Лествица

Приступая ко дню

На восходе солнца выбежало тридцать молодых на поляну, расставились вразрядку все лицом к солнцу и стали нагибаться, приседать, кланяться, ложиться ниц, простирать руки, воздевать руки, запрокидываться с колен. И так – четверть часа.

Издали можно было представить, что они молятся.

Никого в наше время не удивляет, что человек каждодневно служит терпеливо и внимательно телу своему.

Но оскорблены были бы, если бы так служил он своему духу.

Нет, это не молитва. Это – зарядка.

Путешествуя вдоль Оки

Пройдя просёлками Средней России, начинаешь понимать, в чём ключ умиротворяющего русского пейзажа.

Он – в церквах. Взбежавшие на пригорки, взошедшие на холмы, царевнами белыми и красными вышедшие к широким рекам, колокольнями стройными, точёными, резными поднявшиеся над соломенной и тёсовой повседневностью – они издалека-издалека кивают друг другу, они из сёл разобщённых, друг другу невидимых, поднимаются к единому небу.

И где б ты в поле, в лугах ни брёл, вдали от всякого жилья, – никогда ты не один: поверх лесной стены, стогов намётанных и самой земной округлости всегда манит тебя маковка колоколенки то из Борок Ловецких, то из Любичей, то из Гавриловского.

Но ты входишь в село и узнаёшь, что не живые – убитые приветствовали тебя издали. Кресты давно сшиблены или скривлены; ободранный купол зияет остовом поржавевших рёбер; растёт бурьян на крышах и в расщелинах стен; редко ещё сохранилось кладбище вокруг церкви; а то свалены и его кресты, выворочены могилы; заалтарные образы смыты дождями десятилетий, исписаны похабными надписями.

На паперти – бочки с соляркой, к ним разворачивается трактор. Или грузовик въехал кузовом в дверь притвора, берёт мешки. В той церкви подрагивают станки. Эта – просто на замке, безмолвная. Ещё в одной и ещё в одной – клубы. «Добьёмся высоких удоев!». «Поэма о море». «Великий подвиг».

И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли – вечности. Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном только старом напеве, поднимал людей от того, чтоб опуститься на четыре ноги.

В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни.

Ковыряй, Витька, долбай, не жалей! Кино будет в шесть, танцы в восемь…

Молитва

Как легко мне жить с Тобой, Господи!
Как легко мне верить в Тебя!
Когда расступается в недоумении
или сникает ум мой,
когда умнейшие люди
не видят дальше сегодняшнего вечера
и не знают, что надо делать завтра, –
Ты снисылаешь мне ясную уверенность,
что Ты есть
и что Ты позаботишься,
чтобы не все пути добра были закрыты.
На хребте славы
земной я с удивлением оглядываюсь на тот путь
через безнадёжность – сюда,
откуда и я смог послать человечеству
отблеск лучей Твоих.
И сколько надо будет,
чтобы я их ещё отразил, –
Ты дашь мне.
А сколько не успею –
значит, Ты определил это другим.

Крохотки

1996–1999

Лиственница

Что за диковинное дерево!

Сколько видим её – хвойная, хвойная, да. Того и разряду, значит? А, нет. Приступает осень, рядом уходят лиственные в опад, почти как гибнут. Тогда – по соболезности? не покину вас! мои и без меня перестоят покойно – осыпается и она. Да как дружно осыпается и празднично – мельканием солнечных искр.

Сказать, что – сердцем, сердцевиной мягка? Опять же нет: её древесная ткань – наинадёжная в мире, и топор её не всякий возьмёт, и для сплава неподымна, и покинутая в воде – не гниёт, а крепится всё ближе к вечному камню.

Ну, а возвратится снова, всякий год как внезапным даром, ласковое тепло, – знать, ещё годочек нам отпущен, можно и опять зазеленеть – и к своим вернуться через шелковистые иголочки.

Ведь – и люди такие есть.

Молния

Только в книгах я читал, сам никогда не видел: как молния раскалывает деревья.

А вот и повидал. Из проходившей грозы, среди дня – да ослепил молненный блеск наши окна светлым золотом, и сразу же, не отстав и на полную секунду, – ударище грома: шагов двести – триста от дома, не дальше?

Минула гроза. Так и есть: вблизи, на лесном участке. Среди высочайших сосен избрала молния и не самую же высокую липу – а за что? И от верха, чуть ниже маковки, – прошла молния повдоль и повдоль ствола, через её живое и в себе уверенное нутро. А иссилясь, не дошла до низа – соскользнула? иссякла?.. Только земля изрыта близ подпалённого корневища, да на полсотни метров разбросало крупную щепу.

И одна плаха ствола, до середины роста, отвалилась в сторону, налегла на сучья безвинных соседок. А другая – ещё подержалась денёк, стояла – какою силой? – она уж была и насквозь прорвана, зияла сквозной большой дырою. Потом – и она завалилась в свою сторону, в дружливый развилок ещё одной высокой сестры.

Так и нас, иного: когда уже постигает удар кары-совести, то – черезо всё нутро напрострел, и черезо всю жизнь вдоль. И кто ещё остоится после того, а кто и нет.

Колокол Углича

Кто из нас не наслышан об этом колоколе, в диковинное наказание лишённом и языка и одной проушины, чтоб никогда уже не висел в колокольном достоинстве; мало того – битом плетьми, а ещё и сосланном за две тысячи вёрст, в Тобольск, на колымаге, – и во всю, и во всю эту даль не лошади везли заклятую клажу, но тянули на себе наказанные угличане – сверх тех двухсот, уже казнённых за растерзанье государевых людей (убийц малого царевича), и те – с языками урезанными, дабы не изъясняли по-своему происшедшее в городе.

Возвращаясь Сибирью, пересёкся я в Тобольском кремле с опустелым следом изгнанника – в часовенке-одиночке, где отбывал он свой тристалетний срок, пока не был помилован к возврату. А вот – я и в Угличе, в храме Димитрияна-крови. И колокол, хоть и двадцатипудовый, а всего-то в полчеловеческих роста, укреплен тут в почёте. Бронза его потускла до выстраданной серизны. Било его свисает недвижно. И мне предлагают – ударить.

Я – бью, единожды. И какой же дивный гул возникает в храме, сколь многозначно это слитие глубоких тонов, из старины – к нам, неразумно поспешливым и замутнённым душам. Всего один удар, но длится полминуты, а додлевается минуту полную, лишь медленно-медленно величественно угасая – и до самого умолка не теряя красочного многозвучья. Знали предки тайны металлов.

В первые же миги по известью, что царевич зарезан, пономарь соборной церкви кинулся на колокольню, догадливо заперев за собою дверь, и, сколько в неё ни ломились недруги, бил и бил набат вот в этот самый колокол. Вознёсся вопль и ужас угличского народа – то колокол возвещал общий страх за Русь.

Те раскатные колокольные удары – клич великой Беды – и предвестили Смуту Первую. Досталось и мне, вот, сейчас ударить в страдальный колокол – где-то в длении, в тлении Смуты Третьей. И как избавиться от сравненья: провидческая тревога народная – лишь досадная помеха трону и непробивной боярщине, что четыреста лет назад, что теперь.

Колокольня

Кто хочет увидеть единым взором, в один окоём, нашу недотопленную Россию – не упустите посмотреть на калязинскую колокольню.

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ЖИТИЯ АВВЫ ИОАННА,игумена святой горы Синайской, прозванного схоластиком, поистине святого отца,составленное монахом Раифским Даниилом, мужем честным и добродетельным

Не могу сказать с достоверною точностью, в каком достопамятном граде родился и воспитывался сей великий муж до исшествия своего на подвиг брани, а какой град ныне покоит и нетленною пищею питает сего дивного, это мне известно. Он пребывает ныне в том граде, о котором говорит велегласный Павел, взывая: Наше житие на небесех есть (Флп. 3, 20); невещественным чувством насыщается он блага, которым невозможно насытиться, и наслаждается невидимою добротою, духовно утешается духовным (в слав.: «умом единым радуяся о Уме, мысленно созерцаемом»), получив воздаяния, достойные подвигов, и почесть за труды, нетрудно понесенные – тамошнее наследие, и навсегда соединившись с теми, которых нога… ста на правоте (Пс. 25, 12). Но как сей вещественный достиг невещественных сил и совокупился с ними, это я постараюсь изъяснить по возможности.

Будучи шестнадцати лет телесным возрастом, совершенством же разума тысящелетен, сей блаженный принес себя самого как некую чистую и самопроизвольную жертву Великому Архиерею и телом восшел на Синайскую, а душою на небесную гору с тем, думаю, намерением, чтобы от видимого сего места иметь пользу и лучшее наставление к достижению невидимого. И так, отсекши бесчестную дерзость отшельничеством, сею обладательницею наших мысленных отроковиц (то есть страстей) (см.: Слово 10, 3), восприяв же благолепное смиренномудрие, он при самом вступлении в подвиг весьма благоразумно отогнал от себя обольстительное самоугодие и самоверие; ибо преклонил свою выю и вверил себя искуснейшему учителю, чтобы при благонадежном его руководстве непогрешительно переплывать бурное море страстей. Умертвив себя таким образом, он имел в себе душу как бы без разума и без воли, совершенно свободную и от естественного свойства, а еще удивительнее то, что, обладая внешнею мудростью, он обучался небесной простоте. Дело преславное! Ибо кичливость философии не совмещается со смирением. Потом, по прошествии девятнадцати лет, предпослав к Небесному Царю своего учителя как молитвенника и заступника, и сам он исходит на поприще безмолвия, нося сильныя на разорение твердынь оружия (2 Кор. 10, 4) – молитвы великого (своего отца); и избрав место, удобное к подвигам уединения, в пяти стадиях от храма Господня (место это называется Фола), он провел там сорок лет в неослабных подвигах, всегда пылая горящею ревностью и огнем Божественным. Но кто может выразить словами и восхвалить сказанием труды его, там понесенные? И как явно представить всякий труд его, который был тайным сеянием? Впрочем, хотя через некоторые главные добродетели известимся о духовном богатстве сего блаженного мужа.

Он употреблял все роды пищи, без предосуждения разрешаемые иноческому званию, но вкушал весьма мало, премудро сокрушая и через это, как я думаю, рог кичливости. Итак, малоядением угнетал он госпожу оную, то есть плоть, многого похотливо желающую, голодом вопия к ней: Молчи, перестань; тем же, что вкушал от всего понемногу, порабощал он мучительство славолюбия; а пустынножитием и удалением от людей утолил он пламень сей (то есть телесной) печи, так что он совсем испепелился и угас совершенно. Милостынею и скудостью во всем потребном мужественный сей подвижник мужественно избежал идолослужения, то есть сребролюбия (Кол. 3, 5), от ежечасной смерти душевной, то есть от уныния и от расслабления (и) восставлял он душу, возбуждая ее памятью телесной смерти, как остном; а сплетение пристрастия и всяких чувственных помыслов разрешил невещественными узами святой печали. Мучительство гнева еще прежде было в нем умерщвлено мечом послушания; неисходным же уединением и всегдашним молчанием умертвил он пиявицу паутинного тщеславия. Что же скажу о той славной победе, которую сей добрый таинник одержал над восьмою отроковицею? (то есть гордостью, которая в числе главных восьми страстей есть восьмая).

Что скажу о крайнейшем очищении, которое сей Веселеил послушания начал, а Владыка небесного Иерусалима, пришедши, совершил Своим присутствием; ибо без сего не может быть побежден диавол с сообразным ему полчищем. Где помещу в настоящем нашем плетении венца источник слез его (дарование, не во многих обретающееся), которых тайное делателище и доныне остается, – это небольшая пещера, находящаяся у подошвы некоторой горы; она настолько отстояла от его келлии и от всякого человеческого жилища, сколько нужно было для того, чтобы заградить слух от тщеславия; но к небесам она была близка рыданиями и взываниями, подобными тем, которые обыкновенно испускают пронзаемые мечами и прободаемые разжженным железом или лишаемые очей. Сна принимал он столько, сколько необходимо было, чтобы ум не повредился от бдения; а прежде сна много молился и сочинял книги; это упражнение служило ему единственным средством против уныния. Впрочем, все течение жизни его была непрестанная молитва и пламенная любовь к Богу; ибо день и ночь воображая Его во светлости чистоты, как в зеркале, он не хотел или, точнее сказать, не мог насытиться.

Некто из монашествующих именем Моисей, поревновав житию Иоанна, убедительно просил его, чтобы он принял его к себе в ученики и наставил на истинное любомудрие; подвигнув старцев на ходатайство, Моисей через их просьбы убедил великого мужа принять себя. Некогда авва повелел сему Моисею переносить с одного места на другое землю, которой требовало удобрение гряд для зелий: достигши указанного места, Моисей без лености исполнял повеление, но как в полдень настал чрезвычайный зной (а тогда был последний летний месяц), то он уклонился под большой камень, лег и уснул. Господь же, Который ничем не хочет опечалить рабов Своих, по обычаю Своему предупреждает угрожавшее ему бедствие. Ибо великий старец, сидя в келлии и размышляя о себе и о Боге, преклонился в тончайший сон и видит священнолепного мужа, который возбуждал его и, посмеиваясь сну его, говорил: «Иоанн, как ты беспечно спишь, когда Моисей в опасности?» Вскочивши немедленно, Иоанн вооружился молитвою за ученика своего; и когда тот вечером возвратился, спрашивал его, не случилась ли с ним какая-нибудь беда или нечаянность? Ученик отвечал: «Огромный камень едва не раздавил меня, когда я спал под ним в полдень, но мне показалось, будто ты зовешь меня, и я вдруг выскочил из того места». Отец же, поистине смиренномудрый, ничего из видения не открыл ученику но тайными воплями и воздыханиями любви восхвалял благого Бога.

Сей преподобный был и образцом добродетелей, и врачом, исцелявшим сокровенные язвы. Некто по имени Исаакий, будучи весьма сильно угнетаем бесом плотской похоти и уже изнемогший духом, поспешил прибегнуть к сему великому и объявил ему свою брань словами, растворенными рыданием. Дивный муж, удивляясь вере его, сказал: «Станем, друг, оба на молитву». И между тем как молитва их кончилась и страждущий еще лежал, повергшись ниц лицом, Бог исполнил волю раба Своего (Пс. 144, 19), дабы оправдать слово Давидово; и змей, мучимый биениями истинной молитвы, убежал; а недужный, увидев, что избавился от недуга, с великим удивлением воссылал благодарение Прославившему и прославленному.

Другие, напротив, подстрекаемые завистью, называли его (преподобного Иоанна) излишне говорливым и пустословом. Но он вразумил их самим делом и показал всем, что вся может о укрепляющем всех Христе (Флп. 4, 13); ибо молчал в течение целого года, так что порицатели его превратились в просителей и говорили: «Заградили мы источник приснотекущей пользы ко вреду общего всех спасения». Иоанн же, чуждый прекословия, послушался и снова начал держаться первого образа жизни.

Потом все, удивляясь преуспеянию его во всех добродетелях как бы новоявленного Моисея, поневоле возвели его на игуменство братии, и, возвысивши сей светильник на свещник начальства, добрые избиратели не погрешили; ибо Иоанн приблизился к таинственной горе, вшедши во мрак, куда не входят непосвященные, и, возводимый по духовным степеням, принял богоначертанное законоположение и видение. Слову Божию отверз уста свои, привлек Духа, отрыгнул слово, и из благаго сокровища сердца своего изнес словеса благая (Мф. 12, 35). Он достиг конца видимого жития в наставлении новых израильтян, то есть иноков, тем одним отличаясь от Моисея, что вошел в горний Иерусалим, а Моисей, не знаю как, не достиг земного.

Дух Святый говорил его устами, свидетелями этому служат многие из тех, которые спаслись и доныне спасаются через него. Превосходным свидетелем премудрости сего премудрого и подаваемого им спасениябыл новый оный Давид (полагают, что новым Давидом назван здесь вышеупомянутый Исаакий).

Свидетелем того же был и добрый Иоанн, преподобный наш пастырь (Раифский игумен). Он и убедил сего нового боговидца усильными своими просьбами для пользы братии сойти помышлением с горы Синайской и показать нам свои Богописанные скрижали, в которых наружно содержится руководство деятельное, а внутренно – созерцательное (то есть в «Лествице» внешние слова поучают деятельности, а внутренний духовный разум наставляет к видению).

Таким описанием покусился я в немногих словах заключить многое, ибо краткость слова имеет красоту и в искусстве витийства. (а)

1. Разбор самостоятельной работы

• Пояснение.1. бусинка – образовано от сущ. с основой на ин бусина, переменЧИВый — суф. ЧИВ, в краткой форме: усидЧИВ,
переменЧИВ;
• 2. отстёгИВАвший—от инфинитива отстёгИВАть+ ВШ+ИЙ
суффикс остаётся, написание ИВА регулируется правилом
ЫВА/ИВА, я отстёгИВАю; глянцЕВвый—суффикс −ЕВ−
безударный всегда
• 3. щеголЕВатый, молодцеватый — ЩЕГОЛ+ев+ат+ый, суффикс
ЕВ. Л—часть корня;
• 4. прислушИВАться— я прислушИВАюсь, ИВА сохраняется;
горЕвать—в 1 лице горюю ева не сохраняется
• 5. гуттаперчевый – суффикс ев безударный; продлевать исключение
• Ответ: 135.

3. В.2

• отраслевой −ЕВ− без ударения, лёгонький — −ОНЬК− —
после Г, К, Х
• 2. раскраивай — в 1-м лице: раскраиваю (−ива−
сохраняется), опрометчивый — суффикс −ЧИВ−
• 3. оранжевый −ЕВ− без ударения, синеватый — суффикс
−ЕВАТ−
• 4. остренький — суффикс −ЕНЬК−, красивый — −ИВ− под
ударением
• 5. тканевый −ЕВ− без ударения , листик — при
склонении И сохраняется: листик — листика
• Ответ: 23.

4. В.1

• Пояснение.Приведем верное написание:
• 1. неразборчивый — суф. ЧИВ, в краткой форме: неразборЧИВ,
овладевать — слово с суффиксом ВА, от овладеть (Смотрите правило к
заданию 10.2.4. ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В СУФФИКСАХ −ИВА−/−ЫВА−,
−ЕВА−/−ОВА−; ПЕРЕД ВА)
• 2. высмеивающий — (перед безударным ВА пишем И), отапливать —
отаплиВАЮ, ИВА сохраняется. (Смотрите правило к заданию 10.2.4.
ГЛАСНЫЕ БУКВЫ В СУФФИКСАХ −ИВА−/−ЫВА−, −ЕВА−/−ОВА−; ПЕРЕД
ВА)
• 3. заботливый (суффикс −ЛИВ−), заманчИвый (суффикс ЧИВ всегда с и)
• 4. запечатлевать (перед ударным ВА пишем Е), милостивый —
слово−исключение, ИВ всегда ударным должен быть;
• 5. завистливый (суффикс −ЛИВ−), кочЕвать — суффикс ЕВА, так как в
1−м лице он исчезает, кочую;
• Ответ: 23.

5. В.2

• 1. удваивать — в 1-м лице: удваиваю (−ива− сохраняется),
лестничка — сущ. жен. р., обр. от основ на −иц−: лестница —
лестничка
• 2. грушевый — −ЕВ− без ударения, нищета — суффиксы −ЕТ−(А),
−ЕСТЬ, −ЕСТВ−(О) пишутся с Е после основ с шипящими на конце
• 3. обиделся — суффикс инфинитива, мотылёчек — при
склонении Е выпадает: мотылёчек — мотылёчка
• 4. локтевой — −ЕВ− без ударения, прямота — суффиксы
−ОТ−(А), −ОСТЬ, −ОТН−(Я) пишутся с О
• 5. фланелевый — −ЕВ− без ударения, заносчивый — суффикс

−ЧИВ−
• Ответ: 123.

6. В. 1

• Пояснение.1. претерпЕвающий (перед ударным ВА пишем Е),
замшЕвый — безударный −ЕВ− в прилагательных;
• 2. каракулевый — безударный ЕВ в прилагательных, острЕнький
(суффикс ЕНЬК всегда с Е)
• 3. лелеявший — гласная инфинитива сохраняется в причастии:
лелеять; извилИна (сущ, суф ИН)
• 4. милостивый — слово-исключение, ИВ всегда ударным
должен быть; измучЕна (краткое причастие, от «измученный»)
• 5. разбрызгивая — (перед безударным ВА пишем И), тюлЕвый
(суф.ЕВ в прилагат.)
• Ответ: 12.

7. В.2

• Приведем верное написание:
• 1. влюбчивый, заботливый — суффиксы −ЧИВ−, −ЛИВ−
• 2. подмигивавший (от глагола «подмигивать»: подмигиваю в 1-м лице
— −ИВА− сохраняется), исследовать — в 1-м лице: исследую, поэтому
−ОВА−
• 3. удостаивавший (от глагола «удостаивать»: удостаиваю в 1-м лице —
−ИВА− сохраняется), малевать — в 1-м лице: малюю, поэтому −ЕВА−
• 4. рулевой, глянцевитая — −ЕВ− без ударения
• 5. отчаяться — (после гласных, встречающихся только в глаголах с
усекаемой основой, перед −ть пишутся буквы И или Я; буква и
пишется после гласного О, напр.: стоить; буква Я — после гласных А, Е,
У, как в нашем случае), воробушек — при склонении Е выпадает:
воробушек — воробушка
• Ответ: 14.

8. В. 1

• Приведем верное написание:
• 1. накаплИвать — суффикс ИВА, улыбчИвый — суффикс
ЧИВ/ЛИВ;
• 2. податлИвый — суффикс ЛИВ/ЧИВ; нулЕвой — безударный ЕВ
в прилагательных;
• 3. сеявший — гласная инфинитива сохраняется в причастии:
сеять; переклеИвать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он
остаётся, переклеИВАю;
• 4. сидевший — под ударением, потчЕвать — суффикс ЕВА, так
как в 1-м лице он исчезает, потчую;
• 5. выздороветь, смекалИстый — суффикс ИСТ прилагательного
• Ответ: 14.

9. В.2

• Приведем верное написание:
• 1. забывчивость — суффикс −ЧИВ−, сухонький — −ОНЬК− —
после Г, К, Х
• 2. расстегивавшийся (от глагола «расстёгиваться»:
расстёгиваюсь в 1-м лице — −ИВА− сохраняется), молодцеватая
— −ЕВ− без ударения
• 3. миндалевый — −ЕВ− без ударения, завариваю — в 1-м лице
— −ИВА− сохраняется
• 4. отклеившись, одаривать — в 1-м лице — −ИВА− сохраняется
• 5. успокаиваться, напрашивается — в 1-м лице — −ИВА−
сохраняется
• Ответ: 45.

10. В. 1

• Пояснение.Приведём верное написание.
• 1. удостаивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся,
удостаИВАю; маслице — сущ. ср. рода с ударением на основе,
поэтому −ИЦ−
• 2. отвоевав — (перед ударным ВА пишем Е), платьице — сущ. ср. рода
с ударением на основе, поэтому −ИЦ−
• 3. локтевой — −ЕВ− безударный, ключик — при склонении гласная не
выпадает: ключик — ключика
• 4. угреватый — (перед ударным ВА пишем Е), достоин — исключение

• 5. дешевенький — −ЕНЬК− в прилагательных, не заканчивающихся на
Г, К, Х, башенка — −ЕНК− от сущ. на −ня (−на)
• Ответ: 15.

11. В.2

• Пояснение.Приведем верное написание:
• 1. неразборчивый — суффикс −ЧИВ−, гелевый — без ударения
−ЕВ−
• 2. высмеивающий — в 1-м лице −ИВА− сохраняется,
ступенчатый — суффикс −ЧАТ− всегда с А
• 3. склеивающий, выколачивают — в 1-м лице −ИВА−
сохраняется
• 4. завистливый — суффикс −ЧИВ−, большинство — суффикс
−ИНСТВ−
• 5. окольцевать — в 1-м лице суффикс не сохраняется: окольцую,
торговать — в 1-м лице суффикс не сохраняется: торгую
• Ответ: 34.

12. В. 1

• Пояснение.Приведем верное написание:
• 1. усидчивый — суффикс −ЧИВ−, зелёненький — суффикс
−ЕНЬК− в прилагательных, не заканчивающихся на Г, К, Х.
• 2. отстёгивавший — (перед безударным ВА пишем И), семени —
−ен− в косвенных падежах сущ. на −мя
• 3. находчивый — суффикс −ЧИВ−, страдалец — при склонении
гласная Е выпадает: страдалец — страдальца
• 4. щеголеватый — (перед ударным ВА пишем Е), тётенька —
−ЕНЬК− после мягких согласных
• 5. прислушиваться — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он
остаётся, прислушИВАюсь, талантливый —суффикс −ЛИВ−
• Ответ: 45.

13. В.2

• Приведем верное написание:
• 1. ограничивать, отказывайтесь — в 1-м лице −ИВА−(−ЫВА−)
сохраняется
• 2. толковать — в 1-м лице: толкую, милостивый — суффикс
−ЛИВ−
• 3. затейливый — суффикс −ЛИВ−, постукивает — в 1-м лице
−ИВА− сохраняется
• 4. заманчивый — — суффикс −ЧИВ−, беленький — суффикс
−ЕНЬК−
• 5. усидчивость — суффикс −ЧИВ−, книжица — в сущ. ср. рода с
ударением на окончании пишем −ИЦ−
• Ответ: 35.

14. В. 1

• Пояснение.Приведем верное написание:
• 1. вышагивая — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся,
вышагИВАю, нищета — суффиксы −ЕТ−(А), −ЕСТЬ, −ЕСТВ−(О)
пишутся с Е после основ с шипящими на конце
• 2. эмалевый — −ЕВ− безударный, зноен — −ЕН− в кратких
прилагательных
• 3. насмешливый — суффикс –ЛИВ−, ленивый — −ИВ− ударный
• 4. накрахмаливший — гласная основы инфинитива сохраняется;
времечко — −ЕЧК− в существительном на –мя.
• 5. деловитый — −ИВ− ударный, песенка — −ЕНК− от сущ. на −ня
(−на)
• Ответ: 23.

15. В.2

• Приведем верное написание:
• 1. талантливый — суффикс −ЛИВ−, гномик — при склонении
гласная не выпадает: гномик — гномика
• 2. запечатлевающий — перед ударным ВА пишем Е, семечко —
существительное на −мя
• 3. июльский — суффикс −СК− в прилагательном, не имеющем
краткой формы и не от существительного на К, Ч, Ц, рыбацкий
— если прилагательное образовано от существительного с
основой на К, Ч, Ц (К и Ч превращаются в Ц), то суффикс −К−
• 4. сеющий — от глагола 1 скл., маменька — суффикс −ЕНЬК−
• 5. заночевать — в 1-м лице: заночую, поэтому −ЕВА−, паинька
(исключение)
• Ответ: 12.

16. В.1

• Пояснение.1. выкрикивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице
он остаётся, выкрикИВАю, горошинка — суффикс (−ИН−)−К−(А)
пишется в словах, образованных от существительных на
−ИН−(А) при помощи суффикса −К−: горошина — горошинка
• 2. повизгивая — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся,
повизгИВАю , глянцевый — после шипящих и Ц −ЕВ− — без
ударения
• 3. неряшливый — суфикс −ЛИВ−, воевать — суффикс –ЕВА−, так
как в 1−м лице — юю: воюю
• 4. книжица — сущ. жен. р. — −ИЦ−, домище — суффиксы
−ИЩ−(Е): в словах, образованных от форм мужского II
склонения и среднего рода: дом — домище
• 5. сиреневатый — суффикс −ЕВАТ−, юродивый — исключение
• Ответ: 14.

17. В. 2

• Приведем верное написание:
• 1. выносливый — суффикс −ЛИВ−, рисовать — в 1-м лице:
рисую, поэтому −ОВА−
• 2. подразумевать, намереваться — пред ударным ВА пишем Е
• 3. раскраивать в 1-м лице −ИВА− сохраняется, студенчество —
суффикс −ЕСТВ−
• 4. милостивый, юродивый — исключения
• 5. подмаргивающий — в 1-м лице −ИВА− сохраняется, деловой
— в неударяемом положении после твердых согласных
используется суффикс −ОВ−
• Ответ: 24.

18. В. 1

• Приведем верное написание:
• 1. фасолевый, дождевой — −ЕВ− — без ударения
• 2. высмеивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся,
высмеИВАю, морозец — сущ. муж. р. — −ЕЦ
• 3. насмешливый — суффикс −ЛИВ−, платочек — при склонении
гласная Е выпадает: платочек — платочка
• 4. сонливый — под ударением, молодцеватый — суффикс
−ЕВАТ−
• 5. удваивать — суффикс −ИВА−, так как в 1-м лице он остаётся,
удваИВАю, болотистый — суффиксы −ЧИВ− — −ЛИВ−, −ИСТ− —
всегда с И;
• Ответ: 15.

19. В. 2

• Приведем верное написание:
• 1. фланелевый — без ударения −ЕВ−, красноватый — в неударяемом
положении после твердых согласных используются суффиксы −ОВАТ−
• 2. овладевая — перед ударным ВА пишем Е, крупитчатый — суффикс
−ЧАТ−
• 3. хитренький — суффикс −ЕНЬК−, восьмеричный — суффикс
собирательных числительных −ер− сохраняется в производных
прилагательных: восьмеричный ← восьмеро
• 4. затмевающий — перед ударным ВА пишем Е, соевый — без
ударения −ЕВ
• 5. удваивавший — перед безударным ВА пишем И, податливый —
суффикс −ЛИВ−
• Ответ: 345

20. В. 1

• Пояснение. Приведем верное написание:
• 1. усидчивость — суффикс −ЧИВ−, текучесть — суффиксы −ЕТ−(А),
−ЕСТЬ, −ЕСТВ−(О) пишутся с Е после основ с шипящими на конце
• 2. путево́ й — в безударном положении, зоренька — −ЕНЬК− пишется в
словах с мягкой основой: заря — зоренька;
• 3. налаживать — суффикс ИВА, так как в 1−м лице он остаётся,

налажИВАю, синеватый — после мягких согласных, шипящих, ч и ц
пиши суффиксы –ев−, −еват−, −евит−
• 4. отпугивая — − суффикс ИВА, так как в 1−м лице он остаётся,
отпугИВАю, шалашик — −ИК — при склонении существительного
гласная И сохраняется: шалашик — шалашика
• 5. раскланявшийся — сохраняется гласная инфинитива, кривизна —
суффиксы −ИЗН−(А), −ИНСТВ−(О), −ИН−(А) — пишутся с И
• Ответ: 24.

21. В. 2

• Пояснение. Приведем верное написание:
• 1. овладевающий — перед ударным ВА пишем Е, боевой — без
ударения −ЕВ−
• 2. циркониевый — без ударения −ЕВ−, черкешенка —
запомнить!
• 3. выстраивая — перед безударным ВА пишем И, оглядываться
— в 1-м лице сохраняется: оглядываюсь
• 4. быстренько — суффикс −ЕНЬК−, опаздывать — в 1-м лице
сохраняется: опаздываю
• 5. алюминиевый — без ударения −ЕВ−, тополиный — под
ударением
• Ответ: 12.

22. В. 1

• Пояснение.Приведем верное написание:
• 1. оттаяв — сохраняется гласная инфинитива, орешек — гласная
Е при склонении выпадает: орешек — орешка
• 2. вкрадчивый — суффикс –ЧИВ−, меньшинство — суффиксы
−ИЗН−(А), −ИНСТВ−(О), −ИН−(А) — пишутся с И
• 3. запрыгивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся,
запрыгИВАю, движимый — исключение
• 4. алюминиевый — −ЕВ− — без ударения, породистый —
суффиксы −ЧИВ− — −ЛИВ−, −ИСТ− — всегда с И
• 5. задумчивый — суффикс −ЧИВ−, гиревой (спорт) — без
ударения −ЕВ−
• Ответ: 23.

23. В. 2

• Приведем верное написание:
• 1. успокаивая — перед безударным ВА пишем И, времени —
сущ. на −мя
• 2. ноздреватый — суффикс −ЕВАТ−, француженка — запомнить!
• 3. преодолевающий — перед ударным ВА пишем Е, горлинка —
исключение
• 4. локтевой — без ударения −ЕВ−, желтизна — суффикс −ИЗН−
• 5. недоумевать — −ЕВА− сохраняется в 1-м лице, утречко —
суффикс −ЕЧК−
• Ответ: 25.

24. В. 1

• Пояснение.Приведем верное написание:
• 1. устраивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся,
устраИВАю, барашек — гласная Е при склонении выпадает:
барашек — барашка
• 2. приукрашивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он
остаётся, приукрашИВАю, письмецо — с сущ. ср. рода с
ударением на окончании
• 3. догадливость — суффикс −ЛИВ−, красивый — под ударением
• 4. въедливый — суффикс −ЛИВ−, подбадривать — суффикс ИВА,
так как в 1−м лице он остаётся, подбадрИВАю
• 5. подразумевающий — (перед ударным ВА пишем Е), лужица
— сущ. ж. рода с ударением на основе, поэтому −ИЦ−
• Ответ: 34.

25. В. 2

• Пояснение.Приведем верное написание:
• 1. замшевый — без ударения −ЕВ−, потчевал — в 1-м
лице: потчую, поэтому −ЕВА−
• 2. перешагивающий — в 1-м лице ИВА сохраняется,
воевать — в 1-м лице: воюю, поэтому −ЕВА−

• 3. глянцевый, форелевое — без ударения −ЕВ−
• 4. оскудевающий — в 1-м лице ЕВА сохраняется,
первенство — суффикс −ЕНСТВ−
• 5. веял — гласная инфинитива сохраняется, стоимость
— суффикс −ОСТЬ−
• Ответ: 134.

26. В. 1

• Пояснение.1. находчиво — суффикс −ЧИВ−, развеять — гласная
инфинитива сохраняется
• 2. Достраивать — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся,
достраИВАю, клеивший — в причастиях перед суффиксами
−вш−, −ш−, −нн− пишется та же гласная, что и в основе
инфинитива
• 3. никелевый — без ударения, решаемый — в суффиксах
причастий −ем, −им пишется та же гласная, что и в окончаниях
3-го л. ед. ч. глаголов.
• 4. надеялся — гласная инфинитива сохраняется, дешёвенький
— суффикс −ЕНЬК−
• 5. Виновен — краткое причастие, талантливый — суффикс
−ЛИВ−
• Ответ: 23.

27. В. 2

• Приведем верное написание:
• 1. волевой — суф. ЕВ, всегда безударный в прилагательных,
пожаловаться — в 1-м лице: пожалуюсь, поэтому суффикс −ОВА−
• 2. ослабевать — здесь всегда ударный суффикс ВА, перед ним пишется
та же буква, что в глаголе ослабЕть; (смотрите правило о суфффиксе
ВА), постукивает — суффикс сохраняется: постукиваю — постукивает
• 3. обидеться — непроверяемый, словарный суффикс Е; ножевое —
безударный −ЕВ−
• 4. фасолЕВый — суф. ЕВ, всегда безударный в прилагательных,
щеголЕВатый — ЩЕГОЛ+ев+ат+ый,
• 5. подстраИВАющийся — образовано от глагола подстраИВАть, в нём в
1 лице сохраняется ИВА, ключик — при склонении гласная не
выпадает: ключика
• Ответ: 345.

28. В. 1

• Пояснение.Приведем верное написание:
• 1. вышагивая — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся,
вышагИВАю, листик — гласная И при склонении не выпадает:
листик — листика
• 2. разборчиво, завистливый — суффиксы −ЧИВ− −ЛИВ−
• 3. насмешливый — суффикс −ЛИВ−, перебираемый — в
суффиксах –ем, –им пишется та же гласная, что и в окончаниях
3-го л. ед. ч. глаголов.
• 4. затмевающий — (перед ударным ВА пишем Е), платьице — в
сущ. ср. рода с ударением на основе — ИЦ−
• 5. накрахмаливший — гласная основы инфинитива сохраняется,
продлевать — запомнить
• Ответ: 12.

29. В. 2

• Приведем верное написание:
• 1. удушливый — суффикс −ЛИВ−, отшучиваться — в 1-м лице:
отшучиваюсь — ИВА сохраняется
• 2. развеяться — непроверяемый суффикс инфинитива (после гласных,
встречающихся только в глаголах с усекаемой основой, перед −ть
пишутся буквы И или Я; буква И пишется после гласного О, напр.:
стоить; буква Я — после гласных А, Е, У, как в нашем случае),,
услужливый — суффикс −ЛИВ−
• 3. десятеричный — суффикс собирательных числительных −ер−
сохраняется в производных прилагательных: десятеричный ←

десятеро, крутизна — суффикс −ИЗН−
• 4. застёгивая — в 1-м лице: застёгиваю — ИВА сохраняется, воровать
— в 1-м лице: ворую, поэтому −ОВА−
• 5. улыбчивый, застенчивый — суффикс −ЧИВ−
• Ответ: 15.

30. В. 1

• Приведем верное написание:
• 1. передёргивая — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он остаётся,
предёргИВАю , холодненький — суффикс −ЕНЬК−
• 2. заболевающий — перед ударным ВА пишем Е, нищенка —
запомнить!
• 3. доходчивость — суффикс −ЧИВ−, стремени — −ЕН− в
косвенных падежах сущ. на −мя
• 4. вздрагивающий — суффикс ИВА, так как в 1-м лице он
остаётся, вздрагИВАю, потчевать — в 1-м лице: потчую, поэтому
суффикс -ева• 5. сбивчивый — суффикс −ЧИВ−, именьице — в сущ. ср. рода с
ударением на основе — ИЦ−
• Ответ: 25.

31. В.2

• Поснение.Приведем верное написание:
• 1. бушевать — перед безударным ВА пишем Е, зноен — краткое
прилагательное
• 2. закоченевать — перед безударным ВА пишем Е, удостоен —
краткое прилагательное
• 3. высоконький, лёгонький — ОНЬК− после Г, К, Х
• 4. разглаживающий — в 1-м лице ИВА сохраняется, клеевой —
суф. ЕВ, всегда безударный в прилагательных
• 5. ландышевый — суф. ЕВ, всегда безударный в
прилагательных, ленивый — под ударением
• Ответ: 123.

Аудио

Предисловие книги сей, именуемой Скрижали духовные Краткое описание жития аввы Иоанна, игумена святой горы Синайской О том же авве Иоанне, игумене Синайской горы, то есть Лествичнике Послание святого Иоанна, игумена Раифского, к досточудному Иоанну, игумену Синайской горы Ответ Слово 1. Об отречении от жития мирского Слово 2. О беспристрастии, то есть, отложении попечений и печали о мире Слово 3. О странничестве, то есть, уклонении от мира Слово 4. О блаженном и приснопамятном послушании Слово 5. О попечительном и действительном покаянии и также о житии святых осужденников, и о темнице Слово 6. О памяти смерти Слово 7. О радостотворном плаче Слово 8. О безгневии и кротости Слово 9. О памятозлобии Слово 10. О злословии и клевете Слово 11. О многоглаголании и молчании Слово 12. О лжи Слово 13. Об унынии и лености Слово 14. О любезном для всех и лукавом владыке, чреве Слово 15. О нетленной чистоте и целомудрии, которое тленные приобретают трудами и потами Слово 16. О сребролюбии Слово 17. О нестяжании Слово 18. О нечувствии Слово 19. О сне, о молитве и псалмопении в соборе братий Слово 20. О бдении телесном: как мы чрез него достигаем духовного, и как должно оное проходить Слово 21. О малодушной боязливости, или страховании Слово 22. О многообразном тщеславии Слово 23. О безумной гордости Слово 24. О кротости, простоте и незлобии, которые не от природы происходят, но приобретаются тщанием и трудами, и о лукавстве Слово 25. Об искоренителе страстей, высочайшем смиренномудрии, бывающем в невидимом чувстве Слово 26. О рассуждении помыслов и страстей, и добродетелей Слово 27. О священном безмолвии души и тела Слово 28. О матери добродетелей, священной и блаженной молитве, и о предстоянии в ней умом и телом Слово 29. О земном небе, или о богоподражательном бесстрастии и совершенстве, и воскресении души прежде общего воскресения Слово 30. О союзе трех добродетелей, то есть о вере, надежде и любви Слово 31. Слово особенное к пастырю, научающее, каков должен быть наставник словесных овец

Сочинение Иоанна Лествичника состоит из 30 глав, представляющих собой «ступени» добродетелей, по которым христианин должен восходить на пути к духовному совершенству.

Группа Ступени
Борьба с мирской суетой (ступени 1–4) 1. Отречение мирского жития 2. Беспристрастность (отложение попечений и печали о мире) 3. Странничество (уклонение от мира) 4. Послушание
Скорби на пути к истинному блаженству (ступени 5–7) 5. Покаяние 6. Память о смерти 7. Плач о своей греховности
Борьба с пороками (ступени 8–17) 8. Кротость и безгневие 9. Удаление памятозлобия 10. Несквернословие 11. Молчание 12. Правдивость 13. Отсутствие уныния и лености 14. Борьба с чревоугодием 15. Целомудрие 16. Борьба со сребролюбием 17. Нестяжание
Преодоление преград в аскетической жизни (ступени 18–26) 18. Искоренение нечувствия 19. Малый сон, усердие к братской молитве 20. Телесное бдение 21. Отсутствие боязливости и укрепление в вере 22. Искоренение тщеславия 23. Отсутствие гордыни 24. Кротость, простота и незлобие 25. Смиренномудрие 26. Низложение страстей и укрепление добродетелей
Душевный мир (ступени 27–29) 27. Безмолвие души и тела 28. Молитва 29. Бесстрастие
Вершина пути – союз трёх главных добродетелей (ступень 30) 30. Вера, надежда и любовь