Кто является основоположником Русского литературного языка?

220-летие Пушкина и День русского языка отмечают в России и мире

День русского языка – отмечается 6 июня, в день рождения А. С. Пушкина: в ООН учреждён в 2010 году; в Российской Федерации праздник учреждён в 2011 году.

Дата торжественного события была выбрана не случайно – это день рождения Александра Сергеевича Пушкина – величайшего поэта, прозаика, драматурга, публициста, критика, основоположника новой русской литературы. Ещё при жизни Пушкина сложилась его репутация величайшего национального русского поэта. Пушкин является основоположником современного русского литературного языка. Поэт создал яркую картину русской души, славянского мира, используя все богатство и глубину красок русского языка. Литературное наследие поэта ценится во всем мире. Многие образовательные учреждения включают в программу обучения его произведения: стихи, рассказы, поэмы, баллады и т.д. Одни из самых известных это: романтические южные поэмы «Кавказский пленник”, «Бахчисарайский фонтан”, поэма «Руслан и Людмила”, поэма «Медный всадник”, роман в стихах «Евгений Онегин”, произведения на исторические темы «Дубровский”, «Борис Годунов”, «Капитанская дочка”, «История Пугачева” и другие.

Русский язык – один из восточнославянских языков, является одним из наиболее распространённых языков мира – шестым среди всех по общей численности говорящих и восьмым по численности владеющих им как родным; он является также самым распространённым славянским и самым распространённым в Европе – географически и по числу носителей языка как родного.

Согласно приведенным исследованиям на русском языке разговаривают или считают его своим родным языком порядка 300-350 миллионов человек. Если брать население мира в 7 миллиардов, то это составит 4,28% населения (по нижней границе цифры).

Наибольшее число жителей, которые владеют русским, живет в странах СНГ, а также странах Восточной Европы. Этот великий и могучий язык требует уважения к нему, выучить его не просто, но те, кто понимает и говорит на нем, сможет прочесть великие литературные произведения в оригинале и получит великое удовлетворение от знания богатства русского народа.

Торжества в честь дня рождения Пушкина и дня русского языка пройдут более чем в 80 странах. Мероприятия устроят на всех континентах.

В Праге при поддержке фонда «Русский мир» состоится Пушкинский фестиваль «Я помню чудное мгновенье». Его проводит Автономная некоммерческая организация сохранения и развития культуры и образования «Арфа».

Вспомнят пушкинский слог и в Великобритании — в лондонском Ковент-Гардене пройдёт поэтический фестиваль «Пушкин в Британии», его стихи прочтут в ведущих вузах королевства.

В Ханое стартует детский языковой лагерь «Теремок знаний», в нём юные вьетнамцы станут изучать русский язык, культуру и кино нашей страны. В штаб-квартире миротворцев ООН в Иерусалиме отметят День русского языка. В Эфиопии торжества пройдут у первого в Африке памятника Александру Пушкину.

В Италии к 220-летию А.С. Пушкина Русский Центр им. Н.И. Бородиной в Мерано 9 июня проведет «Пушкинский день в Доломитах».

Историческая лексикология — раздел языкознания, изучающий историю лексического состава языка — его формирование и развитие, историю слов и их значений, изменения в различных группах слов

С исторической лексикологией тесно связана этимология

Этимология (от греч etymon»истина»и logos»наука») — раздел языкознания, изучающий происхождение слов

Слово этимология употребляется также в значении»происхождение слова»

Задачи и основная цель этимологии — найти и объяснить древние (первичные) значения и формы слов. Важным понятием этимологии есть внутренняя форма, т.е. способ мотивации слова, семантическая и структурная спи иввиднесенисть морфем, из которых оно состоит, с другими морфемами. Иными словами, внутренняя форма — это положена в основу названия признак при образовании нового значения, которое отражает тот признак, по которой назван предмет. Внутренняя форма мотивирует звуковой облик слова, указывает причину, по которой это значение выражено именно этим слововом.

Выбор признака, лежащего в основе названия, то есть внутренней формой, не всегда определяется ее важностью. Ею может быть одна из многих признаков, случайно привлекла внимание. Это является причиной того, что в разных языках один и тот же предмет называется на основе различных признаков. Пор: укр сапожник»то, что шьет», рус сапожник»тот, кто делает сапоги (рус сапоги)», болг обущар»тот, кто делает обувь», Schuhmacher»тот, кто делает ботинки»; укр радуга связана с веселый, рус радуга от советов или радуга»веселая дуга», нем Regenbogen буквально переводится как»дождевая дуга»; укр подснежник»такой, щ в растет на опушке», рус подснежник»такой, что цветет под снегом», нем Schneeglockchen»снежный колокольчик», англ snowdrop»снежная капля»; укр коньки связано с скользить, рус коньки — с лошадьми, нем Schlittschuhe — с Schlitten»сани»и Schuhe»ботинки;; укр. ковзани пов’язане з ковзатися, рос. коньки — з кіньми, нім. Schlittschuhe — з Schlitten «сани» і Schuhe «черевики».

Есть слова с выразительной внутренней формой, как, например, читальня»помещение, где читают», столовая»помещения, где едят», прачечная»помещения, где стирают»или названия растений подсолнечник, бессмертник, незабудка ка или названия украинских и белорусских месяцев февраль, апрель, май, июль, август, октябрь, ноябрь; сакавик, красавик, жнивень т.д.. Однако большинство слов имеют скрытую (затемненную, забытую, утр. Ачэн) внутреннюю форму. Потерю словом своей внутренней формы, т.е. этимологических связей с родственными словами (соответственно и первоначального значения), называют деэтимологизацияня), називають деетимологізацією.

Не каждый рядовой говорящий догадается, что слово женщина связано со словами ген, генезис, генетив и мотивированное значением»та, которая рождает», что слово окно родственное со словом глаз, способности с хитрый, ол ливець с олово, ладонь с долина, слова начало и конец имеют один корень, рус ожерелье связано со словом горло, что укр начальник и польское naczelnik имеют разное происхождение (начальник от на чало, а naczelnik от czoio»чело»), что нем Elephant»слон»и укр верблюд происходят от одного и того же словять від одного й того самого слова.

Разрыв связи с однокоренными словам наступает вследствие фонетических изменений (слова начало и конец происходят от одного корня, в котором чередовались гласные и — кон / кен, в украинском языке п перешло в по аналогии к другим формам этого слова, где , в закрытом слоге, перед гласным переднего ряда перешло в , а иен по закону открытого слога превратилось в носовой гласный , который впоследствии перешел в ) и перестройки семантических связей (рус понедельник деетимологизувалося, поскольку неделя»день недели, когда ничего не делают (не делают)», стало использовать ваться для обозначения неделиення тижня).

деэтимологизация делает сочетание слов, которые при живой этимологии были бы невозможны (белое белье, синяя белье, черные чернила, красные чернила, рус путешествовать поездом)

Внутреннюю форму слова можно установить только путем научного етимологизування, т.е. учитывая закономерности фонетических, словообразовательных и семантических изменений. Забытая внутренняя форма, которая открывается при и специальном исследовании, называется етимонивм.

Научная этимология связана со сравнительно-историческим методом и основывается на шести принципах: фонетическом, семантическом, словообразовательном, генетическом, вещевом и пространственном

Фонетический принцип предполагает учет фонетических законов, то есть установленных закономерностей звуковых изменений и внутри языка, и в группе родственных языков. Так, учитывая изменение дифтонга на долгое гласный , который впоследствии превратился в , переход в перед гласным переднего ряда, а также переход [ овидникы: лит kaina»цена», рус цена, укр ценена, укр. ціна.

Семантический принцип обязывает исследователя найти общность в значениях етимонив и этимологизированы слова, учитывая закономерности семантических изменений. Так, например, слово лебедь связывают с индо оевропейським корнем»elb»белый»(лат albus»белый», нем Elba, чеш Laba — название реки,»белая») и считают, что название это дано по цвету. Давать названия птицам по цвету — довольно распространенное явление (сыновья эта, ворона, соловей»серый»и др.). Значит, такая этимология не затрагивает семантический принцычить, така етимологія не порушує семантичний принцип.

Словообразовательный (морфологический) принцип предполагает выяснение морфемной структуры слова. Так, слово пир происходит от пить, потому что это не отрицается его морфемного строения: корень пи-и суффикс-р (такой и суффикс имеют слова жир, дар, которые в соответствии происходят от жить и дать).

Генетический (генеалогический) принцип заключается в сопоставлении слов только родственных языков, то есть в запрете выходить за пределы языковой семьи

Вещевой принцип предполагает обращение к обозначаемых словом реалий и вещей, к этнографии. Так, название цветка братцы становится понятной, если учесть, что каждый цветок состоит из соединенных двухцветной вых лепестков. Этимология слова красный можно раскрыть только зная, что красную краску изготавливали из червей (кошенилиі).

Пространственный принцип заключается в учете географической локализации слова, может помочь установить, из какого языка заимствовано слово

От научной нужно отличать народную этимологию

Народная (бытовая) этимология — етимологизування по первому случайным созвучию, без учета фонетических законов, способов перехода значений, морфемного состава и его изменений и переосмысления очень моего (непонятного) или малоизвестного слова по случайной сходством с известным и понятным, что приводит к ошибочному установления внутренней формы, а часто и к фонетическому»искажения»слова. Так, с лово казак, которое является давним заимствованием из тюркских языков, некоторые»любители етимологизувань»связывают со словом коза (мол, казаки высоко и легко прыгали, как козы). Слово кооператив в народе нередко в имовляють, как купиратив, мотивируя это слово как»место, где можно что-то купить», а кроссовки как красовки, мотивируя их как красивые. Слово сальный в выражении сальный анекдот нередко сближают с сало («жирный анектот»), тогда как на самом деле оно происходит от фр sale»грязныйсправді воно походить від фр. sale «грязний».

Народной этимологией обусловлена ??искаженная произношение таких слов, как копитал (капитал), умирает (сигареты»Памир»), милкоскоп (микроскоп), нервоз (невроз), нервно-патолог (невропатолог) рус спинжак (пиджак), верояции (вариации), клеветон (фельетон), гульвар (бульварр (бульвар).

Очень часто факты народной этимологии встречаются в детском вещании, что отмечено. К. Чуковским в книге»От двух до пяти»: всадник -«это который в саду», деревня -«где деревьев много», кустарник к -«старик,. Который караулить кусты», лодырь -«Человек, который делает лодки», мельница -«жена мельника»В детском вещании нередко можно услышать слова мазелин (вазелин), вулиционер (милиционер), то плометр (термометрелін (вазелін), вулиціонер (міліціонер), теплометр (термометр).

Известны случаи, когда слова в искаженной под влиянием народной этимологии форме закрепляются в языке. Так, скажем, рус свидетель происходит от слова вьдьты»ведать, знать»и должно было бы писаться как с сведетель, однако под влиянием более известного современным говорящим слова видеть стало восприниматься как производное от него, чем и объясняется его настоящее написанногонє написання.

История — одна издревнейших наук, ей около 2500 лет. Ее основоположником считаетсядревнегреческий историк Геродот (V в. до н.э.).

Древние очень ценили историю иназывали ее «magistra vitae» (наставница жизни).

История (историческийпериод) в классическом понимании начинается с появлением письменности.Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом.

  • Первобытное общество (до ок. 3000 года до н. э.)
  • Древний мир (до 476 года н. э.)
  • Средние века (476—1500-е)
  • Новое время (1500-е—1918)
  • Новейшее время (1918—наши дни)

Обычно историю определяют как науку о прошлом -минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом,обществом в целом. Тем самым история сводится к простому анализу событий,процессов, состояний.

Историяесть коллективная память народа, память о прошлом. Но память о прошлом — это уже не прошлое в собственномсмысле слова. Это — прошлое, восстановленное и восстанавливаемое по нормамсовременности, с ориентацией на ценности и идеалы жизни людей в настоящем, ибопрошлое существует для нас через настоящее и благодаря ему.

Первоначальное значениеслова «история» восходитк греческому «ioropia», что значит «расследование»,»узнавание», «установление». Таким образом, первоначально «история» отождествлялась со способом узнавания, установления подлинных событий и фактов.Однако в римской историографии оно приобрело уже второе значение (историография— отрасль исторической науки, изучающая её историю), это словостало обозначать не способ узнавания, а рассказ о событиях прошлого, то естьцентр тяжести был перенесен с исследования былого на повествование о нем. Вэпоху Возрождения возникает третий смыслпонятия «история». Под историей стали понимать род литературы, специальной функцией которой было установление и фиксирование истины.

Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае,происшествии, действительном или вымышленном.

Однако, как самостоятельная область знания, темболее научного, история нерассматривалась еще долгое время.Она не имела собственного предмета в период Античности, Средних веков,Возрождения и даже в эпоху Просвещения. История долгое время была интегрирована в общую систему знаний.В эпохи Античности и Средних веков она существовала и развивалась в сочетании смифологией, религией, теологией, литературой и в какой-то мере с географией. Вэпоху Возрождения ей дали мощный импульс географические открытия, расцветискусства, политические теории. В XVII-XVIII вв. история была связана сполитической теорией, географией, литературой, философией, культурой.

Потребность в выделении собственнонаучных знаний стала ощущаться со времени естественнонаучной революции (XVIIв.). Однако, и в начале XIX века продолжала сохраняться»нерасчлененность» «философского» и научного знания, содной стороны, и самой науки по дисциплинам, с другой.

Одну из первых попыток определить место истории как научной дисциплины, обладающей собственнымпредметом, предпринял немецкий философ В. Круг в работе «Опыт систематической энциклопедиизнаний». Круг разделил науки на филологические и реальные, реальные — напозитивные (юридические и богословские) и естественные, естественные — наисторические и рациональные и т.д. В свою очередь «исторические»науки подразделялись на географические (место) и собственно исторические(время) дисциплины.

Изучение любой науки начинается сопределения понятий, которыми она оперирует в процессе познания как природы,так и общества. Известный русскийисторик В.О. Ключевский так писал об истории как науке: «В научном языкеслово «история» употребляется в двояком смысле: как движение во времени, процесс и как познание процесса. Поэтому все, что совершается во времени, имеетсвою историю. Содержанием истории,как отдельной науки, специальнойотрасли научного знания, служитисторический процесс, т.е. ход, условия и успехи человеческого общежитияили жизнь человечества в ее развитии и результатах».

В настоящее время слово «история» используется в двухсмыслах:

  • для обозначения рассказа о прошлом;
  • когда речь идет о науке, изучающей прошлое.