Кто такой навуходоносор 2?

4 Я, Навуходоносор, был дома, у себя во дворце, в покое и изобилии. 2 Но мне приснился сон, который испугал меня. Когда я лежал в постели, образы и видения, которые я видел, устрашили меня. 3 И я повелел привести ко мне всех мудрецов Вавилона, чтобы они истолковали мне этот сон. 4 Когда чародеи, волшебники, мудрецы-халдеи и колдуны пришли, я рассказал им сон, но они не смогли мне его истолковать. 5 Наконец, ко мне пришел Даниил, и я рассказал сон ему. (Его зовут Белтешаццар, в честь моего бога, и дух святых богов пребывает в нем.)

6 Я сказал:

– Белтешаццар, глава чародеев, я знаю, что в тебе пребывает дух святых богов, и нет такой тайны, разгадка которой тебя бы затруднила. Выслушай мой сон; истолкуй его мне. 7 Вот что мне приснилось, когда я лежал в своей постели: я посмотрел и увидел дерево огромной высоты, стоявшее посреди земли. 8 Дерево выросло большим и сильным, вершиной оно касалось небес; его было видно до самых краев земли. 9 Листья его были прекрасны, плоды изобильны, и на нем была пища для всех. Под ним находили пристанище полевые звери, а небесные птицы жили на его ветвях; от него кормилось всякое живое существо.

10 В видениях, бывших мне, когда я лежал в постели, я видел, как святой страж сошел с небес. 11 Он громко воскликнул: «Срубите дерево и отсеките его ветви; оборвите его листья и разбросайте плоды. Пусть звери удалятся из-под него, и птицы с его ветвей. 12 Но пень с корнями, скованный железом и бронзой, пусть останется в земле, среди полевой травы. Пусть орошает его небесная роса, пусть он живет со зверями среди земных растений. 13 Пусть отойдет от него человеческий разум, и дастся ему разум звериный, пока не пройдет семь лет. 14 Решение возвещено по приговору стражей, постановление дано по воле святых, чтобы познали живущие, что Всевышний властвует над царствами смертных, отдает их тому, кому пожелает, и ставит над ними даже последних между людьми».

15 Таков сон, который приснился мне, царю Навуходоносору. Итак, Белтешаццар, скажи мне его толкование, потому что никто из мудрецов моего царства не может мне его истолковать. Но ты можешь, потому что в тебе пребывает дух святых богов.

Даниил толкует сон

16 Тогда Даниил (называемый также Белтешаццаром) пришел на время в крайнее замешательство и устрашился собственных мыслей. Царь сказал:

– Белтешаццар, пусть ни сон, ни его значение не пугают тебя.

Белтешаццар ответил:

– Мой господин, твоим бы врагам этот сон, и твоим бы неприятелям его значение! 17 Дерево, которое в твоем видении выросло большим и сильным, касалось вершиной небес и было видно всей земле, 18 с прекрасными листьями и изобильными плодами, всех кормящее, дающее пристанище полевым зверям и гнездовья в своих ветвях небесным птицам, – 19 это ты, о царь! Ты стал великим и сильным; твое величие возросло и достигло небес, а владычество твое простирается до краев земли.

20 Ты, царь, видел святого стража, спускающегося с небес и говорящего: «Срубите дерево и погубите его, но оставьте пень, сковав его железом и бронзой, среди полевой травы, и корни его пусть останутся в земле. Пусть его орошает небесная роса; пусть он живет, как дикие звери, пока не пройдет семь лет».

21 Вот толкование, о царь, и вот решение Всевышнего против моего господина царя: 22 тебя прогонят от людей, и ты будешь жить с дикими зверями. Ты будешь есть траву, подобно волу, и тебя будет омывать небесная роса. Семь лет пройдет, прежде чем ты признаешь, что Всевышний властвует над царствами смертных и отдает их, кому пожелает. 23 Повеление оставить пень с корнями означает, что твое царство будет возвращено тебе, когда ты признаешь, что Небеса правят всем. 24 Поэтому пусть будет тебе угодно, о царь, принять мой совет: загладь свои грехи, творя правду, и свои беззакония – милосердием к притесненным. Может быть, тогда твое благоденствие и продолжится.

Исполнение сна

25 Все это и произошло с царем Навуходоносором. 26 Двенадцать месяцев спустя, когда царь гулял по крыше царского дворца в Вавилоне, 27 он сказал:

– Разве не я воздвиг этот великий Вавилон, город царский, своей могучей силой и во славу своего величия?

28 Эти слова еще были у него на устах, когда с небес раздался голос:

– Вот что определяется о тебе, царь Навуходоносор: твоя царская власть отнята у тебя. 29 Тебя прогонят от людей, и ты будешь жить с дикими зверями и есть траву, подобно волу. Семь лет пройдет, прежде чем ты признаешь, что Всевышний властвует над царствами смертных и отдает их, кому пожелает.

30 И тотчас же сказанное о Навуходоносоре исполнилось. Его прогнали от людей, и он ел траву, подобно волу. Его тело омывалось небесной росой до тех пор, пока его волосы не выросли длинными, как перья орла, а ногти не стали точно птичьи когти.

31 В конце этого времени я, Навуходоносор, поднял взор к небу, и мой разум вернулся ко мне. Тогда я благословил Всевышнего; я восхвалил и восславил Его, Живущего вечно.

– Владычество Его – владычество вечное;
царство Его – из поколения в поколение.
32 Все обитатели земли
ничего не значат.
Он поступает по воле Своей
с небесными силами
и обитателями земли.
Никто не властен сдержать Его руку
или сказать Ему: «Что Ты сделал?»

33 В то же время, когда вернулся ко мне мой разум, ко мне вернулись и царская слава, и честь, и величие. Мои советники и приближенные возвратились ко мне, вернули меня на мой престол, и я стал еще более велик, чем прежде. 34 Теперь я, Навуходоносор, хвалю, превозношу и славлю Царя небес, потому что все, что Он делает, есть истина и все Его пути праведны. А тех, кто ходит в гордыне, Он властен смирить.

Слова на стене

5 Царь Валтасар устроил великий пир для тысячи своих приближенных и пил с ними вино. 2 Выпив вина, Валтасар приказал принести золотые и серебряные кубки, которые его дед Навуходоносор взял из Иерусалимского храма. Царь со своими приближенными, женами и наложницами собирался пить из них. 3 Золотые и серебряные кубки, взятые из храма, дома Бога в Иерусалиме, были принесены, и царь со своими приближенными, женами и наложницами пил из них. 4 Они пили вино и славили богов из золота и серебра, из бронзы, железа, дерева и камня.

5 Тотчас же появились пальцы человеческой руки, которые стали писать на штукатурке стены царского дворца, рядом со светильником. Царь глядел на эту руку, когда она писала. 6 Его лицо побледнело, и он так испугался, что его колени затряслись, и у него подкосились ноги.

7 Царь громко закричал, чтобы привели волшебников, мудрецов-халдеев и колдунов и сказал этим вавилонским мудрецам:

– Того, кто прочтет эту надпись и объяснит мне ее смысл, оденут в пурпур, возложат ему на шею золотую цепь, и он станет третьим человеком в царстве.

8 Все царские мудрецы вошли, но не смогли ни прочитать надписи, ни объяснить царю ее смысл. 9 Тогда царь еще больше перепугался и изменился в лице. Его приближенные были в крайнем замешательстве.

10 Услышав голоса царя и его приближенных, в пиршественный зал вошла царица.

– О царь, живи вечно! – сказала она. – Не тревожься и не бледней! 11 В твоем царстве есть человек, в котором пребывает дух святых богов. Во времена твоего деда он прославился своей просвещенностью, разумом и мудростью, подобной мудрости богов. Царь Навуходоносор, твой дед, поставил его главой чародеев, волшебников, мудрецов-халдеев и колдунов. 12 В этом человеке, Данииле, которого царь назвал Белтешаццаром, нашлись проницательность, знание, разум и умение толковать сны, раскрывать загадки и разрешать сложные задачи. Вели позвать Даниила, и он объяснит тебе смысл надписи.

13 Тогда Даниила привели к царю, и царь сказал ему:

– Ты ли Даниил, один из тех пленников, которых мой дед, царь, привел из Иудеи? 14 Я слышал, что в тебе пребывает дух богов и что в тебе нашлись просвещенность, разум и великая мудрость. 15 Ко мне приводили мудрецов и волшебников, чтобы они прочитали эту надпись и объяснили мне ее смысл, но они не смогли сделать это. 16 А о тебе я слышал, что ты можешь давать истолкования и разрешать трудные задачи. Если ты сможешь прочитать эту надпись и объяснить мне ее смысл, то тебя оденут в пурпур, возложат тебе на шею золотую цепь, и ты станешь третьим человеком в царстве.

17 Даниил ответил царю:

– Оставь дары себе и отдай награды кому-нибудь другому. Я и так прочитаю царю надпись и объясню ему ее смысл.

18 О царь, Всевышний Бог дал твоему деду Навуходоносору владычество и величие, славу и почет. 19 От величия, которое Он ему дал, все народы, племена и люди, говорящие на разных языках, трепетали перед ним и боялись его. Тех, кого царь хотел предать смерти, он предавал смерти; тех, кого он хотел пощадить, щадил; тех, кого он хотел возвысить, возвышал, а тех, кого хотел смирить, смирял. 20 Но когда его сердце возгордилось и огрубело от гордости, он был смещен с престола и лишен славы. 21 Его прогнали от людей, и его разум уподобился разуму зверя; он жил с дикими ослами и ел траву, подобно волу; его тело омывалось небесной росой, пока он не признал, что Всевышний Бог властвует над царствами смертных и ставит над ними кого желает.

22 Но ты, его внук Валтасар, не смирил себя, хотя знал все это! 23 Ты возвысил себя против Владыки небес. Ты велел принести себе кубки из Его дома и со своими приближенными, женами и наложницами пил из них. Ты славил богов из серебра и золота, из бронзы, железа, дерева и камня, которые не могут ни видеть, ни слышать, ни понимать. Но Бога, в руках Которого твоя жизнь и все твои пути, ты не почтил. 24 Поэтому и послана была от Него рука, которая написала эту надпись.

25 Вот что написано:

МЕНЕ, МЕНЕ, ТЕКЕЛ, У-ПАРСИН

26 Вот смысл этих слов:

МЕНЕ – Бог исчислил дни твоего царствования и положил ему конец.

27 ТЕКЕЛ – ты взвешен на весах и найден слишком легким.

28 ПЕРЕС – твое царство разделено и отдано мидянам и персам.

29 Тогда по повелению Валтасара Даниила одели в пурпур, возложили ему на шею золотую цепь и провозгласили третьим высшим правителем царства.

30 В ту же ночь Валтасар, царь халдеев, был убит, 31 и Дарий Мидянин принял царство в возрасте шестидесяти двух лет.

Заговор против Даниила

6 Дарию было угодно поставить сто двадцать сатрапов, чтобы они управляли всем царством, 2 а над ними – трех сановников, одним из которых был Даниил. Сатрапы должны были отчитываться перед ними, чтобы царю не было никакого ущерба. 3 Скоро Даниил так отличился среди сатрапов и сановников своими исключительными качествами, что царь уже думал поставить его над всем царством. 4 Тогда сановники и сатрапы стали искать предлог, чтобы обвинить Даниила в неверном ведении царских дел. Но это им не удалось, потому что он был верен, и за ним не находилось ни оплошности, ни вины. 5 Наконец, эти люди сказали:

– Нам не найти предлога для обвинения этого Даниила, разве только в Законе его Бога.

6 Тогда сановники и сатрапы пришли все вместе к царю и сказали:

– О царь Дарий, живи вечно! 7 Все царские сановники, военачальники, сатрапы, советники и наместники согласны в том, что царю следует дать повеление и наложить запрет, чтобы всякого, кто станет в течение следующих тридцати дней молиться иному богу или человеку, кроме тебя, о царь, бросили бы в яму со львами. 8 Итак, о царь, издай запрет и подпиши указ, чтобы его нельзя было изменить – по законам мидян и персов, которые не подлежат отмене. 9 И царь Дарий подписал указ и запрет.

Даниил в яме со львами

10 Когда Даниил узнал о том, что этот указ подписан, он пошел домой в верхнюю комнату, окна которой открывались в сторону Иерусалима. Три раза в день он опускался на колени и молился, славя своего Бога, как он делал это и прежде. 11 А заговорщики пришли все вместе и нашли Даниила молящимся и просящим милости у Бога. 12 Тогда они пошли к царю и говорили с ним о его царском запрете:

– Разве не ты подписал запрет, по которому того, кто в течение следующих тридцати дней будет молиться иному богу или человеку, кроме тебя, о царь, бросили бы в яму со львами?

Царь ответил:

– Это воистину так, по законам мидян и персов, которые не подлежат отмене.

13 Тогда они сказали царю:

– Даниил, один из иудейских пленников, не слушается ни тебя, о царь, ни запрета, который ты подписал. Он по-прежнему молится три раза в день.

14 Услышав это, царь был очень расстроен; он решил спасти Даниила и до захода солнца всячески пытался это сделать. 15 Но заговорщики все вместе пришли к царю и сказали ему:

– Вспомни, о царь, что по закону мидян и персов никакой запрет или повеление, изданные царем, изменить нельзя.

16 Тогда царь отдал приказ, и Даниила привели и бросили в яму со львами. Царь сказал Даниилу:

– Пусть твой Бог, Которому ты верно служишь, спасет тебя!

17 Затем принесли камень и положили его на отверстие ямы, и царь запечатал его своей печатью и печатями приближенных, чтобы ничего из определенного о Данииле не изменилось. 18 Потом царь вернулся во дворец и постился весь вечер; он отказался от развлечений, и сон бежал от него.

19 При первом свете зари царь встал и поспешил к яме со львами. 20 Приблизившись к яме, он позвал Даниила жалобным голосом:

– Даниил, слуга живого Бога, смог ли Бог, Которому ты верно служишь, избавить тебя от львов?

21 Даниил ответил:

– О царь, живи вечно! 22 Мой Бог послал ангела Своего, и замкнул пасти львов. Они не причинили мне вреда, потому что я оказался безвинным перед Ним. Да и пред тобой, о царь, я никогда не делал никакого зла.

23 Царь был чрезвычайно рад за него и приказал вытащить Даниила из ямы. Когда Даниила вытащили из ямы, на нем не оказалось никаких ран, потому что он верил в своего Бога.

24 По приказу царя обвинителей Даниила привели и бросили в яму со львами, вместе с их детьми и женами. И прежде чем они упали на дно ямы, львы схватили их и разгрызли все их кости.

25 Тогда царь Дарий написал ко всем народам, племенам и людям всякого языка, живущим по всей земле:

«Да умножится ваше благополучие!

26 Я издаю указ, чтобы в каждой части моего царства люди трепетали перед Богом Даниила и боялись Его.

Ведь Он – Бог живой,
вечно сущий;
царство Его не погибнет,
и власти Его не будет конца.
27 Он избавляет и спасает;
творит знамения и чудеса
на небесах и на земле.
Он избавил Даниила
от силы львов».

28 И Даниил преуспевал во времена царствования Дария и в царствование Кира Персидского.

Footnotes

  1. 4:5 Или: «святой, божественный дух»; также в ст. 6 и 15.
  2. 4:6 Или: «видения моего сна».
  3. 4:24 Букв.: «отломи».
  4. 4:26 Во времена Даниила крыши домов строились плоскими и использовались для различных целей.
  5. 5:1 Валтасар – старший сын и соправитель Набонида, бывшего последним правителем Нововавилонской империи. Матерью Валтасара была Нитокрис, дочь Навуходоносора.
  6. 5:2 Букв.: «отец»; также в ст 11, 13, 18.
  7. 5:3 Серебряные – так в одном из древных переводов.
  8. 5:10 Или: «царица-мать».
  9. 5:10 Букв.: «не изменись в лице».
  10. 5:11 Или: «святой, божественный дух».
  11. 5:14 Или: «божественный дух».
  12. 5:22 Букв.: «сын».
  13. 5:26 «Мене» – это слово означает «исчислен».
  14. 5:27 «Текел» – это слово означает «взвешен».
  15. 5:28 «Перес» – это единственное число от слова «парсин» и означает «разделен», и «Персия».
  16. 5:31 Дарий Мидянин – личность этого правителя точно не установлена. Есть предположение, что Дарий было тронным именем самого Кира II Великого (см. сноску на 6:28). По другой версии Дарий был одним из наместников Кира.
  17. 5:31 Этой ночью, 11 октября 539 г. до н. э. персы завоевали Вавилон.
  18. 6:28 Или: «Дария, то есть Кира Персидского»

Биография

Истории известны два правителя, чье имя Навуходоносор. Но если первый жил в XII веке до нашей эры и не оставил следов в мировой культуре, то Навуходоносор II, царствовавший в VII-VI веках до нынешнего летоисчисления, «наследил» так, что попал на страницы Библии. Имя правителя ставят в один ряд с Юлием Цезарем, Александром Македонским и Митридатом. Современники же разглядели в древнем вавилонском царе черты Наполеона.

Навуходоносор и Семирамида в колеснице

Прославился властитель возведением сразу двух чудес света – Вавилонской башни и Висячих садов Семирамиды. А еще – таинственной болезнью, которая мучила Навуходоносора 7 лет и превратилась в назидательную библейскую притчу, знать которую не мешало бы каждому облаченному властью человеку.

Детство и юность

Точной даты рождения сына основателя Нововавилонского (или Халдейского) царства Набопаласара нет. Называют приблизительную дату появления Набу-кудурри-усур (так правильно звучит имя Навуходоносора): до 630 г. до н.э. Спустя 20 лет царевич уже занимал важный военный пост и участвовал в походах отца.

Навуходоносор

Потомок и яркий представитель династии разительно отличался от родителя: если Набопаласар не отдалялся от народа и подчеркивал простое происхождение, то сын указывал на свои божественные корни, называя себя потомком Нарам-Суэна, царя-легенды.

О детстве наследного принца ничего не известно, но в юности он активно постигал искусство ведения войны, и в 607-606 годах до н.э. на пару с родителем командовал армией.

Исторические факты

В наши дни Навуходоносора II назвали бы эффективным менеджером или блестящим управленцем. Начав биографию с успешных военных походов, он вскоре многое изменил в социальном и правовом устройстве Вавилонии. Молодой Навуходоносор прославился захватническими походами на Ближний Восток. Трижды вторгался в Иудею и брал Иерусалим.

Изображение Навуходоносора на монете

Во время последнего завоевания города Навуходоносор уничтожил его, до основания разрушив Храм Соломона. «Вавилонское пленение», вошедшее в трагические скрижали истории евреев, означает обращение в рабство выживших граждан Иудеи.

Полководцу Навуходоносору, в отличие от отца, удалось нанести сокрушительный удар по египтянам, ранее досаждавшим Вавилону опустошительными набегами. В 605 г. до н э. царевич по поручению отца отправился воевать с Нехо, фараоном Египта. Во власти Нехо тогда были более слабые Палестина, Сирия и Финикийское государство.

Дворец Навуходоносора

Навуходоносор с войском форсировал Евфрат и неожиданно нанес удар по лагерю египтян, расположившемуся под стенами своего главного оплота – города-крепости Кархемыш. Вавилонский полководец разбил войско фараона, уничтожив две трети состава.

Во время военного похода, в середине августа 605 г. до н.э., Навуходоносор узнал о кончине родителя. Он вернулся в Вавилон и спустя 3 недели короновался. Молниеносное вступление в права и незамедлительное возвращение в ряды войска показали, что государство оказалось в крепких руках.

За три года армия Навуходоносора, в которой воевали и греческие наемники, покорила Сирию, Палестину, Иудею и еще несколько мелких царств. Но в 600 году удача отвернулась от императора, и после болезненных поражений он вернулся в Вавилон, чтобы восполнить утраты человеческие и материальные.

Ново-Вавилонское царство Навуходоносора

Спустя 3 года вавилонский царь сумел вернуть под свое покровительство Иудею, приняв в середине марта 597 г. до н.э. капитуляцию царя Иоакима, открывшего ворота перед войском Навуходоносора. Самого Иоакима завоеватель не помиловал, предав его казни.

В периоды затишья между военными походами и подавлениями бунтов оппозиции в Вавилоне Навуходоносор обустраивал государство. Его достижения запечатлены на глиняных табличках, найденных археологами. Записи говорят о том, что император заново отстроил разрушенный набегами египтян и иных недругов Вавилон, превратив его в центр международной торговли.

Женившись на дочери мидийского царя Амитис (более известной как Семирамида), любящий супруг подарил жене, тосковавшей по гористой и зеленой родине, «висячие сады». Дошедшие сведения описывают их как 4-ярусную пирамиду из платформ, поддерживаемых колоннами. Платформы покрыли тростником вперемешку с асфальтом, затем кирпичами, которые скрепили гипсовым раствором. Поверх уложили плиты из свинца, а на них слой плодородной земли.

Висячие сады Семирамиды

На ярусах росли пахучие травы, цветы, кустарники и деревья. Семена и саженцы для чудесного сада свезли со всех концов империи. Полив происходил путем подачи воды из Евфрата насосами через поддерживающие колонны. Огромная «клумба» с орошаемыми круглый год растениями получила у современников название Висячие сады Семирамиды.

Благодарная супруга родила царю нескольких детей, но история уберегла лишь имя главного наследника – сына Амель-Мардука.

Последним, кто насладился красотами и ароматами «висячих садов», был Александр Македонский, захвативший Вавилон в 331 г. до н.э. Под сенью этих деревьев он и скончался. После смерти Александра сады Семирамиды пришли в упадок. Наводнения подмыли фундамент, и платформы рухнули.

Вавилонская башня

Не менее «висячих садов» известен и 90-метровый зиккурат Этеменанки, ставший прообразом Вавилонской башни. Навуходоносор возвел в городе, который населяли 200 тыс. человек, несколько роскошных дворцов. На окраине Вавилона обустроил главное святилище под названием Эсагила, единым комплексом с которым и оказался 7-этажный зиккурат Этеменанки, построенный в виде ступенчатой пирамиды. В библейской истории пирамида получила название «Вавилонской башни». Современники признали ее еще одним чудом света, появившимся благодаря Навуходоносору.

Уникальным по красоте памятником зодчества времен вавилонского царя по праву назвали ворота Иштар – огромную арку, открывавшую туннель вдоль дорожки для императорских шествий. Строение покрывала глазурь небесного, ярко-желтого, белого и черного цветов, барельефы животных. Архитектурное чудо дожило до наших дней.

Библейская история

В Ветхом Завете царь вавилонский и ассирийский отображен как поработитель и тиран еврейского народа. Если верить написанному, то в последние годы правления Навуходоносор, возомнивший себя Богом, заболел страшной и странной болезнью, которая мучила его 7 лет.

Даниил трактует Навуходоносору сон

В книге пророка Даниила говорится, что император, окинув взором возведенные при его правлении дворцы, храмы и кварталы Вавилона, возгордился, сравнив свою власть над подопечными с божественной. За это Творец послал ему в наказание хворь: отлученный от людей Навуходоносор, подобно животному, ел траву. Голова покрылась львиной гривой, а на руках и ногах выросли когти, как у птицы.

Современные ученые распознали в описываемых симптомах форму психоза, названную ликантропией. Это психопатическое состояние человека, которому кажется, что он превратился в животное. Тяжелая стадия заболевания подразумевает подражание больного зверю. Человек передвигается на четвереньках или, уподобляясь птице, «машет» руками-крыльями, пытаясь взлететь.

Навуходоносор на гравюре Уильяма Блейка

Ученые и историки спорят, мог ли Навуходоносор, пребывая в таком состоянии, править 7 лет и не быть сверженным аристократией, жрецами и народом. Сторонники библейской истории о «царе-оборотне» предполагают, что рассудок Навуходоносора действительно помутился, о чем, выздоровев, он косвенно указал в сохранившихся письменных сведениях.

Верующие назвали болезнь царя «промыслом Божьим», а выздоровление связали с осознанием Навуходоносора своей ничтожности перед Творцом. Ужасающий вид заболевшего вавилонского царя современники созерцают на гравюре английского поэта и художника Уильяма Блейка, хранящейся в Галерее Тейт.

Память

  • К образу и личности Навуходоносора неоднократно обращались художники, литераторы и скульпторы, отображая легендарного царя в своих произведениях. «О Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех, в пещи не сожженных» написал в своей комедии Симеон Полоцкий.
  • Поэт, художник и гравер Уильям Блейк создал галерею монотипий (печатных гравюр), посвятив ее Навуходоносору.
Увертюра к опере «Набукко» Джузеппе Верди
  • «Набукко» (другое название «Навуходоносор») — опера Джузеппе Верди на либретто Темистокле Солеа, премьера которой состоялась в театре «Ла Скала» в 1842 году.
  • В Книге Юдифи Навуходоносор представлен царем Ассирии, резиденция которого находится в Ниневии. Согласно Книге Товита «Навуходоносор и Асуир» были теми, кто захватил Ниневию.
  • Исламская традиция знает Навуходоносора под именем Бухт Нассар, называя его сатрапом Сасанидского государства, воевавшим с арабами и египтянами, изгнавшим 18 тыс. евреев и выбросившим Тору в колодец.