Кто распял Иисуса Христа?

Рождение, смерть и воскресение Иисуса Христа – это три события, вокруг которых продолжаются споры. Ученые и исследователи Библии не пришли к однозначному ответу, о дате, когда же был распят и умер Христос, что привело к противоречиям относительно дня празднования одного из главных событий для христиан – дня Воскресения или Пасхи.

Мы собрали несколько наиболее популярных версий.

Версия 1. 23 марта 29 года

Восточная Церковь считала, что Христос воскрес 25 марта. Так, в Константинопольском списке консулов 395 г. (Consularia Constantinopolitana ad A. CCCXCV) после проставленного позже числа года — 29 г. н. э. — и имен консулов Фуфия Гемина и Рубеллия Гемина имеется приписка: «His conss. passus est Christus die X kal. Apr. et resurrexit VIII kal. easdem» («При этих консулах пострадал Христос в день 10-й до апрельских календ и воскрес в 8-й день»), то есть Иисус якобы пострадал 23-го, а воскрес 25 марта.

Версия 2. 3 апреля 33 года

Долгое время ученые Национальной обсерватории Румынии Ливиу Мирчеа и Тибериу Опройу изучали Библию. В Новом Завете указано, что Иисус умер в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия. В Библии также говорится о том, что во время распятия Христа произошло солнечное затмение.

На основе этой информации была задействована помощь расчетных астрологических программ. По движению планет в период между 26 и 35 годами нашей эры видно, что в эти годы полнолуние приходилось на следующий день после весеннего равноденствия всего два раза. Первый раз это было в пятницу 7 апреля в 30 году нашей эры, а второй раз — 3 апреля 33 года. Из этих двух дат выбрать легко, так как солнечное затмение случилось в 33 году.

Получившийся результат вполне можно назвать сенсационным открытием. Если верить Новому Завету и расчетам астрономов, то Иисус Христос умер в пятницу 3 апреля примерно в три часа дня, а воскрес 5 апреля в четыре часа по полудни.

Евангелист Матфей отметил, что после того, как распятый Иисус, «возопив громким голосом, испустил дух», «земля потряслась» (Матфей, 27: 50-51).

Как прямое указание на землетрясение расценили слова из Библии геологи германского исследовательского центра геонауки (German Research Center for Geosciences). И решили: если они определят, когда же именно случилось это землетрясение, то установят точную дату смерти Иисуса Христа.

Определять взялись ученые под руководством Джефферсона Уильямса (Jefferson Williams), которые обследовали обширные районы в окрестностях Мертвого моря. В результате выяснилось, что около двух тысяч лет назад тут действительно было весьма сильное землетрясение. Но данные давали разброс — от 26-го года нашей эры до 36-го.

Далее геологи воспользовались указаниями, имеющимися в Библии. Например, на то, что Сына Божьего распяли в период прокураторства Понтия Пилата. Распяли в пятницу, в день после первой ночи полнолуния, после дня весеннего равноденствия.

А еще было похоже на то, что во время казни случилось солнечное затмение. По крайней мере Лука отметил: «Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма на всей земле до часа девятого. И померкло Солнце…». По современным понятиям, тьма началась коло 12.00 и закончилась к 15.00.

Сложив все элементы головоломки воедино, ученые пришли к выводу: Иисус Христос умер на кресте в пятницу 3 апреля 33 года нашей эры примерно в 15.00.

Версия 3: 7 апреля 30 года

Доподлинно известно, что Иисус умер при императоре Тиберии (14–37 гг.), во время наместничества в Иудее Понтия Пилата (27–37 гг.), в пятницу (Мф.27:62; Мк.15:42; Лк.23:54; Ин.19:14,31).

Однако уже в отношении даты смерти Основателя мы находим в Евангелиях жгучие противоречия: синоптики утверждают, что Иисуса распяли после вкушения пасхи, то есть 15 нисана, а четвертый евангелист переносит дату смерти Основателя на календарный день раньше.

Однако по версии синоптиков получается, что Иисуса судили и казнили в первый день по наступлении Пасхи — 15 нисана, чего категорически евреям нельзя было делать по Закону: в первый день Пэсаха «никакой работы не должно делать» (Исх.12:16; Лев.23:7; Чис.28:18; Втор.16:8). Арест и суд Санhедрина, безусловно, подходят под определение работа. Кроме того, Симон Киринеянин не мог работать на поле в пасхальную ночь и последующее наступившее утро (Мк.15:21), ибо перед пасхальной трапезой прекращалась всякая работа (Мишна. Песахим.4:5). И Иосиф Аримафейский не мог купить погребальные атрибуты (Мк.15:43-46) в тот день, когда запрещена была вся торговля (Неем.10:31). Следует помнить, что, хотя перед праздниками и совершали казни (Мишна. Санhедрин.11:4; Вав Талм. Санhедрин.89а), но в сами праздники, по иудейским законам, казнить запрещалось (Деян.12:3-4; Мишна. Санhедрин.4:1; ср. Ин.19:31).

Таким образом, нам придется отбросить версию синоптиков, а также Юстина (Just.Dial.17,88,97,100,111), и принять за истину, что Иисуса распяли не 15го, а 14го нисана, тем более, что и Талмуд утверждает: Иисус умер «накануне Пэсаха» (Вав Талм. Санhедрин.43а,67а).

С помощью расчетов можно установить, что 14 нисана (день казни Иисуса) выпадало на пятницу лишь в 26-ом (22 марта), в 33-ем (3 апреля) и в 36-ом (30 марта) годах.

26-й и 36-й годы, вероятно, придется исключить. Во-первых, потому, что Понтий Пилат, по всей вероятности, принял пост префекта или в конце 26-го, или в 27 году (Jos.AJ.XVIII.2:2; ср. Лк.13:1). Во-вторых, потому, что наместник Сирии Вителлий снял Пилата с должности или в конце 36-го, или в 37 году (Jos.AJ.XVIII.4:2), но никто из писателей Нового завета не приурочил это событие к смерти Иисуса, хотя имел прекрасную к этому возможность.

Поэтому заслуживает внимания запись Евсевия в Хронике, что «Христос был распят и воскрес на 19-м году правления Тиберия, или на 4-м году 202-й Олимпиады» — этот год протекал с июня 32 года по июнь 33-го. По-видимому, эту дату склонны принимать представители современной Восточной Церкви.

Однако если принять 3 апреля 33 года за дату смерти Иисуса, то как же тогда быть с показаниями Квартуса, который относит дату смерти Основателя к периоду с 29 по 31 годы? Даже Терциус указывает на 30 год. Отметим, что 28-й год, на который относит Воскресение аквитанский епископ Викторий, мы можем исключить, ибо 15 нисана в этом году приходилось на вторник (30 марта). 29-й год, как указано выше, также не мог быть годом смерти Иисуса. А вот 30-й год заслуживает нашего внимания.

Нами уже было отмечено выше, что еврейский календарь не имел определенной точности. Лишь в период между 450 и 550 гг. н. э. был разработан календарь, который не зависел от условий видимости новой Луны, а основывался исключительно на расчетах. И в результате этой реформы произошел сдвиг первых чисел календаря от неомении к конъюнкции; в итоге и 15 нисана стало днем полнолуния, а не днем, следующим после него.

Истинное полнолуние в нисане 30 года пришлось на четверг 6 апреля, на 22 часа 31 минуту по иерусалимскому времени. А так как дата Пасхи в то время устанавливалась путем непосредственных наблюдений, то она могла быть перенесена на субботу 8 апреля. Точнее говоря, в 30 году праздник Пасхи мог начаться с вечера (примерно после 18 часов нашего времени) пятницы 7 апреля. Кроме того, интересно отметить, что, следуя предписаниям Торы о жертвоприношениях и запрещениях работать — в том числе, готовить пищу — в Шаббат и праздники, со времен разработки расчетного календаря и по сей день праздник Пэсах с понедельника, среды и пятницы переносят на следующий день.

Таким образом, можно предположить, что Иисус умер 7 апреля 30 года около 3 часа пополудни — около девятого часа по еврейскому времени (Мф.27:46; Мк.15:34; Лк.23:44).

Версия 4: Была ли это пятница?

Евангелисты говорят – пятница. Но тогда, если Христа распяли в пятницу и положили в гробницу при последних лучах солнца, а воскрес он в воскресенье рано на рассвете, то выходит, что в гробнице Он находился около 40 часов, т.е. чуть более полутора суток. Но ведь речь должна идти о трех днях и трех ночах. Это сказал сам Христос: «Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» (Матф. 12:40). Как же объяснить подобное несоответствие?

Если посчитать вечер пятницы, полную субботу и начало воскресенья, то можно назвать это тремя днями. Так действительно могло быть. Более того, слова Иисуса о Себе: «…И в третий день воскреснет» (Матф. 20:19) или фраза учеников, возвращающихся в Эммаус: «…Уже третий день ныне, как это произошло» (Луки 24:21) – могут указывать на пятницу как день смерти.

Но есть одно «но» – две вместо трех ночей. Если Христос был распят в пятницу, Он не мог быть «в сердце земли» три ночи. Только две. Конечно, если тьму окутавшую Иерусалим на три часа, в день казни Иисуса Христа, назвать ночью, то у нас будет три дня и три ночи. Может и так, но мне не верится. Ведь Христос не был в могиле во время этого жуткого знамения. Более того, Он был еще жив (Матф. 27:45-50). Так что версия замещения недостающей ночи трехчасовой тьмой кажется притянутой «за уши».

Есть и еще один вариант, он подойдет тем, кто увлекается аллегорическими толкованиями. Третья ночь – это период от смерти Христа на кресте до момента, когда воскреснут все умершие верующие. Цепочка размышлений примерно такая: верующие являются Телом Христовым, но верующие умирают, поэтому воскресение началось, но не завершилось, а завершится с воскресением всех верующих, и тогда в фразе «три ночи» будет поставлена точка.

Для себя я делаю промежуточный вывод. Либо фразу «три дня и три ночи» не нужно понимать буквально, а стоит отнестись к ней как к некоему фразеологическому обороту, либо Христос был распят не в пятницу, а в четверг.

Версия 5: Это был четверг

Аргумент в пользу четверга в основном доказывает, что между похоронами Христа и воскресным утром произошло слишком много событий (некоторые насчитывают вплоть до двадцати из них), чтобы произойти, начиная с вечера в пятницу. Они указывают, что это особенно важно, так как единственным полным днем между пятницей и воскресением была суббота – иудейский шаббат. Дополнительный день или два устраняет эту проблему. В доказательство защитники четверга приводят следующий пример: «Представьте, что вы не видели своего друга с вечера в понедельник. В следующий раз, когда вы его встретили, было утро четверга, и вы тогда можете сказать: «Я не видел тебя три дня», даже если хотя технически прошло 60 часов (2,5 дня)». Если Иисус был распят в четверг, то этот пример помогает понять, почему этот период мог восприниматься как три дня.

Версия 6: Это была среда

Сторонники мнения о распятии в среду утверждают, что в той неделе было две субботы. После первой (та, которая настала в вечер распятия – Марк 15:42; Лука 23:52-54) женщины пробрели благовония – обратите внимание, они сделали свою покупку после субботы (Марк 16:1). Согласно с этой точкой зрения, эта суббота была Пасхой (Левит 16:29-31; 23:24-32, 39, где священные дни, которые не обязательно выпадали на седьмой день недели – субботу, называются субботами). Вторая суббота в той неделе была обычной, «еженедельной» субботой. Отметим, что в Евангелии от Луки 23:56 женщины, купившие ароматы после первой субботы, вернулись и приготовили их, а тогда «в субботу остались в покое». Это показывает, что они не могли приобрести благовония после субботы, или подготовить их до субботы – если только в то время не было двух суббот. С позиции мнения о двух субботах, если Христос был распят в четверг, тогда Пасха должна была начаться в четверг после заката солнца и окончиться в пятницу вечером – в начале обычной субботы. Покупка благовоний после первой субботы (Пасхи) тогда бы значила, что они купили их во время второй субботы и нарушили заповедь.

Таким образом, эта точка зрения отмечает, что единственное объяснение, не опровергающее сообщения о женщинах и благовониях, а также поддерживающее буквальное понимание текста в Евангелии от Матфея 12:40, заключается в том, что Христос был распят в среду.

INVICTORY теперь на Youtube, Instagram и Telegram!

Хотите получать самые интересные материалы прямо на свои любимые платформы? Мы готовим для вас обзоры новых фильмов, интересные подкасты, срочные новости и полезные советы от служителей на популярных платформах. Многие материалы выходят только на них, не попадая даже на сайт! Подписывайтесь и получайте самую интересную информацию первыми!

В этом году мы предлагаем нашим читателям провести Страстную неделю на Святой земле вместе с «Фомой» и протоиереем Игорем Пчелинцевым: увидеть святые места, связанные с последними днями земной жизни Иисуса Христа, и пройти по Крестному пути до Голгофы.

Претория. Начало Крестного пути

Мы с вами около Претории, темницы Спасителя, где сейчас православный монастырь Иерусалимского Патриархата. Отсюда начинается Крестный путь, как его понимает Православная Церковь.

В темнице Спаситель ожидал Своей участи, здесь взял Крест, отсюда пошел сначала немножко вниз, а потом стал подниматься на Голгофу.

  • Крестный путь
  • Крестный путь
    Гюстав Доре. Христос, покидающий Преторию. 1867-1872

Перед подъемом, уже обессиленный страданиями и мучениями, Он не смог нести Крест и отдал его Симону Киринейскому.

Это место очень знаменательно для православных христиан: здесь начинается служба Страстной Пятницы, она начинается здесь и заканчивается у Голгофы.

Место последней встречи Христа с Богоматерью

Мы с вами у одной из остановок Крестного пути, здесь находится замечательная часовня. По православному преданию, это место последней встречи Спасителя с Божией Матерью, место Ее материнского благословения на Крестный путь и Его Божественного благословения на терпение Ее великих скорбей.

Здесь, наверное, была и в древние времена часовня, но именно эта примечательна вот чем. В конце Второй мировой войны в Иерусалиме располагался то ли батальон, то ли полк польских солдат-католиков, которые, в общем-то, британскими властями были немножко заброшены. Они испытывали нужду и в пропитании, и в денежном содержании. Но это были верующие люди, они на остатки своих средств отремонтировали, расписали и украсили эту часовню – это стало выражением их благодарности Богу за приближающуюся победу в великой войне. Эта часовня очень трогательна: здесь изображения несущего Крест Спасителя и погибших воинов.

  • Крестный путь
  • Крестный путь
    Уголино ди Нерио. Несение креста 1324-1325

Здесь есть, возможно, и воспоминание о Первой мировой войне, которая для Европы была, конечно, большим испытанием.

Я думаю, не будет большого греха, если православные христиане России, Украины, Белоруссии будут здесь вспоминать и павших в Великой Отечественной войне.

Место передачи Креста Симону Киринейскому

Мы с вами находимся на повороте Крестного пути, Виа Долороза, всего лишь примерно в двухстах метрах от Претории, где Спаситель взял Крест и стал возносить его на Голгофу.

Здесь, на этом месте, Он упал и уже не смог подняться с тяжестью Креста, поэтому, как повествует Евангелие, Крест был передан некоему Симону Киринейскому. И дальше уже до Голгофы он нес его вместо Спасителя, взяв такой на себя подвиг.

Крестный путь

В этом месте построена католическая часовня и православные здесь всегда молятся тоже, читая евангельский отрывок о том, как Спаситель упал под Крестом. И в этом месте из древней мостовой взят камень, к которому прикладываются паломники, как напоминание об этом трагическом событии Крестного пути.

Вероника и лик Спасителя

Мы с вами у шестой станции Крестного пути, как ее считают, в основном, католики, но православные любят здесь останавливаться, вспоминая восхождение Спасителя к Голгофе.

На этом месте, согласно преданию, некая Вероника вышла из своего дома и дала Спасителю полотенце, чтобы Он утер окровавленное, измученное лицо. И на этом полотенце отпечатался нерукотворенный лик Христа.

Крестный путь
Эль Греко. Святая Вероника. 1541

Также на этом месте обычно читают место из Евангелия, где Спаситель обращается к иерусалимским женщинам, чтобы они не плакали о Нем, а плакали о Иерусалиме и его детях.

Здесь католические монахини делают очень красивые иконы в коптско-эфиопском стиле. Эти иконы получаются такими «детскими», и в этом, мне кажется, их особая привлекательность и особый молитвенный настрой. Есть иконы Вероники и иконы Богородицы с маленьким Спасителем, который к Ней бежит. Бывают и реплики, копии коптских икон, которые тоже по-детски интересны и, по моему мнению, располагают к чистой молитве.

Примеры употребления слова голгофа в литературе.

Во-первых, Смэтс — богохульник и еретик, и я не очень-то верю в его галлюцинацию о Голгофе.

Вы сами посмотрите, последние дни Сакко и Ванцетти действительно были страданием и искуплением: истинная современная Голгофа, ведь одновременно казнили трех низкородных.

С дрожью холодного огня, возбуждаемого хилым здоровьем, с душою легкой как свинцовая пушинка, влекомый на голгофу любви без взаимности, он продолжал отправлять Госпоже неподписанные письма, слагал стихи к Лилее, бережно хранил лучшие из них и перечитывал каждодневно.

К тому времени, как доставлено тяжелое оборудование, у Рэнди готов погоризонтный план Голгофы с разрешением около метра.

Отложив рипиду, диакон приподымает святой дискос и Святой Потир — олтарь уже не горница Тайныя Вечери, престол не трапеза: он уже теперь жертвенник, на котором приносится страшная жертва за весь мир — Голгофа, на которой совершилось заколенье Божественной Жертвы.

Источник: библиотека Максима Мошкова