Кюхельбекер вильгельм карлович 1797 1846

Биография

Кюхельбекер Вильгельм Карлович , русский писатель, декабрист. Из дворянской семьи обрусевших немцев.

Окончил Царскосельский лицей (1817), где началась его дружба с А. С. Пушкиным, А. А. Дельвигом. Служил в Коллегии иностранных дел; преподавал русский и латинский языки. В 1820-21 был в заграничном путешествии; читал в Париже публичные лекции о русской литературе, в которых обосновывал необходимость политических преобразований в России (лекции были прерваны по приказу русского посольства). В 1822 Кюхельбекер служил на Кавказе чиновником особых поручений при А. П. Ермолове. В ноябре 1825 был принят К. Ф. Рылеевым в Северное общество декабристов. Во время восстания декабристов 14 декабря 1825 в Петербурге стрелял в великого князя Михаила Павловича, пытался построить солдат для контратаки. После подавления восстания пытался бежать за границу, но был арестован в Варшаве, приговорён к смертной казни, замененной каторгой, которую отбывал в Динабургской, Свеаборгской и др. крепостях. С 1836 на поселении в Сибири.

Ранние стихи Кюхельбекера (начал печататься в 1815) следовали традиции элегической поэзии В. А. Жуковского. В начале 20-х гг. Кюхельбекер активно выступил против сентиментализма с позиций возглавленного П. А. Катениным одного из течений декабристского романтизма: программная статья «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие» (опубликовал в 1824 в альманахе «Мнемозина», который Кюхельбекер издавал вместе с В. Ф. Одоевским), тираноборческая трагедия «Аргивяне» (1822-25), стихотворение «К Ахатесу» (1821), «К друзьям на Рейне» (1821) и др., противостоявшие камерной лирике своей открытой гражданственностью. Творчество Кюхельбекера периода заточения и ссылки свидетельствует о его верности прежним идеалам (стихотворение «Элегия», 1832, «На смерть Якубовича», 1846, и др.), хотя в нём усиливаются и мотивы одиночества, обречённости (стихотворение «19 октября», 1838, «Участь русских поэтов», 1845, и др.; трагедия «Прокофий Ляпунов», 1834). Мистическая идея предопределённости трагической судьбы нашла отражение и в наиболее значительном прозаическом произведения Кюхельбекера — романе «Последний Колонна» (1832-42).

Большая заслуга в собирании и издании сочинений Кюхельбекера принадлежит Ю. Н. Тынянову (автору романа «Кюхля», 1925) и др. советским литературоведам.

Сочинения: Полное собрание стихотворений, М., 1908; Последний Колонна, Л., 1937; Избранные произведения, т. 1-2, М.-Л., 1967.

Литература: Тынянов Ю. Н., Архаисты и новаторы, Л., 1929; Базанов В. Г., Поэты-декабристы, М. — Л., 1950; Семенко И. М., Поэты пушкинской поры, ; История русской литературы XIX в. Библиографический указатель, М. — Л., 1962.

КЮХЕЛЬБЕКЕР, Вильгельм Карлович — русский поэт, критик, переводчик. Родился в дворянской семье обрусевших немцев. Учился в Царскосельском лицее, где началась его дружба с А. С. Пушкиным, А. А. Дельвигом. Пушкин до конца жизни любил Кюхельбекера и в трудное время стремился ему помочь. Окончив лицей, Кюхельбекер недолго служил в Коллегии иностранных дел и преподавал русский и латинский языки в Благородном пансионе. В это же время он входит в «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», а затем в «Вольное общество любителей российской словесности», в изданиях которых печатает свои стихи. В 1820 уехал в заграничное путешествие секретарем А. Л. Нарышкина. Освободительное движение в Италии и Греции произвело сильное впечатление на Кюхельбекера и укрепило его вольнолюбивые стремления, возникшие после войны 1812. В 1820 Кюхельбекер имел несколько встреч с В. Гёте. В Париже в 1821 он прочёл цикл публичных лекций по русской литературе, в которых сказались его вольнолюбивые взгляды, но получил от русского посольства приказ прекратить лекции и немедленно вернуться в Россию. В 1822 выехал на Кавказ чиновником особых поручений при А. П. Ермолове; здесь сблизился с А. С. Грибоедовым. В 1824-25 выпустил в Москве вместе с В. Ф. Одоевским 4 книги альманаха «Мнемозина», имевшие большой успех у читателей. Во 2-й книге (1824) опубликована программная статья Кюхельбекера «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие». В июне 1825 Кюхельбекер переехал в Петербург, работал в журнале «Сын отечества». Незадолго до восстания декабристов вступил в члены Северного общества. 14 декабря 1825 принял активное участие в восстании, затем пытался бежать за границу, но был опознан и арестован в Варшаве. Приговорён к смертной казни, замененной по распоряжению Николая I заключением в крепости. В 1835 выслан на поселение в Восточную Сибирь, в 1844 переведен в Западную Сибирь. В 1846 больной чахоткой, ослепший Кюхельбекер получил разрешение переехать в Тобольск, где вскоре скончался.

Первые стихи («Бессмертный дух» и др.) Кюхельбекер опубликовал в 1815 в журнале «Амфион», затем печатался в журналах «Сын отечества», «Благонамеренный», «Соревнователь просвещения и благотворения» и в альманахе «Мнемозина». В начале 20-х гг. поэзия Кюхельбекера освобождается от воздействий карамзинизма. Он примыкает к литературной группе, борющейся с сентиментализмом. Сам Кюхельбекер называл себя «романтиком в классицизме». Его поэтический стиль можно определить как неоклассицизм, в котором органически сплавлены классицизм и романтизм, что сближало Кюхельбекера с Грибоедовым и П. А. Катениным. Этот стиль культивировал высокие жанры: трагедию, поэму, сагу, а в лирике — оду, послание — жанры, которые своей гражданской тематикой, патетической манерой противостояли камерной лирике карамзинистов, против которой Кюхельбекер выступал в критических статьях, особенно в статье «О направлении нашей поэзии…». Основной образ, запечатлённый в декабристской лирике и поэмах Кюхельбекера, — это образ поэта-борца с самовластием, исполненный высоких гражданских чувств, вольнолюбивого патриотизма, готовности отдать жизнь за свободу отечества («К Ахатесу», 1821, «К друзьям на Рейне», 1821). Поэт — это «пророк свободы», возвещающий «глагол господень», но совершенно в романтическом духе отверженный, непризнанный людьми («К Евгению», 1820, «Пророчество», 1822, «Участь поэтов», 1823, «Жребий поэта», 1824). Отвергнутые современниками, поэты будут оправданы и отомщены потомками:

Потомство вспомнит их бессмертную обидуИ призовёт на прах их Немезиду("Участь поэтов").

Трагедия Кюхельбекера «Аргивяне» (1822-25) была новым словом в русской драматургии начала 20-х гг. Новым и смелым было её тираноборческое содержание. Кюхельбекер переносит действие в античную Грецию, в обстановку вольного Коринфа, где граждане имеют «свободу на торжище сбираться и судить». Этим он вводит идею вольнолюбия в высокую историческую трагедию, героизирует борьбу против тиранов, захвативших власть над народом. Новым словом было и нарушение правил классицизма, царивших в трагедии. Опережая Пушкина («Борис Годунов»), Кюхельбекер отошёл от единства времени и места, от 6-стопного рифмованного ямба, заменив его 5-стоп-ным, преимущественно белым. Язык поэзии Кюхельбекера до 1825 в соответствии с воплощёнными в ней высокими гражданскими стремлениями имел торжественный, одический характер, часто приближался к манере ораторской речи, тяготел к архаичному славянскому колориту, что объяснялось своеобразно понятой патриотической задачей создать самобытный язык национальной поэзии, свободный от чужеземных влияний. Свою стилистику Кюхельбекер противопоставлял стилистике поэтов-карамзинистов, которые «из слова же русского, богатого и мощного, силятся извлечь небольшой, благопристойный, приторный, искусственно тощий, приспособленный для немногих язык…» («О направлении нашей поэзии…»).

В годы заточения и ссылки Кюхельбекер не изменил прежним идеалам. Он горд тем, что «поэта и в цепях ещё свободен дух» («Элегия», 1832), с любовью вспоминает о «стае той орлиной, которой ведь и я принадлежал» («На смерть Якубовича», 1846), скорбит о гибели славных («Плач Давида», 1829). Однако в стихах Кюхельбекера усиливаются мотивы одиночества и обречённости («19 октября», 1838, «Участь русских поэтов», 1845, и др.). Чем благородней идеалы, тем скорее их носитель становится жертвой коварства и предательства. Такова судьба героя трагедии «Прокофий Ляпунов» (1834), написанной в шиллеровском духе. В стихах Кюхельбекера яснее проступают мистические элементы, ранее мало заметные. Мистический мотив предопределения проходит через роман «Последний Колонна» (1832-42) — наиболее значительное прозаическое произведение Кюхельбекера. В крепости и в ссылке Кюхельбекер работал над романтической драмой «Ижорский»; две первые части (1829 и 1835) напечатаны стараниями Пушкина в 1835, 3-я часть написана в 1840-41 не без влияния «Героя нашего времени», высоко оцененного Кюхельбекером. В ряде произведений Кюхельбекер ориентируется на русский фольклор (сказка «Пахом Степанов», 1832, драматическая сказка «Иван, купецкий сын», 1832-1842, и др.). Реалистические тенденции наиболее отчётливо выражены в стихотворной повести «Сирота» (1833) с ее опрощённой, житейской тематикой. Поэма посвящена А. С. Пушкину и, возможно, навеяна его «Домиком в Коломне».

Трагическая судьба Кюхельбекера сказалась на судьбе его литературных творений. Разбросанные по периодическим изданиям до восстания 1825, запрещённые и появлявшиеся только изредка после него, не собранные даже, когда запрет был снят, они фактически оставались неизвестными читателю. Тепло отозвался о Кюхельбекере и был озабочен его литературным наследием Л. Н. Толстой. Произведения Кюхельбекера собраны и изданы Ю. Н. Тыняновым (автором романа «Кюхля», 1925) и другими советскими литературоведами.

Соч.: Избр. стихотворения, Шо-де-Фон (Швейцария), 1880; Полн. собр. стихотворений, М., 1908; Дневник В. К. Кюхельбекера, ред. и прим. В. Н. Орлова и С. И. Хмельницкого, Л., 1929; Последний Колонна, послесл. П. Н. Медведева, Л., 1937; Соч., ред., вступ. ст. и примеч. Ю. Тынянова, т. 1-2, Л., 1939; Избр. произв., ред., вступ. ст. Б. Мейлаха, Л., 1959; Лекция о рус. лит-ре и языке…, в кн.: Лит. наследство, т. 59, М., 1954 (здесь же письма К. и статьи о нём Э. Э. Найдича, М. К. Константинова, Г. М. Дейча, М. К. Азадовского).

Лит.: Тынянов Ю. Н., Архаисты и новаторы, Л., 1929; Базанов В. Г., Поэты-декабристы, М. — Л., 1950; Мордовченко Н. И., Кюхельбекер, в кн.: История рус. лит-ры, т. 6, М. — Л., 1953; История рус. лит-ры XIX в. Библиографич. указатель, под ред. К. Д. Муратовой, М. — Л., 1962.

Д. И. Бернштейн

Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — Т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966

КЮХЕЛЬБЕКЕР Вильгельм Карлович — русский поэт из обрусевших немцев, мелкопоместных дворян. Учился в Царскосельском лицее вместе с Пушкиным. Позднее тесно сошёлся с Грибоедовым. Уехав секретарём обер-камергера Нарышкина за границу, читал в Париже в 1821 лекции по русской литературе, прекращённые вследствие их «вольнолюбия» по требованию русского посольства. Стихи начал писать и печатать ещё на лицейской скамье . В 1824-1825 издавал вместе с В. Ф. Одоевским альманах «Мнемозину». За две недели до 14 декабря 1825 был введён Рылеевым в «Северное общество». Был на Сенатской площади с восставшими, покушался на брата царя. Предпринял побег за границу, но был опознан и арестован в Варшаве. Провёл десять лет в заключении в крепостях, затем был сослан на поселение в Сибирь, где ослеп и умер от чахотки.

Высокая гражданская настроенность и националистические тенденции, свойственные некоторым декабристским кругам, понуждают Кюхельбекера — сперва ученика Жуковского и представителя «германического направления» в поэзии — выступить в начале 20-х гг. с требованием «сбросить поносные цепи немецкие». Кюхельбекер выдвигает лозунг «высокого искусства»; от «карамзинистов» — Пушкина и его друзей — уходит к классикам — «в дружину славян», определяя свою позицию в качестве «романтика в классицизме». Культ Германии и Жуковского сменяется в Кюхельбекере культом Державина. В противовес основному лирическому жанру эпохи — «изнеженной, бесцветной» элегии — Кюхельбекер призывает возродить «высокую» оду (статья «О направлении нашей поэзии, особенно лирической, в последнее десятилетие», «Мнемозина», ч. 2), «искусственно-тощему», европеизированному «жаргону» карамзинистов противопоставляет «варварский», но «богатый и мощный» «славяно-русский» язык классиков; героям байронических поэм, «слабым, отжившим для всего брюзгам» — носителей «силы» и «славы», героев трагедии. В своих «Аргивянах» Кюхельбекер дал образец высокой, «гражданской» трагедии, политически направленной на борьбу с «тираном». Литературная деятельность Кюхельбекера имела главным образом теоретическое значение. Художественная его практика неизменно, начиная с лицея, служила мишенью для насмешек, не всегда справедливых: кое-что из «попыток» Кюхельбекера вошло в литературу (так, он первый употребил в трагедии белый пятистопный ямб, которым написан пушкинский «Борис Годунов», и т. д.). Несомненный интерес представляет дневник Кюхельбекера, в котором, по справедливому выражению новейшего исследователя, «законсервирована литературная атмосфера 20-х гг.». Незадачливая судьба Кюхельбекера, созданного по меткому наблюдению Баратынского «для любви к славе и для несчастия», послужила для Ю. Н. Тынянова предметом художественной обработки («»Кюхля», повесть о декабристе», Л., 1925).

Библиография: I. Шекспировы духи, Драматическая шутка, СПБ., 1825; Нашла коса на камень, Комедия, 1839; Собр. стих, декабристов, изд. Фомина, т. II, М., 1907; Полное собр. стих., М., 1908 (изд. далеко неполное и малоудовлетворительное текстологически); Ижорский, Мистерия, М., 1908 (изд. 1-е, СПБ., 1835); Обозрение российской словесности, сб. «Литературные портфели», Л., 1923; Поэты-декабристы, сб. под ред. Ю. Н. Верховского, Гиз, М. — Л., 1926; Дневник, Предисловие Ю. Н. Тынянова, ред., введ. и прим. В. Н. Орлова и С. И. Хмельницкого, «Прибой», Л., 1929.

II. Котляревский Н., Литературная деятельность декабристов, I, В. К. Кюхельбекер, «Русское богатство», 1901, №№ 3 и 4; Розанов И. Н., Кюхельбекер — Ленский, «Красная нива», 1926, № 6; Тынянов Ю. Н., Архаисты и новаторы, «Прибой», Л., 1929 (ст. «Архаисты и Пушкин» и «»Аргивяне», неизданная трагедия Кюхельбекера»).

III. Ченцов Н. М., Восстание декабристов, Библиография, редакция В. К. Пиксанова, Гиз, М. — Л., 1929.

Д. Благой

Литературная энциклопедия: В 11 т. — , 1929-1939

Кюхельбекер (Вильгельм Карлович) — известный писатель (1797 — 1846).

Кюхельбекер учился в царскосельском лицее, где был товарищем Пушкина; дружба не мешала последнему преследовать эпиграммами поэтические упражнения Кюхельбекера. С 1815 г. стихотворения Кюхельбекера стали появляться в «Вестнике Европы» (за подписью Вильгельм), «Сыне Отечества», «Благонамеренном».

В 1817 — 20 гг. Кюхельбекер служил в министерстве иностранных дел. В 1820 г. он поехал за границу и читал в парижском Атенее лекции о славянской литературе, приостановленные по требованию русского посольства, как слишком либеральные.

В 1822 Кюхельбекер служил на Кавказе, при Ермолове; близко сошёлся там с Грибоедовым.

В 1823 — 1825 гг. он жил в Москве, где, вместе с кн. Одоевским, издал четыре книжки сборника: «Мнемозина».

Кюхельбекер участвовал в заговоре декабристов и стрелял, на Сенатской площади, в вел. кн. Михаила Павловича; затем он бежал и, намереваясь скрыться за границу, прибыл в Варшаву, где был узнан по приметам, сообщённым его бывшим другом — Булгариным. Приговорённый к смертной казни, он был помилован, по просьбе вел. кн. Михаила Павловича, и осуждён на вечные каторжные работы, заменённые одиночным заключением в Шлиссельбурге и Кексгольме.

Материально Кюхельбекер не особенно нуждался, получал книги и только не мог печатать своих произведений, не смотря на заступничество Жуковского. Незадолго до смерти, Кюхельбекер, по свидетельству Греча, был перевезён в имение своей сестры, где и умер.

Кюхельбекер, не выделяясь талантом, не мог выбиться из оков старой школы: произведения его писаны тяжёлым языком и испещрены массою славянизмов. В роли политического деятеля, которую он надеялся сыграть, он был совершенно искренен, хотя сильно увлекался, за что Пушкин сравнивал его с Анахарсисом Клоотсом. Отдельно Кюхельбекер напечатал: «Смерть Байрона» (1824); «Шекспировы духи», драматическая шутка (1825); «Ижорский», мистерия (1825). В «Русской Старине» (1875 и 1878 гг. напечатаны извлечения из его дневника и поэма, писанная им в 1842, г.: «Вечный жид».

КЮХЕЛЬБЕКЕР В. К. (статья из «Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона», 1890 – 1907)

Кюхельбекер, В. К. Избранные произведения / В. К. Кюхельбекер ; авт. введ., примеч. Б. С. Мейлах ; редкол. В. Н. Орлов, М. О. Ауэзов, А. Г. Дементьев, В. П. Друзин. — Ленинград : Советский писатель, 1959. — 450, с. : портр. — (Библиотека поэта : осн. М. Горьким в 1959 г. Малая серия ; 3-е изд.). — Загл. обл. : Кюхельбекер. — Примеч.: с. 409-433. — Слов. мифолог. имен и назв.: с. 434. — Слов. устаревших и малоупотребительных слов. — Основные издание стихотворных произведений В.К. Кюхельбекера.

21 июня 2017 года исполняется 220 лет со дня рождения русского поэта и общественного деятеля, коллежского асессора, декабриста Вильгельма Карловича Кюхельбекера (1797-1846).

Вильгельм Карлович Кюхельбекер

Кюхельбекер Вильгельм Карлович родился в 1797 г. Санкт-Петербурге. В 1817 г. окончил Царскосельский лицей, где началась его дружба с А. С. Пушкиным. Служил в Коллегии иностранных дел, преподавал русский и латынь. В 1820-1821 гг. в Париже читал публичные лекции о русской литературе, в которых обосновывал необходимость политических преобразований в России, — по требованию русского посольства эти выступления были прерваны. Далее службу продолжил на Кавказе чиновником по особым поручениям.

В. К. Кюхельбекер – участник декабрьского восстания 1825 г. После разгрома восстания он бежал из Петербурга, с тем, чтобы уйти за границу, но через месяц его задержали в Варшаве. Был приговорен к смертной казни, замененной каторжными работами на двадцать лет. Срок этот был сокращен, и Кюхельбекер вместо каторги провел более десяти лет в одиночном заключении. В конце 1835 г. его отправили в ссылку в Сибирь, где он пробыл до самой смерти. Годы одиночества и ссылки сделали Кюхельбекера больным стариком и привели его к полной потере зрения. Он умер в 1846 г. в возрасте 49 лет.

В редком фонде в третьем издании серии «Библиотека поэта. Малая серия» есть сборник избранных произведений Вильгельма Карловича Кюхельбекера. Книга издана в Ленинграде в 1959 г. в издательстве «Советский писатель». Вступительная статья, подготовка текста и комментарии выполнены известным литературоведом Борисом Соломоновичем Мейлахом (1909-1987).

«Библиотека поэта. Малая серия» была образована в 1935 г. Стала подциклом книжной серии «Библиотека поэта», которая была придумана писателем и литературоведом Ю. Н. Тыняновым и одобрена А. М. Горьким.

«Малая серия», в отличие от «Большой», была ориентирована на широкую и демократичную аудиторию. Выходила меньшей по объему и более дешевой. Отбор имен был строгий. «Малая серия» выпускалась в трех изданиях. Третье издание печаталось с 1953 по 1988 гг.

Кюхельбекер В.К. Избранные произведения

Кюхельбекер В.К. Избранные произведения

Значение В. К. Кюхельбекера, как всякого поэта, определяется тем, в какой степени он выразил в своем творчестве наиболее существенные черты эпохи.

Литературоведы считают, что Вильгельм Карлович в поэтическом творчестве решил задачи, характерные для всего декабристского движения. Он был одним из поэтов, который с наибольшей последовательностью стремился воплотить в своем творчестве принципы декабристской эстетики. «Пропаганда идеала «высокого”, включающего в себя идеи патриотизма, гражданской доблести, проходит через всю поэзию Кюхельбекера».

Судьба литературного наследия Кюхельбекера своеобразна. Печататься он начал ещё во время пребывания в Лицее, но при жизни увидело свет, сравнительно небольшое число его произведений. Они преимущество публиковались в сборниках «Сын Отечества», «Невский зритель», «Соревнователь просвещения и благотворения», «Мнемозина», «Благонамеренный». Отдельным изданием до декабря 1825 г. вышла лишь одна «драматическая шутка» Кюхельбекера «Шекспировы духи» (СПб, 1825).

Созданию в поэзии Кюхельбекера лирического образа положительного героя специалисты видят в излюбленной им теме поэта. «Высокий образ певца-пророка воплощен во многих стихотворениях Кюхельбекера разных лет». Например, программное стихотворение «Поэты» (1820). Основная идея этого произведения, написанного в защиту А. С. Пушкина и «священного союза друзей», — неизбежность тяжелых испытаний и жертв в борьбе за свободу. Трактовка роли поэта в творчестве Кюхельбекера является «своеобразным выражением декабристских представлений о качествах гражданина, передового человека своего времени».

Революционный романтизм Вильгельма Карловича, как и декабристской поэзии вообще, «вырастал из требований самой жизни, он складывался в ходе самоотверженной борьбы за свободу, был пронизан протестом против рабства и тирании и воодушевлен мечтой о крушении старого мира».

После разгрома восстания декабристов возможность печатания для «государственного преступника» была исключена: в печать разными путями, анонимно и под псевдонимом «В. Гарпенко», просочилось лишь несколько произведений Кюхельбекера. В их числе «Ницца», «Любовь узника», «Пахом Степанов», «Кудеяр», сцены из «Ижарского». Несколько произведений В. К. Кухельбекеру удалось напечатать также анонимно, отдельными изданиями: «Ижарский» (ч. 1-2, СПб, 1835); «Русский Декамерон 1831 года» (СПб, 1836); комедия «Нашла коса на камень» (СПб, 1939). Большая часть его произведений была опубликована лишь в советское время.

Обширное наследие Вильгельма Карловича Кюхельбекера стало известно во всем своем объеме преимущественно благодаря работам о нем Ю. Н. Тынянова (1894-1943), известного литературоведа и писателя, автора романа «Кюхля». Перед читателями он раскрывает многогранность творчества поэта-декабриста.

Б. С. Мейлах высказывает мнение, что произведения В. К. Кюхельбекера «периода крепости и ссылки являются несравненно более зрелыми, в них появляется реалистическая точность, начинает побеждать простой и ясный стиль, постепенно исчезает тяжеловесность образов, надуманность и парадоксальность сравнений, которые были свойственны его ранней поэзии». Несмотря на тягчайшие условия заключения и ссылки Кюхельбекер неизмеримо расширил диапазон своей литературной деятельности: не только писал лирические стихотворения, но также переводил Шекспира, работал над большими поэмами («Давид», «Юрий и Ксения», «Зоровавель», «Сирота» и др.), драматическими произведениями («Ижорский», «Прокофий Ляпунов», «Иван купецкий сын», «Архилох»).

Одно из первых, дошедших до нас политических стихотворений Кюхельбекера, написанных в 1827 г. в Шлиссельбургской крепости, посвящено памяти К.Ф. Рылеева (1795-1826) «Тень Рылеева».

Вот как звучит вариант первой строфы из этого стихотворения:
Горька судьба поэтов всех земель,
Но горше всех – певцов моей России:
Заменит ли трубою кто свирель –
И петля ждет его мятежной выи!

В стихотворениях Кюхельбекера последекабристского периода встречаются и мотивы уныния, отчаяния, религиозного примирения, но эти мотивы выражают не основы мировоззрения поэта, а лишь его противоречия, вызванные оторванностью от жизни.

В представляемый сборник включены избранные стихотворные произведения В. К. Кюхельбекера. В первом разделе в хронологической последовательности расположены его лирические стихотворения, во втором – представлены драмы и поэмы. Значительный объем трагедий «Аргивяне» и «Прокофий Ляпунов», а также его поэм в данном издании целиком. Здесь они даны в отрывках. Из больших произведений полностью печатается поэма «Сирота», которой ознаменован новый этап в творческой эволюции Кюхельбекера.

И в тюрьме и в ссылке Вильгельма Карловича Кюхельбекера поддерживала мысль о том, что его творчество не забудется грядущими поколениями:
Не весь истлею я: с очей потомства
Спадает покров мгновенной слепоты –
И стихнет гул вражды и вероломства.
Умолкнет злоба черной клеветы –
Забудут заблужденья человека;
Но воспомянут чистый глас певца,
И отзовутся на него сердца
И дев и юношей иного века.

Список использованной литературы:

  1. Кюхельбекер, В. К. Избранные произведения / В. К. Кюхельбекер ; авт. введ., примеч. Б. С. Мейлах ; редкол. В. Н. Орлов, М. О. Ауэзов, А. Г. Дементьев, В. П. Друзин. — Ленинград : Советский писатель, 1959. — 450, с. : портр. — (Библиотека поэта : осн. М. Горьким в 1959 г. Малая серия ; 3-е изд.). — Загл. обл. : Кюхельбекер. — Примеч.: с. 409-433. — Слов. мифолог. имен и назв.: с. 434. — Слов. устаревших и малоупотребительных слов. — Основные издание стихотворных произведений В.К. Кюхельбекера.

Кюхельбекер: декабрист и поэт. Рассказ детямВильгельм Кюхельбекер, декабрист, поэт, друг А.С.Пушкина, литератор, общественный деятель родился 21 (10) июня 1797 года в Петербурге.

Его отцом был саксонец Карл фон Кюхельбекер. Это был умнейший человек, дворянин. Он получил образование в одном из престижных высших учебных заведений Германии — Лейпцигском университете, одновременно с Александром Николаевичем Радищевым и Иоганном Вольфгангом Гёте. В 1772 году он перебирается в Россию, а в 1797 году появляется на свет его сын, будущий декабрист, поэт Вильгельм Кюхельбекер.

Детство мальчика проходит в Эстляндии (ныне Эстония), в имении Авинорм, подаренном его отцу императором Павлом. Эстонские народные наигрыши, песни Вильгельм полюбил с детства. В дальнейшем Кюхельбекер пишет ряд работ, посвященных истории и культуре Эстонии, ее жителям. Воспевает «мирную и счастливую» природу этих мест.

Первыми преподавателями русской словесности мальчика стали кормилица Марина, а также няньки – Кирилловна и Татьяна.

В 1808 году Вильгельм становится слушателем пансиона Брикмана в городе Веро. А в 1811 году по протекции военного министра М.Б.Барклая де Толли его определяют в Царскосельский лицей. Как и для многих, обучавшихся в Лицее, годы учебы стали важным периодом жизни, временем становления личности, формирования литературных, общественно-политических взглядов. В Лицее Вильгельм обретает друзей, среди которых и будущий гениальный поэт Александр Пушкин.

Эта дружба впоследствии не раз проверялась временем, и выдержала испытания до конца.

Что касается первых поэтических опытов Кюхельбекера, Пушкин не раз критиковал и иронично отзывался о них: «и кюхельбекерно, и тошно». Но уважительно относился к другу и посвятил ему свое первое опубликованное стихотворение: «К другу стихотворцу».

Последняя личная встреча двух друзей-лицеистов произошла случайно в конце 1827 года на станции близ Боровичей. Ожидая лошадей, Пушкин увидел арестованных, подъехавших на тройках с фельдъегерем. Среди них ему бросился в глаза молодой человек, закованный в кандалы, бледный и осунувшийся. Это был Вильгельм Кюхельбекер. Пушкин бросился в объятия к своему другу. Но жандармы быстро растащили их. Об этих событиях Александр Сергеевич сделал в своем дневнике подробную запись.

В дальнейшем общение двух бывших лицеистов происходило лишь посредством переписки.
Вильгельм Кюхельбекер был одним из самых активных и деятельных участников восстания декабристов. Он твердо отстаивал свою гражданскую позицию. После поражения был единственным, кто сумел бежать из Петербурга, но был арестован в Польше.

Декабрист, поэт Вильгельм Кюхельбекер прожил нелегкую жизнь. Попав в заточение в начале 1826 года, он свыше десяти лет провел за решеткой, а затем находится в ссылке до конца своих дней. Похоронен в городе Тобольске. Рядом покоятся его товарищи-декабристы Александр Барятинский и Семен Краснокутский.