Кто впервые пытался обосновать наследственность таланта?

В психологии принято выделять:

  • — общие способности- способности, определяющие успехи человека в самых различных видах деятельности (умственные способности, развитая память, совершенная речь, тонкость и точность ручных движений, способности во взаимодействии с людьми);
  • — специальные способности — способности, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие (музыкальные, математические, лингвистические, технические, оперативные и т.д.).

Наличие у человека общих способностей не исключает раз вития специальных и наоборот, причем они взаимно дополняют друг друга. Успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено разными способами.

Способности существуют только в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Предпосылкой развития способностей являются задатки.

Задатки — морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей.

В качестве задатков могут вы ступать: общая активность нервной системы и ее уравновешенность, повышенная чувствительность нервных структур, специальная предрасположенность к восприятию звуков, красок, пространственных форм, к установлению временных связей и отношений, к обобщениям и т.д.

Наличие определенных задатков у человека не означает присутствия соответствующих способностей. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более сильного развития других. Развитие задатков — это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностям и развития общества.

В зависимости от того, существуют или отсутствуют условия для раз вития способностей, они могут быть потенциальными и актуальными.

Потенциальные способности — это способности, которые не реализуются в конкретном виде деятельности, но способны проявиться при изменении соответствующих социальных условий.

Актуальные способности — это способности, которые необходимы в данный момент и реализуются в конкретном виде деятельности.

Способности не только совместно определяют успешность деятельности, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая взаимное влияние. Сочетание различных высокоразвитых способностей называют одаренностью.

Одаренность — уровень развития общих и специальных способностей, определяющий диапазон различных видов деятельности, в которых человек может достичь высоких успехов.

Отдельно взятая изолированная способность не может быть аналогом одаренности, даже если она ярко выражена и достигла высокого уровня развития.

В результате изучения одаренных детей (Н.С. Лейтес) удалось выявить некоторые существенно важные способности, которые в совокупности образуют структуру умственной одаренности:

  • 1) внимательность, собранность, постоянная готовность к напряженной работе;
  • 2) трудолюбие (готовность к труду перерастает в склонность к труду);
  • 3) особенности мышления (быстрота мыслительных процессов, повышенные возможности анализа и синтеза, систематичность ума).

Проявление способностей всегда строго индивидуально и неповторимо, поэтому свести одаренность людей, занимающихся одной и той же деятельностью, к набору конкретных показателей представляется невозможным.

Характеризуя специальные способности человека, выделяют такой уровень их развития, как мастерство — совершенство в конкретном виде деятельности; следующий уровень развития и сочетания способностей человека — талант. Деятельность талантливого человека отличается принципиальной новизной, оригинальностью подхода.

Высший уровень развития способностей называют гениальностью. О гениальности говорят, когда творческие достижения человека составляют целую эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Гениальность, как правило, имеет свой «профиль», какая-то сторона в ней доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

На развитие способностей оказывают благоприятное влияние:

обогащенная внешняя среда;

высокий эмоциональный тон (положительный);

  • 3) сензитивные периоды (лат.sensus — чувство, ощущение) — периоды онтогенетического развития, в которые развивающийся организм бывает особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей действительности; периоды оптимальных сроков развития определенных сторон психики;
  • 4)собственная активность, увлеченность, мотивация.

Мешают развитию способностей:

обедненная внешняя среда (отсутствие впечатлений);

частые психические травмы.

неправильное обращение с мотивацией (принуждение).

Развитие способностей (С.Л. Рубинштейн) совершается по спирали: реализация возможности, которая представляет собой способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего раз вития.

История

ФРЭНСИС ГАЛЬТОН: УЧЁНЫЙ-ЭНЦИКЛОПЕДИСТ,

ОДИН ИЗ ПЕРВЫХ СОЗДАТЕЛЕЙ ТЕОРИИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ

К 190-летию со дня рождения Ф. Гальтона (1822-1911 гг.)

Валерий Кадневский istoriktestov@mail.ru Вера Лемиш verlem2004@yandex.ru Татьяна Ширшова shirshovatanya@rambler.ru

В статье раскрывается многогранная деятельность известного английского учёного Френсиса Гальтона по созданию тестов. Именно Ф. Галь-тону принадлежит решающая заслуга в создании математико-статис-тического аппарата, заложившего основы теории педагогических измерений.

Ключевые слова: корреляция, педагогические измерения, статистические методы, регрессия, тесты, тестовые методы, факторный анализ.

Введение

В истории науки при осмыслении феноменов новых видов наук или научных направлений сформировалось как минимум два подхода: линейный и диалектический. При линейном подходе исследователи выделяют одного-двух специалистов-первооткрывателей, и дальнейшие научные достижения рассматриваются как развитие идей этих первооткрывателей. Такой подход не противоречит логике развития отдельных наук и в научном сообществе считается достаточно продуктивным. Однако в случаях, когда речь идёт о на-

измерения

учных направлениях, которые возникли на стыке двух или нескольких наук, становление и развитие интегративной науки правомернее рассматривать с диалектических позиций.

При таком подходе развитие той или иной науки лучше рассматривать не с позиции выявления её основателей, а с учётом большего числа составляющих, приведших к появлению именно этой конкретной науки. Если рассматривать психометрику как интегративную науку, вобравшую в себя математику, статистику, психологию и другие науки, то её зарождение, становление и развитие следует рассматривать с диалектических позиций.

Такой подход позволяет обозначить в качестве объективного фактора, способствовавшего появлению научного метода тестов, групповую деятельность людей. В первобытных социумах для формирования наиболее благоприятных условий выживания сложились разнообразные системы испытаний способностей индивида, нашедшие наиболее завершённое выражение в обрядах инициации (посвящение юношей и девушек во взрослую жизнь).

Таким образом, отдельные испытания, или целые системы испытаний, из которых выросли современные тестовые методики, зарождались в глубокой древности, и, следовательно, психолого-педагогические измерения, как междисциплинарная наука, не появились вдруг, в силу чьей-то прихоти или внезапного на-

учного озарения, а стали итогом длительного развития человеческой цивилизации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За многие тысячелетия были накоплены солидные знания во многих научных областях, включая психологию и педагогику, где сегодня тесты находят весьма широкое применение. Некоторые психологические приёмы, дошедшие до нас от безымянных древних мудрецов в форме притч, настолько совершенны, что используются специалистами-профессионалами и сегодня. Так, в условиях кризиса, который переживает на рубеже XX и XXI столетий Россия, появились специальные миграционные службы, центры занятости трудоспособного населения и т.п. структуры.

Психологи служб занятости используют, например, приём древнего мудреца, дошедший до нас в форме притчи. Мудрец обратился к толпе нищих у ворот храма с вопросом: «Кто из вас хотел бы быть богатым?». Ответ был единодушным — каждый нищий мечтал стать богатым. Следующий вопрос мудреца заставил нищих задуматься: «Что бы вы хотели изменить в себе, чтобы стать богатым?». Ответы из толпы были достаточно показательны: виноваты богатые, виноваты власти предержащие, но в нас самих ничего менять не надо.

И сегодня специалистам службы занятости бывает порой непросто убедить своих клиентов пойти на работу не по специальности, переквалифицироваться, временно трудоустро-

иться на малоквалифицированную работу и т.п.

Авторы, стоявшие у истоков теории психологических и педагогических измерений

И. Кант считал, что психология как наука невозможна. А невозможна она, прежде всего потому, что математика неприложи-ма, как он полагал, «к явлениям внутреннего чувства и к их законам». Он также считал, что в психологии невозможен эксперимент, а учение о душе не сможет стать чем-то большим, чем «систематическое учение о природе внутреннего чувства, т.е. описание природы души, но не наукой о душе»1.

Время показало, что И. Кант оказался не прав, считая невозможным в психологии эксперимент и математику, но он проницательно определил их научную необходимость, чем и внёс свой вклад в становление экспериментальной психологии.

Движение научной мысли к проведению измерений и экспериментов в психологии было постепенным. Первым, кто сформулировал как задачу или вопрос о необходимости измерения в психологии, был немецкий учёный XVIII века Х. Вольф (1679-1754). Он ввёл в науку понятие психометрии, считая, что величину удовольствия можно измерить осознаваемым нами совершенством, а величину внимания — продолжительностью аргументации, которую мы в состоянии про-следить2.

А. Бине, Т. Симон и их предшественник — Э. Сеген

Поворот научной мысли на средства познания, связанного с поиском адекватных методов, происходил постепенно. Освоение тестовых методик на научном уровне приходится на вторую половину XIX — начала ХХ века. Их появление отражает общее состояние науки и в целом, и в её отдельных направлениях, к каковым, например, относится теория Дарвина.

В подтверждение того, что разнообразные испытания, проводившиеся с незапамятных времён, привели, в конечном счёте, к появлению тестов как научного метода, сошлёмся на авторов первого теста для измерения интеллектуальных способностей А. Бине и Т. Симона. Среди своих предшественников они особо отмечали Э. Сегена, который эмпирическим путём доказал, что умственный и нравственный уровень некоторых детей, отставших в своём развитии, можно поднять. Книга Э. Сегена, изданная в 1846 г., дала Бине и Симону ряд отправных моментов при разработке тестов интеллектуальных способностей3.

Развивая в умственно отсталых детях способность отличать пространственно-геометрические формы, Э. Сеген пришёл к пониманию того, что изучение форм надо начинать с контрастов, чтобы потом перейти к аналогиям. Так, сначала он учил детей отличать круг и овал, квадрат и ромб, восьмиугольник и десятиугольник. В работе с детьми он применял

Кант И. Сочинения: В 6 т. М. 1966. Т. 6. С. 60.

Кадневский В.М. История тестов. М. 2004. С. 144.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бине А., Симон Т. Ненормальные дети: Руководство при приёме ненормальных детей в специальные классы: Пер. с фр. М., 1911. С. 7-8.

измерения

Сеген Э. Воспитание, гигиена и нравственное лечение умственно ненормальных детей. СПб.,1903. С. 159.

несколько досок, содержащих разные углубления (формы) для фигур, которые дети должны были научиться вкладывать на место4.

Э. Сеген создал, по сути, тест, в период, когда самих таких понятий, как «тест» или «педагогические измерения» ещё не было. Но тест оказался столь безупречен, что и в современной психолого-педагогической практике он находит применение, и известен как «Тест Сегена», или «Доска форм Сегена». Этот пример — подтверждение того факта, что тестовая культура как феномен цивилизации формировалась издавна, а создатели тестовых методов достигали высокого научного уровня, не обладая научным инструментарием для их создания.

Тот факт, что тестовые методики, созданные давно, могут служить и ныне живущим поколениям, даёт основания для вывода о том, что тесты являются феноменом человеческой цивилизации. Этот феномен проявляется, прежде всего, в универсализме тестовых методик, ибо многие идеи, заложенные в этих методиках, могут с успехом служить всему человечеству на любом этапе цивилизации.

Однако тестовые методики смогли обрести статус научного метода тестов лишь в конце XIX века, когда во многих областях научных знаний, особенно в естественных науках, были сделаны революционные по сути открытия, которые значительно продвинули вперёд достижения многих наук, при-

вели к появлению новых научных направлений, переросших со временем в самостоятельные отрасли науки. Такой новой наукой стала и наука о педагогических измерениях.

Ф. Гальтон начинал с медицины

Хотя у истоков новой науки стояло немало известных и безымянных авторов, однако главное открытие, превратившее её в самостоятельную науку, сделал английский учёный Ф. Гальтон. Именно он стал инициатором применения методов измерений в психологии, которые затем стали применяться и в педагогике, с помощью специально созданных для этих наук математико-статистичес-ких методов.

Френсис Гальтон прожил долгую жизнь (1822-1911), сохранив творческий потенциал до старости, причём с возрастом круг его интересов неизменно расширялся. Своим долголетием и сохранением творческого потенциала он подтвердил выводы, полученные им при изучении проблем наследственности. Они касаются таких факторов, как снижение или угасание (с возрастом) отдельных функций организма (иапример, физических и психофизиологических) и постепенное нарастание других (творческих). В ХХ веке эти идеи легли в основу принятой в современной социальной геронтологии теории старения, учитывающие как инволюционный, так и эволюционный процессы геронтогенеза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Он родился 16 февраля 1822 года, в семье зажиточного преуспевающего английского банкира Самуэля Гальтона. По мнению его биографов, он мог бы стать преуспевающим банкиром, но предпочёл идти не по стопам отца, а заняться наукой. Он стал известным учёным, и не просто известным учёным, а учёным-энциклопедистом, оставившим заметный след во многих науках и значительно продвинувшим их развитие5.

Его мать, Фрэнсия, была дочерью известного медика, философа и поэта Эразмуса Дарвина. Будучи подростком, Фрэнсис много общался со своими знаменитыми родственниками Дарвинами — с дедом, доктором Эразмусом Дарвином, и дядей, Робертом Дарвином. Они занялись образованием юного Фрэнсиса и не сомневались в том, что он станет известным медиком, достойным продолжателем их семейных традиций. Поэтому, окончив в 1838 году школу, Фрэнсис отправился в бирмингемский Главный госпиталь стажироваться для дальнейшего обучения. Через год он уже учился на медицинском отделении Королевского колледжа, а в 1840 году его перевели в Три-нити-колледж в Кембридже.

Увлечение математикой

Здесь Фрэнсис вскоре понял, что медицина вряд ли станет делом его жизни, поэтому он с головой уходит в математику. Правда, на первых порах эта наука вызывала у 18-летне-

го юноши панический ужас, потому, что он знал её значительно хуже, чем его сверстники. Но Фрэнсис, будучи человеком, крайне самолюбивым, упорным и настойчивым в достижении поставленной цели, за три года так преуспел в этой дисциплине, что его статьи стали публиковать в британских математических журналах. Он занимался неистово, спал 3-4 часа в сутки. Упорное занятие математикой принесло в будущем серьёзные плоды. Он высоко ценил и широко применял на практике математические методы.

Многие открытия были сделаны им именно благодаря его склонности к подсчёту или измерению. Гальтон в течение своей долгой жизни сохранял высокую творческую активность и постоянно расширял круг своих занятий — к математике прибавились география и этнография, антропология, метеорология, биология, психология, дактилоскопия, статистика и др.

Круг вопросов, которым Ф. Гальтон посвящал своё время, был чрезвычайно широк, а открытия, сделанные им, носили нередко революционный характер. Не случайно ещё при жизни современники называли Ф. Гальтона гениальным человеком. Занявшись метеорологией, он, например, для определения погоды разработал специальные математико-ста-тистические методы и открыл явление, которое назвал антициклоном, а также стал составлять и первые общедоступные

^то^рияя

Miller G.A. Psychology the Scince of mental life. Penguin books by arrangement with Hutchinson of London, 1962, p. 122.

измерения

погодные карты. В статистику он ввёл такие понятия, как регрессия и корреляция, в криминологию — дактилоскопические отпечатки пальцев, как эффективный метод борьбы с преступностью.

Влияние Ч. Дарвина на творчество Ф. Гальтона

Переломным моментом в творчестве Ф. Гальтона явилась публикация работы его двоюродного брата Ч. Дарвина «Происхождение видов» (1859), в которой очень подробно рассмотрены проблемы наследственности, Это исследование побудило Гальтона заняться вопросами наследования физических и умственных способностей людей и особенностей их развития от поколения к поколению. Учёному нужны были статистические данные о многих поколениях разных семей. Год за годом он собирал эти данные. В это же время он занялся генетикой человека и изучением наследственности таланта и способностей. В 1865 г. он опубликовал статью «Наследственный талант и характер», а четырьмя годами позднее (1869) фундаментальную монографию «Наследственность таланта».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прежде всего, отметим, что уже в первой работе Гальтон делает очень важное обобщение: психические свойства человека наследуются в той же мере, в коей наследуются свойства физические. В то время это правило было ещё далеко не очевидным. Далее он пишет о равном

вкладе в наследственность детей со стороны и отца, и матери; опять же вопрос этот в то время был ещё дискуссионным.

Изучая биографии талантливых людей — он проследил родство около четырёхсот знаменитых людей, — Гальтон опровергает очень распространённое в то время мнение о том, что одарённые люди имеют «слабое тело», и делает вывод, что большинство одарённых людей обладают и хорошими физическими качествами. Главный вывод Гальтона — наследование способностей и таланта: «Ровно половина из числа наиболее знаменитых людей, — пишет он, — имеет одного или нескольких выдающихся родственников». Наследственны, по мнению Гальтона, не только способности и талант, но и другие психические и биологические свойства: склонность к пьянству, к бродяжничеству, к туберкулёзу, болезням сердца и к долголетию, а также мораль и религия.

Гальтон был убеждён, что со времён античности человечество движется по пути вырождения, и нужны меры для улучшения человеческой породы путём замены естественного отбора разумным. Именно поэтому большую часть своей активной творческой жизни он и посвятил изучению проблем наследственности. Уже в монографии «Наследственность таланта», для подтверждения своих выводов Гальтон применил статистические методы. В своей научной работе он широко использовал

и метод анкетного опроса, извлекая из анкет интересующие его сведения.

Основываясь на известности как критерии таланта, Ф. Галь-тон доказал, что у выдающихся людей часто выдающимися были и родители, хотя закон не существует без исключений. В своей работе «Английские учёные, их природа и воспитание», опубликованной в 1874 г., он продолжает развивать свои идеи, впервые применив понятия природы для обозначения наследственности и воспитания для окружающей среды. Именно с точки зрения влияния этих двух переменных Гальтон подходит к объяснению проблем наследственности.

Ф. Гальтон и начало метода тестов

В 1883 г. Ф. Гальтон опубликовал свой очередной труд «Исследования человеческих способностей и их развитие». Данный труд принято считать началом научной психологии и метода тестов.

Этот труд Гальтона не остался незамеченным и в России. Журнал «Русское богатство» в том же году поместил сокращённый перевод этой книги6. . Кроме того, российским читателям были знакомы работы Гальтона «Люди науки, их воспитание и характер», и «Наследственность таланта», переведённые и изданные в Санкт-Петербурге в 1875 г. Изучение проблем наследственности удалось продвинуть так далеко, что

Ф. Гальтон назвал это научное направление евгеникой.

К созданию, апробации и применению тестов как нового метода научных исследований Ф. Гальтон шёл постепенно, опираясь на свои прежние достижения, в том числе и на математико-статистические методы, созданные им в метеорологии, но в большей степени на появление измерений как самостоятельного научного направления повлияли его искания в области наследственности. Ф. Гальтон стал инициатором применения статистических методов не только в метеорологии, но и в психологии. Заслугой Гальтона является и то, что он был не только инициатором применения статистики в психологии, но и создателем самого статистического метода именно для этих целей.

Хотя и до Ф. Гальтона известный бельгийский учёный Л. Кетле (1796-1874), один из создателей научной статистики, выдвигал понятие «среднего человека» и обосновывал это понятие методами математической статистики. Так, например, применяя нормальную кривую Лапласа-Гаусса к распределению биологических или социальных факторов, он обнаружил, что рост призывников распределяется соответственно нормальному закону.

Однако сделанный Л. Кетле вывод противоположен выводу Ф. Гальтона. Для Кетле главное — средняя величина (т.е. человек, обладающий средними физическими, интеллектуаль-

Журнал «Русское богатство». 1883. № 10-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

измерения

Фресс П. и Пиаже Ж. Экспериментальная психология. (составители П. Фресс и Ж. Пиаже) М.: Прогресс, 1960. С. 44.

Гальтон Ф. Наследственность таланта. СПб., 1875. С. 2.

ными и моральными характеристиками), а то, что от неё отличается, соответствует «ошибкам» природы7. Статистика позволяет описать среднего человека.

Ф. Гальтон, напротив, начиная ещё со своей работы «Наследственность таланта» (1869), пользуется нормальным законом, чтобы превратить частоту встречаемости таланта в измерение его степени. Эта процедура предвосхищает принцип измерения посредством приведённых отклонений, которым наука стала оперировать в ХХ веке.

Корреляционный метод Ф. Гальтона

К новаторству Ф. Гальтона в области статистики относится и его исследование о корреляции как о методе вычисления показателя её величины — коэффициенте корреляции. Именно Гальтон предложил метод корреляций, исходя из принципа стремления потомства к сред-нему8.

Явление, называемое корреляцией, было известно задолго до Гальтона. Это — соотношение различных явлений, частей и процессов. Пропорции частей античных статуй говорят вполне очевидно, что древние ваятели тонко чувствовали соотношение частей человеческой фигуры. У римлян была поговорка: «ех pede Herculem» («по ноге узнаешь Геркулеса») или аналогичная ей: «ex ungne leonem» (по когтю узнаешь льва»).

Известно, что французский зоолог Ж. Кювье, работавший

в начале XIX века, поступал именно по этим латинским поговоркам. Он так хорошо изучил сравнительную анатомию животных и обладал такой изумительной научной интуицией, что мог по одной кости неизвестного животного восстановить всё его строение и даже его образ жизни, способ питания. Современников Кювье особенно поражало, что он мог так поступать с неведомыми ископаемыми животными, давно вымершими. Но Ж. Кювье не пользовался корреляционным методом, хотя много занимался проблемой связи и придавал ей большое теоретическое значение.

По сути, Ф. Гальтон создал новое направление в изучении этого явления. Впервые публично о своём методе вычисления величины корреляции Гальтон сообщил в докладе, сделанном в Королевском обществе в декабре 1888 г. Он назывался «Корреляции и их измерение, преимущественно по антропометрическим данным». Доклад начинался словами: «Корреляция или корреляция структуры есть понятие, часто употребляемое в биологии и нередко в той ветви её, которая относится к наследственности. Идея встречается гораздо чаще, чем само это слово. Но я не знаю более ранней попытки ясно определить её, наметить способ её действия подробно или показать, как можно измерить её степень».

Он продолжил так: «Два органа считаются коррелированными, когда изменение одного

из них сопровождается в общем большим или меньшим изменением другого органа. Так, длина руки считается коррелированной с длиной ноги, потому что люди с длинными руками имеют обычно длинные ноги, и наоборот.» Материалом для исследования Гальтону служили полученные им лабораторные антропометрические данные: длина и ширина головы, рост, длина предплечья и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Значение корреляции выражается коэффициентом корреляции, обозначаемым со времён Гальтона буквой г. Это значение всегда меньше единицы. Для приведённого примера (корреляции роста людей с длиной предплечья) г = 0,8. Формулы для вычисления коэффициента корреляции (г), предложенные Гальтоном, теперь не употребляются, они заменены новыми, более удобными формулами К. Пирсона и других. Но в истории науки сам метод корреляции останется как крупное достижение Гальтона.

Понятие коэффициента корреляции широко используется в современной науке; методы его вычисления и применения можно найти в новейших учебниках вариационной статистики и биометрии. Недаром ученик Ф. Гальтона К. Пирсон, один из первых продолживший его работу над проблемой корреляции, считал, что исследование его учителя открыло новую эру в статистике, что был создан новый метод для изучения природы, как органической, так и неорганической. «Весьма

скромная статья Гальтона в десять страниц, из которой развилась революция наших научных идей, в силу её постоянного влияния есть, может быть, самое важное из написанного им», — констатировал К. Пирсон в биографии Гальтона9.

Корреляция и регрессия в работах Ф. Гальтона

Гальтон, как мы знаем, применял вычисление корреляции в антропометрии. Использовал он понятие коэффициента корреляции и в исследовании наследственности. Статистическое изучение явления «регрессии» в наследственности непосредственно связано с понятием корреляции. Ф. Гальтон в 1885-1886 гг.опубликовал несколько статей по вопросу о наследовании роста у человека, а в 1889 г. главные результаты этой работы вошли в седьмую главу его книги «Природная наследственность».

С помощью анкет Гальтон собрал сведения о росте 205 пар родителей и 928 их взрослых детей. Для каждой пары родителей он вычислял средний рост обоих по схеме: рост отца плюс рост матери, делённые на 2, с поправкой на рост женщины, которая в среднем ниже мужчины на 1,08; на эту цифру помножается фактический рост женщины. Средняя величина роста пары родителей колебалась у Ф. Гальтона между 64,5 и 72,5 английских дюймов, при средней величине около 68,5 дюйма. Затем был найден

Канаев И.И. Фрэнсис Гальтон, Л., 1972. С. 99-101.

измерения

среднии рост взрослых детей и составлена соответственная таблица. Из этой таблицы следовало, что отклонения в росте родителей от средней величины передаются детям не полностью, а лишь частично. Например, при отклонении у родителей на 1,5 дюйма у детей отклонение будет, в среднем, на 1. Галь-тон рассчитал, что наследуется приблизительно две трети родительского отклонения в росте от средней величины. Аналогичное исследование Гальтон провёл на величине семян душистого горошка и также установил неполное наследование родительского размера.

Исходя из этих данных, Гальтон пришёл к обобщению,

которое он назвал «законом регрессии потомства к среднему». Он гласит, что если родительские формы обладают тем или иным уклонением от средней величины, то часть последнего передаётся детям, другая же часть исчезает, происходит частичный возврат к средней величине.

Величина регрессии может быть выражена «цифрой наследственности», которая выводится статистическим путём и у разных объектов бывает различной. Так, например, для роста людей она равняется 2/3, а для величины семян горошка равна 1/3 и т.д. «Закон регрессии» Ф. Гальтон изображал графически (см. рис.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А

На левой стороне квадрата наносятся усреднённые цифры роста родителей, на верхней стороне — средние цифры роста детей в дюймах. Если бы рост родителей и рост детей в среднем совпадали друг с другом (т.е. регрессия равнялась бы

единице), то отношение роста детей к росту родителей выразилось бы диагональю квадрата АВ. Если бы, наоборот, дети вовсе не наследовали уклонения от средней роста родителей, то отношение между ростом тех и других выразилось

бы вертикальной прямой ЕЕ. Действительные отношения, обнаруживающие регрессию, показаны точками, расположенными на линии СD между АВ и ЕЕ.

«Регрессия объясняется следующим образом, — писал Ф. Гальтон. — Ребёнок частично наследует (определённые свойства) от своих родителей, частично от своих предков. Говоря вообще, чем дальше назад идёт его генеалогия, тем многочисленнее и разнообразнее становятся его предки, пока они не перестанут отличаться от группы людей, одинаковой по численности, взятой случайно из расы в целом. Средний рост их (предков) будет тогда такой же, как и расы, иначе говоря, он будет средний»10. Отсюда вытекает, что чем отдалённее предок, тем в меньшей мере сказываются его свойства на потомках.

Антропометрию — исследование человека путём измерения его внешних анатомических признаков — Ф. Гальтон разработал в рамках новой науки, экспериментальной психологии, одним из основоположников которой он был. В числе методов исследования в рамках экспериментальной психологии стал сегодня широко известный во всём мире метод тестов.

Английская пресса в своё время много внимания уделяла Лондонской международной выставке медицинского оборудования средств и методов охраны здоровья, открытой

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в 1884 году. На этой выставке действовала и созданная Галь-тоном научная антропометрическая лаборатория, где посетители в возрасте от 5 до 80 лет за небольшую плату (3 пенса) могли проверить свои физические возможности и способности, некоторые физиологические возможности и психические свойства. Проверялась, например, сила кисти рук с помощью изобретённого Ф. Галь-тоном динамометра, измерялась жизненная сила лёгких с помощью опять же авторского изобретения, известного как «свисток Гальтона», измеряли силу удара рукой, становую силу, рост, вес, остроту зрения, запоминание предметов, различение цветов… — всего по семнадцати показателям. По полной программе, т.е. по всем семнадцати показателям было обследовано 9337 человек11.

Столь большое количество обследованных давало возможность Ф. Гальтону для применения статистических методов в получении выводов по половозрастным различиям, в выявлении средних показателей по всем семнадцати параметрам (данные индивидуальных измерений заносились ассистентами Гальтона в специальные карточки). Учёный был очень доволен результатами исследований и, когда в 1885 году выставка закрылась, не успокоился, пока не открыл в знаменитом лондонском музее Саут-Кенсинг-тон постоянную лабораторию, где продолжали проводиться подобные измерения.

Канаев И.И. Фрэнсис Гальтон, Л. 1972. С. 99.

Канаев И.И. Фрэнсис Гальтон, Л., 1972. С. 85.

измерения

Ждан А.Н. История психологии от античности до современности. 5-е изд. М., 2004. С. 301.

Mind. 1890. Vol. 5. Р. 380-381.

Наследник Ф. Гальтона — Дж. М. Кеттел

Ф. Гальтон проявил себя и как учёный-наставник. Его идеи в области измерений и статистики были восприняты и развиты в работах таких, например, известных его учеников, как Дж. М. Кеттел или уже упомянутый выше К. Пирсон, и другие. Свои лабораторные опыты Ф. Гальтон называл тестами. Этот термин стал употреблять и приехавший к нему на стажировку американский психолог Дж. МакКин Кеттел (18601944). Первоначально Дж. Кет-тел, работавший в лаборатории В. Вундта, занимался исследованием времени реакций, а затем, приехав стажироваться в антропологическую лабораторию Ф. Гальтона, переключился на исследование индивидуальных различий людей.

Дж. Кеттел поставил задачу нарисовать образ цельной личности с помощью тестов. С этой целью он в 1890 г. предложил нескольким лабораториям произвести со студентами колледжей в одинаковых условиях ряд экспериментов. Для этого Дж. Кеттел разработал комплект из 50 тестов, с помощью которых, как он предполагал, можно нарисовать полный портрет отдельного индивидуума. Предложенные им тесты в том же 1890 году были опубликованы (с послесловием Гальтона) в английском журнале «Mind», что даёт основание некоторым историкам науки считать эту публикацию точкой отсчёта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

становления научного метода тестов. Дж. Кеттел оказался последовательным учеником. Вернувшись в США, он занялся активным продвижением тестов в науку и практику, посвятив этому направлению свыше 65 лет12.

Ещё один важный вклад в развитие методов тестов связан с понятием «валидность». Впервые идея валидности без употребления термина «validity» была высказана Ф. Гальтоном в послесловии к статье Дж. Кет-тела в журнале «Mind». Он писал о необходимости сравнения результатов тестирования с каким-либо внешним независимым от эксперимента критерием, что позволило бы определить, «какой тест является наиболее информативным»13.

Валидность тестовых результатов

Смысловое содержание термина «валидность» на протяжении ХХ века претерпело ряд видоизменений. Этот термин вбирал в себя новые дополнительные понятия, соответствующие этапам и уровню развития науки. В современной науке под термином «валидность» подразумевают в первую очередь пригодность теста для тех целей, для которых он изначально планировался. Исследования тес-тологов выявили особенность, проявлявшуюся в том, что тест, изначально предназначенный для выявления одних свойств личности, оказывался пригодным для выявления и измере-

ния совсем других свойств. Этот феномен тестовых технологий можно сравнить с таким широко распространённым фактором современной жизни, как транспорт. Например, самолёт, велосипед, лодка и лыжи предназначены для передвижения. Вместе с тем каждое из перечисленных транспортных средств пригодно для передвижения при определённых (а не при любых) условиях: наличие аэродрома, водоёма, тропинки или дороги, снежного покрова.

На современном этапе большинство специалистов в области педагогических измерений выделяют три основных вида валидности результатов:

1)критериальную (эмпирическую);

2)конструктную (концептуальную);

3)содержательную (по содержанию, например, учебного предмета).

Классификация валиднос-ти в теории педагогических измерений конца ХХ — начала XXI века весьма условна. Но, очевидно, таков феномен валид-ности, если учёные разных стран не могут до конца определиться с её классификацией.

Френсис Гальтон и Карл Пирсон

В развитие идей Гальтона о применении математического аппарата в исследованиях с использованием тестов значительный вклад внёс английский учёный К. Пирсон. Он был учеником и коллегой Ф. Гальтона, а их

совместная работа заключалась в издании журнала «Биометрия». К. Пирсон под влиянием исследований Ф. Гальтона и Дж. Кеттела и полученных в ходе их результатов начал собственные исследования в области теории тестов.

В результате К. Пирсону удалось разработать более совершенные, чем у Ф. Гальтона, методы корреляционного, рег-рессионного14. Созданные Пирсоном коэффициент корреляции, а затем и теория корреляции стали весьма значительным вкладом в теорию тестов и существенным образом повлияли на становление и дальнейшее развитие теории тестов. Корреляцию стали использовать для обоснования надёжности и валидности тестовых результатов. Коррелирование тестовых результатов с внешним критерием давало возможность более объективно оценивать каждый тест.

Степень научной объективности предложенных К. Пирсоном методов оказалась столь высокой, что созданный им математический аппарат для обработки результатов тестирования стал использоваться и в других науках. Наряду с классическим коэффициентом корреляции Пирсон предложил формулы расчёта коэффициентов частной и множественной корреляции, которые стали широко использоваться при разработке тестов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Введение в практику применения тестов стандартизованной меры оценивания по-

Фресс П. и Пиаже Ж. Экспериментальная психология. (Составители П. Фресс и Ж. Пиаже.) М.: Прогресс, 1960. С. 44.

измерения

лученных результатов давало возможность перехода от сбора и анализа отдельных фактов к выявлению количественной связи между ними и получения более качественного анализа, а на этой основе и более объективных результатов. Диалек-тичность выявления причинно-следственных связей и взаимозависимости методов тестирования и обработки полученных результатов стала заметным движением вперёд и в развитии общей методологии исследования. И первые новаторские идеи Ф. Гальтона в области статистики, и созданная на их основе математическая теория К. Пирсона способствовали развитию новых исследований в этом направлении и появлению новых статистических трудов.

Заключение

Исследования Ф. Гальтона и его учеников породили мощную рефлексию в научном сообществе. Тестовые методики десятков лабораторий и научных центров многих стран, подобные тем, которые разработал Ф. Гальтон, Дж. Кеттел и их последователи, появились в арсенале специалистов, занимавшихся экспери-

ментальной психологией в десятках лабораторий и научных центров многих стран. Интерес, который вызвали исследования Ф. Гальтона, привёл к тому, что новая наука стала развиваться быстрыми темпами.

Настоящий прорыв в развитии психологических и педагогических измерений произошёл в 1905 г., когда А. Бине и Т. Симон во Франции создали первую серию тестов интеллекта. Создание тестов интеллекта породило ещё более мощную научную рефлексию. Сами же тесты вскоре после открытия Бине — Симона нашли широкое применение не только в педагогике и психологии, но и в медицине, системе профессионального отбора, спорте, машиностроении и других сферах жизни общества.

В современных условиях, когда объём накопленных человечеством знаний, по мнению ряда учёных, удваивается в течение 7-10 лет, применение тестовых технологий в педагогике, например, приобретает важное значение как единственный метод, позволяющий существенно сократить время на организацию контроля результатов обучения посредством новых образовательных технологий.