Кто Сатана?

Дата публикации или обновления 01.05.2017
  • К оглавлению: Православный словарь.
  • А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

    Сатана

    Сатана или диавол (сатана – евр. «противодействующий», диавол – греч. «клеветник, обманщик») – глава падших духов, называемый также велиаром, веельзевулом, люцифером, князем бесовским.

    Сатана был сотворен Богом высшим и могущественным ангелом, но возгордился и восстал против Божественной власти над ним, захотев сам стать как Бог.

    За это был свержен с Небес вместе с обольщенными им и поддержавшими его ангелами (падшими духами, или бесами).

    С
    Саваоф Саккос Самолюбие Самоубийство Сатана Светилен Светильничные молитвы Свеча церковная Свечной ящик Свидетели Иеговы Свобода воли Святая Земля Святая Троица Святая вода Святитель Святки (Святые дни) Святогорец Святой Святой Дух Святцы Святые Дары, Святые Тайны Святые места Святые отцы Священник Священное Писание Священное Предание Священномученик Священные сосуды Священства таинство Седален Секта Семинария духовная Семисвечник Сень над ракой Септуагинта Серафимы Сербская Православная Церковь Сильвестр Символ веры Символическое миропонимание Симфония Синергия Синод Синод Русской Православной Церкви Синод Святейший Правительствующий Синодик Сионская горница Сквернословие Скиния Скит Складень Скоромное Скрижали Завета Скуфья Славословие Славяно-греко-латинская академия Славянофильство Слобода Слово Божие Служба Служебник Смерть Смирение Смутное время Собор (главный храм) Собор (собрание высшего духовенства) Собор Архиерейский Собор Вселенский Собор Поместный Собор святых Соборность Соборование Совесть Соколов Александр Михайлович Солея Соловьев Сергей Михайлович Сопрестолие Сороковины Сорокоуст Сочельник или навечерие Сошествие благодатного огня Сошествие во ад Спас Спас Благое молчание Спас Вседержитель Спас Нерукотворный Спас в силах Спас на престоле Спас Эммануил Спасение души Спаситель Список Сплошная седмица Срачица Сребролюбие Сретение Господне Ставропигиальный монастырь Ставропигия Старец Старообрядчество Старый стиль Стасидия Степени священства Стихарь Стихира Столпник Стояние Марии Египетской Страстная седмица Страстной седмицы богослужения Страстотерпцы Страсть Страх Божий Страшный суд Стяжательство Суеверие Суриков Василий Иванович Сутки церковные Схизма Схизматик Схима или великая схима Схимонах Сыропустная неделя
    Православный словарь

    Fosforos-niminen Azazelin tähteä koskeva kirja.

    Основатель «Звезды Азазеля» Йоханнес Несфатос написал программное произведение для членов общества под названием «Фосфорос».Фото: Nadja Mikkonen / Yle

    Нашумевшее убийство в Хювинкяя 1998 года, поджоги церквей и перевернутые кресты. Одетые во все черное подростки, слушающие хеви-метал. Вот первые ассоциации, которые у большинства жителей Финляндии вызывает культ Сатаны.

    Многим кажется, что сатанинство по большей части осталось в прошлом, но это не совсем так. Общества служителей Сатаны существуют до сих пор. Об одном из них, которое называется «Звезда Азазеля», пойдет речь в этом материале. Его члены фигурируют в тексте под вымышленными именами.

    Почему так много зла?

    Йоханнес Нефастос – создатель и руководитель общества, а также его единственный член, который не скрывает своего имени. Четыре года назад он даже был гостем радиопрограммы Армана Ализада.

    История общества берет свое начало с тех времен, когда Несфатос был членом теософского движения. Теософия объединяет в себе философское, мифологическое, мистическое и оккультное познание мира, а приверженцы этого движения пытаются найти истину во всех возможных верованиях.

    В какой-то момент Несфатос понял, что теософия не отвечает на все вопросы, занимавшие его ум. Его не устраивало положение теософии, согласно которому сексуальность человека препятствует глубокому духовному развитию. Помимо этого, его, как и многих молодых людей, занимал вопрос: если Бог есть добро, а в мире так много зла, то почему всемогущий Бог не может избавить мир от скверны?

    – Этот мир настолько искажен и темен, что мне трудно представить себе Бога, который не был бы одновременно Сатаной, – признается Несфатос.

    Он решил основать внутри теософского движения ложу, то есть отделение, которое сосредоточилось бы на изучении сатанизма. Не получив на это согласия, он основал в 2006 году собственное общество, «Звезду Азазеля».

    В Бога и в Сатану верит около трети финнов

    По мнению координатора исследовательского центра лютеранской церкви Юсси Солберга, «Звезда Азазеля» представляет собой уникальный сплав элементов, заимствованных как из христианства, так и из оккультизма и философской мысли. Члены общество критически относятся и к традиционным религиям, и к атеизму.

    Всего в «Звезду Азазеля» входит порядка 80-100 человек. В городе Ювяскюля, например, проживает около десятка приверженцев движения. Помимо этого, общество имеет международные связи. Центрального органа управления у него нет. Вместо этого на местах – в Хельсинки, Турку, Тампере, Пори, Ювяскюля и Куопио – функционируют самостоятельные отделения, отличающиеся друг от друга основными интересами. Члены «Звезды Азазеля» считают Сатану разумной, но не физической силой, которая влияет на происходящее в нашем мире.

    В 2015 году исследовательский церковный центр провел опрос среди жителей Финляндии, который показал, что более трети финнов либо полностью признают существование Сатаны, либо считают его по крайней мере очень вероятным. В том же опросе примерно такое же количество респондентов заявило, что верит в существование Бога, поэтому, по мнению Солберга, вера в Сатану является просто частью христианской традиции.

    Сатана-Иешуа

    В мифологии Азазель – это демоническое существо, которое в одних источниках считается падшим ангелом, в других отождествляется с Люцифером, в третьих выполняет функции змея-искусителя. С Азазелем связывается один из древних обрядов – Козел отпущения грехов.

    – Если бы мы назвались «Звезда Сатаны», это бы сразу рождало негативные ассоциации. И мы бы не смогли доказать, что речь не идет о Сатане, призывающем приносить в жертву людей и животных, – поясняет Несфатос.

    Сатанизм считается противоположностью христианства, но в учении «Звезды Азазеля» есть место и для Христа. Члены общества считают основателей религий – Иисуса, пророка Мухаммеда, Будду или Заратустру – мудрецами и учителями. Но, как говорится, Дьявол кроется в деталях, и именно в них отношение к Христу отличается от традиционного христианского.

    – Мне кажется, что Иисус был главным мятежником своего времени и в каком-то смысле сатанинской фигурой. Он представлял Бога совершенно не подходящим для той эпохи образом, что привело к его мученической смерти, – говорит Несфатос.

    Неоднозначность Иисуса отображена на эмблеме братства «Звезда Азазеля». На ней изображены две пентаграммы, посреди которых находится человеческий глаз, а по краю идут буквы ISHASTAVAHN. Это чередующиеся буквы слов SATAN и IHSVH. Первое означает Сатану, а второе – это «Пентаграмматон», то есть пятибуквенное имя Бога. Оно представляет собой использующуюся в мистических верованиях и оккультизме форму имени Иисус (или Иешуа). В обществе обычно говорят не отдельно о Люцифере и Иисусе, а о единой фигуре Люцифера-Иисуса, подчеркивая его двойственность.

    Anonyymi mies Azazelin tähti -riipus kaulassaan.
    Эмблема обществаФото:Nadja Mikkonen / Yle

    Насилие осталось в прошлом

    В девяностых годах сатанинство свалилось на общественность Финляндии, как снег на голову. Внезапно оказалось, что в стране живет множество служителей Сатаны, которые готовы поджигать церкви и разорять кладбища. Явление вызывало беспокойство даже у Полиции безопасности.

    Самый громкий случай, связанный с дьяволопоклонничеством, произошел в ноябре 1998 года. Тогда в одном из мусорных баков в городе Хювинкяя обнаружили человеческую ногу. Выяснилось, что конечность принадлежит двадцатитрехлетнему мужчине, которого пытала и убила компания из четырех молодых людей в возрасте от 16 до 23 лет. После пыток жертву задушили сантехническим скотчем, затем провели с трупом сатанинские ритуалы и в конце расчленили его пилой и отнесли в мусор.

    Одного из убийц суд приговорил к пожизненному заключению, второго – к восьми с половиной годам, третьего – к двум годам и восьми месяцам. С самого молодого участника, которому было 16 лет, сняли обвинения, поскольку суд счел доказанным, что он действовал под давлением старших товарищей. К тому же, он сбежал от них, как только те принялись распиливать тело.

    Saatananpalvonnasta ja satanismista kertovia lehtiotsikoita 1990-luvulta.
    В девяностых сатанизм активно обсуждался в средствах массовой информации.Фото:Nadja Mikkonen / Yle

    При этом Йоханнес Несфатос считает, что негативная репутация сатанизма являются делом рук средств массовой информации и организованных религиозных обществ. По его словам, в ком-то противодействие ограниченному пониманию Бога исключительно как источника добра может вызвать бурные чувства, которые приводят к незаконным действиям.

    «Звезда Азазеля» не одобряет насилие или другие преступления ни в какой форме. Члены общества совершают некоторые сатанинские ритуалы, но они крайне далеки от шабашей ведьм, каннибализма или расчленения трупов.

    Муми-тролли и народная музыка

    В доме у Несфатоса установлен алтарь. Мужчина зарабатывает на хлеб насущный писательским трудом, поэтому у него остается время на ежедневное выполнение ритуалов, связанных со служением Сатане. Как правило, это молитвы у алтаря, либо с использованием четок.

    Это может напоминать обычный распорядок для в каком-нибудь монастыре, если не вчитываться в содержание этих молитв.

    Служу тебе, следую за тобой, о, упавшая на землю звезда, яркий сын глубин, вечное пламя невидимого огня…

    Тексты молитв Несфатос сочинил сам. В них он объединил элементы христианских гимнов, еврейской каббалы и теософии.

    Kuva Azazelin Tähden jäsenkirjasta jossa Azazelin rukous -teksti.
    «Молитва Азазеля»Фото:Nadja Mikkonen / Yle

    Ни у одного из членов «Звезды Азазеля» не висят на стене человеческие черепа и не нарисованы кровью пентаграммы. Зато один из них спит на постельном белье с муми-троллями, у другого в шкафу стоит сервиз фирмы «Ииттала» под названием «Волшебство», а третий собирает коллекцию народной музыки. Их объединяет лишь острая необходимость понять этот мир и его несовершенство и найти ответы на глубокие вопросы. Ну и, конечно, интерес к Сатане.

    В той форме, которую сатанизм обрел в наши дни, он больше не вызывает ни беспокойства, ни интереса у полиции.

    Духовности стало меньше

    Комнату члена «Звезды Азазеля» из Ювяскюля по имени Випера почти ничто не отличает от комнаты обычного жителя Финляндии: фотографии в рамках, телевизор и диван. Единственным отличием являются лежащие на маленьком столике перевернутый круцификс и четки.

    30-летний Випера работает в сфере обслуживания. О его верованиях не знает даже его мать. По его словам, люди не понимают, как можно искать ответы на важные вопросы духовности на «темной стороне».

    Випера родился в христианской, но отчасти либеральной семье. Сатанинство стало интересовать его еще в младших классах, когда в девяностых тема активно обсуждалась в СМИ.

    – Это были крайне интересные статьи. Думаю, что мне они казались такими, потому что в глубине души я меланхолик и меня притягивает темная сторона природы, – признается мужчина.

    Мать следила за тем, чтобы детей в семье не принуждали к какому-то конкретному верованию. Несмотря на это, выход достигшего совершеннолетия сына из рядов церкви стал для нее ударом.

    Vasemmalla Azazelin tähden symboliriipus, oikealla ristiriipus.
    Фото:Nadja Mikkonen / Yle

    О «Звезде Азазеля» он услышал более десяти лет назад. Прошло, однако, много времени, пока он досконально изучал воззрения членов общества. Два года назад Випера все же решил присоединиться к движению.

    Мужчине очень не нравится то, в каком направлении развивается финское общества. По его мнению, финны относятся к духовности слишком негативно. Из-за этого невозможно открыто говорить не только о служении Сатане, но и вообще о приверженности какому-либо культу или религии.

    – Кроме того, люди связывают с Сатаной все негативное, мучения и смерть. Они не понимают, как можно найти в этом что-то положительное и дающее зерна для духовного развития.

    Разоблачение Изиды

    Вирмфангу за тридцать. Он пишет докторскую диссертацию на факультете гуманитарных и общественных наук университета Ювяскюля. Впервые о сатанизме он услышал в 1998 году из новостей об убийстве в Хювинкяя. Вскоре он заинтересовался этим вопросом и стал искать литературу на тему сатанизма, оккультизма и мистицизма. На книжной полке у Вирмфанга стоят классические произведения теории сатанизма и теософии, в том числе книги российского религиозного философа XIX века Елены Петровны Блаватской: «Тайная доктрина», «Ключ к теософии» и многотомник «Разоблаченная Изида».

    – Интерес к этим вопросам для меня самого представляет загадку. Мне кажется, что какой-то яд с рождения находился в моих венах, потому что никакого травматизирующего опыта, связанного с религией, у меня в детстве не было.

    Он даже рассказал о членстве в сатанинском обществе своей матери и девушке. Обе они не были в восторге от этого, но в целом спопойно свыклись с этой информацией.

    Kirjahylly jossa teosofisia ja satanistisia teoksia.
    Книжная полка ВирмфангаФото:Nadja Mikkonen / Yle

    Вирмфанг является основателем нынешнего отделения «Звезды Азазеля» в Ювяскюля. Он говорит, что в исторической перспективе связь сатанинских обществ с преступлениями неизбежна, но основной идеей общества стало отречение от любого вида насилия. Члены движения считают, что насилие является ложным способом выражения сатанинского вдохновения, а ошибкой традиционных служителей Сатаны они называют отказ от моральных принципов.

    Представление о Боге у «Звезды Азазеля» можно назвать пантеистическим: Бог везде, он проникает повсюду и ни в коем случае не является человекоподобной фигурой. Таким же образом Сатана в представлениях общества является лишь силой и архетипом, посылающим людям трудности, с которыми те должны справляться и извлекать из них уроки.

    «Изменение точки зрения»

    26-летний Кави живет в студенческой однушке. Он увлекается музыкой, и в квартире есть проигрыватель и коллекция пластинок – от рока до джаза и народных песен. Рядом с кухонной раковиной устроен импровизированный алтарь: весы, подсвечник и фигура козла.

    Кави вступил в «Звезду Азазеля» два года назад после долгих раздумий. Он хотел удостовериться, что общество не представляет собой секту, потому что его детство прошло в окружении христианских фанатиков.

    Молодой человек не считает, что, вступив в сатанинскую организацию, он ушел в противоположную сторону от христианства. Он скорее воспринимает это как «изменение точки зрения». Семье он до сих пор не рассказал о том, что состоит в «Звезде Азазеля». Он боится того, что родственники отрекутся от него, хотя не исключает, что в какой-то момент откроет им правду.

    Vuohi-figuuri.
    Фигура козла в доме КавиФото:Nadja Mikkonen / Yle

    В Ювяскюля работает отделение общества под названием «Танатос». В греческой мифологии Танатос был олицетворением смерти.

    Члены движения встречаются четыре раза в год в чьей-либо квартире. На встречах они обсуждают глубинные вопросы бытия, к примеру, в последние разы темой были смертные грехи.

    В ближайшее время вряд ли стоит ждать звонка в дверь миссионеров от Сатаны, но в «Звезде Азазеля» всерьез задумываются о том, чтобы начать систематически рассказывать о своих воззрениях более широкому кругу лиц. И именно это стало причиной, по которой члены общества согласились дать это интервью.

    – Мы будем стараться вдохновить других людей и хотим, чтобы те, кто думает так же, как мы, нашли словесное обличие для своих мыслей, – говорит Вирмфанг.

    В Викиданных есть лексема сатана (L160721).

    Морфологические и синтаксические свойстваПравить

    падеж ед. ч. мн. ч.
    Им. сатана́ *сатаны́
    Р. сатаны́ *сата́н
    Д. сатане́ *сатана́м
    В. сатану́ *сата́н
    Тв. сатано́й
    сатано́ю
    *сатана́ми
    Пр. сатане́ *сатана́х

    са-та-на́

    Существительное, одушевлённое, общий род (может согласовываться с другими частями речи как мужского, так и женского рода), 1-е склонение (тип склонения 1b– по классификации А. А. Зализняка); формы мн. ч. предположительны или неупотребимы.

    Корень: -сатан-; окончание: -а .

    ПроизношениеПравить

    • МФА:

    Семантические свойстваПравить

    ЗначениеПравить

    1. мифол., религ. в различных вероучениях — дьявол, носитель злого начала, главный враг человечества, противник Бога ◆ — Кто бы ни была ты, ужасная женщина, — сказал он, обращаясь к Амене, — я отрекаюсь от тебя, отрекаюсь от твоих богов, отрекаюсь от ада и сатаны! А. К. Толстой, «Амена», 1846 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы) ◆ И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа. «Библия Откровение. 2:12-13»
    2. перен. негодяй, злодей (употребляется как бранное слово) ◆ «Врёшь, чортов Иуда!» закричал, вышед из себя, Тарас: «Врёшь, собака! Ты и Христа распял, проклятый богом человек! Я тебя убью, сатана! Утекай отсюда, не то — тут же тебе и смерть!» Н. В. Гоголь, «Тарас Бульба», 1835—1841 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)

    СинонимыПравить

    1. дьявол; Люцифер, Вельзевул

    АнтонимыПравить

    1. бог

    ГиперонимыПравить

    1. нечистая сила

    ГипонимыПравить

    Родственные словаПравить

    Ближайшее родство

    • существительные: сатанёнок, сатанизация
    • прилагательные: сатанинский
    • глаголы: сатанеть, осатанеть
    • наречия: сатанински

    ЭтимологияПравить

    Происходит от ивр. שָׂטָן‎ (sāṭān) «препятствие, противник». В ряде европейских языков слово заимств. через. др.-греч. σατανᾶς. Русск. сатана — от др.-русск. сатана (ХIV в.) — древнее заимств. из греч., ср. также ст.-слав. сотона, русск.-церк.-слав. сотона. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    • муж и жена — одна сатана

    ПереводПравить

    Список переводов

    • Английскийen: Satan
    • Белорусскийbe: сатана
    • Болгарскийbg: сатана
    • Датскийda: Satan
    • Ивритhe: שטן
    • Испанскийes: satanás м., satán м.
    • Итальянскийit: Satana м.
    • Латинскийla: Satanas
    • Немецкийde: Satan м., Teufel м.
    • Польскийpl: szatan м.
    • Португальскийpt: Satanás м., Satã м.
    • Турецкийtr: şeytan, ifrit
    • Украинскийuk: сатана
    • Французскийfr: satan м.
    • Шведскийsv: satan (sv) общ.

    АнаграммыПравить

    • Астана

    БиблиографияПравить

      Для улучшения этой статьи желательно:

      • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)
      • Добавить хотя бы один перевод для каждого значения в секцию «Перевод»

      (евр., арам. sitena’ или satana «противник в суде, в споре или на войне, препятствующий, противоречащий, обвинитель, наушник, подстрекатель», срв. араб, «шайтан»; греч. перевод 8idpoA.oнем. Teufel, «чёрт», и араб. Иблис), в религиозных представлениях иудаизма и христианства главный антагонист Бога и всех верных Ему сил на небесах и на земле, враг человеческого рода, царь ада и повелитель бесов. Как существо, воля и действие которого есть центр и источник мирового зла, С. представляет собой известную аналогию Ангро-Майнью (Ахриману) иранской мифологии; принципиальное различие состоит в том, что, с ортодоксальной точки зрения (оспаривавшейся, впрочем, дуалистическими ересями типа средневековых богомилов), С. противостоит Богу не на равных основаниях, не как божество или антибожество зла, но как падшее творение Бога и мятежный подданный Его державы, который только и может что обращать против Бога силу, полученную от Него же, и против собственной воли в конечном счете содействовать выполнению Божьего замысла — «творить добро, всему желая зла», как говорит Мефистофель в «Фаусте» И. В. Гёте (перевод Б. Пастернака). Поэтому противник С. на его уровне бытия — не Бог, а Архангел Михаил, предводитель добрых Ангелов и заступник верующих в священной войне с С.

      В Ветхом Завете слово «С.» — еще имя нарицательное, употреблявшееся во всех перечисленных выше смыслах; в специальном применении к С. оно воспринимается как прозвище безымянного врага, у которого могут быть и другие прозвища сходного значения, например, как в апокрифе II в. до н. э. «Книга Юбилеев» (17, 18), Мастема (евр. таЩта, «вражда»); срв. в евангельских текстах обозначения типа «Лукавый» (греч. лсжг|р6

      К С. восходит все моральное зло мира; внеобразный эквивалент его образа — характерное для Талмуда понятие «злого помысла». Поскольку же порождение греха, сродное с ним и необходимо из него вытекающее, есть смерть (новозаветная формулировка этой ветхозаветной аксиомы — Иак. 1:15; срв. в рассказе о грехопадении предупреждение Адаму — «смертию умрешь», Быт. 2:17), С. часто сливается в позднеиудейских легендах и толкованиях с Ангелом смерти, «вынимающим» душу человека (напр., «Баба Батра», 16а). Воинство враждебных человеку духов состоит под властью С. (апокрифы «Мученичество Исайи», 2,2, и «Житие Адама и Евы», 16), подобно тому как дэвы служат под началом Ангро-Майнью. Остается неясным отношение между С. и такими «начальниками» и «князьями» бесов, как Азазель, Велиал, Вельзевул и т. п.: они или тождественны ему, или его соратники. Поскольку иудейский монотеизм в противоположность иранскому дуализму энергично настаивал на принципе «все от Господа» («Я образую свет и творю тьму, делаю мир, и произвожу бедствия», Ис. 45:7), бытие С. представляло для него проблему, в пределах иудаизма едва ли однозначно разрешенную. Напрашивались два пути нейтрализации этой проблемы. Во-первых, можно было акцентировать слабость С, неравный характер его борьбы с Господом, страх, внушаемый ему перво-созданным светом Мессии, его бессильную зависть (согласно версии, намеченной в позднеиудейских текстах и перешедшей в Коран, само отпадение С. от Господа было вызвано этой завистью) к человеческому роду, победу над С. в культовых актах, например в покаянном празднике Йом-кипур (сумма цифровых значений букв имени С. по-еврейски потому дает 364=365-1, что над одним днем в году С. не властен). Этот путь был вполне ортодоксальным для различных направлений иудаизма и оказался приемлем также для христианства, где осмеяние С. связывается с победой над ним Христа. Но в мистике иудаизма возможен иной, противоположный и сомнительный путь, на котором С. ставится в большую близость к Богу, как порождение атрибута гнева, вышедшего из божественной всеполноты и обособившегося (ход мысли, повторяющийся у такого христианского еретика, как немецкий философ Я. Бёме). Основания для этого искали в библейских текстах: если одно и то же событие мотивируется в более раннем тексте «гневом Господним» (2 Цар. 24:1: «Гнев Господа… возбудил Давида сказать: пойди, исчисли Израиля и Иуду»), а в более позднем тексте — действием С. (1 Пар. 21:1: «С. … возбудил Давида сделать счисление израильтян»), открывалась возможность для интерпретации, делающей С. как бы олицетворением «гнева Господа». Эту возможность наиболее явно реализуют каббалисты, учащие о некой «левой» или «северной» стороне Божества, которая имеет свою эманацию, и эманация эта состоит под знаком Самаэля, или С. Божественная полнота оказывается у них интегрирующей силу зла как один из своих моментов, причем внутри Божества это даже не зло, но становится злом вне его. В различных формах еретической трансформации библейского монотеизма варьируется модель, выявившаяся впервые в иранском зерванизме, где Зерван есть родитель не только Ормазда, но и Ахримана; например, средневековые богомилы (ересь на христианской почве, типологически близкая манихейству) говорили о Сатанаиле (С. + ‘el, «бог») как сыне Бога и брате Иисуса Христа. Но и на более ортодоксальной иудаистской почве С. рассматривается как персонаж, едва ли до конца отторгнутый от общения с Господом. Он свободно восходит на небеса, чтобы обвинять человека перед Господом (ситуация пролога книги Иова), и сходит с небес, чтобы ввести человека в соблазн, а после снова подняться.

      Напротив, прямая полемика против всех попыток выявить корни зла в Самом Боге звучит в новозаветном тезисе: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы» (Иак. 1:5). Раннехристианские тексты описывают пришествие Христа как второе — после упомянутого у Ис. 14:12 и отнесенного к Люциферу-С. — и окончательное низвержение С, выявление его отторженности от горнего мира. Когда ученики Христа впервые выходят на проповедь, Христос видит «С, спадшего с неба, как молния» (Лк. 10:18). У раннехристианского писателя II в. Иринея Лионского зафиксировано предание, согласно которому С. и бесы достигли полной меры в злобе и отчаянии именно в результате прихода, деятельности, жертвенной смерти и Воскресения Христа, до конца обнаруживших духовную поляризацию добра и зла в мире. С тех пор С. очевидным образом «осужден» (Ин. 16:11) и может только, оставаясь до поры «князем мира сего» (Ин. 12:31 и др., см. ст. «Архонты»), вести безнадежную игру дольнего против горнего и времени против вечности.

      Даже в своем собственном обиталище он посрамлен сошествием Христа во ад. В будущем С. предстоит кратковременный реванш во времена антихриста и затем окончательное заключение в аду.

      Осталось не вполне выясненным, как к этой перспективе относится сковывание Архангелом Михаилом С. на срок тысячелетнего царства праведных с последующим выходом С. из темницы и войной инспирируемых им Гога и Магога против «стана святых и города возлюбленного» (Откр. 20:1-10). Раннехристианский мыслитель П-Ш вв. Ориген учил, что в конце времен все отпавшие от Бога существа, включая С, обратятся и будут спасены (т. н. апокатастасис), но эта доктрина Оригена не получила признания.

      Новозаветные тексты полностью отказываются от каких бы то ни было наглядных образов С. Напротив, средневековая фантазия изощрялась в детализации таких образов, наделяя С. исполинским телом неимоверных размеров, чудовищным смешением антропоморфных и животных черт, многорукостью и т. п. Пасть С. часто оказывается тождественной с входом в ад, так что попасть в ад значит быть сожранным С. В «Божественной комедии» Данте («Ад», XXXIV) С, наполовину вмерзший в лед ада (символ холода нелюбви), являет уродливую пародию на образы небес: у него три лица (насмешка над Троицей), причем одно из них — красное (гнев как противоположность любви), другое — бледно-желтое (бессилие или леность как противоположность всемогуществу), третье — черное (невежество как противоположность всеведению), шесть крыльев нетопыря, соответствующих шести крыльям Херувима. Зубы его пастей терзают Иуду Искариота, предателя высшего духовного авторитета, и Брута и Кассия — крамольников, посягнувших на высший государственный авторитет. Напротив, Дж. Мильтон в «Потерянном рае» сообщает образу С. мрачную величавость, делающую его пригодным к роли эпического героя (в том же направлении идет трагедия нидерландского поэта И. ван ден Вондела «Люцифер», герой которой умеет быть импозантным в своем тщеславии и рассуждает о необходимости исправить ошибку Бога на пользу Самому Богу)- Только после романтизма («демонические» образы Дж. Байрона, «Демон» М. Ю. Лермонтова и т. п.), в струе либерализма и антиклерикализма, образ С. как вольнолюбивого мятежника может стать однозначно положительным, обретая черты идеализированного греческого божества («К С.» Дж. Кардуччи, поэма М. Раписарди «Люцифер»; особняком стоит «Литания С.» Ш. Бодлера). Для А. Франса как наследника этой традиции уже аксиоматично, что С. — идеал, и он играет с этой аксиомой в «Восстании ангелов», вывертывая ее наизнанку и доказывая, что даже С, придя к власти, перестанет быть симпатичным. Параллельно с этим «сатанистские» мотивы разрабатывались декадентством конца XIX в. и его позднейшими вариациями (графика Ф. Ропса и т. п.). Всем «реабилитациям» С. (напр., в трактате Дж. Папини «Дьявол», 1953) противостоит попытка возродить традиционный образ страшного, унылого и внутренне мертвого космического властолюбца как Саурона в сказочном эпосе Толкиена «Властелин колец».

      Сергей Аверинцев.

      София-Логос. Словарь