Кто такой раб божий?

Просмотры: 6 959

Как это ни странно, платочко-юбочный вопрос, так волновавший в свое время умы православных, до сих пор животрепещет и вызывает бурные обсуждения. Хотя, казалось бы, Владимир Легойда давно объяснил, что джинсы спасению не помеха. Но, оказывается, не песнопения на церковнославянском, не отсутствие скамеек, не часы и яхта патриарха больше всего препятствуют росту числа прихожан, а банальные, тысячи раз обсужденные хамство в храмах и жесткий дресс-код.

На днях известный блогер и писатель Ольга Савельева опубликовала на своих страницах в соцсетях рассказ о том, как во время дождя забежала с детьми в храм в «незнакомом городе». Где было дело — в России или за рубежом, непонятно, но храм православный, и подразумевается, что МП. Дочке Ольги нельзя мочить голову — из-за слуховых аппаратов. В незнакомом месте дети стали спрашивать маму, чем тут пахнет, но тут же услышали «от женщины в черном платке, служительницы, строгое замечание:

— Тссс, люди сюда молиться приходят, не мешайте!

Дождь продолжался, в храм стали забегать еще люди.

Женщина в платке снова была недовольна, что многие отряхивали дождевые капли прямо на пол.

Она без устали делала всем замечания, ворчала, бубнила что-то вроде: «Сюда ходить надо по велению души, а не спасаясь от дождя».

Люди стояли при входе, жались к стенам, не проходили вглубь, хотя церквушка была крошечная.

Будто пришли в гости, но тут им не рады.

Я хотела купить свечек, но наличных у меня не было.

«Можно на Сбер», — предложила мне женщина в церковной лавочке и протянула бумажку с телефоном. Сразу за номером было указано имя получателя «Наталья Ивановна К.».

Но видимо из-за дождя или из-за локации Интернет никак не подгружал, онлайн-оплаты организовать не получалось, и свечек мне так и не продали.

У моей Кати промокла панамка, и я ее сняла. Дать взамен было нечего — я сама в капюшоне. Сын — в кепке с надписью «Цой», она Кате будет велика.

— Почему девочка в церкви с непокрытой головой? — отчитала меня служительница.

— Потому что у нее мокрая панамка.

— Наденьте, не гневите Бога.

«Чем я гневлю Бога? Тем, что забочусь о ребенке?» — хотела спросить я, но не стала.

Эта служительница явно ждала, что кто-то вступит в диалог, прямо нарывалась.

— Я не гневлю, у нас больше нечего надеть.

— Нельзя в церкви с непокрытой головой!

И тут к нам сзади подошел батюшка, и говорит служительнице громко так, чтобы я слышала:

— Бог отзвонился на колокол, сказал, что пока дождь — всем можно без панамки…

Я не сдержалась — и хмыкнула.

И испугалась своего смеха.

И остальные тоже улыбнулись — но тут же стерли улыбки.

А батюшка рассмеялся и вдруг говорит:

— Смейтесь! Смех — не грех. Вот уныние — грех. А смех — это хорошо.

Потом он подошел к церковной лавке, зачерпнул полную пригоршню свечей — и стал раздавать людям. Бесплатно.

И Кате моей дал целых две свечки».

Дальше Ольга рассуждает о том, что, если бы не появление доброго батюшки, для многих этот незапланированный визит в храм стал бы последним, и о том, каким должно быть истинное миссионерство — служители церкви должны стать теми, на кого хочется быть похожими.

Да, банально, да, очевидно, но эта история вызвала бурное обсуждение в соцсетях, видимо, все еще актуально. Правда, спорят и о том, есть Бог или нет, без конца цитируют притчу о мужике, выгнанном из храма и утешенном Богом, тривиальности про Бога, который в душе, и прочее, но больше всего — реплик о личном опыте соприкосновения с «кроткими как голуби» служителями любви.

«…мне вот батюшка на крещении брата встретился: орал, что если мы не придем на причастие, а потом вдруг в минуту несчастия приползем к нему на коленях, он захлопнет дверь перед нашим носом».

«…у нас в Украине то же самое: в церквях Московского патриархата — те же требования (платок; юбка, а не брюки; каблуки и маникюр — чуть ли не смертный грех и оскорбление верующих), повсюду постоянное раздражение и плохо скрываемая ненависть; украинская церковь и греко-католики — любовь и благожелательность, понимание и человечность».

«…а я так с Сашкой зашла в русскую церковь в Софии, как будто в гости без приглашения, и стояли не там, и вели себя нет так… и было ощущение что вот-вот спросят: «А что приперлись?» А когда захожу в храмы болгарские (если так можно выразиться, конечно), никогда не встречала такого отношения, всегда спокойно».

«…я живу напротив Елоховского собора, очень люблю его, но всегда со страхом туда захожу, особенно после того, как моему ребенку несколько раз там делали замечание».

«…дочка-инвалид на коляске, зашли в церковь, такая же «бабка» ничего не сказала, но меня испепелила взглядом, что натащили грязи на колесах. Обидно было и противно».

«…я так пришла в церковь после развода, и, не выдержав, тихо заплакала. На что сразу получила замечание — слезы грех и не надо ими отвлекать других от молитвы. А это была церковь, где мы венчались — нахлынуло, я не сдержала слез…»

«…меня, маленькую еще, привели родители в храм, где-то в центре. Дали свечку, зажгли ее и сказали поставить рядом с другими (не знаю, как называется это место, куда их ставят), а она никак не прилипала, я стояла, ждала, а она никак не прилипала к основанию. А потом по этому храму пошел, видимо, настоятель, перед которым шел еще служитель, который людей отгонял. Да, он буквально разгонял людей, чтобы они в сторону отошли. А я со своей свечкой была на их пути. Так вот этот вперед идущий меня как в сторону кинет, я и полетала по направлению. Родители не стали меня успокаивать или как-то объяснять, что произошло. Уже будучи не ребенком, я не посещаю ни храмы, ни церкви. Может быть, эта история и сыграла определенную роль».

«…мне раз на службе стало плохо из-за ладана. Пока я пробиралась к выходу, столько всего про себя наслушалась, так меня отчитали, что я ухожу посреди службы, что я с тех пор ни разу в церкви не была».

«…после смерти мамы (мне было 14 лет), так как я тогда была верующей, меня повезли в церковь. Психологов тогда не было, полагали, что это поможет найти какое-то утешение и успокоение. Но такие ужасные вещи я там услышала, такое бесцеремонное и дикое отношение ощутила, что с тех пор не могу себя пересилить и зайти в церковь».

«… в Украине церкви двух патриархатов. Вот такое вот мракобесие — платки, юбки (если в штанах — замотайся по самые уши, вот тут лежат общественные шали) в московском патриархате. Покрывать голову ребенку — что за ахинея вообще?»

«…мне было почти 13 лет, дедушку увезли в СПб на операцию по замене клапана, мама и бабушка уехали с ним, я осталась вдвоем с прабабушкой. И вот в день операции мы гуляем с подругой в парке, где стоит храм, мне очень захотелось зайти, поставить свечку. До сих пор не могу объяснить, что это было. Но меня там отчитали со всех сторон так, что я бежала, роняя тапки. Все, что я делала, было неправильным, и это «не поможет человеку». Могу сказать одно, дедушка ту операцию не пережил. Он был для меня всем. И вся ситуация в церкви стояла перед моими детскими глазами еще очень много лет. Увы».

«…переживала трудный развод и подумала, что в церкви смогу найти поддержку. Так меня там шуганули, что сидела и плакала потом во дворе на лавочке. Лет 10 к церкви не подходила. До сих пор недоумеваю, почему в православии мы рабы божьи, а в других христианских течениях — божьи дети. К теологическим спорам не готова, но почему у нас в церквях не очень иногда привечают людей, я не понимаю».

«…однажды, лет 30 назад или даже чуть больше, мы с моим будущим мужем гуляли по Набережной. Молодые и веселые, весь мир перед нами. И, вдруг, мы услышали звон колоколов из ближайшего собора. Троицкий собор был величав и прекрасен, сверкая золотыми куполами над Волгой, и мелодия колоколов словно звала к себе. Зайдем? Конечно. Все так же держась за руки, но уже не смеясь, тихо и спокойно мы зашли в собор. Солнечные лучики пронизывали зал, запах ладана…. Хотелось постоять и остаться тут… «А вы че это за руки держитесь тута? — громкий зловещий шепот выбил нас из состояния благоговения… — Нельзя! Тута церковь! На улице держитесь!» Ну, мы и ушли, на улицу… Чтобы никогда в эту церковь не возвращаться».

Тридцать лет миссии — и неугасающие жалобы на злых бабулек. Хотя сколько этих бабулек сменилось за эти годы. Интеллектуалы обсуждают переводы богослужений, секреты создания «настоящей» общины, экклезиологические взгляды Кочеткова, богословие радости Шмемана, а те, кого называют захожанами, по-прежнему чувствуют себя в храмах лишними. Может, оно и к лучшему?..

Рисунок Вячеслава Полухина

Если вам нравится наша работа — поддержите нас:

Карта Сбербанка: 4276 1600 2495 4340 (Плужников Алексей Юрьевич)


Или с помощью этой формы, вписав любую сумму:

м. раба, рабыня, рабица ж. невольник, крепостной; человек, обращенный в собственность ближнего своего, состоящий в полной власти его. Над круглым или полным рабом господин волен в жизни и смерти. Встарь были различные степени рабов: холоп, смерд, кабальный и пр. как и в недавнее время была разница между крестьянином и дворовым. Рабство всюду вело начало свое от пленных, во время войн, затем, от разбойных набегов.

Рабами писались сами, в унижении своем, безусловно преданные кому слуги, что ныне покорнейший слуга; в просьбах царям, князьям, даже вельможам, писывались рабами, рабишками. Раб Божий, всякий человек. Не вниди в суд с рабом твоим! Псалтирь. Се раба Господня: буди мне по глаголу твоему! Лук. Раб греха, раб страстей, человек, отдавший себя в неволю страстям, помыкаемый ими. Местами (твер. и др.) в обычае было доселе звать рабом, а более рабою, слугу, служанку, хотя наемных, батрак, батрачка, казак, казачка. Не имеючи раба, сам по дрова. Не считайся с рабою, да не сверстается с тобою (сверстает тебя с собою). Не послужишь рабой, не сядешь госпожой. Рабом жить не хочется, господином жить не сможется. Раба пошли, да и сам поди. Все мы рабы Божьи. Несть раб болий господина своего, ни посланник пославшего его. Поживи в рабах, авось будешь и в господах. Пойду рабою, сяду госпожою. За очи горда, а в очи раба. Сама себя раба бьет, что (или коли) не чисто жнет. Меха не надуть, а раба не научить. Пошел в рабы, рабски и твори. Рабус м. шуточн. или же презрит. слуга, лакей. Рабов, рабынин, лично им принадлежащий. Рабий, к ним относящийся. Рабский, рабынский, относящийся вообще к рабам или к рабству. Рабское повиновенье, безусловное. Подражать кому в чем рабски, ни в чем не уклоняясь. Рабичищ, рабынич, рабич, сын раба, рабыни, вообще рабское дитя;

небрачный ребенок от рабыни. Рабство ср. рабское состоянье, быт раба. Ветхий Завет узаконяет рабство — Новый же отвергает его. Томиться в рабстве, в плену, в неволе. Всяк в рабстве у страстей своих. Иногда неволей подчиняешься рабству случайностей. Рабство нужды. Рабственный, рабский, к рабству относящийся. Рабствовать, состоять в рабстве, быть рабом чьим или чего.

Раболепствовать, унижаться рабски, подло. Раболепие ср. рабская униженность, безусловное послушание и угода, низкое искательство, пресмыканье, низкопоклонство, подлое поклонничество и угодливость из корыстных видов. Раболепный угодник, потворщик. Раболепность, состоянье по прилаг. Раболепство ср. раболепие, свойство и действие по прилаг. Раболепствовать, угождать во всем с рабскою покорностью, поклонничать. -ванье ср. действие по глаг. Раболепствователь, -ница, раболепник, -ница, раболепный поклонник, искатель, слуга; униженный, покорный, безответный угодник. Работать, работывать что, робить сев. или робить южн. делать, трудиться; производить что руками, телесной силой и уменьем, а иногда и умственно; упражняться, заниматься чем, образовать что, трудиться над чем, потеть, стараться. Работаем, не покладаючи рук.

церк. быть в рабстве; служить кому, на кого. Одна забота: работай (работа) до пота! Либо пить да плясать, либо работать. Он на ватагах работывал, неводное дело знает. Работать Господу, исполнять волю Его. Работать на ветер, без пользы. Чей хлеб ем, на того и работаю (того и вем). Работать по конец пальцев, лишь бы спустить. Работай — сыт будешь; молись — спасешься; терпи — взмилуются. Лежа не работают. Без хлеба не работать, без вина не плясать. Стол поставят, так и работать заставят. Работать не заставят, так и есть не посадят. На которой воде работаешь, ту и пей. Каково работается? хорошо ли. Сапоги эти работаются кимряками. Вработаться, втянуться в дело, привыкнуть. Выработать, заработать деньги. Доработать, кончить дело. Изработали запасы. Наработали много, наработались вдоволь. Обрабатывать пеньку. Отработать, пошабашить. Поработать немного. Переработать хорошенько пашню. Проработать всю ночь. Разрабатывать руду. Сработать пару сапог. Работанье ср. длит. работа ж. об. действие по глаг. Работа, труд, занятие, дело, упражненье, деланье;

церк. рабство, или состоянье в рабстве (начально работа?).

Самое дело, вещь, что сработано, и

качество ее, по отделке. Вот моя работа: пара носков. Чья это работа? кто сделал. Работа эта плоха, небрежна. Египетская работа, тяжкая и долгая. Черная работа, ломовая, где не нужно знанье и уменье, а труд и силы. Срочная работа, которую должно кончить к сроку; урочная или на урок, не по часам, на шабаш, до окончанья заданного. Работа на урок поспорее. Молотьба не работа, а страда работа! Девушки на вечорки с работой пришли, а с вечорок пошли и работ не нашли! Работа мастера кажет (боится). Есть работка, есть хлеб. Работишками на стороне промышляем, кой-чем. Работа не медведь, в лес не уйдет. Работа хлеб вабит. От работы не будешь богат, а будешь горбат. Собака эта хороша в работе, охотнич. Ружье это в работу не годится, охотнич. в дело. Ямская работа, гоньба, езда. Работа, винокур. первый квас затора, который сливается в рабочее место куба. Работа, у ездоков, наездников, выездка, школа лошади на деле, чтобы дать ей искусственую осанку и выступку. С молитвой в устах, с работой в руках. Пой, корми и одевай, да на работу посылай (жену). Не кори холоп работой (или бегом), а барин хлебом. Одна работа (одно ремесло) не кормит. По работа и работника знать. День в день, а топор в пень; смотрю не на работу, а на солнышко (говорят о барщине, т. е. не пора ли кончить). Работа любит не молодца, а незалежливого. Работный, к работе относящийся. Работные дни, будни; — часы, урочные, рабочие, когда работают. Работный стан, для какой-либо работы, ремесла. Работная пора, страда. Работный мужик, сев. деловой, работящий пск. работющий, говорят и работливый, усердный, ражий, охочий работать.

Работный, церк. кто в рабах. Им же бо кто побежден бывает, сему и работен есть.

Работная, мастерская, ремесловая, покой, где работают что-либо. Это изба жилая, а на задворке работная, где катаем валенки. Рабочий, работный. Рабочие дни, часы. Рабочие деньги, заработные. Рабочая лошадь, ломовая; — человек, живущий трудами рук своих. Он мужик рабочий, работящий, усердный. Работный или рабочий дом, исправительное, карательное заведенье, где присужденные работают под затвором. Рабочие роты, сбор провинившихся нижних чинов в ротный состав, для работ, больше земляных. Рабочий куб, винокурен. деревянный чан, куда спускается, для перегонки парами, выбродившее сусло. Рабочий день, казенный, летний — 12 часов, осенний — 8 и 10, зимний — 6 и 8; помещичий -10; фабричный — от 12 до 14. Рабочая пчела, бесполая, занятая только выделкою сотов и уходом за приплодом; трутни, это мужские пчелы; матка, одна женская на весь улей.

Рабочий сущ. м. работник, -ница, взятый куда для работ, простых, черных, или сельских, или фабричных и заводских; простой прислужник, батрак, наймист, служитель. На десять работников по одному указчику. Указчику (десятнику) рубль, а работнику полтина. Овин гори, а работников (а молотильщиков) корми. Все мы на грехи свои безответные работнички! Богу работник, царю слуга. Ну, я на тебя не работник. Один работник, семеро едоков, в семье. Белоручка не работник. По работе и работника (мастера) знать. Каков работник, такова ему и плата. По работа и плата. Или я вам не слуга была, или не работница! Время времени работник». Работников, -ницын, что лично их; -ничий, к ним относящийся. Рабочка ж. женский швейный ларчик, баульчик, прибор. Работуха ж. работящая, трудолюбивая женщина. Работяга м. работящий человек. Работничество ср. состоянье, промысл, быт работника. Работничать, промышлять в работниках наймом у людей, жить в работниках.

Читатель «Фомы» прислал в редакцию вопрос:

«Скажите, пожалуйста, почему в христианской религии люди – это «рабы Божьи», а в язычестве – «дети богов»? Возможно, я задаю глупый вопрос, но все же ответьте.

Михаил»

Отвечаем:

Начнем с того, что и в христианстве люди – строго говоря, не рабы. И уж точно не рабы в том смысле, который мы сегодня в слово «раб» вкладываем. Прежде чем ответить на заданный вопрос по существу, зафиксируем главное:

Бог не задумывал и никогда не желал видеть человека безвольным забитым исполнителем Его приказов.

Прощаясь с учениками после Тайной вечери, Господь Иисус Христос сказал им: Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего (Ин 15:15). «Друзья Божии» – так традиционно в православном христианстве именуют святых. А к святости призван всякий человек. Еще ветхозаветным иудеям Господь заповедовал: Будьте святы, ибо Я свят (Лев 11:44); апостол Петр напомнил эти слова и христианам (1 Пет 1:16).

Стать другом Божиим, стать святым – вот задача «на вырост» для всякого христианина, чрезвычайно высокая, но достижимая для того, кто осознает ограниченность собственных сил и просит помощи у Бога, кто стремится выстроить жизнь по Его заповедям.

Причем заповеди — это не приказы Бога неким подневольным подчиненным. Это скорее подсказки любящего Творца обладающим правом выбора, но заблудившимся и несчастным людям. И цель заповедей — как раз освободить людей от всего порабощающего и лишающего их полноты жизни и радости.

Почему же мы так часто слышим в Церкви это словосочетание – «раб Божий»? Прежде всего просто потому, что мало кто дерзнет назвать сам себя «другом Божиим».

Авва Дорофей и многие другие отцы Церкви говорят, что человек может исполнять заповеди Божии по трем причинам. Во-первых – из страха наказания. Во-вторых – из желания получить награду, условно говоря, «пропуск в рай». И в-третьих – бескорыстно, из любви к Богу. Страх наказания свойственен рабу. Желание «заработать» Царство Небесное – наемному работнику. И только когда человек следует за Богом по любви к Нему, он может назваться Его другом. И даже – сыном или дочерью. Не случайно та молитва, которую дал Своим ученикам Сам Христос, начинается с сыновнего обращения к Богу: «Отче наш!»

Но, пока мы не научились подлинной любви к Богу, мы, к сожалению, чаще сами ставим себя в положение рабов, чем друзей или детей Божиих.

Почему люди —

Причина тому – исключительно наше собственное сердце. А как относится к нам Бог, ясно видно из притчи о блудном сыне. Юноша, несколько лет блуждавший вдали от дома, возвращается к отцу и готовится сказать ему: «Отче! Я согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих». Он готов вернуться на любых условиях, хотя бы как наемный слуга. Но отец, завидев сына, бежит ему навстречу, обнимает его и, не давая договорить, дает ему лучшую одежду, надевает на руку перстень (знак полномочий управлять домом) и устраивает пир в честь долгожданного сына, который был мертв и ожил, пропадал и нашелся (Лк 15:11-24). Для Бога мы всегда остаемся любимыми сыновьями и дочерьми. Но самим нам иногда полезнее взглянуть на себя критическим взглядом – как на рабов. Так советует нам поступать и Господь: Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать (Лк 17:10).

Это – во-первых. Но есть еще и во-вторых:

Если человек чей-то раб — значит, он не подчиняется никому другому. Назвать себя рабом Божиим, значит подтвердить, что ты предаешь себя Богу абсолютно и всецело: кроме Бога, ты никого не боишься, ты больше никому и ничему не раб: ни людям, ни своим собственным слабостям и зависимостям, ни телевидению, ни интернету, ни политикам… Никому, кроме Бога.

Ударение в словосочетании «раб Божий» христиане ставят на второе слово. Стать рабом Божиим значит обрести свободу от любых земных зависимостей.

Об этом ясно пишет апостол Павел: Неужели вы не знаете, что, кому вы отдаете себя в рабы для послушания, того вы и рабы … Когда вы были рабами греха, тогда были свободны от праведности тогда были свободны от праведности. Какой же плод вы имели тогда? Такие дела, каких ныне сами стыдитесь, потому что конец их – смерть. Но ныне, когда вы освободились от греха и стали рабами Богу, плод ваш есть святость, а конец – жизнь вечная (Рим 6:16, 20-22).

И последнее. Наше школьное представление о рабстве сложилось почти исключительно на историческом материале древнего Рима и при разговоре о рабах Божиих это сбивает нас с толку.

Почему люди —
Изображение апостола Павла в церкви Святого Северина, Париж, Франция

В древнем Риме рабы в самом деле были абсолютно бесправны и считались не столько людьми, сколько одушевленными орудиями труда. А вот, к примеру, в древнем Израиле рабство предполагало гораздо бóльшую степень свободы. В патриархальном обществе Израиля рабы были фактически членами семьи господина. В библейском понимании раб – отнюдь не живая «домашняя утварь», а верный человек, слуга хозяина дома. Именно на полную верность господину и столь же полную ответственность господина за своих рабов в первую очередь указывает Священное Писание. Например, у праотца Авраама был раб Елиезер, и именно он считался главным наследником господина, пока у того не родился сын Исаак (Быт 15:2-3). Закон Моисеев предписывал обращаться с рабами как можно более человеколюбиво:

Если купишь раба Еврея, пусть он работает шесть лет; а в седьмой пусть выйдет на волю даром. Если он пришел один, пусть один и выйдет. А если он женатый, пусть выйдет с ним и жена его (Исх 21:2-3).

Именно к такому, библейскому представлению восходит и христианское понимание нашего «рабства» Богу – иначе очень странно звучали бы слова апостола Павла о Христе, Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба (Фил 2:7).

Смиренно называя себя рабами Божиими, христиане никогда не забывают о своем высоком предназначении – усыновиться Богу. Просто они осознают, что до настоящего усыновления предстоит еще долгий путь.

Для всех, кто хочет подробнее разобраться в теме, мы рекомендуем также текст: Рабы — не мы: в чем смысл понятия «Раб Божий»?