Кто такой левиафан?

Очередной ролик из цикла «Крылатые выражения из Библии». Рассказчик — иерей Алексий Волчков. Смотрите ролик или читайте его расшифровку:

Дорогие друзья, у нас сегодня беседа в жанре «Библейские слова в обыденной жизни» и сегодня мы поговорим о Левиафане. Известное слово, которое вошло в плоть культуры европейцев. Есть сочинение Гоббса «Левиафан», есть и понятие о Левиафане как о чем-то могучем, неподконтрольном власти человека, чья сила выше всех наших сил и усилий. Недавно вышел фильм нашего режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан», и поэтому это слово нам всем знакомо. Впрочем, вот что еще называли Левиафаном люди в разные времена: газовые месторождения, разные виды вооружения — военные корабли, танки. Так назывался роман Бориса Акунина. У всех этих предметов есть нечто общее — это нечто громадное, мощное, вызывающее ужас.

Немногие люди знают, что Левиафан «родом» из Библии. В Библии несколько раз упоминаются Левиафаны, по-еврейски Ливъятан, и есть множество статей и книг, в которых описываются эти существа. Упоминаются в Библии и такие первобытные чудища, как Бегемот, Море-Ям, Рахав, Змей.

Этимология слова «Ливъятан» определяет его изначальное значение как «скрученный, свитый». Такие слова, как «венец», «петля», являются однокоренными с ним. Нечто живет в море, извивается, вьется и является воплощением чего-то первобытного и могучего.

Многие считают, что у Бегемота и Ливъятана были взаимоотношения. Бегемот жил на суше, Левиафан — в море, и между ними были своеобразные отношения, как у Чужого и Хищника. В Талмуде же сказано, что ни у одного, ни у другого существа пары не было, так как Всевышний уничтожил их пары, чтобы эти чудища не могли размножиться, потому что их сила почти сопоставима с силой Бога.

Как интерпретируется образ Левиафана и Бегемота в Библии? Есть две тенденции, и одна из них более древняя. Левиафан считался древним соперником Бога, который был почти равен по силе с Богом, и боролся с ним. Жители Месопотамии считали, что Бог создал мир из трупа побежденного змееобразного чудища. Конечно, в Библии не рассказано об этом явно, но отголоски предания о том, что была некая первобытная битва Бога с неким древним гадом, которого Бог одолел, остались. Например, смотрим псалом 73, стих 14: «Бог сокрушил голову Левиафана, отдал его в пищу людям». Или пророк Исайя, глава 27, стих 1, пишет: «В тот день поразит Господь мечом своим тяжелым, большим и крепким Левиафана, змея прямобегущего, и Левиафана, змея изгибающегося, и убьет чудовище морское». То есть Бог уже победил это чудовище, но во времена Апокалипсиса он победит его окончательно. Как отмечает Талмуд, из кожи Левиафана Господь сделает палатки, в которых будут жить праведные израильтяне. А мясо Левиафана будет подано на пире, в котором будут участвовать Авраам и все праведники.

Есть и другая традиция интерпретации образа Левиафана, более экологичная по отношению к древним чудищам. Псалом 103, читаемый каждый день на вечерне в каждом православном храме, говорит: «Это — море, великое, пространное. Там — пресмыкающиеся, которым нет числа, животные и малые, и большие. Там плавают корабли, там этот Левиафан, которого Ты сотворил играть в нем» (Пс 103:25-26). Здесь Левиафан предстает как часть экосистемы, которую сотворил Бог, чтобы он играл в океане и радовал этим Бога.

Книга Иова также уделяет много внимания первобытным существам. Главы 41 и 42 целиком посвящены описанию Бегемота и Левиафана. Там есть слова: «Нет на Земле подобного ему, он сотворен быть бесстрашным, на все высокое смотрит смело, как царь» (Иов 41:25). Левиафан описывается как царственное существо, на которое невозможно возложить ярмо, которому невозможно вдеть кольцо в нос, которое нельзя обуздать. Бог говорит Иову: я создал Левиафана, и Бегемота можешь ли ты сотворить подобное? Я — Бог, а ты — Иов.

В апокрифических и новозаветных текстах торжествует негативное отношение к этим тварям. В Откровении Апостола Иоанна описывается «зверь, выходящий из моря с семью головами», — это Левиафан. «Большой дракон с семью головами» — тоже. В Откровении так же описывается последняя победа Бога над всеми его врагами, и будет низвержен древний дракон, древний змей, и Сатана. То есть Левиафан отождествляется с Сатаной.

Однако все же отношение к Левиафану в корпусе библейских текстов дает большую надежду на то, что и люди, и звери, и даже древние чудища — Левиафаны и Бегемоты — однажды будут жить мирно.

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Иерей Алексий Волчков

Директор Школы библейской филологии, преподаватель СПбДА.

Доброго времени суток, господа.

Вещает Мефи из самой Преисподни.

Сегодня мы ознакомимся с таким демоном как Левиафан.

· · • • • • • • • · ·

~Удачи, и следите чтоб вас не проглотили в следующий раз находясь в большом водоеме~

⊱⊲ ─── · · •──•◆•──• · · ─── ⊳⊰

Общая информация

Левиафан — морское чудовище с невиданной силой и размером.

Не раз встречающийся в Ветхом завете. В одних источниках утверждают, что он является демоном, в других поднимают до божества.

⊹──⊱✠⊰──⊹

⊹──⊱✠⊰──⊹

⊱⊲ ─── · · •──•◆•──• · · ─── ⊳⊰

Значение имени

«Левиафан» (с др. евр. перевод.) — «кит».

⊹──⊱✠⊰──⊹

⊹──⊱✠⊰──⊹

⊱⊲ ─── · · •──•◆•──• · · ─── ⊳⊰

Биография

Во многих библейских притчах говорится, что не каждая тварь имела пару, объясняя это, что такую особенность имеют лишь настоящие чудовище и монстры.

~теперь мне с собой все ясно~

Таким и является Левиафан. Также он считается демонов алчности и олицитворением одного смертного греха — зависти. Возглавил восстание ангела Люцифера и других.

После Владыка Подземного царство назначил его на пост Владыки вод.

⊹──⊱✠⊰──⊹

⊹──⊱✠⊰──⊹

В одних источниках говорится, что он был наравне с самим Сатаной, в других, что являлся нейтральной стороной между Богом и Люцифером.

Это чудовище невозможно поймать, тем более убить. На равных с ним может биться лишь другой монстр — Бегемот.

⊹──⊱✠⊰──⊹

⊹──⊱✠⊰──⊹

~и нет это не полтонное животное, о котором вы могли подумать🌚~

⊱⊲ ─── · · •──•◆•──• · · ─── ⊳⊰

Внешность

Вытянутое тело этого чудовища покрыто плотной и прочной чешуей.

Имеет две челюсти, клыки и зубы.

⊹──⊱✠⊰──⊹

⊹──⊱✠⊰──⊹

Обычно изображается в виде кита или огромного морского змея.

⊱⊲ ─── · · •──•◆•──• · · ─── ⊳⊰

Способности

《манипулирование водой и огнем

《телепортация

《полет

《барьер

《бессмертие

~не хотела бы я встретить его в темном переулке~

⊹──⊱✠⊰──⊹

⊹──⊱✠⊰──⊹

Ибо через «змия» (Левиафана), который называется дополнением их (притеснителей), обозначается оный кит — пожиратель рода человеческого. Он, обещав человеку сообщить Божественность, уничтожил бессмертие. Он и вину преступления, которую поднес первому человеку, увеличивает скверным убеждением последующих ему, и собирает для них наказания без престаемости. На «удице» же пища показывается, а острие скрывается. Поэтому Всемогущий Отец начал дело удицей; потому что послал на смерть Единородного Своего Сына, в Котором и плоть могла бы казаться страдательной, и нестрадательное Божество не могло бы быть видимым. И когда оный змий руками гонителей сожрал в нем пищу плоти, тогда острие Божества насквозь пронзило его самого. Прежде этого он по чудесам признавал Его Богом, но от познания своего впал в сомнение, когда увидел Его страдательным. Итак, как бы удица держалась в пасти поглощающего, когда была открыта в Нем (Спасителе) пища плоти, которую пожиратель желал бы, а Божество Страждущего, которое убило бы, до времени было бы сокрыто. Удицей воплощения Его пойман (змий, или диавол), потому что когда пожелал пищи плоти, тогда пронзен острием Божества. Потому что там было и человечество, которое привлекало бы пожирателя; там было и Божество, которое насквозь пронизывало бы (его); там была открытая слабость, которая приманивала бы (его); там была и сокровенная сила, которая пронзала бы пасть пожирателя. Итак, он пойман удицею, потому что погиб от того, что сожрал. Он потерял и тех смертных, которых держал по праву, за то, что решился Того бессмертного, над Которым не имел права, умертвить смертью. Посему-то живет и эта самая Мария (Магдалина, 11 А Мария стояла у гроба и плакала. И, когда плакала, наклонилась во гроб,12 и видит двух Ангелов, в белом одеянии сидящих, одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса.13 И они говорят ей: жена! что ты плачешь? Говорит им: унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его.14 Сказав сие, обратилась назад и увидела Иисуса стоящего; но не узнала, что это Иисус.15 Иисус говорит ей: жена! что ты плачешь? кого ищешь? Она, думая, что это садовник, говорит Ему: господин! если ты вынес Его, скажи мне, где ты положил Его, и я возьму Его.16 Иисус говорит ей: Мария! Она, обратившись, говорит Ему: Раввуни! — что значит: Учитель!17 Иисус говорит ей: не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему; а иди к братьям Моим и скажи им: восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему, и к Богу Моему и Богу вашему.18 Мария Магдалина идет и возвещает ученикам, что видела Господа и что Он это сказал ей.Ин. 20:11-18), о которой мы говорим; потому что за род человеческий подвергся смерти Тот, Кто ничем не был должен смерти. Поэтому-то и мы каждодневно после виновности возвращаемся к жизни, потому что к нашей виновности Создатель снисшел без вины. Вот уже древний враг потерял те добычи, которые нахватал от рода человеческого, потерял победу своего соблазна. Ежедневно грешники возвращаются к жизни, ежедневно вырываются из пасти его рукой Искупителя.

Источник

Беседа 25, говоренная к народу в храме Св. Иоанна, именуемом Константиновым, в пятый день Праздника Пасхи.

***Левиафан1 выбран тут, чтобы обозначить «увеличение». Увеличение кого, как не людей? Людей, которых он ввел раз и навсегда в грех, и несет которых вперед к вечной смерти, увеличивая грехи с каждым днем. И пока он умножает свою вину по ростовщичеству греха, он, несомненно, не перестает добавлять и к наказанию. Он также может называться Левиафан в насмешку. Ибо он заявил в своем хитром убеждении, что он придаст божественную природу первому человеку, но он забрал бессмертие . Он может быть назван по иронии судьбы «левиафаном»2, ибо, когда он обещал им даровать то, чем они не были, он даже взял с них за свое ремесло то, чем они действительно были. Но это Левиафан был пойман на крюк, потому что, в случае с нашим Искупителем он был пойман на приманку Его Тела, резкое жало Его Божества пронзило его до конца. Крючок проник в горло этого Поглотителя, когда приманка из плоти была захвачена поглотителем, и в момент Его страданий Его Божество было скрыто, чтобы убить левиафана. Ибо в этой бездне вод, в этой беспредельности человеческого рода, этот левиафан носился туда и сюда с открытым ртом, устремляя всех к смерти, и пожирая жизнь почти везде. Но крюк для смерти этого левиафана был поставлен в этой мрачной глубине вод. Ось этого крюка — генеалогия древних отцов, записанных в Евангелии. Ибо, когда Он сказал: Авраам родил Исаака, Исаак родил Иакова, и так далее до включения имени Иосифа, и вплоть до Марии, обрученной Девы, то есть вся ось (линия) до Воплощенного Господа, это и есть крюк его конца . Этот левиафан с открытым ртом в водах рода человеческого съедал многих, но он больше не будет иметь власть, чтобы укусить. Бог, таким образом, указывая на воплощение Его Единородного Сына, говорит: хочешь ли быть в состоянии вытянуть Левиафана на крючок? Ты разумеешь, как я. Кто отправил своего Единородного Сына в тленной плоти на смерть, чтобы разорвать этот круг; Его смертная плоть была видна, а сила Его бессмертия не видна, и этот крючок разрушил того, кто его проглотил.

Примечания

  • 1 Левиафан – это морское чудовище (змей), которое в свернутом состоянии было гораздо меньше, чем когда «разворачивалось» во всю длину.
  • 2 изгибающийся, извивающийся, нечто огромное и мощное.

Источник

«Моралии (поучения, толкования) на книгу Иова.» Книга XXXIII, ч. 2.