Культ тела в древней Греции

Министерство образованияи науки Российской Федерации

РЕФЕРАТ

НА ТЕМУ: «Культ телав Древней Греции»

Введение

ВДревней Греции существовал культздорового, крепкого тела. Древние грекине стыдились обнажаться до определенныхпределов. Им было что показать. А что мыимеем сегодня. Затянутых во всевозможныеодежды мужчин. Они стараются закрыватьсвое хилое, изнеженное тело. Им простонечего показать, а показывать слабостьи дряблость не хочется. Вот тогда иначинает свирепствовать болезнь…

Тогда- в древности, во времена Гиппократа -вольно или невольно большей частимужской половины населения приходилосьукреплять свое тело физически. Хочешьты или не хочешь, но когда на государствонападают враги, то государство приходитсязащищать. Защищать с мечом и щитом. А ищит и меч весили немало. Слабый человеких просто не поднимет. А приходилосьведь не просто поднимать — приходилосьбегать с этими воинскими принадлежностями..

Античныйгуманизм прославляет лишь культ тела- физическое совершенство человека, носубъективность личности, ее духовныевозможности еще не раскрыты. Эталономгармонии была телесная развитостьчеловека. Даже греческие боги — преждевсего вечные совершенные тела. Отсюдавытекает соразмерность пропорцийгреческой архитектуры, расцвет скульптуры.Показательным выражением телесностиантичного гуманизма было исключительноеположение физической культуры в системеобщественного воспитания.

Телоосмысливалось как эстетический символгреческого города-государства, «полиса».Древние греки пытались через тело иблагодаря ему воспитывать в себесоответственно гармонические духовныекачества, усматривая в нем наличиечувства и ума в их взаимном единстве ипротиворечии, но слабое развитиеиндивидуальности личности не позволилогреческой культуре отразить высотыпроявления человеческой эмоциональностии духа.

АнтичныеОлимпийские игры

Олимпийскиеигры (греч. τὰὈλύμπια)— величайшие из эллинских национальныхпразднеств.

Онипроисходили в Олимпии на Пелопоннесеи, по древнейшему сказанию, возниклиещё во времена Кроноса, в честь ИдейскогоГеракла. По этому сказанию, Рея передалановорождённого Зевса Идейским Дактилам(Куретам). Пятеро из них пришли с КритскойИды в Олимпию, где был уже воздвигнутхрам в честь Кроноса. Геракл, старшийиз братьев, победил всех в беге и былнаграждён за победу венком из дикойоливы. При этом Геракл установилсостязания, которые должны былипроисходить через 5 лет, по числу прибывшихв Олимпию идейских братьев.

Существовалиещё и другие сказания о возникновениинационального праздника, приурочивавшиеего то к той, то к другой мифическойэпохе. Несомненно, во всяком случае, чтоОлимпия была древним святилищем, давноизвестным на Пелопоннесе. В «Илиаде»Гомера упоминается о гонках квадриг(колесниц с четвёркой лошадей), устраиваемыхжителями Элиды (область на Пелопоннесе,где находилась Олимпия), и куда присылаликвадриги из других мест Пелопоннеса(Илиада, 11.680).

ИсторияОлимпийских игр

Первыйисторический факт, связанный с олимпийскимииграми — это возобновление их царёмЭлиды Ифитом и законодателем СпартыЛикургом, имена которых были начертанына диске, хранившемся в Гереоне (вОлимпии) ещё во времена Павсания. С этоговремени (по одним данным год возобновленияигр — 884 до н. э., по другим — 828 до н. э.)промежуток между двумя последовательнымипразднованиями игр составлял четырегода или олимпиаду; но как хронологическаяэра в истории Греции был принят отсчётс 776 до н. э. (см. статью «Олимпиада(хронология)»).

ВозобновляяОлимпийские игры, Ифит установил навремя их празднования священное перемирие(греч. έκεχειρία),которое объявлялось особыми герольдами(греч. σπονδοφόροι)сперва в Элиде, затем в остальных частяхГреции; месяц перемирия называлсяίερομηνία.В это время нельзя было вести войну нетолько в Элиде, но и в других частяхЭллады. Пользуясь тем же мотивом святостиместа, элейцы добились у Пелопоннесскихгосударств согласия считать Элидустраной, против которой нельзя быловести войны. Впоследствии, однако, элейцысами не раз нападали на соседние области.

Впраздничных состязаниях могли участвоватьлишь чистокровные эллины, не подвергнувшиесяатимии; варвары могли быть толькозрителями. Исключение было сделано впользу римлян, которые, как хозяеваземли, могли изменять по своему произволурелигиозные обычаи. Не пользовалисьправом смотреть игры также женщины,кроме жрицы Деметры. Число зрителей иисполнителей было очень велико; оченьмногие пользовались этим временем,чтобы совершать торговые и другиесделки, а поэты и художники, — чтобызнакомить публику со своими произведениями.От разных государств Греции посылалисьна праздник особые депутаты (греч.θεωροί)которые соперничали друг с другом вобилии приношений, для поддержаниячести своего города.

Темне менее женщины, могли стать олимпийскимичемпионами заочно — просто приславсвою колесницу. Так например первойолимпийской чемпионкой стала Киниска— родная сестра спартанского царяАгесилая.

Праздникпроисходил в первое полнолуние послелетнего солнцестояния, то есть падална аттический месяц Гекатомбеон, идлился пять дней, из которых одна частьбыла посвящена состязаниям (άγώνΌλυμπιακός,άέθλωνάμιλλαι,κρίσιςάέθλων),другая часть — религиозным обрядам(греч. έορτή)с жертвоприношениями, процессиями иобщественными пирами в честь победителей.По словам Павсания, до 472 до н. э. всесостязания происходили в один день, апозднее были распределены на все днипраздника.

Овидах соревнований на Олимпийских играхсм. статью «СоревнованияАнтичных Олимпийских игр».

Судьи,наблюдавшие за ходом состязаний иприсуждавшие награды победителям,назывались Έλλανοδίκαι;они были назначаемы по жребию из местныхэлейцев и заведовали устройством всегопраздника. Элланодиков было сперва 2,затем 9, ещё позднее 10; со 103-й Олимпиады(368 до н. э.) их было 12, по числу элейскихфил. В 104-ую олимпиаду число их былоуменьшено до 8 и наконец со 108-ой олимпиадыдо Павсания их считалось 10 человек. Ониносили пурпурную одежду и имели настадии особые места. Под их начальствомсостоял полицейский отряд άλύται,с άλυτάρκηςво главе. Прежде чем выступить передтолпой, все желавшие принять участие всостязаниях должны были доказатьэлланодикам, что 10 месяцев, предшествующихсостязанию, были посвящены имипредварительной подготовке (греч.προγυμνάσματα)идать в том клятву перед статуей Зевса.Отцы, братья и гимнастические учителяжелающих состязаться должны были такжепоклясться в том, что они не будут виновныни в каком преступлении. За 30 дней всежелающие состязаться должны были вОлимпийской гимназии предварительнопоказать своё искусство перед элланодиками.

Порядоксостязаний объявлялся публике посредствомбелой вывески (греч. λεύκωμα).Перед состязанием все желающие участвоватьв нём вынимали жребий для определенияпорядка, в каком будут выходить наборьбу, после чего герольд объявлял вовсеуслышание имя и страну выходящегона состязание. Наградой за победу служилвенок из дикой оливы (греч. κότινος),победителя ставили на бронзовый треножник(τρίπουςέπιχαλκος)и давали ему в руки пальмовые ветви.Победитель, помимо славы для себя лично,прославлял ещё и своё государство,которое предоставляло ему за это разныельготы и привилегии. Афины давалипобедителю денежную премию, впрочем,сумма была умеренная. С 540 г. до н. э.элейцы разрешали ставить статуюпобедителя в Альтисе (см. Олимпия). Повозвращении домой ему устраивали триумф,сочиняли в его честь песни и награждалиразличными способами; в Афинах победительОлимпиады имел право жить на казённыйсчёт в Пританее, что считалось оченьпочётным.

Олимпийскиеигры были запрещены христианами в 1-мгоду 293-й Олимпиады (394 г.) императоромФеодосием как языческие и были занововозрождены лишь в 1896 г.

Правила,условия, традиции олимпийских игр вдревности

Проведение игр сопровождалиопределенные условия. Итак, олимпиадаимела место быть раз в четыре года припервом полнолунии после летнего поворотасолнца (обычно в конце июля — началеавгуста). Еще весной во все сторонырассылались гонцы-спондофоры с объявлениемдаты грядущей олимпиады, назначеннойспециальным комитетом. Распорядителямии судьями игр с 572 г. до н. э. были избираемыеиз граждан области Элида элланодикичислом в 10 человек. Жестким условиемпроведения олимпиады являлось всеобщееперемирие (т. н. божественный мир —экехерия) — никаких военных действийи никаких смертных казней. Экехериядлилась два месяца, и нарушение еекаралось крупным денежным штрафом. Так,в 420 г. до н. э. независимые спартанцывели в Элиде боевые действия с участиемтысячи гоплитов, за что были подвергнутыштрафу — 200 драхм за каждого воина.Отказавшиеся платить, они были отстраненыот участия в играх.

Тренировавшиеся в течение годаатлеты за месяц прибывали в Олимпию,где участвовали в отборочных мероприятияхи продолжали тренировки в специальномгимнасии, представлявшем собою окруженныйколоннадой двор с дорожками для бога,площадками для метаний, борьбы и т. п.,палестрой и жилыми помещениями дляспортсменов.

Состав участников и зрителейтакже регламентировался особымиправилами. С 776 до 632 гг. до н. э. состязатьсяна олимпиадах имели право лишь свободныеграждане греческих полисов не старшеопределенного возраста, не совершившиепреступления или святотатства. Позжек участию стали допускаться и римляне,если им удавалось подтвердить с помощьюхитроумно составленных генеалогий, чтоони — потомки чистокровных греков. С632 г. до н. э. (37-я олимпиада) вводятсясоревнования и между мальчиками. Варварыи рабы (под надзором хозяев) допускалисьтолько в качестве зрителей. Женщины(исключая жриц Деметры) не имели правадаже посещать соревнования, хотя девочкамэтого не запрещалось. Ослушниц ждаловесьма суровое наказание — их сбрасывалис горы (наверное, намек на несчастногоМиртила). Однако исполнения подобнойкары не зафиксировано. В истории античныхОлимпийских игр известен один лишьслучай, когда женщина все же присутствовалапри состязаниях. В 404 г. до н. э. некаягречанка по имени Каллипатейра,тренировавшая собственного сына,кулачного бойца Эвкла Родосского, пришлана стадион, облачившись в мужскойплащ-гиматий. В порыве радости от победыотпрыска Каллипатейра, совершивнеосторожное движение, явила миру своипервичные половые признаки. Обманраскрылся. Но нет правил без исключений:поскольку ее отец, три брата, племянники сын были олимпийскими победителями,судьи все же избавили ее от наказания.Однако внесли в правила проведенияолимпиад следующее условие — отнынетренеры спортсменов-участников должныбыли присутствовать на стадионеобнаженными.

В течение почти трехсот летОлимпийские игры продолжались три дня.Первый и последний дни были посвященыторжественным церемониям, процессиями жертвоприношениям, состязаниямотводился всего лишь один день.

С 724 г. до н. э. в программусоревнований включается двойной — наболее длинные дистанции — бег (диаулос),и они продляются до трех дней. Беговаядорожка стадиона в Олимпии имела 192метра в длину, на ней проходило тризабега: на одну длину дорожки, на две ина 20 или 24. В 720 г. до н. э. к уже указаннымвидам бега добавился еще один — долгий(долихос) — 12 концов в обе стороныстадиона. Много позже — с 65-й олимпиады— добавился еще бег в полном вооружении— гоплитодромос.

На 18-й олимпиаде (708) появляетсяпентатлон — пятиборье: метание дискаи копья, прыжки в длину, бег и борьба(пале). С 23-й олимпиады (688) — кулачныйбой (пюгме), с 25-й (648) — бег на колесницахс четверкой лошадей и панкратий(панкратион) — комбинация борьбы скулачным боем. Кроме перечисленного, впрограмме соревнований присутствовалииппические состязания: верховые скачкина взрослых лошадях; кальпа — попеременныйбег и скачка на колеснице; синорида —бег колесниц, запряженных двумя взрослымилошадьми; бег колесниц, запряженныхчетырьмя жеребятами; верховые скачкина жеребятах, а также бег колесницы,запряженной мулами — апены. Проводилисьтакже состязания в военных танцах(пиррихии), в красоте среди мужчин(эвандрии), в искусстве (мусическиеагоны), эстафеты с факелами (лампадодромии).В программе праздника, кроме собственноспортивных игр, присутствовали выступленияпоэтов, ораторов, музыкантов, а такжетеатрализованные представления.

У женщин были свои атлетическиеигры — Гераи, посвященные культу Геры.Основательницей олимпийских игр длядевушек считали Гипподамию — женуПелопса, если вы помните, не так уж легкоему доставшуюся. Игры проводились каждыечетыре года независимо от Олимпийских.Женщины бегали с распущенными волосамив коротких туниках. Для бега импредоставлялся олимпийский стадион,только дистанцию укорачивали.Победительницы увенчивались венкамииз ветвей маслины и получали частькоровы, принесенной Гере в жертву. Такжеони могли поставить статую с высеченнымна постаменте именем.

Пятидневные празднества Олимпиадпроводились следующим образом. В первыйдень производился тщательный осмотручастников, а также торжественная клятваатлетов и элланодиков на алтаре ЗевсаГоркия в булевтерии. Первые брали насебя обязательство состязаться честно,не нарушать правил и подчиняться решениюсудей, которые, в свою очередь, клялисьсудить по совести и правилам, безпредубеждения к спортсменам. Элланодикиимели при себе раздвоенные в виде вилкина конце тонкие длинные деревянныепалки, ударами которых они моглинаказывать провинившихся. Участниковс помощью жребия разделяли на группыпо четыре человека. Затем следовалоторжественное жертвоприношение Зевсуи открытие Игр. Во второй день происходилисоревнования в группе мальчиков: бег иборьба, пентатлон, кулачный бой. Третийдень отводился состязаниям взрослыхатлетов — бегу, борьбе, кулачному бою,панкратию и пятиборью. Четвертый деньбыл целиком посвящен иппическому агону,а пятый — награждению победителей изакрытию Игр.

Немногоподробнее о самих состязаниях, которыеотличались некоторым своеобразием.Например, состязанияборцов (пюгме, панкратий,пале) по сравнению с современным могутпоказаться довольно варварскими. Вместобоксерских перчаток руки спорсменовобматывались гимантами — специальнымикожаными ремнями (позднее с металлическимибляхами), а сами борцы были обильносмазаны оливковым маслом, что, согласитесь,усложняло борьбу. Бить соперникапозволялось как угодно, но посколькуудары по корпусу не имели значения, тоцелью являлась голова противника.Запрещалось лишь кусаться и бить в ушии глаза. Понятия «весовая категория»не существовало. Поединок мог длитьсядовольно долго, поражением считалосьпадение на землю или просьба о пощаде.Бывало, что проигравший платил жизнью,не говоря уже о многочисленных травмах.Если на земле оказывались оба борца, тосудьи засчитывали ничью. Боец, триждыкоснувшийся земли и прекративший борьбу,назывался триадденом.

Самым курьезным и трагическимза всю историю Олимпийских игр можноназвать поединок в панкратии на 53-йОлимпиаде в 564 г. до н. э. Противниктрехкратного чемпиона АригионаФигалетского сдавил ему горло ногами,намереваясь задушить. Из последних силАригион сломал сопернику щиколотку,заставив его просить пощады, тем самымпризнавая себя побежденным. Однако этоотчаянное усилие стоило Аригиону жизни.Судьи, оказавшиеся в довольнозатруднительном положении, посколькуодин из борцов сам признал поражение,а второй умер, после продолжительныхпрений нашли оригинальный выход: телоАригиона было поставлено на пьедесталпочета, и на голову трупу надели оливковыйвенок.

Поскольку,как было сказано выше, спортсменысмазывали свои тела маслом, тообразовавшуюся после состязаний грязьприходилось соскребать специальнымиприспособлениями — стригилами.

Прыжкив длину (обычно серияиз нескольких следующих один за другим)— гальма — совершались без разбега соспециального возвышения — батера. Длябольшего размаха при прыжке спортсменыиспользовали каменные или свинцовыегири — хальтеры, которые следовалоуронить до приземления. То есть, прыжоксовершался приблизительно так: приотрыве от земли атлет взмахом направлялруки с хальтерами вперед, передприземлением отводил их назад, а прикасании земли отбрасывал хальтерысовсем. Использование хальтеров былонеобязательным, но они давали прыгунунекоторый импульс в начале упражнения,а также способствовали сохранениюравновесия и получению более четкогоотпечатка пяток. Кроме того, посколькуспортивные состязания определялисьособенностями военного искусства тоговремени, эти гири в руках прыгунасимволизировали оружие, с которымгреческому воину приходилось перепрыгиватьканавы, рвы и прочие препятствия. Всемероприятие могло сопровождатьсяаккомпанементом флейты.

Бег являлсястарейшим, а до 13-й олимпиады и единственным,состязанием в Олимпийских играх. Атлетыбежали обнаженными (отсюда названиеупражнений – гимнические, гимнастические,от греч. gymnoi — нагой). А длина арены —один стадий — дала название и площадке— стадион. Но об этом позже. Беговаядорожка не была круговой, как сейчас —атлеты бегали по прямой, туда и обратно,как во время броска воинского соединения.Бег с оружием — гоплитодромос — наиболеенаглядно демонстрировал это.

Дискометаниеизвестно еще из поэм Гомера как одно излюбимых упражнений греков не только вмирной жизни. Атлеты-дискоболы металидиск без раскручивания, что былообусловлено сомкнутым строем воинов —метание могло производиться только ввертикальной плоскости.

Помимо уже упомянутых бега,борьбы, прыжков в длину и метания дискав пентатлон входило еще и метаниекопья. Кстати, согласногреческой мифологии, пентатлон былизобретен Ясоном — легендарнымпредводителем аргонавтов. В Олимпийскихиграх бег и борьба проводились как впентатлоне, так и отдельно, в то времякак прыжки в длину и метания диска икопья — только в пятиборье. Оченьинтересным было определение победителяв пентатлоне. Оно осуществлялось наоснове принципа выбывания. Посколькубег, прыжки и метания копья и дискатребовали разных физических усилий,чаще всего победителей было четверо —по одному в каждом виде. Иногда одинучастник становился победителем в двухвидах состязаний, а в двух другихдостигались равные результаты. Или дваучастника побеждали каждый в двух видахсоревнований. В таких случаях состязанияв борьбе проводились обязательно — дляопределения финального победителя. Аесли в трех видах пентатлона побеждалодин и тот же участник, то пятый видсостязаний не имел значения.

Любимым состязанием многихмифических героев было копьеметание.Оно также обязано своему происхождениюбоевым упражнениям. Копье имело кожануюрукоятку, при помощи которой копьеметательв момент броска сообщал ему вращательноедвижение вокруг оси. По оценке результатовкопьеметание делилось на два вида:»экеболон”, где определяющей быладистанция, которую пролетело копье, и»стохастикон”, где судили по поражениюспециальной цели.

Надо полагать, что самымизрелищными и захватывающими былииппические состязания.За победу в них чествовался не возница,а владелец коней и колесницы. Именнопоэтому состоятельные греки из всехвидов соревнований отдавали предпочтениеконным. Более того, атлетом мог бытьлюбой грек (с небольшими оговорками, окоторых шла речь ранее), то есть богатыйаристократ запросто мог встретиться всхватке с простолюдином из захолустногогородишки, да еще и не получившегохорошего воспитания. А вот выставитьколесницу с достойными лошадьми былопод силу даже не каждому богачу. Древниеисторики (Исократ, Плутарх) почти хоромрассказывают о честолюбии Алкивиада,пославшего на Олимпиаду семь (!) колесниц.Столько, кроме него, не посылал никто —ни частное лицо, ни царь. Он получилпервую, вторую и четвертую, по словамФукидида, награды. Еврипид же указывает,что и третья тоже досталась Алкивиаду.Конные состязания проводились наипподроме, располагавшемся южнеестадиона, который был длиной в 4 стадия— около 770 м.

В более позднее время Игрыпродолжались семь дней, а в периодримского владычества веками установившимсяправилам следовали уже не столь строго.В 65 г. н. э. император Нерон превратилОлимпиаду практически в фарс, участвуяв скачках в сильнейшем подпитии иприказав не выпускать зрителей присвоем выступлении на мусическом агоне.Вы, наверное, удивитесь, но Нерон сталпобедителем. Конец Олимпийским играмдревности — на 293-й олимпиаде — положилнабожный римский император Феодосий Iв 394 г. н. э., усмотрев в них несовместимоес христианской верой язычество.

ПрограммаОлимпийских игр. Олимпионики

Спортсмены и их наставникисъезжались в Олимпию за месяц до началаИгр для отборочных тренировок. Самиигры в 5 веке до н. э. длились 5 дней: в 1-йдень, когда участники Игр перед алтаремЗевса приносили клятву в соблюдениивсех правил состязаний, происходилижертвоприношения; во 2-й день проводилисьсостязания в группе мальчиков, в 3-йсостязания мужчин, в 4-й конные ристания,5-й день заканчивался жертвоприношениямии был посвящен торжественной церемониивручения наград.

Первым победителем на Олимпийскихиграх считался элеец Кореб (776 до н. э.),который выиграл состязание в короткомбеге на 1 стадий (192,27 м). В 14 Олимпиаду(724 до н. э.) в программу Игр вводитсядвойной, т. е. на 2 стадия, бег-диавлос, в15-ю (720 до н. э.) длинный бег-долихос (от 7до 24 стадиев), с 18-й (708 до н. э.) борьба ипятиборье, или пентатлон, состоявшееиз прыжков, бега, борьбы и метания копьяили диска. С 23 Олимпиады (688 до н. э.)появляется кулачный бой. В 25-ю впервыевводится бег колесниц, запряженныхчетырьмя взрослыми лошадьми, в 33 (648 дон. э.) верховые скачки на взрослых лошадяхи панкратий (борьба без правил и состязаниена кулаках). В 65-ю Олимпиаду (520 до н. э.)в программу включен бег в полномвооружении гоплитодром. В 70-ю Олимпиаду(500 до н. э.) появляется бег апены (колесницы,запряженной мулами), в 71-ю (496 до н. э.)кальпа (попеременный бег и скачка наколеснице), в 93-ю (408 до н. э.) синорида(бег колесниц, запряженных двумя взрослымилошадьми), а с 99-й Олимпиады (384 до н. э.)бег колесниц, запряженных молодымилошадьми. В 131 Олимпиаду (256 до н. э.)введены верховые скачки на жеребятах,а в 145 (200 до н. э.) панкратий для мальчиков.

С 720 до н. э. атлеты, ранее выступавшиев набедренных повязках, состязалисьобнаженные. Состязания проходили погруппам, на которые спортсменов разделялипо жребию (по 4 человека). Победителюэлланодики вручали пальмовую ветвь, скоторой он должен был прийти на вручениенаград.

Имя победителя-олимпионика, имяего отца и отечество торжественнообъявлялись и высекались на мраморныхплитах, выставленных в Олимпии длявсеобщего обозрения. Олимпионики былистоль знамениты, что год олимпиады частоназывался по имени победителя. С 7Олимпиады (752 до н. э.) атлеты награждалисьвенками из ветвей «маслины прекрасныхвенков», по преданию, посаженной ещесамим Гераклом; с 60-й им позволялосьпоставить в Альтисе свою статую. Вовремя пира, следовавшего за состязанием,в честь олимпиоников пелись торжественныегимны-эпиники, составленные знаменитымипоэтами Пиндаром, Симонидом, Вакхилидоми др. Древние греки считали победу знакомрасположения божества, внимания Зевсак атлету и к городу, откуда он родом. Насвоей родине олимпионики освобождалисьот всех государственных повинностей ипользовались почетными местами в театреи на всех празднествах; известны случаи,когда олимпионики обожествлялись ипочитались как местные герои.

Традициязажжения Олимпийского огня

История свидетельствует о том,что в иных городах Эллады существовалкульт Прометея, а в его честь проводилисьПрометейи – состязания бегунов сгорящими факелами.

Фигура этого титана остается иныне одним из самых ярких образов вГреческой мифологии. Выражение «прометеевогонь» означает стремление к высокимцелям в борьбе со злом. Разве не тот жесмысл вкладывали древние, когда околотрех тысячелетий назад зажигалиОлимпийский огонь в роще Альтиса.

Во время летнего солнцестоянияучастники соревнований и организаторы,паломники и болельщики воздавали почестибогам, зажигая огонь на алтарях Олимпии.Победитель соревнований по бегуудостаивался почести зажечь огонь дляжертвоприношения. В отблесках этогоогня происходило соперничество атлетов,конкурс художников, заключалосьсоглашение о мире посланцами от городови народов.

Вот почему была возобновленатрадиция зажжения огня, а позднее идоставки его к месту проведениясостязаний.

Среди олимпийских ритуаловособой эмоциональностью окрашенацеремония зажжения огня в Олимпии идоставки его на главную арену игр. Этоодна из традиций современного Олимпийскогодвижения. За волнующим путешествием огня через страны, и даже – иногда –континенты, с помощью телевидения могутнаблюдать миллионы людей. Началофакельным эстафетам, доставлявшим огоньиз Олимпии в город летней Олимпиады,было положено в 1936 г. С тех пор церемонииоткрытия Олимпийских игр обогатилисьволнующим зрелищем зажжения на главномолимпийском стадионе огня от факела,пронесенного эстафетой. Бег факелоносцев– торжественный пролог Игр в течениеболее четырех десятилетий. 20 июня 1936 г.в Олимпии был зажжен огонь, совершившийзатем 3075 километровый путь по дорогеГреции, Болгарии, Югославии, Венгрии,Чехословакии и Германии. А в 1948 г. факелвпервые совершил морское путешествие.

Значение олимпийскихигр

Олимпийские игры были объединяющимцентром всего эллинского мира, священныепослы теоры представляли в Олимпии всегреческие государства. Особо почиталиОлимпийские игры греки из отдаленныхмест, которым они помогали поддерживатьсвязь с метрополией. Многие греческиегорода устраивали у себя игры по подобиюОлимпийских или сооружали храмы ЗевсаОлимпийского (в Афинах, Халкедоне,Акраганте, Сиракузах и др.).

В Олимпию съезжались художникии поэты, с 50-й Олимпиады утвердилсяобычай читать на Олимпийских играхлитературные произведения и произноситьстихи. Геродот, вернувшись с Востока,читал здесь главы своей «Истории»; вОлимпии вел свои беседы Сократ, ходившийтуда пешком из Афин, со своими сочинениямивыступали Платон, Эмпедокл, Софокл,Исократ, Демосфен и др. Греческиегосударства во время Олимпиад объявлялио заключении важных договоров, скрепляяих клятвами у алтарей богов и уведомляяо том всю Грецию. Имя, торжественнообъявленное на Олимпийских играх,становилось известно всему грекоязычномумиру. На рубеже 4-3 веков до н. э. историкТимей Сицилийский предложил вестилетосчисление по Олимпиадам, четырехлетнимвременным отрезкам, от одной Олимпиадыдо другой.

Ко 2 веку до н. э. Игры теряют своевеликолепие, все больше превращаясь всобытие местного значения. В 85 до н. э.римский полководец Сулла, позволившийсвоим солдатам опустошить сокровищницыОлимпии, перенес Игры в Рим (175-яОлимпиада-80 до н. э.), но через 4 года онивозобновляются в Греции. С великойпышностью состязания были восстановленыримским императором Августом. Германикполучил на играх венок, Тиберий в 4 г. дон. э. стал победителем в беге колесниц.В нарушение всех вековых правил императорНерон объявил игры на 2 года ранееположенного срока, приказал уничтожитьстатуи всех прежних олимпиоников и ввелпевческие состязания, в которых и сталпервым «победителем». После его убийстваигры были объявлены недействительными.В 394 году Олимпийские игры, 293 по счету,были запрещены как языческое празднестводекретом римского императора ФеодосияI Великого.

В апреле 1896 по инициативе Пьераде Кубертена в Афинах состоялась ПерваяОлимпиада, положившая начало современномуолимпийскому движению.

Олимпийские игры в ХХ столетиистали одним из многочисленных денежныхшоу, превратившись в средство низкопробноймассовой национальной пропаганды,вовремя и без сбоев поставляя необходимуюнорму адреналина в застоявшуюся кровьуставшего человечества.

Но на заре своего существованияОлимпийские игры имели принципиальнодругое значение. Это был комплексритуалов и спортивных состязаний,направленный на религиозное и культурноеобъединение Эллады.

Подобные игры были распространеныв XI-IX веках до н.э. Спорт той эпохи можноназвать аристократическим, потому чтов состязаниях участвовали в основномпредставители знати. Состязанияпроводились, видимо, от случая к случаю:не существовало специального местапроведения соревнований, не было системыправил, института судей. Призы выдавалисьвсем участникам соревнований, даже еслиони занимали последнее место, причемпобеда в заезде на колесницах, в кулачномбою или борьбе оценивалась гораздовыше, чем все остальные, так как эти видыспорта считались наиболее благородными.

В проведении игр существуетнекая закономерность: в гомеровскийпериод состязания устраивались по волекакого-либо знатного человека или царя,позже соревнования стали устраиватьсякак бы по установлению богов, в местах,связанных с чудесами. Например, Пифийскиеигры, проводившиеся в Дельфах, былипосвящены Аполлону, который, по преданию,после своей победы над гигантскимдраконом Пифоном учредил музыкальныесоревнования, а позже к ним добавилисьпоэтические, атлетические и конные.

Каждый год в Греции проводилисьмасштабные культовые мероприятия,большинство из них считалось»государственными» праздниками.Подобные общие собрания в определенныхкультовых местах, посвященных какому-либобогу, сопровождавшиеся жертвоприношениями,играми и т.п., назывались панегиреями.Олимпийские игры считались главнейшимии важнейшими среди всех панегирей, таккак Олимпия была святилищем Зевса, исоответственно все остальные религиозныецентры Эллады негласно подчинялисьему.

Система проведения и идейнаянаправленность Олимпийских игр,разработанный кодекс правил, четкаяшкала ценностей — все это вместе повлиялона создание образа «kalos kagatos», т.е.в дословном переводе прекрасно-благогочеловека. Это был идеал всестороннеразвитого человека, прекрасного теломи душой. Такой герой мог потягаться сбогами, если бы не был взращен на идеепочитания богов и обязательной верностизаветам предков. Этот образ волновал искульпторов, и писателей античности втечение столетий. В изобразительномискусстве каноном совершенства считаетсястатуя Поликлета, изображающаяюношу-копьеносца. Одним из примеровтакого типа в литературе является образИсхомаха в произведениях Ксенофонта.

Когда в IV веке начались бесконечныевнутренние войны, распри и предательства,греки стали использовать религию каксильнейшее средство воздействия напротивника. Дельфийский оракул работалпочти по заказу, вера утратила чистоту,ясность и смысл, это не могло не сказатьсяи на проведении игр. Участие в них теперьпринимали только профессиональныеборцы, которые уже не верили в помощьбогов, а рассчитывали только на собственнуюсилу и хитрость. Были введены денежныепризы, тогда как в классическую эпохууже один лавровый венок олимпионикасимволизировал все почести и преимущества,которые атлет приобретал вместе спобедой.

Иссяк поток красочных процессий,люди все больше разубеждались вовсесильности богов и все чаще бросалиим вызов. К концу тысячелетия случалось,что игры не на что было проводить. ЦарьИрод, посетивший Олимпию в 12-8 гг. дон.э., восхитился самой идеей подобныхсоревнований. Узнав, что святилищу нехватает средств на былой размах, онучредил специальный денежный фонд дляпроведения игр. Несмотря на частыеподачки со стороны взбалмошных вельмож,Олимпия влачила жалкое существование.

Спустя несколько столетий сюдапришли христиане, разграбили сокровищницыи уничтожили все, что не смогли унести(а среди всего прочего и чудо света -знаменитую статую Зевса работы Фидия).Затем по этой земле прошлись варвары,и пара землетрясений довершили делоразрушения.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Концепция человека в античной культуре

Одна из важнейших особенностей древнегреческого мировоззрения, утраченная современной культурой, состоит в удивительной органичной цельности, отзывчивости, пластичности античной мысли и античного чувства. Примечательно, что постижение, самопознание сложного внутреннего мира человека, вынужденного самостоятельно определять свои взаимоотношения с гораздо более сложным коллективным миром гражданского полиса, необходимо оборачивалось беспрецедентными по разнообразию, глубине и изяществу попытками проникнуть в загадочное устройство Космоса, прояснить тайну его возникновения.

Есть основания полагать, что древнегреческая философия складывалась до того, как появились так называемые «первые философы», а именно — в религии, мифологии, искусстве, особенно в эпосе и трагедии. Так, например, пристальное внимание сказителя, поэта к внутреннему миру личности, к её поучительной судьбе, к индивидуальным психическим особенностям человека достаточно ясно представлено в поэмах Гомера и Гесиода.

Античная культура космологична. Космос выступает ее абсолютом. Космос по-гречески — это не только мир, Вселенная, но и украшение, порядок, мировое целое, противостоящее Хаосу упорядоченностью и красотой. И если вся окружающая природа прекрасна, то верность ей становится незыблемым принципом греческого искусства. И. И. Винкельман, исследуя греческое искусство, упоминает о существовании закона, предписывающего художникам «подражать природе как можно лучше под страхом наказания». Уже в самом общем подходе к миру, природе, космосу античный грек утверждал эстетические категории, тесно связанные между собой, пронизывающие всю античную культуру и получившие особое развитие в искусстве — красота, мера, гармония.

Красота, прекрасное, согласно чтимому греками Аристотелю, объективно существует в настоящем мире, в ее основе лежат характеристики онтологического порядка: соразмерность, определенность, ограниченность и единство в многообразии.

Мера понимается как исходный принцип существования чего-то определенного. Она едина и неделима, она — характеристика совершенства. «Прекрасное есть надлежащая мера во всем», — полагает философ Демокрит. «Меру во всем соблюдай» — рекомендует Гесиод. «Ничего слишком!» — учит надпись на фронтоне в Дельфинском храме Аполлона. Мера вводится в античной Греции в философскую, политическую, эстетическую и этическую культуру, представляя собой одну из основных ее категорий.

Природа Греции сама осуществляет меру — в ней нет ничего громадного. Все обозримо и понятно. Море не угнетает рыбаков и мореплавателей своей безбрежностью, почти всюду видны берега, и остров, видимый за 150 км, кажется греку «щитом, положенным на море». Горы не отличаются значительной вышиной, в прозрачном воздухе все видимые предметы воспринимаются в отчетливых формах. Грек не угнетен безбрежным пространством как египтянин в пустыне или скиф в степи, он воспринимает мир в четких естественных границах. Незначительность размеров греческих государств превращало абстрактное понятие об отечестве в представление о родном и любимом городе-полисе.

Человек, привыкший к таким ясным конкретным представлениям и образам, как нельзя более был способен к пониманию гармонии между видимыми частями созерцаемого. Вот почему как основная черта бытия понималась греками и гармония — единство в многообразии, «внутренняя природа вещей». Наивысшее выражение гармония, как и мера, получает в искусстве, но образцом для произведений искусства является гармония в космосе, природе, гармония человека, общества.

Античная культура — это тип европейской рациональной культуры. Грек созерцал космос, воспринимая его таким, как он есть, не задумываясь и не давая глубокого осмысления античному мирозданию. Но восприняв его, грек должен был доказать, просчитать и вычислить все, что вначале он утвердил умозрительно и принял на веру. И если гармония, как настаивал Аристотель, есть отношение величин, которым свойственно «движение и положение», если она выражается в «пропорции и связи вещей», то должны быть математические нормы этой связи. Отсюда — наличие канона, совокупности правил, определяющих идеальные пропорции гармонической человеческой фигуры. Тело человека подверглось тщательному геометрическому изучению, в результате которого были установлены правила пропорционального соотношения его частей.

Историки полагают, что теоретиком пропорций является скульптор Поликлет (2-я половина V в. до и. э.), автор труда «Канон». Практически теория пропорций Поликлета выражена прежде всего в его собственных статуях атлетов «Дорифора» («Копьеносец») и «Диадумена» («Юноша с победной повязкой»).

Математические расчеты базировались на наблюдении над реальным человеческим телом. Но тело, совершенное и прекрасное само по себе, было лишь частью гармоничной личности античного мира. Идеал, к которому должен стремиться каждый гражданин греческого полиса — калокагатия. Прекрасная (kalos) и хороший, добрый (agathos) человек соединяет в себе красоту безупречного тела и внутреннее нравственное совершенство, причем приоритет явно принадлежит второму. «Кто прекрасен — одно лишь нам радует зрение; кто же хорош — сам собой и прекрасным покажется», — выражает эту мысль поэтесса Сапфо (VII век до н. э.). Достигнуть идеала можно было упражнениями, образованием и воспитанием. Воспитание предполагало единство развития физического и умственного в равной степени — «гимнастического» и «мусического». Ко второму относилось «поприще муз» — все искусства (пение, музыка, танцы, поэзия), искусство счета, речи, искусство спора. Основу литературного образования составляли произведения Гомера, Гесиода, Эзопа.

Таким образом, уже космологизм греческой культуры предполагал антропоцентризм. Космос постоянно соотносится с человеком, природные объекты — с человеческим телом. Такой подход определяется и общим отношением античного грека к земной жизни. Любовь к повседневным радостям утверждалась в качестве своеобразного идеала, преимущество жизни над смертью огромно, понимание его составляет смысл античного мировоззрения: «Всем суждено умереть, и никто предсказать не сумеет даже на завтрашний день, будет ли жив человек. Ясно все это поняв, человек, веселись беззаботно… И наслаждайся любовью, ведь жизнь у тебя однодневна. Прочие тяготы все я оставлю судьбе».

Античный грек высоко ценил эти рекомендации. Он был способен на героические самопожертвования, но умирая, жалел о том, что приходится оставлять этот прекрасный мир. Антигона, одна из самым популярных в античной Греции мифических героинь, главное действующее лицо трагедии Софокла, шествуя на смерть, жалеет о тех днях счастья, которые подарила бы ей жизнь. Ахилл, герой Троянской войны, уже провозглашенный царем над умершими, готов к жизни, как «поденщик, работая в поле, службой у бедного пахаря хлеб добывать свой насущный, нежели здесь над бездушными мертвыми царствовать мертвым».

Антропоцентричность античной греческой культуры предполагает культ тела человека. Идеализируя богов, греки представляли их в образе человеческом и наделяли высшей телесной красотой, потому что не находили более совершенной формы.

Культ тела определялся и более прагматическими причинами. Каждому греку нужно было заботиться о ловкости и силе для военных целей, ему приходилось защищать отечество от врагов. Красота телосложения почиталась высоко и достигалась физическими упражнениями и гимнастикой. Историки свидетельствуют, что культ тела был мощнейшим стимулом решения социально-политических задач. Агесилай, царь спартанский, чтобы ободрить своих воинов, велел раздеть пленных персов. Увидев их изнеженные тела, свидетельствуют историки, греки расхохотались и пошли вперед, полные уверенности в победе над презренным противником.

Культ тела был настолько велик, что нагота не вызывала чувства стыдливости. Человеческое тело стало мерилом всех форм греческой культуры . Греческая философия не может быть понята без эстетики теории красоты и гармонии. Греческая математика, физика, астрономия — «скульптурный и осязательный». Пластично все греческое искусство — архитектура, скульптура, поэзия, драма. Представленная на сцене трагедия походила на ряд оживленных рельефов, маска актера служила символом изображаемого им характера; и сам актер представлял собой живую статую.

Человек и его качества служили критерием определения даже таких, казалось бы, далеких от телесной пластики видов деятельности, как риторика. Один из авторов сравнивал речи известнейшего в Афинах ритора И Сократа с ухоженными и прекрасными телами юных атлетов на состязаниях, а речи его ученика Демосфена — с воинами, в полном вооружении, грозно сверкающими оружием и доспехами. Но наиболее полно телесность и пластичность были выражены в таких видах искусства, как архитектура и скульптура. Математические расчеты сооружаемых храмов соотносились с человеческим телом. При всяких сооружениях основные меры древние заимствуют от человеческого тела: пальцы, ладони, стопы, локти и т. д. Мужественная дорическая колонна уподобляется фигуре мужчины — физически сильного, твердо стоящего на земле, не требующего никаких украшений и прекрасного уже физическим совершенством, стройная ионическая колонна сравнивается с фигурой женщины, утонченной и нарядной. Колонна украшена орнаментом в виде листьев пальмы или лотоса с завитками-волютами, аккуратными и симметричными, как прическа гречанки. И углубления на ионической колонне тоньше и богаче, чем на дорической. Коринфская колонна создана, как полагает Витрувий, «в подражание девичьей грации».

Однако антропоцентризм имеет более глубокий смысл, чем соответствие с человеческим телом, даже в архитектуре. Так, пропорции храма и его размеры соотносимы с человеком. Но не с реальным человеком — для этого составляющие храма слишком велики, здание «предполагало» героя, титанического человека, оно возвышает человека и приобщает его к миру высоких и могучих явлений. Такая архитектура становится важной силой в духовной культуре греческого общества, воспитывает в человеке гражданина. античный культура поликлет космологичность

Принципом патриотизма проникнута и такая черта античной культуры, как состязательность: она характеризует все сферы жизни. Главную роль играли состязания художественные — поэтические и музыкальные, спортивные, конные. Греческий агон (борьба, состязание) олицетворял характерную черту свободного грека: он мог проявить себя прежде всего как гражданин полиса, его личные заслуги и качества ценились только тогда, когда выражали идеи и ценности полиса, городского коллектива. В этом смысле греческая культура была безлична. Легенда гласит, что замечательный афинский скульптор Фидий, посмевший на щите Афины Промахос, огромной статуи Акрополя, изобразить себя в образе бородатого воина, был едва не изгнан из Афин.

Наиболее ярким выражением античного агона стали знаменитые Олимпийские игры, которые Греция подарила миру. Истоки первых олимпиад теряются в древности, но в 776 г. до н.э. было на мраморной доске впервые записано имя победителя в беге, и этот год считается началом исторического периода Олимпийских игр. Местом Олимпийских празднеств была священная роща Альтис. Место выбрано очень удачно. Все постройки: храмы, сокровищницы, стадион, ипподром — возведены в ровной долине, обрамленной покрытыми густой зеленью холмами. Природа в Олимпии проникнута духом мира и благоденствия, который устанавливался на время Олимпийских игр. В знаменитом храме Зевса Олимпийского (V в. до н. э.) находилась статуя бога, созданная Фидием и считавшаяся одним из семи чудес света. В священной роще тысячи зрителей разбивали свой лагерь. Но съезжались сюда не только ради состязаний, здесь заключались торговые сделки, поэты, ораторы и ученые выступали перед зрителями со своими новыми речами и произведениями, художники и ваятели представляли на суд присутствующих свои картины и скульптуры. Государство имело право оглашать здесь новые законы, договоры, другие важные документы. Раз в четыре года устраивался праздник, равного которому античность не знала — праздник духовного общения лучших умов и самых блестящих талантов Греции. Афинская Академия — роща, посвященная афинскому герою Академу, прославилась и тем, что отсюда позднее начинались самые интересные состязания бегунов — бег с факелами.

Позднее к Олимпийским прибавились Пифийские игры в Дельфах, посвященные Аполлону, Истмийские в честь бога Посейдона, Немейские, прославлявшие Зевса. Игры давали религиозную санкцию физическим достоинствам — «аретэ» и моральное право властвования над людьми.

В греческом агоне берет свое начало диалектика — умение вести беседу, опровергая рассуждения и аргументы соперника, выдвигая и доказывая собственные доводы. В таком случае «внимать Логосу» означало «быть убедимым». Отсюда преклонение перед словом и особое почитание богини убеждения Пейто. В греческом агоне обосновывалось право существования различных философских направлений, явившихся источником культурного прогресса. Философия — любовь к мудрости — формировала метод, который мог использоваться в различных сферах жизни. Знания имели практический смысл, они создавали почву для искусства-мастерства — «техне», но они приобретали и значимость теории, знания ради знания, знания ради истины.

Состязательный характер античной культуры заставляет обратить внимание еще на одну черту ее — греческая культура празднична, внешне красочна, зрелищна. Обычно праздники были связаны с регулярными шествиями и соревнованиями в честь богов — покровителей полиса. Раз в четыре года отмечался праздник в честь богини города Афин — Большие Панафинеи. Обязательно включались в празднование факельные шествия, музыкальные и танцевальные представления, большая процессия с жертвенными животными и новыми одеждами для статуи Афины в Эрехтейоне. Жертвоприношения, затем музыкальные и атлетические состязания увенчивали праздник. Победитель награждался дарами Афины (по преданию именно она подарила грекам оливковое дерево) — венком из священной оливы и замечательной амфорой с оливковым маслом.

Широкую известность получают и Дионисии — аттический праздник в честь бога Диониса. Великие Дионисии праздновались пять дней и включали яркие шествия, сопровождавшиеся культовыми песнями, танцами и драматическими представлениями.

Культура античной Греции, отмеченная указанными выше характерными чертами, представляет собой процесс становления и развития различных форм материальной и духовной деятельности. В конкретные исторические периоды общественные приоритеты отдаются разным видам этой деятельности. Но во все века наиболее полно выражала основные тенденции античности культура художественная — искусство.

Размещено на Allbest.ru

В 5 классе история Древней Греции занимает особое место, потому что именно там произошло зарождение и укрепление философской мысли, из которой вышли многие фундаментальные современные науки и взгляд на окружающий мир.

Эгейская эпоха

Период в античной истории, охватывающий время культурного взлета и расцвета Эллады представляет наибольший интерес, ведь именно тогда произошло становление многих жанров современного творчества. Развитие культуры Древней Греции делят на пять периодов, первый из которых называют эгейским.

Наивысшим культурным достижением Древней Греции в это время являются дворцы в Микенах и Кноссе. Именно на Крите зародился миф о Тесее и Минотавре, ведь в Кноссе дворец имел более трехсот комнат и был настоящим чудом строительной мысли, потому что имел два этажа!

Карта Древней Греции

Рис. 1. Карта Древней Греции.

Период Гомера

За время этого периода, длившегося с 11 по 9 века до н.э., происходит откат развития человечества на юге Балкан до общинного строя.

Падение Трои

Рис. 2. Падение Трои.

Период Гомера начался для Греции с нуля потому, что погибла предыдущая цивилизация, которая была крито-микенской. По предположениям ученых, это произошло из-за извержения вулкана.

Примечательно, что на фоне морального упадка культура и ее ценности были сохранены и продолжили свое развитие. Подтверждение этого факта можно найти на страницах «Иллиады» и «Одиссеи», написанной Гомером. Кроме этих произведений и археологическим раскопкам на месте Трои ничего больше об этом периоде неизвестно.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • 1. Древняя Греция
  • 2. Мифы Древней Греции
  • 3. Город-государство в Древней Греции
  • 4. Философия Древней Греции

Разрушенная греками Троя была найдена довольно романтически. Гражданин США Генрих Шлиман мечтал найти клад царя Приама и разбогатеть. Взяв в руки «Иллиаду», с 1870 года он буквально по ее строкам на голом песке начертил разрушенный город и приступил к раскопкам. Так, благодаря труду, написанному за 3000 лет до рождения Шлимана, город был найден.

Архаичный период

В архаичные века наблюдается рост греческих полисов, начинается чеканка денег, формируется греческий алфавит и письменность.

Именно в эту эпоху были проведены первые Олимпийские игры, а также был сформирован культ красоты тела.

Классический период

Это был настоящий бум научной мысли и культурного развития! Во времена этого периода жили и творили Платон, Аристотель, Сократ, Диоген, Эзоп. Эратосфеном была составлена карта ойкумены – мира, который был известен грекам. В эти годы Геродот стал отцом истории, а Перикл проводил свои знаменитые реформы. В Афинах был построен Парфенон, было широко развернуто строительство храмовых комплексов с использованием колонн. Небывалой популярностью пользовался возникший театр драмы и комедии. С классическим периодом связано единственное документальное упоминание об Атлантиде в литературных трудах Платона «Тимей» и «Критий». Были сформированы основы математики и геометрии, автором которой стал Евклид. Широкой популярности достигла вазопись.

В классический период ораторское искусство, живопись, наука и другие жанры искусства переживают взлет и развитие. В это время Греция была ведущей страной мира.

Диоген в бочке

Рис. 3. Диоген в бочке.

Эллинизм

Последний период в истории Древней Греции. Во время этого периода происходило объединение эллинских и восточных традиций, которые происходили благодаря завоеваниям Александра Македонского. В этот же период Рим покоряет Грецию и она теряет свой суверенитет, превращаясь в рядовую провинцию империи.

Что мы узнали?

Говоря кратко самое главное о культуре Древней Греции, следует отметить, что здания и поэмы, великие философы и скульптуры – это и есть «греческое чудо», которое заложило фундаментальные основы для нынешней цивилизации.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

    На сколько периодов делят историю Древней Греции?

    • На 2
    • На 3
    • На 4
    • На 5
Начать тест(новая вкладка)

Оценка доклада

Предпосылки, на основе которых появились первые теоретические представления о культуре, возникли еще на ранних этапах существования цивилизации и закрепились в мифологической картине мира. Уже в античности люди догадывались, что они отличаются от животных, что есть четкая грань, отделяющая мир природы от человеческого мира. Знаменитые историки Гомер и Гесиод видели эту грань в нравственности. Именно нравственность изначально понималась как главное человеческое качество, которое отличает людей от животных. Позже это отличие назовут «культурой».

Само же слово «культура» появилось в эпоху Древнего Рима. Это слово произошло от глагола «colere», который означал «взращивать, возделывать, обрабатывать землю». В этом значении его использовал известный римский политик Марк Порций Катон (234 – 149 до н.э.), написавший трактат «De agri cultura».

Однако отправной точкой в формировании научных представлений о культуре принято считать книгу выдающегося римского оратора и философа Марка Туллия Цицерона (106 – 43 до н.э.) «Тускуланские беседы». В данной книге Цицерон применил слово «культура» в ином смысле, как «нечто облагороженное, усовершенствованное». Этим словом он стал обозначать все созданное человеком, в отличие от мира, созданного природой. Таким образом, понятие «культура» стало противопоставляться другому латинскому понятию «натура» (природа).

При этом «культура» по-прежнему понималась как «возделывание и обработка земли». Но отныне считалось, что объектом такой обработки может быть не только земля, но и сам человек. Культура, таким образом, стала пониматься как совершенствование души при помощи философии и красноречия.

Античное понимание культуры – гуманистично, в его основе лежит идеал человека – это и человек-гражданин, подчиняющийся законам своего полиса, выполняющий все гражданские обязанности, и человек-воин, защищающий его от неприятеля, и человек, способный наслаждаться прекрасным. Достижение этого идеала и было целью культуры. Поэтому культура понималась как определенные моральные нормы, а также характер усвоения этих норм.

В силу таких представлений первым значением термина «культура» стало отождествление его с воспитанием и образованием, которые развивают в человеке разумную способность суждений и эстетическое чувство прекрасного. Такая система воспитания и образования существовала в Древней Греции и называлась «пайдейя». Ее целью было совершенствование человека как личности. При этом человек не терял чувства единства с природой, которая понималась как космос – универсальный миропорядок. В основе этого порядка лежал закон, существующий как в природе, так и в обществе. Таким образом, культурный человек воспринимал свою жизнь как естественное продолжение данного природного порядка.

Такое положение дел казалось ему незыблемым, он верил, что сами боги стоят на страже этих порядков. Поэтому в понятие «культура» в качестве обязательного элемента входило «благочестие» – необходимость участия в религиозном культе, в поклонении богам. Не случайно слово «культура» означает не только «возделывание», но и «почитание», т.е. поклонение богам (религиозный культ).

Однако уже в период эллинизма, а затем и в эпоху Римской империи прежние идеалы культуры разрушаются. Общество переставало нуждаться в гражданах, в условиях социальной и политической нестабильности актуальными были другие человеческие качества. Все большей становится потребность античного человека в чуде. Появление христианства, давшего человеку эту веру, последовавший за этим кризис и разрушение античного мира завершили развитие этих тенденций, которые отразились в средневековых представлениях о культуре.