Кто такой филарет?

В миру Федор Никитич Романов-Юрский, после смерти царя Федора, был одним из законных претендентов на Русский трон, так как являлся племянником Иоанна Грозного.

Попав в опалу при Борисе Годунове, он был пострижен в монашество с именем Филарет. В Смутное время Лжедмитрий Второй захватил митрополита Филарета в плен, где он пробыл до 1619 года. Земский Собор 1613 года избрал на русское царство Михаила Романова, сына митрополита Филарета, утвердив за последним титул Патриарха.

В этом качестве Филарет очень много сделал для восстановления в стране государственности. Первое, чего он добился — это проведения поземельной переписи, благодаря которой были справедливо распределены подати, что увеличило доходы казны, облегчив одновременно налоговое бремя простого народа. Возобновились экономические и культурные отношения с иностранными государствами. Началось реформирование армии, строились новые заводы.

Патриарх Филарет заботился и о насаждении школ, призывал архиепископов к учреждению училищ при архиерейских домах. По его благословению при Чудовом монастыре в Москве было открыто Славяно-греко-латинское училище, ставшее очагом духовного просвещения.

Первосвятитель много внимания уделял печатанию и исправлению богослужебных книг. Из Московской типографии, расширенной по указу Патриарха Филарета, в период его предстоятельства вышло множество изданий, в том числе полный круг богослужебных книг. Книги рассылались в монастыри и храмы по цене, в которую обошлось их напечатание, без прибыли, а в Сибирь — бесплатно.

В 1620 году по благословению Патриарха Филарета была учреждена новая Тобольская епархия, имевшая огромное значение для распространения христианства среди народов Сибири.

При Патриархе Филарете возобновились прерванные в эпоху Смуты сношения Москвы с Восточными Церквами и приезды в Москву за милостыней многочисленных представителей духовенства.

Во время правления Патриарха Филарета был оформлен официальный взгляд на события Смутного времени, в основе которого лежало представление о необходимости сохранения веры предков, полученной от Апостолов и хранимой на Руси на протяжении веков; отступление от Православия грозило гибелью, как это случилось с бывшими столицами христианского мира.

Единственной хранительницей древнего благочестия признавалась Москва, поэтому любые попытки переосмысления отечественного религиозного опыта и любые западные влияния трактовались как опасные и недопустимые. Занимая Патриарший Престол, Филарет предпринял все усилия для ограждения России от западных религиозных влияний.

Патриарх скончался 1 октября 1633 года. Погребен в Успенском соборе Московского Кремля.
О других памятных датах читайте в журнале «Историк».

Митр. Московский Филарет (Дроздов). Портрет Н. Д. Шпревича, 1861 г.

Митр. Московский Филарет (Дроздов). Портрет Н. Д. Шпревича, 1861 г.

Филарет (Дроздов) (1782 — 1867), митрополит Московский и Коломенский, святитель

Память 19 ноября в день кончины, в Соборах Московских святителей, а также Московских и Санкт-Петербургских святых

В миру Дроздов Василий Михайлович, родился 26 декабря 1782 года в городе Коломне Московской губернии в семье диакона Михаила Федоровича Дроздова. До девяти лет воспитанием ребенка занимались его благочестивые родители.

В 1791 г. он поступил в Коломенскую духовную семинарию, в которой учился до ее закрытия в 1799 г., после чего перешел в Троице-Сергиеву Лаврскую семинарию, находившуюся под особым покровительством митр. Платона. Личность митр. Платона оказала большое влияние на судьбу и развитие будущего митр. Филарета.

В Троицкой семинарии Дроздов учился в философском и богословском классах с марта 1800 г. по 1803 г. По окончании семинарии 21 ноября 1803 г., после проведенного лично митр. Платоном экзамена, но был назначен учителем греческого и еврейского языков в той же лаврской семинарии.

30 августа 1806 г. перемещен на высший класс — пиитический и назначен проповедником при Лавре. Митр. Платон оказывает новому проповеднику знаки исключительного внимания и расположения, дарит ему разные вещи, делает своим иподиаконом, а 14 января 1808 г. утверждает учителем высшего краноречия и риторики. Митр. Платон писал о своем любимом ученике: «Я пишу по-человечески, а он пишет по-ангельски».

Митр. Платон стал убеждать молодого учителя принять монашество. Он не сразу согласился на эти убеждения. В течение двух лет он проверял свои склонности, советовался с родителями, молился и только в июле 1808 г. подал прошение о пострижении его в монашество. 16 ноября того же года в Трапезной церкви Троице-Сергиевой Лавры наместником Лавры архимандритом Симеоном (Крыловым-Платоновым) он был пострижен в монашество с именем Филарета в честь прав. Филарета Милостивого, а 21 ноября митр. Платоном рукоположен во иеродиакона.

1 марта 1809 г. по указу Св. Синода вызван в Санкт-Петербург и определен инспектором С.-Петербургской семинарии с занятием кафедры философских наук в звании бакалавра академии.

28 марта того же года митр. Амвросием рукоположен во иеромонаха; 9 марта определен на должность ректора Александро-невского уездного училища, учрежденного при той же семинарии, с оставлением в прежних должностях в семинарии.

8 февраля 1810 г. переведен бакалавром богословских наук в Санкт-Петербургскую духовную академию, где сначала преподавал догматическое богословие и церковную историю, а с 21 июля того же года историю и древности церковные. Здесь, на кафедрах Петербургской академии, развернулись его необычайные разносторонние дарования, его изумительная работоспособность, дисциплинированность, способность четко выполнять все налагаемые на него обязанности. Слова и поучения его с церковной кафедры обращали на него всеобщее внимание глубиной постановки богословских вопросов, широтой их трактовки, яркостью образов, точностью языка.

8 июля 1811 г. «за отличие в проповедывании слова Божия» Филарет был возведен в сан архимандрита.

Он приобретал все большую известность как в кругах духовных, так и светских. Так, в Петербурге главными покровителями его стали такие влиятельные лица, как первенствующий член Св. Синода митр. Амвросий и обер-прокурор Синода князь А.Н. Голицын. Они стали облекать его полным доверием и возлагать на него различные поручения. В июле 1811 г. по назначению Комиссии духовных училищ производил ревизии петербургских духовных семинарий и училищ.

В начале 1812 г. от Комиссии духовных училищ имел поручение образовать для учеников, окончивших Санкт-Петербургскую семинарию класс чтения Св. Писания и св. отцов и руководства к прохождению священнослужительных должностей.

11 марта того же года определен ректором Санкт-Петербургской духовной академии и профессором богословских наук, а 27 марта назначен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря. С этого же времени по званию ректора присутствовал в Санкт-Петербургской духовной консистории.

В академии архим. Филарет учредил образцовые порядки, послужившие руководящим примером и для других академий. Он заново переработал и представил на утверждение академический устав. Вместе с тем он переработал устав для духовных семинарий, уездных и приходских училищ, выполнив всю эту работу без помощников в шесть недель. Впоследствии Филарет сам говорил, что он никогда так много не работал, как в свою бытность ректором академии, и считал себя свободным от занятий, когда у него, по его собственным словам, «за раз было только одно дело на руках, а не три или пять».

Он стоял во главе перевода Библии на русский язык. Это дело, в котором более всех потрудился архим. Филарет, составляет славу и украшение его имени. Но не все с сочувствием отнеслись к этому новому делу. Архим. Фотий, бывший в 1814 г. студентом 1 курса Петербургской академии, не сочувствовал переводческой деятельности архим. Филарета, но признавал его выдающиеся способности, как ректора и профессора. Вот как описал он архим. Филарета в своей автобиографии:

«Филарет был… росту среднего, смугл видом, власы средние темнорусые, браду долгую имел, лицом всегда светел, весел быть казался, у него были глаза острые, проницательные, вид постен, строг и приятен; поступь у него была нескорая, важная. Голос тих, тонок, но ясен; речь внятная, говорил остро, высоко, премудро, но все более к уму, менее же к сердцу. Свободно делал изъяснение священных писаний: как бы все лилось из уст его. Привлекал учеников так к слушанию себя, что когда часы кончались ему преподавать, всегда оставалось великое усердие слушать его еще более без ястия и пития. Оставлял он сильные впечатления от учений своих — всем казалось истинно, приятно, совершенно его учение… Оратор мудрый, красноречивый, писатель искусный. Все доказывало, что он много в науках занимался… Сила, красота, достоинство и слава Духовной Академии был один Филарет».

Изумлявшая всех работоспособность и эрудиция архим. Филарета быстро выдвигали его вперед. В 1814 г. Комиссией духовных училищ было выработано Положение об ученых степенях действительных и почетных, и первым действительным доктором богословия в России стал (13 августа 1814 г.) ректор Петербургской академии архим. Филарет. В мотивировке предоставления ему докторской степени говорилось, что он удостаивается ее на основании «светлейших доказательств учености, священной и церковной, представленных в академических чтениях, в церковных речах, а особенно в классических сочинениях, и увенчанных искренним осуществлением на деле христианского учения». Через две недели после получения высшей ученой степени, 27 августа 1814 г. архим. Филарету была назначена пожизненная пенсия в размере 1500 рублей в год; 30 августа того же года он был назначен членом Комиссии духовных училищ.

В июне и июле 1815 г. ревизовал Московскую духовную академию и семь семинарий: Новгородскую, Тверскую, Владимирскую, Ярославскую, Костромскую, Спасо-Вифанскую и Московскую, а также ряд, находящихся на пути его следования, уездных и приходских училищ.

В марте 1816 г. по указу Св. Синода определен настоятелем Московского Новоспасского монастыря с оставлением при академии; 2 июня назначен членом Комитета для решения судебных дел о лицах духовного звания грекороссийского исповедания в Финляндии; 16 июля утвержден членом совета императорского человеколюбивого общества.

3 марта 1817 г. назначен членом Строительного комитета при Санкт-Петербургской духовной академии; 7 апреля — членом Главного Правления училищ; в июле произвел ревизию Санкт-Петербургской семинарии.

Еп. Филарет (Дроздов). Портрет Н. Д. Шпревича, вторая четверть XIX в.

Еп. Филарет (Дроздов). Портрет Н. Д. Шпревича, вторая четверть XIX в.

23 июля 1817 г. по представлению митр. Новгородского Амвросия повелено ему быть епископом Ревельским, викарием С.-Петербургской епархии с оставлением за ним должности ректора академии и управляющего Новоспасским монастырем.

5 августа 1817 г. в Петербурге, в Троицком соборе Александро-Невской Лавры, хиротонисан во епископа Ревельского.

15 марта 1819 г. возведен в сан архиепископа с переводом в Тверскую епархию и с назначением членом Св. Синода.

26 сентября 1820 г. назначен архиепископом Ярославским и Ростовским.

С 3 июля 1821 г. — архиепископ Московский, священноархимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры и присутствующий в Московской Синодальной конторе. С этого времени и до кончины своей Филарет с великою честью и пользой стоял во главе епархиального управления первопрестольного града, не прекращая вместе с тем научно-литературной деятельности и не переставая принимать живейшего участия в делах как общецерковного, так и общегосударственного характера, призываемый к тому Высшей властью.

28 октября 1822 г., согласно прошению, уволен от звания члена Главного правления училищ.

За все время своего служения Филарет имел ряд наград; 25 декабря 1825 г. ему был пожалован бриллиантовый крест для ношения на клобуке.

22 августа 1826 г. возведен в сан митрополита за заслуги, оказанные Церкви и отличное служение.

7 янвря 1828 г. ему объявлена высочайшая благодарность за составление Краткой Священной истории, а также краткого и пространного катехизисов с прибавлением наставления для воинов.

19 апреля 1831 г. награжден орденом св. ап. Андрея Первозванного за ревностное и многодеятельное служение в архипастырском сане.

10 января 1854 г. объявлена высочайшая благодарность и благодарность Св. Синода за приношение от Св.-Троицкой Лавры и от Чудова монастыря 50000 рублей на воинов и за труды, понесенные в деле оращения Рогож. раскольников.

18 марта 1855 г. получил благодарность от императора за пожертвованные 110600 рублей на военные надобности от Московской епархии.

31 мая 1857 г. объявлена благодарность Св. Синода за особенное, постоянное попечение о благоустройстве Московской духовной академии.

31 октября 1862 г. получил благодарность от императрицы за пожертвованные 10100 рублей от духовенства Московской епархии в пользу пострадавших от пожара жителей С.-Петербурга.

21 июня 1867 года единогласно признан почетным членом императорского Новороссийского университета и получил диплом.

5 августа того же года, в день пятидесятилетия служения в епископском сане, за непрерывные заботы о духовном просвещении паствы, за щедрую поддержку благотворительных и воспитательных учреждений, многочисленные пастырские послания и др. деятельность предоставлено право, по киевскому обычаю, предношение креста в священнослужении, ношение креста на митре и двух панагий на персях. При этом пожалована украшенная драгоценными камнями панагия на бриллиантовой цепочке, а в вознаграждение заслуг собственно государственных пожалованы портреты императора и двух его предшественников.

Скончался 19 ноября 1867 года. Погребен в Троице-Сергиевой Лавре, в приделе Свято-Духовной церкви, устроенном во имя Филарета Милостивого в память пятидесятилетия служения Филарета в епископском сане.

Был прославлен в лике святителей на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября-2 декабря 1994 года. Ныне мощи святителя Филарета находятся в Храме Христа Спасителя в Москве.

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский

Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский

Из поучений свт. Филарета

Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа, — не для тебя посланы Апостолы, — ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое и что с тобой будет.
Когда темнеет на дворе, усиливай свет в доме. Береги Россия и возжигай сильнее свой домашний свет.
Свобода есть способность и невозбранность разумно избирать и делать лучшее. Она есть достояние каждого.
Стыдно видеть, что в соблюдении воскресного дня неправославные лучше православных. Иногда беспорядок сей становится неисправим человеческими средствами: надобно страшиться исправительных мер с Неба, более сильных, нежели какие уже испытываем.
Христианин! Будь, а не кажись: вот одно из важнейших для тебя правил.

Оценки жизни и трудов свт. Филарета

Свт. Игнатий (Брянчанинов), еп. Кавказский (+ 1867):

Митрополит Московский Филарет благоволил написать мне, то он желает напечатания книги Преподобного Исаака Сирскаго. Все монашество обязано благодарностью этому Архипастырю за издание Отеческих книг Оптиною пустынею. Другой на месте его никак не решился дать дозволение на такое издание, которое едва ли уже повторится .
Точно, он искренно любит меня, и, судя по наружности, я много потерял, будучи лишен его покровительства; но, судя духовно, нельзя не признать тут действовавшего Промысла Божия, даровавшего мне совершить мое земное странствование по пути тернистому, а не по пути тленных преуспеяний, почти всегда очень вредных для души. Вот образ мыслей успокаивающий сердце верою в Бога, действующего превыше самых мудрых соображений человеческих. Умен Филарет, умен как день: но и он устранен Промыслом Божиим от дел земли, чтоб быть вернее сохраненным для дел Неба. Дела и преуспеяния земные вводят в гордость, для отвращения от которой сам Апостол Павел нуждался в попущениях и скорбях .

Молитвословия

Тропа́рь, глас 4

Ду́ха Свята́го благода́ть стяжа́в,/ богому́дре святи́телю Филаре́те,/ и́стину и пра́вду ра́зумом просвеще́нным лю́дем пропове́дал еси́,/ ми́р и ми́лость се́рдцем умиле́нным стра́ждущим яви́л еси́,/ я́ко учи́тель ве́ры и стра́ж неусы́пный/ па́ству Росси́йскую жезло́м пра́вости сохрани́л еси́./ Сего́ ра́ди ко Христу́ Бо́гу дерзнове́ние име́я,/ моли́ дарова́ти Це́ркве утвержде́ние,// лю́дем и душа́м на́шим спасе́ние.

Конда́к, глас 2

Я́ко и́стинный подража́тель преподо́бнаго Се́ргия,/ доброде́тель измла́да возлюби́л еси́,/ богоблаже́нне Филаре́те./ Я́ко па́стырь пра́ведный и испове́дник непоро́чный,/ по святе́м преставле́нии от безбо́жных поруга́ние и поноше́ния прия́л еси́,/ Бо́г же зна́меньми и чудесы́ тя́ просла́ви// и засту́пника Це́ркве на́шея яви́.

Использованные материалы

  • Страницы проекта Андрея Лебедева Pagez.ru:
    • — подробная биография святителя
    • — очень большая подборка из наследия свт. Филарета и материалов о нем
  • Святитель Филарет, митрополит Московский и Коломенский, блог священника Максима Плякина:

Собрание писем свт. Игнатия, письмо 20 (35)

Собрание писем свт. Игнатия, письмо 417 (552) 1853 г.

«… не только слово Божие исправлял, но и земскими делами всеми правил… Властен был так, что и сам царь боялся его. До духовного же чина милостив был и не сребролюбив. Всякими царскими и ратными делами владел…».

24 июня (4 июля) 1619 г. после семилетнего периода так называемого «межпатриаршества» на Руси на Первосвятительскую кафедру был возведён митрополит Филарет.

Патриарх Филарет (в миру Фёдор Никитич Романов-Юрьев) — отец царя Михаила Фёдоровича и его регент — родился около 1554 г. Он принадлежал к одному из видных боярских родов. С юных лет Фёдор воспитывался в придворной обстановке и был широко образован: изучал латынь и английский.

В конце 1600 — начале 1601 гг. при царе Борисе Годунове Фёдор Никитич подвергся опале, был насильно пострижен в монахи под именем Филарет и сослан в Антониево-Сийский монастырь. В 1605 г. при Лжедмитрии I он был возвращён в Москву и назначен митрополитом Ростовским.

В сентябре 1610 г., возглавив посольство под осаждённый Смоленск, которое должно было окончательно закрепить статьи августовского договора, был арестован и в апреле 1611 г. отправлен в Польшу, где пробыл в плену до середины 1619 г.

В июне 1619 г. после долгих 8 лет польского плена митрополит Филарет прибыл в Москву, где был торжественно встречен сыном.

22 июня (2 июля) 1619 г. в Золотой палате царского дворца состоялось наречение Филарета на Патриаршество, а 24 июня (4 июля) в Успенском соборе Московского Кремля было совершено торжественное поставление нового патриарха по тому же чину, каким поставляли св. Иова, с повторной хиротонией. Интронизацию Филарета возглавлял патриарх Иерусалимский Феофан IV, который в то время был в Москве. Феофаном вместе с русскими архиереями была подписана особая грамота о поставлении Филарета, в которой вновь навечно подтверждалось право русских самостоятельно ставить своих патриархов.

Благодаря родству с царём, власть первосвятителя достигла небывалой высоты: он принимал участие во всех государственных делах, был фактически соправителем Михаила Фёдоровича и даже носил титул великого государя. Как первоиерарх Филарет делал всё возможное, чтобы защитить страну от западных религиозных влияний, так как, ещё находясь в польском плену, он осознал недопустимость унии для России.

В условиях послевоенной разрухи приоритетом патриарха было установление прочного административного порядка: по стране рассылались «дозорщики», составлялись новые писцовые книги, в Москву были призваны выборные люди с мест, укреплялось земское управление. Всевластие Филарета позволило ему создать в 1625 г. особую патриаршую область, целиком подчинённую первосвятителю и включавшую в себя значительную часть северных, центральных и южных земель.

В церковных делах Филарет обратил особое внимание на исправление и печатание богослужебных книг. Возобновлённая в 1620 г. типография на московском старом печатном дворе (на Никольской улице) выпустила при Филарете большое количество часословов, требников, евангелий и других изданий, которые подвергались тщательной корректуре в специальной «правильне». В правке активно участвовал и сам патриарх, написавший также ряд церковных уставов и поучений.

1 (11) октября 1633 г. патриарх Московский и всея Руси, церковный и государственный деятель, одна из ведущих политических фигур Смутного времени, Филарет скончался и был погребён в Успенском соборе Московского Кремля.

Лит.: Зверев С. П. Патриарх Филарет (Романов): личность, государственная и церковная деятельность. Автореферат дис. … канд. ист. наук. М., 2005; Патриарх Филарет (1619-1634 гг.) // Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 2. М., 1992; Петрушко В. Русская церковь в Патриаршество Филарета (Романова) // Православие.Ru. Б. д. URL: http://www.pravoslavie.ru/arhiv/5239.htm; Филарет Никитич Романов // Костомаров Н. История России в жизнеописаниях её главнейших деятелей. М., 2006.

См. также в Президентской библиотеке:

Акты Сийского монастыря. Архангельск, 1913;

Васенко П. Г. Бояре Романовы и воцарение Михаила Феoдоровича. СПб., 1913;

Голиков И. И. Дополнение к Краткому описанию жизни великаго государя, святейшаго Филарета Никитича Романова, патриарха Московскаго и всея России, : Во удовольствие некоторых знаменитых особ. М., 1798;

Исаев Д. П. Филарет Никитич Романов: социальное и индивидуальное в биографии политического деятеля : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Ростов н/Д., 2011;

Книга об избрании на царство великого государя, царя и великого князя Михаила Федоровича. М., 1856;

Орлов Ф. Ф. Легенда о Филарете Никитиче : (1614-1914) : по поводу брошюры М. П. Устимовича: «Митрополит Филарет и царь Василий Шуйский в польском плену». Пг., 1915;

Соборное изложение патриарха Филарета. М., 1879;

Ювеналий (Воейков И. Г.). Краткое описание о произшествии знаменитаго рода Юрьевых-Романовых, и жизни великаго государя святейшаго Филарета Никитича, патриарха Московскаго и всея России. М., 1798.