Кто искушал жену князя Павла?


Сегодня, 8 июля, мы отмечаем День семьи, любви и верности. Этот всероссийский праздник появился благодаря муромскому князю Петру и его жене Февронии, которые жили в XIII веке. Их семейную пару православные христиане почитают за покровителей семьи и брака.
Петр и Феврония стали образцами супружеской верности, взаимной любви и семейного счастья ещё при жизни. По легенде, они умерли в один день — 25 июня (по новому стилю — 8 июля) 1228 года. Их тела, положенные в разных местах, чудесным образом оказались в одном гробу, что сочли чудом. Петр и Феврония были канонизированы на церковном соборе 1547 года. Их мощи хранятся в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
История любви святых Петра и Февронии существует уже много веков на Муромской земле. Со временем подлинная история об этих благоверных и преподобных чудотворцах обросла сказочными очертаниями, которые слились с притчами и легендами этого края. Сегодня в Муроме стоит рака с мощами супружеской четы святых Петра и Февронии, и к ним отовсюду приезжают паломники, чтобы почтить их память, попросить помощи и помолиться.
Началась эта удивительная история Петра и Февронии в то время, когда на русской земле в городе Муроме правил князь Павел. И была у него прекрасная жена, к которой дьявол стал отправлять для искушения крылатого змея. Используя свою нечистую магическую силу, он появлялся перед ней в образе князя. Такое наваждение жена не стала скрывать от мужа и рассказала, что коварный змей хитростью овладел ею. Раздосадованный князь не знал, как ему поступить со злодеем тьмы. Однако повелел своей жене льстивыми речами выведать у коварного искусителя о том, знает ли он, от чего придет к нему смерть. Когда в очередной раз явился к ней змей, княжна выведала у него, что смерть ему уготовлена от плеча Петрова и Агрикова меча.
Спаситель Петр
Она сразу поведала обо всем этом князю Павлу. Тот же позвал к себе своего родного брата Петра и стал делиться с ним своими мыслями. Петр же сразу понял, что именно ему суждено убить змея. Однако его по-настоящему смущало только то, что у него не было Агрикова меча. Но в то время Петр в полном одиночестве любил ходить по церквям и молиться. Однажды он оказался в женском монастыре, в храме Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, и к нему подошел молодой отрок, который сказал князю, что он знает, где спрятано заветное оружие. И, подведя Петра к алтарной стене, он указал ему на место между плитами, где лежал Агриков меч. Петр взял его и отправился к брату, чтобы поведать ему обо всем и обдумать план следующих действий. Когда Петр пришел к брату Павлу, а потом зашел к снохе, чтобы выразить свое почтение, он заметил, что князь Павел каким-то невероятным образом был сразу в двух местах, у себя в покоях и у своей жены. Петр сразу раскусил хитрость змея в его перевоплощении и, конечно же, не без Божьей помощи убил чудовище.

Знакомство с Февронией
Но история Петра и Февронии на этом не закончилась. После ударов меча змей принял свое настоящее зверское обличье и умер, забрызгав своею кровью князя Петра. От этого весь князь покрылся струпьями и жуткими язвами. С того времени все приближенные сбились с ног, искали врачей по всему свету, но ни один не брался за его лечение.
Однажды один из его отроков отправился в Рязанские земли, где было много народных врачевателей, и оказался в небольшой деревеньке под названием Ласково, в котором познакомился с очень мудрой молодой девой по имени Феврония. Она пообещала вылечить князя Петра, если тот будет чистосердечным и смиренным в помыслах своих. И повелела привести его к ней.
Когда князь приехал к Февронье, он стал обещать ей огромное вознаграждение. Но она ответила ему, что вылечит его, если он возьмет ее в жены. И князь слукавил, пообещав за исцеление взять ее в жены. Тогда девушка зачерпнула плошку хлебной закваски, потом дунула на нее и повелела, чтобы князь истопил баню и помазал этим свое больное тело, но только так, чтобы один струп остался непомазанным. Петр все так и сделал, и болезнь сразу отступила. Однако князь не торопился выполнять главного условия, и в скором времени опять весь покрылся язвами. Тогда ему все же пришлось жениться на Февронии. После этого они уехали в Муром и зажили там по божьим заповедям.
Уйти, чтобы вернуться
После смерти князя Павла его брат Петр занял пост правителя города. Но княгиню бояре невзлюбили и однажды, выпив вина для храбрости, пришли к ней и попросили, чтобы она взяла все, что пожелает ее душа, и покинет их город. Но богатств она не взяла, а попросила одного – отдать ей ее благоверного Петра.
Бояре даже обрадовались такому повороту дел, ведь в душе каждый мечтал занять трон князя. Благочестивый князь Петр не стал нарушать законов божьих и пожелал уйти с женой. Сели они в ладью и поплыли по Оке-реке. Приставши к одному берегу, они остановились на ночлег. Тут же явились вельможи из Мурома и слезно попросили их вернуться, так как борьба за власть привела к распрям и смертям между боярами.
Блаженные Петр и Феврония с большим смирением вернулись в город Муром и стали там править долго и счастливо. Когда состарились, то решили принять обет монашества, и при постриге получили имена Давида и Ефросиньи. А потом вместе стали молить Господа о том, чтобы Он послал им смерть в одно время. Благочестивая пара хотела, чтобы их похоронили вместе. Был даже заранее подготовлен специальный гроб для двоих с перегородкой посредине. Но после их смерти в своих кельях люди сочли нечестиво хоронить монахов в одном гробу и не выполнили волю усопших. Их тела дважды оставляли в разных храмах, но под утро они всегда каким-то чудесным образом оказывались вместе в одном гробу. Тогда и было решено похоронить их вместе.

Вот так Петр и Феврония Муромские, история любви которых заслуживает уважения и признания, стали покровителями семьи, любви и верности. Теперь каждый верующий может прийти в Муромский Свято-Троицкий женский монастырь, чтобы поклониться их святым мощам.
В честь этого праздника Федеральным оргкомитетом учреждена специальная памятная медаль — «За любовь и верность». Она вручается 8 июля супругам, которые прожили в счастливом браке не менее 25 лет. А символом праздника «Всероссийский день семьи, любви и верности» была выбрана ромашка. Этот полевой цветок издревле на Руси считался символом любви и верности.

Нашли опечатку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

«Сказано также, что если кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную.
А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины любодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» (Мф. 5:31–32).

«И приступили к Нему фарисеи и, искушая Его, говорили Ему: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею. Он сказал им в ответ: не читали ли вы, что Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их? И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Они говорят Ему: как же Моисей заповедал давать разводное письмо и разводиться с нею? Он говорит им: Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими, а сначала не было так; но Я говорю вам: кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:3–9).

Разводное письмо — документальная форма расторжения брака у древних евреев, предусмотренная законом Моисея. В соответствии с ней жене, которая по каким-то причинам стала противна мужу, муж писал разводное письмо, служившее документом, после получения которого, жена оказывалась свободной женщиной и снова могла выйти замуж.

«Если кто возьмет жену и сделается ее мужем, и она не найдет благоволения в глазах его, потому что он находит в ней что-нибудь противное, и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, и она выйдет из дома его, пойдет, и выйдет за другого мужа; но и сей последний муж возненавидит ее и напишет ей разводное письмо, и даст ей в руки, и отпустит ее из дома своего, или умрет сей последний муж ее, взявший ее себе в жену: то не может первый муж ее, отпустивший ее, опять взять ее себе в жену, после того, как она осквернена, ибо сие есть мерзость пред Господом (Богом твоим), и не порочь земли, которую Господь, Бог твой, дал тебе в удел» (Втор. 24:1–4).

Бракоразводный процесс считался совершившимся только тогда, когда были выполнены следующие условия:

1. Муж должен был написать разводное письмо (Второзаконие 24:1 и далее; Иеремия 3:8 и далее; и др.). Это свидетельство о разводе должно было быть письменным и ясно излагающим суть дела. Разводное письмо обладало юридической силой. Возможно, его подписывали свидетели. Это письмо защищало разведенную от ложных обвинений, предотвращало неверное истолкование развода посторонними людьми. Семейное положение женщины, получившей разводное письмо, было четко определено — «незамужняя». На составление письма требовалось время. Письменная форма являлась гарантией продуманности решения о разводе. В условиях, когда грамотность была уделом немногих людей, требование письменной формы было серьезным препятствием для развода, для преодоления которого требовались определенные усилия. Приходилось нанимать грамотного человека, который мог изложить мотивы и условия развода. В разводном письме должны быть точно идентифицированы личности супругов, их происхождение, время и место заключения брака.

2. Муж должен был вручить разводное письмо жене лично.

3. Та, с которой расторгались брачные отношения, должна была покинуть дом мужа (Второзаконие 24:1). Должны были возникнуть условия, в которых общение бывших супругов становилось невозможным. Нужно было полностью разорвать отношения, поэтому бывшая супруга, собрав свои вещи, покидала дом навсегда.

Запрещалось возобновлять единожды расторгнутый брак.

Этим обычаем евреи злоупотребляли и часто разводились с женами, даже по незначительным причинам, ссылаясь при этом на закон Моисея. Об этом Господь Иисус Христос впоследствии скажет, что «Моисей по жестокосердию вашему позволил вам разводиться с женами вашими» (Мф. 19:8). По слову Господа, только неверность жены может быть причиной для развода.