Ладога церковь

Георгиевская церковь в Старой Ладоге 2 половины XII века находится в пределах древней крепости, расположенной в низовьях реки Волхов. Этот храм известен не только благодаря уникальным фрагментам фресковых росписей 2 половины XII века, выполненных византийскими художниками. Георгиевская церковь, как и собор Успенского монастыря Старой Ладоги, несет в себе узнаваемые черты новгородской школы второй половины XII века.

Точная дата сооружения храма не известна. Несохранившаяся церковь Климента папы Римского, предшествовавшая Георгиевской церкви, по летописному источнику датируется 1153 годом. Георгиевская церковь Старой Ладоги — это камерный крестовокупольный храм с позакомарным завершением, увенчанный одной главой. На востоке четверика расположены три высокие апсиды, имеющие небольшой вынос. Разделенные лопатками на прясла стены боковых фасадов, прорезаны окнами, расположенными пирамидально. Внутреннее пространство храма устроено по примеру утраченной церкви Климента. В западной части храма расположены хоры, представляющие замкнутые угловые камеры, соединенные деревянным настилом, что наследует прием, впервые сложившийся в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря, построенного новгородскими мастерами, видимо, в конце 1130-х годов. На хоры можно подняться по внутристенной лестнице, расположенной в западной стене. В интерьере отсутствуют лопатки оставляя стены храма свободными для размещения росписей.

Исследователи обратили внимание на очевидную связь архитектуры Георгиевской церкви и украшающих ее интерьер фресок. В частности, нижнее окно дьяконника во время строительства было устроено в южной стене четверика, что нарушало общую композицию алтарной части, где все окна были расположены симметрично в два яруса. Этот отход от правила был обусловлен тем, что в южной апсиде была осуществлена большая фреска вертикального формата «Чудо Георгия о змие», которую решили не разрывать окном.

Первое письменное свидетельство, касающееся истории Георгиевской церкви, относится к 1445 году. Относительно её создания сколь-либо надёжных сведений не существует. С тех пор как возник интерес к прошлому Георгиевского храма Старой Ладоги, а случилось это в начале ХIХ века, на свет появилось несколько предположений о времени строительства этого замечательного здания. Довольно долго господствовали три гипотезы. Часть исследователей связывала возведение церкви с именем Ярослава Мудрого. Известно, что Ярослав Мудрый носил в крещении имя Георгий. Другая часть любителей прошлого отмечала своеобразный мемориальный характер староладожского храма, будто бы возведённого на месте дворца Рюрика. При этом само наличие подобного дворца было недоказуемо. Но самым распространённым стало предположение о строительстве Георгиевской церкви одновременно с Ладожской крепостью, что произошло или в 1114, или в 1116 году, когда «Павел, посадник ладожский, заложи Ладогу город камен». В ХХ веке подавляющее большинство исследователей согласились на том, что храм во имя великомученика Георгия Победоносца начали строить в Старой Ладоге во второй половине ХII столетия. Предлагалась широкая датировка 1180-ми годами, чуть менее расплывчатая — около 1167 года, и даже точная дата — 1172 год. Вот что, в частности, писал выдающийся историк искусства В. Н. Лазарев: «В свете новых исследований самыми ранними новгородскими фресками интерусующего нас периода можно считать фрески церкви св. Георгия в Старой Ладоге, являвшейся северным пригородом Новгорода. Роспись выполнена около 1167 года, вскоре после осады Ладоги шведами; не сумев захватить крепость, шведы отступили к Ладожскому озеру и 28 мая 1164 года были настигнуты в устье реки Воронеги новгородским войском во главе с князем Святославом Ростиславичем и посадником Захарией и наголову разбиты. По-видимому, в честь этой победы и был воздвигнут год спустя Георгиевский храм, посвящённый тому святому, который рассматривался на Руси как покровитель ратного люда и верный помощник в борьбе с врагами. В связи с этим становится понятным изображение на стене диаконника «Чуда Георгия о змие», которое на этом месте никогда не помещается и которое, несомненно, намекало на одержанную новгородцами победу».

Совсем недавно комплексное исследование староладожского Георгиевского собора, в котором основное внимание было уделено его фрескам, предпринял искусствовед В. Д. Сарабьянов. Он писал: «Археологические данные показывают, что ныне существующая церковь стоит на фундаменте, относящемся к другому строительному периоду. Первоначально храм мыслился без хор и с пониженными угловыми компартиментами, то есть повторял редкую для Новгорода типологию, известную лишь по двум постройкам эпохи (владыки) Нифонта — собору Мирожского монастыря в Пскове (около 1140) и церкви св. Климента в Старой Ладоге (1153). Однако в таком виде храм не был возведён, а строительство возобновилось лишь по прошествии значительного времени, причём с кардинальным изменением типологии церковного здания. Весьма вероятно, что закладка церкви произошла ещё при участии владыки Нифонта, а его смерть в 1156 году явилась той естественной причиной, по которой постройка церкви отодвинулась на многие годы. При возобновлении строительства был использован новый тип храма, распространённый в новгородском зодчестве во второй половине ХII столетия, который был приспособлен к старым фундаментам, в результате чего архитектура Георгиевской церкви приобрела весьма специфические черты». Указанный тип храма, весьма популярный в первые десятилетия существования Новгородской республики, характеризуется крестово-купольной планировкой, наличием одной главы и трёх апсид, равных по высоте. Следует отметить и размеры подобных церквей — они, как правило, не очень крупны. Историк зодчества П. Н. Максимов напрямую связывал новые архитектурные веяния с превращением Новгородской земли из княжества в вечевое государство. Теперь храмы строили не на средства всемогущих князей, а на деньги гораздо менее обеспеченных архиреев, бояр, купцов и объединений рядовых граждан. Так на Ладожской земле во второй половине ХII века построили до восьми каменных храмов, первым из которых стал Климентовский, заложенный в пределах земляного городища Ладога.

Есть мнение, что ладожские храмы — особый этап в развитии новгородской архитектурной школы, причём начало ему было положено именно за пределами центра «республики» и только потом подобные церкви «пришли» в Новгород, где малый тип храма получил широкое распространение несколько позже: в конце ХII — начале ХIII веков. Возможно, масштабное строительство в Ладоге явилось следствием христинизации удалённых от Новгорода владений местной архирейской кафедры, в чём немало преуспел как раз владыка Нифонт. Церковь во имя великомученика Георгия Победоносца была заложена в пределах каменной Ладожской крепости, вероятно, до 1156 года. Но в силу до конца не выясненных причин, строительные работы после устройства фундаментов остановились. По мнению В. Д. Сарабьянова, возобновление строительства произошло уже в другой период деятельности строительной артели, когда новгородскими зодчими был разработан и хорошо усвоен новый тип небольшого храма с тремя высокими разновеликими апсидами и хорами, на которые вела внутристенная лестница в толще западной стены. Этот тип храма, сложившийся в 1160-1170-х годах, во многом определял новгородское зодчество вплоть до конца ХII столетия. Строители церкви использовали старый фундамент, мастерски приспособив его к новой типологии храмового здания. Около трёхсот первых лет истории Георгиевской церкви никак не освещены в исторических источниках. Там, где есть недостаток достоверных сведений, рождаются предания. От жителей Старой Ладоги до сих пор можно услышать легенду о том, что в 1240 году, перед битвой со шведами на реке Неве, здесь молился князь Александр Невский. Древнейшее же упоминание храма содержится в Новгородской летописи под 1445 годом в связи с деятельностью архиепископа Евфимия Вяжищского, который «заложи манастырь святого Георгиа в Городке, и стену каменную понови, и церковь святого Георгия понови и подписа, идеже отпало, и покры ю чешуею, и бысть христьяном прибежище». Под Городком в данном случае подразумевается крепость Старой Ладоги. В этом сообщении особенно интересно в нашем случае указание на основание обители при храме.

Во время реставрационных работ 1445 года церковь получила новую кровлю из деревянного лемеха и высокий иконостас, который вытянулся во всю ширину церкви, отделяя алтарь от основного объёма: наоса. Видимо, в таком виде храм простоял до конца ХVI века. В 1584-1586 годах власти Московского государства осуществляли масштабные ремонтные работы Ладожской крепости. Храм получил пощипцовое покрытие сводов, конусовидное завершение купола, а также небольшую двухпролётную звонницу над западным фасадом, остатки которой были обнаружены относительно недавно. В. Д. Сарабьянов отмечает: «В таком виде храм запечатлен на гравюре Адама Олеария, посетившего Ладогу в 1634 году… Эта панорама Ладоги, сделанная с противоположного берега Волхова, является первым изображением Ладожской крепости и возвышающейся в её стенах Георгиевской церкви». ХVII век принёс Ладоге много бед. Особенно сильно пострадал Георгиевский храм в период Смуты. Про него известно, что «немецкие люди главу разломали и кровлю сожгли… И ныне в дождевое время тот храм каплет, и кирпич сверху сыплется, бес поделки быти тому храму немощно, и на поделку того храма по смете надобно десять рублев». Большой ремонт был произведён в Георгиевской церкви в 1683-1684 годах. С одной стороны, эта реставрация существенно улучшила состояние древнего памятника — следующий значительный ремонт потребовался только в 1760-х годах, с другой стороны, первоначальный облик храма в процессе тогдашних работ оказался сильно искажён. Строители произвели закладку старых окон, пробили новые, увеличили дверные проёмы, с запада появилась пристройка, а кровля стала четырёхскатной. Особенно пострадали фрески. Их большая часть была сбита, остальные заштукатурены. Не тронули только росписи барабана. Целых сто лет георгиевские росписи оставались «в плену». Их выявили и раскрыли на значительном пространстве после соответствующего указа, подписанного в 1780 году архиепископом Новгородским и Санкт-Петербургским Гавриилом (Петровым).

К 1764 году, когда проводилась секуляризация церковных владений и монастырская реформа, обитель при Георгиевском храме уже не действовала. Храм превратился в приходскую церковь Староладожского посада. В таком статусе он просуществовал до 1837-1838 годов, когда его приписали к Успенскому женскому монастырю. Почитание Александра Невского, особенно характерное для Новгородчины, а также предание о молитве святого в Георгиевском храме, «отозвались» в 1867 году, когда в западной пристройке установили два престола, освятив один из них именно в честь святого благоверного князя Александра. Во второй половине 1920-х — первой половине 1930-х годов силами первоклассных специалистов из Москвы и Ленинграда был проведён огромный комплекс работ по архитектурной реставрации Георгиевской церкви, в результате чего памятник освободился от большинства поздних напластований. Пристальное внимание уделялось укреплению и восстановлению фресок. Война не коснулась своей разрушительной рукой Георгиевского храма. В послевоенное время реставраторы вновь пришли в церковь и привели её в состояние, близкое к первоначальному. Встал вопрос о музеефикации древней крепости. Первые музейные экспозиции открылись здесь 15 июля 1971 года. В 1984 году краеведческий музей получил статус историко-архитектурного и археологического музея-заповедника. Тогда же, а именно с конца 1970-х по 1996 год, проводился последний по времени масштабный комплекс исследовательских работ в Георгиевской церкви. Археологические раскопки показали, что вся восточная часть сооружения стоит на подсыпном грунте, привнесённом при устройстве новой каменной крепостной стены в начале ХII столетия. Наваливать землю, в свою очередь, пришлось по случаю постепенного ухода воды в реке и соответственного расширения береговой площадки.

Строители храма понадеялись на прочность восточной подсыпки, но небольшая осадка всё же случилась. Сегодня это хорошо видно на линии резких уклонов древнего пола перед юго-восточным столбом в законсервированном археологическом шурфе. Вероятнее всего, храм «затрещал» в первые же столетия своей жизни, и вплоть до сего дня сквозь новые побелки открываются нити трещин на северной стене, на подпружных арках храма. Храм имеет достаточно простую, но художественно выразительную обработку фасадов, разделённых лопатками на три равновысоких прясла, которые венчают полуциркульные завершения с двойными арочными обрамлениями. Малые размеры церкви предопределили ассиметрию в расположении фасадных окон, выполняющих в первую очередь чисто функциональную задачу освещения храма. Так, три окна центральных прясел северного и южного фасадов традиционно расположены пирамидально, однако нижние окна западных прясел этих фасадов занижены, поскольку они открываются в невысокий объём под хорами. Нижнее окно апсиды дьяконника оказывается передвинутым с восточного на южный фасад, что вызвано стремлением более полно осветить алтарное пространство. Таким образом, традиционное симметричное расположение окон придаёт парадность лишь западному фасаду храма, остальные же фасады получают ассиметричную и достаточно случайную композицию, что вносит в облик церкви живость в динамику, но лишает его классической строгости и соразмерности. Интересны непропорционально уменьшенные размеры восточных прясел боковых фасадов и некоторая «вдавленность» апсид, которые оказываются слишком глубоко утопленными в куб здания. В его восточной части ощущается вынужденная теснота, из-за чего храм с определённых ракурсов утрачивает строгую центричность, столь характерную для новгородской архитектуры этого времени; барабан его заметно сдвинут на восток. На барабане, под шлемовидным куполом, размещён арочный поясок. Такие украшения были традиционными для новгородского зодчества и в позднейшее время. В древнерусской архитектуре излюбленным способом устройства кровли являлось покрытие непосредственно по сводам. На протяжении своей истории Георгиевский храм неоднократно менял форму кровли.

В настоящее время восстановлено первоначальное позакомарное покрытие. Для новгородской архитектуры второй половины ХII века характерно разделение фасадов лопатками на три прясла. Прясла имеют полуциркульные завершения с двойным арочным обрамлением. Три окна центральных прясел северного и южного фасадов имеют традиционную пирамидальную композицию. В толще западной стены устроена узкая лестница, ведущая на хоры, которые представляют собой два закрытых помещения, расположенных на уровне второго этажа в западных углах объёма церкви и соединённых между собой деревянным настилом. Высота Георгиевского храма достигает 15 метров. Его площадь — 72 квадратных метра. Любопытный факт: местные жители любовно называют церковь «Ладожской невестой».

Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №80, 2014 г.

Церковь Святого Георгия в Ладоге — один из наиболее древних архитектурных памятников России, сохранившийся еще с XII века. Старинная церковь представляет огромный интерес не только для верующих, но и для историков, архитекторов и тех, кто интересуется древнерусской культурой.

Кто построил церковь Святого Георгия в Ладоге

Основание церкви Георгия в Ладоге датируется XII веком и относится приблизительно к 1165-1166 годам, а строительство церкви относят к 1180-1200 годам. Точного года постройки церкви Святого Георгия в Ладоге не сохранилось, имя архитектора и основателя храма также остается неизвестным. Предполагается, что освящение здания произошло на этапе закладки фундамента, в XII веке в этом не было ничего необычного, поскольку церковь «посвящали» тому или иному святому с самым началом строительства.

Считается, что заложена церковь Святого Георгия в Ладоге в 1165 году была в честь разгрома шведского войска на реке Воронежка. Скорее всего, активное участие в проектировании здания принимал владыка Нифонт, новгородский епископ XII века, основавший Мирожский монастырь в Пскове и церковь святого Климента в Ладоге.

Правда, скончался новгородский владыка на несколько лет раньше, чем гипотетически произошло основание Георгиевского храма в Старой Ладоге. Но исследователи сходятся на том, что в архитектуре ладожской религиозной постройки, по крайней мере, прослеживается его заметное влияние.

Такой вывод историки делают из того, что архитектура церкви нетипична для новгородского зодчества XII века, и храм очень напоминает церковь святого Климента в Старой Ладоге, культ которого начался именно при епископе Нифонте. Вероятными заказчиками Георгиевской церкви считают князя Святослава или посадника Захария.

Важно! Первое письменное упоминание о храме Святого Георгия в Ладоге датируется лишь 1445 годом. Поэтому любые версии относительно точных дат и основателей остаются только догадками.

История Георгиевского собора в Старой Ладоге

Храм Георгия Победоносца в Старой Ладоге обладает очень интересной историей. О первых столетиях существования храма почти ничего неизвестно, однако с XV века начинают появляться письменные свидетельства о развитии старинной церкви в Ладоге.

  • В 1445 году вокруг храма был построен мужской монастырь, основанный архиепископом Ефимием. Тогда же состоялась первая реставрация обветшавшей церкви, были обновлены древние фрески и добавлены новые росписи, храм покрыли новой кровлей, поставили внутри церкви двухъярусный иконостас и алтарную преграду.
  • В XVI веке над западным фасадом церкви была возведена двухпролетная звонница.
  • В XVII столетии прошла еще одна капитальная реставрация храма Святого Георгия. К сожалению, она получилась не слишком аккуратной. Несмотря на то, что в ходе работ было заменено покрытие сводов и повышен барабан церкви, одновременно с этим мастера заложили 4 окна храма и растесали оконные проемы. Многие внутренние фрески при этом оказались сбиты со стен и бесследно затерялись.

В конце XIX столетия церковь Святого Георгия вызвала новую волну интереса. Сооружение взяла под свое покровительство Императорская археологическая комиссия, при активном участии энтузиастов были спасены от разрушения сохранившиеся фрески. Знаменитые художники-реставраторы XIX века занимались копированием и изучением изображений. Работы по реставрации продолжились и в наступившем ХХ веке — очередной капитальный ремонт сооружения был закончен в 1902 году, а в 1904 году церковь Святого Георгия в Ладоге снова освятили.

Как ни странно, древняя церковь Святого Георгия смогла пережить даже революцию и советский период, в течение которого были уничтожены многие другие памятники архитектуры. В конце ХХ столетия начался новый виток реставрации старинного здания, обновлением церкви в Ладоге занимались известнейшие российские художники-реставраторы.

Внимание! В начале 1990-х годов реставрация была полностью завершена, и теперь верующие и туристы могут изучать древнюю церковь практически в ее первозданном виде. В настоящее время сооружению присвоен статус архитектурного памятника федерального значения, и древнее строение тщательно оберегается государством.

Архитектура церкви Св. Георгия в Старой Ладоге

Храм Святого Георгия в Ладоге представляет интерес не только за счет своего почтенного возраста. Внимание историков, архитекторов и искусствоведов привлекает архитектура церкви — она вполне характерна для новгородского зодчества XII столетия, но вместе с тем обладает яркими особенностями.

К традиционным элементам новгородского зодчества можно отнести строение церкви. Сооружение состоит из четырех столпов и трех равновысоких апсид, здание увенчано одним куполом и выполнено в классических неброских оттенках и аккуратных пропорциях. Равновысокие апсиды со всех сторон увенчиваются полукруглыми завершениями с арочным обрамлением.

Однако при этом внимание привлекают необычные элементы в строении церкви — а именно, ее архитектурная асимметрия.

  • На центральных пряслах южного и северного фасада располагается в пирамидальном порядке по 3 небольших окна. При этом на западных пряслах этих же фасадов окна немного занижены, а нижнее окно восточного фасада передвинуто к южному.
  • Необычное расположение окон объясняется тем, что строители храма стремились в первую очередь создать максимально удобное внутреннее освещение церкви. Им удалось добиться этой цели, однако в результате только западный фасад церкви Георгия в Ладоге остался симметричным.
  • Благодаря асимметрии остальных фасадов церковь приобретает дополнительную динамику, но вместе с тем ее строгие классические пропорции нарушаются.

Также архитектурный интерес представляют апсиды сооружения, заметно заглубленные в основание здания, и непропорционально маленькие восточные прясла боковых фасадов. Из-за этого церковь в восточной своей части выглядит слишком тесной и утрачивает характерную для новгородского зодчества XII века центричность. Даже на фото церкви Святого Георгия в Ладоге можно заметить, что ее барабан оказывается сильно сдвинут в восточную сторону.

Историки и архитекторы склонны объяснять необычные особенности Георгиевской церкви в Ладоге тем, что в процессе возведения постройку приходилось вписывать в уже существующий архитектурный ландшафт. Согласно исследованиям археологов, в XII веке вплотную к восточному фасаду храма проходила крепостная стена Ладожской крепости, в частности, этим могло быть обусловлено несимметричное расположение нижнего окна на восточном фасаде.

Фрески церкви Георгия в Старой Ладоге

Старинные стены храма Святого Георгия вызывают интерес, но основную ценность представляет внутреннее убранство церкви. На стенах древнего храма сохранились фрески XII века, разные исследователи приписывают их авторство новгородским и псковским художникам или византийским мастерам.

Также существует версия, что фрески храма Георгия в Старой Ладоге выполнялись византийскими и русскими мастерами в тесном сотрудничестве.

  • В пользу этого предположения говорит тот факт, что внутреннее убранство храма сочетает в себе элементы, характерные как для византийской, так и для древнерусской церковной живописи.
  • Например, нижняя цокольная часть стен покрыта имитацией мрамора, и это характерно для византийского церковного зодчества.
  • Но вот симметричные пары внутренних панелей храма центрированы шарами, похожими на навершия стоек для завес, и этот прием исследователи относят к русским традициям декорирования. Кроме того, по мнению исследователей, образец классической русской храмовой живописи представляют из себя некоторые сюжеты в настенной росписи, к примеру, сцена Страшного Суда для грешников.

Несмотря на многочисленные реставрационные работы в храме Георгия Победоносца в Старой Ладоге, древние фрески дошли до наших дней не в полном составе. Некоторые из них были сбиты со стен в процессе ранних реставрационных работ, правда, необходимо отметить, что часть таких фресок была обнаружена в период позднего археологического изучения постройки.

Из сохранившихся фресок в церкви в Старой Ладоге можно перечислить:

  • сцену, изображающую причащение апостолов в апсиде храма;
  • фреску святительского чина;
  • медальоны с полуфигурными изображениями Иоанна Милостивого, архангела Гавриила и неизвестного святого;
  • медальоны с полуфигурами архангела Михаила и трех святителей, среди которых святой Анфим;
  • фреску со сценой принесения очистительных жертв Иоакима и Анны.

Необходимо особо отметить фреску с изображением Святого Георгия, повергающего змия. Вопреки канонам, размещена эта фреска непосредственно в алтаре, хотя ни в русской, ни в византийской традиции данное изображение в алтаре не помещали. Такая особенность является не единственной — очень необычен тот факт, что Святой Георгий на фреске не поражает змия копьем насмерть, а только попирает и укрощает его, что символизирует усмирение и укрощение грехов. Можно утверждать, что вооруженный Святой Георгий, оставляющий змию жизнь на церковном изображении, по-настоящему уникален.

Важно! Некоторые исследователи предполагают, что нетипичность фресок древней церкви и отхождение от канонов объясняется тем, что заказчиком храма был не епископ, а князь или посадник — влиятельный человек, придающий большое значение воинским добродетелям.

Также в хорошем состоянии пребывает фреска купола, изображающая ангелов, которые несут сферу с возносящимся Спасителем. По окружности барабана церкви размещены хорошо сохранившиеся фрески с изображениями ветхозаветных царей и пророков, среди них Соломон и Давид, Исайя и Гедеон, Иеремия и Иезекииль, Наум и Михей.

Особого внимания заслуживает большая композиция, размещенная на западной стене церкви Святого Георгия и прилегающих сводах — фреска Страшного Суда. Южная стена церкви сохранилась хуже, на ней от большого праздничного цикла остался только фрагмент Крещения.

Также в древней церкви Святого Георгия в Старой Ладоге сохранились полуфигуры Николая Чудотворца и мученицы Марии, святого Саввы Стратилата и великомученика Евстафия, фигуры пророка Даниила и святого Феодора Стратилата. Эти изображения представляют только малую часть, оставшуюся от древнего убранства храма, в прежние времена фресок в церкви Святого Георгия было намного больше.

Как добраться до церкви Георгия в Старой Ладоге

Старая Ладога, значительную часть которой в настоящее время занимает археологический музей заповедник, располагается в 12 км от города Волхов и в 120 км от Санкт-Петербурга. Поэтому добираться до церкви Святого Георгия необходимо именно через северную столицу.

Сделать это можно несколькими способами:

  • на машине — по автостраде Е-105 с поворотом у Кисельни, время в пути занимает около 1,5 часов;
  • на автобусах 847, 860 и 877 от автовокзала №2 на Обводном канале — транспорт идет до города Волхов, где требуется пересесть на автобус 23;
  • на электричке с Ладожского или Московского вокзала, до города Волхов и станции «Волховстрой», а оттуда на автобусе до Старой Ладоги.

Перед поездкой к храму Георгия в Ладоге необходимо узнать расписание работы археологического музея-заповедника. Обычно территория открыта с 9 до 18 часов с мая по сентябрь и с 9 до 16 часов с октября по апрель. При этом в летнее время выходных на территории музея-заповедника не бывает, а вот в зимний период территория закрыта для посещения в понедельник.

Совет! Режим работы музея-заповедника лучше дополнительно уточнить на его сайте или по контактным телефонам перед самым путешествием.

Церковь Святого Георгия в Ладоге — один из немногочисленных памятников архитектуры, хорошо сохранившихся еще с домонгольских времен. Постройка представляет большой интерес с точки зрения архитектуры, религиозной живописи, культуры и истории, поэтому при поездке в Старую Ладогу посетить ее рекомендуется в обязательном порядке.

Георгиевская церковь в Старой Ладоге (Старая Ладога, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.
1/10
  • Георгиевская церковь в Старой ЛадогеГеоргиевская церковь в Старой Ладоге ru.wikipedia.org

Георгиевская церковь в Старой Ладоге, прозванная в народе ладожской невестой, сияет белизной на фоне серых крепостных стен на берегу Волхова. Ее возвели в память о победе в сражении со шведами на реке Воронежке в 1164 г. Служение в храме не прерывалось до начала прошлого столетия, но после революции его закрыли, а в 1971 г. ввели в число объектов музея-заповедника «Старая Ладога».

Легенда гласит, что в середине 13 века, новгородский князь Александр Ярославич молился здесь вместе с дружиной перед битвой с Ярлом Биргером.

Что посмотреть

Ладожский Георгиевский храм — одно из немногих сохранившихся культовых зданий домонгольского периода русской истории. Его классический четырехстолпный четверик с тремя апсидами увенчан световым барабаном со шлемовидным куполом. Главная ценность церкви — росписи в интерьере, сделанные в 12 столетии артелью местных иконописцев под руководством византийского мастера.

Заалтарная фреска «Чудо Георгия о змие» изображает воина в сияющих доспехах. Конь стоит на поверженном, но живом ящере. Поясок, повязанный на шее змея держит в руках спасенная царевна. Никакого смертоубийства, только укрощенное зло.

Реставраторы постепенно извлекают росписи из-под многовековой грязи. Сложнее всего уберечь их сырости, поэтому дверь в храм открывают как можно реже и только летом.

Практическая информация

Адрес: Старая Ладога, Староладожская крепость. Веб-сайт.

Как добраться: из Волхова автобусом № 23 до ост. «Старая Ладога».

Время работы: с 1 мая до 1 октября с 9:00 до 18:00, в понедельник до 17:00 только при теплой сухой погоде. Цена билетов для взрослых 200 RUB, пенсионеров и студентов — 100 RUB. Цены на странице указаны на март 2021 г.