Купольная базилика

Наиболее законченное выражение идеяпропорционального соотношения различныхчастей храма нашла в византийскихкрестово-купольных храмах IX и последующегостолетий, а также в крестово-купольныххрамах Грузии, Балкан и Руси. В планекрестово-купольный храм образует либоравноконечный крест, либо крест, укоторого нижний конец, соответствующийзападному крылу храма, длиннее трехдругих концов. Верхний конец креста,соответствующий восточному крылу,завершается, как и у базилики, полукруглойили прямоугольной в плане алтарнойапсидой. В тех местах, где продольныйцентральный неф пересекается с поперечнымнефом, устанавливаются четыре опорныхстолба, на которых покоится купол.Планкрестово-купольного храма символизируетне только крест, но и человека сраспростертыми крестообразно руками(т.е. человека в традиционной дляхристианской древности молитвеннойпозе).Форма креста использоваласьв храмовой архитектуре уже в V веке. ХрамАпостола Иоанна в Ефесе (V в.) представлялсобой грандиозное сооружение, состоявшееиз четырех базилик, соединенныхкрестообразно одна с другой. Такая жеконструкция лежала в основе другой неменее грандиозной постройки V века —церкви монастыря Преподобного СимеонаСтолпника в Калат-Семане (Сирия). Однаков обоих указанных случаях крестообразнаяформа достигалась за счет пристройкик основной базилике трех дополнительныхбазилик.Во второй половине IXвека крестово-купольный храм становитсяпреобладающей формой храмовой архитектурыв Византии. Широкому распространениюэтого типа храма способствовала егобольшая технологическая простота всравнении с грандиозными купольнымибазиликами.   Если сравнитьвизантийские крестово-купольные храмырубежа двух тысячелетий с купольнымибазиликами VI века, то бросается в глазасущественное изменение пропорций всторону «вертикали-зации».Византийскийхрам на протяжении всей второй половиныпервого тысячелетия постепенно»вытягивался» в высоту — как за счетсокращения длины западной частицентрального нефа, так и за счет увеличениявысоты стен по отношению к их длине.Кроме того, изменили форму купола храмов:они стали меньшими по диаметру, нобольшими по высоте, поскольку ставилисьтеперь на высоких барабанах.   влияние.

Русскаяцерковная архитектура

Храмы Киевской Руси

Первыерусские храмы строились византийскимиархитекторами или по византийскимобразцам.Уже при князе Владимире в Киеве появляютсяпервые крестово-купольные храмы, в томчисле знаменитая церковь Богородицы,получившая название Десятинной (989—996)по той причине, что на ее поддержаниеВладимир выделил десятую часть своейказны.   Однако расцвет церковногозодчества наступает при Ярославе Мудром,когда в крупных городах Киевской Русивозникают величественные крестово-купольныехрамы: Софийский собор в Киеве (1037—1044),Софийские соборы в Новгороде (1045—1052) иПолоцке (сер. XI в.), Спасо-Преображенскийсобор в Чернигове (ок. 1036).   В концеXII и первой трети XIII века церковнаяархитектура активно развивается наСмоленской земле, откуда зодчих приглашаюти в другие города Руси (Рязань, Новгород,Псков, Киев). Смоленский архитектурныйстиль этого периода отличает стремлениек башнеобразности за счет последовательнопроведенного принципа нарастания высотыот периферии к центру. Храм,вытянутый в высоту, как считается,выражал общий архитектурный идеалэпохи.В вертикализации русского храма некоторыеисследователи усматривают влияниезападноевропейской готики. Известно,что в описываемый период в западнойРуси, в частности в Галиц-кой земле,работали польские и венгерские мастера.А в Холме в 1230-е годы некий «хытрец Авдий»украсил храм скульптурными мотивами иинкрустациями по камню, в окна же вставил»стеклы римския» (витражи). Как мы ужеговорили, процесс постепенной»вертикализации» храма начался еще вВизантии; на Руси он продолжился, в томчисле, возможно, не без влияниязападноевропейской архитектуры.   Каки в Византии, храмы на Руси строилисьалтарем на восток. Под востоком при этомпонимали место на горизонте, откудавосходило солнце в день закладкихрама.   Наиболеераспространенным строительным материаломбыл кирпич; широко применялся такжекамень различной породы. Для фундаментовприменялись каменные валуны. Кладкастен была, как правило, смешанной — изкирпича и камня. Камень также использовалсядля облицовки стен. Основным связующимматериалом были различные растворы изизвести, цемянки (мелко толченнойкерамики) и песка.   Проектируяцерковные здания, русские зодчиепользовались системой пропорциональностей,унаследованной от Византии.    Особенностьювнешнего оформления некоторыхдревнерусских храмов было обилиебарельефов на стенных фасадах. В отличиеот росписи внутренних стен храма, имевшейсугубо религиозное содержание, барельефына фасадах в основном представлялисобой растительный орнамент; нередковстречались изображения птиц и животных.Вершиной древнерусской архитектурнойпластики являются соборыВладимирско-Суздальской Руси, в частностифасады храма Покрова-на-Нерли, Георгиевскогохрама в Юрьеве-Польском и Дмитриевскогособора во Владимире. Барельефы храмаПокрова-на-Нерли изображают царя Давида,восседающего на троне с псалтирью(гуслями) в левой руке: его игру слушаютзвери и птицы



Определена роль взаимодействия культур в развитии византийской архитектуры. Выделены основные вехи в становлении храмового зодчества.

Ключевые слова: Византия, исторический аспект, архитектура, храм

Keywords: Byzantium, the historical aspect, the architecture, the temple

Культурное наследие Византии трудно переоценить. Наследие византийской культуры прямым образом повлияло на духовную и культурную жизнь России. Особенно взаимодействие культур прослеживается в архитектуре, можно сказать, что Россия стала основной преемницей и продолжательницей традиций и духовных канонов Византии. Если рассмотреть историю развития архитектуры Византии, то можно выделить три основных периода: ранневизантийский (V-VIII.вв.), средневизантийский (VIII-XIII вв.) и поздневизантийский (XII-XV вв.). Среди этих периодов отмечался период высшего расцвета — это был первый период, который приходился на время царствования Юстиниана (20–60 гг. VI в.), в это время Византия была могущественной державой, которая покорила многие страны, такие как: Греция, Малая Азия, Италия, Адриатика. Также покорёнными стали народы Передней Азии, южного Средиземноморья.

Культура завоёванных стран отразилась на развитии Византийской культуры. Характерной чертой византийской культуры является синтез античных и восточных элементов в искусстве и архитектуре.

Особое влияние на развитие архитектуры оказала христианская идеология, особенно это сказалось на монументальном каменном строительстве. Композиция церквей соответствовала с назначением здания и с поставленной задачей утвержденной императорским могуществом, что обусловило единство поисков и безусловное единство развития культовых зданий, несмотря на региональные отличия, в которых показывались особенности и традиции некоторых народов. .

Развитие купольных композиций храмов является основополагающим элементом в развитии храмового зодчества в мировом сообществе, которое выразилось в появлении новых типов структур — купольной базилики, центрической церкви с куполом на восьми опорах и крестово-купольной системы. Развитие первых двух типов храмов можно соотнести на ранневизантийский период. Крестово-купольная система храмов развивалась в период средне-византийской архитектуры.

К византийской эпохе также относится и строение монастырей, которые строились в виде архитектурных комплексов. Монастыри огораживались крепостными сооружениями, внутри которых располагались жилые и хозяйственные постройки монахов, большая трапезная, а доминирующим зданием была — церковь. Многие достижения в архитектурном строительстве Византия переняла у Рима, в частности, в области арочно-сводчатых конструкций. Важнейшей конструктивной разработкой византийской архитектуры является разработка системы опирания купола на четыре отдельно стоящие опоры с помощью парусного свода. Данная конструкция позволила освободить интерьер храма от больших стен и расширить внутреннее пространство. В строительстве храмов использовался плоский кирпич, который укладывался на растворе. Раствор состоял из цемянки, что придавал раствору прочность, также в раствор добавляли мелко истолченный кирпич и известь.

Цемяночный быстросхватывающийся раствор позволял возводить купола и своды по древневосточному обычаю — без использования дорогостоящих лесов. При строительстве куполов кладка выполнялась отдельно — кольцо за кольцом, наклоняя кирпичные ряды. Продолжая восточные традиции, конструкция византийских сводов из кирпича сильно отличается от конструкции римских сводов, которые возводились по деревянным кружалам. Чтобы облегчить вес, в кладки сводов для этого добавлялись пористые каменные породы, такие как пемза. Черепицей или свинцовыми листами покрывались своды и купола.

Византийские зодчие в строительстве церковных сооружений опирались на эллинистические источники. Одним из известных источников, фигурирующий в строительстве Софии Константинопольской был комментарий к книге Герона Александрийского «О конструировании сводов», автором которого был Исидор из Милета. Трактат «О парадоксах механики» написал сам архитектор собора Софии Анфимий из Тралл.

Влияние греческих традиций и воздействие местных архитектурных школ способствовало художественному осмыслению новых конструктивных систем в византийском зодчестве. Раскрытие в композиции конструктивной формы, характерно древнегреческой архитектуре, что стало и в византийскую эпоху главным тектоническим принципом, но данный принцип выразился с развитием сводчато-купольных форм при преобладающем значении внутреннего пространства. Основными средствами выразительности являлись сами конструктивные элементы-своды, купола, аркады, которые четко читались в интерьере без лишней пластики и декоративной перегрузки. Стены в основном облицовывались разноцветными плитами мрамора или расписывались фресковой живописью, также широко применялась мозаичная живопись, располагавшаяся обычно на изогнутых поверхностях стен, в куполах и сводах. Можно было увидеть и резную скульптурную обработку стен, которая воспринималась только как легкий рельефный рисунок, не разбивающий плоскости стены. В разделениях интерьера сохранились ордерные мотивы, но пропала типичная для Древнего Рима ордерная аркада.

В византийской архитектуре доминирующим мотивом стала аркада на колоннах, которая появилась еще в период Римской империи. Форма аркады стала конструктивна. Несущая часть колонны осталась от римского ордера, также изменилась и форма капители, с прямоугольным основанием на круглую колонну. Капитель стала более массивной, чем в римских колоннах, она получает форму опрокинутого полушара с усеченными сторонами. Скульптурная отделка капители украшалась геометрическим узором. Ствол и колонны часто создавались монолитными, иногда на оба конца колонны накладывались свинцовые прокладки.

В ранневизантийских храмах использовался тип базилики — это удлиненное здание, где средний неф выделялся по ширине и высоте и был отделен от малых нефов аркадой на колоннах. Большую роль в развитии византийской архитектуры сыграли базилики, которые были построены в восточных районах- в Сирии, Малой Азии, Закавказье.

Большое влияние на развитие византийских центрических зданий оказали и сложившиеся в этих областях купольные сооружения (церковь в Эсре 515 г., церковь «вне стен» в Русафе в Месопотамии, 569–586 гг.). Особое значение приобретает купол на четырех или восьми опорах. Одним из ранних примеров этого типа в Сирии может служить церковь в Босре (513 г.), в которой купол опирался на четыре опоры.

Церковь Сергия и Вакха в Константинополе (527 г.) представляет собой центрическую композицию на восьми устоях, основа которой — сильно развитое подкупольное пространство. Ступенчатая структура и богатая пластика образованы в основном конструктивными элементами: куполом, полукружными арками, диагональными экседрами, устоями, арками на колоннах и т. п.

При господстве купола в композиции большое значение имеют диагональные ниши — экседры. В сочетании с колоннами они образовали пространственные устои, воспринимающие распор купола в диагональном направлении. В этой развитой структуре центрического купольного здания роль интерьера стала ведущей в соответствии с особенностями христианского ритуала, происходившего главным образом в центре храма под куполом-символом небосвода .

Пиком развития арочно-сводчатых структур стала грандиозная купольная базилика собора Софии в Константинополе, которую построили греческие архитекторы Анфимий из Тралл и Исидор из Милета в 532–537 гг., собор был построен во время правления императора Юстиниана. Собор Софии в Константинополе стал самым грандиозным и выдающемся произведением византийской архитектуры. Собор Софии стал придворным храмом императора и главным зданием Византийской империи.

Купольная базилика собора Софии Константинопольской совмещала в себе особенности структуры выдающихся римских сооружений — базилики Константина и Пантеона, тем не менее общие размеры собора Софии существенно превышают их, а конструктивная основа значительно отличается от прототипов. Собор представляет в плане прямоугольник со сторонами 74,8Х69,7 м. Центральное пространство формируется четырьмя массивными пилонами высотой 23 м., связанными между собой подпружными арками и парусами, на которые опирается центральный купол диаметром 31 м. и толщиной в замке 0,6 м. Несущая конструкция купола состоит из сорока радиальных кирпичных ребер, опирающихся на круговое кольцо, сечением 2,1Х0,8 м, выполненное из прочного камня, Кольцо снаружи подкреплено сорока небольшими контрфорсами. В целях максимального облегчения конструкции ребра купола и заполнение между ними выкладывались из специально изготовленных пемзовых кирпичей на толстых слоях цемяночного раствора. Ребра, имеющие в основании сечение 70Х15 см, с возвышением купола постепенно уменьшаются до полного исчезновения на расстоянии 5,7 м от оси. Тонкие стенки между ребрами внизу прорезаны проемами высотой 4,6 м и шириной 1,5 м. Паруса, заключенные между подпружными арками, выложены из кирпича. Несущие эти арки пилоны выложены из квадров известняка на известковом растворе с прокладками из свинца в верхней части. Они соединены арками с пилонами, воспринимающими распор купола в поперечном направлении. Распор купола в продольном направлении воспринимается грандиозными полукуполами глубиной около 14 м., подпирающими конструкцию основного купола с востока и с запада. Полукупола подпираются еще более низкими полукуполами экседр. Создана четко взаимодействующая система купольного и полу купольных пространств, сливающихся в одно огромное пространство главного нефа площадью 1970 м2 (площадь зала Пантеона 961 кв. м). Сравнительно тонкие кирпичные «оболочки» этих форм обладают прекрасной пространственной жесткостью. Объемы каждого из малых полукуполов служат своеобразными «контрфорсами» по отношению к объемам больших полукуполов. Такова же роль последних по отношению к куполу. Значительно более узкие боковые нефы имеют два яруса, отделенных от главного нефа аркадами на колоннах. Сравнительно тонкие стены храма (1,1–1,5 м) выложены из кирпича с широкими слоями цемяночного раствора. Кровля была покрыта свинцовыми листами.

Интерьеры отличались богатством форм и отделки. Здесь пространственность и воздушность сочетаются с гигантским масштабом. Однако несмотря на грандиозные размеры, архитектурные формы не подавляют человека. Важнейшей особенностью интерьера является его тектоническая ясность, подчеркнутая всем строем членений, отделкой и освещением. Пространственная, пластичная и уравновешенная конструкция-основа выразительности. Система сферических поверхностей-купол, паруса, полукупола и конхи экседр-акцентированы мозаичными изображениями на золотом фоне. Световое решение композиции также подчеркивало значение сферических форм, особенно купола. Этой цели служат многочисленные проемы, устроенные в нижней части купола и полукуполов, а также нарастающая от периферии к центру интенсивность световых потоков, которая достигает своей кульминации в обильном освещении под купольного пространства из-под сферы через 40 проемов в ее основании. Залитый светом купол как бы парит над всем интерьером, подчеркивая его воздушность и пространственность.

В тектонике интерьера здания важную роль играют аркады на колоннах. Они не противопоставляются стене, а являются их органической частью в местах раскрытия боковых галерей в основной неф. Цельные стволы колонн имеют энтазис, сложную базу с классическими профилями и конструктивно целесообразную форму капители с плоской резьбой, подчеркивающей цельность блока. Нагруженные аркады точно следуют в плане очертаниям главных конструктивных форм. Вместе с тем они выполняют существенную роль в масштабности интерьера, связывая грандиозные формы с размерами человека . Собор Софии в Константинополе оказал огромное влияние на последующее развитие архитектуры. И хотя ни одно здание уже не достигало размеров и великолепия этого храма, его композиция являлась образцом, которому подражали и на котором учились многие поколения строителей.

Литература:

  1. Брунов Н. И. Архитектура Византии // Всеобщая история архитектуры. Т. 3. Архитектура восточной Европы. Средние века. — М.: 2002.
  2. Лихачева В. Искусство Византии IV-XV веков. — Л.:Искусство, 1986.
  3. Удальцова З. В. Византийская культура. — М., 1988.
  4. Якобсон А. Л. Закономерности в развитии средневековой архитектуры. Л.:Наука, 1985.

В период формирования собственно византийского типа архитектуры (V-VII вв.) довольно широко был распространён базиликальный план построек. Наиболее ярко он был представлен в сооружениях Италии, и особенно самого Рима. Именно он впоследствии стал основой формирования базиликального архитектурного типа католических церквей в Западной Европе, но это произошло значительно позже.
В рассматриваемый нами период в разных областях империи, как на Западе, так и на Востоке имели место и иные варианты.
Большое влияние на развитие византийских центрических построек оказали купольные конструкции, применявшиеся в христианском храмовом зодчестве Сирии и Малой Азии. Некоторые из них имеют деревянные купола, но встречаются и такие, которые перекрыты куполами из кирпича. Особое значение приобретают конструкции, в которых купол покоится на четырех или восьми опорах.
Храм в Босре, Сирия (511-12 гг.) представляет собой снаружи четырехугольник, а внутри – круг. Восемь крупных столбов расположены по кругу, между ними по два небольших столба. Вся система опор соединена арками, на которых покоится купол. Полукруглые апсиды размещены по углам.

план церкви в Босре, Сирия

Церковь св. Георгия в Эсре в Сирии (513-15 гг.) является произведением, в котором суммированы достижения архитекторов предыдущего периода в области создания центрических построек. В плане она представляет собой восьмиугольник, вписанный в квадрат. Переходом между ними служат угловые ниши. Восемь столбов, соединенных арками, несут купол. Они членят внутреннее пространство храма на центральную часть и окружающий её обход.

план церкви в Эсре, Сирия

Из всех существовавших архитектурных конструкций именно купольная базилика имела для формирования византийской архитектуры наибольшее значение.
В отношении строительных материалов и конструктивных приёмов зодчество периода сложения византийской архитектуры распадается на две больших школы, при этом каждая из школ внесла свой существенный вклад в формирование византийского стиля архитектуры. Одна из этих школ — столичная, константинопольская; другая, восточная, наиболее ярко представлена постройками Сирии. Для сирийской школы характерна кладка из отёсанных каменных блоков, но перекрытия — обычно деревянные. Часто в монументальных сооружениях, а может быть и в жилых постройках, применялись купола из дерева, внутренние поверхности которых иногда были украшены мозаикой, а наружные поверхности стен и куполов покрывались тонким слоем штукатурки.
В Малой Азии в начале V века чередование камня и кирпича в кладке стен было широко распространено. В качестве примеров можно привести церковь Марии в Эфесе в Малой Азии. При этом следует помнить, что в Эфесе сохранились руины двух церквей, поэтому ее часто называют «Две Марии», одна была построена в V в. – типичная постройка довизантийского зодчества. Вторая церковь – византийская купольная базилика VI в. (план см. ниже).

церковь Марии в Эфесе, V в., слева — общий вид, справа — бапсистерий

церковь Марии в Эфесе V в., изменения в времени

В константинопольской школе строительные материалы и технические приёмы представляли собой более сложную картину. Основным отличием от Сирии являлось широкое применение кирпича и сводов. В Константинополе каменная и кирпично-каменная кладка типична преимущественно для городских стен. Преобладание кирпича в кладке наблюдается в Константинополе уже в начале V века в сооружениях ипподрома, Большого дворца и церкви Сергия и Вакха. Каменные прокладки в них служат только дополнением к кирпичной кладке. А в св. Софии они вообще применены лишь в самых ответственных местах.
В конструкционном отношении отчётливо проявляются две основные тенденции: сирийское и отчасти малоазийское зодчество склоняются к отчетливым геометрическим объёмам, поставленным изолированно друг от друга, к небольшим проёмам окон, малому их числу, к статичным интерьерам. В архитектуре Константинополя и других крупнейших городов собственно византийского мира наблюдается тенденция к сложным динамическим интерьерам, к преобладанию их над наружными массами здания, к расчленённым, даже подчас раздробленным объёмам и их связи с городской застройкой.

Для того, чтобы понять какую роль играли архитектура и зодчество в формировании византийского стиля и византийской культуры вообще, нужно дать краткую характеристику специфики городской среды и жизни городов.
В городской застройке практически до конца существования империи продолжали жить традиции античного градостроительства. Наиболее ярко это было выражено в Константинополе. Тенденция к централизации и регулярной планировке заметна вплоть до поздневизантийского периода. Лучевая планировка улиц, сходившихся к главной площади с императорским и патриаршим дворцами, собором и ипподромом, подчеркивала абсолютизм императорской власти.
Сравнительно мало известна гражданская и жилая застройка византийских городов. Судя по описаниям современников, существовали кварталы ремесленников и купцов, дворцы крупных феодалов и чиновников, рыночные площади, крупные мастерские, гостиницы, цирки, театры и библиотеки. В рядовых городских жилых домах преобладала свободная планировка чисто утилитарного характера. Система византийского дворца представляла собой развитие обычного жилого дома. Наиболее выдающиеся богатые дома и дворцы имели на фасадах, выходящих на главные улицы, колоннады, которые несли перекрытия над тротуарами.
Очень большое значение для византийского города имели окружавшие его мощные крепостные стены, что обусловлено историческими предпосылками жизни империи, постоянно находившейся под угрозой нападения варваров. Стены многих византийских городов, в особенности Константинополя, представляли собой архитектурные сооружения, влиявшие на развитие зодчества. В это время были выработаны новые приёмы защиты крепостных ворот при помощи дополнительных укреплений, появились такие детали, как боевые парапеты с зубцами и бойницами, бойницы, простые и навесные, закрытые оборонительные балконы, дозорные вышки.
Однако, второе по значимости место в архитектурном ансамбле городов занимали византийские монастыри. Городские и особенно загородные монастыри, обычно представляли собой крепости. Основными зданиями в них были жилые и хозяйственные постройки монахов, примыкавшие к крепостным стенам, но центр монастыря — храм. Церковь и монастыри укрепляли своим авторитетом существовавший социальный и политический строй средневекового государства, и государственная жизнь часто была почти неотделима от церковной.
Характер византийской культуры ярко проявился в преобладании в византийском зодчестве храмовых построек. Конструкции византийских церквей были очень разнообразны: купольная базилика, церкви, перекрытые куполом на восьми опорах и, затем крестово-купольные постройки. Во всех этих сооружениях купол, перекрывавший центральную часть здания, господствовал над амвоном; к подкупольной, центральной части храма примыкал алтарь в апсиде. Центральная часть была, как правило, окружена дополнительными помещениями для присутствующих при богослужении.
Византийские архитекторы стремились по возможности облегчить стены и столбы здания. Они делали большие проёмы, которые связывали отдельные части интерьера в одно компактное целое, в свою очередь, связанное с наружным пространством. Однако, несмотря на хорошую связь с наружным пространством, внутреннее пространство храма всегда трактовалось как особый мир. Церковный интерьер — символическое изображение вселенной. Такая интерпретация получила дополнительное наглядное выражение и в оформлении интерьера храма. Характер изображения фигур и сцен влиял на пространство интерьера, придавая ему облик, отличный от реального пространства жизни, быта людей и окружающей природы.
Поскольку христианское богослужение, в отличие от языческих ритуалов совершалось внутри храма, перед византийскими зодчими встала задача создания храма с обширным помещением, в котором могло бы собраться большое количество людей.
Остановимся на характеристике основных черт наиболее ярких церковных построек того времени.
Первой крупнейшей византийской постройкой Константинополя является церковь Сергия и Вакха. Она была сооружена в 527-36 гг. — времени вступления на престол Юстиниана I и представляет собой одну из первых его строек. Существует предположение, что здание построено Анфимием и Исидором — знаменитыми архитекторами и инженерами Константинопольской Софии, что подтверждается сходством этих храмов. Действительно, церковь Сергия и Вакха является одним из главных предшественников Софии.

церковь Сергия и Вакха. слева — общий вид, справа — вход

церковь Сергия и Вакха, 527 г. аксонометрический разрез, план
церковь Сергия и Вакха, интерьеры, 527-536 гг.

Детали интерьера церкви Сергия и Вакха несут на себе следы античной традиции, что выражается в довольно сильной выпуклости обломов карниза и в некоторой скульптурности нижних капителей. Однако широкое применение прорезного орнамента говорит о стремлении к ажурности форм. Прорезной каменный карниз проходит на уровне капителей колонн нижнего яруса и связывает все части здания воедино.
Общая система церкви Сергия и Вакха основана на центрической композиции — центральный восьмигранник, увенчанный куполом. Довольно мощные подкупольные столбы еще напоминают более ранние здания в Сирии и Малой Азии. Однако, ряд композиционных приёмов, в том числе существовавшая мраморная облицовка, доходившая до основания сводов, несколько облегчали массу столбов.
Купол, органично связанный с квадратом плана, доминирует над всеми остальными частями интерьера. Конструкция усложнена тем, что между столбами помещены поочерёдно прямоугольные и полуциркульные в плане экседры. Экседры имеют небольшие размеры. Благодаря ажурности колоннад из середины интерьера хорошо видна окружающая галерея. Но на фоне этого внутреннего обхода отчётливо выступает главное — подкупольное пространство.

Неизвестно, как именно происходило здесь богослужение, но, видимо, именно пространство под куполом было главным вместилищем присутствующих. Назначение здания в качестве придворной церкви говорит о том, что в его центральной части находились во время службы император с семьёй и придворные.
Церковь св. Ирины Констанстинопольской (532 г.н.э.) – однокупольная укороченная базилика, большие окна, пирамидальная конструкция с тонкими стенами, которые были полностью покрыты золотом. Здесь преобладание купола ещё более отчётливо выражалось с помощью мозаики, сплошь покрывавшей прежде его огромную внутреннюю поверхность.

церковь св. Ирины. слева — общий вид, справа — стена храма

храм св. Ирины, слева — общий вид интерьера, справа — вид на купол изнутри храма

Церковь Сан-Витале в Равенне является выдающейся постройкой того же времени (526-547 гг.). Ее внешняя конструкция имеет в плане восьмиугольник и увенчана центральным куполом. Интересна внутренняя конструкция: купол держится на восьми опорах, которые образуют в центре базилики ротонду. Столбы-опоры соединены двумя ярусами аркад. Все это создает удивительный эффект внутри базилики, в самом центре много цвета, а в наружных галереях царит таинственный полумрак. Такая игра света максимально выигрышно подает мозаики в пресвитерии и апсиде базилики. Эти и другие особенности конструкции сделали эту церковь эталоном для церквей каролингского возрождения.

базилика Сан-Витале, Равенна, Италия, слева — внешний вид, справа — план
интерьер базилики Сан-Витале, слева — часть ротонды с куполом и экседры, справа — неф

Под верхним рядом окон в стене главного нефа расположена серия полукруглых ниш, захватывающих территорию боковых нефов, они как бы объединяются, создавая новое, необычное пространственное решение. Боковые нефы сделаны двухэтажными, — верхние галереи предназначались для женщин. Новая, более рациональная конструкция сводов позволила разместить по всему фасаду здания большие окна, заполняющие светом его внутренние объёмы. Неординарность архитектурных форм соответствует богатому внутреннему декору очень просторного интерьера.

церковь Сан-Витале
слева — световое решение интерьеров, справа — Агнец божий (подкупольная мозаика)

император и императрица на церковной службе
слева — Юстиниан со свитой, справа — Феодора со свитой

Слева и справа от алтаря помещены мозаики, на которых изображены император Юстиниан, его придворная свита и духовенство, присутствующие на церковной службе. На противоположной стене изображена императрица Феодора со своими придворными дамами. Эти мозаики свидетельствуют о том, что к постройке церкви Сан-Витале император имел непосредственное отношение. Именно эту, одну из первых «граненых» церквей на территории Италии принято считать собственно византийской.
Именно при императоре Юстиниане (482-565, годы правления — 527-565) возник новый тип храма – купольная базилика, объединившая центрический и базиликальный типы построек, при преобладающем значении купола.
Купольная базилика получила признание и широкое распространение во всех регионах Ромейской или Восточно-римской империи.
Наиболее яркими примерами являются византийские купольные базилики:
1. собор Софии в Фессалониках, первая половина VIII в. (план, разрез, фасад, база и обрамление двери);
2. церковь Успения в Никее, начало VIII в. (план и разрез);
3. церковь Марии в Эфесе, VI в. (план).

Византийские купольные базилики

Купольная базилика стала основным и наиболее распространенным типом храма «золотого века» византийской архитектуры. Особенности архитектуры главного сооружения этого периода будут рассмотрены в следующей публикации.
Заканчивая этот раздел, остановимся еще на нескольких важных чертах.
Не было почти ни одного города, где стараниями Юстиниана не было бы построено церкви, монастыря, больницы, странноприимного дома, фонтана, колодца или какого-нибудь укрепления. Больше всего построек возводилось в столице.
Особой красотой и роскошью отличался Большой Константинопольской дворец. Он включал комнаты императорской семьи, помещения для дворцовой охраны и служащих, ремесленные мастерские, залы для приемов, церкви, часовни, внутренние дворы, сады, лестницы. Строения дворца уступами, террасами и аркадами спускались к Мраморному морю. Площадь перед дворцом композиционно была оформлена так, что воспринималась как центр подвластного византийцам мира.

Парадный фасад Большого дворца в Константинополе

слева — Морской фасад Большого дворца
справа — Большой дворец или Буколеон, V—VIII вв. реконструкция морского фасада
Важным звеном жизни столицы был ипподром – центр и средоточие массовых зрелищ. Однако ипподром неоднократно становился очагом знаменитых константинопольских пожаров. В период с 491 по 601 гг. – восемь раз. Причем, эти пожары возникали не из-за неосторожного обращения с огнем (освещения или жаровен торговцев), а в результате вандализма соперничающих между собой партий ипподрома – «синих» и «зеленых», и примыкавших к той или иной стороне «красных» и «белых». Один из самых разрушительных пожаров произошел во время восстания «Ника!» в 532 г. при императоре Юстиниане Великом. Ипподром сильно пострадал, но еще при жизни императора был полностью восстановлен.

слева — Большой Константинопольский ипподром. Реконструкция. IV век.
справа — Большой Константинопольский ипподром. Реконструкция времен Юстиниана. VI век.

Поскольку Константинополь не имел проточной воды, поэтому для обеспечения города водой по приказу императора была построена цистерна «Базилика», возведенная недалеко от св. Софии. В Константинополе было много акведуков и около 40 цистерн, но эта, сохранившаяся до настоящего времени, стала самой большой. Она имеет форму базиликального храма, 336 восьмиметровых колонн поддерживают кирпичный свод. Колонны размещены в 12 рядов по 28 колонн в каждом и увенчаны коринфскими капителями. В апсиде 2 колонны, базы которых выполнены в форме головы Медузы.



цистерна Базилика. головы Медузы, варианты 1, 2, 3
цистерна Базилика. головы Медузы, общий вид
цистерна Базилика. слева — колонны с базами; справа — колонны с коринфскими капителями
цистерна Базилика, слева — колоннада с арочным перекрытием, справа — тромпы на сводах

Особое внимание Юстиниан обращал на защиту столицы. Для этого были построены мощные крепостные стены, мосты, дороги, маяки и укрепленные гавани, прикрывающие город с моря и суши, в том числе Длинная стена с башнями и воротами, протянувшаяся от Черного до Мраморного моря. Она обеспечила полноту защиты города с севера.

слева — Длинная стена Константинополя, справа — стены Константинополя с моря

Продолжение следует…

Третья часть статьи >>
Четвертая часть статьи >>

Сергей Попов.

Вместе с христианской верой, Русь приняла от Византии и образ храма с уже весьма развитой богословской символикой. Сейчас мы не будем касаться этой сложной темы и поговорим собственно об архитектуре.

Надо сразу сказать, что какого-то чёткого хронологического периода строительства храмов в византийском стиле нет. Традиционно к этому стилю относят архитектуру Киевской Руси, однако подобные храмы строились и значительно позже. Все древнерусские храмы имеют в своей основе византийскую архитектурно-художественную модель, но на Руси эта модель быстро стала приобретать собственные национальные черты.

Поэтому, для начала попробуем разобраться, как был устроен византийский крестово-купольный храм в Х веке. Мы рассмотрим только основные элементы пространственной организации и конструкции такого храма.

Центральное пространство византийского храма называется наос, с запада к нему примыкает нартекс (притвор), а с востока полукруглые или гранёные апсиды, в которых находится алтарь. Алтарь отделяется от центрального пространства храма невысокой алтарной преградой. Дополнительное пространство между апсидами и наосом называется вима, в основном это характерно для больших храмов.

План византийского храма

Киев, Софийский собор
Киев, Софийский собор

Великий Новгород,
Софийский собор
Великий Новгород, Софийский собор

Полоцк, Софийский собор
Полоцк, Софийский собор

Владимир, Успенский собор
Владимир, Успенский собор

Чернигов, Спасо-
Преображенской собор
Чернигов, Спасо-Преображенской собор

Овруч, Васильевский
монастырь
Овруч, Васильевский монастырь

Владимир-Волынский,
Успенский собор
Владимир-Волынский, Успенский собор

Чернигов, Успенский собор
Чернигов, Успенский собор

Киев, Успенский собор
Киев, Успенский собор

Киев, собор
Михаила Архангела
Киев, собор Михаила Архангела

Чернигов,
Борисоглебский собор
Чернигов, Борисоглебский собор

Великий Новгород,
Никольский собор
Великий Новгород, Никольский собор

Переславль-Залесский, cобор
Спаса Преображения
Переславль-Залесский, cобор Спаса Преображения

Спас-Нередицы, церковь
Спаса Преображения
Спас-Нередицы, церковь Спаса Преображения

Киев, Киево-Печерская лавра.
Надвратная церковь
Троицы Живоначальной
Киев, Киево-Печерская лавра. Надвратная церковь Троицы Живоначальной

Киев, церковь
Спаса Преображения
на Берестове
Киев, Церковь Спаса Преображения на Берестове

Великий Новгород,
Георгиевский собор
Великий Новгород, Георгиевский собор

Великий Новгород,
собор Рождества Богородицы
Великий Новгород, собор Рождества Богородицы

Псков, Рождества
Иоанна Предтечи, собор
Псков, собор Рождества Иоанна Предтечи

Псков, собор
Спаса Преображения
Псков, собор Спаса Преображения

Старая Ладога,
церковь Георгия
Победоносца
Старая Ладога, церковь Георгия Победоносца

Византийский крестово-купольный храм имел прямоугольный или квадратный в плане наос. Внутри наоса размещалось четыре свободно стоящих колонны. Колонны связаны между собой и с наружными стенами храма арками, на которые опирались своды, образующие в плане крест. На пересечении ветвей креста, в центральной части (средокрестии), храм имел главу в виде сферического купола, поднятого на круглом световом барабане. Барабан опирался на четыре подпружные арки, переход от центрального подкупольного квадрата к круглому барабану достигался за счёт дополнительных угловых сводов (парусов).

В крупных храмах к четырём центральным опорам могла добавляться дополнительная пара колонн, позволяющая увеличить размеры храма. Если дополнительные колонны ставили в восточной части, перед апсидами, то получался храм с вимой. Чаще дополнительные колонны ставили с западной стороны, увеличивая пространство перед нартексом.

Колонны разделяли храм на три нефа, центральный и два боковых. С восточной стороны нефы заканчивались полукруглыми апсидами. Поперечный неф, образующий вместе с центральным нефом крест, называется трансепт. Центральный неф и трансепт были шире и выше боковых нефов. Апсида могла быть одна центральная, но чаще устраивали три апсиды.

Крылья креста перекрывали цилиндрическим сводом, который выходил на фасады в форме полукруглой закомары. Угловые ячейки (компартименты) более низкие и могли перекрываться различными типами сводов. На фасаде форма свода угловых ячеек обычно не выражена, эти части стен имеют горизонтальное завершение. В пятиглавых храмах в угловых ячейках ставили малые световые барабаны. Полукруглые апсиды перекрывались конхой (полукуполом).

К западной части храма добавлялся нартекс, отделённый от основного помещения стеной с проёмами. Над нартексом делали хоры, в виде второго яруса, открытого в пространство храма, в больших храмах они могли продолжаться и в боковые нефы. На хоры попадали по лестнице, которую в небольших храмах делали в стене, а в крупных пристраивали в виде башни.

Церковь Пресвятой Богородицы
(Десятинная) в Киеве
Церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) в Киеве
Софийский собор в Киеве
Софийский собор в Киеве
Софийский собор
в Великом Новгороде
Софийский собор в Великом Новгороде
Софийский собор
в Полоцке
Софийский собор в Полоцке
Спасо-Преображенский
собор в Чернигове
Спасо-Преображенский собор в Чернигове
Великая Успенская церковь
Киево-Печерского монастыря
Великая Успенская церковь Киево-Печерского монастыря
Надвратная Троицкая церковь
Киево-Печерского монастыря
Надвратная Троицкая церковь Киево-Печерского монастыря
План
Спасо-Преображенский собор
Мирожского монастыря в Пскове
Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря в Пскове

Обычно византийский храм одноглавый, реже пятиглавый. Иногда в одноглавых храмах ставили две дополнительные главы для освещения хоров. Покрытие глав храма имеет простейшую посводную форму, то есть покрытие укладывается непосредственно на кирпичную поверхность купола. Покрытие глав делали из черепицы или применяли свинцовые листы. На всех главах устанавливался греческий равноконечный крест.

Строились храмы из кирпича особого размера (приблизительно 40x30x3), который называется плинфой. В Византии была узнаваемая кладка стен со скрытым рядом, когда каждый второй ряд плинфы утапливался в кладку и не был виден на фасаде. Для кладки использовалась цемянка — известковый раствор с добавлением керамической крошки. Стены храма приобретали декоративный полосатый вид.

Византийские храмы имели характерную форму окна — два или три арочных проема, объединенных общей аркой.

Такова в общих чертах структура византийского крестово-купольного храма. Это была вполне законченная конструктивно-художественная система.

Именно её и получила Русь после крещения. Опыта каменного строительства в Древней Руси не было, однако существовала достаточно развитая дохристианская деревянная архитектура. К сожалению, нам о ней известно очень мало. Новая религия потребовала быстрого строительства храмов и поэтому первые церкви были построены из дерева, практически сразу после принятия христианства. В «Повести временных лет» сказано, что после крещения киевлян в Днепре, Владимир «повелъ рубити церькви и поставляти по мъстомъ, идеже стояше кумиры.». Греки вряд ли могли научить русских строить из дерева, но проблем с постройкой рубленых церквей не возникло. Как выглядели эти церкви сказать трудно, но характерной их чертой являлось многоглавие, которое позже было перенесено и на каменные церкви.

Первая православная церковь, возможно, была построена в Киеве княгиней Ольгой ещё в 960 году, но о ней практически ничего не известно. Традиционно считается, что первая русская каменная церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) построена в Киеве в 991-996 гг. греческими мастерами. Первоначально это был традиционный византийский четырёхстолпный храм с тремя апсидами и нартексом. Скорее всего, он был пятиглавым. До наших дней от церкви сохранились только фундаменты, позволившие восстановить её первоначальную планировку.

Центричный крестово-купольный храм конструктивно не мог быть большим, а для первых соборов Руси именно размер храма имел огромное значение. Поэтому, взяв за основу схему крестово-купольного храма, его центральный объем в русских соборах обстраивается с трех сторон дополнитель¬ными галереями. Так произошло и с Десятинной церковью. Это схема уже не имела прямых аналогов в архитектуре Византии.

В киевской Софии 1037 года , ради увеличения внутреннего пространства, к византийской трёхнефной части было добавлено ещё два нефа, а уже эта пятинефная пятиапсидная часть с трёх сторон была окружена галереями. Центральные колонны византийских храмов заменили крупными крестообразными столпами. На втором ярусе над дополнительными нефами и галереями были устроены огромные хоры. Для освещения такого храма уже было недостаточно пяти глав, поэтому в киевском соборе вокруг центральной главы сгруппированы двенадцать малых световых глав. Дополнительные нефы и галереи ступенчато повышались к центру, создавая пирамидальный силуэт храма, подчеркнутый многоглавием, так же повышавшимся к центральной главе.

В новгородской Софии (1045) дополнительные нефы, окружающие центральную крестово-купольную часть, имеют одинаковую с ней высоту и образуют единый объем. Это пятиглавый собор с дополнительной шестой главой над лестничной башней. В отличие от византийских храмов, построенных из плинфы, новгородский собор выстроен из камня, из кирпича частично сделаны своды и арки. В соборе цилиндрические своды чередуются с двускатными перекрытиями, которые выступают на фасаде в виде треугольных фронтончиков. Крайние нефы, в которых на втором ярусе были устроены хоры, перекрыты половиной цилиндрического свода, на восточном и западном фасадах они образуют полузакомары. Как и в киевской Софии, основной объём храма обстроен галереями. Но в новгородском соборе галереи гораздо шире, они не создают пирамидальный силуэт, а подчёркивают монолитность центральной части. Это впечатление ещё больше усиливают пять крупных, плотно поставленных глав.

От семиглавой полоцкой Софии (1066) практически ничего не осталось. Сохранились только фрагменты нижней части стен и три апсиды с восточной стороны. Сейчас собор полностью перестроен в стиле «виленского барокко». Первоначально полоцкая София была пятинефным храмом с тремя апсидами. Характерной особенностью полоцкого собора, отличающей его от киевского и новгородского храма, является удлиненная алтарная часть с вимой, отделённая от крайних нефов глухими стенами, и отсутствие внешних галерей. Достоверной информации о том, как выглядел собор Святой Софии в Полоцке, у нас, к сожалению, нет. Предполагаемый внешний вид полоцкой Софии

Все три пятинефных Софийских собора построены в византийской традиции крестово-купольного храма. Однако, в устройстве дополнительных нефов, видно желание русских князей повторить в своих храмах великолепие столичных императорских соборов, в первую очередь константинопольской Софии. Позднее пятинефные соборы на Руси уже не строили. Облик пятинефного храма приобрёл в 1189 году владимирский Успенский собор, перестроенный Всеволодом «Большое Гнездо» из трёхнефного собора Андрея Боголюбского 1160 года.

Наиболее близок к византийским образцам черниговский Спасо-Преображенской собор, построенный около 1036 года. Возможно, это связано с тем, что его строили мастера князя Мстислава Владимировича, уже построившие каменный собор Богородицы (1023) в Тмуторокане на Таманском полуострове. Крупная центральная закомара, завершающая ветви креста, по византийской традиции подчёркивается горизонтальным завершением боковых нефов. Интересно применение в интерьере привезённых мраморных ионических колонн. С восточной стороны перед апсидами добавлена пара столпов, образующая виму и позволившая сделать больше центральную часть храма. В западной части размещается нартекс. С севера к храму была пристроена круглая лестничная башня, ведущая на хоры, устроенные над нартексом и в боковых нефах. Важной особенностью Спасо-Преображенского собора было то, что хоры в боковых нефах доходили до подкупольного пространства, от которого отделялись тремя арочными проёмами. На месте второй (южной) башни, построенной в позднейшее время, была устроена крещальня. У собора пять световых глав со сферическими куполами. Первоначально купола имели посводное покрытие из свинцовых листов.

Большое влияние на древнерусскую архитектуру оказала Великая Успенская церковь Печерского монастыря (1078). К сожалению, церковь была окончательно уничтожена во время войны. Сейчас она воссоздана в пышных формах украинского барокко с позднейшими пристройками и совсем не напоминает древнюю церковь.

В первоначальном четырёхстолпном одноглавом храме с нартексом, на фасаде появляются лопатки, соответствующие столпам храма, а все прясла (участки стен между лопатками) завершаются закомарами, образуя на фасадах непрерывную волнистую линию. Такое решение фасада уже очень сильно отличалось от византийских образцов.

По типу Успенской церкви в 1113 году был построен одноглавый собор Михаила Архангела Михайловского монастыря. В этом соборе впервые была позолочена глава, за что собор получил наименование «Златоверхий». Собор неоднократно перестраивался, а в 1930-е годы был взорван. Сейчас он воссоздан, но не в первоначальных формах, а в позднейшем стиле украинского барокко. Возможно, такое решение связано с тем, что сегодня собор принадлежит неканонической Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата.

Фасады Великой Успенской церкви с позакомарным покрытием, в дальнейшем стали традиционными для русских храмов. В этом стиле построены Борисоглебский собор в Чернигове (1123), Николо-Дворищенский собор в Великом Новгороде (1136), Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском (1152), церковь Спаса на Нередице (1197) и многие другие русские храмы.

К храмам построенным в византийском стиле относится Успенский собор Елецкого монастыря в Чернигове (1119) который хотя и был значительно перестроен в 17 веке, но сохранил характерные центральные закомары с тремя окнами. В этом же стиле была построена Васильевская церковь в Овруче (1190), с двумя лестничными башнями и Успенский собор во Владимире-Волынском (1160), но их внешний вид реконструирован в 19 веке в предполагаемых формах.

Хорошо сохранилась надвратная Троицкая церковь Печерского монастыря (1108). Это небольшая четырёхстолпная одноглавая церковь, почти квадратная в плане. У церкви нет нартекса и хоров. Внутренние полукруглые апсиды на фасаде никак не выражены. Каждый фасад разделялся плоскими лопатками на три прясла, центральное несколько шире боковых. Все прясла завершались полукруглыми закомарами. Сейчас фасады церкви имеют более позднее декоративное оформление. В дальнейшем именно тип небольшого четырёхстолпного храма стал самым распространённым на Руси.

Церковь Спаса на Берестове в Киеве (1125) имеет выступающие боковые части нартекса, в одной части расположена крещальня, а в другой лестничная башня. Но наиболее интересны были три притвора с северной, южной и западной стороны. Они имели трёхлопастное завершение фасада. В этот период такое завершение не получило распространения, но в дальнейшем стало характерным для новгородской архитектуры. От древнего храма сохранился почти на полную высоту только нартекс с крещальней и лестничной башней, остальное было полностью утрачено.

Интересно решение Георгиевского собора Юрьева монастыря (1119). В основе, это византийский одноглавый четырёхстолпный крестово-купольный храм с нартексом. Однако мастер Пётр, построивший собор, добавил к основному объёму квадратную лестничную башню. Это было бы вполне традиционным решением, но Пётр поставил её как продолжение западного фасада и в одном уровне с центральным объёмом храма. За счёт этого западный фасад увеличился и стал более монументальным. Над башней мастер добавил вторую главу, а чтобы уравновесить общую композицию сделал третью главу над хорами. Получился оригинальный асимметричный трёхглавый собор.

По похожей схеме и, возможно, тем же мастером построен трёхглавый собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде (1117), но в нём лестничная башня круглой формы резко выделена из основного объёма храма. В этом храме западные столпы наоса сделаны не крещатыми, а восьмигранными.

Три главы имеет собор Ивановского монастыря в Пскове, в нём две дополнительные главы, как и в византийских храмах, симметрично поставлены над хорами.

Возведение большого количества каменных храмов было бы невозможно без наличия собственный строительной школы. Поэтому, хотя первые храмы строились греками, довольно быстро появились свои, русские мастера. Они-то и вносили в византийскую систему все те отличия о которых мы говорили. В этом смысле очень характерно строительство Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря (1156) в Пскове. Его строили приглашённые греческие мастера и поэтому он повторяет наиболее ранний вариант византийских крестово-купольных храмов. В нём крест обозначен не столпами, а выделен стенами. Угловые ячейки и боковые апсиды первоначально имели пониженную высоту, выделяя форму центрального креста. Такие храмы на Руси не строили и русские мастера практически сразу подняли высоту угловых частей собора. От греческого храма сохранились пониженные апсиды и арки на боковых фасадах, соответствующие первоначальной высоте угловых ячеек.

Подобную архаичную структуру имела и церковь Георгия в Старой Ладоге (1165), но её строительство было прервано и достраивалась она уже в виде традиционного храма с позакомарным покрытием.

Первые древнерусские храмы имели скромный декор в виде уступчатых нишек и простых кирпичных фризов, киевские храмы за счёт применения скрытых рядов кладки получали декоративные полосатые стены. Новгородские и псковские храмы были ещё более сдержанные. В противовес скромной отделке фасадов, интерьеры храмов богато украшались мозаиками и фресками, имеющими не только художественный, но и глубокий символический смысл.

К сожалению, храмов этого периода сохранилось очень мало, а те, что сохранились, были неоднократно перестроены. Но даже на их примере видно, насколько разнообразными были первые древнерусские храмы. Вместо простого копирования византийских образцов, на Руси происходило активное освоение возможностей новой архитектуры.

В заключение хочется сказать следующее:

В конце Х века основным типом византийского храма стал его крестово-купольный вариант. К этому времени опыт создания огромных купольных базилик, по подобию константинопольской Софии, был, скорее всего, утрачен. Поэтому передать эти знания на Русь, греки уже не могли. В результате все первые русские каменные храмы по своему типу являются крестово-купольными. Однако идеальным образцом храма для Руси навсегда остался именно константинопольский Софийский собор, в котором послы князя Владимира почувствовали себя «на небесах». Не зря, первые великокняжеские соборы в Киеве, Новгороде и Полоцке носят имя Святой Софии Премудрости Божией.

Получив самую совершенную в христианстве византийскую художественную систему, Русь практически сразу начала её творчески переосмысливать. Это косвенно говорит о наличии развитой дохристианской архитектурно-художественной традиции. Первые каменные храмы близки к византийским образцам, но уже отличаются от них. В это время идёт поиск новых архитектурных форм. Византийской осталась планировочная основа и объёмная структура православного храма. Но его пластическое решение, оставаясь в рамках византийской художественной традиции, практически сразу приобретает черты национального своеобразия. Поэтому, уже первые русские храмы внешне отличаются от византийских прообразов.

Ещё нет единого стиля, он только формируется. В каждом храме появляются новые, собственно русские элементы. Какие-то из них станут определяющими для древнерусской архитектуры, а какие-то не получат развития и исчезнут. Многоглавие, живописная пирамидальность общей композиции, появление на фасадах закомар, завершающих все прясла, а не только крылья креста, трёхлопастные завершения, это уже черты русской архитектуры. Характерной особенностью первых великокняжеских соборов стали обширные хоры, присущие не византийским крестово-купольным храмам, а императорским купольным базиликам. Большие размеры первых русских храмов, тоже мало соответствуют византийским образцам.

Византийские храмы этого времени имеют скорее горизонтальную композицию. Это подчёркивается полосатой кладкой и горизонтальным завершением боковых прясел. Древнерусские храмы практически сразу устремляются вверх. Где-то это выражено в большей мере, где-то в меньшей, но эта вертикальная устремлённость является, на мой взгляд, главным отличием древнерусских храмов от их византийских образцов.

Все эти черты, возникшие в первых храмах Киевской Руси, получат своё дальнейшее развитие в древнерусской архитектуре отдельных земель. Но об этом позже…