отмечается начало дня, на 3-м вспоминается сошествие Святого Духа на апостолов, на 6-м — распятие Христово, а на 9-м — Его смерть.

Великий вход

Службы дневного круга объединены в три цикла: вечерний, состоящий из 9-го часа, вечерни и повечерия; утренний, объединяющий полунощницу, утреню и 1-й час, и дневной, включающий в себя 3-й, 6-й часы и божественную литургию. Службы суточного круга составляют основу всего богослужения, а неизменяемые их части взяты. как правило, из Священного Писания. Участие в общей храмовой молитве должно дополняться келейным, т. е. личным, правилом — чтением специальных утренних и вечерних молите.

Дневной богослужебный круг дополняется седмичным. Первый день седмицы — воскресенье (по-церковному — «неделя», т. е. день, в который не делают мирских дел) — посвящен Воскресению Христову. Воскресное богослужение совершается очень торжественно и почти никогда не отменяется. Остальные дни седмицы тоже имеют свои посвящения: в понедельник вспоминаются Бесплотные Силы (мир ангельский), во вторник — Иоанн Предтеча, в среду и пятницу — Крест Христов, в четверг — святые апостолы и святитель Николай, а в субботу — все святые и усопшие. Среда и пятница являются постными днями, в них можно есть только растительную пищу.

Годовой богослужебный круг

Самым обширным и развитым является годовой богослужебный круг. Он состоит из двух типов праздников: неподвижных и подвижных. Первые закреплены за определенным днем года, а вторые зависят от даты празднования Пасхи, которая для каждого года специально вычисляется по солнечному и лунному календарям.

Церковный год начинается 1 (14) сентября (здесь и далее в скобках указаны даты по новому стилю). В этот день празднуется церковное новолетие. Из всех праздников выделены 12 самых важных. Их называют двунадесятыми.

8 (21) сентября — Рождество Пресвятой Богородицы, праздник в честь чудесного рождения Пречистой Девы Марии от престарелых родителей святых Иоакима и Анны. Впервые упоминается в V веке.

14 (27) сентября отмечается Крестовоздвижение. В этот день Церковь предписывает строгий пост. Праздник посвящен событиям IV века, когда святая равноапостольная Елена нашла в Иерусалиме Крест Господень. В этот день в храме совершается особый чин поклонения Кресту.

1 (14) октября — Покров Пресвятой Богородицы. Этот праздник не относится к двунадесятым, но называется великим. В Х веке в осажденном сарацинами (мусульманами) Константинополе юродивый Андрей во время всенощного бдения видел Пресвятую Богородицу, которая распростерла свой омофор (покрывало, надеваемое на голову и плечи) над христианами. Видение ободрило греков, и враг был отбит. Это событие стало отмечаться ежегодно. Христиане просят Богородицу защитить их Своим Покровом.

К двунадесятым праздникам относится и Введение во храм Пресвятой Богородицы, Которую в трехлетнем возрасте родители привели в Иерусалимский храм, чтобы отныне Ее целиком посвятить только Богу. С этого дня в церковных песнопениях часто упоминается приближающийся праздник Рождества Христова. Самые ранние упоминания о празднике Введения во храм относятся к VII веку, а отмечают его 21 ноября (4 декабря).

С 15 (28) ноября начинается Рождественский пост, предваряющий важнейшие из неподвижных праздников — Рождество и Крещение Господне. В древности эти события праздновались вместе; они до сих пор сохранили много общего в богослужении и соединены между собой особым временем — Святками («святыми днями»). Древнее общее название этих двух празднеств — Богоявление, ибо, отмечая рождение Христа от Девы Марии и крещение Его Иоанном в водах Иордана, христиане празднуют пришествие в мир Бога, желающего спасти человека. После разделения этих праздников Богоявлением называется лишь Крещение Господне, поскольку во время крещения Иисуса явилась Пресвятая Троица: глас Отца свидетельствовал о Сыне, Сын вошел в реку Иордан, а Дух Святой в виде голубя сошел на Христа. Праздник Рождества Христова упоминается с III века.

25 декабря (7 января) Рождество Христово, а 6 (19) января — Крещение (Богоявление). В эти дни совершается такое торжественное богослужение, какого не имеет никакой другой неподвижный праздник. Накануне этих праздников отмечается особый день — Навечерие, называемое еще Сочельником, т. к. в этот день назначается строгий пост и можно есть только сочиво (пшеница с медом). На Святках же, напротив, отменяются все постные дни.

В этот период отмечается еще один великий праздник — Обрезание Господне — 1 (14) января.
2 (15) февраля — Сретение Господне. Это событие описано в Евангелии от Луки (2.21-39). Пречистая Дева Мария и праведный Иосиф принесли Младенца Христа на 40-й день после Его рождения в Иерусалимский храм. Там их встретил праведный старец Симеон, которому Бог обещал, что он не умрет, пока не увидит Мессию. Взяв на руки Младенца Христа, Симеон произнес слова, ставшие теперь церковной молитвой (постоянным песнопением вечерни): «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко…». Праздник известен с III века.

Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется 25 марта (7 апреля). В Евангелии от Луки (1.26-38) рассказывается о том, как архангел Гавриил явился Деве Марии с известием о том, что Она избрана стать Матерью Сына Божия, зачатие Которого должно совершиться силою Святого Духа. Пресвятая Дева со смирением приняла волю Божию. В древности этот праздник назывался Днем Воплощения. Святой Иоанн Златоуст называл его «корнем праздников».

К великим праздникам отнесены также Рождество Иоанна Предтечи, которое отмечают 24 июня (7 июля); день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла — 29 июня (12 июля). Этот праздник предваряется постом, который называется Петровским. Отметим, что каждый день в Церкви празднуется память святых, причем днем памяти считается дата их праведной кончины или обретения мощей. Церковь празднует дни рождения только Христа, Пречистой Его Матери и Иоанна Предтечи.

1 (14) августа начинается Успенский пост, а 6 (19) августа празднуется Преображение Господне. Вспоминается евангельский рассказ о том, как Христос, взяв с Собой апостолов Петра, Иакова и Иоанна, поднялся на высокую гору Фавор и преобразился у них на глазах, явив Свою божественную славу. В этот день в храме освящаются созревшие фрукты (в русской традиции это яблоки). Праздник Преображения Господня был известен уже в IV веке.

Последний двунадесятый праздник церковного года — Успение Пресвятой Богородицы, отмечаемое 15 (28) августа. Уже в IV веке этот день отмечался повсеместно. Кончина Пречистой Девы Марии была тихой и светлой. Церковь назвала ее успением (т. е. сном).

Матерь Божия была похоронена святыми апостолами в Гефсиманском саду. Апостол Фома не был на погребении и, когда приехал через три дня в Иерусалим, очень горевал, что не смог проститься с Пресвятой Богородицей. Тогда специально для него открыли гробницу, но она оказалась пустой. Церковное Предание свидетельствует, что Матерь Божия была взята Своим Божественным Сыном на Небо. Дева Мария стала теперь Царицей Небесной и молится за весь человеческий род у престола Божия.

29 августа (11 сентября) отмечается последний великий праздник — Усекновение главы Иоанна Предтечи. Иоанн Креститель был убит во время пира в честь дня рождения правителя Галилеи Ирода, и богослужение этого дня отличается особой сосредоточенностью. Это день строгого поста. Как особая дата Усекновение главы Иоанна Предтечи отмечалось еще учениками Иоанна Крестителя.

Посты Православной Церкви

Посты установлены Церковью как особенное, выделенное из будничного, время, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела, молясь, исповедуя свои грехи, приобщаясь Святых Христовых Тайн. Постом воздерживаются от скоромной пищи—мяса, молока, яиц, иногда рыбы.

Посты делятся на однодневные и многодневные.

К многодневным относятся: Великий пост, или Святая Четыредесятница; Петровский пост; Успенский пост; Рождественский пост.

К однодневным постам относятся: еженедельные посты в среду и пятницу в память предательства и в память страданий и смерти Спасителя.

Однако в среды и пятницы некоторых недель поста нет. Это: пасхальная неделя, которая почитается как бы за один светлый день; неделя после Троицы; так называемые Святки, то есть время от Рождества до Крещения (кроме последнего перед Крещением дня — крещенского сочельника); неделя Мытаря и Фарисея перед Великим постом; масленица, хотя во время нее действует запрет на мясо.

Однодневные посты это также: праздник Воздвижения Креста Господня 27 сентября; пост в день усекновения главы Иоанна Предтечи 11 сентября; крещенский сочельник, то есть день накануне Крещения, 18 января.

Великий пост и Пасха

Архиепископ Анастасий с напутственным словом в прощенное воскресениеПодвижные праздники Православной Церкви образуют два цикла: великопостный и пасхальный. Великопостный включает в себя три подготовительных воскресенья, предваряющих Великий пост, сам пост и Страстную седмицу.

В приготовительный период к Великому посту начинает меняться строй богослужения, все чаще звучат песнопения, призывающие к покаянию. В этот период на службе вспоминаются Страшный Суд, притчи о мытаре и фарисее, о блудном сыне. В последний день перед началом Великого поста богослужение посвящено изгнанию Адама и Евы из рая. Тем самым Церковь пробуждает в своих чадах стремление к Богу и желание покаяния. Перед началом поста, вечером, совершается чин прощения, во время которого члены общины примиряются друг с другом, поэтому этот день называется Прощеным воскресеньем.

Великопостные службы совершаются по особым правилам и отличаются строгостью и сосредоточенностью. За каждым богослужением читается молитва преподобного Ефрема Сирина. Содержание ее посвящено самому главному в постном подвиге — изменению и исправлению души человека, которые возможны только с помощью Божией.

Евхаристия в Великий пост совершается только в субботу и воскресенье. В среду и пятницу служится литургия Преждеосвященных Даров, когда можно причаститься заранее освященными Святыми Дарами.

Все воскресенья Великого поста имеют свои богослужебные темы.

Первое называется неделей Торжества православия. Церковь празднует в этот день победу над последней из крупных ересей — иконоборчеством. Второе воскресенье посвящено святителю Григорию Паламе, учившему о божественной природе Фаворского Света — того сияния, которое видели апостолы на горе Преображения, когда Христос преобразился перед ними. Третье воскресенье является серединой поста; оно называется Крестопоклонной неделей.

В четвертое воскресенье вспоминается преподобный Иоанн Лествичник, а в пятое — преподобная Мария Египетская; труды и жития этих святых лучше всего могут научить покаянию и помочь каяться. Когда прошли шесть седмиц поста, наступает особое время последних дней перед Пасхой. Последний день шестой седмицы называется Лазаревой субботой. Незадолго перед распятием Христос воскресил умершего Лазаря в Вифании, показав Свою божественную силу и власть над смертью.

Освящение ВаийСледующий день посвящен Входу Господню в Иерусалим. Христос приходит в Иерусалим, хотя знает, что здесь ищут Его смерти. Народ встречает Его радостно и торжественно, как земного царя, не разумея, что это Царь Небесный. В это воскресенье в храм приносят пальмовые ветви, вспоминая, как народ постилал их под ноги Христа. На Руси в это время цветет только верба, ветви которой и освящают на богослужении; сам же день называется Вербным воскресеньем.

Наступает Страстная седмица. В среду вспоминается предательство Иуды — одного из апостолов, который решился выдать Христа Его врагам за 30 сребреников. Четверг — день Тайной Вечери, где было установлено таинство евхаристии. В этот день все христиане приступают к евхаристической чаше.

В пятницу совершается служба, называемая Последованием страстей Христовых. На этом богослужении читаются 12 отрывков из Евангелия, посвященных последним часам жизни Иисуса Христа: Тайная Вечеря, моление в Гефсиманском саду, предательский поцелуй Иуды, суд, предание на распятие, бичевание, крестная смерть, положение во гроб.

Суббота Страстной седмицы является тем великим днем, когда Христос, телом пребывая во гробе, душой Своей сошел в ад и победил его, освободив пребывающих там людей. Богослужение этого дня еще не пасхальное, но уже озарено светом приближающегося праздника.

Пасхальный Крестный ходВ пасхальную ночь совершается крестный ход, который как бы ведет всех к гробу навстречу воскресшему Христу. Богослужение первого дня Пасхи и следующей за ним Великой седмицы стремительно, радостно и наполнено ликованием. Бесконечное число раз повторяется тропарь Пасхи: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав».

Следующее после пасхального воскресенье называется Антипасха («вместо Пасхи»), другое его название — Фомина неделя. В этот день Христос пришел к Своим ученикам и уверил сомневавшегося апостола Фому в Своем воскресении.

Всенощное бдение в день ПятидесятницыПразднование Пасхи продолжается до Вознесения, которое отмечается на 40-й день. Христос восшел на небо и сел одесную (по правую сторону) Отца. Своим ученикам Он велел не уходить из Иерусалима, пока не придет к ним Утешитель, т. е. Дух Святой, что и свершилось в день Пятидесятницы. Апостолы, на которых Дух Святой сошел в виде языков пламени, получили чудесные благодатные дары и стали проповедовать дело Христа, обращая тысячи людей. На Руси этот праздник стали называть Троицей.

Выполняя заповедь своего Учителя, апостолы проповедовали во многих странах света, их трудами росла и укреплялась Церковь Христова. Следующее после Пятидесятницы воскресение называется неделей Всех святых.

Родительские, или дни поминовения усопших

Церковь имеет особую, материнскую, заботу об усопших своих чадах, при этом в равной степени о давно умерших и скончавшихся недавно, о простых мирянах и о царях с патриархами. Эта забота согласуется с учением о бессмертии души, Страшном суде и Царствии Небесном. Повлиять на свою участь душа усопшего уже не в состоянии, только мы, живущие на земле, можем им помочь. Наши молитвы, частные и церковные, милостыня, добрые дела, совершаемые ради того или иного умершего, приносят его душе упокоение и радость в загробном мире.

Для общих церковных молитв установлены особые дни: Мясопустная родительская суббота; 2-я, 3 и 4-я субботы Великого поста; Радоница; Троицкая родительская суббота; Дмитриевская родительская суббота. Кроме Радоницы, которая бывает во вторник, все эти дни — субботние.

Для церковного поминовения прихожане готовят записки с поминовением усопших. Кроме того, готовятся пожертвования. Как правило, это продукты, приносимые в храм на канун (см. «Устройство храма»). На канун принято приносить хлеб, блины, фрукты, конфеты и т.д. Можно приносить муку для просфор, кагор на литургию, свечи и масло для лампад. Вечером накануне родительских суббот служится парастас — это заупокойная утреня. Все тропари, стихиры, пение и чтение парастаса посвящены молитве за умерших.

Утром в родительские субботы обязательно служится заупокойная литургия, во время которой поминаются все усопшие христиане. После такой литургии бывают еще общие панихиды.

Радоница — это пасхальный день поминовения усопших. Радоница всегда совершается на десятый день Пасхи, во вторник второй пасхальной недели. Накануне вечером служится парастас, а утром—литургия и панихида. К обычным, заупокойным, молитвам на Радоницу прибавляются еще и пасхальные песнопения. В этот день принято посещать могилы родных и близких. Не нужно делать это на Пасху.

Кроме перечисленных, есть еще особые дни. На Усекновение главы Иоанна Предтечи 11 сентября поминаются особо воины, погибшие на войне и умершие от ран. В день Победы, 9 мая, также поминаются погибшие воины, умершие в госпиталях, лагерях и без вести пропавшие во дни Великой войны.

Все молитвы об усопших совершаются о душах православных христиан, то есть крещеных людях, которые не самонасильственным образом ушли в мир иной. Самоубийцы не поминаются в Церкви, кроме особых случаев, о которых можно узнать только у священника.

Наша помощь усопшему

Умер кто-то из близких… Рано или поздно мы все сталкиваемся с таинственным явлением смерти. И всякий порядочный человек, в меру своих сил и возможностей, старается отдать усопшему последний долг, достойно проводить его в путь всея земли. Мы заботимся об изготовлении гроба, организации похорон, устройстве поминальной трапезы.

Только вот порой не отдаем себе отчета, что самому усопшему ни гроб, ни поминки не требуются. Нагим человек выходит из материнской утробы, нагим возвращается во чрево земли. И только одно ему от пас нужно, и нужно чрезвычайно. Это молитва.

После смерти тела душа или наследует вечное блаженство, или отходит на вечную муку. Это зависит от того, как была прожито земная краткая жизнь. Но немало зависит и от молитвы за умершего.

Есть в Житиях Святых рассказ о преподобном Макарии Великом, который молился за всех, ушедших в мир иной. Однажды в пустыне он увидел череп, который силой Божией поведал Макарию о том, что даже самые лютые грешники по его молитвам получают некоторые облегчения от страданий.

Первейшей и непреложной обязанностью всякого верующего является организация отпевания своего усопшего сродника. Экономить можно на чем угодно, но только не на отпевании! Оно должно совершаться на третий день смерти, не раньше (при этом день кончины — первый, даже если человек умер за несколько минут до полуночи); лучше, если оно произойдет в храме или на кладбище. В крайнем случае можно отпеть заочно.

Во чтобы то ни стало нужно предать усопшего земле. Кремация — чуждый Православию обычай, заимствованный от восточных культур. Даже если усопший завещал кремировать себя, нарушить эту волю не грешно.

В девятый и сороковой день после смерти нужно заказывать в храме панихиды — моления о прощении грехов усопшего. Особенно важен сороковой день, в который совершается частный суд Божий над душой, определяется ее участь до Второго Пришествия Христа.

Заупокойная молитва будет действеннее, если в памятные дни кто-либо из родственников почившего причастится Святых Христовых Тайн.

Панихиды нужно совершать и в дальнейшем, в дни рождения, смерти, именины покойного. Подавать записки в алтарь и ставить свечи о упокоении можно каждый день.

На кладбище нельзя оскорблять память почившего пьянством, лить водку на могильный холм. Лучше затеплить свечу, помолиться, прибрать могилу. Дома, на поминках, русские люди вкушают особую пищу — кутью (рис с медом или изюмом), блины, кисель. В постный день и пища должна быть постной.

Хорошо заказывать в храме долгосрочные поминовения — на сорок дней (сорокоуст), полгода или год. В монастырях принимаются вечные (пока стоит обитель) поминовения усопших.

Можно ли отпевать иноверцев?

Этот вопрос неоднократно поднимался и в прошлом, и в наши дни. Обратим внимание на то, что спрашивается не о том, можно ли вообще молится об умерших иноверцах, а можно ли их отпевать и служить по ним панихиды. Необходимо различать эти два вопроса: просто молитвы за умерших инославных христиан и совершении над ними православного чина. Частная, келейная молитва об инославном усопшем не запрещается — можно поминать его дома, у гроба прочесть псалмы… Но чин отпевания и панихиды составлены с уверенностью, что умерший и отпеваемый есть верный член Православной Церкви.

Охраняя чистоту своего Православного учения и всего богоустановленного порядка жизни, Церковь искони запрещала епископам, клирикам и мирянам вступление в молитвенное общение не только в храме, но и на дому со всеми еретиками, раскольниками и отлученными от церковного общения. Строгость, с какой Церковь оберегала своих чад от опасности заражения какой-либо ересью, простиралась до того, что священнослужителям было возбранено совершать молитву или священнодействие даже только в присутствии еретиков. В основе этих канонических постановлений лежит вечное слово Христово: «аще и Церковь не послушает (брат твой), буди тебе, якоже язычник и мытарь» (Мф. 17,18).

Будучи вне Церкви при жизни, еретики и раскольники еще дальше отстоят от нее после смерти, ибо тогда для них закрывается сама возможность покаяния и обращения к свету истины.

Вполне естественно поэтому, что Церковь не может приносить за них умилостивляющей бескровной жертвы и никакой молитвы вообще: последняя явно возбраняется апостольским словом (1 Иоан. 5, 16). Следуя апостольским и отеческим заветам, Церковь молится только о упокоении православных христиан, в вере и покаянии скончавшихся — как живых членов Тела Христова. Сюда могут относиться и те, кто прежде были в числе отпадших, но потом раскаялись и соединились с Церковью.

Верная во всем духу древней Вселенской Церкви, наша Русская Православная Церковь не только воспрещала отпевать инославных — римо-католиков, протестантов, армян и т.п., но даже совершать по ним панихиды. По чувству христианского милосердия она стала допускать в отношении к ним одно снисхождение — если умрет иноверец «христианского исповедания», и для погребения его не будет священника или пастора того исповедания, к коему принадлежит умерший, то православному священнику разрешается, облачившись в фелонь, проводить тело усопшего до кладбища и пением Трисвятого сопроводить опускание гроба в могилу. Внесение тела усопшего иноверца в православный храм не допускается.

Широта православной христианской любви, во имя которой иные призывают допустить церковную молитву за умерших христиан любого исповедания, не может простираться до пренебрежения православным учением веры, сокровище которой хранит в течение веков наша Церковь. Иначе сотрется всякая грань, отделяющая Единую Истинную Церковь от тех, кто оторван от благодатного союза с нею.

Из сказанного ясно, что тем более воспрещается всякая церковная молитва за усопших мусульман, буддистов, иудеев и других иноверцев, не признающих Господа Иисуса Христа.

Юлианский и григорианский календарь

Летосчисление во всем мире ведется по календарю. Римский календарь получил название юлианского, т. к. в 1 в. до н. э. правитель Рима и верховный жрец Гай Юлий Цезарь реформировал календарь, распределив число дней в году поровну: 30 дней выпадали на четные месяцы, 31 день — на нечетные. Исключение составлял февраль, в котором было только 29 дней (обшая сумма — 365 дней). При императоре Октавиане Августе один день был отнят у февраля и отдан восьмому месяцу, названному в его честь августом.

Юлианский календарь был официально принят и Церковью в IV в., однако он не был совершенным. Каждые четыре года обращения Земли вокруг Солнца образуются «лишние» 44 минуты. К XVI в. разница между юлианским календарем и астрономическим циклом составила 10 дней. В 1582 г. по указу папы Григория XIII был разработан более точный способ исчисления времени и введен новый календарь, названный по имени папы григорианским. Европа перешла на этот календарь. Россия и страны восточной православной ориентации продолжали жить по юлианскому календарю. В 1918 г. декретом Советского правительства год стал исчисляться по европейскому, т. е. григорианскому, календарю. Православная Церковь сохранила приверженность юлианскому календарю, или, как стали говорить, «старому» стилю. Разница между календарями к XX в. достигла 13 суток, вот почему одни и те же праздники в Православной и Католической Церквях разделяют две недели. Например, в Европе Рождество Христово отмечается 25 декабря, в России — 7 января (т. е. 25 декабря по «старому» стилю). Для удобства в современных церковных календарях отмечаются две даты — по «старому» и «новому» стилю.