Лавра – что это такое?

Самые известные монастыри Украины. Все о святых местах и паломнических маршрутах по Украине.
  • великолепно
    Львов, пл. Соборная, 3А

    самое-самое

    Бернардинский монастырь в Львове

    великолепно
    Львов, пл. Соборная, 3А

    Бернардинский монастырь — один из значимых памятников истории и архитектуры города Львова. Здания монастыря сегодня принадлежат Львовскому государственному историческому архиву, а сам костёл — грекокатолической церкви.

  • отлично
    Киев, ул. Лаврская, 15, корпус 42

    самое-самоеюнеско

    Киево-Печерская лавра

    отлично
    Киев, ул. Лаврская, 15, корпус 42

    Киево-Печерская лавра — древнейшая и одна из главных православных святынь, уникальный монастырский комплекс, аналогов которому больше нет в мире. Это первый монастырь на территории Киевской Руси, здесь сохранились практически в первозданном виде храмы, возведенные еще в 11 веке.

  • великолепно
    Киев, ул. Выдубицкая, 40

    Выдубицкий монастырь

    великолепно
    Киев, ул. Выдубицкая, 40

    Выдубицкий монастырь в Киеве расположен в урочище Выдубичи, у самого берега реки Днепр. Обитель, как достопримечательность Киева, всегда привлекала туристов. В отличие от других киевских монастырей жизнь монахов здесь не прекращалась как до, так и после нашествия монголов.

  • великолепно
    Киев, ул. Полковника Затевахина, 14

    Голосеевская пустынь

    великолепно
    Киев, ул. Полковника Затевахина, 14

    В глубине лесопарка, в живописном месте расположилась уютная монашеская обитель — Голосеевская пустынь. Многие паломники, побывавшие в Греции, отмечают, что по атмосфере и духовности пустынь схожа с монастырями на святой горе Афон.

  • Черниговская обл., Прилуки, ул. 1-го Мая, 48

    Густынский монастырь

    Черниговская обл., Прилуки, ул. 1-го Мая, 48

    Уединенный уголок неподалеку от Прилук и ныне удивляет тишиной и удивительной успокаивающей аурой. Полуостров, образованный излучиной речки Удай, порос густым лесом, из-за чего эта местность называется Густыней. Она приглянулась иноку Киево-Печерской Лавры Иоасафу.

  • Чернигов, улица Князя Черного, 1

    Елецкий монастырь Чернигова

    Чернигов, улица Князя Черного, 1

    Юго-западные склоны Болдиных гор в Чернигове украшают белоснежные стены и зеленые купола Елецкого Успенского монастыря. Поэтичное предание о его основании рассказывает, что однажды в сумерках путники заметили необычный свет из глубины еловой чащи у дороги в Чернигов.

  • Тернопольскую обл., Теребовлянский р-н, дер. Зарваница

    Зарваницкий Марийский монастырь

    Тернопольскую обл., Теребовлянский р-н, дер. Зарваница

    Село Зарваница расположено среди живописных пейзажей Подолья. Это место сейчас зовется Зарваницким (Марийским) монастырем. Многие считают именно этот монастырь духовным центром Греко-Католической церкви. До 1988 г. в монастыре все богослужения проводились тайно.

  • Тернопольская обл., Кременец, ул. Лицейная, 1

    Иезуитский монастырь в Кременце

    Тернопольская обл., Кременец, ул. Лицейная, 1

    Иезуитский монастырь представляет собой совокупность великолепных зданий, выполненных в стиле барокко. Католический коллегиум, расположенный здесь же, был создан на базе братской школы Богоявленского монастыря монахами-иезуитами.

  • великолепно
    Киев, ул. Китаевская, 15

    Китаева пустынь

    великолепно
    Киев, ул. Китаевская, 15

    За внешнее сходство украинским Афоном называют Свято-Троицкий монастырь, расположенный на холмах над Днепром среди лесов. Один из холмов называется Китай-гора, по одной из версии это название и дало имя монастырю.

  • Полтава, ул. Паисия Величковского, 2Г

    Крестовоздвиженский монастырь в Полтаве

    Полтава, ул. Паисия Величковского, 2Г

    Крестовоздвиженский — действующий женский монастырь в Полтаве, основанный в 1650 г. в память о победе украинцев над поляками. Стоит он на возвышенности, благодаря чему виден практически из любой точки города.

  • великолепно
    Киев, ул. Московская, 42

    Свято-Введенский монастырь Киева

    великолепно
    Киев, ул. Московская, 42

    В Киеве немало храмов, близких душе и сердцу верующего. Есть среди них и такие, которые и больше, и величественнее Свято-Введенского монастыря. Но отличают монастырь от других обителей одному ему присущие особенности. В этом скромном храме царит покой.

  • великолепно
    Киев, ул. Фроловская, 6/8

    Свято-Вознесенский Флоровский монастырь

    великолепно
    Киев, ул. Фроловская, 6/8

    Свято-Вознесенский Флоровский монастырь является самой старой женской обителью города Киева и располагается у подножия Киселевской (Замковой) горы, на Подоле. Здесь жили и принимали постриг известные на Руси женщины.

  • великолепно
    Киев, ул. Академика Лебедева, 19

    Свято-Пантелеймоновский монастырь в Феофании

    великолепно
    Киев, ул. Академика Лебедева, 19

    В Свято-Пантелеймоновский монастырь на окраине Киева приезжает большое число паломников, молящихся здешним святыням о здоровье — своем и своих близких. На территории обители есть несколько целебных источников, самый известный из них — Свято-Пантелеймоновский.

  • великолепно
    Киев, пер. Бехтеревский, 15

    Свято-Покровский монастырь

    великолепно
    Киев, пер. Бехтеревский, 15

    Свято-Покровский монастырь был заложен в 1889 г. на средства великой княгини Александры Петровны — жены князя Николая Николаевича Романова. По ее инициативе на территории обители функционировали благотворительные учреждения: школа, больница, приюты для женщин и детей.

  • великолепно
    Киев, ул. Тимирязевская, 1

    Свято-Троицкий Ионинский монастырь

    великолепно
    Киев, ул. Тимирязевская, 1

    Расположен Свято-Троицкий Ионинский монастырь в древней части Киева на возвышенности. О том, что Зверинецкая гора — место особенное, говорили в народе давно — то видели на ней столпы огня до неба, то большой разлив воды.

  • Одесса, пер. Маячный, 6

    Свято-Успенский Одесский монастырь

    Одесса, пер. Маячный, 6

    Соорудили православный мужской монастырь в 1824 г. Изначально невзрачный и скромный деревянный храм в 1925 г. был заменен двухпрестольным собором с посвященным Успению Пресвятой Богородицы главным престолом. В дальнейшем реализовали проект по пристройке к собору монастырского храма.

Украина — страна многоконфессиональная, с востока граничит со славянскими собратьями — Россией и Белоруссией, по праву считающимися православными странами, а с запада к ней примыкают Польша, Румыния и Словакия, в которых основной религией является католицизм. Поэтому, рассказывая о монастырях, нельзя акцентировать внимание на какой-то определенной конфессии, не посчитав нужным упомянуть о другой.

Всего на территории Украины находится около сотни православных монастырей, порядка двух с половиной десятков римско-католических и двух десятков греко-католических (в том числе василианских). Католические монастыри этих двух конфессий располагаются преимущественно в Винницкой, Львовской, Хмельницкой и Тернопольской областях. Кроме того, есть буддийский монастырь в Донецкой области. Таким образом, всего на территории Украины располагается порядка полутора сотен монастырей.

В истории Украины особенная роль отводится монастырям, духовным общинам монахов или монашек, живущим по уставу и способствующим духовному и культурному развитию народа. Монастыри возникали в Киевской Руси вместе с процессом принятия христианства и впоследствии становились главными религиозными, образовательными, научными, литературными центрами. И ныне эти святыни также актуальны.

Одна из известнейших и ценнейших святынь Украины — Киево-Печерская лавра, находящаяся в сердце страны Киеве.

По всей территории страны раскидано огромное множество монастырей. Особенно ими славятся Киев и Западная Украина. В советские времена множество национальных святынь было разрушено, повреждено или полностью уничтожено. Но за последние годы многие уцелевшие монастыри возрождены, отреставрированы и снова стали занимать свои важные места в религии и принимать у себя паломников: верующих, краеведов и, конечно, туристов. В западной Украине к христианским памятникам относятся такие монастырские комплексы, как Уневский, Креховский, Лаврский — Львовская область, Гошевский, Манявский скит — Ивано-Франковская область, Почаевская лавра — Тернопольская область и другие.

Монастыри в Украине строились не только как религиозные общины, но и защищали своих обитателей от бесконечных вражеских нашествий. Поэтому все они обносились оборонительными внешними стенами с башнями и рвами с водой. Оборонительные сооружения и архитектура монастырей не сильно отличаются от замковых. Например, монастыри в Уневе, Маняве, Почаеве (Западная Украина). Их также можно отнести к уникальным архитектурным и художественным памятникам. Туристы и паломники едут сюда из-за присутствия священных мест и изумительного природного горного пейзажа.

Посещение монастырей Украины дает представление об уставном образе жизни монахов внутри их стен. В монастырях живут монахи и послушники, светские люди, готовящиеся принять монашеский постриг. Во главе монастыря стоит настоятель (архимандрит, игумен). Религиозный центр монастыря — монастырская церковь. В крупных монастырях есть главный храм, колокольня и другие церкви, часовни, трапезные. Монастыри были по сути небольшими городками со всем необходимым для жизни. Кроме религиозных и жилых построек, на территории обычно возводились еще административные, хозяйственные строения, мастерские, школы, типографии. И все это огораживалось забором или стеной.

Одна из известнейших и ценнейших святынь Украины — Киево-Печерская лавра, находящаяся в сердце страны Киеве. Созданная монахами Антонием и Феодосием в 1051 г., лавра вела широкое строительство начиная уже с 11 столетия (Успенский собор, Троицкая надвратная церковь). В конце 12 века возвели оборонные стены. 17—18 века — строятся другие монастырские стены с башнями и бойницами взамен старых, разрушенных ордами Батыя. 1731—1744 гг. — возводится большая лаврская колокольня. В 20 веке лавру закрывали, возрождали, но она была, есть и будет выдающейся красивейшей святыней украинского народа.

Отправляясь в путешествие по Украине, просто необходимо запланировать себе посещение ее замечательных монастырей, чтобы прочувствовать дух великого украинского народа, понять его историю и традиции.

Почаевская лавра // Журнал Министерства народного просвещения. Часть XLV. — СПб.: Тип. Императорской Академии Наук. 1845. С. 2
В России существуют только четыре Лавры, из коих три напоминают собою три великие периода Государства нашего, как Великого Княжения, Царства и Империи. Но четвертую знают не все, и потому мы сочли не излишним познакомиить с нею наших читателей. Она возникла в крае отторженном Литвой от России, возникла во время гонений на Православие; она напоминает собою не блестящие эпохи Отечества, но время испытания, мужественно претерпенного сынами его под чуждой властью; она свидетельствует о их тогдашней верности к Церкви Православной. Почаевская Успенская Лавра находится в Губернии Волынской, в местечке Почаеве, в 20 верстах от Кременца, на самой границе Галиции. Прилагая к сей книжке Журнала изображение ее великолепных зданий, мы думаем, что для Читателей наших приятно будет найти здесь и известия о древности и достопамятностях этой обители.
Хотя в рукописной книге исков и документов монастырских упоминается о Памятнике монастыря Почаевского, изданном oколо 1661 года, во свидетельству которого Православные иноки впервые поселились на Почаевской горе около 1261 года; однакож за неимением достоверных свидетельств о первоначальном общежитии их на сем месте, должно на сей раз ограничиться одними позднейшими известиями. Из хранящейся в Лаврском Архиве грамоты Короля Польского Сигизмунда Августа II-го, данной в 1557 году Василию Богдановичу Гойскому, владельцу села Почаева, видно, что в этом селе уже в 1527 году существовала церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы; сим письмом Сигизмунд Август II, подтверждая грамоту Сигизмунда I, данную в 1527 г., предписывает Старосте Кременецкому не посылать более в Почаев на ярмонку, в праздник Успения Божией Матери, своего наместника для сбора денег. Из Фундационной же записи Анны Гойской 1597 г., хранящейся в том же Архиве, видно, что на том месте, где основан ею в сем году монастырь, находилась издревле при горе каменная церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. В 1653 году, Федор в Евва Домашевские воздвигли над стопою Божией Матери большую каменную церковь во имя Св. Троицы. Обновитель же Почаевского монастыря был Николай Потоцкий, Староста Каневский: он в 1768 году перестроил, увеличил и украсил церковь, воздвигнутую Домашевскими, и сверх того оставил в пользу монастыря значительный капитал.
Три святыни составляют главное сокровище Почаевской Лавры и привлекают в нее
многочисленных богомольцев; они суть: Чудотворная икона Почаевской Божией Матери, Стопа (или след на камне) Божией Матери и мощи Преподобного Иова, Игумена Почаевской обители.
В 1559 году. Греческий Митрополит Неофит, во время путешествия своего из Константинополя, проезжая чрез Волынскую страну, остановился для отдыха в местечке Орле по усильной просьбе его владетельницы Анны Гойской, впоследствии основательницы Почаевского монастыря. Пробыв здесь несколько времени, при отъезде своем, в знак благодарности за гостеприимство, Неофит благословил хозяйку дома иконой Божией Матери, которая долгое время хранилась в комнате Гойской. Чудотворная сила этой иконы первоначально обнаружилась в исцелении от природной слепоты Филиппа Козинского, родного брата Анны Гойской. Испытав такое чудо на брате своем, Гойская созвала Епископов, Священников, и с крестным ходом, при многочисленном стечении народа, икона Божией Матери отнесена на гору Почаевскую и поставлена в Успенской церкви (1597).
О Стопе Божией Матери сохранилось следующее народное предание, которое помещено в книге, под заглавием: «Гора Почаевская» напечатанной в 1793 г. в типографии при Почаевском монастыре. До основания Анной Гойской монастыря, когда иноки Почаевские жили еще в пещерах, один из сих монахов, взошедши на вершину горы, увидел Пресвятую Деву Марию стоящей на скале, в виде огненном. В то же самое время, это же явление Божией Матери и пред нею стоявшего монаха видел и житель села Почаева, Иоанн Босый, пасший неподалеку от горы стадо овец…

Чаще всего как «чреватую кровопролитием» на Украине называют ситуацию вокруг ее святых Лавр — Киево-Печерской, Почаевской, Святогорской. На каких основаниях ими пользуется каноническая Украинская православная церковь Московского патриархата? Каковы прогнозы?

Протоиерей Николай Балашов: В соответствии с решениями кабинета министров Украины 2011 и 2003 годов комплекс зданий Почаевской Лавры и нижняя часть Киево-Печерской Лавры (это 75 объектов) переданы в пользование канонической Украинской православной церкви сроком на 49 лет. Передача этих объектов канонической Церкви закреплена документами различных ведомств, но главными все-таки являются два постановления кабинета министров Украины.
Статус объектов недвижимости в обеих Лаврах различается. Но это, в основном, зависит от того, является ли то или иное здание памятником истории и архитектуры.

Что касается прогнозов, то мы, с одной стороны, слышим заверения президента Украины, что при том переформатировании религиозного пространства Украины, которое осуществляет там Петр Порошенко (политическими, а не церковными методами), никакого насилия применяться не будет. Но вместе с тем мы слышим выступления других должностных лиц, которые отказывают Украинской православной церкви в праве называться церковью вообще и указывают, что ей не место на Украине. Это, конечно, не может не вызывать глубокую тревогу. Вместе с тем лидер украинских раскольников, так называемый патриарх Филарет Денисенко неоднократно заявлял о том, что после получения томоса от Константинопольского патриархата, который он так ожидает, обе Лавры — Киево-Печерская и Почаевская — должны будут перейти в состав новосозданной церкви. Надеясь ее возглавить, он недавним решением синода так называемого Киевского патриархата включил в свой полный титул упоминание о том, что он якобы является свещенноархимандритом Киево-Печерской и Почаевской лавр. Хотя в действительности всем хорошо известно, что ни один из крупных монастырей Украины не отошел в ведение раскольников. И когда в 90-х годах усилиями политиков и ряда элит, покинувших церковь, был произведен раскол православия на Украине, ни Киево-Печерская, ни Почаевская Лавра не последовали за раскольниками.

Надо отметить, что подавляющее большинство монашествующих на Украине принадлежит к канонической Украинской православной церкви. Их в 20 (!) раз больше, чем у двух разновидностей раскольников вместе взятых. Так что включение упоминания Киево-Печерской и Почаевской лавр в титул лжепатриарха — это еще одно дополнительное провозглашение намерения в будущем захватить эти древние обители.

А Святогороская лавра?

Протоиерей Николай Балашов: Святогорская лавра — меньший предмет публичных претензий и пререканий, потому что в регионе, где она расположена, позиции и деятельность так называемого Киевского патриархата крайне непопулярны. И совсем не пользуются поддержкой населения. Я думаю, что поэтому в речах лидера раскола отсутствуют и упоминания о Святогорской Лавре.

Но там недавно была американский посол…

Протоиерей Николай Балашов: Совершенно верно. Госпожа посол имела возможность ознакомиться с благотворительной деятельностью Святогорской Лавры и с ее служением нуждам перемещенных лиц, которые были вынуждены оставить места своего жительства из-за боевых действий, которые велись там вооруженными силами Украины.

Глава так называемого Киевского патриархата Филарет предлагает отнять у канонической православной церкви Украины право называться «Украинской» и «православной». Он пообещал, что все украинские православные церкви войдут в объединенную церковь под юрисдикцией Константинополя, а кто не войдет, потеряет право называться «Украинской православной» церковью. Законную, каноническую Украинскую православную церковь он хотел бы назвать Российской православной церковью на Украине. Как вы относитесь к таким претензиям?

Протоирей Николай Балашов: Я полагаю, что это мечтания господина Денисенко. Потому что происходящие сейчас в епархиях канонической Украинской православной церкви собрания духовенства подавляющим большинством голосов выражают свое желание, как и прежде находиться в составе канонической Украинской православной церкви. Поддерживают ее предстоятеля, Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия и избранный им курс и при этом не желают вступать в канонические отношения с представителями Константинопольского патриархата. Они также не желают идти под руководство «реабилитированных» Константинополем раскольников, но наоборот, желают и далее оставаться в составе Московского патриархата.

Заставить верующих людей насильственным образом переименовать свою религиозную организацию? Очевидно, что такие действия идут вразрез с основополагающими нормами, защищающими права человека. Странно, как такого рода намерения и заявления сочетаются с декларациями о якобы европейском выборе Украины, с которыми нередко выступают представители нынешнего украинского государственного руководства.

Ключевой вопрос

Отец Николай, многих тревожит вопрос: как должны вести себя верующие РПЦ, оказавшись на отдыхе или в паломничестве в Турции? Можно ли им входить в храмы Клонстантинопольского патриархата? Молиться? Поклоняться святыням? Понятно, что исповедоваться, причащаться и венчаться — нельзя. Но обрисуйте окончательную правильную модель поведения.

Протоиерей Николай Балашов: Люди, находясь в путешествиях с туристическими целями, посещают самые разные храмы и сооружения последователей различенных религий. Не вижу в этом отношении никакого препятствия и к тому, чтобы зайти в храм Константинопольского патриархата и поклониться общеправославным святыням. Мы же поклоняемся святыням и инославных храмах, например, в той же католической базилике в городе Бари и в других местах. Так что в этом отношении нет препятствий и для молитвы. Человек может молиться в любом месте, где он находится, апостол Павел учит нас молиться непрестанно. А что касается участия в Таинствах и богослужении — это другой вопрос. По нему принято решение Синода Русской православной церкви. И смею заверить, что Русская православная церковь несомненно сделает все необходимое, чтобы наши соотечественники, находящиеся в Турции, не оказались заброшенными и лишенными ее пастырской заботы.