Кусака Андреева

История публикации

Рассказ Леонида Андреева «Кусака» впервые напечатан в сентябрьской книжке «Журнала для всех» за 1901 год.

Жанр, литературное направление, идея рассказа

Среди рассказов о животных – популярного жанра русской литературы второй половины ХІХ века – преимущественное место отводится рассказам о собаках. Несомненно, эта жанровая традиция, начатая Тургеневым и оконченная Чеховым, в начале ХХ века продолжилась рассказом Леонида Андреева «Кусака», в котором звучат пронзительные интонации «Муму», а образ «главной героини» совершенно психологичен и в этом смысле почти не уступает чеховской Каштанке.

Вместе с тем, рассказ Леонида Андреева, к началу ХХ века уже вполне сформировавшегося художника-символиста, привносит в эту жанровую традицию нечто решительно новое. Об этом лучше всего сказал он сам в 1902 году, в письме К. И. Чуковскому, в то время влиятельному литературному критику, обратив его внимание на парадоксальный и символический смысл рассказа «Кусака»: «Мне не важно, кто «он» – герой моих рассказов: поп, чиновник, добряк или скотина. Мне важно только одно: что он человек и как таковой несёт одни и те же тяготы жизни. Более того: в рассказе «Кусака» героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни». Такова идея этого рассказа.

Тема и персонажи

Таким образом, тема рассказа «Кусака» – беспомощность живого существа «перед грозными силами жизни», главных из которых две. Первая – это неумолимая и ничем не преодолимая смена времён жизни, времени счастья и времени несчастья, в данном случае чётко совпадающая со сменой времён года. И вторая «сила жизни», которую лучше было бы назвать силою смерти, – это жестокость и равнодушие друг к другу самих живых существ.

Для иллюстрации действия обеих «сил жизни» выбрано идеальное страдательное лицо или, если угодно, страдательная морда. «В рассказе «Кусака» героем является собака»; более того – бездомная собака: «Она никому не принадлежала; у неё не было собственного имени, и никто не мог бы сказать, где находилась она во всю долгую морозную зиму и чем кормилась».

Далее, как это всегда бывает у Андреева, является безликая массовка тупых, жестоких существ. Это тупые деревенские мужики, деревенские жестокие дети и не менее жестокие деревенские цепные псы. Все они травят несчастную бездомную собаку, превращая её в злобную кусачую тварь. Как известно, собаки бывают кусачие только от жизни собачьей.

Но вот по весне является героиня с «лица необщим выраженьем». Это «гимназисточка Лёля». Бездомная собака первым делом набрасывается и на неё, рвёт ей платье – и тут же получает от неё кличку: отныне она Кусака.

Лёля – существо счастливое, а потому доброе, чуткое и готовое щедро, по-христиански, делиться своим счастьем с ближним и щедро, по-христиански же, ближнего прощать. Немедленно простив Кусаке разорванное платье, Лёля приручает бедную собаку, делает её другом не только своим, но и всей своей многочисленной семьи.

Однако счастливая пора между весною и осенью быстро миновала. И вот уже Лёля не так счастлива, ибо идут дожди, пора съезжать с дачи и ходить в гимназию. Её слабенькое чувство ответственности всё же побуждает её задать маме вопрос о Кусаке. И тут на сцену является очередной жестокий и равнодушный взрослый персонаж:

» — Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнатах её держать нельзя, ты сама понимаешь.
— Жа-а-лко, — повторила Лёля, готовая заплакать.
Уже приподнялись, как крылья ласточки, её тёмные брови и жалко сморщился хорошенький носик, когда мать сказала:
— Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А эта что — дворняжка!
— Жа-а-лко, — повторила Лёля, но не заплакала».

Это «не заплакала» – смертный приговор Кусаке. Дело ведь уже теперь не просто в смене счастливых и несчастливых времён года. А дело в том, что следующей весной Лёля приедет на дачу с «очень породистым щеночком». А Кусаку, которая уже считает эту дачу своим домом и всю зиму будет её охранять (если, конечно, эту зиму переживёт), немилосердно прогонит со двора.

Сюжетная композиция

Сюжет рассказа составляет собачья жизнь за полгода: от начала весны до начала осени. Этой хронологии строго подчинена его композиция.

Рассказ разбит на пять частей. Первая начинается с упоминания о том, что «никто не мог бы сказать», где собака находилась «во всю долгую морозную зиму и чем кормилась». Упоминание это радостное: значит, «долгую морозную зиму» собака всё-таки пережила. На этом оптимистическом фоне не так тяжело, как могла бы, воспринимается вся эта первая часть, посвящённая зимним злоключениям несчастной собаки и составляющая экспозицию рассказа.

Вторая часть – завязка: приезд дачников. Здесь появляется Лёля, а у собаки появляется имя, и Лёля прощает Кусаке разорванное платье: «Приехавшие дачники были очень добрыми людьми, а то, что они были далеко от города, дышали хорошим воздухом, видели вокруг себя всё зелёным, голубым и беззлобным, делало их ещё добрее».

Третья часть – «расцвет» Кусаки: «Всею своею собачьей душою расцвела Кусака».

Четвёртая часть – наступление осени, новая перемена участи, к худшему. Здесь выход Лёли во взрослый мир: не только разговор с мамой о Кусаке, но и прогулка под дождём по тоскливому шоссе, в сопровождении Кусаки, до мерзкого трактира, перед которым

«кучка людей дразнила деревенского дурачка Илюшу… Илюша цинично и грязно ругался, а они без веселья хохотали…
— Скучно, Кусака! – тихо проронила Лёля и, не оглядываясь, пошла назад.
И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой».

И совсем короткая пятая часть – пронзительно грустный финал: «Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась на дачу… Наступила ночь. И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла».

Последняя фраза всего рассказа – «Собака выла».

Подобно другому дачному рассказу Леонида Андреева, «Петьке на даче», рассказ «Кусака» тоже напечатан в сентябрьской книжке «Журнала для всех», но только на два года позже. Таким образом, «сезонная» композиция рассказа должна была соответствовать «сезонному» же настроению читателя, по свежим следам вспоминающего дачный отпуск… Или как раз в этот самый момент чтения съезжающего с дачи? Неужели же здесь нам явлена так называемая просветительская функция художественной литературы, столь чуждая, казалось бы, писателям «серебряного века»? Ведь если журнал «для всех», то «все» прочтут «Кусаку» и не станут бросать своих собак на даче. Ведь кем же, в самом деле, надо быть, чтобы сделать это после прочтения такого рассказа? И неужто «все» таковы?

  • «Иуда Искариот», краткое содержание по главам повести Андреева
  • «Иуда Искариот», анализ повести Андреева
  • «Петька на даче», анализ рассказа Андреева
  • «Бездна», анализ рассказа Андреева
  • «Ангелочек», анализ рассказа Андреева
  • «Друг», анализ рассказа Андреева
  • «Город», анализ рассказа Андреева

По писателю: Андреев Леонид Николаевич

Собака всю жизнь копит злобу на мир, где её обижают и люди, и другие собаки. Зимой она находит пустующую дачу, поселяется под её террасой и бескорыстно её сторожит.

Весной приезжают дачники. Первой собака знакомится с девушкой, гимназисткой Лёлей. При первой встрече собака её пугает, выпрыгивает из-за кустов и отрывает кусок от платья. Со временем люди привыкают к ней и дают ей кличку Кусака. Добрые дачники подкармливают собаку, а Кусака с каждым днём уменьшает на один шаг расстояние между собой и людьми, но подойти поближе всё ещё боится. Лёля всё-таки подходит к Кусаке и гладит её. Так второй раз в жизни собака доверилась человеку. С этого момента Кусака преображается, теперь она принадлежит людям и по праву служит им.

Продолжение после рекламы:

Осенью Лёля вместе с семьёй уезжает в город. Кусаку жалко, но с собой в квартиру собаку брать нельзя. Перед отъездом девушка приходит в сад, находит собаку. Вместе они выходят на шоссе. «Скучно» — говорит Лёля, и идёт назад, а о собаке вспоминает только на вокзале.

Собака долго мечется по следам уехавших людей. Вернувшись на дачу и осознав, что снова осталась одна, она громко воет от одиночества.

Сочинение по рассказу Кусака Андреева 7 класс

Рассказ «Кусака» Леонида Николаевича Андреева является поистине удивительным и поучительным произведением. Эта история про взаимоотношения людей и братьев наших меньших, про поступки по отношению к ним и про наши обещания и слова, которые часто разнятся с делами. Каждому в этом мире нелегко, но животным, не способным зачастую постоять за себя, им приходится тяжелее. И этот рассказ повествует о непростой судьбе бездомной собаки, которая за свою жизнь перенесла много трудных испытаний.
Главная героиня произведения – бездомная собака Кусака. У дворняжки никогда не было хозяев, люди относились к ней жестоко: кидали камнями, били палками, никогда не ласкали и не жалели. Бедная собака еле сводила концы с концами: еле добывала пищу и ночевала в прогнивших, холодных и всеми забытыми местами. Люди, обиженные жизнью и несправедливостью в ней, срывали всю злость на невинном животном. Поэтому Кусака становится озлобленной, не доверяет ни одному человеку и остерегается всех.

Но однажды холодной зимой она нашла заброшенную дачу и осталась там. Весной приехали люди, временные хозяева жилья и территории. И они приручили ее! Это был, можно сказать, долгий процесс: хозяева всячески ее ласкали, поощряли, кормили, хорошо относились, жалели и ухаживали. Вначале Кусака не понимала этого, сторонясь, но позже люди ее приручили, и она расцвела своей собачьей душой, счастливая от того, что теперь нужна и любима. Но счастье длилось не долго…

Люди, ее хозяева, приручившие ее, уехали. А девочка, первая познакомившаяся с собакой, не смогла уговорить родителей забрать ее с ними. Девочка отвела Кусаку подальше, тем самым запутав той след, чтобы она не смогла найти их. Собака долго металась, пыталась вынюхать и пойти по следу любимых, но не смогла, у нее не получилось, и она вернулась когда-то в уютный и шумный дом. И когда наступила ночь, когда тьма поглотила город, животное завыло. Крик всеми и снова брошенной души прорезал ночную тишину. Кусака отчаянно, надрывно выла…

После всего случившегося собака была разбита, так как животные могут испытывать всю боль, боль предательства. Ведь Кусаку, можно сказать, люди заставили их полюбить и привязаться, а потом, действительно, бросили на произвол судьбы. Мы в ответе за тех, кого приручили. В этом предложении и заключается основная мысль, которую хочет донести автор до читателей.

2 вариант

Рассказ Леонида Николаевича Андреева «Кусака” о чувствах брошенной собаки и об отношениях между людьми и животными.

Бездомная собака является главным героем произведения. Она много страдала, озлобилась и перестала доверять людям. Трудно сказать, где она жила и чем питалась. В один год собака поселилась на пустом участке под террасой. Весной, когда солнце прогрело воздух, приехали дачники. Гурьба детей и взрослых веселилась и смеялась, кто-то пел. Красивая и добрая девушка Леля кружилась в саду, подставляя лицо теплым лучам. Собака с осторожностью смотрела из-за кустов. Она ожидала, что ее побьют и прогонят. Дворняжка внезапно набросилась на Лелю, вцепились в подол платья и оторвала кусок. Ее посчитали злой собакой, но потом смирились и между собой называли наша Кусака. Так собака получила свою первую кличку.

Страх побоев еще не исчез, она боялась чужих людей. Вскоре Кусака поняла, что добрые дачники не причинят ей зла. Она выучила их привычки. Перед обедом ждала, что ее накормят. Дети играли с Кусакой, она позволяла себя гладить и ласкать. В знак благодарности и восторга дворняжка нелепо кувыркалась, прыгала. Отогретое лаской и любовью сердце животного начало оттаивать. Кусака с радостью откликалась на свое имя, по ночам охраняла дом и гордилась тем, что служит людям. Что еще нужно для собачьего счастья?

Осенью дачники стали собираться в город. Леля просила взять Кусаку с собой. Бессердечная мать решила, что лучше возьмет породистого щенка, чем эту дворняжку. Они уехали, не простившись с Кусакой. Собака не поняла, что случилось. Она искала их след до станции. Потом забежала на террасу, приподнялась на задних лапах и заглянула в стеклянное окно. В доме было пусто. Только к ночи поняла, что снова осталась одна. От без надежной тоски Кусака выла, ей хотелось к любящему человеческому сердцу.

Призвание собаки в принадлежности людям, служении им, дружбе, доверии. Как часто жестоки бывают люди! Сначала они дарят любовь и заботу, ласкают, приручают животное, а потом оставляют на произвол судьбы. Дачники так поступили с Кусакой. Рассказ учит милосердию и тому, что нельзя, наигравшись, бросать животное.

Картинка к сочинению По рассказу Кусака

Популярные сегодня темы

На данном полотне преобладают тёмные мрачные цвета: коричневый, чёрный, грязно-жёлтый. Кроваво красное небо не предвещает ничего хорошего. Сам вулкан не виден зрителям. Его угрожающие очертания чернеют на заднем плане.

Чехов Антон Павлович – великий писатель краткости. Ему всегда удавалось на пяти-десяти страницах показать и смешную ситуацию, и грустную жизнь, и характеры героев. Он пытался открыть глаза многим людям

На очень трогательной картине Сурикова Василия Ивановича, мы видим девочку, которая является старшей дочерью автора по имени Ольга. Она была написана в 1888 году и имела грандиозный успех

На общем фоне, этой работы, художник показал те здания, которые занимали первое место в городе, Дом союзов и «Москва» гостиница. На первое место, в этой работе, можно чётко рассмотреть, кабину импортного автомобиля, управляемого девушкой

В основе данной картины мы видим людей, в число которых включены и старики, и женщины, и даже дети. Они стоят у стен белокаменного города и отправляют своих родных и любимых людей на опасный и кровопролитный поход.

4. Обретение хозяев и имени

Приезд хозяев дачи собака восприняла, как вторжение на свою территорию. При первом удобном случае она попыталась укусить Лелю. Приехавшие оказались добрыми людьми и не стали принимать никаких мер. Постепенно они привыкли к собаке, стали ее подкармливать и дали ей шутливое имя — Кусака. Дикая собака также стала проникаться чувством доверия к тем, кто впервые относился к ней хорошо. Главная заслуга в «одомашнивании» Кусаки принадлежит Леле. Девушке удалось погладить собаку. Тем самым она отняла у нее вечную «непримиримую злобу» к людям. Кусака была по-настоящему счастлива. У нее появились хозяева, дающие ласку, кров и пищу. За это собака преданно охраняла дачу по ночам.

Сочувствие и сострадание по рассказам Кусака и Юшка 7 класс сочинение

Эти два понятия – сострадание и сочувствие – плотно переплетаются, порой невозможно отличить, что есть что.Чувство жалости и чувство понимания чужих страданий плотно взаимодействуют, что я собираюсь доказать в этом сочинении, используя в качестве примера такие произведения как «Юшка”, А. П. Платонова, и «Кусака”, Л. Н. Андреева. Дабы прочувствовать разницу и сходство, я буду параллельно использовать примеры то из одного произведения, то из другого.

Сначала я разберу понятие «сострадание”. Для пояснения данного чувства, вспомним главных героев произведений, собственно Кусаку и Юшку. Первая – собака, которую жизнь таскает по разным местам, в конце концов вернув к хозяину. Она, Кусака, остаётся, несмотря на всё, любящей, открытой и честной собакой. Она не озлобилась, а всё потому, что ей попадались не только плохие люди, но и добрые и сострадательные. Именно сострадание привело Кусаку на арену цирка, где она смогла вернуться к своим хозяевам. Юшка, человек, довольно пожилой мужчина, который являясь юродивым, проживает в деревне.

Тут сострадание исходит не от окружающего мира, а от самого героя. Деревенские жители его призирают, срывают на нём свои обиды, но всё равно могут и приходят за советом. Правда делают это в основном дети, взрослые Юшку если не побаиваются, то не испытывают к нему особо тёплых чувств. Юшка понимает это, но продолжает относиться ко всем с добротой и состраданием. Он даже помогает одной девушке, живущей далеко в городе, отсылает деньги.

Во вторую очередь, я разберу понятие «сочувствие”. К Кусаке применить это понятие легко, и ей сочувствуют, и она сочувствует. Но вот с Юшкой всё несколько сложнее. Что касается самого персонажа, то он сочувствует всем, кому надо. Но вот окружающие его люди сочувствуют ему не в совсем правильном понимании этого слова. Они сочувствуют ему скорее потому, что считают его жалким в какой-то степени, не умеющим делать самые простые вещи, то есть это злобная, неправильная жалость, неправильное сочувствие.

Подводя итоги всему вышесказанному, могу с уверенностью заявить, что темы «сострадание” и «сочувствие” ясно различаются в произведениях «Юшка”, принадлежащее перу А. П. Платонова, и «Кусака”, принадлежащее перу Л. Н. Андреева. Но в них эти темы рассматриваются с разных сторон и героев, давая возможность шире и полнее понять смысл, рассмотреть значение.

Сочувствие и сострадание в рассказе Юшка сочинение

Достаточно часто в своем творчестве писатели обращаются к теме сочувствия и сострадания. В некоторых произведениях, как и в реальной жизни, герои находят поддержку. Но чаще всё заканчивается непониманием и гонениями.

Прежде всего, необходимо разобраться, что такое сочувствие и сострадание.

Сочувствие – это отзывчивость на проблемы и несчастья того, кто нуждается в поддержке.

Сострадание – это способность «встать на место» другого человека, разделить с ним боль, как бы взяв часть несчастий на себя.

Сочувствие и сострадание – чувства, которые больше и сильнее, чем любовь. Это важные качества, которыми может обладать только сильный человек. Многие боятся показывать их и считают это проявлением слабости. Вместо этого люди выплескивают всё накопившееся зло на тех, кто слабее и не может постоять за себя, не задумываясь о своих поступках и о последствиях.

Именно так и происходит в произведениях Л. Н. Андреева «Кусака» и А. П. Платонова «Юшка».

Кусака – это бездомная дворняжка, у которой изначально не было даже имени. Юшка – это Ефим Дмитриевич, работавший в кузнице, но никто не знал его настоящего имени. Юшкой он называл себя сам.

У этих двух героев была тяжелая жизнь, полная непонимания, необоснованного зла и необъяснимой ненависти к ним. Вместо того, чтобы погладить и накормить собаку, а также пожалеть кроткого, молчаливого и безобидного человека, на них вымещали обиду, накопившуюся на весь мир. При встрече в них кидали землю, камни и палки. Собака убегала и пряталась, когда на неё «страшно, пронзительно свистали». Юшку толкали и били, он падал и не мог встать. Тогда за ним приходила дочь кузнеца и уводила в дом. Она жалела Юшку и говорила, что лучше б он умер, чем мучился от таких побоев. Разве через такие слова люди проявляют сочувствие и сострадание?

Самое страшное, что обижали героев не только взрослые, но и дети. Юшка оправдывал их и говорил, что дети любят его, но не знают, как правильно проявить свои чувства. Он любил всех. Этот человек, страдавший тяжелым заболеванием, обладал качествами сильного человека, способного на сочувствие и сострадание. Он получал в кузнице жалованье, но не покупал себе ни сахар, ни чай, ни новую одежду. Все заработанные деньги он относил в Москву девочке – сироте, которую сначала пристроил в семью, а потом оплачивал обучение и проживание. Он делал это тихо. Никто не знал, куда и зачем уходит летом Юшка. Эта девочка была единственным человеком, который действительно любил Юшку, называя его по имени и отчеству. Она сочувствовала человеку, заменившему ей родственников, поэтому стала врачом, чтобы вылечить своего благодетеля. Жизнь Юшки трагически оборвалась после того, как очередной «веселый прохожий» смертельно ударил его, сказав перед этим, что без него стало бы веселее. После смерти Юшки веселее не стало. Люди начали выплёскивать зло на своих близких. Между ними стали возникать ссоры.

Кусаке, казалось бы, повезло немного больше. Она поселилась на даче, куда весной приехала большая семья. Сначала собака испугалась людей, даже попыталась укусить гимназистку Лёлю, за что получила свою кличку. Дачники хотели застрелить собаку, а потом решили её оставить. Люди хорошо относились к собаке, кормили её, играли с ней. Кусака постепенно привыкла к ним и начала доверять. Она больше не могла никого укусить, потому что любовь к этой семье растопила злобу, накопленную за недолгую собачью жизнь.

Закончилось лето. Семья уехала, оставив Кусаку одну. Собаку бросили, не подумав о том, что она может погибнуть не столько от голода и холода, сколько от одиночества и предательства.

Юшка и Кусака – человек и собака, но как много общего в их судьбах! Они оба не нашли ни сочувствия, ни сострадания.

Авторы произведений призывают задуматься о совершаемых поступках и об их последствиях. Нужно защищать слабых, заботится об обездоленных, а не обижать, не унижать и не издеваться над ними. Необходимо любить и уважать ближних, независимо от того, кто это – человек или животное. Не надо бояться показаться слабым человеком, потому что только сильные люди способны проявлять сочувствие и сострадание.

Сочувствие и сострадание по рассказам Кусака и Юшка

Я родилась в Петрозаводске. Давно. Целых пятнадцать лет назад. И все эти годы я обожаю мой родной город. Иногда мне даже кажется, что и он тоже обожает меня. Потому, что весной он дарит мне радужные улыбки первых распускающихся

Аркадий Александрович Пластов, известный советский художник, основная часть его творчества посвящена сельской жизни, так как сам имел прямое отношение к селу. Ведь Аркадий Пластов родился и жил в деревне, под название Прислониха,

«Ну почему жизнь устроена так, что живые,амбициозные, талантливые, добрые и честные люди вынуждены отступать переде самой обычной серой массой, которая заполняет этот мир, с каждым днём поглощая тех, кто отличается от них?» — пожалуй,

Мне очень нравится это озеро, оно находится вдалеке от дороги, так что не знающему человеку туда так просто не попасть. Водная гладь , похожа на зеркало в которое можно смотреться очень долго. Если придти на озеро одному,

Одоевский Владимир Федорович – это великий русский писатель, философ, а также музыкальный критик, живший в 19 веке. Владимир Федорович был рожден 30 июля 1803 года (по старому стилю) в городе Москва.

Краткое содержание рассказа

У этого пса не было ни клички, ни постоянного жилища. Его прогоняли прочь другие дворовые псины, а мальчишки кидали в него камни и палки. Кусака часто сбегала на окраину небольшой деревни и пряталась в заброшенном саду, накапливая злобу.

В один из дней ее подозвал выпивший мужчина. Ей очень хотелось подбежать к нему, но она не могла на это решиться, вспоминая многочисленные обиды, которые ей нанесли окружающие. Когда собака все же подошла к нему и прижалась к ноге в ожидании ласки, то настроение мужчины кардинально поменялось, и он больно ударил ее сапогом. Кусака отскочила и залаяла от злости, а пьяница пошел домой скандалить со своей супругой.

Псина ночами охраняла пустой дачный участок от зайцев русачков и пряталась от холода под террасой.

Встреча с добрыми людьми

Ранней весной на дачу вернулись ее владельцы. Это были не только взрослые, но и дети. Первой Кусаку увидела маленькая девочка в нарядном платье. Она вышла на поляну и начала кружиться, радуясь теплому солнцу. Пес незаметно подкрался к ней и схватил за подол наряда. Однако сразу же отпустил и сбежал. После этого Леля убежала и сказала маме, что неподалеку бегает злая псина.

Но дачники не прогнали Кусаку, а начали привыкать к ней. Они стали считать ее своим домашним питомцем, удивляясь ее необычной дикости. Собака также стала хорошо относиться к семье и с каждым днем все ближе приближалась к ним.

Через несколько дней Леля подозвала ее, и собака подошла, послушно легла и подставила живот. Она не понимала, приласкают ее или больно пнут, однако девочка погладила ее. Псина неожиданно вздрогнула от подобного проявления чувств. Затем пришли другие дети и тоже начали ее гладить. В этот момент она поняла, что если сейчас ее ударят, то она никого не укусит, потому что потеряла собственную злость на окружающих.

Собака расцвела и была очень счастлива. Теперь у нее были хозяева, которым она верно служила. Кусака гордо бегала по приусадебному участку и сторожила его. Когда ее гладили, то она начинала вертеться от радости, потому что не привыкла к человеческой ласке и не понимала, как это правильно делается.

Окружающим очень нравились ее прыжки, поэтому они часто ласкали собаку. Это вызывало у нее приступы истинной любви.

Постепенно псина потолстела, потому что ей не приходилось больше искать себе пропитание и убегать от недоброжелателей. Однако ее лай был по-прежнему очень звонким.

Отъезд дачников

Наступила осень, и люди начали собираться в город. Девочка не знала, как поступить с собакой, потому что ей было жалко ее. Но мать утешала ее как могла, говоря, что забирать псину с собой нельзя. Она обещала взять ей маленького щенка, которого ей давно уже предлагали.

Кусака пряталась от большого количества персон в рубахах красного цвета, которые заполнили весь приусадебный участок и не могла понять, что происходит. Затем девочка подозвала ее к себе и они долго прогуливались, наблюдая на темными облаками и грязными мужиками, издевающимися над местным дурачком. Потом Леля заявила, что ей стало скучно, и они вернулись домой. Лишь на вокзале она вспомнила, что толком и не попрощалась с Кусакой.

Собака долго бегала по пустой даче и даже посетила железнодорожную станцию. А затем сделала то, чего раньше никогда не делала. Она запрыгнула на крыльцо и начала царапать стекло на двери. Однако в помещении никого не было. Шел сильный дождь и до самой ночи псина надеялась на чудо, но когда стало темно, она жалобно завыла. Этот громкий вой заполнил все пространство невыносимым отчаянием.

Доклад 7 класс.

Добро и зло — два противоположных понятия, две край­ние позиции. Добро в словарях толкуется как положительное, хорошее, нравственное, достойное подражания, то, что не при­чиняет зла другим людям. Зло — нечто дурное, безнравствен­ное, достойное осуждения.

В русле этих этических проблем находится рассказ Л. Андреева «Кусака». Писатель сам поясняет свою позицию: «. В рассказе «Кусака» героем является собака, ибо все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается во­едино перед грозными силами жизни». Отношение к животным является у Л. Андреева одним из критериев нравственности, а естественность и искренность в общении с ними детей проти­востоит душевной черствости и равнодушию взрослых.

Тема сострадания раскрывается в рассказе через описания Кусаки, изменившихся условий ее жизни с приездом летом дачников, отношения людей к бездомному существу. Часто люди обижают наиболее беззащитных. Например, в рассказе «Кусака» один пьяный пожалел грязную и некрасивую собаку, но когда та легла перед ним на спину, чтобы ее поласкали, пья­ный человек «вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка лег­ла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжело­го сапога». Кусака «нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя», и эти действия собаки вызывали настоящий хохот у дачников, но люди не замечали «странной мольбы» в глазах собаки. Комфорт городской жизни не согла­суется с наличием дворовой собаки, поэтому внешне добрые люди остаются безучастными к дальнейшей судьбе Кусаки, ос­тающейся одной на даче. И даже гимназистка Леля, так лю­бившая собаку и просившая у матери взять ее с собой, «на во­кзале. вспомнила, что не простилась с Кусакой». Ужасен и страшен вой обманутой в который раз собаки. «И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу». Изменяется внешность Кусаки в зависимости от того, чувствует ли она любовь людей; сначала «грязная и некрасивая», затем она «изменилась до неузнаваемо­сти . » и в конце — «вновь промокшая, грязная. «.

Важную роль в передаче настроения Кусаки играют описа­ния природы. Когда Кусака одинока — в природе все мрачно: холод, слякоть, дождь; когда Кусака любит и любима, то и во­круг — солнце, тепло, цветущие яблони и вишни. В погоне за удобствами, материальными ценностями люди забыли о самом важном: о добре, сострадании, милосердии. Поэтому поднятая в рассказе «Кусака» тема сострадания актуальна. Человек должен задумываться над последствиями своих поступков, защищать обездоленных, всему этому и учит читателя произведение рус­ского писателя Леонида Николаевича Андреева. Французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери в одной из своих книг го­ворил о том, что люди в ответе за тех, кого они приручили. Те добрые люди, о которых говорится в рассказе Л. Андреева «Ку­сака», с этой истиной незнакомы. Их безответственность, их неумение и нежелание принять на себя ответственность за тех, кого они приручили, привели на дорогу, ведущую к злу.

Есть хорошие и плохие поступки, которые мы совершаем, есть добрые и злые слова, которые мы говорим, есть чувства, которые мы испытываем. Все это вместе и составляет суть до­бра и зла. Послушайте строки поэта Кулиева:

На мир смотрите добрыми глазами, Чтоб добрым было слово, добрым — труд. Пусть дураки сочтут вас дураками, злодеи малодушными сочтут. Пусть у глупца спокойней жизнь и краше, Пусть в жизни сам злодей не знает зла, Добро навеки будет богом нашим, Ему — молитва наша и хвала.

Л.Н. Андреев поднимает в своем небольшом прозаическом произведении «Кусака» тему милосердия, сострадания. Ха­рактеризуя описываемую ситуацию, изображая жизнь собаки, писатель заставляет людей задумываться над последствиями своих поступков, учит их человечности, милосердному отно­шению к людям.

Вопросы по докладу:

1) Как в словарях определяются понятия добра и зла?

2) Почему главным героем рассказа «Кусака» стала соба­ка? Как Л. Андреев объясняет свой выбор главного героя?

3) Какие проблемы раскрываются в рассказе Л. Андреева «Кусака»?

4) Чему учит нас рассказ Л. Андреева «Кусака»?

Отзыв на рассказ Леонида Андреева «Кусака».

Леонид Андреев — замечательный писатель, автор многих рассказов, близких детям по теме. Например: «Петька на даче», «Гостинец», «Кусака» и другие. Одна из черт характера, которой должен обладать добрый человек, по мнению Л. Андреева, — бережное отношение к животным. Андреев подчеркивает искренность в общении с ними детей, в отличие от равнодушия взрослых.

Проблему отношений между людьми и животными Андреев ставит в своём рассказе «Кусака». Он был назван по кличке главной героини произведения.

Темой рассказа «Кусака» является история бездомной собаки, которая в своей жизни не видела ни ласки, ни любви. Это наполнило её злобой. Но потом собака поселилась на одной из дач, на которую весной приехала хорошая семья. Они приласкали собаку, дали ей имя — Кусака, но потом бросили. Рассказ заканчивается всего одной фразой: «Собака выла…»

Идея этого рассказа в том, что плохое отношение к животным ведет к такому же равнодушию по отношению к людям. Не случайно поэтому в рассказе появляется эпизод с дурачком Илюшкой. Люди, способные на предательство четвероногого любимца, на жестокое обращение с ними, могут также поступать со своими близкими, друзьми. Подтверждает это эпизод в начале рассказа, в котором говорится о пьяном человеке. Он ударил собаку на улице, а потом пришёл домой и избил свою жену.

Главными героями произведения являются собака Кусака и девочка Леля. В первой части рассказа Кусака ещё бездомная собака, её никто не любит: «Она зализывала ушибы и раны и в одиночестве копила страх и злобу». Во второй части собака знакомится с Лелей, постепенно привыкает к людям и совершенно меняется. От еды шерть Кусаки залоснинилась. Она стала ленивой и ласковой, поняла, что «если теперь кто-нибудь ударит ее, она уже не в силах будет впиться в тело обидчика своими острыми зубами: у нее отняли ее непримиримую злобу».

Леля тоже очень хорошая девочка, она приласкала Кусаку, не обиделась на собаку за то, что та её когда-то укусила. Леля была против того, чтобы оставлять собаку одну на даче, но её мама не разрешила взять Кусаку, ведь это всего лишь дворняжка. Андреев показывает, что взрослые почти никогда не понимают детей.

Рассказ «Кусака» очень похоже на «Муму» И. С. Тургенева, «Каштанку» А. П. Чехова. И во всех этих рассказах собака предстает как верный, добрый и ласковый друг человека, надежный его защитник. Но люди часто предают этого защитника, и собаки горестно воют.

Мне очень понравился этот рассказ, он заставил меня ещё раз задуматься над проблемой отношения людей к животным. Мы должны быть более добрыми и ласковыми по отношению к ним, ведь они нам доверяют.

Л.Н.Андреев «Кусака”: описание, герои, анализ рассказа

Рассказ Леонида Андреева «Кусака» о сострадании, ответственности человека за тех, кого он приручил. Впоследствии эта идея была сформулирована и представлена миру в виде афоризма другим мастером слова, французским писателем А. де Сент-Экзюпери. Автор рассказа призывает почувствовать боль страдающей живой души бездомной собаки.

История создания и описание рассказа

Рассказ был написан в 1901 году и опубликован тогда же в № 9 Журнала для всех. Издан в составе авторского сборника «Книга рассказов и стихотворений» книжным магазином «С. Курнина и К°.

История бездомной собаки рассказана сторонним наблюдателем. Кусака выросла и стала взрослым псом вопреки безжалостным обстоятельствам, в которых оказалась. Собака не имеет дома и всегда голодна. Но главное, что ее преследует – это жестокость людей, сильных, имеющих возможность обидеть слабое животное. Кусака мечтает о ласке и однажды она отваживается ее принять, но в результате получает удар сапогом в живот. Она больше никому не верит. Однажды, оказавшись в саду чужой дачи, собака кусает девочку, которая хочет ее приласкать. Так она знакомиться с семейством дачников и становится здесь «своей» собакой.

Доброе отношение и ежедневная еда изменяют не только жизнь, но и характер бездомного животного. Кусака становится ласковой, охраняет дачу и веселит новых хозяев своей смешной радостью. Однако наступает осень, девочка Леля вместе с семьей уезжает в город, оставив четвероногого друга на брошенной даче. Рассказ заканчивается тоскливым воем бездомной и никому больше не нужной Кусаки.

Главные герои

Л. Андреев писал, что, сделав главной героиней рассказа собаку, он хотел донести до читателя мысль, что «все живое имеет одну и ту же душу», а значит, одинаково страдает и нуждается в сострадании и любви. Кусака имеет верное сердце, умеет быть благодарной, отзывчива к ласке и способна к любви.

Другая героиня рассказа, девочка Леля, напротив, не ценит верность, ее любовь эгоистична и непостоянна. Девочка могла бы быть лучше, в ней есть хорошие нравственные задатки. Но ее воспитанием заняты взрослые, для которых благополучие и спокойствие важнее таких «мелочей», как сострадание и ответственность за слабого и доверившегося им существа.

Анализ рассказа

В письме к К. Чуковскому Леонид Андреев пишет, что произведения, вошедшие в сборник, объединены одной идеей: показать, что «все живое страдает одними страданиями». Среди героев рассказов есть люди разных сословий и даже бездомная собака, но, как часть «живого», все они объединены «великим безличием и равенством» и одинаково вынуждены противостоять «громадным силам жизни».

Писатель показывает разницу между жалостью, замешанной на сиюминутных эмоциях, и настоящим живым и деятельным состраданием. Эгоизм девочки и ее родных очевиден: они рады, что смогли приютить бездомное животное. Но эта радость не основана на ответственности и во многом исходит из тех соображений, что собака скрашивает загородную жизнь дачников своим неумелым и безудержным проявлением радости. Нет ничего удивительного, что жалость к бездомному животному легко переходит в безразличие при одной только мысли о личных неудобствах от проживания собаки в городском доме.

Рассказ, кажется, мог бы стать историей с хорошим концом. Наподобие тех, которые есть в святочных рассказах. Но Л. Андреев ставит целью разбудить совесть людей, показать жестокость безразличия к страданиям слабого существа. Писатель хочет, чтобы человек принял боль чужой души, как свою. Только тогда он сам станет добрее, приблизиться к своему высокому призванию – быть человеком.

Задание (на выбор учащихся)

  • Назовите признаки, по которым этот отрывок можно на­звать текстом. К какому типу и стилю речи он относится?
  • какие слова употребляются в тексте в переносном значении? Найдите в тексте эпитеты, сравнения, метафоры. Какова их роль?
  • какова роль эпитетов в тексте?
  • Надпишите часть речи над каждым словом выделенного предложения;
  • докажите, что выделенное слово — наречие;
  • какова роль наречий в данном тексте? Докажите;
  • выполните синтаксический разбор сложного предложения;
  • какие орфографические и пунктуационные правила можно проиллюстрировать примерами из текста? Сгруппируйте их.
  • Единственное, что могла Кусака, это упасть на спину, закрыть глаза и слегка завизжать. Но этого было мало, это не могло выразить ее восторга, благодарности и любви, — и с внезапным наитием Кусака начала делать то, что, быть может, когда-нибудь она видела у других собак, но уже давно забыла. Она нелепо кувыркалась, неуклюже прыгала и вертелась вокруг самой себя, и ее тело, бывшее всегда таким гибким и ловким, становилось неповоротливым, смешным и жалким.

    Мама, дети! Смотрите, Кусака играет! — кричала Леля и, задыхаясь от смеха, просила: — Еще, Кусачка, еще! Вот так! Вот так…

    И все собирались и хохотали, а Кусака вертелась, кувыркалась и падала, и никто не видел в ее глазах странной мольбы. И как прежде на собаку кричали и улюлюкали, чтобы видеть ее отчаянный страх, так теперь нарочно ласкали ее, чтобы вызвать в ней прилив любви, бесконечно смешной в своих неуклюжих и нелепых проявлениях. Не проходило часа, чтобы кто-нибудь из подростков или детей не кричал:

    Кусачка, милая Кусачка, поиграй!

    И Кусачка вертелась, кувыркалась и падала при несмолкаемом веселом хохоте. Ее хвалили при ней и за глаза и жалели только об одном, что при посторонних людях, приходивших в гости, она не хочет показать своих штук и убегает в сад или прячется под террасой.

    Постепенно Кусака привыкла к тому, что о пище не нужно заботиться, так как в определенный час кухарка даст ей помоев и костей, уверенно и спокойно ложилась на свое место под террасой и уже искала и просила ласк. И отяжелела она: редко бегала с дачи, и когда маленькие дети звали ее с собою в лес, уклончиво виляла хвостом и незаметно исчезала. Но по ночам все так же громок и бдителен был ее сторожевой лай.

    Желтыми огнями загорелась осень, частыми дождями заплакало небо, и быстро стали пустеть дачи и умолкать, как будто непрерывный дождь и ветер гасили их, точно свечи, одну за другой.

    Как же нам быть с Кусакой? — в раздумье спрашивала Леля.

    Она сидела, охватив руками колени, и печально глядела в окно, по которому скатывались блестящие капли начавшегося дождя.

    Что у тебя за поза, Леля! Ну кто так сидит? — сказала мать и добавила: — А Кусаку придется оставить. Бог с ней!

    Жа-а-лко, — протянула Леля.

    Ну что поделаешь? Двора у нас нет, а в комнатах ее держать нельзя, ты сама понимаешь.

    Жа-а-лко, — повторила Леля, готовая заплакать.

    Уже приподнялись, как крылья ласточки, ее темные брови и жалко сморщился хорошенький носик, когда мать сказала:

    Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А эта что — дворняжка!

    Жа-а-лко, — повторила Леля, но не заплакала.

    Снова пришли незнакомые люди, и заскрипели возы, и застонали под тяжелыми шагами половицы, но меньше было говора и совсем не слышно было смеха. Напуганная чужими людьми, смутно предчувствуя беду, Кусака убежала на край сада и оттуда, сквозь поредевшие кусты, неотступно глядела на видимый ей уголок террасы и на сновавшие по нем фигуры в красных рубахах.

    Ты здесь, моя бедная Кусачка, — сказала вышедшая Леля. Она уже была одета по-дорожному — в то коричневое платье, кусок от которого оторвала Кусака, и черную кофточку. — Пойдем со мной!

    И они вышли на шоссе. Дождь то принимался идти, то утихал, и все пространство между почерневшею землей и небом было полно клубящимися, быстро идущими облаками. Снизу было видно, как тяжелы они и непроницаемы для света от насытившей их воды и как скучно солнцу за этою плотною стеной.

    Налево от шоссе тянулось потемневшее жнивье, и только на бугристом и близком горизонте одинокими купами поднимались невысокие разрозненные деревья и кусты. Впереди, недалеко, была застава и возле нее трактир с железной красной крышей, а у трактира кучка людей дразнила деревенского дурачка Илюшу.

    Дайте копеечку, — гнусавил протяжно дурачок, и злые, насмешливые голоса наперебой отвечали ему:

    А дрова колоть хочешь?

    И Илюша цинично и грязно ругался, а они без веселья хохотали.

    Прорвался солнечный луч, желтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным; шире и печальнее стала туманная осенняя даль.

    Скучно, Кусака! — тихо проронила Леля и, не оглядываясь, пошла назад.

    И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой.

    Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и — промокшая, грязная — вернулась на дачу. Там она проделала еще одну новую штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.

    Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.

    Наступила ночь.

    И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем.

    Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.

    КОНТРОЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

    (Вариант 1)

    Кусака

    Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и – промокшая, грязная – вернулась обратно. Здесь она проделала то, чего никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, поскребла когтями. В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.

    Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась странно пустой, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он.

    И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла. Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезая тьму, понесся над обнаженными полями.

    И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу

    Грамматические задания.

    1 вариант.

    Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.

    1)

    2) В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусака

    2 вариант.

    1). Кусаке казалось: стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, ему хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу

    2). Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи

    Текст взят из книги «Уроки русского языка в 9 классе :» Автор. Москва, «Просвещение», 2001. (стр. 116)

    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

    (Вариант 2)

    Кусака

    Кусака долго м..талась по следам уех..вших людей доб..жала до станции и – пр..мокшая грязная – в..рнулась..братно. Здесь она пр..делала то чего н..кто однако не видел взошла на террасу и пр. п.днявшись на задние лапы поскр. бла когтями. В комн. тах было пусто и н. кто не ответ. л Кусаке.

    Нач. лся частый дождь и от. всюду стал н. двигат. ся мрак осен. ей ночи. Быстро и глухо он заполн. л пустую дачу бе. шумно вып. лзал он из кустов и вместе с д. ждем лился с (не)приветливого неба. На тер. ас. е с к. торой была сн. та п. русина отчего она к..зал. сь стран. о пустой свет долго еще п. чально оз. рял сл. ды грязных ног но скоро уступил и он.

    И когда уже (не)было с. мнений что н. ступила ночь собака жал. бно з. выла. Зв. нящей острой как отча. нье нотой в. рвался вой в м. нотон. ый шум дождя прорезая тьму понесся над обнаж. н.ыми полями.

    И тому кто слышал его к. зал. сь что стон. т и рвется к свету сама бе. просветно..темная ночь. и х. телось в тепло к яркому огню к любящ. му сердцу

    Грамматические задания.

    1 вариант.

    Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.

    1) Здесь Кусаку никто, однако, не видел: взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, поскребла когтями.

    2) В комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке

    2 вариант.

    Произвести полный синтаксический разбор предложений и построить их схемы.

    1).Кусаке казалось: стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, ему хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему сердцу

    2),Начался частный дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи

    Кусака долго металась по следам уехавших людей, добежала до станции и — промокшая, грязная — вернулась на дачу. Там она проделала еще одну новую штуку, которой никто, однако, не видал: первый раз взошла на террасу и, приподнявшись на задние лапы, заглянула в стеклянную дверь и даже поскребла когтями. Но в комнатах было пусто, и никто не ответил Кусаке.Поднялся частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней длинной ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу; бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветного неба. На террасе, с которой была снята парусина, отчего она казалась обширной и странно пустой, свет долго еще боролся с тьмою и печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он. Наступила ночь.И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем.Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно. И тому, кто слышал этот вой, казалось, что это стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любящему женскому сердцу.Собака выла.

    Это произведение перешло в общественное достояние. Произведение написано автором, умершим более семидесяти лет назад, и опубликовано прижизненно, либо посмертно, но с момента публикации также прошло более семидесяти лет. Оно может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения.

    Контрольный диктант №3 по теме «ССП»
    Озеро простиралось в темной раме вечерних сумеречных берегов. Плотной стеной темнели по сторонам камыши, чернела причаленная кем-то лодка, чернели верши, выброшенные на сухое, и только сама вода была еще светла. Лежа на спине на середине озера, Варька не замечала ни берегов, ни обступивших камышей, она видела только небо, огромное и высокое, а в его безмерной глубине, на неподвижно замерших кучеряшках облаков еще розовевший свет давно угасшей зари. И еще видела она воду, начинавшуюся у самых ее глаз. Зеркальная ясная гладь озера, чуткая ко всему, простиравшемуся над ним, была заполнена подрумяненными облаками и уже не казалась озером, а таким же, как небо, бездонным пространством, и нельзя было сказать, где кончались настоящие облака, и где было их отражение. Два мира, вода и небо, охваченные вечерним задумчивым покоем, слились воедино, и Варьке было радостно и жутковато вот так, одной, неподвижно парить в самой середине этой сомкнувшейся светлой бездны, и снизу и сверху заполненной облаками. (По Е. Носову)

    (152 слова)

    Грамматическое задание:

    1. Выполните синтаксический разбор предложений:

    1-й вариант: Плотной стеной темнели по сторонам камыши, чернела причаленная кем-то лодка, чернели верши, выброшенные на сухое, и только сама вода была еще светла.2-й вариант: Два мира, вода и небо, охваченные вечерним задумчивым покоем, слились воедино, и Варьке было радостно и жутковато вот так, одной, неподвижно парить в самой середине этой сомкнувшейся светлой бездны, и снизу и сверху заполненной облаками.

    3. Выполните морфологический разбор:

    1-й вариант: Варька

    2-й вариант: облаками

    1-й вариант: простиралось, неподвижно

    2-й вариант: темнели, зеркальная

    5. Выпишите из текста примеры союзов: 1 вариант — соединительный,

    2 вариант — противительный.

    Контрольный диктант № 4 по теме «СПП»
    Таинственный всадник

    Путник ехал, не подгоняя своего коня ни хлыстом, ни шпорами, пока не исчез в туманной дали, едва освещенной месяцем. Почти в ту же самую минуту на окраине поселка появился другой путник и поехал по той же дороге.

    Он, вероятно, тоже отправился в дальний путь. На нем был темный плащ с капюшоном, ниспадавший сзади свободными складками на круп лошади.

    В отличие от первого, этот всадник куда-то торопился. Казалось, он хотел кого-то догнать. Время от времени он наклонялся вперед и внимательно всматривался в даль, как будто ждал, что увидит силуэт, вырисовывающийся на фоне неба.

    Вскоре второй всадник тоже исчез в том же месте, где скрылся из виду его предшественник. Так показалось бы тому, кто наблюдал бы за ним из поселка. Но вот на окраине селения показался третий всадник, он стал продвигаться в том же направлении. На нем был ярко-красный плащ, скрывавший его фигуру. Из-под широкой полы виднелось охотничье ружье, лежащее поперек седла. (153 слова)
    Грамматическое задание:

    1-й вариант: Вскоре второй всадник тоже исчез в том же месте, где скрылся из виду его предшественник. 2-й вариант: Так показалось бы тому, кто наблюдал бы за ним из поселка.

    2. Выпишите из своего предложения три словосочетания с разными видами подчинительной связи и разберите и сделайте их разбор.

    3.Составьте схемы своих СПП

    4. Словообразовательный разбор.

    1-й вариант: скрывавший, отправился

    2-й вариант: лежащее, показался

    5. Обведите кружочком средства связи простых предложений в составе сложноподчиненных предложений.

    Контрольный диктант № 5 по теме «Основные группы СПП»
    Едешь час-другой… Попадается на пути молчаливый старик-курган или каменная баба, поставленная бог ведает кем. Бесшумно пролетает над землею ночная птица, и мало-помалу на память приходят степные легенды, рассказы встречных, сказки няньки-степнячки и все то, что сам сумел увидеть и постичь душою. И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном свете, в полете ночной птицы — во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни. И хочется лететь над степью вместе с ночной птицей. И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв: певца, певца! (По А. Чехову)

    Грамматическое задание:

    1. Выполните синтаксический разбор СПП:

    1-й вариант: И тогда в трескотне насекомых, в подозрительных фигурах и курганах, в голубом небе, в лунном свете, в полете ночной птицы — во всем, что видишь и слышишь, начинают чудиться торжество красоты, молодость, расцвет сил и страстная жажда жизни. 2-й вариант: И в торжестве красоты, в излишке счастья чувствуешь напряжение и тоску, как будто степь сознает, что она одинока, что богатство ее и вдохновение гибнут даром для мира, никем не воспетые и никому не нужные, и сквозь радостный гул слышишь ее тоскливый, безнадежный призыв: певца, певца!

    2. Выпишите из своего предложения три словосочетания с разными видами подчинительной связи и разберите и сделайте их разбор.

    3.Составьте схемы своих СПП:

    4. Словообразовательный разбор.

    1-й вариант: чувствуешь, безнадёжный

    2-й вариант: пролетает, попадается

    5. Выпишите из текста один подчинительный и один сочинительный союз.

    Контрольный диктант № 6 по теме «СПРВС»

    Кусака долго металась по следам уехавших людей. Она добежала до станции и вернулась обратно.

    Начался частый дождь, и отовсюду стал надвигаться мрак осенней ночи. Быстро и глухо он заполнил пустую дачу. Бесшумно выползал он из кустов и вместе с дождем лился с неприветливого неба.

    На террасе, с которой была снята парусина, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он. И, когда уже не было сомнений, что наступила ночь, собака жалобно завыла.

    Звенящей, острой, как отчаянье, нотой ворвался вой в монотонный шум дождя, прорезал тьму.

    И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любимому сердцу. (По Л. Андрееву)
    Грамматическое задание:

    1. Выполните синтаксический разбор СПРВС:

    1-й вариант: На террасе, с которой была снята парусина, свет долго еще печально озарял следы грязных ног, но скоро уступил и он. 2-й вариант: И тому, кто слышал его, казалось, что стонет и рвется к свету сама беспросветно-темная ночь, и хотелось в тепло, к яркому огню, к любимому сердцу.

    2. Выпишите из своего предложения три словосочетания с разными видами подчинительной связи и разберите и сделайте их разбор.

    3.Составьте схемы своих СПРВС

    4. Словообразовательный разбор.

    1-й вариант: добежала, быстро

    2-й вариант: заполнил, глухо

    5. Выпишите из текста один подчинительный и один сочинительный союз. Сделайте морфологический разбор.

    Урок доброты по литературе (7 класс). Литературная мастерская.

    «Доброта лучше красоты» — по произведениям Л. Андреева «Кусака», А. Платонова «Юшка», Ф. Абрамова «О чем плачут лошади».

    Цель урока: воспитание чуткого, доброго отношения людей к животным, друг к другу, ответственности человека за свои поступки, осознания необходимости сострадания и милосердия ко всему живому.

    Оборудование: три листа ватмана (для синквейна), магниты, фломастеры, листы А4 для фишбоуна и оценочного листа.

    Эпиграфы к уроку (слайды):

    «Мы в ответе за тех, кого приручили» — А. де Сент-Экзюпери

    «Доброта для души – то же, что здоровье для тела» — Л.Н. Толстой

    «Берегите всех зверей внутри природы, убивайте лишь зверей внутри себя» — Е. Евтушенко.

    — Вопрос классу: «О чем мы сегодня будем говорить?», «Какова цель нашей беседы?» (понять необходимость доброго отношения людей ко всему живому на земле)

    I. Начнем беседу с небольшой викторины. Зачитываю отрывки из прочитанных произведений, вы должны назвать произведение, автора и в к какому эпизоду текста относится отрывок. Параллельно – слайды с картинками к произведениям.

    1. «Маленькая, теплая рука прикоснулась нерешительно к шершавой голове и,.. свободно и смело забегала по всему шерстистому телу…» (Леонид Андреев «Кусака») — слайд

    2. «Они волновали, радовали мое крестьянское сердце.., и я мог не часами, — минутами смотреть на этих добрых и умных животных». (Федор Абрамов «О чем плачут лошади») — слайд

    3. «Он был мал ростом и худ; на сморщенном лице его, вместо усов и бороды, росли редкие седые волосы…» (Андрей Платонов «Юшка») – слайд

    4. «И долго еще всякая ласка казалась ей неожиданностью, чудом, которого она не могла понять и на которое она не могла ответить». (Кусака) — слайд

    5. «Он не понимал, зачем ему умирать, когда он родился жить.» (Юшка) — слайд

    7. «Но такою гордою и независимою она бывала только наедине. Страх не совсем еще выпарился огнем ласк из ее сердца, и всякий раз при виде людей, при их приближении, она терялась и ждала побоев.». (Кусака) — слайд

    8. «Первая игрушка крестьянского сына — деревянный конь. Конь смотрел на ребенка с крыши родного отцовского дома, про коня-богатыря, про сивку-бурку пела и рассказывала мать, конем украшал он, подросши, прялку для своей суженой, коню молился…» (О чем плачут лошади) – слайд

    Что общего между этими произведениями? (все эти произведения о милосердии и добром отношении ко всему живому).

    Каждому из нас знакомы такие слова, как милосердие, сострадание, сочувствие. Одним из эпиграфов к нашей беседе являются слова А. де Сент Экзюпери: «Мы в ответе за тех, кого приручили». А как вы понимаете эти слова?

    II. Составить фишбоун по проблемам, прочитанных произведений. (по рядам) Музыка 10 слайд. Проверить – на доску. Файл 1.

    1 ряд – проблема доверия (рассказ «Кусака»)

    2 ряд – равнодушие и жестокость (рассказ «Юшка»)

    3 ряд – ответственность за все живое (рассказ «О чем плачут лошади»)

    III. Произведения, которые затрагивают проблемы нравственности и доброго отношения ко всему живому, вы прочитали дома. Я предлагаю начать с рассказа А. Платонова «Юшка». Итак,

    — Почему люди гнали Юшку? (Никита Фролов)

    — Почему он им улыбается в ответ, как он сам это объясняет? Приведите цитаты из текста.(Даша Киселева)

    — Почему Юшка никому не сказал, что воспитывает сироту? (Рома 7а)

    — Что же хотел показать Платонов через образ главного героя? Найдите его описание в тексте и на что особое внимание обращает автор в описании своего персонажа? (особо – глаза) слайд портрет Юшки

    — А что говорил Юшка детям, которые бросали в него камни? («Вы, должно быть, любите меня!» Говоря эти слова, что он имел ввиду? (Юшка верил, что люди тянутся к добру – ведь Юшка добрый). (Соня Субочева)

    — А какие счастливые моменты были в жизни Юшки? (забота о сироте) (Аня Голикова)

    Дела бывают добрые и злые. Составьте синквейн с ключевыми словами ЗЛО, ЮШКА. (задание выполняется на ватмане выполняют два ученика) Музыка слайд 10. Ватман – на доску.

    IV. В. И. Даль считал, что любовь – это готовность делать добро. 1.Соберите пословицы о добре из отдельных фрагментов (первая группа). Музыка – слайд 11.

    2.Составить ассоциативный ряд по слову сострадание (вторая группа) и по слову милосердие (третья группа). Потом задать вопрос «Что объединяет все ассоциативные ряды? Музыка слайд 12. Сопоставить: у кого оригинальнее, тому балл. (Даша 7а)

    V Леонид Андреев писал: «… все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями».

    — Кто главный герой в его рассказе, прочитанным вами?

    — Запишите ответы цитатами из текста на следующие вопросы (по рядам):

    1 ряд: какой была Кусака до встречи с Лелей?(Аня Голикова)

    2 ряд: как изменилась Кусака после встречи с людьми? (Илья Егоров)

    3 ряд: что стало с Кусакой после того, как дачники уехали?(Соня Субочева)

    VI. Федор Абрамов центром своих произведений избрал деревню, где отражается не только уважение к человеку труда, но и любовь ко всему живому. Но в произведении «О чем плачут лошади» люди жестоки, поэтому глухи к бедам и нуждам лошадей.

    — Почему лошади оказались не нужными? Приведите цитаты из теста. (Варя Токарева)

    — Почему же лошади по-прежнему готовы помогать людям? (Юля Рубцова)

    V.Леонид Андреев писал: «… все живое имеет одну и ту же душу, все живое страдает одними и теми же страданиями».

    — Кто главный герой в его рассказе, прочитанным вами?

    — Запишите ответы цитатами из текста на следующие вопросы (по рядам):

    1 ряд: какой была Кусака до встречи с Лелей?

    2 ряд: как изменилась Кусака после встречи с людьми?

    3 ряд: что стало с Кусакой после того, как дачники уехали?

    VI. Проверка домашнего задания – мини сочинение на тему «Что такое доброта?», как подготовка к ОГЭ. (одно-два)

    СОСТАВИТЬ КЛАСТЕР НА ТЕМУ «Д О Б Р О» — на доску. Музыка слайд 13.

    VIII. В заключение нашей беседы сделайте вывод из всего выше сказанного, закончив предложения:

    — Я понял…

    — Я верю…

    — Я смогу…