Личная свобода

Термин «культура» — латинского происхождения. Первоначально он означал «возделывание, культивирование почвы», но в дальнейшем получил более общее значение. Культуру изучают многие науки (археология, этнография, история, эстетика и др.), и каждая дает ей свое определение. Различают материальную и духовную культуру. Материальная культура создается в процессе материального производства (продуктами ее являются станки, оборудование, здания и т. д.). Духовная культура включает в себя процесс духовного творчества и созданные при этом духовные ценности в виде музыки, картин, научных открытий, религиозных учений и т. п. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Материальная производственная деятельность человека лежит в основе его деятельности в других областях жизни; вместе с тем результаты его мыслительной (духовной) деятельности материализуются, превращаются в материальные объекты — вещи, технические средства, произведения искусства.

Духовная культура — своеобразная целостность искусства, науки, нравственности, религии. В истории формирования культуры имеется ряд особенностей. Накопление культурных ценностей идет как бы по двум направлениям — по вертикали и горизонтали. Первое направление накопления культурных ценностей (по вертикали) связано с передачей их от одного поколения другому, т. е. с преемственностью в культуре.

Наиболее устойчивая сторона культуры — культурные традиции, элементы социального и культурного наследия, которые не просто передаются от поколения к поколению, но и сохраняются в течение длительного времени, на протяжении жизни многих поколений. Традиции подразумевают, что наследовать и как наследовать. Традиционными могут быть ценности, идеи, обычаи, обряды.

Вторая линия накопления культурных ценностей (по горизонтали) наиболее отчетливо проявляется в художественной культуре. Она выражается в том, что в отличие от науки наследуются в качестве ценностей не отдельные компоненты, актуальные идеи, части теории, а целостное художественное произведение.

Различные подходы к трактовке культуры:

  • Философско-антропологический: культура это выражение человеческой природы, совокупность знаний, искусства, морали, права, обычаев и других особенностей, присущих человеку, как члену общества.
  • Философско-исторический: культура как возникновение и развитие человеческой истории, движение человека от природы, стада в историческое пространство, переход из «варварского» состояния в «цивилизованное».
  • Социологический: культура как фактор образования жизни какого-либо общества, культурные ценности создаются обществом и определяют его развитие.

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫ:

  • познавательная – целостное представление о народе, стране, эпохе;
  • оценочная – отбор ценностей, обогащение традиций;
  • регулятивная или нормативная – система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения);
  • информативная – передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений;
  • коммуникативная – способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности, развитие и совершенствование личности через общение;
  • социализация – усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным слоям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

В творчестве культуры органически слито с уникальностью. Каждая культурная ценность неповторима, будь то художественное произведение, изобретение, научное открытие и т. д. Тиражирование в той или иной форме уже известного — это распространение, а не создание культуры.

«Массовая культура» сформировалась одновременно с обществом массового производства и потребления. Радио, телевидение, современные средства связи, а затем видео– и компьютерная техника способствовали ее распространению. В западной социологии «массовая культура» рассматривается как коммерческая, поскольку произведения искусства, науки, религии и т. п. выступают в ней в качестве предметов потребления, способных при продаже приносить прибыль, если они учитывают вкусы и запросы массового зрителя, читателя, любителя музыки.

«Массовую культуру» называют по-разному: развлекательным искусством, искусством «анти-усталости», кичем (от немецкого жаргонизма «халтура»), полукультурой. В 80-х гг. термин «массовая культура» стали употреблять реже, поскольку он скомпрометирован тем, что использовался исключительно в отрицательном смысле. В наши дни его заменило понятие «популярная культура», или «поп-культура». Характеризуя ее, американский филолог М. Белл подчеркивает: «Эта культура демократична. Она адресована вам, людям без различия классов, наций, уровня бедности и богатства». Кроме того, благодаря современным средствам массовой коммуникации людям стали доступны многие произведения искусства, имеющие высокую художественную ценность. «Массовой», или «поп-культуре», часто противопоставляют «элитарную», сложную по содержанию и трудную для неподготовленного восприятия культуру. К ней обычно относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, Базена, Воннегута, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Произведения, создаваемые в рамках этой культуры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметом оживленных споров среди искусствоведов и критиков. Но массовый зритель, слушатель может не обратить на них никакого внимания или не понять.

В последнее время ученые заговорили о появлении «экранной культуры», что связано с компьютерной революцией. «Экранная культура» складывается на основе синтеза компьютера с видеотехникой. Личные контакты и чтение книг уходят на второй план. Появляется новый тип общения, основанный на возможностях свободного выхода личности в мир информации. Таковы, например, видеотелефоны или электронные банки и компьютерные сети, позволяющие получать на экране компьютеров информацию из архивов, книгохранилищ, библиотек. Благодаря использованию компьютерной графики удается увеличить скорость и улучшить качество получаемой информации. Компьютерная «страница» несет с собой новый тип мышления и образования с характерными для него быстротой, гибкостью, реактивность Многие сегодня считают, что именно «экранной культуре» принадлежит будущее.

В условиях интернационализации обостряются проблемы сохранения культуры малочисленных народов. Так, у некоторых народностей Севера нет своей письменности, а устный язык быстро забывается в процессе постоянного общения с другими народами. Подобные проблемы можно разрешить лишь благодаря диалогу культур, но при условии, что это должен быть диалог «равных и разных». Положительным примером может служить существование в Швейцарии нескольких государственных языков. Здесь созданы равные возможности для развития культур всех народов. Диалог предполагает также взаимопроникновение, взаимообогащение культур. Не случайно культурный обмен (выставки, концерты, фестивали и т. д.) стал доброй традицией в жизни современной цивилизации. В результате диалога создаются общечеловеческие культурные ценности, важнейшими из которых являются нравственные нормы, и в первую очередь такие, как гуманизм, милосердие, взаимопомощь.

Уровень развития духовной культуры измеряется объемом создаваемых в обществе духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения людьми, каждым человеком. Оценивая уровень духовного прогресса в той или иной стране, важно знать, сколько научно-исследовательских институтов, университетов, театров, библиотек, музеев, заповедников, консерваторий, школ и т. д. имеется в ней. Но одних количественных показателей для общей оценки мало. Важно принять во внимание и качество духовной продукции — научных открытий, книг, образования, кинофильмов, спектаклей, картин, музыкальных произведений. Цель культуры — формировать способность каждого человека к творчеству, его восприимчивость к самым высоким достижениям культуры. Значит, необходимо учитывать не только то, что создано в культуре, но и то, как этими достижениями пользуются люди. Вот почему важным критерием культурного прогресса общества является степень достижения социального равенства людей в приобщении их к ценностям культуры.

КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ:

  • Витальные – жизнь, здоровье, физическое и духовное благосостояние, качество жизни.
  • Социальные – социальное положение и благополучие, социальное равенство, личная независимость, профессионализм, комфортная работа.
  • Политические – свобода слова, гражданские свободы, правопорядок, законность, безопасность.
  • Моральные – добро, честность, долг, бескорыстие, порядочность, верность, любовь, дружба, справедливость.
  • Религиозные – Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.
  • Эстетические – красота, стиль, гармония, следование традициям, культурная самобытность.

Кризисная ситуация, сложившаяся в России, с особой силой проявляется в духовной жизни общества. Положение в культуре нашего отечества оценивается как крайне тяжелое и даже катастрофическое. При неисчерпаемом культурном потенциале, накопленном предшествующими поколениями и нашими современниками, началось духовное обнищание народа. Массовое бескультурье — причина многих бед в экономике, природопользовании. Упадок морали, ожесточенность, рост преступности и насилия — злая поросль на почве бездуховности. Некультурный врач безразличен к страданиям больного, некультурный человек равнодушен к творческим поискам художника, некультурный строитель строит пивной ларек на месте храма, некультурный земледелец уродует землю… Вместо родной речи, богатой пословицами и поговорками,— язык, засоренный иноземными словами, блатными словечками, а то и нецензурной бранью. Сегодня под угрозой разрушения то, что столетиями создавали интеллект, дух, талант нации — разрушаются старинные города, гибнут книги, архивы, произведения искусства, утрачиваются народные традиции мастерства. Опасность для настоящего и будущего страны представляет бедственное положение науки и образования.

Проблема защиты и сохранения культурного наследия прошлого, вобравшего в себя общечеловеческие ценности,— проблема общепланетарная. Исторические памятники культуры гибнут и от неумолимого разрушительного воздействия природных факторов: естественных — солнца, ветра, мороза, влаги и «неестественных» — вредных примесей в атмосфере, кислотных дождей и т. п. Гибнут они и от паломничества туристов и экскурсантов, когда трудно сохранить культурное сокровище в первозданном виде. Ведь, скажем, Эрмитаж в Санкт-Петербурге при закладке не был рассчитан на посещение его миллионами людей в год, а в Ново-Афонской пещере из-за обилия туристов изменился внутренний микроклимат, что тоже угрожает ее дальнейшему существованию.

Науку в целом можно рассматривать с трех точек зрения:

  • как особую систему знаний;
  • как систему специфических организаций и учреждений с работающими в них людьми (например, отраслевые научно-исследовательские институты, Академия наук, вузы), вырабатывающими, хранящими и распространяющими эти знания;
  • как особый вид деятельности — систему научных исследований, опытно-конструкторские изыскания.

Особенность научных знаний заключается в глубоком проникновении в суть явлений, в их теоретическом характере. Научное знание начинается тогда, когда за совокупностью фактов осознается закономерность — общая и необходимая связь между ними, что позволяет объяснить, почему данное явление протекает так, а не иначе, предсказать дальнейшее его развитие. Со временем некоторые научные познания переходят в область практики. Непосредственные цели науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности, т. е. в широком смысле ее теоретическое отражение. Язык науки существенно отличается от языка других форм культуры, искусства большей четкостью и строгостью. Наука — это мышление в понятиях, а искусство — в художественных образах. На разных этапах развития общества научные знания выполняли различные функции: познавательно-объяснительная, мировоззренческая, прогностическая.

Со временем промышленники и ученые увидели в науке мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства. Осознание этого факта резко изменило отношение к науке и явилось существенной предпосылкой ее решающего поворота в сторону практики. С революционизирующим влиянием науки на сферу материального производства вы уже познакомились. Сегодня у науки все более отчетливо обнаруживается еще одна функция — она начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления им. Наиболее ярко данная функция проявляется в ситуациях, когда методы науки и ее данные используются для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития, например, таких, как программа экономической и политической интеграции стран — членов ЕЭС.

В науке, как и в любой области человеческой жизнедеятельности, взаимоотношения между теми, кто в ней занят, и действия каждого из них подчиняются определенной системе этических (нравственных) норм, определяющих, что допустимо, что поощряется, а что считается непозволительным и неприемлемым для ученого в различных ситуациях. Эти нормы можно разделить на три группы. К первой относятся общечеловеческие требования и запреты, такие, как «не укради», «не лги», приспособленные, разумеется, к особенностям научной деятельности.

Ко второй группе относятся этические нормы, которые служат для утверждения и защиты специфических, характерных именно для науки ценностей. Примером таких норм является бескорыстный поиск и отстаивание истины. Широко известно изречение Аристотеля «Платон мне друг, но истина дороже», смысл которого заключается в том, что в стремлении к истине ученый не должен считаться ни со своими симпатиями и антипатиями, ни с какими бы то ни было иными ненаучными соображениями.

К третьей группе относятся нравственные правила, которые касаются взаимоотношения науки и ученого с обществом. Этот круг этических норм часто обозначают как проблему свободы научного поиска и социальной ответственности ученого.

Проблема социальной ответственности ученого имеет глубокие исторические корни. Среди областей научного знания специфическое место занимают генная инженерия, биотехнология, биомедицинские и генетические исследования человека. Неоспоримые достижения этих наук сочетаются с растущей для человечества опасностью непродуманного или злонамеренного использования их методов и открытий, способных привести к появлению так называемых организмов-мутантов с совершенно новыми наследственными признаками, ранее не встречавшимися на Земле и не обусловленными эволюцией человека.

Развитие генной инженерии и близких к ней областей знания потребовало иначе осмыслить связь свободы и ответственности в деятельности ученых. На протяжении веков многим из них не только словом, но и делом приходилось утверждать и отстаивать принципы свободного научного поиска перед лицом невежества, фанатизма, суеверий. Сегодня идея неограниченной свободы исследований, которая была, безусловно, прогрессивной прежде, уже не может приниматься безоговорочно, без учета социальной ответственности. Ведь есть ответственная свобода и есть принципиально отличная от нее свободная безответственность, чреватая при современных и будущих возможностях науки весьма тяжелыми последствиями для человека и человечества.

Основные компоненты мировоззрения:

  • познавательный – включает в себя знания, научное познание, стили мышления сообщества, народа;
  • ценностно-нормативный – идеалы, убеждения, верования, нормы;
  • эмоционально-волевой – социально-психологические установки индивида и общества, превращение в личные взгляды, убеждения, ценности, знания, нормы сообщества, народа;
  • практическая – актуализация обобщенных знаний, ценностей, идеалов и норм, готовность человека к определенному типу поведения.

«Всякое переустройство общества всегда связано с переустройством школы. Требуются новые люди, силы — их должна подготовить школа. Где общественная жизнь приняла определенную форму, там и школа соответственно установилась и вполне отвечает настроениям общества». Написанные во второй половине XIX в., эти слова актуальны и поныне.

На протяжении всей жизни человека идет процесс его социализации — усвоения им социального опыта прошлых и современных ему поколений. Этот процесс осуществляется двумя путями: в ходе стихийного влияния на человека обстоятельств жизни и в результате целенаправленного воздействия на него со стороны общества, в процессе воспитания и прежде всего через ту систему образования, которая сложилась в обществе и отвечает его потребностям. Но общество неоднородно: каждый класс, социальная группа, нация имеют свое представление о содержании образования.

Основные направления реформирования образования:

  • демократизация: расширение прав и свобод образовательных учреждений, открытость обсуждения и принятия решений;
  • гуманитаризация: повышение роли гуманитарных знаний в подготовке специалистов, увеличение количества специалистов в области гуманитарных наук;
  • гуманизация: внимание общества к личности, ее психологии, интересам и запросам;
  • компьтеризация: использование новых современных технологий обучения;
  • интернационализация: создание единой системы образования на национальном и мировом уровнях.

В современном мире существует огромное количество разнообразных типов школ и других учебных заведений: квакерские школы в Англии, дающие религиозно-пацифистское образование, общеобразовательные школы и профессионально-технические учебные заведения в странах СНГ, духовные семинарии во всех христианских странах, медресе в мусульманских государствах Востока, университеты, колледжи, технические школы. Но в этом чрезвычайно пестром многообразии систем и видов образования можно проследить общие направления его развития в современном мире.

Религия — это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы. Вера, по словам Евангелия,— есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом. Она чужда всякой логике, и поэтому ей не страшны обоснования атеистами того, что Бога нет, и не нужны логические подтверждения того, что Он есть. Апостол Павел говорил: «Чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией». Особенности религиозной веры. Первым ее элементом является вера в само существование Бога как творца всего существующего, управителя всеми делами, поступками, помысла людей. Согласно современным религиозным учениям, человек наделен Богом свободой воли, обладает свободой выбора и в силу этого сам отвечает за свои поступки и за будущее своей души.

Ступени развития религии:

  • естественная религия: находит своих богов в природных условиях;
  • религия закона: представление о всемогущем Боге-господине, повиновение божественным заповедям;
  • религия искупления: вера в милосердную любовь и милость Бога, освобождение от грехов.

Структура религии:

  • религиозное сознание;
  • религиозная вера;
  • религиозные представления;
  • религиозная деятельность;
  • религиозные общины, конфессии, церкви.

Религиозное сознание:

  • религиозная психология, которая включает в себя: чувства и настроения, привычки и традиции, религиозные представления;
  • религиозные представления, которые включают в себя: теологию(теория Бога), космологию (теория мира), антропологию (теория человека).

Антропологические основания религии:

  • онтологические (онтология – философское учение о бытии) – это отношение смертного человека к вечности, вера в личное бессмертие, предположение о посмертном существовании души;
  • гносеологические (гносеология теория познания) – это познавательное отношение человека к Бесконечности, противоречие между абстрактной возможностью познать мир как целое и реальной невозможностью такого познания, только религия объясняет мир как целое от его начала до «конца времени» религиозное мировоззрение является целостным мировоззрением;
  • социологические – это отношение к реальным условиям человеческой жизни в прошедшем, настоящем и будущем, желание человека справедливо организованного мира;
  • психологические – это чувство страха, одиночества, неуверенности, стремление быть суверенным, самодостаточным, быть понятым, причастным к миру других людей, утвердить себя, найти второе «я», разрешение проблемы понимания в сфере религиозного сознания, надежда на Бога.

Функции религии:

  • мировоззренческая – это религиозное миропонимание, объяснение мира, природы, человека, смысла его существования, миросозерцания;
  • компенсатеорская – это социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, страдании, людская разобщенность заменяется братством в общине, бессилие человека компенсируется всесилием Бога;
  • регулятивная – это регулятор поведения людей, упорядочивает мысли, устремления и действия человека, групп, общин с помощью определенных ценностей, идей, установок, традиций;
  • культурнотранслирующая – это приобщение человека к культурным ценностям и традициям религиозной культуры, развитие письменности, книгопечатания, искусства, передача накопленного наследия от поколения к поколению.

Идея существования Бога — центральный момент религиозной веры, однако не исчерпывает ее. Так, религиозная вера включает в себя: нормы морали, нормы нравственности, которые объявлены происходящими от божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается; определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или происшедшими непосредственно в результате божественного откровения, или как результат вдохновленной Богом деятельности законодателей, как правило, царей и иных правителей; веру в боговдохновленность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц, объявленных святыми, угодниками, блаженными и т. п.; так, в католицизме принято считать, что глава католической церкви — папа римский — является наместником (представителем) Бога на земле; веру в спасительную силу для души человека тех ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, обрезание плоти, молитва, пост, богослужение и т. п.); веру в богонаправленность деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной веры.

В мире существует многообразие верований, сект, церковных организаций. Это и различные формы политеизма (многобожия), традиции которых идут от первобытных религий (веры в духов, поклонения растениям, животным, душам умерших). С ними соседствуют разные формы монотеизма (единобожия). Здесь и национальные религии — конфуцианство (Китай), иудаизм (Израиль) и т. д., и мировые религии, сформировавшиеся в эпоху возникновения империй и нашедшие себе приверженцев среди народов, говорящих на разных языках,— буддизм, христианство, ислам. Именно мировые религии оказывают наибольшее влияние на развитие современных цивилизаций.

Буддизм — самая ранняя по времени появления мировая религия. Наиболее широкое распространение она получила в Азии. Центральную область буддийского учения составляет нравственность, нормы поведения человека. Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения, прийти к совершенству. Элементарные, обязательные для всех заповеди сводятся к пяти: не убивать ни одного живого существа, не брать чужой собственности, не касаться чужой жены, не говорить неправду, не пить вина. Но для тех, кто стремится достичь совершенства, эти пять заповедей-запретов развиваются в целую систему гораздо более строгих предписаний. Запрещение убийства доводится до того, что не допускается умерщвление даже едва заметных для глаза насекомых. Запрет брать чужую собственность заменяется требованием отказа от всякой собственности вообще. Одна из важнейших заповедей буддизма — любовь и милосердие ко всем живым существам. Причем буддизм предписывает не делать различий между ними и относиться равно благожелательно и сочувственно к добрым и злым, к людям и животным. Последователь Будды не должен платить злом за зло, ибо в противном случае не только не уничтожаются, а, наоборот, возрастают вражда и страдание. Нельзя даже защищать других от насилия и наказывать за убийство. Последователь Будды должен спокойно, терпеливо относиться к злу, уклоняясь лишь от участия в нем.

Христианство — вторая по времени возникновения мировая религия. Ныне это самая распространенная на Земле религия, насчитывающая свыше 1024 млн. приверженцев в Европе и Америке. Нравственные правила христианства изложены в заповедях Моисея: «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй», «почитай мать и отца твоих», «не делай себе кумира», «не произноси имени господа Бога всуе»…Центральными в христианстве являются идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид безгранична. «Любите врагов ваших,— учит Иисус.— Благословляйте проклинающих вас, благодарите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас».

Ислам (мусульманство) — самая поздняя по времени возникновения мировая религия. На Земле насчитывается около миллиарда ее приверженцев. Наибольшее распространение ислам получил в Северной Африке, Юго-Западной и Южной Азии. «Ислам» в переводе на русский язык означает «покорность». Человек, по Корану, существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. Требуя от верующих покорности Аллаху, ислам предписывает такую же покорность и земным властям. Характерной особенностью мусульманской религии является то, что она энергично вмешивается во все сферы жизни людей. Личная, семейная, общественная жизнь верующих мусульман, политика, правовые отношения, суд — все должно подчиняться религиозным законам.

В связи с этим сегодня все чаще говорят о процессах «исламизации», под которой подразумевают, во-первых, содержание политических программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманского мира (в Пакистане, Иране, Ливии). Хотя воплощение их может быть разным, тем не менее все они объявляют своей целью построение «исламского общества», в котором экономическая, социальная и политическая жизнь будет определяться нормами ислама.

Во-вторых, «исламизацией» называют продолжающееся распространение этой сравнительно молодой религии в ряде районов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока. Процесс «исламизации» очень противоречив. С одной стороны, он отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой — реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые беды.

Воздействие религии на личность противоречиво: с одной стороны, она призывает человека к соблюдению высоких нравственных норм, приобщает к культуре, а с другой — проповедует (по крайней мере это делают многие религиозные общины) покорность и смирение, отказ от активных действий даже тогда, когда они имеют целью благо людей. В отдельных случаях (как в ситуации с сикхами) она способствует агрессивности верующих, их разъединению и даже противоборству. Если мы не можем дать общую формулу, позволяющую нам оценить, прогрессивной или реакционной является та или иная позиция по отношению к религиозной вере, то некоторые общие положения, касающиеся взаимоотношений между верующими, между верующими и атеистами, все же имеются.

Они существуют как нравственные, юридические (правовые) отношения. Прежде в уважении к другому человеку, к другим людям, даже если они верят в другого Бога (или богов), по-иному верят в того же Бога, если не верят в Бога, не отправляют религиозные обряды вообще. Верить или не верить в Бога, отправлять религиозные обряды или нет — частное дело каждого человека. И ни один государственный орган, ни одно государственное учреждение, ни одна общественная организация не вправе привлечь кого-либо к ответственности — уголовной или гражданской — за его веру или неверие. Это не означает, что государство и общество равнодушны к любой религиозной деятельности.

Есть религии, которые требуют человеческих жертвоприношений, обряды которых физически и духовно уродуют людей, возбуждают толпы и направляют их на погромы, убийства, бесчинства. Разумеется, государство, закон, общественное мнение против этого. Но ведь это не сама религия, не сама вера, а деятельность вредоносная и противоправная. И борьба государства с этой деятельностью отнюдь не означает нарушения им принципа свободы совести.

Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, обладает, как правило, важным личностным качеством: он приобретает духовность как стремление к высоте своих идеалов и помыслов, определяющих направленность всей деятельности. Духовность включает в себя душевность, дружелюбие в отношениях между людьми. Некоторые исследователи характеризуют духовность как нравственно сориентированные волю и разум человека.

Отмечается, что духовное — это характеристика и практики, а не только сознания. Человек, у которого духовная жизнь мало развита, бездуховен. В основе духовной жизни — сознание. Некоторое представление о нем вы уже имеете. Напомним: сознание — эта такая форма психической деятельности и духовной жизни, благодаря которой человек осмысливает, понимает окружающий его мир и свое собственное место в этом мире, формирует свое отношение к миру, определяет свою деятельность в нем. История человеческой культуры — это история человеческого разума.

Исторический опыт поколений воплощен в созданных культурных ценностях. При общении человека с ценностями прошлого культура человеческого рода как бы переливается в духовный мир личности, способствуя ее интеллектуальному и нравственному развитию. К духовной жизни, к жизни человеческой мысли относят, как правило, знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна также без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь.

Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек — необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества. Свободно и непринужденно чувствует себя в современной культуре тот, кто с малых лет учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общежития. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию культурных ценностей и развитию собственных способностей. Способность к саморазвитию и самосовершенствованию — принципиальное отличие человека от всех других живых существ.

Этический (обычай, нравственный характер) – значит поступать всегда в соответствии с нравственным законом, который должен быть основой поведения всех.

Религиозный (благочестие, набожность) – в жизни доминирует вера, а не разум, самоотверженное служение Богу, выполнение божественных заповедей. Принять волю Отца Небесного и строить свою жизнь в соответствии с ней.

Гуманистический (человечность) – это стремление к совершенствованию, самовыражению, самоутверждение личности, гармоническое развитие свойственных человеку ценностных способностей, чувства и разума, развитие человеческой культуры и нравственности.

Критерии духовной культуры личности.

  • Активное творческое отношение к жизни.
  • Готовность к самоотдаче и саморазвитию.
  • Постоянное обогащение своего духовного мира.
  • Избирательное отношение к источникам информации.
  • Система ценностных ориентаций.

Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой даже в исключительно противоречивых условиях человек может лишь в том случае, если он сформировался как личность. Быть личностью — значит иметь способность ориентироваться в многообразии знаний и ситуаций и нести ответственность за свой выбор, уметь противостоять многим отрицательным воздействиям. Чем сложнее мир и богаче палитра вариантов жизненных устремлений, тем актуальнее проблема свободы выбора собственной жизненной позиции. Взаимоотношения человека и окружающей его культуры в процессе развития цивилизации постоянно менялись, но сохранялось главное — взаимозависимость общечеловеческой, национальной культуры и культуры отдельной личности. Ведь человек выступает как носитель общей культуры человечества, и как ее творец, и как ее критик, а общечеловеческая культура — как непременное условие становления и развития духовной культуры личности.

В процессе познания формируется и такое качество внутреннего мира человека, как интеллект. Слово это латинского происхождения, означает познание, понимание, рассудок. Но это такая способность человека, которая отличается от его чувств (эмоций), воли, воображения и ряда других. Интеллект прежде всего наиболее близок понятию «ум» — способности человека понять что-либо, найти смысл каких-либо вещей, явлений, процессов, их причины, сущность, место в окружающем мире. Интеллектуальный потенциал человека связан с той культурой, на которой он строит свою деятельность, которой овладел и которая проникла в его внутренний мир. Интеллект — это способность человека получить новую информацию на основе той, которая у него имелась на том или ином этапе процесса познания, путем рассуждений, выводов, доказательств.

Духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции — субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя и радости, любви и ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной «цвет», выражают отношение человека к ним. Духовный мир человека не может существовать без эмоций, человек не бесстрастный робот, перерабатывающий информацию, а личность, способная не только обладать «спокойными» чувствами, но в которой могут бушевать страсти — чувства исключительной силы, стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на реализацию определенной цели. Страсти ведут личность иногда на величайшие подвиги во имя счастья людей, а иногда и на преступления. Человек должен уметь управлять своими чувствами. Для управления как этими сторонами духовной жизни, так и всей деятельностью человека в ходе его развития вырабатывается воля. Воля — это сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий для достижения поставленной цели.

Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре, традиционно понимаемой как вместилище общечеловеческих ценностей, выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле. И в этом направлении планетарный разум делает первые, но вполне ощутимые шаги от идеи нравственной ответственности науки к идее соединения политики и нравственности.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Как стать экспертом?

Я согласна с автором данного высказывания. Люди не представляют свою жизнь без свободы, но имея ее должны следить за своими действиями, чтобы не нарушать права других.

Свобода в праве – это закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека, например свобода слова, свобода мысли, свобода действий, свобода выбора.

Общее благо – это благо для всех людей, признание и результат естественноправового равенства индивидуальных благ.

Между личной свободой и общим благом должно быть равенство. Превышая свою свободу человек нарушает общее благо, так как превышая свою свободу он занижает свободу других. Все люди равны, из права равны, их свободы равны, а значит превышение личной свободы не допустимо. Превышение общего блага недопустимо, так как свобода очень важна в жизни человека и это также является нарушением прав.

Если человек превышает свою личную свободу, то он нарушает права других. Нарушение прав других является преступлением, то есть за нарушение чужих прав человек понесет наказание, прописанное в законе.

Закон – нормативный правовой акт, который принимается представительным органом государственной власти, регулирует определенные общественные отношения и обеспечивает возможностью применения мер государственного принуждения.

Все законы, подзаконны и статьи прописаны в конституции. Конституция РФ – основной закон государства, особый нормативный правовой акт, имеющий высшую юридическую силу.

Общее благо также не должно превышать личную свободу. В ряде тоталитарных и авторитарных стран государство ведет тотальный контроль над обществом и личной жизнью своих граждан. Это нарушает права и свободу этих людей. Одно и самых страшных преступлений, которое может совершить гражданин КНДР – покинуть страну. Попытка узнать как живут люди в других странах карается казнью.

Я считаю, что это совершенно неприемлемо. Люди не выбирает где им родиться, а если бы выбирали, вряд ли бы выбрали страну где нарушают их ущемляют, а права и свободу нарушают и даже игнорируют. Свобода должна быть у каждого кто готов нести за нее ответственность. Баланс между личной свободой и общим благом и есть право.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id66090

Обновлено: 2019-10-25

Опубликовал(а): Глухих Ева

Нравственнаясвобода выбора—умение грамотно и творчески применятьзнание нравственных норм и принциповк конкретным ситуациям на практике,превращая простые нормы нравственностив собственные мировоззренческиеубеждения. Наиболее сложной являетсяпроблема осуществления нравственноговыбора сотрудником правоохранительныхорганов в условиях нетипичной, тем болееэкстремальной конкретной ситуации. Иодна из главных трудностей в этом вопросесвязана с конфликтом нравственных нормс интересами общества и личности, атакже между самими нормами, что вынуждаетличность самостоятельно выбирать, какойиз нравственных норм отдать предпочтениеили же, наоборот, перейти к антинормам.Очевидно, что переход к антинормеосуществляется в нестандартных ситуациях,когда в интересах общества при пресечениипротивоправных деяний сотрудникуправоохранительных органов приходитсяпринимать решения, оперируя такиминормами нравственности, как нормы-меры,которые исходят из конкретных реальныхвозможностей социальной жизнедеятельностии показывает нижнюю границу, перейдякоторую деяние, какой бы целесообразностьюоно ни оправдывалось, становитсябезнравственным. Именно поэтомунравственная свобода выбора сотрудникадолжна быть профессиональным качеством,позволяющим осуществлять свою деятельностьтак, чтобы профессиональная деятельностьсочеталась с гуманистическими ценностямии в то же время не была бы и ущемлена врезультате ложно, абстрактно понимаемыхнравственных ценностей и норм.

Соотношение императивности и нравственной свободы выбора Хз как высрать

Понятие, признаки и виды социальных норм. Их иерархия

Социальныенормы — это правила поведения, регулирующиевзаимоотношения людей и их объединений.

Социальныенормы — правила поведения общегохарактера, которые складываются вотношениях между людьми в обществе всвязи с проявлением их воли (интереса),и обеспечиваются разными способамисоциального влияния.

Сущностьюсоциальных норм являются не простоправила, ибо правила существуют и внесоциальных образованиях, таких,например, как математика, грамматика,техника и другие (технические нормы), оправила отчётливо выраженного социальногохарактера.

Признакисоциальных норм:

1.Правила (масштабы, образцы, модели)поведения регулятивного характера —социально-волевые нормы, историческисложившиеся или целенаправленноустановленные. Они направляют поведениелюдей в соответствии с заложенной внорме идеальной моделью общественныхотношений, вносят одинаковость врегулирование общественных отношенийи формируют непрерывно действующиймеханизм типичных масштабов поведения;

2.Правила поведения общего характера,т.е. не имеющие конкретного адресата.Они рассчитаны на то, чтобы направлятьповедение людей в рамках отношенийданного вида; вступают в действие каждыйраз, когда возникают соответствующиеобщественные отношения;

3.Правила поведения предписывающегохарактера — общеобязательные. Ониустанавливают запреты, дают эталоныповедения;

4.Правила поведения, которые обеспечиваютсяопределенными средствами воздействияна поведение людей (привычкой, внутреннимубеждением, общественным влиянием,государственным принуждением).

Основныевиды социальных норм:

1.Нормы права — это общеобязательные,формально-определенные правила поведения,которые установлены или санкционированы,а также охраняются государством.

2.Нормы морали (нравственности) — правилаповедения, которые сложившись в обществе,выражают представления людей о добреи зле, справедливости и несправедливости,долге, чести, достоинстве. Действие этихнорм обеспечивается внутреннимубеждением, общественным мнением, мерамиобщественного воздействия.

3.Нормы обычаев — это правила поведения,которые, сложившись в обществе врезультате их многократного повторения,исполняются в силу привычки.

4.Нормы общественных организаций(корпоративные нормы) — это правилаповедения, которые самостоятельноустановлены общественными организациями,закреплены в их уставах (положениях ит. п.), действуют в их пределах и ими жеохраняются от нарушений посредствомопределенных мер общественноговоздействия.

Кромеуказанных, среди социальных нормразличают: религиозные нормы; политическиенормы; эстетические нормы; организационныенормы; нормы культуры

Тема: «Человек»

Часть1 . Задания уровня А.

A1. Индивидуальность – это

1)специфические черты, присущие человеку как биологическому

организму

2)темперамент человека, его характер

3)неповторимое своеобразие как природного, так и

общественного в человеке

4)совокупность человеческих потребностей и способностей

A2. Признаком, отличающим человека от животного, является

1)проявление активности

2)целеполагание

3)приспособление к среде обитания

4)взаимодействие с окружающим миром

A3. Верны ли следующие суждения о жизни человека в обществе?

А. В человеке самой природой заложено умение жить в

обществе.

Б. Личность может формироваться только в человеческом

обществе.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

A4. Результаты производственной, общественной и духовной

деятельности человека и общества в совокупности можно

назвать

1)культурой

2)экономикой

3)мировоззрением

4)историей

A5. Деятельность человека и поведение животного характеризуются

1)выдвижением целей

2)механизмом самоконтроля

3)осознанным выбором средств

4)удовлетворением потребностей

A6. Труд в отличие от общения

1)является потребностью человека

2)может доставлять человеку удовольствие

3)непосредственно преобразует предметы окружающей среды

4)предполагает наличие цели

A7. Верны ли следующие суждения о свободе человека?

А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.

Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных

связей и взаимодействий.

1)Верно только А.

2)Верно только Б.

3)Верны оба суждения.

4)Оба суждения неверны.

A8. К потребностям человека, обусловленным его биологической

природой, относятся потребности в

1)самосохранении

2)самореализации

3)самопознании

4)самообразовании

A9. Качества личности проявляются в

1)чертах человека как биологического организма

2)наследственной предрасположенности

3)особенностях темперамента
4)социально-преобразующей деятельности

A10. Верны ли следующие суждения о проявлении индивидуального и

общественного в человеке?

А.Индивидуальное и общественное в человеке – результат

биологической эволюции.

Б.Индивидуальное и общественное развитие человека никак не

связаны друг с другом.

1)верно только А

2)верно только Б

3)верны оба суждения

4)оба суждения неверны

А11. И человек, и животные способны

1)использовать предметы природы

2)изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда

3)передавать трудовые навыки последующим поколениям

4)осознавать собственные потребности

А12. У таких видов человеческой деятельности, как общение и

игра, общим является то, что они

1)допускают использование определённых правил или норм

2)предполагают обязательное наличие партнёра

3)носят условный характер

4)предписывают обязательное соблюдение ритуалов

А13. Кто является автором теории происхождения человека из животного мира,

постепенной эволюции от человекообразной обезьяны к собственно человеку?

  1. И.И. Мечников
  2. И.П. Павлов
  3. Ч. Дарвин
  4. Ж. Кювье

А14. Какая из перечисленных особенностей свойственна человеку и отсутствует у

животного?

  1. обменные процессы
  2. творческая активность
  3. работа органов чувств
  4. потребность в пище

15. В познавательной деятельности в отличие от трудовой:

  1. средства должны соответствовать целям
  2. цель состоит в получении достоверного знания
  3. субъектом выступает отдельная личность
  4. результатом является новый продукт

А16. Личность формируется под воздействием:

  1. биологической программы
  2. природной среды
  3. социализации

А17. Ученик для учителя является:

  1. объектом деятельности
  2. конкурентом
  3. субъектом деятельности
  4. коллегой

А18. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Главным в характеристике личности является участие человека в общественных отношениях и созидательной деятельности.

Б. Новорожденный человек является личностью.

1) верно А

  1. верно Б
  2. верно А и Б
  3. оба суждения неверны

А19. К агентам вторичной социализации не относятся:

  1. радиожурналист
  2. двоюродный брат
  3. преподаватель вуза
  4. руководитель предприятия?

А20. Верны ли суждения?

Официальные межличностные отношения:

А. Строятся в зависимости от индивидуальных особенностей личности.

Б. Стандартизированы и обезличены.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

А21. Закончите утверждение: Человек — существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека

  1. вместе с другими людьми организовываться в сплоченные группы для отстаивания своих интересов;
  1. давать отпор любым агрессивным выпадам против него;
  2. приспосабливаться к условиям окружающей среды, не всегда для него благоприятной;
  3. к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)

А22. К экзистенциальным относятся потребности в:

  1. комфорте
  2. общении
  3. познании
  4. самоуважении

А23. Верны ли следующие суждения о самосознании?

А. Человек может определить, каков он, сравнивая себя с другими людьми.

Б. Человек может определить, каков он, не интересуясь мнением других людей о себе.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

А24. Верны ли следующие суждения о человеке?

А. Человек остается частью природного мира.

Б. Человек развивается в процессе социальной и культурной эволюции.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

А25. Верны ли следующие суждения о выдающихся способностях человека?

А. Гениальным человека делает природа.

Б. Умственная одаренность — качество, обусловленное биологической природой человека.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. оба суждения верны
  4. оба суждения неверны

А26. К практической деятельности относится

  1. производство материальных благ
  2. познание законов развития природы
  3. формирование религиозных представлений о мире
  4. сочинение музыки

А27. Деятельность в отличие от общения

  1. является потребностью человека
  2. может доставлять человеку удовольствие
  3. предполагает наличие цели
  4. непосредственно преобразует предметы окружающей среды

А28. Верны ли следующие утверждения о свободе личности?

А. Свобода человека предполагает ответственность человека перед обществом за свои действия и поступки.

Б. Свобода — это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. оба суждения верны
  4. оба суждения неверны

А29. Из приведенного ниже списка выберите правильный ответ.

Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально свободных черт называется:

  1. деятелем
  2. индивидом
  3. лидером
  4. личностью

А30. «Вторая природа», или «неорганическое тело», человека — это

  1. Мир социально-искусственных предметов, созданных человеком.
  2. Мир сверхъестественного, таинственного и загадочного.
  3. Сфера истинного и настоящего в отличие от повседневной, скучной и однообразной жизни.
  4. Результат преодоления или отрицания первой — естественно-биологической природы человека.

А31. Природа человека

  1. Это врожденная биопсихическая конституция, общая для всех людей.
  2. Есть не что иное, как совокупность его базовых потребностей.
  3. Представляет собой основные и неизменные качества человека.
  4. Это совокупность таких качеств, как разум, совесть, долг, дар общения.

А32. К потребностям человека, обусловленным обществом, относится потребность в

  1. трудовой деятельности
  2. сохранении рода
  3. самосохранении
  4. физической активности

А33. Отличительным признаком понятия «личность» является (-ются)

  1. членораздельная речь
  2. сознание и мышление
  3. способность брать ответственность на себя
  4. наличие физических потребностей

А34. Верны ли следующие суждения о самопознании?

А. Идеальное «Я» — это представление о том, каким хотят меня видеть окружающие.

Б. Неотъемлемой частью самопознания служит самооценка.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. оба суждения верны
  4. оба суждения неверны

А35. Основным фактором формирования личности является

  1. природная среда
  2. общение с окружающими
  3. механизм наследственности
  4. врожденные склонности

А36. Личность – это

  1. человек, живущий в обществе и обладающий системой социально значимых черт, свойств и качеств
  2. темперамент человека, его характер
  3. неповторимые психофизиологические особенности человека
  4. совокупность оригинальных человеческих способностей

А37. Верны ли следующие суждения о выделении человека из природы?

А. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него сознания

и разума.

Б. Выделение человека из природы произошло благодаря наличию у него

определённого набора инстинктов.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верно и А, и Б
  4. оба суждения неверны

А38. Понятие «индивидуальность» фиксирует:

  1. единичного представителя человеческого рода
  2. особенности темперамента человека, его характер
  3. трудовую активность человека
  4. неповторимое оригинальное своеобразие человека, подразумевая не только его внешний облик, но и совокупность социально значимых качеств.

А39. Ориентирами человеческой деятельности являются:

  1. ценности
  2. влечения
  3. потребности
  4. интересы.

А40. Верны ли следующие суждения о формировании преемственности в поведении

человека?

А. Функции врождённых инстинктов, свойственные животным, у человека

заменяются нормами (правилами).

Б. Своеобразной программой поведения человека выступает культура.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верно и А, и Б
  4. оба суждения неверны

А41. Какой признак характеризует человека как личность?

  1. активная жизненная позиция
  2. физическое и психическое здоровье
  3. принадлежность в виду homo sapiens
  4. особенности внешности

А42. «Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных

свойств». Данное утверждение является примером

  1. художественного образа
  2. мифологического знания
  3. религиозной нормы
  4. научного знания

А43. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с

другими людьми, характеризуют его как

  1. индивида
  2. индивидуальность
  3. организм
  4. личность

А44. Общее в деятельности изобретателей, писателей, художников то, что она является

  1. административной
  2. практической
  3. материальной
  4. творческой

А45. И человеку, и животному свойственны потребности в

  1. самореализации
  2. самосохранении
  3. самопознании
  4. самообразовании

А46. Человек в отличие от животного способен

  1. совершать привычные действия
  2. предварительно обдумывать своё поведение
  3. проявлять эмоции
  4. заботиться о потомстве

А47. В отличие от животного человек способен

  1. реагировать с помощью чувств
  2. вырабатывать условные рефлексы
  3. удовлетворять потребности
  4. прогнозировать результаты действий

А48. К социальным потребностям человека относится потребность

  1. дышать
  2. питаться
  3. спать
  4. общаться

А49. Научные открытия представляют собой результат деятельности

  1. материально-производственной
  2. социально-преобразовательной
  3. практической
  4. духовной

А50. Игра, учение, труд выступают в качестве

  1. критериев истины
  2. видов деятельности
  3. социальных качеств
  4. биологических потребностей

А51. Укажите один из признаков человеческой деятельности, отличающий её от

поведения животных:

  1. проявление активности
  2. целеполагание
  3. приспособление к среде обитания
  4. взаимодействие с окружающим миром

А52. Как называется процесс, в котором человек постигает сущность своего «я»?

  1. самообразование
  2. самопознание
  3. самосохранение
  4. самолюбование

А53. Результатом самопознания, в частности, является

  1. накопление знаний о человека и природе
  2. познание ценностей общества
  3. изучение социальных норм
  4. представление о своих способностях

А54. Процесс самопознания включает накопление знаний об особенностях

  1. собственной внешности
  2. различных типов темперамента
  3. моральных и правовых норм
  4. взаимодействия человека и природы

А55. Утверждение, что человек является продуктом и субъектом общественно-

исторической деятельности, является характеристикой его

  1. социальной сущности
  2. биологической природы
  3. физиологических особенностей
  4. психологических качеств

А56. Человек представляет собой единство трёх составляющих: биологической,

психологической и социальной. Социальная составляющая включает

  1. знания и умения
  2. чувства и волю
  3. физическое развитие
  4. возрастные особенности

А57. Верны ли следующие суждения о личности?

А. Личность – продукт биологической эволюции.

Б. Максимальное влияние на личность оказывает общество.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

А58. Верны ли следующие суждения о связи деятельности и общения?

А. Общение – это сторона любой совместной деятельности, поскольку

деятельность предполагает взаимодействие.

Б. Общение – это особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями,

действиями.

  1. верно только А
  2. верно только Б
  3. верны оба суждения
  4. оба суждения неверны

А59. Основой человеческого существования является

  1. потребительство
  2. деятельность
  3. любовь
  4. дружба

А60. Активность человека, имеющая нравственный или безнравственный смысл,

Называется

  1. показухой
  2. поведением
  3. самовыражение
  4. презентацией

А61. Воля – это

  1. власть над собой, управление своими действиями, сознательное регулирование своего поведения
  2. способность дать сдачи обидчику
  3. умение выступать принципиально против любой точки зрения, кроме своей
  4. способность к самой опасной и жестокой борьбе

А62. Высший нравственный смысл человеческой деятельности придаёт

  1. самоотдача
  2. материальная выгода
  3. гордость за совершённое
  4. наслаждение мастерством.

Не забудьте перенести все записанные в тексте экзаменационной работы ответы в бланк ответов № 1 (без пробелов между цифрами и буквами).

Часть 2. Задания уровня В.

В1. Завершите фразу: «Характерное для человека проявление активности, выражающееся в преобразовании внутреннего и внешнего мира, — это

Ответ: ____________________________________

В2. Какому понятию соответствует следующее определение?

«Психические свойства, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности».

Ответ: ___________________________________

ВЗ. Установите соответствие между приведенными в первом столбце определениями и приведенными во втором столбце понятиями.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ПОНЯТИЕ

1. Человек, активно осваивающий и целенаправленно преобразующий природу, общество и себя

А. Индивидуальность

2. Отдельно взятый представитель человеческого рода

Б. Индивид

3. Неповторимое своеобразие человека, набор его индивидуальных свойств

В. Личность

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: ____________________________________

В4. Восполните пробел в приведенной ниже схеме

В5. Завершите фразу: «Осознанный образ результата, на достижение которого направлена

деятельность, это «.

Ответ: _____________________________

В6. Найдите в приведенном ниже списке свойства человека, раскрывающие его социальную природу.

  1. Способность к совместной преобразовательной деятельности
  2. Стремление к самореализации
  3. Умение приспосабливаться к природным условиям
  4. Устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
  5. Потребность в воде, пище, отдыхе
  6. Способность к самосохранению

Ответ: ___________________________

В7. Установите соответствие между типами потребностей человека, данными в первом столбце, и примерами их проявлений — во втором.

ТИП ПОТРЕБНОСТИ

ПРОЯВЛЕНИЕ

1. Социальные потребности

А. Иметь хорошую семью

2. Духовные потребности

Б. Иметь добрую славу о себе

3. Материальные потребности

В. Иметь удобное жилье

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: __________________________

В8. Бригада строителей возводит жилой объект. Найдите в приведенном списке субъекты данной деятельности.

  1. Плотники
  2. Каменщики
  3. Строящийся дом
  4. Крановщики
  5. Подъемные краны
  6. Правила техники безопасности
  7. Строительные материалы

Ответ: _________________________________

В9. Установите соответствие между двумя списками, в одном из которых названы основные функции общения, а в другом они описаны.Отметьте в приведенном ниже списке отличительные характеристики человека.

ОПИСАНИЕ ФУНКЦИИ

ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ

1. Организация совместной деятельности

А. Коммуникативная

2. Обмен информацией

Б. Функция взаимодействия

3. Восприятие друг друга и установление взаимопонимания

В. Функция межличностного познания

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: __________________________

В10. Ниже приведены характеристики общения как диалога, но допущены ошибки. Исключите их из списка.

а) Равноправие партнеров

б) Активность каждого участника

в) Уважение к мнению собеседника

г) Готовность к взаимопониманию

д) Стремление во что бы то ни стало переубедить соперника

е) Высокомерие

ж) Незнание имени собеседника

Ответ: ________________________________

В11. Найдите в приведенном ниже списке черты, свойственные только творческой деятельности.

  1. Доступность для использования
  2. Уникальность
  3. Практическая значимость
  4. Воспроизводимость образца
  5. Принципиальная новизна

Ответ: _________________________________

В12. Установите соответствие между видами деятельности, данными в первом столбце, и их характеристиками, данными во втором.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1. Деятельность в воображаемой ситуации

А. Труд

2. Практическая полезность

Б. Учение

3. Нацеленность на получение знаний

В. Игра

4. Замещение реальных объектов условными

5. Преобразовательная направленность

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: _______________________________

В13. Завершите фразу:

«В основе потребностей человека лежат …»

Ответ: ________________________________________________________________

В14. Найдите в приведенном ниже списке отличительные

характеристики человека.

1)существо биологическое

2)сознательно выдвигает цели деятельности

3)живет среди себе подобных

4)обладает способностью к творчеству

5)производит орудия труда с помощью других орудий

6)обладает врожденными инстинктами самосохранения

Цифры в ответе запишите в порядке возрастания.

Ответ: __________________________.

В15. Установите соответствие между видами потребностей человека

и их конкретными примерами: к каждой позиции, данной в

первом столбце, подберите соответствующую позицию из

второго столбца.

Примеры потребностей

Виды потребностей

1) пища

А) социальные потребности

2) престижная работа

3) общение

Б) биологические потребности

4) сон и отдых

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: ______________________

В16. Установите соответствие между видами деятельности и

особенностями их проявления: к каждой позиции, данной в

первом столбце, подберите соответствующую позицию из

второго столбца.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ

ВИД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1) создание необходимых людям благ

А) игра

2) наличие воображаемой обстановки

Б) общение

3) обязательное использование языка

В) труд

4) необходимость специальной подготовки

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: ______________________

В17. Социальными характеристиками человека обусловлены его

потребности … (Обведите цифры, под которыми указаны верные

позиции)

  1. в трудовой деятельности
  2. во сне
  3. в отдыхе
  4. в созидании
  5. в пище
  6. в социальной активности
  7. в воздухе
  8. в воде
  9. в общении с другими людьми

Обведённые цифры запишите в порядке возрастания.

Ответ: ___________________

В18. Назовите понятие, соответствующее определению.

_________ — это человек как носитель сознания, наделённый

рядом важных социальных свойств: способностью обучаться,

трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни

общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные

чувства и т.д.

Ответ: __________________

В19. Назовите понятие, соответствующее определению.

_________ — это самые простые заученные движения,

выполнение которых не требует специальных усилий, например,

бытовые действия: застёгивание пуговиц, причёсывание,

шитьё, действия ножом и вилкой за едой и т.д.

Ответ: ___________________

В20. Назовите понятие, соответствующее определению.

Самостоятельное использование целых систем освоенных

человеком навыков, сознательная группировка их в

определённой последовательности, оценка результатов

действий, способы действий — _______.

Ответ: ____________________

В21. Вставьте слова вместо пропусков.

Науки антропология, анатомия, физиология, биохимия и т.д.

изучают человека как ____________ (1) организм. Человек как

______________ (2), как субъект _______________ (3) жизни –

предмет изучения психологии, философии, социологии, этики,

педагогики, правоведения и других наук.

Ответ: 1 _________________, 2 ________________, 3 ______________

В22. Назовите понятие, соответствующее определению.

Сочетание способностей, которое обеспечивает возможность

творческого выполнения какой-либо деятельности, называется

_______________ к данной деятельности.

Ответ: __________________

В23. Вставьте слова вместо пропусков.

Как вы думаете, что Л.Н. Толстой считал проявлениями страха

перед своей совестью?

  1. пьянство
  2. курение
  3. болтливость

Ответ: ______________

В24. Назовите понятие, соответствующее определению.

_________ — это акт нравственной деятельности,

нравственного поиска, который выражается в сознательном

предпочтении определённой системы жизненных ценностей,

линии поведения.

Ответ: ______________

В25. «Зачем я живу? Какова цель моего существования? Как я

должен жить, чтобы моё существование наполнилось достойным

содержанием?» Задавая себе эти вопросы, человек имеет в

виду ______________.

Ответ: _______________

В26. Немецкий психолог и педагог Э.Шпрангер (1882-1963)

предложил типологию личности, включающую следующие типы:

религиозный, эстетический, политический, социальный,

теоретический, экономический.

Установите соответствие характеристик и типов личностей,

подставив в таблицу к цифре из левой колонки букву из

правой.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИП ЛИЧНОСТИ

1)воплощает стремление к господству, к распределению социальных ролей, навязывает своё нормативное поле общения

А) религиозный

2)тяготеет к общению в неролевой ситуации; в общении самовыражается. Ярко индивидуалистичен

Б) эстетический

3)главное – общение с Абсолютом (Богом). Это общение становится ролью-призванием. Всё остальное приобретает второстепенное значение

В) политический

4)для него общение – форма самоотдачи. Основная форма жизни – любовь. Вживаясь в объект любви, может принять любую форму жизнедеятельности

Г) экономический

5)основа поведения – прагматическая ориентация. В общении стремится прежде всего к достижению пользы

Д) теоретический

6)отличает всепоглощающая страсть к познанию. Не столько общается, сколько исследует объекты общения

Е) социальный

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: ___________________

В27. Установите соответствие между науками, в той или иной мере,

в том или ином аспекте изучающими человека, и их кратким

описанием.

НАУКА

КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

1) анатомия

А) наука о строении организмов

2) педагогика

Б) наука ос наиболее общих законах развития природы, общества и сознания

3) философия

В) наука о функциях, отправлениях организма

4) социология

Г) наука о биологической природе человека

5) физиология

Д) наука, изучающая процессы и закономерности психической деятельности

6) антропология

Е) наука, изучающая входящие в состав организмов химические вещества

7) психология

Ж) наука об обществе, отношениях людей и групп в нём

8) биохимия

З) наука о воспитании и обучении

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: __________________

В28. Установите соответствие между некоторыми способностями и их проявлениями (результатами).

СПОСОБНОСТИ

ИХ ПРОЯВЛЕНИЯ (РЕЗУЛЬТАТЫ)

1) организаторские

А) успешная организация учебной деятельности

2) художественные

Б) изобретение устройства для подъёма больших грузов

3) технические

В) сплочение коллектива сотрудников фирмы, эффективно выполняющего производственную программу

4) педагогические

Г) создание популярной музыки

Запишите в таблицу выбранные буквы, а затем получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов (без пробелов и других символов).

Ответ: _________________

В29. Какие существуют две основные оценочные точки зрения на

человека:

  1. оптимистическая
  2. синтетическая
  3. экономическая
  4. политическая
  5. пессимистическая
  6. художественная

Ответ: __________________

В30. Какие две основные стороны составляют сущность человека:

  1. классовая
  2. биологическая (природная)
  3. космическая
  4. социальная
  5. экономическая
  6. мистическая

Ответ: ___________________

В31. Отметьте, какие понятия входят как составные части в

продуктивную человеческую деятельность:

  1. неизменность
  2. бессознательные движения
  3. активность
  4. взаимодействие
  5. бесцельность
  6. следование инстинкту
  7. сознательное изменение
  8. целенаправленность
  9. реализация себя.

Ответ: ________________

В32. Выделите основные виды деятельности по содержанию:

  1. боевая
  2. трудовая
  3. игровая
  4. учебная
  5. медицинская
  6. коммерческая

Ответ: _________________

Часть 3. Задания уровня С.

С1. Назовите не менее трех особенностей человеческого организма, которые составляют биологическую основу деятельности человека как существа социального.

С2. Человеческий ребенок в момент рождения, по меткому выражению А. Пьерона, не человек, а только «кандидат в человека». Объясните, что имел в виду А. Пьерон, называя ребенка «кандидатом в человека»? Сформулируйте три суждения.

СЗ. Известно, что поведение животного в своих главных чертах генетически запрограммировано. Многие же инстинкты человека в результате общественной истории оказались расшатаны и стерты. По выражению А. Пьерона, «человечество освободилось от деспотизма наследственности». В чем проявляется свобода человека от «деспотизма ответственности»? Сформулируйте не менее трех утверждений.

С4. Постройте логическую цепочку, основанную на высказывании русского публициста и критика В.Г. Белинского: «Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни».

Объясните, какую роль в жизни человека играют интересы, цели, деятельность? Какова связь между ними?

С5. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

Мне кажется, те, кого приводит в ужас развитие техники, не замечают разницы между средством и целью. … машина не цель. Самолет — не цель, он всего лишь орудие. Такое же орудие, как и плуг. … Упиваясь своими успехами, мы служили прогрессу — прокладывали железные дороги, строили заводы, бурили нефтяные скважины. И как-то забыли, что все это для того и создавалось, чтобы служить людям.

Даже машина, становясь совершеннее, делает свое дело все скромней и незаметней. Кажется, будто все труды человека — создателя машин, все его расчеты, все бессонные ночи над чертежами только и проявляются во внешней простоте; словно нужен был опыт многих поколений, чтобы все стройней и чеканней становились колонна, киль корабля или фюзеляж самолета, пока не обрели наконец первозданную чистоту и плавность линий… Кажется, будто работа инженеров, чертежников, конструкторов к тому и сводится, чтобы шлифовать и сглаживать, чтобы облегчить и упростить механизм крепления, уравновесить крыло, сделать его незаметным — уже не крыло, прикрепленное к фюзеляжу, но некое совершенство форм, естественно развившееся из почки, таинственно слитное и гармоническое единство, которое сродни прекрасному стихотворению. Как видно, совершенство достигается не тогда, когда уже нечего прибавить, но когда уже ничего нельзя отнять. Машина на пределе своего развития — уже не машина. Итак, по изобретению, доведенному до совершенства, не видно, как оно создавалось. У простейших орудий труда мало-помалу стирались видимые признаки механизма, и в руках у нас оказывался предмет, будто созданный самой природой, словно галька, обточенная морем; тем же примечательна и машина — пользуясь ею, постепенно о ней забываешь.

А. де Сент-Экзюпери. Планета людей

  1. Найдите в тексте любые три примера преобразовательной деятельности людей.
  2. Укажите и проиллюстрируйте с помощью данного текста любые две
    отличительные черты деятельности человека.
  3. Можно ли запечатленный в документе процесс труда людей по созданию машин считать творческим? Аргументируйте свой ответ с помощью текста. Дайте определение творческой деятельности.
  4. Что является конечной целью преобразовательной деятельности чело
    века, по мнению автора и по вашему мнению? Оба ответа обоснуйте.

С6. Конфликт между убеждениями и непосредственными интересами подстерегает человека на каждом шагу: убеждение в том, что нужно говорить правду, и нежелание обидеть человека; убеждение в том, что нужно прийти на помощь человеку, который подвергся нападению, и опасение, что, оказывая помощь, можешь пострадать сам…

Продолжите этот перечень. О каких типах конфликтов в данном случае идет речь? Те ли это конфликты, которых следует избегать? В чем вы видите проявление сознательного и бессознательного в данном примере?

С7. Отто фон Бисмарк писал: «Свобода — это роскошь, которую не каждый может себе позволить».

Согласны ли вы с автором? Почему?

Как соотносятся свобода и необходимость? Ответ подтвердите примерами.

С8. Выберите одно из предложенных ниже высказываний. В бланке

ответов № 2 запишите полный номер выбранного вами задания,

перепишите содержание высказывания, а затем дайте

развернутый ответ.

Изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу

поднятой проблемы. В ответе следует использовать

соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь

на факты общественной жизни и собственный жизненный опыт,

привести необходимые аргументы в обоснование своей позиции.

1) «Человек вне общества — или бог, или зверь». (Аристотель)

2) «Если у человека есть «зачем» жить, он может выдержать любое

«как». (Ф.Ницше)

3) «Человек есть принципиальная новизна в природе». (Н.Бердяев)

4) «Человек – не вещь, а живое существо, которое

можно понять только в длительном процессе его развития. В

любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может

стать, и чем он, возможно, еще и станет» (Э. Фромм)

ОТВЕТЫ

Уровень А

№ задания

ответ

Часть 2. Уровень В

№ задания

ответ

деятельность

творчество

В;Б;А

потребности

цель

1,2,4

1-А;2-Б;3-В

1,2,4

Б;А;В

д),е)

2,5

В;А;Б;В;А

мотивы

2,4,5

БААБ

ВАБВ

1,4,6,9

личность

навыки

умения

1)биологический, 2)личность, 3)общественной

Талантом

1,2

нравственный выбор

смысл жизни

В;Б;А;Е;Г;Д

А;З;Б;Ж;В;Г;Д;Е

В;Г;Б;А

1,5

2,4

3,4,7,8,9

2,3,4

Часть 3. Уровень С.

С1. Правильный ответ может содержать следующие характеристики:

прямохождение;

развитая кисть руки;

сложноорганизованный мозг;

возможность видеть в трех измерениях;

пластичность потребностей.

Могут быть приведены другие характеристики.

С2. Правильный ответ может содержать следующие суждения, например:

человек — существо общественное, социальное, а не только биологическое;

понятия индивид — индивидуальность — личность представляют собой различные аспекты рассмотрения проблемы «человека», они различаются;

личностью человек становится в процессе социализации (воспитания, обучения, общения с себе подобными);

вне общества — общения с себе подобными, развитие мышления, речи невозможны.

Могут быть приведены и другие имеющие основание суждения.

СЗ. Правильный ответ может содержать следующие утверждения:

человек — существо общественное и сознательное;

в отличие от животного обладает целеполаганием; способность человека к творчеству не является наследственной; человек способен сознательно управлять своими инстинктами.

Допускаются иные формулировки ответа.

С4. В ответе должны присутствовать следующие позиции:

логическая цепочка: интерес — цель — деятельность — жизнь; интересы лежат в основе цели, цель определяет деятельность и смысл жизни;

цель — это то, ради чего предпринимаются действия, идеал желаемого результата, в основе нее лежат мотивы, обусловленные интересами;

мотивы — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей — биологических, социальных, идеальных;

особую роль в мотивации играют интересы — осознанные потребности, имеющие для людей существенное значение, именно они придают ценностный смысл деятельности человека.

Допускаются другие формулировки позиций, не искажающие смысла ответа.

С5. Содержание верных ответов на задания к тексту.

  1. Могут быть указаны: создание машин, орудий, механизмов, железных дорог, заводов, нефтяных скважин.
  2. В ответе могут быть указаны и проиллюстрированы с опорой на текст такие черты человеческой деятельности, как: целесообразность, практическая полезность, наличие результата; сознательный, продуктивный, преобразующий, общественный характер деятельности.

3) Правильный ответ должен быть утвердительным; аргумент:
автором описано появление нового, более совершенного качества результатов труда человека;

творческую деятельность следует определить как деятельность, в результате которой появляется нечто новое, ранее не существовавшее.

4) По мнению автора, «все это для того и создавалось, чтобы служить людям»; конечная цель любой преобразовательной деятельности — служение людям. Например: трудовая деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей людей.

Могут быть приведены и другие примеры.

С6 . Правильный ответ предполагает следующее:

возможен конфликт между желаниями и возможностями; между совестью и желанием; долгом и настроением и т.д.;

речь идет о внутренних конфликтах;

в данном случае речь идет о конфликте между неосознанными чувствами, интуицией, источником которых является совесть, и разумом (сознанием), подчас оценивающим наши добрые поступки как нецелесообразные, невыгодные, а подчас и глупые.

Иные формулировки допускаются без искажения смысла.

С7. При утвердительном ответе на первый вопрос следует указать, что свобода — это возможность выбора способа действия для достижения какой-либо цели, которая зависит от человека, его образования, воспитания, установок, мотивов, интересов.

Во втором ответе следует дать определения свободы и необходимости в деятельности человека. Необходимость — это зависимость личности от объективных обстоятельств. Свобода человека предполагает его ответственность перед обществом за свои действия и поступки. Например, опоздание на занятия влечет за собой порицание, нарушение правил дорожного движения чревато последствиями. По мере развития свободы мера ответственности увеличивается. Сегодня происходит смещение центра тяжести ответственности с коллектива на личность. При ответе на второй вопрос одинаково важны как владение понятиями обществоведческого курса, так и их применения для анализа конкретных ситуаций (примеров).