Латинское слово

В.Д. Нарожная, Л. Садыкова

греко-латинские заимствования в

русском языке

В статье рассматриваются греко-латинские заимствования в русском языке. Слова греческого и латинского происхождения актуальны для современного дискурса, так как они служат номинациями политических, экономических, юридических и других реалий, которые вызывают повышенный интерес у носителей языка.

Ключевые слова: язык, слова, заимствования, лексика, терминология

words borrowed from greek and latin

in the russian language

Key words: language, words, borrowed words, vocabulary, terminology

усскии народ с древних времен вступал в культурные, торговые, военные, политические связи с другими государствами, что не могло не привести к языковым заимствованиям. В процессе употребления большая часть их подверглась влиянию заимствующего языка. Постепенно заимствованные слова, ассимилированные (от лат. assimilare — «усваивать, уподоблять») заимствующим языком, входили в число слов общеупотребительных и уже не воспринимались как иноязычные. В разные эпохи в исконный язык проникали слова из других языков. В настоящее время такие слова, как сахар, свекла, баня и другие, считаются русскими, хотя они были заимствованы из греческого языка. Вполне обрусели и такие слова, как школа (из латинского языка через польский), карандаш (из тюркских языков), костюм (из французского языка) и многие др. Национальная самобытность русского языка ничуть не пострадала от проникновения в него слов иноязычных, так как заимствование — вполне закономерный путь обогащения любого языка. Роль латинских заимствований в формировании и развитии культурно-исторического пласта слов общепризнана и в русском, и в зарубежном языкознании. Латинизмы являются основой терминологического фонда многих языков. Слова латинского происхождения актуальны и для современного дискурса, так как они служат номинациями политических, экономических, юридических и других реалий, которые вызывают повышенный интерес у носителей языка.

В заимствовании русским языком иноязычных слов в разные эпохи отразилась история народа. Новые слова вливались в русский язык из других языков в результате экономических, политических и культурных связей славян с другими народами, в результате внедрения в жизнь реалий, новых для России, но уже имеющих названия в других языках.

самым значительным влиянием на язык Древней Руси было влияние греческого язы-

ка. Киевская Русь вела оживленную торговлю с Византией, и проникновение греческих элементов в русскую лексику началось еще до принятия христианства на Руси (VI в.) и усилилось под воздействием христианской культуры в связи с крещением киевлян (IX в.) и распространением богослужебных книг, переведенных с греческого языка на старославянский. Иноязычные слова, попадая в русский язык, постепенно ассимилируются им: приспосабливаются к его звуковой системе, подчиняются правилам русского словообразования и словоизменения, в той или иной степени утрачивая черты своего нерусского происхождения.

Заимствования из греческого языка начали проникать в исконную лексику еще в период общеславянского единства. К таким заимствованиям относят, например, слова палата, блюдо, крест, хлеб (печеный), кровать, котел и др. Значительными были заимствования в период с IX по XI в. и позже (так называемые восточнославянские).

Среди заимствований из греческого языка наиболее весомой является богато развитая терминологическая система. Термин — «(от лат. terminus — «граница, предел») слово или словосочетание, являющееся названием специального понятия какой-либо сферы производства, науки или искусства» . Термин имеет такие особенности, как системность, наличие дефиниции, тенденция к моносемично-сти, отсутствие экспрессии, стилистическая нейтральность. Термины — слова в особой функции, поэтому слова и термины функционально дифференцируются. Номинативная функция общеупотребительных слов отличается от номинативной функции термина прежде всего тем, что значение термина строго понятийно, т.е. информирует о понятии, участвует в формировании понятия. Термин, в отличие от общеупотребительных слов, ограничен в проявлении синтагматических свойств. Словообра-

зовательные средства используются в образовании термина избирательно, а средства, способные придавать словам эмоционально-экспрессивную окраску, не характерны для терминологической системы. Номинативная функция в терминологии использует свойства общеупотребительных слов общенародного языка.

к лексике терминологической относятся слова или словосочетания, используемые для логически точного определения специальных понятий или предметов какой-нибудь области науки, техники, сельского хозяйства, искусства и т.д. В отличие от общеупотребительных слов, которые могут быть многозначны, термины в пределах определенной науки, как правило, однозначны. Им присуща четко ограниченная, мотивированная специализация значения. Греческие заимствования, ставшие словами-терминами, охватывают практически все области науки и искусства. К ним можно отнести следующие понятия:

Названия наук: анатомия, биология, ботаника, грамматика, геометрия, география, диалектология, зоология, история, логика, математика, механика, ономастика, оптика, педагогика, физика, филология, философия и др.

Биологии (автогенез, алейроны, аллело-патия, амитоз, анабиоз, анаболия, анафаза, бактерии, гликоген, гомология, диализ, диа-пауза, диапедез, лизосомы, карпология, метамерия, микроскоп и др.);

Астрономии (сатрограф, астролатрия, анагалактический, телескоп);

Геологии и минералогии (алевриты, александрит, алмаз, аметист, анаморфизм, ангидрид, барит, гематит, гиацинт, глауконит, ди-оптаз, изумруд, кальцит, киноварь, малахит, мезолит, пирит, родохрозит, сапфир, сфалерит, хризоколла, хризолит, хризотил, и др.);

Географии (аклина, арктогея, горизонт, фитоклимат и др.);

Физики (акустика, анализаторы, анафорез, диапозитив, диапроектор, диаскоп, магнит, призма, и др.);

Математики и геометрии (гипотенуза, катет, параллелограмм, параллелепипед, пирамида, призма, ромб, трапеция, хорда);

Химии (аммиак, амфотерный, анализ, атом, барий, гликокол, гликоли, гликолиз, глюкоза, изомеры, катализ, карболит, синтез, фтор и др.);

Экономики (анатоцизм и др.);

Медицины (аорта, акрокефалия, алейкемия, аллергия, анамнез, артерия, гигиена, глаукома, гликемия, гомеопат, диагноз, диартроз, диафрагма, менингит, пневмония, симптом, сколиоз, фармакология, фармацевт, флегмона, хирургия и др.);

Психологии (автофилия, меланхолик, флегматик и др.);

Архитектуры (акротерии, архитектоника, архитектор, архитектура, графика и др.);

Музыки (агогика, баритон, диапазон, мелодия, меломан, симфония, хор, хореография и др.);

Лингвистики (алфавит, афоризм, диакритический знак, диалект, диалог, каллиграфия, каталог, лексема, лексика, лексикология, морфология, орфография, орфоэпия, филология, фонетика, фразеология, синтаксис и др.);

Литературоведения (акмеизм, анапест, гипербола, диалог, драма, комедия, лирика, метафора, монолог, ода, поэзия, пролог, строфа, трагедия, хорей, хрестоматия, эпиграмма, эпиграф, эпос и др.).

Рыночная терминология (акцепт, аналогия, базис, дивиденд, идентификация, индекс, ипотека, олигополия, олигархия, олигопсония, охлократия, паника, парадокс, параметр, политика, система, тактика, стратегия, харизма, омологация, цикл).

Развитие науки и техники, возникновение новых ее отраслей всегда сопровождается обильным появлением новых терминов. Создается международный фонд научной терминологии, которая была освоена многими европейскими языками, в том числе и русским. Научные термины нередко создаются из греческих корней, обозначая понятия, которые еще не были известны в эпо-

ху античности: космонавт (гр. kosmos — «Вселенная» + гр. nautes — (море) — «плаватель»).

Терминология — одна из самых подвижных, быстрорастущих и быстроизменяю-щихся частей общенародной лексики (ср. только одни наименования новых наук и отраслей производства: автоматика, аллергология, аэрономия, биокибернетика, бионика, гидропоника, голография, кардиохирургия, космобиология, плазмохимия, спелеология, эргономика и т.д.).

Широкое распространение научно-технической терминологии, ее проникновение в разные сферы жизни приводит к тому, что в языке, наряду с процессом терминологизации общеупотребительных слов, наблюдается и обратный процесс — освоение литературным языком терминов, т.е. их детерминологизация. Например, частое употребление философских, искусствоведческих, литературоведческих, физических, химических, медицинских, производственных и многих других терминов сделало их словами общеупотребительными, например: анатомия, анализ, диагноз, диалектика и др. Часто, оказываясь в контексте с общеупотребительными словами, термины метафоризируются и теряют свое специальное назначение, например: анатомия любви, география подвига, склероз совести.

Заимствования из латинского языка начали проникать в русский язык в Петровское время и сыграли значительную роль в обогащении лексики, особенно в области научно-технической, общественной и политической терминологии. Больше всего латинских слов пришло в русский язык в период с XVI по XVIII в., особенно через польский и украинский языки, например: школа, аудитория, декан, канцелярия, каникулы, директор, диктант, экзамен и др. Много слов латинского происхождения составляют группу международного фонда терминов, например: диктатура, декларация, конституция, корпорация, лаборатория, меридиан, максимум, минимум, пролетариат, процесс, публика, революция, республика, эрудиция и др. К за-

имствованиям из латинского языка можно отнести следующие:

Авиация (avis — птица), авиатор, авиа- и т.д.;

Акварель (aqua — вода), аквариум, акватория, акваланг и т.д.;

Античный (antiquus — древниИ), антиквариат и т.д.;

Арена (arena — площадь, песок);

Аудитор (audio — слушать), аудитория, аудиенция и т.д.;

Вакансия (vaco — быть свободным);

Вентилятор (ventus — ветер), вентиляция и т.д.;

ВербальныИ (verbum — слово, глагол);

Визит (visito — посещать), виза и т.д.;

Витамин (vita — жизнь), витализм, витальный и т.д.;

Вокальный (vocalis — звонкиИ, гласныИ);

Гербарий (herba — трава);

Студент (studeo — усердно заниматься), студия, штудировать и т.д.;

Таблица (tabula — доска, таблица), табель, табло и т.д.;

Циркуль (circus — круг, цирк), циркуляция, цирк и т.д.;

Юрист (jus — право, суд), юриспруденция, юстиция и т.д. .

Среди греческих заимствованиИ большую группу составляют слова-обозначения минералов. У каждого минерала своя биография. Насчитывается более сотни минералов, названия которым дали на греческом языке за их удивительныИ цвет и уникальные своИства. В эту группу входят дефиниции: алмаз, аметист, барит, бериллий, гематит, диоптаз, изумруд, кальцит, малахит, пирит, родохрозит, сфалерит, хри-зоколла и др. . Рассмотрим этимологию некоторых наиболее интересных, на наш взгляд, названиИ минералов.

Алмаз — минерал, название которого произошло от греческого адамас — «неодо-лимыИ, несокрушимыИ» , самый износостойкий, дорогой, редкий камень; обычно бесцветен или окрашен в бледные оттенки желтого, бурого, серого, зеленого, розового, очень редко черного цвета.

С названием гиацинта связана целая легенда. Слово образовано от греческого гиа-кинтос. Считается, что свое название этот минерал получил от цветка гиацинта, с которым у греков была связана легенда о прекрасном юноше — сыне Спартанского царя Эбала, любимце лучезарного бога Аполлона. Однажды Аполлон метнул к самым облакам тяжелый диск. гиацинт помчался к тому месту, где этот диск должен был упасть, желая доказать своему божественному другу, что не уступит ему в искусстве метания. Но бог западного ветра Зефир воспылал ревностью к красоте юноши и направил диск прямо ему в голову, смертельно ранив того. Потрясенный горем Аполлон в память о гиацинте из его крови вырастил душистый цветок .

Изумруд — талисман матерей и мореплавателей. Беременные женщины носили изумрудные амулеты, которые после родов ребенка сразу же подвешивали в его колыбельке. он дарует радость и веселье, душевную гармонию и надежду, победу в битве, такт и великодушие, талант и изящество, красноречие без тени фальши и чувство собственного достоинства, проницательность. он дарует даже способность предвидения.

Малахит — редкий драгоценный камень, его употребляли для мелких предметов и изысканных украшений, а название его произошло от греческого малахе — «мальва» . К концу XVIII в. с увеличением добычи малахит используют для более крупных ин-терьерных предметов: ваз, шкатулок, столешниц. их украшают тонкими пластинами малахита.

В старину бирюзу нередко заменяли не менее ярко окрашенным минералом голубого цвета — хризоколлой. Его название образовано от греческих слов chrysos — «золото» и ^¡¡а — «клей» .

Таким образом, слово хризоколла может быть переведено как «золотистый клей» (утверждают, что этот минерал в старину использовался для пайки золота). Свое иное старинное название -элатский камень — хризоколла получила по копям легендарного царя Соломона, расположенным близ залива Элат в Красном море и одноименного города, где ее в старину добывали в изрядных количествах .

Интересная область заимствованных слов — имена греческого и латинского происхождения. Союз Киевского князя Владимира с Византией в Х в. и принятие Христианства на Руси получили в наследство имена греческих и латинских святых и повлекли за собой наречение людей новыми христианскими (календарными) именами. Все имена русских людей, «как языческие, так и христианские, были искусственными и отражали наименования обиходного языка» . Например, имя Евстолия в переводе с греческого языка означает «хорошо одетая», Екатерина — «чистота», «благопристойность», Александр — «защитник людей», Алексей — «защитник», Ирина

— «мир», Евгений — «благородный», Ксения — «странница, иностранка», Николай

— «побеждающий народ», Галина — «тишина, спокойствие», и многие другие. К греческим именам собственным относятся также такие мужские и женские имена, как Василий, Георгий, Зиновий, Илларион, Платон, Стефан; Аглая, Аграфена, Анастасия, Евдокия, Елена, Зинаида, Таисия и др.

Из латинского языка в русский язык пришли имена:

Августа — священная: почетный титул супруги, матери, сестры и дочери римского императора);

Аврора — имя богини утренней зари;

Агнесса — чистая, непорочная;

Агриппина — производное от римского ро-

дового имени Агриппа;

Акулина — орлиная, орлиноподобная; Виринея — зеленеющая, переносн. свежая, бодрая;

Дементий — римское родовое имя от domo — укрощать;

Пров — честный;

Роман — римский, римлянин и многие

другие .

таким образом, грецизмы и латинизмы являются неотъемлемой частью русской языковой картины мира, они тесно связаны со многими другими ее элементами и выступают в роли элементарных единиц когнитивных процессов, формируя мировосприятие носителя языка.

Литература

МилюковаН.Н., МаралиеваМ.Б. Роль минералов в греческой и современной культуре // Роль греческой цивилизации в развитии мировой культуры: Материалы Международной научной конференции, посвященной 185-летию независимости Греции. — Бишкек -Афины, 2007.

Русский язык. Энциклопедия / Под ред. Ф.П. Филина. — М., 1979. Словарь иностранных слов / Под ред. А.Г.Спиркина. — 13-е изд., — М., 1986. Суперанская А.В. Заимствование слов и практическая транскрипция. — М., 1962. Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. — М., 1971.

Значительную часть словарного состава русского языка составляют латинизмы. Латинская лексика проникала в русский язык в течение многих веков: в древнейший период, особенно после принятия христианства, через греко-византийское посредничество, а с развитием просвещения в 16 в. она появляется и в церковно-славянском языке, выполнявшем роль литературного. Цель исследования данной статьи — проследить некоторые заимствования из латинского языка, проанализировать их этимологию и указать смысловое значение в современном русском языке. Будучи государственным языком Римской империи, занимавшей к III в. н.э. огромную территорию, латинский язык оказался единственным в её западной части языком культуры. Это значение он сохранил и после падения Римской империи. До XII — XIII вв. латинский язык во многих государствах Европы оставался языком литературы и художественного творчества, а также языком науки, религии и официальных бумаг. До XVII века на латыни велась дипломатическая переписка, оформлялись правовые документы. Знаменитый Свод гражданского права, составленный в VII веке по приказу византийского императора Юстиниана, сыграл большую роль в формировании современных юридических терминов. Его простота и чёткость позволила ему прочно обосноваться в странах Европы. Большинство из терминов Свода дошло до наших дней: юстиция (justitia, ae f — справедливость, законность), прокурор (procurāre — заботиться), адвокат (advocāre — поддерживать, помогать), апелляция (apellatio, onis f — обращение, жалоба) и др. Вплоть до XVIII века латинский язык являлся языком науки: на нем обучались студенты первых европейских университетов, писали свои труды ученые и философы, защищались диссертации. Именно посредством образовательной системы происходило закрепление и поддержание существующих культурных, социальных и родовых традиций. Поэтому были созданы как научная, так и административная иерархия в высших учебных заведениях для большей эффективности их работы. Все названия разных ступеней, использующиеся в настоящее время в иерархической лестнице заимствованы из латинского и древнегреческого языков . Университет (universitas, atis f) обозначает — целостность, совокупность, объединение; факультет восходит к латинскому существительному facultas, atis f — возможность, способность; декан (decanus, i m) происходит из военной терминологии — десятник, командир отделения из десяти человек; профессор (professor, oris m) — публичный учитель, наставник и т.д. Современные студенты знают, что университет принято почтительно называть Alma mater, что означает «мать, питающая знаниями»; что гимн, который исполняется на церемонии посвящения в студенты, называется «Gaudeamus» — «Давайте радоваться», «Давайте веселиться». И что в конспекте, когда необходимо обратить свое внимание на ключевые моменты, на полях ставится знак «NB!» — Nota Bene!, дословно обозначающий «Заметь хорошо!». Латинизмы, наряду со словами, пришедшими из греческого языка, составляют основу научной терминологии любой области знания. Так, в технике мы имеем дело с инструментами (instrumentum, i n — орудие), моторами (motor, oris m — приводящий в движение), аппаратами (apparatus, us m — снаряжение, оборудование), конструкциями (constructio, onis f — составление, построение,); в химической лаборатории — с химическими элементами (elementum, i n — первичная материя), экспериментом (experimentum, i n — проба, опыт), реакцией (reactio — re- против + actio, onis f — действие), диффузией (diffusio, onis f — распространение, растекание); в математике — с понятиями сумма (summa, ae f — итог), минус (minus — менее), плюс (plus — больше), процент (pro centum — на сотню), синус (sinus, us m — изгиб, кривизна) и косинус (co — с, совместно + sinus), а также названия геометрических фигур: квадрат (quadratus, i m — квадрат), овал (ovum, i n — яйцо) и т.д. Переоценить значение латинского языка просто невозможно. И поныне латынь занимает огромное место в биологии и медицине. Невозможно представить учебный процесс в медицинских вузах без знания латинского языка на занятиях по анатомии и гистологии, профессиональной терминологии на клинических предметах . Одной из наиболее обширных областей применения заимствований из латинского языка являются имена. Имена греко-римского происхождения пришли на Русь в конце X века вместе с новой религией — христианством. С того момента заимствованные имена начали активно вытеснять древнеславянские. Имена во многом являются отражением многовековой культуры античного мира. Многие из них — эпитеты к именам собственным римских богов. Так, Маргарита, в переводе с латинского «жемчуг, жемчужина» (margarita, ae f), восходит к эпитету богини Венеры, являющейся покровительницей моряков. С эпитетом этой богини связано и имя — Марина, т.е. «морская» (marinus, a, um). Имена Виктория и Виктор связаны с римской богиней Победы (Victoria). Роман переводится «римлянин» от прилагательного romanus, Максим — «величайший» от maximus, a um, Константин означает «постоянный» — от constans, antis, (в математике существует понятие «константа», обозначающее постоянную неизменяемую величину). Однокоренные имена Виталий и Виталина восходят к латинскому существительному vita, ae, f — жизнь и переводятся как «полный жизненных сил», отсюда «витамины» — вещества, необходимые для жизни. Имя Сергей относится к римскому родовому имени Sergius, что возможно означает «высокочтимый, высокий». И это мизерное (miser, era, erum — бедный, скудный) количество примеров имен, пришедших из латыни. Другим примером заимствований из латинского языка являются названия месяцев. Ещё в Древнем Риме был разработан солнечный календарь, состоявший из названий, связанных с римскими богами, императорами и просто числами. Он и был принят за основу, а впоследствии вытеснил древнеславянский календарь, скорее всего по религиозным причинам. Само слово «календарь» — calendarium, i n является латинским и в древности обозначал первый день каждого месяца (Calendae, arum f). У римлян год начинался не с января, как сейчас, а с марта. Происхождение названия первого весеннего месяца март связано с именем римского бога войны — Марса, который считался отцом Ромула, легендарного основателя и первого царя Рима. Именно в этом месяце, с наступлением тепла, римляне начинали военные походы. Аналогично названы май и июнь — в честь римских богинь Майи и Юноны, а январь назван в честь Януса, римского бога всех начал. Апрель от латинского aprilis — раскрытие, берет начало от глагола aperīre — открывать, а февраль — от Februa, orum n — праздник очищения. Иным примером служат названия месяцев июль и август, названные, соответственно, в честь императора Юлия Цезаря и его приемника, императора Августа. С нумерацией связаны сентябрь, октябрь, ноябрь и декабрь: сентябрь — septem — седьмой, октябрь octo — восьмой, ноябрь — novem — девятый, декабрь — decem — десятый. В астрономии в названиях двух планет, имеющих латинские корни, закрепились имена древнеримских богов. Первая планета от солнца, Меркурий названа в честь римского бога торговли. Латинский корень «merc» обозначает «связанный с торговлей и прибылью» (mercatus, us m — рынок, mercator, oris m — торговец, merces, edis f — плата). Следующая за ним планета Венера, которую часто называют вечерней или утренней звездой, названа по имени богини любви и красоты. Римляне настолько почитали эту богиню, что причастие veneratus,a,um и прилагательное venerabilis,e означало «чтимый, уважаемый». В медицине с этой богиней связаны термины венерология — venerologia (venus,eris f — любовь, любовное наслаждение от Venus Венера, богиня любви + logos учение), т.е. наука о венерических болезнях и их лечение и венерофобия — venerophobia (venus,eris f + -phobia страх) — навязчивый страх заразиться венерической болезнью. Латинские корни оказались очень живучими, и продолжают использоваться для обозначений новых понятий и изобретений, которых не было в древности. Благодаря латыни появились всем известные слова. Например, велосипед (vēlōx, ocis быстрый + реs, pedis m нога, стопа), буквально «быстроногий». Латинский глагол computāre (подсчитывать, считать, вычислять), а также однокоренные computatio, onis f (счет, расчет) и computator, oris m (считающий, подсчитывающий) однозначно указывают, благодаря какому языку возникло само слово «компьютер». Монитор — устройство визуального отображения информации на экране — происходит от monitor, oris m — тот, кто напоминает, советник, надсмотрщик и monēre — напоминать, обращать внимание. В заключении хотелось бы отметить, что латынь встречается повсеместно в русском языке и круг заимствованных слов довольно велик. Нам бы хотелось опровергнуть одно распространенное заблуждение, что латынь — мёртвый язык и на нем никто не разговаривает. Да, давно уже нет народа, для которого латинский язык был бы родным. И всё же, как это ни парадоксально, на нем говорят многие — в то числе и каждый из нас.

Всемирно известным является тот факт, что заимствования в разных языках по-разному влияют на обогащение словарного состава непосредственно самих языков. Заимствования составляют особую часть лексики, как с точки зрения наименования, так и с точки зрения обоснованности их употребления. Универсальным для любого языка является то, что в результате языковых контактов и расширения опыта данного языкового коллектива, под влиянием языков других социумов, а также c развитием экономических и культурных связей, заимствования становятся одним из средств удовлетворения потребности в наименованиях новых направлений развития данного социума. Заимствования являются своего рода экономией языковых усилий для заполнения номинативных лакун, которые возникли в данном языке .

Фактор влияния латыни на лексический запас немецкого языка является неоспоримым. Немецкий язык может похвалиться таким выдающимся исследователем словарного запаса, как Якоб Гримм, который в своей «Истории немецкого языка» еще в 1848 году отметил важность изучения исторических связей с другими народами для исследования истории языка, которая, в свою очередь, поможет истолковать историю народа. Поэтому, целью данной статьи является попытка раскрыть некоторые аспекты латинских заимствований в тесной связи с историческими событиями.

Наличие многовековых торговых, военных и культурных связей германцев и римлян способствовало огромному количеству заимствований в немецкий язык из латыни. Из античного периода известно свыше 600 слов заимствований. Поскольку римляне были на более высокой ступени развития, то германцы осваивали новые понятия вместе с их названиями. Как результат, имеем такие заимствования:

лат. caupo – маркитант торговец едой и напитками>совр. kaufen – торговать, покупать,

лат. moneta>совр. Münze – монета,

лат. saccus>совр. Sack – мешок,

лат. asinus>совр.Esel – осел,

лат.piper>совр. Pfeffer – перец.

Особенно много заимствований в земледельческой сфере (полеводство, виноградарство):

лат. vinum>совр. Wein – вино,

лат. caulis>совр. Kohl – капуста,

лат. cucurbita>совр. Kurbis – тыква,

лат. sinapis>совр. Senf — горчица,

лат. menta>совр. Minze – мята.

Вместе с развитием торговых связей, еще одной очевидной причиной широкого проникновения латинских слов в немецкий словарь стал явный процесс этнического смешивания. Межэтнические связи способствовали перенесению из хозяйственной деятельности римлян новых понятий, а вместе с ними и новых слов. Преимущественно, это названия сельскохозяйственных орудий труда, культурных растений, оборонных сооружений, жилищного имущества, а также некоторые понятия в сфере торговли и строительства.

Германцы познакомились с каменными сооружениями, которые им были неизвестны:

лат. mṻrus>совр. Mauer – каменная стена,

лат. tẽgula>совр. Ziegel – кирпич, черепица,

лат. picem>совр. Pech – смола.

Переняли особенности строения зданий и их названия:

лат. cella>совр.Keller — подвал,

лат. coquina>совр.Küche – кухня,

лат. fenestra>совр.Fenster – окно (уст. Windauge).

Предметы домашнего хозяйства и быта:

лат. cista>совр.Kisteз -сундук,

лат. tap(p)etum>совр. Teppich -ковер,

лат. patina>совр.Pfanne-сковорода,

лат. charte>совр. Kerze- свеча.

Заимствования из сферы кулинарии:

лат. piscis>совр. Fisch-рыба,

лат. caseus>совр.Käse- твердый сыр,

лат. butyrum>совр.Butter- масло.

Извоенногодела:

лат.сampus>совр. Kampf – бой, сражение,

лат. pilum>совр. Pfeil-стрела,

лат. titulus>совр. Titel-звание.

С военными дорогами также связано возникновение слова

лат.viastrāta>совр.Straße – мощеная улица

лат. milia(тысячашагов)>совр. Meileмиля

лат. distantia>совр.Distanzрасстояние

Все вышеуказанные заимствования первой волны попадают под фонетические законы немецкого и ряда германских языков. Причиной тому является заимствование устным способом, непосредственно из обыденного, разговорного латинского языка, которое дает больше возможностей для отклонений от первичного значения или формы – явление ассимиляции. Данная закономерность отмечена в работе Якоба Гримма «История немецкого языка»

А вот уже вторая волна заимствований происходила письменно, опосредованно. Повлияло на это и распространение христианства в VIII-XI веках. Сюда можно отнести заимствование некоторых религиозных понятий:

лат. claustrum>совр. Kloster- монастырь,

лат. monachus>совр. Mönch- монах,

лат. cap(p)ella>совр. Kapelle- часовня,

лат. crux>совр. Kreuz-крест.

А также глаголы:

лат. operari>совр. opfern — жертвовать,

лат. signare>совр. segnen — благословлять, креститься.

Франкские и англосаксонские миссионеры внесли некоторые понятия, связанные с государственным управлением:

лат. census>совр. Zins – проценты,

лат. scribere>совр. schreiben –писать,

лат. par(a)veredus>совр. Pferd — конь, изначально имел значение почтовой лошади.

С распространением письменности в монастырях и школах появились понятия:

лат. schola>совр. Schule -школа,

лат. tinctum>совр. Tinte- чернила,

лат. tabula>совр. Tafel -доска,

лат. breve>совр. Brief- письмо.

Развитие садоводства, огородничества и цветоводства при монастырях обогатили язык такими словами:

лат. lilia>совр. Lilie-лилия,

лат. rosa>совр. Rose-роза,

лат. petrosilium>совр. Petersilie – петрушка,

лат. mimus>совр.Mimose- мимоза.

Отметим также, что во второй волне заимствований имеются глаголы и прилагательные:

лат. sobrius>совр. sauber – чистый,

лат. spendere>совр. spenden – жертвовать,

лат. tractare>совр. trachten – стремиться,

лат. praedicare>совр. predigen – проповедовать, поучать,

лат. lavare>совр. laben- освежать .

По сравнению с ней, первая волна представляет собой исключительно существительные для наименования новых предметов и явлений окружающей действительности.

Эпоха Возрождения и гуманизма переориентировала мировоззрение и ознаменовалась расцветом науки, искусства, литературы, образования, музыки и живописи. Поэтому увеличился ряд заимствований из латыни в немецкий язык и в других сферах деятельности человека. Назовем только некоторые слова:

Text -текст, Logik -логика,Philosophie – философия, Astronomie -астрономия, Komet-комета,Mixtur-микстура,Medizin-медицина, Akademie-академия,Auditorium-аудитория, Aula-актовый зал,Examen-экзамен, Fakultät-факультет, Gymnasium -гимназия,Doktor – доктор, Rektor-ректор, Professor – профессор, Student -студент, Harmonie -гармония, Melodie -мелодия,Note -запись, Pause -пауза.

Некоторые латинские заимствования из перечисленных выше настолько ассимилировались в немецком языке, что стали восприниматься как исконно немецкие:

der Tisch, das Fenster, dieMühle, der Wein, schreiben.

Таким образом, лексическое богатство и разнообразие немецкого языка связано с многочисленными заимствованиями из латыни. Использование латинских заимствований в немецком обиходе прослеживается еще со времен средневековья. Сегодня данные слова функционируют почти во всех сферах деятельности человека, нередко встречаются в повседневной жизни. Иногда, даже трудно поверить, что некоторые слова имеют латинское происхождение. Во время полной ассимиляции эти лексические единицы утратили свои первоначальные особенности, подчинилась нормам немецкого языка и теперь воспринимаются как исконно немецкие. Для лингвистов является важным этимологическое изучение латинских заимствований для понимания внутренней формы слова и первичного значения латинских слов.

Латынь – язык Древнего Рима (VI век до н.э. – V век н.э.).

Подавляющее большинство латинских слов стало проникать в древнерусский, а затем в русский язык, когда латынь была уже мертвым языком. Входили они через языки-посредники, сначала через старославянский язык, затем через польский, немецкий, французский и др.

Среди слов латинского происхождения много научных и политических терминов, вообще слов, связанных с «учеными» занятиями: абориген, абстракция, адвокат, аксиома, алиби, аудитория, аффикс, вакуум, вена, дедукция, декан, диктатура, инерция, коллега, конус, конференция, меридиан, перпендикуляр, пропорция, радиус, ректор, рецензия, формула, конституция, манифест, меморандум,пленум, революция, республика, референдум, фракция и др. Слова других тематических групп: интеллигенция, канцелярия, кооперация, культура, курс, лауреат, литература, максимум, минимум, мотор, нация, новатор, ревизия, центр, экземпляр и др.

Из латинского языка пришло немало собственных личных имен: Август, Антон, Валентин, Валерий, Виктор, Игнатий, Иннокентий, Клавдия, Константин, Максим, Марина, Наталия, Павел, Роман, Сергей, Феликс, Юлий и др.

Приметы латинских слов – конечные -ент, -тор, -ум, -ур(а), -yc*, -ция и др.: документ, доцент, инцидент, монумент, фермент; автор, диктор, доктор, новатор, ректор, экватор; кворум, консилиум, меморандум, опиум, пленум, президиум, форум; арматура, диктатура, цензура и др.; градус, консенсус, конус, корпус, синус, статус, тонус; дикция, интеллигенция, конституция, нация, реакция, секция, фракция и т.д.

Латинский язык

Лекция #3 Имя существительное. Грамматические категории. Словоизменение — система склонений

В коридоре раздается звонок. Из аудитории доносятся возгласы и разговоры. Мисс Лейденгард поспешно вбегает в кабинет.
— Здравствуйте, ученики. Проверяла ваши домашние работы и так заработалась, что не услышала с первого раза звонок. – оглядев юных магов, Анастейшен положила стопку работ на стол, отделив от них часть листов. – Да, и вот ваши любимые тесты. Разберете их после занятия. А сейчас обратите внимание на название лекции. – развернувшись к доске, Лейденгард взяла в руки мел, но…
— Высоковато, однако… Из-за проделок хулиганов и забияк нашей школы вчера на перерыве доска слетела с петель. Теперь она намного выше прежнего места прикрепления, но не беда.
Достав палочку, Лейденгард нарисовала в воздухе знак, и на доске появилась тема и афоризм:

Имя существительное. Грамматические категории имен существительных. Словоизменение — система склонений

«Nulla aetas ad discendum sera –Учиться никогда не поздно»

— Сегодня мы переходим к грамматике латинского языка. Впитываем знания как губки, ладно? – маги приободрились и кивнули головами.
Начиная с этого занятия, мы приступаем к изучению базисного грамматического материала. Усвоив элементарные закономерности и стандарты структуры имен существительных латинского языка, каждый сможет правильно называть конкретные предметы, явления.
Морфология – это раздел грамматики, изучающий закономерности строения и понимание форм слов различных частей речи.
Как и в русском языке, существительное — самостоятельная часть речи, обозначающая предмет или лицо и отвечающая на вопрос «кто?» или «что?». Имя существительное обладает рядом атрибутов словоизменения.
Грамматическими категориями, по которым происходит изменение форм имени существительного в латинском языке, как и в русском, являются падежи и числа. Существительные не изменяются по родам, но категории рода мы сегодня тоже коснемся.
Числа
Существительные, как и в русском языке, изменяются в форме двух чисел: единственного числа (numerus singularis) и множественного числа (numerus pluralis).
Обычно в словарях и на письме принято использовать сокращения «n» — numerus singularis (eд. ч.) и «pl» — numerus pluralis (мн. ч.) для быстрого обозначения числа существительного.

Падежи
В латинском языке 6 падежей:
Nominativus (Nom.) — именительный (кто? что?)
Genetivus (Gen.) — родительный (кого? чего?)
Dativus (Dat.) — дательный (кому? чему?)
Accusativus (Асc.)- винительный (кого? что?)
Ablativus (Аbl.) -творительный (кем? чем?)
Vocativus (Voc.) — звательный
— Хочу вас обрадовать… — аудитория обрадовалась, даже не услышав окончания фразы. — …что для называния растений и составных зелий используется только два падежа — именительный (им. п.) и родительный (род. п.). То есть, изучать мы будем только их. А теперь продолжим. Главная задача – научиться определять род существительного.
Род
Род (genus) как и в русском языке бывает мужской — masculinum (m); женский — femininum (f); средний — neutrum (n).
Nota bene! Также в латинском языке присутствуют существительные, которые могут обозначать лицо и мужского, и женского пола. Слова такого типа принято относить к общему роду: civis — гражданин, гражданка; parens — родитель (мама или папа).
— Пока все ясно, верно? – Ученики согласились. – Теперь наша задача такова: научиться различать рода существительных между собой. Вот здесь и вся загвоздка.
Для определении рода существительного, как и в нашем языке, нужно смотреть на его окончание.
Сейчас речь пойдет лишь о признаках грамматического рода некоторых групп слов, имеющих в именительном падеже единственного числа окончания: -a, -um, -on, -en, -u, -us.
Все существительные, имеющие окончания -а, принадлежат к женскому роду, а имя существительное на -um, -on, -en, -u — к среднему.


С существительными мужского рода все немного сложнее. В зависимости от склонения, существительное с окончанием -us может быть и мужского, и женского, и среднего рода. Но следующие заметки помогут вам не запутаться в определении мужского рода.
Nota bene!
— Все существительные на -us, если они относятся ко II или IV склонению, обязательно мужского рода, напр.:
lobus, i; nodus, i; ductus, us; — мужской род
— Если в слове III склонения конечный согласный основы -r, то существительное относится к среднему роду.
— Еcли конечный согласный другой (-t или -d) — то к женскому роду.
— Словоизменение существительных по падежам и числам называется… — Лейденгард протянула руку в сторону сидящих учеников. Юные маги от неожиданности вжались в стулья.
– Да, да… Склонением это называется. Пытаемся вникнуть, господа. – Вяло опустив руку, она продолжила.
В латинском языке существует 5 типов склонений.
Чтобы определить склонение, требуется знать родительный падеж единственного числа у нужного нам существительного.


Nota Bene! Признак типа склонения существительного — окончание род. п. ед. ч. Поэтому в словарях форма род. п. ед. ч. указывается наряду с формой им. п. ед. ч. и их надо заучивать только вместе.
— На первое время вы можете пользоваться словарями, но вот вам очень полезная шпаргалка. — взмахнув палочкой, Лейденгард начертила таблицу. — Смотря на колонки, можно отыскать склонение нужного вам слова опираясь на его окончание. Также здесь, как вы видите, указаны и окончания, характерные каждому роду: мужскому, среднему, женскому. Найдите в этой таблице окончание слова в род. падеже ед.ч. и узнаете, какое у него склонение…

— А это что за непонятные окончания? — хрипловато спросил маг с последней парты, указывая палочкой на таблицу.
— Хорошо, что подметил. Дело в том, что эти окончания присущи существительным, пришедшим в латынь из греческого языка. – Лейденгард взмахнула в воздухе палочкой, где тут же начали появляться буквы K, X, Y и Z.
– Если вы помните, что мы проходили на первом занятии те буквы, которые чаще всего встречаются в словах греческого происхождения… – ученики уверенно махнули головой. – Так вот вам ряд греческих окончаний для слов того или иного склонения.
Окончания латинских существительных греческого происхождения:
Средний род, neutrum – — ma, -l, -ut, -ur, -al, -e, -ar;
Женский род, femininum — -s, -x, -do, -go, -io;
Мужской род, masculinum — -os, -or, -o, -er, -ex, -es.
К примеру: os – ossis, lex – lexis, phalanx – phalanxis и т.д.
Теперь смотря на таблицу и поведя итог, можно сказать следующее:
1. Существительные на -а женского рода.
2. Существительные на -um, -en, -on, -u среднего рода.
3. Большинство существительных на -us, если они относятся ко II или IV склонению, мужского рода.
4. Слова на -us, оканчивающиеся в родительном падеже на -r-is, среднего рода.
5. Зная о принадлежности существительного к определенному роду, можно правильно согласовать с ним (в роде!) прилагательное или образовать форму именительного падежа множественного числа.
6. Принадлежность слова к тому или иному склонению не может служить в большинстве случаев показателем рода, так как в одном и том же склонении имеются существительные двух родов (II и IV скл.) или грех родов (III скл.).
Тем не менее, полезно запомнить следующее соотношение между родом существительного и его склонением:
в I и V склонениях — только женский род;
во II и IV склонениях — мужской род и средний род;
в III склонении — все три рода: мужской, женский и средний.
Из слов на -us большинство относится ко II склонению, лишь несколько — к IV склонению.
На этом я завершаю свою лекцию. Вот ваше домашнее задание:
Основное задание
1. Найдите перевод данных латинских афоризмов и пословиц на родной язык. Какой из афоризмов вам по душе и почему?

2. Зная, какого склонения слово, постарайтесь дописать окончания родительного падежа единственного числа, используя таблицу распределения существительных по типам склонения.

Дополнительное задание
1. Ежедневно мы употребляем в своей речи минимум 5 слов латинского происхождения и даже не замечаем этого. Назовите примеры слов родного языка, имеющие латинское происхождение.
2. Умеете предсказывать будущее? Для чего мы учим склонения, числа, названия растений(пока что не магических, но все еще будет)?