Кто попадет в рай?

Что такое рай? Святые отцы и священники о рае

Рай (Быт 2:8, 15:3, Иоиль 2:3, Лк 23:42,43, 2Кор 12:4) — это слово Персидского происхождения и означает сад. Так названо прекрасное жилище первого человека, описанное в кн. Бытия. Рай, в котором пребывали первые человеки, был для тела вещественный, как видимое блаженное жилище, а для души — духовный, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей. Раем называется и то блаженное жилище небожителей и праведников, которое наследуют они после Страшного Суда Божия.

Митрополит Иларион (Алфеев): Рай… Блаженство души, соединяющейся со Христом

Рай есть не столько место, сколько состояние души; как ад является страданием, происходящим от невозможности любить и непричастности Божественному свету, так и рай есть блаженство души, проистекающее от преизбытка любви и света, к которым всецело и полностью приобщается тот, кто соединился со Христом. Этому не противоречит то, что рай описывается как место с различными «обителями» и «чертогами»; все описания рая — лишь попытки выразить человеческим языком то, что невыразимо и превосходит ум.

В Библии «раем» (paradeisos) называется сад, где Бог поместил человека; этим же словом в древне церковной традиции называли будущее блаженство людей, искупленных и спасенных Христом. Оно также именуется «Царством Небесным», «жизнью будущего века», «восьмым днем», «новым небом», «небесным Иерусалимом».

Святой апостол Иоанн Богослов говорит: «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля уже миновали, и моря уже нет; И я, Иоанн, увидел святый город Иерусалим, новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними, они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже: ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло. И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое… Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой… И вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору, и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога. Он имел славу Божию… Храма же я не видел в нем, ибо Господь Бог Вседержитель — храм его, и Агнец. И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего; ибо слава Божия осветила его, и светильник его — Агнец. Спасенные народы будут ходить во свете его… И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Апок. 21:1-6, 10, 22-24, 27). Это самое раннее в христианской литературе описание рая.

Читая описания рая, встречающиеся в агиографической и богословской литературе, необходимо иметь в виду, что большинство писателей Восточной Церкви говорят о рае, который они видели, в который бывали восхищены силой Святого Духа.

Даже среди наших современников, переживших клиническую смерть, встречаются люди, побывавшие в раю и рассказавшие о своем опыте; в житиях святых мы находим множество описаний рая. Преподобная Феодора, преподобная Ефросиния Суздальская, преподобный Симеон Дивногорец, святой Андрей Юродивый и некоторые другие святые были, подобно апостолу Павлу, «восхищены до третьего неба» (2 Кор. 12:2) и созерцали райское блаженство.

Вот что говорит о рае святой Андрей (X в.): «Я увидел себя в раю прекрасном и удивительном, и, восхищаясь духом, размышлял: «что это?.. как я очутился здесь?..» Я видел себя облеченным в самое светлое одеяние, как бы истканное из молний; венец был на главе моей, сплетенный из великих цветов, и я был опоясан поясом царским. Радуясь этой красоте, дивясь умом и сердцем несказанному боголепию Божия рая, я ходил по нему и веселился. Там были многие сады с высокими деревьями: они колебались вершинами своими и увеселяли зрение, от ветвей их исходило великое благоухание… Невозможно те деревья уподобить ни одному земному дереву: Божия рука, а не человеческая посадила их. Птиц в этих садах было бесчисленное множество… Увидел я реку великую, текущую посреди (садов) и их наполняющую. На другом берегу реки был виноградник… Дышали там с четырех сторон ветры тихие и благоухающие; от их дыхания колебались сады и производили дивный шум листьями своими… После этого мы вошли в чудный пламень, который нас не опалял, но только просвещал. Я начал ужасаться, и опять руководивший меня (ангел) обратился ко мне и подал мне руку, говоря: «Нам должно взойти и еще выше». С этим словом мы очутились выше третьего неба, где я увидел и услышал множество небесных сил, поющих и славословящих Бога… (Взойдя еще выше), я увидел Господа моего, как некогда Исаия-пророк, сидящего на престоле высоком и превознесенном, окруженного серафимами. Он был облечен в багряную одежду, лицо Его сияло неизреченным светом, и Он с любовью обратил ко мне Свои очи. Увидев Его, я пал перед Ним на лицо мое… Какая же тогда от видения лица Его объяла меня радость, того невозможно выразить, так что и ныне, поминая это видение, исполняюсь неизреченной сладости» Преподобная Феодора видела в раю «прекрасные селения и многочисленные обители, уготованные любящим Бога», и слышала «голос радости и веселия духовного».

Во всех описаниях рая подчеркивается, что земные слова могут лишь в малой степени изобразить небесную красоту, так как она «несказанна» и превосходит человеческое постижение. Говорится также о «многих обителях» рая (Ин. 14:2), то есть о разных степенях блаженства. «Одних (Бог) почтит большими почестями, других меньшими, — говорит святитель Василий Великий, — потому что «звезда от звезды разнится в славе» (1 Кор. 15:41). И поскольку «многи обители» у Отца, то одних упокоит в состоянии более превосходном и высоком, а других в низшем».3 Впрочем, для каждого его «обитель» будет наивысшей доступной ему полнотой блаженства — в соответствии с тем, насколько он приблизился к Богу в земной жизни. Все святые, находящиеся в раю, будут видеть и знать один другого, а Христос будет видеть и наполнять всех, говорит преподобный Симеон Новый Богослов. В Царстве Небесном «праведники просветятся, как солнце» (Мф. 13:43), уподобятся Богу (1 Ин. 3:2) и познают Его (1 Кор. 13:12). По сравнению с красотой и светозарностью рая наша земля есть «мрачная темница», и свет солнца по сравнению с Триипостасным Светом подобен маленькой свечке.4 Даже те высоты богосозерцания, на которые восходил преподобный Симеон при жизни, по сравнению с будущим блаженством людей в раю — все равно, что небо, нарисованное карандашом на бумаге, в сравнении с настоящим небом.

Рай

По учению преподобного Симеона, все образы рая, встречающиеся в житийной литературе, — поля, леса, реки, дворцы, птицы, цветы и т.д., — лишь символы того блаженства, которое заключается в непрестанном созерцании Христа:

Ты — Царствие Небесное,
Ты — кротких всех земля, Христе,
Ты — рай мой зеленеющий.
Ты — мой чертог божественный…
Ты — пища всех и жизни хлеб.
Ты — влага обновления,
Ты — чаша живоносная,
Источник Ты воды живой,
Ты — свет для всех святых Твоих…
А «многие обители»
Являют нам, как думаю,
Что будет много степеней
Любви и просвещения,
Что каждый в меру сил своих
Достигнет созерцания,
И мера та для каждого
Величьем будет, славою,
Покоем, наслаждением —
Хотя и в разной степени.
Итак, палаты многие,
Различные обители,
Одежды драгоценные…
Венцы разнообразные,
И камни, и жемчужины,
Цветы благоуханные…-
Всем этим там является
Одно лишь созерцание
Тебя, Владыко Господи!

О том же говорил святитель Григорий Нисский: «Поскольку в настоящем веке жизнь проводится нами различно и разнообразно, то много есть такого, в чем принимаем участие, например время, воздух, место, пища, питье, одежда, солнце, светильник и многое другое, служащее потребностям жизни, и ничто из всего этого не есть Бог. Ожидаемое же блаженство ни в чем этом не имеет нужды: всем этим взамен всего будет для нас естество Божье, уделяющее себя соразмерно всякой потребности той жизни… Бог для достойных бывает и местом, и жилищем, и одеждой, и пищей, и питьем, и светом, и богатством, и царством… Кто бывает всем, Тот бывает и во всех (Кол. 3:11)». После всеобщего воскресения Христос наполнит Собой всякую человеческую душу и все творение, и уже ничего не останется вне Христа, но все преобразится и просияет, изменится и переплавится. Это и есть нескончаемый «невечерний день» Царства Божьего, «вечная радость, вечная Литургия у Бога и в Боге». Все лишнее, временное, всякие ненужные подробности быта и бытия исчезнут, а Христос будет царствовать в душах искупленных Им людей и в преображенном Космосе. Это будет окончательная победа Добра над злом, Света над тьмой, рая над адом, Христа над антихристом. Это будет окончательное упразднение смерти. «Тогда сбудется слово написанное: «Поглощена смерть победою. Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?..» (Ос. 13:14) Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» (1 Кор. 15:54-57).

Митрополит Сурожский Антоний: Рай — в любви

Адам потерял рай, — это был его грех; Адам потерял рай,— это ужас его страдания. И Бог не осуждает; Он зовет, Он поддерживает. Чтобы мы опомнились, Он ставит нас в условия, которые наглядно говорят нам о том, что мы погибаем, нам надо спастись. И Он остается нашим Спасителем, а не Судьей. Христос несколько раз в Евангелии говорит: Я пришел не судить мир, а спасти мир (Ин.З,17; 12,47). Пока не настанет полнота времен, пока не придет конец, мы под судом совести нашей, мы под судом Божественного слова, мы под судом видения Божественной любви, воплощенной во Христе, — да. Но Бог не судит; Он молит, Он зовет, Он живет и умирает. Он сходит в самые глубины человеческого ада, чтобы только мы могли поверить в любовь и опомниться, не забыть, что есть рай.

А рай был в любви; и грех Адама в том, что он не сохранил любовь. Вопрос не в послушании или в прослушании, а в том, что Бог предлагал всего Себя, без остатка: Свое бытие, любовь, мудрость, ведение — все Он давал в этом союзе любви, который делает из двух одно существо (как Христос говорит о Себе и об Отце: Я во Отце и Отец во Мне ; как огонь может пронизывать железо, как тепло проникает до мозга костей). И в этой любви, в нераздельном, неразлучном соединении с Богом мы могли бы быть мудрыми Его мудростью, любить всем простором и бездонной глубиной Его любви, знать всем ведением Божественным. Но человек был предупрежден: не ищи познания через вкушение плода от древа Добра и Зла, — не ищи холодного познания ума, внешнего, чуждого любви; не ищи познания плоти, опьяняющей и одурманивающей, ослепляющей… И на это именно и соблазнился человек; он захотел знать, чтo добро и чтo зло. И он создал добро и зло, потому что зло в том и заключается, чтобы отпасть от любви. Он захотел узнать, что такое быть и не быть, — но он мог это познать, только утвердившись навсегда через любовь, вкоренившись до глубин своего бытия в Божественной любви.

И человек пал; и с ним пошатнулась вся вселенная; все, все было омрачено и сотрясено. И суд, к которому мы устремляемся, тот Страшный суд, который будет в конце времен, — он ведь тоже только о любви. Притча о козлищах и овцах (Мф.25,31-46) именно об этом говорит: сумел ли ты на земле любить великодушной, ласковой, смелой, доброй любовью? Сумел ли ты жалеть голодного, сумел ли ты пожалеть нагого, бездомного, хватило ли у тебя мужества посетить заключенного в тюрьме, не забыл ли ты человека, который болеет, в больнице, одинокого? Если в тебе есть эта любовь — тогда есть тебе путь и в Божественную любовь; но если земной любви нет — как можешь ты войти в Божественную любовь? Если то, что тебе по природе дано, ты не можешь осуществить, как же ты можешь надеяться на сверхприродное, на чудесное, на Божие?..

И вот в этом мире мы живем.

Рассказ о рае в каком-то отношении, конечно, иносказание, потому что это мир, который погиб, мир, к которому у нас нет доступа; мы не знаем, что такое быть безгрешной, невинной тварью. И на языке падшего мира можно только образами, картинно, подобиями указывать на то, что было и чего никто больше никогда не увидит и не познает… Мы видим, как Адам жил — как друг Божий; мы видим, что когда Адам созрел, достиг какой-то степени мудрости и ведения через свою приобщенность Богу, Бог привел к нему все твари, и Адам каждой твари дал имя — не кличку, а то имя, которое выражало самую природу, самую тайну этого существа.

Бог как бы предупреждал Адама: смотри, смотри, — ты видишь тварь насквозь, ты ее понимаешь; потому что ты со Мной делишь Мое ведение, поскольку ты можешь при твоей еще неполной зрелости его разделить, глубины твари перед тобой раскрыты… И когда Адам вгляделся во всю тварь, он себя в ней не увидел, потому что, хотя он взят от земли, хотя он является своей плотью и душевным своим бытием частью этого мироздания, вещественного и душевного, но в нем тоже есть искра от Бога, дыхание Божие, которое Господь вдунул в него, сделав из него небывалую тварь — человека.

Адам познал, что он один; и Бог навел на него глубокий сон, отделил от него некую часть, и перед ним встала Ева. Святой Иоанн Златоуст говорит о том, как в начале в человеке были заложены все возможности и как постепенно, по мере того, как он созревал, в нем начали проявляться не совместимые в одном существе и мужские, и женские свойства. И когда он дошел до зрелости, Бог их разделил. И не напрасно Адам воскликнул: Это плоть от плоти моей, это кость от кости моей! Она назовется женой, потому что она как бы пожата из меня…(Быт.2,23). Да; но что эти слова значили? Они могли значить, что Адам, глядя на Еву, видел, что она кость от костей его, плоть от плоти его, но что она имеет самобытность, что она — существо полноценное, до конца значительное, которое связано с Живым Богом неповторимым образом, как и он неповторимо с Ним связан; либо они могли значить, что он увидел в ней только отражение своего собственного бытия. Это то, как мы друг друга видим почти постоянно; даже когда соединяет нас любовь, мы так часто не видим человека в нем самом, а видим его по отношению к себе; мы взираем на его лицо, мы вглядываемся в его очи, мы вслушиваемся в его слова — и ищем отзвук собственного нашего бытия… Страшно подумать, что так часто мы друг на друга смотрим — и видим только свое отображение. Другого человека — не видим; он только отражение нашего бытия, нашего существования…

Протоиерей Всеволод Чаплин: Рай — Как войти в Царствие Небесное?

Фрагмент лекции в Политехническом музее в рамках программы Православных молодежных курсов, организованных Свято-Даниловым ставропигиальным мужским монастырем и храмом святой мученицы Татианы при МГУ им. М.В. Ломоносова.

Господь ясно говорит о том, кто именно войдет в Царство Небесное. Прежде всего, Он говорит о том, что человек, желающий войти в это Царство, должен иметь веру в Него, истинную веру. Господь Сам говорит: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет». Господь предрекает осуждение людей на муки. Он не желает этого, Господь милосерден, но Он, в то же самое время, говорит о том, что людей, не соответствующих высокому духовному и нравственному идеалу, ожидает плач и зубовный скрежет. Мы не знаем, каким будет рай, мы не знаем, каким будет ад, но очевидно, что люди, которые свободно выбрали жизнь без Бога, жизнь, противоречащую Его заповедям, не останутся без грозного воздаяния, прежде всего связанного с внутренним душевным состоянием этих людей. Я знаю, что есть ад, я знал людей, которые покинули этот мир в состоянии уже готовых жителей ада. Некоторые из них, кстати, покончили жизнь самоубийством, чему я не удивляюсь. Им можно было говорить о том, что этого делать не нужно, потому что человека ждет вечная жизнь, но они не хотели вечной жизни, они хотели вечной смерти. Люди, разуверившиеся в других людях и в Боге, по смерти встретившись с Богом, не изменились бы. Думаю, что Господь предложил бы им Свою милость и любовь. Но они скажут Ему: «Нам этого не надо». Таких людей много уже в нашем земном мире, и я не думаю, что они смогут измениться после перехода границы, отделяющей земной мир от мира вечности.

Почему вера должна быть истинной? Когда человек хочет общаться с Богом, он должен понимать Его таким, каков Он есть, он должен обращаться именно к тому, к кому он обращается, не представляя себе Бога чем-то или кем-то, чем и кем Он не является.

Сейчас модно говорить, что Бог один, но пути к нему разные, и какая разница, каким та или иная религия или конфессия либо философская школа представляет себе Бога ─ все равно Бог один. Да, Бог один. Нет многих богов. Но этот единый Бог, как веруют христиане, ─ именно тот Бог, который открыл Себя в Иисусе Христе и в Своем Откровении, в Священном Писании. И, обращаясь вместо этого Бога, к кому-то другому, к существу с другими характеристиками или к существу, не обладающему личностью, или вообще к не-существу, мы не обращаемся к Богу. Мы обращаемся, в лучшем случае, к чему-то или кому-то, кого мы сами себе придумали, например, к «богу в душе». А иногда мы можем обращаться и к существам, которые от Бога отличны и Богом не являются. Это могут быть ангелы, люди, силы природы, темные силы.

Ключ в Рай

Итак, для того, чтобы войти в Царство Божие, нужно иметь веру и быть готовым ко встрече именно с тем Богом, который в этом Царствии является Царем. Чтобы ты Его узнал и Он узнал тебя, чтобы ты был готов ко встрече именно с Ним.

Далее. Для спасения важно внутреннее нравственное состояние человека. Понимание «этики», как исключительно сферы межчеловеческих отношений, особенно ─ в прагматическом измерении человеческой жизни: бизнеса, политики, семейных, корпоративных отношений ─ это очень усеченное понимание этики. Нравственность имеет прямое отношение к тому, что происходит внутри тебя, и именно такое измерение нравственности задает Нагорная проповедь Христа Спасителя.

Господь говорит не только о тех внешних нормах, формальных нормах ветхозаветного закона, которые были даны древним. Он говорит о состоянии человеческой души. «Блаженны чистые сердцем» ─ блаженны именно те, кто внутри себя не имеют грязи, не имеют побуждений к пороку, не имеют стремления творить грех. И это состояние души Он оценивает так же строго, не менее строго, как и внешние поступки человека. Богочеловек Господь Иисус Христос дает новые заповеди, никак не вместимые в рамки житейской морали. Он дает их как совершенно непреложные указания, не подлежащие релятивизации, то есть объявлению их относительными. Это безусловный императив, из которого следует безусловное требование совершенно нового уровня нравственной чистоты от тех, кто станет достойным войти в Его Царство.

Спаситель однозначно, решительно объявляет недопустимым злословие по отношению к ближним, блудные помыслы, развод и вступление в брак с разведенной, клятву небом или землею, противление злу, совершенному против тебя самого, показное творение милостыни, молитвы и поста, получение соответствующей моральной награды от людей ─ все те вещи, которые с точки зрения светской этики нормальны и естественны.

Христос осуждает и удовлетворенность человека своим нравственным состоянием, своими нравственными заслугами. Очевидно, что такие нравственные мерки не применимы для обывательской морали, примиряющейся с определенной мерой зла. Ни с какой мерой зла не может смириться истинный христианин, и Господь запрещает это делать. Он говорит о том, что любое греховное движение души ─ это путь в сторону от Царства Небесного.

Господь говорит и о том, что вера, нравственное состояние человека не может не выражаться в том, что он делает. Мы знаем слова апостола Иакова: «Вера без дел мертва». Точно так же и порочное состояние человека выражается в злых делах. Мы не приобретаем себе неотменимых заслуг своими добрыми делами, как об этом говорит католический юридизм. Формально сделанное доброе дело, имеющее выражение в долларах, рублях, количестве оказанных услуг и так далее, не обеспечивает человеку спасение само по себе. Важно, с каким намерением ты делаешь это дело. Но человек, по-настоящему верующий, не может отказываться от помощи ближнему, не может пройти мимо страданий человека, нуждающегося в помощи. И Господь говорит о том, что стандарты, заданные Им в области, в том числе, добрых дел, должны многократно превосходить стандарты, данные для ветхозаветного мира. Вот Его слова: «Говорю вам, что если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство небесное». Что такое праведность книжников и фарисеев? Это праведность лучших людей общества, живущего без Божией благодати, общества, живущего по житейским законам, по законам компромисса со злом, по законам падшего человеческого естества. Книжники и фарисеи ─ это не исчадия ада, это нравственные авторитеты общества, жившего по законам ветхозаветной морали. Это люди умные, просвещенные, религиозно очень активные, не склонные к порокам, считающие себя вправе обличать отступников от той самой житейской морали народа или семьи. Это не мытари, которые собирали оккупационный налог, это не блудницы ─ проститутки, не пьяницы, не бродяги. Это, говоря современным языком, классические «приличные люди». Фарисеи ─ это те моральные авторитеты мира сего, которые на нашем телеэкране подаются как самые достойные люди. Именно их праведность должен превзойти христианин, потому что эта праведность недостаточна для спасения.

Очевидно, что Господь не считает большинством людей, входящих в Божие царство. Он говорит: «Широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их». Мы веруем и всегда будем веровать в милосердие Божие к каждому человеку, даже к грешнику, даже к преступнику, даже к не раскаивающемуся. Недавно Святейший Патриарх сказал о том, что мы будем обсуждать в Церкви возможные формы молитв о самоубийцах. Это не будут те самые формулы молитв, которые идут при обычном отпевании или при обычной панихиде, когда мы поем: «Со святыми упокой, Христе, души раб Твоих». Это будет особая молитва. Может быть, мы будем просить о том, чтобы Господь принял душу человека, проявил к нему милосердие. И мы веруем в милость Божию к каждому человеку: неверующему, грешнику, преступнику. Но вхождение в Его Царство ─ это особый дар, который, как совершенно ясно говорит Господь, не принадлежит большинству людей.

Господь Иисус Христос предостерегает людей от увлечения обывательским образом жизни, Он предлагает Своим апостолам, Своим последователям образ жизни иной, говоря при этом, что не всякий может его вместить, но об опасности обывательского существования Он явно предостерегает. Это не значит, что Господь объявляет Своих учеников некой общественной или моральной элитой. Царствие Божие открыто любому человеку, вне зависимости от образовательного или интеллектуального уровня. Но уровень нравственности, необходимый для спасения, радикально отличается от праведности книжников и фарисеев, почитавшейся в мирской среде или в ветхозаветной среде как наивысшее достижение.

Нравственный идеал, который дан нам Господом Иисусом Христом, очень радикален. Он не исполним человеческими силами. После того, как Господь отвечает человеку, что легче верблюду войти в игольное ушко, чем богатому войти в Царство Божие, апостолы Его спрашивают: «Кто же может спастись?». Он отвечает, что человеку это невозможно, Богу же все возможно. Высокая нравственная планка, заданная в Нагорной проповеди, недостижима человеческими силами. Нравственные требования в Евангелии представляют собой не просто систему запретов, исполнить которые может человеческая воля. Они настолько высоки, что никакая воля не способна их исполнить.

Да, воспитание и внешние ограничения важны, но они одни не способны привести человека к достижению нравственного идеала, а, значит, и к спасению. Скорее, важен свободный выбор личности, позволяющей Богу действовать в ней, в душе, в сердце человека. Христианская этика говорит, прежде всего, не об укреплении воли, не о самосовершенствовании, не о принуждении к деланию добра, а о действии на человека благодати Божией, преображающей человека настолько, что сами мысли о грехе становятся невозможны. Без действия Божия, без Таинств Церкви человек не может стать нравственным в том смысле, который заложен в Нагорной проповеди. Да, мы должны в синергии с Богом трудиться над собой, делать добрые дела, противостоять греху. Но решающим в нравственном совершенствовании личности является действие не человека, но Бога. И понимание этого радикально отличает христианскую этику от других этических систем.

На днях Бенедикт XVI объявил, что «Христос создал на Земле одну Церковь, целям и задачам которой отвечает Католическая церковь, а не другие христианские конфессии». Только католичество, мол, «истинно», и, видимо, католики получают приоритетное право при поступлении в рай. Благо, и границы рая Бенедикт XVI тоже расширил, сузив границы лимба — гипотетической «нейтральной полосы» в загробном мире.

На все это наш митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл заметил, что слова папы римского не должны удивлять или возмущать, их просто надо принимать к сведению для лучшего понимания оппонента. Тем не менее «Неделя» решила выяснить мнения россиян (среди которых, как известно, немного католиков): кому вопреки Бенедикту XVI все же светит попасть в рай?

Заместитель директора Института русского языка имени Виноградова РАН Виктор Живов: «Слова Бенедикта в наше время страшноваты»

«Он не сказал, что они не попадут в рай. Он сказал, что это сомнительно. Все Средние века католики говорили, что все прочие конфессии точно попадут в ад. И православные говорили то же самое. Так что терпимость — это относительно новое явление, идея, что люди других конфессий тоже могут спастись, оставаясь при своих заблуждениях, — недавнее приобретение христианской духовности.

В XVIII веке шла борьба за толерантность, это довольно важный процесс в эпохе Просвещения. Вольтер этим, например, занимался. Тогда католическая церковь совсем была не толерантна.

Слышать то, что говорит Бенедикт, в нынешние времена страшновато. Иоанн Павел Второй был либеральнее. Здесь важно вспомнить о Втором Ватиканском соборе 1961 года, после которого перешли на национальные языки в богослужении, ввели массу всего либерального. Это был важный момент в развитии католицизма. Тогда какой-то экуменизм появился у католиков.

У этого папы своя, довольно большая, группа поддерживающих его нелиберальных епископов. Христианский фундаментализм тоже ведь существует. Сейчас на Западе христианский фундаментализм скорее набирает силу, как некоего рода ответ на исламский фундаментализм. В Америке это видно по тому, как поддерживают Буша, войну в Ираке, жесткие меры по отношению к исламским государствам.

Правда, папа уже успел сказать, что его не так поняли. Он все время это говорит».

Владимир Соловьев, телеведущий НТВ: «Теплые места нарушителям не гарантированы»

«Думаю, что все сказанное католиками должно оставаться на совести католиков. Не будет ничего удивительного, если эти заявления не создадут резонанса среди иудеев и православных.

Идею о рае и аде я лично воспринимаю совершенно буквально, но думаю, что мне в рай не попасть, хотя бы в силу профессии и окружающей меня реальности.

Вообще ангелы и демоны — это не человеческие архетипы. А необходимые условия для попадания в рай вполне конкретно описаны в Евангелии. И никакие твои добрые деяния не обеспечат тебе райского места, если одновременно с ними ты нарушаешь библейские заповеди.

Делая сознательный выбор в сторону зла, ты противоречишь божьему промыслу, и это ничем невозможно оправдать».

Елена Беркова, порнозвезда, экс-участница телешоу «Дом-2»: «Я не грешу, а всего лишь работаю»

«Кто и за что попадает в рай или ад — вопрос по крайней мере некорректный. Никто точно не знает, существует ли вообще рай и ад. Кто там был и оттуда вернулся? Но если порассуждать вообще, в рай попадают только добрые, хорошие люди. Я — такая, поэтому обязательно попаду в рай.

В жизни я стараюсь делать много добрых дел, не ожидая за это никакой благодарности, стараюсь помогать людям, а главное — своих мужчин я никогда не предавала, что считаю главным людским грехом. То, что снимаюсь голышом в рекламе или в порножурналах, я считаю, — совсем не грех, это всего лишь работа. Кто-то вагоны разгружает, я а показываю свое красивое тело, чем меня, кстати, бог наградил. Наверное, не просто так.

То, что происходит со мной после работы, с кем трахаюсь, с кем сплю, никого не должен волновать, я этим ничего плохого никому не делаю. Так что рай мне обеспечен. В аду я уже побывала — жизнь одно время у меня такая сложилась, никому не пожелаю.

Кстати, аббревиатура из моей фамилии, имени и отчества — БЕС. Наверное, тоже не просто так. Вообще я обожаю всякого рода пороки и порочных людей».
Что важно для православного

Согласно православным канонам, для того чтобы после смерти душа попала в рай, нужно быть крещеным, придерживаться вероучения, соблюдать духовную чистоту и совершать богоугодные дела, живя на земле. Право определять, попадет ли душа человека в ад или рай, принадлежит Богу.

Господь сказал: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7;21). То есть попадет в рай тот, кто будет жить по заповедям Христовым. Люди, наиболее потрудившиеся на земле в деле благочестия, будут иметь большее блаженство на Небе, чем те, кто меньше прилагал к этому усилий при земной жизни.

7 смертных грехов:

1. Гордыня

2. Любостяжание

3. Зависть

4. Злопамятование

5. Блуд

6. Чревоугодие

7. Уныние
Что вы делаете для того, чтобы не попасть в ад?

Юрий Шевчук,
лидер группы ДДТ: «Стараюсь жить по совести»

«Придерживаюсь, если так можно выразиться, традиционного подхода, изложенного в Библии. В рай попадут люди, жившие по совести. Я сам стараюсь так жить. Другого пути не дано».

Василий Ливанов,
актер: «Следую десяти заповедям»

«Кто попадет в рай, не папа римский решает, а Господь Бог. Я стараюсь жить, следуя десяти заповедям, как в Евангелии написано, и ничего больше».

Олег Табаков,
худрук МХТ им. Чехова: «Рассуждать об этом не имеет смысла»

«Ад и рай — абсолютно умозрительные категории, и рассуждать об этом не имеет никакого смысла. Ангелы и демоны — весьма сомнительные ипостаси человеческого духа, которые зачастую являются… скажем так, наигранными. Меня не интересуют ни люди-ангелы, ни люди-демоны, меня интересуют люди вообще».

Олег Анофриев,
композитор: «Главное — не делать гадостей»

«Прежде всего не надо делать гадостей в жизни — это основное. Хотя, как актера, меня привлекают отрицательные персонажи, они всегда яркие и характерные. Потому и в жизни, наверное, интереснее люди с чертовщинкой».

Эдуард Бояков,
худрук театра «Практика»: «Нужно просто нормально прожить»

«Не думаю, что в ад или рай попадают за принадлежность к какой-то конфессии. И не считаю, что нужно делать что-либо специально, чтобы попасть в рай. Нужно просто нормально прожить свою жизнь».

Петр Мамонов,
актер, музыкант: «На этот счет у меня никакого мнения нет»

«Правду говорю, не лукавлю».

6 советов для тех, кто хочет попасть в Рай

Как попасть в рай?

Как попасть в рай?

Месяц Рамадан для верующих становится временем усиленной духовной работы – когда даже не практикующие религию люди держат пост, ходят в мечеть, обращаются к Всевышнему с мольбами. Теперь, когда Рамадан уже остался позади, перед нами встает вопрос: что теперь делать? Разве мы подвергали себя лишениям и сложностям в Рамадан лишь для того, чтобы после его окончания вновь вернуться к обыденной жизни, где нет места духовным устремлениям и работе над собой?

Останется ли с нами дух милосердия, сострадания, терпения, который мы приобрели в это время, или все эти благородные качества отодвинутся до рассвета следующего Рамадана? Будут ли наши мечети такими же полными, какими они были в ночи Рамадана, или они опять опустеют? Наш образ жизни после Рамадана покажет всем окружающим, действительно ли этот месяц помог нам изменить себя, или мы упустили предоставленную нам возможность.

Итак, на что же нам следует обратить внимание, чтобы и после Рамадана наша вера осталась такой же сильной, а духовная жизнь богатой, как и во время него.

1. Поклонение

Те, кто регулярно занимается спортом, знает, как важно постоянно поддерживать свой организм в тонусе с помощью постоянных тренировок. Если человек хочет добиться каких-то результатов – укрепить здоровье, похудеть, стать сильнее и выносливее, мало будет толку, если он будет ходить в спортзал только один раз в месяц или один раз в несколько месяцев.

Тем более, это важно в духовном плане – чтобы поддерживать нашу духовную жизнь на должном уровне, следует постоянно «держать в тонусе» нашу духовную жизнь, регулярно совершая действия поклонения.

Не давайте себе расслабляться – если вы в Рамадан начали совершать те действия поклонения, которые не совершали ранее, кто вам мешает продолжать делать это и далее? Если вы в Рамадан начали совершать пятикратный намаз – или хотя бы читать намаз один или два раза в день, постарайтесь делать это и после его окончания. Таким образом, по милости Всевышнего, ежедневная молитва станет вашей регулярной привычкой.

Это же касается и остального поклонения – чтения Корана, поминания Всевышнего (зикр), обращение к Нему с мольбами (дуа).

Чтобы ваш организм не забывал о режиме поста, возьмите себе в привычку держать пост по понедельникам и четвергам — если вам позволяют силы и здоровье. Врачи также подтвердят, что периодическое воздержание от еды в какой-то день недели благотворно влияет на организм человека.

Как держать пост в месяц Шавваль?

Как держать пост в месяц Шавваль?

В хадисе говорится, что самые любимые для Аллаха верующие – это те, которые совершают благие дела постоянно, даже если это какие-то небольшие дела:

«Самые любимые для Аллаха – те (люди), которые постоянны в добрых делах, даже в малых» (Бухари и Муслим).

2. Поддержание родственных связей

Во время Рамадана мы обычно стараемся собираться всей семьей во время ифтара – на это время откладываются гаджеты, выключаются телефоны, все вместе благодарят Всевышнего за возможность наконец утолить голод и жажду, а усердных хозяек – за их старания приготовить много вкусной еды. Но Рамадан оканчивается, и мы забываем о такой замечательной возможности собраться всей семьей за общим столом – каждый член семьи старается наскоро поесть и закрыться в своей комнате, чтобы без помех уединиться с виртуальными друзьями в социальных сетях.

Но ведь наши родители, братья и сестры, супруги и дети нуждаются в нашем внимании не только в Рамадан, чтобы мы чувствовали себя одной семьей, нужно интересоваться делами друг друга и проявлять внимание к домочадцам каждый день. Тогда наша семья будет поистине крепкой, а дом – тем местом, куда хочется возвращаться.

3. Дела милосердия

Даже самые скупые и равнодушные люди во время Рамадана стараются не проходить мимо нуждающихся людей, подавая милостыню, не жалея денег на благотворительность. Понятно, что многие делают это не бескорыстно – зная о том, что вознаграждение за благие дела во время Рамадана увеличивается, они рассчитывают получить помощь и различные блага от Всевышнего за эти добрые дела. Но разве помощь нуждающимся людям, сострадание и милосердие угодны Богу только во время Рамадана, разве Его обещание вознаградить щедрых и добрых людей ограничено только одним месяцем?

Известно множество изречений Пророка (мир ему) о том, как похвальна щедрость и порицаема скупость:

«Щедрый близок к Аллаху, близок к Раю, близок к людям и далек от Огня. Скупой удален от Аллаха, далек от Рая, далек от людей и близок к геенне» (Тирмизи).

«Щедрость – это дерево, корень которого в Раю, а ветви свисают в этот мир. Ухватившегося за них они (корни) приведут в Рай. Жадность – это дерево, корень которого – в аду, а ветви свисают в этот мир, ухватившегося за них, они (ветви) приведут в а Ад» (аль-Байхаки).

4. Самоконтроль и удержание от грехов – особенно грехов языка

Вышесказанное касается и совершения грехов – очень многие верующие становятся особенно внимательными к своим поступкам в Рамадан, воздерживаются от злословия, сплетен, клеветы, ссор, сквернословия, боясь, что их пост не примется, что Господь их накажет. Но разве грехи языка и иные дурные поступки порицаемы и запретны только в Рамадан, разве Пророк (мир ему) не говорил верующим, что гарантирует Рай тому человеку, который сможет сохранить свой язык от сплетен и злословия?

Разрешает ли ислам оскорблять немусульман?

Разрешает ли ислам оскорблять немусульман?

5. Прощение и терпение

Во время Рамадана даже давние враги стараются помириться, все обиды забываются, мы становимся снисходительными к недостаткам друг друга, но проходит праздник Ураза-Байрам, и мы вновь не готовы простить друг другу даже малейшей обиды. Но ведь эти слова Корана были сказаны не только для постящихся в Рамадан:

«Не равны добро и зло. Оттолкни зло тем, что лучше, и тогда тот, с кем ты враждуешь, станет для тебя словно близкий любящий родственник» (41,34).

Это же касается терпения к неудобствам и проблемам жизни – которое также нужно проявлять всегда.

6. Недостатки и вредные привычки

Люди, имеющие вредные привычки, могут временно отказаться от них в Рамадан – к примеру, курящие поневоле воздерживаются от курения, поскольку это нарушает пост, любители поиграть в компьютерные игры и «зависать» в интернете также поневоле сокращают время, проведенное за компьютером, поскольку днем они устают от поста, а ночью нужно беречь силы для продолжительных молитв. Но когда Рамадан заканчивается, они вновь берутся за старое.

Рамадан должен стать нашим «стартапом», ступенькой к духовному возрастанию, совершенствованию, а не временным перерывом от всего плохого и дурного, после чего мы вновь вернемся к греховной жизни.

От вредных привычек можно избавиться навсегда! 15 ценных советов

От вредных привычек можно избавиться навсегда! 15 ценных советов

Грехи отдаляют нас от милости Всевышнего не только в Рамадан, а добрые дела приближают нас к Нему в любое время, так что давайте следить за собой и своими поступками круглый год.

«О, люди! Распространяйте приветствие, кормите нуждающихся, поддерживайте родственные связи, совершайте ночные молитвы в то время, когда все люди спят, и тогда войдёте в рай с миром» (Тирмизи).

Анна Кобулова