Литургию слушать

Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, широко известный и почитаемый как в России, так и за рубежом. Наверное каждому с детства знакомы его балеты, оперы, симфонии. Однако не стоит забывать, что Чайковский писал и духовную музыку. Творческое наследие композитора в области духовной музыки составляют: «Литургия св. Иоанна Златоуста», «Всенощное бдение», «Девять духовно-музыкальных сочинений», «Ангел вопияше». Эти сочинения важны как в контексте творчества композитора, так и для русской духовной музыки в целом.

Чайковский не занимался непосредственно певческой или же регентской деятельностью, но во время своего обучения в Училище правоведения пел в хоре под управлением Г. Ломакина. Этот коллектив, отличавшийся высоким исполнительским мастерством, участвовал в богослужениях и таким образом опыт пения в церковном хоре будущий композитор всё же получил.

Приступая к написанию духовной музыки, Чайковский изучал Устав, Обиход, особенности православного богослужебного пения, для чего посещал богослужения в Москве, Санкт-Петербурге и Киеве. Композитора бесконечно восхищало аскетичное монастырское пение, в то время как пышное концертное «сладкогласие» столичных храмов вызывало его негодование. Тяжелее всего композитору давался Устав. В одном из своих писем Петр Ильич писал следующее: «Если бы вы знали, до чего трудно всё сообразить. В этом океане ирмосов, стихир, седальнов, катавасий, богородичнов, троичнов, тропарей, кондаков, эксапостилариев, подобных, степенных, – я совершенно потерялся и просто до сумасшествия иногда дохожу. И решительно не понимаешь, где, что, как и когда!» Но, несмотря на некоторые трудности, возникшие в творческом процессе, духовная музыка Чайковского отличается большой осознанностью и глубоким пониманием основ православного богослужения.

Впервые к написанию духовной музыки Петр Ильич обращается в 1878 г., в период сочинения Симфонии № 4 и оперы «Евгений Онегин». Первым сочинением, написанным для православного богослужения становится «Литургия святого Иоанна Златоуста», написанная для смешанного хора и состоящая из пятнадцати номеров. В этом сочинении Чайковский сочетает свой авторский, безусловно, узнаваемый, композиторский стиль и характерные особенности московской синодальной школы, так или иначе оказавшей на него влияние.

Стоит отметить, что появление «Литургии» Чайковского стало довольно резонансным событием. Причина этого в том, что любое богослужебное сочинение, написанное в то время, не допускалось к исполнению без одобрения цензуры Придворной Певческой Капеллы. А «Литургия» Чайковского с его идеями возрождения русского церковного пения была совершенно чужда взглядам петербургских композиторов, считавших, что русская духовная музыка должна создаваться исключительно по западному образцу. Н. Бахметьев, занимавший в то время пост директора Придворной Певческой Капеллы, даже настаивал на том, чтобы изъять партитуры «Литургии» из продажи и предать сожжению, но, к счастью, таких радикальных мер принято не было.

Своего рода новаторством стало и то, что Чайковский обращается к написанию полной службы, то есть всех ее номеров. После «Литургии» таким же образом композитор работает со «Всенощной». По причине большей структурной вариативности и неширокого распространения в композиторской среде цикла, Чайковский обращается к прот. Дмитрию Разумовскому с просьбой помочь выстроить последовательность песнопений, исполняемых на всенощном бдении.

«Всенощное бдение» написано П.И. Чайковским в 1882 г. Оно значительно отличается от «Литургии». Здесь мы можем проследить, как с годами развивалось убеждение Чайковского в том, что русская духовная музыка должна вернуться к своим истокам. Именно поэтому все номера «Всенощного бдения» содержат в себе одноголосные распевы из Обихода: знаменный, греческий, киевский и болгарский.

Создавая «Всенощную» Чайковский ставит себе уже совершенно новые цели. Здесь авторский стиль и композиторское начало отходит на второй план, уступая главенствующую роль яркой и самобытной мелодике древнерусского пения. Композитор пишет об этом следующее: «Всенощная будет попыткой возвратить нашей Церкви ее собственность, насильно от нее отторгнутую. Я являюсь в ней вовсе не самостоятельным художником, а лишь перелагателем древних напевов».

Последним богослужебным сочинением П.И. Чайковского стал задостойник Пасхи «Ангел вопияше». Обращение к этому тексту не случайно – он привлекал многих композиторов XIX в. Среди них М. Мусоргский, М. Балакирев, П. Чесноков, а Н. Римский-Корсаков использовал тему «Ангел вопияше» из Обихода в своей симфонической увертюре «Светлый праздник».

В наше время духовные сочинения П.И. Чайковского часто звучат как в храмах, так и на концертах, входят в репертуар многих хоровых коллективов, а в некоторых храмах даже есть традиция исполнять «Литургию» Чайковского в день памяти композитора 6 ноября.

Евгения Земцова, 8 апреля 2018 года

Божественная Литургия — это самая главная и самая древняя служба Христианской Церкви. Всенощное бдение и другие службы — молебны, чтения и пения — возникли значительно позже и призваны подготовить людей к главному богослужению — Божественной Литургии. Литургия всегда совершается утром или в первую половину дня — до обеда, поэтому она еще называется в народе обедней.

Слово «литургия» означает «общее дело», «общественное служение». Центральный момент ее составляет таинство Евхаристии, или Благодарения.

Собравшись в последний раз с учениками, Иисус Христос взял хлеб, разломил его и подал им, говоря: «Вот тело Мое, которое за вас отдается. Когда вы собираетесь, делайте это в Мое воспоминание». Потом Он подал им чашу вина и сказал: «Эта чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая прольется за вас».

Так было установлено самое важное богослужение — Божественная Литургия.

Литургия состоит из трех частей. Первая часть — Проскомидия, что означает «приношение».

Во время проскомидии в храме собирается вся Церковь — то есть собрание верующих. Также невидимо присутствуют святые. К началу Литургии древние христиане приносили Богу свои дары — хлеб и вино. Сейчас верующие дают деньги на храм, и таким образом участвуют в общей жертве. Хлеб и вино — это символ нашей земной жизни. Мы не можем жить без еды и питья, и поэтому наши дары значат, что мы приносим Богу в дар нашу жизнь. Во время проскомидии священник в алтаре приготавливает хлеб и вино для причастия. В это время в храме читаются «Часы» — это специальные молитвы и псалмы из Ветхого Завета, которые готовят верующих к самой службе. В это время пения пока нет.

Вторая часть Литургии — Литургия оглашенных. Оглашенные это те, кто готовится стать христианами и проходит подготовку к вступлению в Церковь («оглашение» или катехизацию).

В начале Литургии оглашенных священник торжественно выносит из алтаря через боковые северные двери Евангелие и, входя опять в алтарь через Царские Врата, кладет его на Престол. Это — Малый вход.

Хор поет «Во Царствии Твоем» — это заповеди Блаженства, то есть счастья, — правила жизни, которые дал Иисус Христос.

После Малого входа на середину церкви выходит чтец и читает «Апостола» — отрывок из посланий апостолов к первым христианам. Хор поет троекратно «Аллилуйа» — что значит «Слава тебе, Боже». Это торжественное пение предваряет и подготавливает чтение Евангелия.

Третья часть Литургии называется Литургией верных. Она начинается с Великого входа. Хор поет «Херувимскую песнь».

Если рассматривать Литургию с музыкальной стороны (со стороны певческой), то «Херувимская песнь» является своего рода музыкальным центром всей службы. Это самое красивое песнопение состоящее из двух частей, которые разделяются Великим входом. Во время Великого входа Святые Дары (хлеб и вино) выносятся из боковых дверей алтаря. Священник останавливается в Царских Вратах и молится за всех, поминая Предстоятеля Церкви, епископа и всех христиан. «Херувимская песнь» состоит из двух частей. Первая часть — до Великого входа и вторая часть — после Великого входа. Первая часть, как правило, бывает медленной, протяжной, а вторая — торжественной, ликующей. Разделяются эти две части возгласом «Аминь», что значит «истинно» — это ответ хора (или народа) на моления священника.

После «Херувимской песни» в знак того, что присутствуют только люди, принявшие крещение, все поют «Символ веры» — молитву, в которой мы свидетельствуем о нашей вере в Бога, в Церковь и будущую жизнь.

Затем начинается самое главное — Анафора (Возношение) — это сердце, ядро и вершина Литургии.

Мы как бы присутствуем на Тайной Вечере — на последней трапезе Христа с учениками, после которой последовали Его страдание и смерть. Священник вспоминает, как Иисус Христос дал Своим ученикам хлеб и вино, и повторяет Его слова: «Примите, ядите, сие есть Тело Мое …» и «Пейте от этой чаши все, сие есть кровь Моя …». Потом священник говорит: «Твоя от Твоих Тебе приносяща о всех и за вся», и молится, чтобы Дух Святой сошел на хлеб и вино. Хлеб и вино, которые мы принесли в дар Богу, теперь Святое Причастие — Тело и Кровь Христовы. В них присутствует Сам Иисус Христос, и Он дает нам Свою жизнь.

Во время этого таинства освящения Святых Даров, которое называется Евхаристическим Каноном, хор поет песнопение «Милость мира». Это песнопение тоже состоит как бы из двух частей. Первая часть делится на короткие реплики, которые являются ответом на слова священника. Этот напряженный диалог завершается пламенным молитвенным возгласом хора: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф!». Это песнь ангельских сил перед престолом Бога, которые восхваляют и славят Его.

Также и люди славят и благодарят Бога за сотворение мира и человека, за жертву Сына Божия — Иисуса Христа. Вторая часть — «Тебе поем» — звучит в самый важный момент — момент схождения Духа Святого на Святые Дары. Музыка этой части полна благоговейного трепета.

Затем сразу же хор поет песнопение «Достойно есть», которое прославляет Божию Матерь.

Завершается Литургия верных пением всеми верующими молитвы Господней «Отче наш». Это главная молитва христиан, которой научил их Сам Иисус Христос.

Затем происходит причащение Святыми Дарами, которые вкушают сначала священники в алтаре, во время чего хор поет «Запричастный концерт». Это различные песнопения на текст псалмов и главных христианских молитв. Потом чашу со Святыми Дарами выносят из алтаря, и следует причащение верующих. Причащение всех членов Церкви из одной общей чаши соединяет христиан в единое мистическое Тело Христово и образует единую Церковь. В это время хор или народ поет причастный стих св.Пасхи: «Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите».

Заканчивается Литургия молитвами благодарения, которые поет хор и читает священник. В конце священник благословляет и отпускает народ.