Лужецкий монастырь в можайске

Кроме старца добрыми советниками и образцами иноческой жизни служили для Ферапонта его друг, прп. Кирилл и особенно прп. Сергий, часто посещавший Симонов монастырь. Около 1397 г. прпп. Ферапонт и Кирилл, оставив московскую обитель удалились на север. После многих странствий они прибыли в пределы Белозерские и, наконец, нашли то место, которое было указано прп. Кириллу в видении Пресвятой Богородицей. Отшельники водрузили здесь крест и ископали себе землянку.

Но вскоре по внушению Божьему прп. Ферапонт отошел в уединенное место (в 15 поприщах от прп. Кирилла) и водворился там. К подвижникам стали приходить ревнители пустынножительства – так было положено начало двум впоследствии знаменитым м-рям: Кирилло-Белозерскому и Ферапонтову. Когда молва об обителях дошла до владевшего Белозерьем кн. Андрея Можайского, он возгорелся желанием устроить обитель в своем стольном граде и умолил прп. Ферапонта стать ее основателем. Здесь, на берегу реки Москвы, в память о северном монастыре, князь поставил деревянный храм, освятив его во имя Рождества Пресвятой Богородицы. По некоторым сведениям, уже 1420 г. на месте деревянного он же возвел каменный собор. 27 мая (9 июня) 1426 г. прп. Ферапонт преставился и был погребен у северной стены соборного храма.

В начале XVI в. игуменом монастыря стал постриженик Пафнутьево-Боровской обители Макарий (Леонтьев), будущий глава Русской Православной Церкви. Перед отъездом из монастыря на Новгородскую кафедру он сделал крупный вклад, на который в период 1526-42 гг. были возведены новый Рождественский собор и трапезная с шатровым Введенским храмом. Около 1547 г. была возведена ц. Преображения Господня над Св. вратами (кон. XV – нач. XVI вв.). В 1549 г. по инициативе митр. Макария и Государя Иоанна IV Собор Русской Православной Церкви причислил прп. Ферапонта к лику святых. В конце XVI в. над могилой преподобного был сооружен каменный храм во имя прп. Иоанна Лествичника (В 1723 г. перестроен и освящен в честь прп. Ферапонта). В это время монастырь выполнял роль крепости-сторожи на зап. рубежах Московского государства. Был укреплен Борисом Годуновым. В период великой Смуты неоднократно разорялся польско-литовскими интервентами.

В 1681-92 гг. обитель обнесли каменной стеной с 6-ю башнями (обновлены в 1761-68 гг.). Тогда же (1673-92 гг.) были возведены 4-х ярусная шатровая колокольня (выс. 35м), Братский корпус и Настоятельские покои, которые, как и Казначейский корпус (1814 г.) были сильно перестроены в XIX-XX вв.

В 1812 г. монастырь был разграблен и опустошен. Вестфальский корпус ген. Жюно устроил казарму в Введенском храме, столярную мастерскую в ц. прп. Ферапонта, а в трапезной и келье конюшни. При отступлении врага служителю храма удалось предотвратить пожар, загасив объятый огнем иконостас соборного храма и убрав разбросанные повсюду мешки с порохом.

Обитель закрыли в 1926 г. В 1928 г. началось разрушение ц. прп. Ферапонта с приделом Усекновения Главы Иоанна Предтечи (храм окончательно разобран в 1960-х гг.). В годы Великой Отечественной войны в монастыре находились фурнитурная фабрика, цех завода медоборудования. Братские кельи были заняты под жилье. В период оккупации здесь устроили лагерь военнопленных.

В 1961-65 гг. были проведены реставрационные работы. В 1992 г. на территории монастыря размещался летний трудовой лагерь Всеправославного молодежного движения, а в 1994 г. Дом Пресвятой Богородицы в Лужках снова стал домом монашеской молитвы. На предполагаемом месте захоронения прп. Ферапонта игум. Борисом (Петрухиным) был утвержден крест и вскоре вокруг него среди зарослей репейника зацвел никем не сеянный розовый и белый клевер. То благоухали святые мощи преподобного, укрепляя малое Христово стадо насельников и прихожан монастыря. В 1997 г. были открыты фундаменты храма прп. Ферапонта. Именно они послужили ориентиром для определения места захоронения прп. Ферапонта. 26 мая 1999 г. его святые мощи были обретены, а 6-го июля того же года к обретенной святыне совершил паломничество Святейший Патриарх Алексий II.

Началась кропотливая работа по восстановлению соборного храма Рождества Пресвятой Богородицы. Пришлось заново реставрировать кровлю, покрывать купола, устанавливать кресты. Воссоздание галереи собора началось с устройства парадного крыльца. Собор был некогда расписан мастерами школы Дионисия, но сохранились и были отреставрированы лишь фрагменты росписи, позволяющие говорить о том, что одной из тем древней настенной живописи собора были сцены из Апокалипсиса. Современные мастера иконописи завершили работу над четырехъярусным иконостасом. Выпускниками Санкт-Петербургской академии художеств написана икона «Преподобный Ферапонт в житии» с шестнадцатью клеймами, на четырех из которых мы видим современников и сомолитвенников святого: святителя Феодора, архиепископа Ростовского, преподобных Сергия Радонежского, Кирилла и Мартиниана Белозерских. Уникальность иконы состоит в том, что на одном из ее житийных клейм впервые изображено событие новейшей церковной истории – обретение святых мощей преподобного Ферапонта. Храмовая икона «Рождество Пресвятой Богородицы», как и весь иконостас, написана заново и тоже имеет свою особенность – клейма со списками наиболее чтимых икон Божией Матери.

К 190-летию Отечественной войны 1812 года в местном ряду иконостаса появилась икона, какой прежде в Можайске не существовало – «Можайские святые». На ней изображены стоящими «на воздусех» над святыми храмами Можайской земли: покровитель города святитель Николай Мирликийский с мечом и градом в руках; святители Макарий, митрополит Московский, и новомученик Димитрий, архиепископ Можайский; новомученик протоиерей Константин; благоверные князья Феодор Смоленский и Димитрий Донской, начинавшие некогда княжить в Можайском уделе; преподобные Ферапонт Можайский и Рахиль Бородинская. Над святыми изображены два ангела, несущие явленную в 1413 году вблизи Можайска Колоцкую икону Божией Матери.

Здесь, в соборе Рождества Пресвятой Богородицы, в резной деревянной раке покоятся теперь мощи основателя монастыря преподобного Ферапонта Белозерского и Можайского чудотворца. Восстановление церкви его имени – дело будущего.

Ни один из старых монастырских колоколов не сохранился, но уже на средства благодетелей отлиты новые колокола, в том числе полутонный и тонный. В нижнем ярусе колокольни устроена часовня для поминовения усопших. Распятие из белого итальянского мрамора для нее подарил народный художник России скульптор Владимир Владимирович Глебов-Вадбольский в память о своем предке, князе Федоре Федоровиче Вадбольском, в иночестве Феодосии, который с 1702 по 1704 год был настоятелем Лужецкого монастыря. Но, как оказалось, и более давний предок дарителя также имеет отношение к монастырской истории. Княжеский род Вадбольских происходит от князей Белозерских, которые в XIV веке стали подчиняться Московскому князю. Интересно, что князь Юрий Васильевич Белозерский-Сугорский был тем самым наместником Можайского князя Андрея Дмитриевича, который и уговаривал преподобного Ферапонта оставить Белоозеро и прийти в Можайск.

В Лужецком монастыре на месте разоренного безбожниками некрополя водружен поминальный деревянный крест с надписью: «Блаженной памяти священноиноков, всей братии, строителей и благоукрасителей». Вырезан он за много верст от Можайска, – верст, что были пройдены преподобным Ферапонтом шесть столетий назад. Резали крест на Белом озере, в монастыре его друга и спостника преподобного Кирилла.

В 1686 году патриарх Иоаким сделал богатый вклад в монастырскую ризницу – напрестольное Евангелие, обложенное золоченым серебром. «У сего Евангелия передняя дска серебряная золоченая, хорошей чеканной работы, до 4 фунтов весом, а корешок и задняя дска тоже чеканные, золоченые, но медные; оно в большой лист, печатано в 1681 году», – так описывал в конце XIX века это святое Евангелие летописец монастыря архимандрит Дионисий. После революционных потрясений XX века богатейшая ризница монастыря перестала существовать. Имеется свидетельство о том, как в безбожные годы с богослужебных книг XVI–XVIII веков срывались драгоценные оклады. Святое Евангелие без оклада многие годы пролежало невостребованным и неузнанным в одном из двух незакрывавшихся храмов Можайска – церкви Илии Пророка. Потом, уже на исходе XX века, его переплели и передали в Лужецкий монастырь. 12 января (30 декабря по старому стилю) 2000 года, в день памяти святителя Макария, митрополита Московского, патриарший дар впервые оказался на престоле Преображенского храма. За Божественной литургией при чтении указанного зачала игумен монастыря обратил внимание на написанное старыми чернилами внизу страницы слово. Оно оказалось началом вкладной записи. Вся запись на сорока страницах гласила: «Сию книгу великий Кир Иоаким Патриарх Московский и всея России и северных стран даде во обитель Пресвятыя Богородицы в храм честнаго Ея Рождества в Лужецкой монастырь иже есть во граде Можайске в вечное поминание по родителех своих от мироздания 7104 лета месяца марта и из тоя обители книга сия да не похитится ни кимже во веки. Аминь аминь. Буди сие буди». Крепко первосвятительское слово! Святая книга вернулась туда, где предписано ей пребывать вовеки.

В деревне Исавицы близ монастыря был засыпан землей, завален мусором «источник прозрачной, студеной воды, замечательный по своему обилию и целебной силе». Колодезь этот, вырытый некогда, согласно монастырской летописи, руками преподобного Ферапонта, найден и приведен в порядок.

Можно утверждать, что колодец является если не первым, то одним из первых на Можайской земле. С давних пор сюда, как свидетельствует монастырская летопись, приходили «одержимые всяким недугом больные, вкушали эту воду, твердо уповая, что в ней по молитвам угодника Божия таится некая чудодейственная, врачующая всякие недуги сила». Как и в прежние времена, к колодцу преподобного идут богомольцы.

В апреле 2015 года на колокольне был установлен новый колокол весом более 2,5 тонн. На благовесте изображены иконы особо почитаемых русских святых — Спасителя, Божией Матери, Николая Чудотворца, Ферапонта Можайского.

9 августа 2015 года, после 10-месячной реконструкции, состоялось открытие колокольни, под которой находится усыпальница рода Савёловых.

Поддерживаемые на протяжении прежних столетий и, казалось бы, забытые в безбожные десятилетия XX века традиции начали возобновляться при игумене Борисе (Петрухине), назначенном настоятелем Лужецкой обители в 1994 году. Много и физических, и душевных сил отдал этот достойный пастырь монастырю. Из «охраняемого государством» памятника архитектуры, каким воспринимался монастырь можайцами, он вновь стал местом молитвы. Возрождение монашеской обители повлекло за собой возрождение человеческих душ, очищение их от греха и порока.

«Дом Пречистыя Богородицы честнаго и славнаго Ея Рождества и преподобнаго Ферапонта в Лужках в Можайске», продолжает преображаться, благодаря той посильной помощи, что оказывают ему прихожане, паломники и благодетели. Но дела рук человеческих немощны без молитвенного предстательства сонма святых угодников Божиих, наших святых и благочестивых соотечественников.

История Лужецкого Ферапонтова монастыря

Почти шесть веков стоит на высоком берегу реки Москвы, на окраине Можайска Лужецкий монастырь. Основание ему было положено в 1408 году молитвами преподобного Ферапонта Можайского Белозерского и стараниями можайского князя Андрея Дмитриевича. Преподобный Ферапонт, в миру Федор Поскочин, родился около 1337 года. Происходил он из боярского рода и был уроженцем Волоколамской земли. Стремясь избежать суеты мира сего, он, уже в зрелом возрасте, пришел в Московский Симонов монастырь и умолил архимандрита и братию позволить принять ему иноческий образ. Настоятель монастыря Федор, племянник преподобного Сергия Радонежского, в будущем архиепископ Ростовский (+ 1394, память 28 ноября/11 декабря) благословил постричь его с именем Ферапонт. Произошло это около 1385 года. Подвизавшемуся в Симоновской обители Преподобному по делам монастырским приходилось бывать на Белом озере. Край Белозерский очень полюбился ему, так как «местность эта была очень пустынной, и много там было лесов, непроходимых болот, множество вод, озер и рек», а все это способствовало к стяжанию новых добродетелей, верхом которых для монаха было безмолвие. Молитвы его дошли до Господа и, вскоре, преподобный удалился из Симонова вместе с другом своим преподобным Кириллом (Белозерским), которому путь в Белозерье указала сама Пречистая.

В 1398 году преподобным Ферапонтом на Белом озере был основан монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в кагором он десять лет провел в молитве и так преуспел в ней, что слава о старце-подвижнике докатилась до владельца Белозерской земли князя Андрея Дмитриевича Можайского, сына святого благоверного князя Дмитрия Донского (+1389, память 19 мая /1 июня) и Ефросиний (+ 1407, память 17/ 30 мая). Князь Андрей Дмитриевич родился 14/27 августа 1382 года, а Можайск и Белоозеро он получил в удел после смерти отца в 1389 году. Молодой годами благочестивый князь Андрей задумал устроить и вблизи своей столицы обитель во имя Пречистой Богородицы. «И искал он, где бы найти ему мужа совершенного разумом для осуществления этого дела, и не находил он вокруг себя подходящего для такого предприятия человека. И вот пришел ему на ум блаженный Ферапонт, создавший обитель на Белом озере в его отчине, и понял он, что лучшего человека для начинания такого дела нет. Как не хотелось Преподобному окончить свои дни среди белозерского безмолвия, а все же по уговорам братии ему пришлось подчиниться воле владетельного князя. Со словами «Воля Господня да будет» семидесятилетний старец отправился в путь. С Божьей помощью добрался он до Можайска и основал свой второй Богородице-Рождественский монастырь в Лужках на берегу реки Москвы.

На месте, которое благословил преподобный Ферапонт, князь Андрей Дмитриевич начал строительство каменного собора в Честь Рождества Божией Матери, келий. Дом Пресвятой Богородицы он украсил иконами/книгами и снабдил всем необходимым. Преподобного Ферапонта князь поставил начальником того места, и имел постоянное попечение о нем, и хорошо почтил и упокоил его в старости, и ни в чем его не ослушался. Преподобный в сане архимандрита настоятельствовал здесь восемнадцать лет и 27 мая / 9 июня 1426 года на 90. году жизни отошел ко Господу Оплакиваемый князем и его семейством честный отче Ферапонт с почестями был погребен в Лужецком монастыре. Князь Андрей Дмитриевич Можайский скончался 2/15 июня 1432 г. и был похоронен в княжеской усыпальнице — Архангельском соборе Московского Кремля. Лужецкий монастырь на протяжении почти шести веков освящался почивавшими в нем под спудом мощами своего святого основателя. Немало повидал он за это время годин горьких и тяжелых, не раз терпел за землю русскую, но всякий раз оправлялся от постигавших его несчастий. Но самое страшное и продолжительное испытание пришлось пережить обители в XX веке, когда борцами с «проклятым прошлым» выступили не иноземные захватчики, а те, кто жили вблизи ее старых стен. Богоборцы закрыли монастырь, церковь преподобного Ферапонта, упоминавшаяся впервые под 1596 годом, была стерта с лица земли. Однако честные мощи его сохранились нетронутыми и вскоре место могилы святого старца скрыл бурьян.

В 1994 году началось возрождение древней обители и на предполагаемом месте захоронения преподобного Ферапонта был утвержден крест, вокруг него среди зарослей репейника зацвел никем не сеянный розовый и белый клевер, будто святые мощи Преподобного благоухали через этот душистый ковер. В 1997 году при открытии фундаментов Ферапонтова храма было обнаружено место спуда и 26 мая 1999 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, мощи преподобного Ферапонта были обретены и покоятся в восстановленном храме надвратной церкви Преображения Господня, которая в первый раз упомянута в монастырской летописи в 1629 году. Нынешний ансамбль монастыря начал создаваться при святителе Московском Макарии (ум. 1563), который с 1523 по 1526 год был архимандритом Лужецкого монастыря и впоследствии, уже занимая первосвятительский престол, жертвовал в монастырь большие вклады. При нем на месте простоявшего сто лет первоначального собора Рождества Богородицы, у северной стены которого и находилось захоронение преподобного, было построено новое здание пятиглавого собора с галереей. Собор был некогда расписан мастерами школы Дионисия. В настоящее время сохранились лишь фрагменты той росписи. Трехъярусная шатровая колокольня устроена около 1692 года при содействии святейшего Патриарха Иоакима. В палатке нижнего ее яруса было погребено несколько представителей рода Савеловых — жертвователей монастыря и сродников Патриарха Иоакима. Несмотря на то, что надгробия Савеловых не сохранились, здесь сейчас устроена поминальная часовня. Восстанавливается и трапезная церковь Введения Пресвятыя Богородицы во храм, упоминавшаяся впервые в 1547г. и существующая в нынешнем своем виде со второй половины XVIII века.

К радости обретения мощей основателя монастыря преподобного Ферапонта уже приобщились многие и многие паломники. В числе первых был Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Свой визит на Можайскую землю 6 июля 1999 года Святейший начал с поклонения честным мощам преподобного Ферапонта. На представленном ему Акте обретения мощей Преподобного Алексий II начертал 31 мая 1999 года следующую резолюцию:» Слава Богу, что еще одна святыня обретена. К мощам преподобного Ферапонта, основателя Можайского Лужецкого монастыря, почивающим ныне в обители, будут притекать люди Божии, прося молитвенного предстательства и укрепления на своем жизненном пути у подвижника земли Русской».

Храм преподобного Ферапонта построен был над тем местом, где до недавнего времени (26 мая 1999 г.) под спудом почивали мощи основателя Можайского Лужецкого Тождественно Богородицкого монастыря — преподобного Ферапонта Можайского и Белозерского чудотворца. Первоначально храм был освящен во имя преподобного Иоанна Лествичника, именоваться Ферапонтовым он стал после пожара 1717г. Точное время создания этого храма неизвестно; одни исследователи, как и архимандрит Дионисий Виноградов, полагают, что на этом месте еще при жизни Преподобного стоял храм, другие, как архимандрит Геронтий Кургановский — что храм был построен в начале XVI века, точно же известно о том, что он существовал в конце XVI века. Известно, что между 1569 и 1574 годами Макарий, епископ Вологодский прислал в Лужецкий монастырь четверо царских дверей. Этим указывается на существование в монастыре тогда четырех церквей или, по крайней мере, трех храмов и одного придела, ибо в то время не было Преображенской церкви О том, что из себя представлял храм преподобного Иоанна Лествичника перед Смутным временем и польским нашествием, мы можем узнать из писцовых книг г. Можайска за 1596-1598 гг. (в этих книгах первый раз встречается подробное описание Лужецкого монастыря. «…Да на монастыре же церковь каменна же об одном верху Иоанна Списателя лествицы подписана со стенным же письмом; а в церкви гробница преподобного старца Ферапонта обложена оловом, позолочена, на верхней цке написан образ Ферапонта чудотворца; да в церкви же двери царские, сень и столбцы на красках, а над царскими дверьми деясус стоячей шесть образов на золоте, да местных образов на правой стороне от царских дверей образ Иоанна Списателя лествицы с деяньем на золоте; да на левой стороне от царских дверей образ Пречистой Богородицы Одигитрия на золоте, да на тябле образов образ мученика Христова Терентия, да, мученицы Христовы Неонилы на золоте. Образ Иакова и Исаия, и Леонтья, Игнатия, Аврамья Ростовских чудотворцев на золоте, образ Николы чудотворца на золоте, образ Иоанна Списателя лествицы да преподобного Ферапонта на золоте. Да в алтаре на престоле Евангелие в полдест на бумаге оболочено камкою черною, распятие и евангелисты меленые, да в церкви же на тябле обозов образ Беседа Иоасафа царя с преподобным с Варлаамом; образ О Тебе радуется; образ Рождество Христво, да три образа деясус, образ Спаса Вседержителя да образ Пречистая Богородицы, да образ Иоанна Предтечи; образ Хвалите Господа с небес, образ Покров Пречистая Богородицы, образ Пятницы Христовы мученицы, да в церкви же два паникадила, одно ценянное не велико, обложено оловом, а на нем четыре шенданца не велики оловянные, кисти и шелк червчат; да паникадило деревянное, а на нем семь шенданов, яблоко деревянное золочено, кисть шелк червчат; да две свечи поставных…».

По мнению профессора Российской академии живописи ваяния и зодчества Виноградовой Т.В. церковь преподобного Иоанна Лествичника могла выглядеть следующим образом: «Для того чтобы представить, как могла выглядеть церковь Иоанна Лествичника, надо вспомнить, что она была построена, вероятно, над гробницей преподобного Ферапонта, над которой до этого, вероятно, была устроена деревянная сень. Но после строительства нового грандиозного собора «святыня монастыря» «потерялась». И при строительстве церкви над ней строители хотели как-то подчеркнуть значение святыни для монастыря, и церковь была построена шатровой. Во-вторых, как известно, в середине 16 века именно каменное шатровое зодчество получило на Руси широкое распространение. И в-третьих, в пользу шатровой церкви говорит тот факт, что в Ферапонтовом монастыре над гробницей преподобного Мартиниана в 1640 году строят тоже шатровую церковь. А в композиции и устройстве этих двух монастырей очень много сходного. Церковь преподобного Мартиниана в Ферапонтове сохранилась до наших дней, и можно предположить, что она была построена по образцу церкви Иоанна Лествичника можайского монастыря. Так что теперь есть основания предполагать, что церковь Иоанна Лествичника была очень похожа на церковь преподобного Мартиниана».

Лужецкий монастырь сильно пострадал в Смутное время. В документе «Сотная грамота Лужецкому монастырю на вотчины его и опись его от 1627 г.» в первый раз встречается указание на бедственное состояние Лужецкого монастыря, в какое он был приведен в так называемое «смутное время» и в литовское нашествие в 1605 и 1619 годах. Из него мы узнаем, что даже и по прошествии восьми лет после Литовского нашествия, монастырь сей был в таком виде: служба могла совершаться только «в одной соборной церкви, а те все церкви разорены и кровли обожжены», но и в соборной много похищено, особенно оклады икон, и сосуды священные и вся утварь церковная; «в каменном храме Иоанна Списателя лествицы, где положены мощи преподобного нашего Ферапонта, престол разорен, паникадило ценинное — похищено; гроб преподобного Ферапонта сохранился целым, «в ризнице остались сосуды только деревянные, каких прежде не было, а металлические все похищены: из облачений остались больше холщовые, а пелены и завесы царских дверей выбойчатые; книг осталось самое малое число». В 1627 г. богослужение совершалось только в соборном храме Рождества Пресвятой Богородицы. Когда было возобновлено служение в церкви преподобного Иоанна Лествичника, — сказать трудно.

30.03.1634 г. князь Дмитрий Михайлович Пожарский пожертвовал в храм покров на гроб преподобного и церковное облачение. Пожертвованные с 1640 г. по 1655 г. деньги на возобновление храма преподобного Иоанна Лествичника (более 300 р.), дали возможность монастырю исправить и благоукрасить этот храм. В 1681 г. в храм пожертвована икона, которая с 1720-х годов была местною в иконостасе церкви Преподобного Ферапонта и находилась с левой стороны царских врат. Это Чудотворная «Страстная» икона Божией Матери. Она была пожертвована 30.06.1681 г. помещиками Рузского уезда Аксаковыми на вечное родовое их поминовение. На оборотной стороне иконы есть надпись: «(7189-1681) году июня в 30 день дали вкладу в дом Пречистыя Богородицы в Лужецкий монастырь. Рузского уезда Петр Иванов сын Аксаков с братом, образ Пречистыя Богородицы Страстныя, обложен серебром резным, позолочен, у образа Пречистыя Богородицы венец и корона и Пресвятаго Младенца венец серебряные, дано при архимандрите Антонии». В описи же за 1692 г. о ней сказано, что образ Пречистыя Богородицы Страстныя осмилистовый, а поставил за вклад Иван Александров сын Аксаков с детьми, с Петром да Афанасием Аксаковыми»… Предание гласит про образ этот чудотворный образ, что пред ним в период мировых поветрий общенародно служились молебны о прекращении ужасной эпидемии и Небесная Милосердная Мать у Престола Всемогущего Бога молящаяся непрестанно и о всех нас, подавала чудесные знамения благодатной помощи, в этих случаях язва прекращалась.

Переименование храма произошло при следующих обстоятельствах. В октябре 1717 г. в монастыре произошел «огненный пожог». В церкви преподобного Иоанна Лествичника из-за него был разобран и вынесен иконостас, и произошло много повреждений. В 1718 г. «…При необходимости возобновлять после пожара церковь Иоанна Лествичника, предположено было устроить при ней придел во имя преподобного Ферапонта, и для этого был сделан сбор по усердствующим чтителям сего чудотворца, но предположение это осталось без исполнения». В 1723 г., на собранные ранее деньги, храм был исправлен и вместо пристройки к нему придела во имя преподобного Ферапонта самая церковь переименована во имя сего чудотворца так как придел в самой церкви по ее тесноте, устроить было невозможно, а на приложение особых стен для него не было средств, между тем. как исправление самой церкви довести до конца после пожара (в 1717 г.) было необходимо и на то были уже собраны деньги, хранившиеся на сей предмет в ризнице.

03.10.1745 г. преосвященный Серапион, викарий Переяславский освятил антиминс для церкви преподобного Ферапонта, но к 1752 г. она сильно обветшала и в 1752 г. была разобрана до основания, в 1752-53 гг. была построена вновь вчерне, а в 1755 г. была отделана внутренность церкви и 26 мая церковь была освящена. О том, каков был нововыстроенный храм, дает представление выдержка из «Описи имущества монастыря» за 1764 г. Видимо, эта перестройка была не очень удачной, потому, что в «Описании монастыря N 3 за 1784 г. говорится, что «…церковь преподобного Ферапонта — вся расщелилась и к падению клонится», — и это несмотря на то, что в 1780 г. были заделаны трещины в стенах восьмерика и исправлены 2 деревянные стены при входе в церковь. 10.06.1768 г. в Лужецком монастыре скончался настоятель монастыря архимандрит Евфимий, завещавший положить себя в заготовленном им дубовом гробе и похоронить при входе в новую паперть храма преподобного Ферапонта, что и было исполнено. Кроме него в 1900 г. при храме, у северной стены крытой паперти, похоронен другой настоятель монастыря — архимандрит Макарий, скончавшийся на 70-м году своей жизни. Могила его была огорожена железной решеткой и обозначена каменной плитой, перед могилой у восточной стены было поставлено живописное распятие, перед которым горела неугасимая лампада.

В декабре 1810 г. Елизавета Петровна Савелова сделала заявление о пожертвовании ею на поминовение мужа, похороненного под колокольнею Лужецкого монастыря. 5000 руб. в пользу церкви преподобного Ферапонта, для служения в ней ранних литургий заупокойных, а для удобства совершать их круглый год назначено ею же еще 1000 руб. на устроение сей церкви теплою, но последнее желание вкладчицы не состоялось почему-то в то время, и только в 1855 г. было получено разрешение устроить теплую церковь преподобного Ферапонта и с этого года по 1858 г., произведено в ней следующее изменение: свободное узкое пространство между соборною и преподобническою церковью загорожено каменными стенками с восточной и с западной стороны, в стене восточной сделаны два окна, а с западной — два полу окна и одна дверь, пространство это покрыто крышей и потолком, и обращено в притвор при церкви преподобного; из него для отопления сей церкви устроены пол полом печь и трубы духовые; прежняя входная дверь в церковь заложена кирпичом, и такая же дверь из паперти соборной церкви тоже заложена кирпичом, — а ход в преподобническую церковь сделан в новом притворе, у которого снаружи устроено крыльцо с каменными ступенями и колоннами, крытое железом в 1876 г.

Церковь преподобного Ферапонта сделана теплой (хотя и не вполне) посредством устройства каменной и железной печей, стены окрашены краскою на масле. До войны 1812 г. в церкви успели возобновить иконостас, о чем имеется надпись на самом иконостасе, где на иконе Пресвятой Троицы сказано: «иконостас писан трудами Власа Истомина 1811 лета декабря». В 1812 г., когда французы захватили Можайск, в Лужецком монастыре разместился вестфальский корпус маршала Жюно, превративший церковь преподобного в столярную. О состоянии церкви после оставления монастыря французами казначей Иоасаф докладывал следующее: «церковь преподобного Ферапонта цела. Престол и жертвенник не найдены; иконостас и святые иконы целы и невреждены. Балдахин над ракою преподобного Ферапонта цела и невреждена, токмо образ преподобного Ферапонта. который лежал на раке, не найден. Братия монастыря во главе с казначеем Иоасафом энергично взялась за восстановление монастыря, и через месяц после возвращения братии в монастырь церковь преподобного Ферапонта была готова к полному освящению, на что 23.12 было получено благословение правящего архиерея. После ухода французов весь монастырь был завален трупами лошадей. Более того, обитель чуть не взлетела на воздух: на прощание наполеоновские солдаты раскидали по ней мешки с порохом и подожгли соборный иконостас с древними иконами, но подвиг монастырского служителя Ивана Матвеева, который, рискуя жизнью, разбросал мешки с порохом и предотвратил взрыв, спас монастырь от разрушения.

При подготовке к приезду в 1837 г. Государя — Наследника Александра Николаевича (будущего императора Александра II) в Лужецком монастыре были сделаны серьезные переделки: «…В церкви преподобного Ферапонта иконостас исправлен позолотою и окраскою, также исправлен балдахин над ракою преподобного, исправлено стенное писание, устроены вновь и окрашены два клироса, наружные стены окрашены желтою краскою на воде; стены внутренние исправлены штукатуркою и расписаны рамы в окнах, сделаны створчатые и вставлены решетки железные, дверь входа створчатая. новая (вместо однопольной, простой) и устроена новая рака над мощами преподобного Ферапонта — медная, посеребренная, с кратким Житием преподобного и тропарем, а на раке, на икону преподобного серебряная риза с золоченым венцом; устроено снаружи крыльцо с колоннами и ступенями». 23.07.1837 г. Лужецкий монастырь посетил будущий император Александр II. Об этом посещении казначей Лужецкий Мефодий так доносил его высокопреосвященству: «Его Императорское Высочество Государь Наследник, на возвратном пути из села Бородина 23-го сего месяца (июля 1837 г.) в б-м часу пополудни, соизволил посетить Лужецкий монастырь, где Его Высочество встречен мною с братиею по чиноположению, на паперти, со звоном; в соборе по выслушании ектиньи и многолетия, Его Императорское Высочество, приложась ко кресту изволил отправиться в церковь преподобного Ферапонта. куда предшествовал я со крестом соборно; в сей церкви Его Императорское Высочество прикладывался к раке преподобного Ферапонта; на выходе из церкви изволил опять приложиться ко кресту и отправиться из монастыря в путь в вожделенном здравии».

В 1871 г. был устроен иконостас и святой престол в новом приделе церкви преподобного Ферапонта. во имя Усекновения Главы Предтечевой. Местною же храмовою иконою избрана икона Главы Предтечевой, сохранившаяся с лицевой стороны совершенно целою, в 1812 году, тогда как в то же время задняя сторона ее изрублена весьма часто и глубоко. В память чудесного сохранения этой иконы и был освящен придел в сентябре 1871 г. епископом Можайским Игнатием. В 1875 г. жертвенник этого придела провалился в подлазную яму, засыпанную на следующий год. (По поводу этого подлаза можайский краевед В.И. Горохов через много лет замечает следующее: «…Подлаз, вероятно, шел от соборной церкви, не это ли тот подземный ход, которым в 1941 г. пытались спастись заключенные в монастыре пленные красноармейцы, но, не успев найти выхода, были застигнуты и погибли; рассказ об этом я слышал от одного из работников местной милиции…»). В 1874 г. настоятелем Лужецкого монастыря стал архимандрит Дионисий (Виноградов). Он многое сделал для украшения церкви Преподобного и прославления его имени и, в основном, его трудами храм приобрел тот вид, в котором встретил XX век, а затем и страшный 1917 год.

В начале XX века современники так описывали церковь преподобного Ферапонта: «…небольшая, каменная, тесно примыкающая с северной стороны к Соборному храму, теплая, о двух престолах церковь с изящным вызолоченным и с резьбою трехъярусным иконостасом с обилием святых икон, украшенных среброзлащенными ризами. С левой стороны царских врат находится чудотворная икона Божией Матери «Страстная», а в иконостасе придельного храма — тоже слева от царских врат — местночтимый святого Иоанна Крестителя, пострадавший с тыльной стороны в 1812 г. от французов. Главная святыня и храма и монастыря — мощи преподобного Ферапонта, находящиеся под спудом. Над ними у самой южной стены установлена весьма простая медно-посеребренная четырехугольная рака, а над нею металлическая сень с позолотою. Такой встретила церковь преподобного Ферапонта приход к власти в России большевиков. В 1922 г. Лужецкий монастырь закрыли. В 1926 г., в год 500-летия преставления преподобного Ферапонта, в монастыре еще шла подготовка ко дню его памяти: на Соборе Рождества Пресвятой Богородицы красили медянкою крыши, а в церкви преподобного Ферапонта инокини Спасо-Бородинского монастыря чистили образа и утварь. Но уже в 1928 г. церковь начали разбирать, и к 1930 году она была разрушена. На ее месте, использовав частично ее стены, было устроено производственное помещение и сделаны фундаменты под станки.

В годы Отечественной войны вблизи монастыря проходили ожесточенные бои. Рядом с собором установлен иссеченный пулями и осколками крест, находившийся на одном из куполов храма. В 1998 г. было расчищено место, на котором стояла церковь преподобного Ферапонта, а 26 мая 1999 г. были обретены нетленные мощи преподобного Ферапонта, более 570 лет пролежавшие под спудом в храме его имени. Собор Рождества Богородицы выстроен из кирпича в формах, характерных для эпохи Ивана Грозного. Раньше его окружали двухъярусные галереи, которые были позднее разобраны. При реставрации 1960-х гг. были так же разобраны все храмовые пристройки и проведён ряд работ по восстановлению первоначального облика здания. Окружающая комплекс кирпичная ограда имеет четыре угловые круглые башни, и носит характер глухой невысокой стены.

В начале XX в. в монастыре было 4 храма: собор Рождества Богородицы (пер. пол. XVI в.); храм во имя св. Ферапонта (XVI в.); Введенская церковь с трапезной (пер. пол. XVI в.); церковь Преображения (1547 г.) над Святыми вратами. А также колокольня (1673-1692), с колокольной палаткой — усыпальницей Савеловых, родственников Патриарха Иоакима, на вклад которого и была сооружена колокольня, кельи (1681-1692, 1814; ограда с башнями (1681-1692, 1761-1768).

Мужской Лужецкий монастырь возрожден в апреле 1993 г. Первоначально он имел статус ставропигиального, но в 1994 г. был передан в Московскую епархию. В г. Дмитрове находится подворье монастыря в Сретенском храме.

Можайский Лужецкий Рождества Богородицы Ферапонтов монастырь относится к областной Московской епархии. Он находится на окраине Можайска, в живописном месте недалеко от Москвы-реки. Это мужской монастырь, который ежегодно посещают тысячи паломников, чтобы поклониться мощам святого чудотворца — преподобного Ферапонта. Он существует с XV в., поэтому требует восстановительных работ. На протяжении последних лет святилище потихоньку реставрируют благодаря помощи неравнодушных людей, многие постройки были возведены заново.

Скромное убранство храмов и построек, а также красивые пейзажи вокруг придают монастырю умиротворенную атмосферу, располагающую к уединению и молитвам. Несмотря на то, что здесь живут всего несколько монахов, подворье содержится в идеальной чистоте. Для посетителей работает паломническая служба, которая проводит экскурсии по монастырю. Недалеко от него расположены два святых источника Преподобного Ферапонта: первый находится с северо-восточной стороны монастыря, второй колодец — в деревне Исавицы.

Вид на монастырь со стороны Москвы-реки

Вид на монастырь со стороны Москвы-реки, © Маргарита Кушниренко

История Можайского Лужецкого Ферапонтова монастыря

Монастырь был основан в 1408 г. учеником Сергия Радонежского — преподобным Ферапонтом, в честь которого он и назван. Есть несколько версий, почему его посвятили Рождеству Богородицы. По одной из них, этот праздник чтил князь Андрей, по просьбе которого был возведен монастырь. Согласно другой версии, это связано с основанным Ферапонтом на 11 лет раньше Белозерским монастырем, посвященным Богородице.

Сначала на территории монастыря был один каменный собор, который разобрали в начале XV в. Вместо него построили новый, сохранившийся до нашего времени. На протяжении 1524—1547 гг. на месте захоронения преподобного Ферапонта возвели еще один храм. Спустя 120 лет к архитектурному ансамблю святилища добавили каменную ограду с круглыми башнями.

Когда началась революция, в одном из корпусов расположились солдаты, а в 1929 г. монастырь и вовсе закрыли. Это были тяжелые времена для монастыря — его разоряли, разрушали, и в итоге он пришел в запустение. В начале 1940-х гг. на его территории открыли фурнитурную фабрику и завод по производству медицинского оборудования. В 1961 г. началась реставрация собора, но только в 1994 г. монастырь вернули церкви.

Ансамбль монастыря

Ансамбль монастыря, © Koroleva Elena

Расписание богослужений и требы

Богослужения в Можайском Лужецком Ферапонтове монастыре проходят каждый день. Прихожане могут посетить утренние молитвы, которые в будни и по субботам начинаются в шесть утра, по воскресеньям и в праздники — в восемь утра. Каждую субботу после Божественной литургии, проходящей в девять утра, совершаются панихиды об усопших.

Желающие могут заказать требы о здравии, упокоении, панихиды и молебны. Для этого необязательно посещать монастырь, можно подать записки на электронную почту обители. Подробная информация, как оформить записку, есть на официальном сайте монастыря.

Дорога от монастыря к колодцу преподобного Ферапонта

Дорога от монастыря к колодцу преподобного Ферапонта, © Маргарита Кушниренко

Архитектурный ансамбль

Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь сохранил ряд памятников архитектуры, которые были построены на протяжении XVI—XIX вв. Самые старые из них — собор Рождества Пресвятой Богородицы и церковь Царицы Небесной с трапезными палатами. Также в монастыре практически в первозданном виде сохранились колокольня с усыпальницей, где хоронили представителей рода Савеловых, и каменная ограда с башнями.

Кельи, где проживают монахи, и настоятельский корпус с конца XVII в. не один раз перестраивались. Особый интерес вызывает фундамент храма чудотворца Ферапонта, сохранившийся до наших дней. Он строился из белокаменных надгробий, украшенных крестами, которые привозили с кладбища.

Колокольня и Собор Рождества Пресвятой Богородицы

Колокольня и Собор Рождества Пресвятой Богородицы, © Евгений Спиваковский

Как добраться

До Лужецкого Ферапонтова мужского монастыря добраться не составит труда. К нему можно доехать электричкой, автобусом и на такси.

На электричке

Из Москвы до святыни быстрее всего добираться на электричках. Они отправляются ежедневно с Белорусского вокзала до ж/д вокзала Можайска. Расстояние оттуда до монастыря составляет чуть больше 4 км. Некоторые предпочитают идти дальше пешком, но можно заказать такси или проехать на автобусе.

Во дворе монастыря

Во дворе монастыря, © ds.molotkov

На автобусе

Ближайшая к монастырю остановка общественного транспорта — «Москва-река» — находится в 730 м к востоку от него. К ней прибывают автобусы № 29, 31, 37, 41, 44, 46, 48 с Рузы, Милятино, Перещапово, Чернево, Дегтярей.

На такси

Доехать до монастыря легко на такси. Популярные службы Можайска — «Трансмаер», «Web Такси», «Можайка», «Такси Спутник» и др. Также вызвать машину можно посредством мобильного приложения «Яндекс. Такси» или заказом Kiwitaxi.

Можайский Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь на панораме Яндекс-карт

Можайский Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь на видео