Кто такой элохим?

Элогим (евр. ‘ĕlôhĭm), одно из обозначений бога в ветхозаветной мифологии (встречается в Библии до 2 тысяч раз). Слово «Э.», будучи формой множественного числа, несёт в себе отчасти память о древнейшем многобожии еврейских племён. Однако сама эта форма, согласующаяся в Библии почти всегда с глаголами и прилагательными в единственном числе, выражает, скорее, значение квинтэссенции, высшей степени качества, полноты божественности в лице единого бога, вобравшего в себя всех до того бывших богов (ср. «Бог богов» — ‘ĕlôhçy hâĕlôhĭm — Втор. 10, 17). Подобная форма множественного числа слов — обозначений бога встречается и в других, более древних семитских мифологиях, например в аккадской, где она свидетельствовала о предпочтении данному богу среди прочих богов; однако в русле иудаистического монотеизма такая форма была переосмыслена как обозначение единого бога. В греческом переводе Библии — Септуагинте слово «Э.» передаётся существительным единственного числа — ŏθχός-(«бог»). Корень слова «Э.» — ‘ç1 (Эл) представляет собой вариант общесемитского обозначения бога (см. Илу, Аллах). Имя Эл также встречается в Библии как самостоятельно, так и в составе божественных имён (напр., во вложенной в уста Мельхиседека формуле ‘el ‘elîôn — «бог всевышний», Быт. 14, 18, отражающей реальное бытование обоих компонентов у западносемитских народов) и имён теофорных .
Предполагается, что вследствие того, что слово ‘ç1 обозначало у семитских народов верховное божество, главу пантеона, особенно в завоёванном иудеями Ханаане, ими была принята форма Э., которую они этому слову противопоставили как обозначающую бога единого. Архаизирующая библейская поэтическая образность сохранила, однако, некоторые реликты древнейших семитских представлений об Эле как крылатом солнечном боге, известные на почве Финикии, Гебала (Вибла); таковы образы бога, простирающего свои крылья над своими птенцами (Втор. 32, 11-12) или в Псалмах.
Имя Э., первоначально служившее, таким образом, обозначением бога, переосмысленным в духе иудаистического монотеизма, но восходящим к общесемитскому употреблению, постепенно приобретает в библейских текстах статус имени собственного. В полноте первого значения это имя предстаёт, например, в словах пророка Илии к сомневающемуся народу: «Если господь есть бог , то последуйте ему; а если Ваал, то ему последуйте» (3 Царств 18, 21). Второе употребление утверждается в религиозной практике в тем большей степени, что на собственно имя бога, открытое им Моисею (см. Яхве), иудаизм накладывает суровые ограничения. См. также Иудаистическая мифология.
М. Б. Мейлах.

Элоги́м (Элоим, Элохим), одно из наименований Бога в еврейской Библии, где оно упоминается попеременно, а иногда и вместе с другим наименованиями — Яхве, Адонаи и т. д.

По своей этимологии это множественное число слова Элоах или Эл, общего названия для божества у семитических народов (у ассириян, напр., Ил, Илу). В основе этого слова лежит понятие могущества и творчества (в отличие от имени Яхве, в основе которого лежит понятие бытия или безусловной сущности), и потому оно встречается уже в 1-й главе Библии, где говорится о сотворении мира.

Тут же употреблена и та форма сочетания его со сказуемым, которая издавна возбуждала необычайный интерес: множественная форма его соединена с единственным числом глагола «бара» (Боги сотворил).

В разъяснение этого сочетания приводились разные мнения. По мнению одних, здесь надо видеть указание на Троичность Лиц в едином Божестве; по мнению других, эта форма указывает на то, что при сотворении мира Бог действовал вместе с окружавшими Его высшими духами, а с точки зрения отрицательной критики — это остатки древнего политеизма евреев, лишь постепенно выработавшегося в строгий монотеизм. По аналогии с другими словами, для выразительности употребляющимися во множественном числе (например, шаммаим — небо, небеса), можно и в Элогим усматривать смысл величия и беспредельности.

Со словом Элогим связывается еще и другой вопрос библейской критики. Так как в Библии, особенно в Пятикнижии, в одних местах употребляется исключительно форма Элогим, а в других — Иегова (Ягве), то критика нашла здесь основание для того, чтобы приписывать эти места разным авторам — элогисту и ягвисту.

Использованные материалы

  • Христианство: Энциклопедический словарь: в 3 т.: Большая Российская Энциклопедия, 1995.
Библейский монотеизм. Часть 9

Зачем нам нужно знать значение слова Элохим в Библии на языке оригинала? А для того, чтобы понять правы ли те, кто заявляет, что раз слово Элохим имеет в себе оттенок множественности, то соответственно, тот, на кого это имя указывает, имеет в себе эту множественность. Якобы это говорит нам о том, что природа Бога или Бог, это не простая личность, а Он состоит не из одной личности, а состоит из нескольких, в основном предполагают, что трех.

Давайте посмотрим на четыре места в Священном Писании, где рядом со словом Элохим стоит либо глагол, либо предлог во множественном числе.

  1. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. (Быт.1:26)
  2. И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно. (Быт.3:22)
  3. Cойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. (Быт.11:7)
  4. И услышал я голос Господа, говорящего: кого Мне послать? и кто пойдет для Нас? И я сказал: вот я, пошли меня. (Ис.6:8)

Эти четыре места Писания, которые указывают как бы на многосоставность личностей в Боге. Но это всё, на что могут сослаться тринитарии, доказывая свою позицию. Всего четыре текста, где даже прямо не сказано, что Богов может быть два или три, но все же они утверждают это. Львиная доля текстов, а это примерно 2000(!) текстов со словом Элохим в Библии, и рядом стоящие с этим словом глаголы и предлоги в единственном(!) числе. Как можно соотносить четыре текста без прямого указания и 2000 текстов, где прямо говорится о единственном числе слова Элохим?

Сегодня теологи-тринитаристы говорят, что слово элохим имеет множественность. Да, оттенок множественности есть, но значение всегда единственного числа, на что указывают глаголы и предлоги, находящиеся рядом.

Какие предпосылки у нас есть, чтобы утверждать, что Бог трилик? Прямого текста нет. Косвенные намеки, которые, как минимум, сомнительны. Считать их основанием для создания целой доктрины не разумно и наименее допустимо.

Библия оперирует простыми понятиями и простыми текстами в форме утверждений. Ее нужно понимать именно так, как она написана. И если простых и понятных текстов, говорящих о том, что Элохим или Всесильный один, две тысячи, — это нужно принять во внимание. А более сложные высказывания или кажущие противоречивыми, нужно объяснять уже имеющимися простыми текстами.

Эль — это Бог, Элохим — это как вбирающий в себя все силы, сила всех сил (см. видео предыдущей темы). И Тора, переведенная на русский язык, так и называет одного Бога Ветхого завета — Всесильный. Слово Элохим может обозначать как Единого Истинного Бога, так и ложных богов. Когда вы читаете Библию и встречаете слово Бог с заглавной буквы, это говорится о Едином Истинном Боге (Исход 3:13-15, 6:2-8).
В Писании не было различий между строчными и заглавными буквами, но при переводах стали обозначать, Бог с заглавной буквы.
Бог со строчной буквы — касается тех личностей, о которых говорится, как о богах (Исход 20:3). Так же словом Элохим могут даже обозначаться ангелы (Псалом 8:6), человек, обладающий властью (Исход 4:16), или судьи во времена Ветхого Завета (Исход 21:6, Исход 22:8, Псалом 81:1). Для понимания мест Писания, которые вызывают некоторые непонимания или противоречия нужно всегда смотреть КОНТЕКСТ. Невозможно определить о каком боге идет речь без контекста.

Писатели Ветхого Завета использовали разные формы для обозначения Бога, в зависимости от того как Сам Бог открывался человеку. Например:

  • Эль-Шаддай — Бог Всемогущий (Бытие 7:1);
  • Эль-Олам — Бог Вечный (Исход 40:28);
  • Эль-Элион — Бог Всевышний (Исход 14:13-14).

Разве в подобных текстах идет речь о троице?
Весь контекст этих стихов ясно и просто говорит нам о наличии одного Всесильного Бога, Который открывается нам в великолепии всех Своих качеств характера и Своей силы. Наивысшее откровение о Себе человечеству, да и всему творению, Бог дал в Своем Единородном Сыне.

Таким образом, рассмотрев кратко некоторые места слова Элохим в Библии, мы нигде не увидели, что Писание подразумевает многосоставность божества. Напротив, мы увидели не многоликого, но одноликого Бога, и можем утверждать это на основе простых и прямых текстов Библии.

Полную версию данной темы смотрите в видео.

Ответы на вопросы 14.06.2017 «Библейский Монотеизм. часть 9 «Бог Нового Завета»

Не забудьте поделиться с другими:

БОГ — Творец неба и земли и Промыслитель вселенной (Быт 1:1, Ин 1:1) имеет в Свящ. Писании различные наименования; таковы в особенности следующие: Иегова (Я есмь Сущий; Исх 3:14) Существо самобытное, независимое, неизменяемое, безусловное, вечное (От 1:8). см. Иегова. Евр Елоаг и множественное Елогим означает достопокланяемого Бога неба и земли, всего видимого и невидимого. Множественное Елогим выражает величие и превосходство существа Божия. Означенные слова употребляются нередко в Свящ. Писании в сказании о мнимых и ложных божествах, даже и об идолах, которые не суть боги (Исх 12:12, Исх 32:1, 4, 2Пар 13:9), и о царях земных (Пс 8:1), но преимущественно употребляются о Едином истинном Боге (Быт 1:1, 5:22, 6:9 и др.). Всемогущий (Быт 17:1, 28:3, Исх 6:3). Господь (Евр Адонаи; Суд 13:8). Всевышний (Быт 14:18, Пс 7:18).В Свящ. Писании Богу везде усвояются высшие духовные совершенства, как-то: вечность, независимость, самобытность, неизменяемость, вездеприсуствие, всеведение, премудрость, правосудие, благость, любвеобильность, святость и истина, творчество и всемогущество, беспредельное величие и слава. Если Свящ. Писание и усвояет иногда Богу телесные члены, свойства и действия человеческие, то в этом оно применяется к обыкновенному языку человеческому, но понимать сие должно высшим и духовным образом: так например руки означают всемогущество, очи и уши всеведение, ноги вездесущие и т.д. Бог Един по существу, но троичен в Лицах: Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святый — Троица единосущная и нераздельная (Мф 28:19). Всем трем Лицам Пресвятой Троицы в Свящ. Писании приписываются одинаковые Божеские свойства и действия, хотя Они существенно различаются между Собою личными свойствами так: Бог Отец не рождается и не исходит от другого Лица Св. Троицы, Бог Сын предвечно рождается от Отца, Бог Дух исходит от Отца. Бог есть, Бог промышляет, Бог царствует, Бог будет судить. Бога должно любить, восхвалять, уповать на Него, повиноваться Ему. Главнейшая обязанность каждого из нас — жить для Бога подобно тому, как мы живем Им. Атеизм есть неестественная чудовищность, пантеизм есть философская, антихристианская тонкость, совершенно противоположная атеизму. Говорить, что все есть Бог, в сущности значит вовсе отвергать Бытие Божие.Слова бог и боги часто употребляются для означения служения, силы и превосходства того или другого сотворенного существа, как например ангелов (Пс 96:7), начальств (Исх 22:28) и т.п.

Исполнитель: Hillsong Ukraine

Альбом: Да будет свет

Скрыть или показать: текст | аккорды

Eb Cm Ab Fm1 КУПЛЕТ:EbСтою на прочном камне веры во Христа, AbНадежда так крепка — не угаснет никогда. Cm Я точно знаю обещание сдержит Он,Пока есть жизнь, мой Бог будет верен.1 ПРИПЕВ:Eb BbБог терпеливый, Бог наш добр,Ab FmОн не завистлив и Он не горд.Eb Bb AbНам не постичь пути Его, ведь лишь Ему известно всё. Bb EbУверен я в одном: Мой Бог — любовь!INSTRUMENTAL:Eb Bb Cm Ab Eb2 КУПЛЕТ:Дышу под небесами, что Он для нас создалСостарюсь, но моя надежда будет жить всегда,С заката до зари зовет детей домойЛюбовь Его во все поколения.2 Припев:Eb BbБог терпеливый, Бог наш добр,Ab FmОн не завистлив и Он не горд.Eb Bb AbНам не постичь пути Его, ведь лишь Ему известно всё. Bb CmУверен я в одном: Мой Бог — любовь!Ab Eb Bb Cm Ab EbБРИДЖ: Bb Cm Ab EbОн Всемогущий Бог — Элохим, Он — Творец Земли, Bb Cm Ab EbОн Воинств Господин, Царь небес, нет ценней Его. Bb Cm Ab Eb Его царствие сильней всех властей, любой души живой, Bb Cm Ab EbКак солнца свет Любовь вечная всем даёт тепло!INSTRUMENTAL: Bb Cm Ab EbПРИПЕВ:Eb BbБог терпеливый, Бог наш добр,Ab FmОн не завистлив и Он не горд.Eb Bb AbНам не постичь пути Его, ведь лишь Ему известно всё. Bb EbУверен я в одном: Мой Бог — любовь!