Лютеранка

Что такое Реформация

Реформация, движение за переосмысление христианской (а если точнее, католической) церкви выходит далеко за рамки религии и касается и общественной, и политической жизни. Хотя Реформация возникла в Германии, она распространилась по всей Европе.

Началом Реформации принято считать 31 октября 1517 года, когда Мартин Лютер, доктор богословия Виттенбергского университета, прибил к дверям Замковой церкви свои знаменитые «95 тезисов». В них он высказывался против злоупотреблений властью католической церкви и продажи индульгенций.

В те времена католическая церковь играла не только религиозную, но и политическую роль, так что причины Реформации лежали далеко за пределами религии. Зарождался новый класс — буржуазия — который противостоял феодалам. Католическая церковь и сама была крупным феодалом и, соответственно, поддерживала сложившуюся иерархию.

Новому классу нужна была новая церковь, и идеи Лютера о простоте и экономии нашли отклик у буржуа. Важно, что представители нового класса не хотели отказываться от христианского мировоззрения.

Мартин Лютер

Кем был Мартин Лютер и почему именно он считается отцом Реформации

Мартин Лютер происходил из семьи крестьянина, который смог разбогатеть. Лютер воспитывался в строгости. Отец стремился дать ему юридическое образование, однако неожиданно для семьи сын стал монахом Августинского ордена, а затем священником. В новом университете города Виттенберга Лютер преподавал и получал степень доктора теологии. Однажды по делам его направили в Рим, где якобы он и увидел развращенность римско-католических священников. Лютер пришел к мысли, что для понимания Бога не нужно папство.

Причиной, почему Лютер вывесил свои «95 тезисов» на двери церкви, была булла (папский документ) папы Льва X о продаже индульгенций. Лютер не был первым, кто критиковал отпущение грехов за деньги, однако именно он осмелился высказаться с критикой католических догматов — например, того, что церковь является необходимым посредником между Богом и человеком.

Дальше события развивались стремительно: Лютера вызывают в суд, предают анафеме, а затем и вовсе объявляют еретиком. Лютер публично сжигает папскую буллу в университетском дворе и говорит, что теперь борьба против папства — дело всей немецкой нации.

Лютер прибивает тезисы к двери церкви

Лютер не был казнен. За 62 года своей жизни он успел выпустить несколько трудов и перевести Библию на немецкий — этот перевод сыграл ключевую роль в Реформации и стал основой немецкого литературного языка.

Лютеране и протестанты — в чем разница

Лютеране — это протестантское течение. Вместе с кальвинизмом, анабаптизмом, цвинглианством и англиканством лютеранство относится к церквям Реформации. Также протестантскими считаются различные дореформационные течения (например, гуситы) и церкви, возникшие после Реформации (баптисты и методисты).

Однако путать лютеранство и протестантизм не так уж стыдно. Изначально именно сторонников Лютера стали называть протестантами — после их протеста в немецком городе Шпайер. Термин «лютеране» впервые был использован в текстах против Лютера и его сторонников — причем в негативном смысле.

Лютеранский собор в Ульме

Лютеранская и католическая церковь — в чем разница

Лютеране не признают духовенство наместниками Бога на земле, однако это не означает, что они полностью отказались от института священства. Лютеранские священники считаются пасторами, то есть проповедниками, которые никак не возвышаются над мирянами. Может ли женщина стать священником в лютеранской церкви? Да, может. И даже женщина-лесбиянка — и этим никого не удивить. В лютеранской Церкви Швеции, например, гомосексуальная пара может заключить такой же брак, как и гетеросексуальная.

Лютеранские церкви зачастую выглядят более современными, чем католические — там нет богатого убранства, икон и картин. Однако это не всегда справедливо — в старинных лютеранских церквях можно встретить и пышное убранство алтаря, и картины, и свечи.

Лютеране признают два таинства (католики — семь) — крещение и причастие, так как они установлены самим Иисусом Христом. Однако в лютеранской книге «Апология Аугсбургского исповедания» также относят к таинствам исповедь и рукоположение.

Реформация началась в Германии. Большинство немцев — лютеране?

Нет. Вестфальский мирный договор разделил Германию на две зоны — католическую и лютеранскую.

До сих пор католиков и лютеран в Германии примерно поровну. Евангелическая церковь — объединение лютеранских и реформатских (кальвинистских) земельных церквей — Германии насчитывает около 25 миллионов прихожан.

Это 30% населения страны. Католиков в стране — примерно столько же. Самая влиятельная католическая архиепархия находится в Кёльне.

  • #Германия
  • #история
  • #католики
  • #церковь

ЛЮТЕРАНСТВО — од­но из основных на­прав­ле­ний про­тес­тан­тиз­ма, воз­ник­шее в хо­де Ре­фор­ма­ции в Гер­ма­нии.

На­зва­но по име­ни М. Лю­те­ра.

Ис­то­рия

Тра­диционной да­той на­ча­ла Ре­фор­ма­ции в Ев­ро­пе счи­та­ет­ся 31.10.1517 года, ко­гда Лю­тер, ка­то­лический мо­нах-ав­гу­сти­нец и профессор Вит­тен­берг­ско­го университета, вы­ве­сил на две­рях церкви Всех Свя­тых в Вит­тен­бер­ге свои 95 те­зи­сов про­тив зло­упот­реб­ле­ний ин­дуль­ген­ция­ми. Ка­то­лической док­три­не (см. Ка­то­ли­цизм), со­глас­но ко­то­рой для спа­се­ния ду­ши в чис­ле дру­го­го тре­бо­ва­лось со­вер­ше­ние бла­го­чес­ти­вых дел, Лю­тер про­ти­во­пос­та­вил уче­ние о спа­се­нии толь­ко ве­рой (лат. sola fide). Ни­кто из греш­ных лю­дей, со­глас­но Лю­те­ру, не в со­стоя­нии вы­пол­нить все за­по­ве­ди, дан­ные Бо­гом, ни­ка­кие тру­ды не спо­соб­ны ис­ку­пить че­ло­ве­че­ские гре­хи. Их ис­ку­пил Сам Иисус Хри­стос че­рез му­че­ни­че­скую смерть на Гол­го­фе. Тем са­мым ста­ло воз­мож­но оп­рав­да­ние греш­ных лю­дей пе­ред Бо­гом: от­ны­не че­ло­век, ис­крен­не ве­рую­щий в Трои­цу и, в ча­ст­но­сти, во Хри­ста как сво­его Ис­ку­пи­те­ля, по­лу­ча­ет оп­рав­да­ние, а с ним и веч­ное спа­се­ние. Пре­сле­до­ва­ния Лю­те­ра со сто­ро­ны ка­то­лической Церк­ви, об­ви­не­ние его в ере­си вы­зва­ли со­чув­ст­вие оп­по­зи­ци­он­ных пап­ст­ву сил и спро­во­ци­ро­ва­ли дви­же­ние за ре­фор­му Рим­ско-ка­то­лической церк­ви. Ока­зав­шись пе­ред не­об­хо­ди­мо­стью обос­но­вать свою по­зи­цию, Лю­тер под­верг пе­ре­смот­ру многие по­ло­же­ния средневекового ка­то­ли­циз­ма, не на­хо­див­шие, по его мне­нию, обос­но­ва­ния в Биб­лии. Фак­ти­че­ски был про­воз­гла­шён при­ори­тет Свя­щен­но­го Пи­са­ния над Свя­щен­ным Пре­да­ни­ем и от­верг­ну­та по­сред­ни­че­ская роль Церк­ви в де­ле спа­се­ния.

Не­смот­ря на со­про­тив­ле­ние цер­ков­ных вла­стей, сто­рон­ни­ков Ре­фор­ма­ции взя­ли под свою за­щи­ту пра­ви­те­ли Сак­со­нии, Гес­се­на, Бран­ден­бур­га и других германских го­су­дарств, где цер­ков­ные струк­ту­ры пе­ре­шли из ка­но­нического под­чи­не­ния Ри­му под кон­троль свет­ских вла­стей. Про­грам­ма ре­фор­мационных пре­об­ра­зо­ва­ний бы­ла из­ло­же­на в Аугс­бург­ском ис­по­ве­да­нии, пред­став­лен­ном императору Свя­щен­ной Римской им­пе­рии Кар­лу V 25.6.1530 года. Мно­го­лет­няя ожес­то­чён­ная борь­ба ме­ж­ду немецкими князь­я­ми, при­няв­ши­ми Лютеранство, и князь­я­ми, со­хра­нив­ши­ми вер­ность ка­то­ли­циз­му, за­вер­ши­лась в 1555 году Аугс­бург­ским ре­ли­ги­оз­ным ми­ром, да­вав­шим пра­во ка­ж­до­му пра­ви­те­лю по сво­ему ус­мот­ре­нию вы­би­рать ка­то­ли­че­ст­во или Лютеранство как обя­за­тель­ную для его под­дан­ных ве­ру («чья власть, то­го и ве­ра»). По­сколь­ку в германских го­су­дар­ст­вах ка­то­лические епи­ско­пы к Ре­фор­ма­ции не примк­ну­ли, лю­те­ран­ские церк­ви там воз­гла­ви­ли кли­ри­ки, не имев­шие апо­столь­ско­го пре­ем­ст­ва. Их административные долж­но­сти (су­пер­ин­тен­дант, епи­скоп и др.) не рас­смат­ри­ва­ют­ся как сан. В 1527 году лю­те­ран­ская Ре­фор­ма­ция на­ча­лась в Шве­ции (и под­вла­ст­ной ей Фин­лян­дии), в 1536 — в Да­нии, Нор­ве­гии и Ис­лан­дии. Бóль­шая часть ка­то­лических епи­ско­пов в этих стра­нах пе­ре­шла в Лютеранство, со­хра­нив ти­тул, по­это­му современные лю­те­ран­ские скандинавские епи­ско­пы пре­тен­ду­ют на об­ла­да­ние епи­скоп­ским са­ном и апо­столь­ским пре­ем­ст­вом. В ре­зуль­та­те в Лютеранство про­изош­ло раз­де­ле­ние на 2 основные тра­ди­ции — гер­ман­скую и скан­ди­нав­скую.

Ещё при жиз­ни Лю­те­ра и осо­бен­но по­сле его смер­ти сре­ди его по­сле­до­ва­те­лей воз­ник­ли раз­но­гла­сия. В 1577 году около 8000 пас­то­ров под­пи­са­ли Фор­му­лу со­гла­сия, где бы­ло из­ло­же­но нор­ма­тив­ное ве­ро­уче­ние по спор­ным во­про­сам. Она бы­ла вклю­че­на в сбор­ник лю­те­ран­ских ве­ро­ис­по­вед­ных до­ку­мен­тов — Кни­гу со­гла­сия, впер­вые из­дан­ную в Дрез­де­не в 1580 году. Кро­ме Аугс­бург­ско­го ис­по­ве­да­ния и Фор­му­лы со­гла­сия, в неё во­шли Апо­столь­ский, Ни­кей­ский (с Filioque) и Афа­на­си­ев сим­во­лы ве­ры, Апо­ло­гия Аугс­бург­ско­го ис­по­ве­да­ния, Шмаль­каль­ден­ские ар­ти­ку­лы (с при­ло­жен­ным трак­та­том «О вла­сти и пер­вен­ст­ве па­пы»), «Боль­шой ка­те­хи­зис» и «Ма­лый ка­те­хи­зис» Лю­те­ра. Кни­га со­гла­сия ос­та­ёт­ся офи­ци­аль­ным ве­ро­учи­тель­ным стан­дар­том боль­шин­ст­ва лю­те­ран­ских церк­вей.

На про­тя­же­нии XVII века на ос­но­ве ари­сто­те­ли­ан­ской фи­ло­со­фии, дог­ма­ти­ки Кни­ги со­гла­сия и не про­ти­во­ре­ча­щих Лютеранству свя­то­оте­че­ских и ка­то­лических уче­ний сфор­ми­ро­ва­лась «лю­те­ран­ская ор­то­док­сия», или «лю­те­ран­ская схо­ла­сти­ка». Чрез­мер­ная со­сре­до­то­чен­ность на тон­ко­стях дог­ма­ти­ки вы­зва­ла про­тест по­бор­ни­ков со­ци­аль­но­го слу­же­ния и «жи­во­го ре­лигиозного чув­ст­ва», при­вед­ший к воз­ник­но­ве­нию пие­тиз­ма. В конце XVII — XVIII веков ор­то­док­саль­ное Лютеране под­верг­лось влия­нию ра­цио­на­лиз­ма (Х. фон Вольф, И. Кант). В XIX веке са­мым значительным яв­ле­ни­ем в Лютеранстве и в про­тес­тан­тиз­ме в це­лом ста­ло по­яв­ле­ние ис­то­ри­ко-кри­тического ме­то­да ис­сле­до­ва­ния Свя­щен­но­го Пи­са­ния, ко­то­рый вме­сте с дос­ти­же­ния­ми ес­тественных на­ук и фи­лософских ис­сле­до­ва­ний дал тол­чок к воз­ник­но­ве­нию ли­бе­раль­но­го бо­го­сло­вия, т. е. пе­ре­ос­мыс­ле­нию в све­те современных зна­ний тра­диционных дог­ма­тических пред­став­ле­ний. Боль­шое влия­ние на ста­нов­ле­ние ли­бе­раль­но­го бо­го­сло­вия ока­за­ли идеи Ф. Шлей­ер­махе­ра, ис­сле­до­ва­ния Но­во­го За­ве­та Ф. К. Бау­ра и Д. Ф. Штрау­са. Клас­сические пред­ста­ви­те­ли немецкого ли­бе­раль­но­го бо­го­сло­вия — А. фон Гар­нак, А. Ричль, Э. Трёльч. В той или иной фор­ме ли­бе­раль­ные те­че­ния со­хра­ня­ют­ся в современном лю­те­ран­ст­ве.

В Прус­сии в 1817 году ко­роль Фрид­рих Виль­гельм III объ­е­ди­нил лю­те­ран и ре­фор­ма­тов в еди­ную Еван­ге­лическую цер­ковь (Прус­ская уния), в ко­то­рой бы­ло при­ня­то каль­ви­ни­ст­ское уче­ние (см. Каль­ви­низм) о Ев­ха­ри­стии. Эта ме­ра вы­зва­ла силь­ную оп­по­зи­цию, многие лю­те­ран­ские при­хо­ды Прус­сии не при­ня­ли унию. Ко­роль Фрид­рих Виль­гельм IV уза­ко­нил не­за­ви­си­мое су­ще­ст­во­ва­ние этих при­хо­дов, по­лу­чив­ших название «сво­бод­ные церк­ви», или «ста­рые лю­те­ра­не». В 1930-х годах в про­тес­тант­ских церк­вах Гер­ма­нии сто­рон­ни­ки на­цио­нал-со­циа­лиз­ма ак­тив­но под­дер­жи­ва­ли дви­же­ние «не­мец­ких хри­сти­ан», ко­то­рые сле­до­ва­ли арий­ской ра­со­вой тео­рии, по­чи­та­ли А. Гит­ле­ра как ни­спос­лан­но­го немецкому на­ро­ду мес­сию и стре­ми­лись «очи­стить» хри­сти­ан­ст­во от «еврейского ком­по­нен­та», т. е. фак­ти­че­ски от Вет­хо­го За­ве­та. В 1933 году бы­ла уч­ре­ж­де­на т. н. Германская еван­ге­лическая цер­ковь во гла­ве с до­ве­рен­ным ли­цом Гит­ле­ра пас­то­ром Л. Мюл­ле­ром. Про­тив­ни­ки этой по­ли­ти­ки — как лю­те­ра­не, так и ре­фор­ма­ты, и при­вер­жен­цы Прус­ской унии — в ию­ле 1933 года уч­ре­ди­ли кон­фе­де­ра­тив­ную Ис­по­вед­ни­че­скую цер­ковь (Bekenntnis­kirche) во гла­ве с лю­те­ран­ским пас­то­ром М. Ни­мёл­ле­ром. 31.5.1934 года она при­ня­ла Бар­мен­скую дек­ла­ра­цию, в ко­то­рой осу­ж­да­лись на­ци­ст­ские тео­рии и мес­си­ан­ст­во Гит­ле­ра. Ис­по­вед­ни­че­ская цер­ковь под­вер­га­лась пре­сле­до­ва­ни­ям, хо­тя фор­маль­но так и не бы­ла за­пре­ще­на. По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны в Гер­ма­нии в основном вос­ста­но­ви­лось преж­нее цер­ков­ное уст­рой­ст­во: про­тес­тант­ские церк­ви дей­ст­ву­ют в пре­де­лах отдельных зе­мель, их ста­тус оп­ре­де­ля­ет­ся зе­мель­ны­ми за­ко­на­ми.

С XVII века лю­те­ра­не ста­ли эмиг­ри­ро­вать в Северную Аме­ри­ку, ор­га­ни­зуя там при­хо­ды и си­но­ды по эт­ническому прин­ци­пу (в боль­шин­ст­ве слу­ча­ев в рус­ле герм. тра­ди­ции). К середине XX века Лютеранство в США раз­де­ли­лось на ли­бе­раль­ное кры­ло, ор­га­ни­зо­ван­ное в Еван­ге­лическую лю­те­ран­скую цер­ковь в Аме­ри­ке (окон­ча­тель­но сфор­ми­ро­ва­лась в 1988 году из трёх лю­те­ран­ских церк­вей), и лю­те­ран-кон­сер­ва­то­ров (ана­лог «ста­рых лю­те­ран» в Гер­ма­нии), об­ра­зо­вав­ших Лю­те­ран­скую цер­ковь — Мис­су­рий­ский си­нод и Лю­те­ран­скую цер­ковь — Вис­кон­син­ский си­нод. В США в 1970-х годах пе­ре­мес­тил­ся центр лю­те­ран­ских бо­го­слов­ских ис­сле­до­ва­ний.

Рас­про­стра­не­нию Лютеранства спо­соб­ст­во­ва­ла и мис­сио­нер­ская дея­тель­ность, од­на­ко у лю­те­ран она все­гда бы­ла ме­нее ак­тив­ной, чем у других про­тес­тан­тов. В XIX веке мис­сио­нер­ст­вом за­ни­ма­лись в основном пие­ти­сты (мис­сио­не­ров го­то­вил университет Гал­ле). Мис­сио­не­ры ра­бо­та­ли в Ин­дии, Аф­ри­ке, Ост-Ин­дии и Ки­тае. Осо­бен­но эф­фек­тив­ной их дея­тель­ность ока­за­лась в Ин­дии, Эфио­пии, Ин­до­не­зии, Тан­за­нии и Ке­нии, где воз­ник­ли мно­го­чис­лен­ные, ди­на­мич­но рас­ту­щие церк­ви.

В 1923 году об­ра­зо­ва­на Все­мир­ная лю­те­ран­ская кон­вен­ция (ВЛК). По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны церк­ви — чле­ны ВЛК со­труд­ни­ча­ли в ока­за­нии по­мо­щи по­стра­дав­шим в хо­де вой­ны в Ев­ро­пе. В 1947 году ВЛК бы­ла пре­об­ра­зо­ва­на во Все­мир­ную лю­те­ран­скую фе­де­ра­цию (ВЛФ). 90% всех лю­те­ран при­над­ле­жат к церк­вам — чле­нам ВЛФ. Об­щее их чис­ло (2008) — свыше 70 млн. человек.

Круп­ней­шим объ­е­ди­не­ни­ем кон­сер­ва­тив­ных лю­те­ран яв­ля­ет­ся соз­дан­ный в 1993 году Ме­ж­ду­народный лю­те­ран­ский со­вет, в ко­то­рый вхо­дят 30 церк­вей-чле­нов (2007). Они объ­е­ди­ня­ют около 3,45 млн. человек. В 1993 году бы­ла ос­но­ва­на Кон­фес­сио­наль­ная еван­ге­лическая лю­те­ран­ская кон­фе­рен­ция, ве­ду­щую роль в ко­то­рой иг­ра­ет Лю­те­ран­ская цер­ковь — Вис­кон­син­ский си­нод. По не­офи­ци­аль­но­му пра­ви­лу ка­ж­дая вновь воз­ник­шая лю­те­ран­ская цер­ковь мо­жет счи­тать­ся за­кон­ной толь­ко при ус­ло­вии её при­зна­ния од­ним из трёх объ­е­ди­не­ний (ВЛФ, Ме­ж­ду­народный лю­те­ран­ский со­вет, Кон­фес­сио­наль­ная еван­ге­лическая лю­те­ран­ская кон­фе­рен­ция). В начале XXI века про­дол­жа­ет­ся рост чис­ла лю­те­ран в Азии, Аф­ри­ке и Латинской Аме­ри­ке, спад — в Ев­ро­пе и Северной Аме­ри­ке.

Мно­гие лю­те­ран­ские церк­ви ак­тив­но уча­ст­ву­ют в эку­ме­ническом дви­же­нии (см. Эку­ме­низм), яв­ля­ют­ся чле­на­ми Все­мир­но­го со­ве­та церк­вей. Важ­ное ме­сто в жиз­ни лю­те­ран­ских церк­вей за­ни­ма­ют со­ци­аль­ное слу­же­ние и бла­го­тво­ри­тель­ность, в т. ч. осу­ще­ст­в­ляе­мые совместно с пред­ста­ви­те­ля­ми других про­тес­тант­ских де­но­ми­на­ций.

Лю­те­ран­ст­во в Рос­сии

Пер­вые лю­те­ра­не — шве­ды, фин­ны, нем­цы, дат­ча­не — поя­ви­лись в Рос­сии в XVI веке (пер­вая кир­ха бы­ла от­кры­та в Мо­ск­ве в 1576 году). Это бы­ли главным образом вра­чи, ре­мес­лен­ни­ки, куп­цы, во­ен­ные. Чис­лен­ность лю­те­ран в Рос­сии рос­ла так­же в ре­зуль­та­те при­сое­ди­не­ния к ней тер­ри­то­рий со зна­чительным лю­те­ран­ским на­се­ле­ни­ем. В ре­зуль­та­те Се­вер­ной вой­ны 1700-1721 годов в Рос­сии по­яви­лось Лютеранство как скан­ди­нав­ской (фин­ны и шве­ды Ин­гер­ман­лан­дии), так и гер­ман­ской (нем­цы, эс­тон­цы, ла­ты­ши Эс­т­лян­дии и Лиф­лян­дии) тра­ди­ций. В 1703 году в Санкт-Пе­тер­бур­ге был ор­га­ни­зо­ван шведско- финский при­ход Св. Ма­рии, ко­то­рый со вре­ме­нем стал цен­тром Лютеранства скандинавской тра­ди­ции в Рос­сии и яв­ля­ет­ся та­ко­вым до­ны­не. Немецкую тра­ди­цию уси­ли­ли пе­ре­се­лен­цы, при­гла­шён­ные императрицей Ека­те­ри­ной II в По­вол­жье и в южные гу­бер­нии, скандинавскую тра­ди­цию — при­сое­ди­не­ние Фин­лян­дии (1743, 1808-1809). Лю­те­ран­ские при­хо­ды в Рос­сии бы­ли со­вер­шен­но не­за­ви­си­мы­ми до 1832 года, ко­гда все они (за ис­клю­че­ни­ем Великого кня­же­ст­ва Фин­лянд­ско­го и Цар­ст­ва Поль­ско­го) бы­ли объ­е­ди­не­ны в Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­скую цер­ковь в Рос­сии. Со­глас­но её ус­та­ву, гла­вой Церк­ви яв­лял­ся российский им­пе­ра­тор. Лю­те­ра­не — главным образом ост­зей­ские нем­цы — со­став­ля­ли зна­чительную часть по­ли­тической, во­енной и куль­тур­ной эли­ты Российской им­пе­рии. В 1914 году в Рос­сии, не счи­тая При­бал­ти­ки, Фин­лян­дии и Поль­ши, бы­ло не ме­нее 234 лю­те­ран­ских об­щин.

В 1919 году от Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ской церк­ви от­де­ли­лись ин­гер­ман­ланд­ские при­хо­ды, ко­то­рые в 1923 году об­ра­зо­ва­ли Фин­скую еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­скую цер­ковь. В 1920 году немецкая Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь вы­ра­бо­та­ла «Вре­мен­ные по­ста­нов­ле­ния» о са­мо­управ­ле­нии еван­ге­ли­чес­ко-лю­те­ран­ских об­щин в Рос­сии. В 1924 году её Ге­не­раль­ный си­нод при­нял Ос­нов­ной за­кон, рег­ла­мен­ти­рую­щий дея­тель­ность Церк­ви, по­лу­чив­шей название Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь Со­вет­ско­го Сою­за. В 1937 году боль­шин­ст­во фин­нов- ин­гер­ман­ланд­цев бы­ло вы­сла­но из Ле­нин­град­ской области в Среднюю Азию, Си­бирь и Ка­зах­стан. В ре­зуль­та­те ре­прес­сий в 1938 году вся­кая дея­тель­ность лю­те­ран­ских цер­ков­ных струк­тур в СССР пре­кра­ти­лась. Од­на­ко с при­сое­ди­не­ни­ем При­бал­ти­ки (ле­то 1940) в пре­де­лах СССР ока­за­лись лю­те­ран­ские церк­ви Эс­то­нии и Лат­вии. В августе 1941 года вла­сти осу­ще­ст­ви­ли на­сильственную де­пор­та­цию российских нем­цев, зна­чительное чис­ло ко­то­рых со­став­ля­ли лю­те­ра­не. До 1980-х годов функ­цио­ни­ро­ва­ли не­боль­шие немецкие лю­те­ран­ские об­щи­ны в мес­тах ссыл­ки, час­то не имев­шие пас­то­ров и не под­дер­жи­вав­шие кон­так­тов с еди­но­вер­ца­ми за ру­бе­жом. В 1980 году советская власть при­зна­ла су­ще­ст­во­ва­ние лю­те­ран­ских «брат­ских об­щин» и раз­ре­ши­ла соз­да­ние не­мец­ко-лю­те­ран­ско­го проб­ст­ва в со­ста­ве Еван­ге­ли­че­ско- лю­те­ран­ской церк­ви Лат­вии. В 1988 году со­зван Ге­не­раль­ный си­нод немецкой лю­те­ран­ской церк­ви, на ко­то­ром уч­ре­ж­де­на Немецкая еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь (НЕЛЦ) СССР. По­сле 1991 года НЕЛЦ ста­ла фор­маль­но са­мо­стоя­тель­ной, фак­ти­че­ски на­хо­дясь в за­ви­си­мо­сти от Еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ской церк­ви Гер­ма­нии. В 1994 году она по­лу­чи­ла на­име­но­ва­ние Еван­ге­ли­чес­ко-лю­те­ран­ская цер­ковь в Рос­сии, на Ук­раи­не, в Ка­зах­ста­не и Средней Азии (ЕЛЦ). Уда­ле­ние из её на­зва­ния оп­ре­де­ле­ния «не­мец­кая» под­чёр­ки­ва­ло, что от­ны­не ЕЛЦ ори­ен­ти­ру­ет­ся в сво­ей пас­тор­ской дея­тель­но­сти не толь­ко на российских нем­цев.

В конце 1950-х годах боль­шин­ст­во фин­нов- ин­гер­ман­ланд­цев су­ме­ло вер­нуть­ся в Ле­нин­град­скую область. В Нар­ве и Пет­ро­за­вод­ске бы­ли соз­да­ны при­хо­ды Эстонской церк­ви с бо­го­слу­же­ни­ем на финском язы­ке. В 1977 году за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­на об­щи­на в городе Пуш­кин. С рас­па­дом СССР Ин­гер­ман­ланд­ская лю­те­ран­ская цер­ковь — Цер­ковь Ин­грии ста­ла са­мо­стоя­тель­ной (1.1.1992). С начала 1990-х годов немецкие и финские лю­те­ра­не ста­ли ак­тив­но по­мо­гать сво­им еди­но­вер­цам в Рос­сии.

По­ми­мо Церк­ви Ин­грии, кон­сер­ва­тив­ное Лютеранство в Рос­сии пред­став­ля­ет Си­бир­ская еван­ге­ли­че­ско-лю­те­ран­ская цер­ковь (СЕЛЦ), при­хо­ды ко­то­рой (в Но­во­си­бир­ске, Бар­нау­ле и др.) соз­да­ва­лись в со­ста­ве Эстонской лю­те­ран­ской церк­ви. В мае 2003 года СЕЛЦ ста­ла ав­то­ке­фаль­ной.

Осо­бен­но­сти ве­ро­уче­ния

Основные прин­ци­пы Лютеранства и про­тес­тан­тиз­ма в це­лом сво­дят­ся к 3 по­ло­же­ни­ям: ис­клю­чи­тель­ный ав­то­ри­тет Свя­щен­но­го Пи­са­ния, по­сколь­ку толь­ко че­рез Сло­во Бо­жие че­ло­век при­хо­дит к ве­ре; дос­ти­же­ние спа­се­ния лич­ной ве­рой; свя­щен­ст­во всех ве­рую­щих (ср. 1 Пет. 2:9) как от­ри­ца­ние ру­ко­по­ло­жен­но­го свя­щен­ст­ва в ка­че­ст­ве по­сред­ни­ка для спа­се­ния че­ло­ве­ка.

По­ни­ма­ние Пре­свя­той Трои­цы, Ии­су­са Хри­ста как Сы­на Бо­жия, ро­ж­дён­но­го от Де­вы Ма­рии, уче­ние о рае и аде в Лютеранстве сов­па­да­ют с об­ще­хри­сти­ан­ски­ми взгля­да­ми (ка­то­лическое уче­ние о чис­ти­ли­ще от­вер­га­ет­ся). В Лютеранстве де­ла­ет­ся ак­цент на ис­ку­пи­тель­ном под­ви­ге Ии­су­са Хри­ста. Лю­те­ра­не при­дер­жи­ва­ют­ся тра­ди­ци­он­но­го для западного хри­сти­ан­ст­ва уче­ния об ис­хо­ж­де­нии Свя­то­го Ду­ха (c Filioque). Лютеранство при­зна­ёт уче­ние о пре­до­пре­де­ле­нии к спа­се­нию, но, в от­ли­чие от каль­ви­низ­ма, от­вер­га­ет пре­до­пре­де­ле­ние к осу­ж­де­нию. Пол­но­стью от­ри­ца­ет­ся в лю­те­ран­ской тео­ло­гии уча­стие сво­бод­ной во­ли че­ло­ве­ка в спа­се­нии: спа­се­ние — дар Бо­га, ко­то­рый ни­чем нель­зя за­слу­жить — ни ас­ке­зой, ни мо­лит­вой, ни до­б­ры­ми де­ла­ми, т. е. при­ни­ма­ет­ся прин­цип Бо­жия мо­нер­гиз­ма (в от­ли­чие от пра­во­слав­но­го си­нер­гиз­ма — при­зна­ния со­ра­бот­ни­че­ст­ва Бо­га и че­ло­ве­ка в де­ле спа­се­ния че­ло­ве­ка). Спе­ци­фи­че­ски лю­те­ран­ским, хо­тя и вос­хо­дя­щим к по­ле­ми­ке блж. Ав­гу­сти­на с Пе­ла­ги­ем (см. Пе­ла­ги­ан­ст­во), яв­ля­ет­ся раз­де­ле­ние все­го со­дер­жа­ния Биб­лии на За­кон (то, что Бог тре­бу­ет от лю­дей) и Еван­ге­лие (то, что Бог обе­ща­ет лю­дям).

Из та­инств при­зна­ют­ся кре­ще­ние и Ев­ха­ри­стия (Ве­че­ря Гос­под­ня, Та­ин­ст­во ал­та­ря). Аугс­бург­ское ис­по­ве­да­ние рас­смат­ри­ва­ет ис­по­ведь и от­пу­ще­ние гре­хов как та­ин­ст­во, но ны­не боль­шин­ст­во лю­те­ран от­но­сят ис­по­ведь к об­ря­дам. Кре­ще­ние обыч­но со­вер­ша­ет­ся над мла­ден­ца­ми и вос­при­ни­ма­ет­ся как «спа­си­тель­ная ра­бо­та Бо­га», ко­то­рый че­рез нис­по­сы­лае­мую Им бла­го­дать тво­рит в при­ни­маю­щих кре­ще­ние спа­си­тель­ную ве­ру. В кре­ще­нии лю­ди омы­ва­ют­ся от грехов, от­вра­ща­ют­ся от смер­ти и дья­во­ла и по­лу­ча­ют веч­ное спа­се­ние в дар от Бо­га. Кре­ще­ние обыч­но со­вер­ша­ет­ся об­ли­ва­ни­ем или ок­ро­п­ле­ни­ем, но мо­жет про­из­во­дить­ся и трое­крат­ным пол­ным по­гру­же­ни­ем. Со­глас­но лю­те­ран­ской трак­тов­ке Ев­ха­ри­стии, хлеб и ви­но, ста­но­вясь ис­тин­ны­ми Те­лом и Кро­вью Хри­ста, вме­сте с тем со­хра­ня­ют свою сущ­ность, а не толь­ко ак­ци­ден­ции (т. о., от­вер­га­ет­ся уче­ние о пре­су­ще­ст­в­ле­нии). В от­ли­чие от цвинг­ли­ан (см. Цвинг­ли­ан­ст­во), лю­те­ра­не ка­те­го­ри­че­ски от­вер­га­ют пред­став­ле­ние о том, что Ве­че­ря Гос­под­ня име­ет толь­ко сим­во­лическое или «вос­по­ми­на­тель­ное» зна­че­ние. В од­них лю­те­ран­ских церк­вах Ев­ха­ри­стия со­вер­ша­ет­ся поч­ти еже­не­дель­но, в дру­гих — один раз в 2-3 месяца, в треть­их — лишь один раз в го­ду, в Ве­ли­кую пят­ни­цу. В от­личие от ка­то­лической прак­ти­ки, в Лютеранстве при­ча­ще­ние всех ве­рую­щих про­ис­хо­дит Те­лом и Кро­вью Хри­сто­вы­ми, что бы­ло вве­де­но ещё Лю­те­ром. Кон­фир­ма­ция, ор­ди­на­ция (ру­ко­по­ло­же­ние), брак и еле­ос­вя­ще­ние рас­смат­ри­ва­ют­ся обыч­но как об­ря­ды (ко­ли­че­ст­во та­инств в Лютеранстве не фик­си­ру­ет­ся).

Пас­то­ры во мно­гих лю­те­ран­ских церк­вах из­би­ра­ют­ся и ос­та­ют­ся в са­не по­жиз­нен­но. Кан­ди­да­ты в пас­то­ры долж­ны иметь специальное об­ра­зо­ва­ние и при­зва­ние к слу­же­нию. В конце XX — начале XXI века в ли­бе­раль­ных лю­те­ран­ских церк­вах рас­про­стра­ни­лась прак­ти­ка ру­ко­по­ло­же­ния в пас­то­ры жен­щин, а за­тем — и воз­ве­де­ния их в епи­скоп­ское дос­то­ин­ст­во. В Рос­сии един­ст­вен­ной про­тес­тант­ской Цер­ко­вью (по­ми­мо ме­то­ди­стов), при­знаю­щей жен­ское свя­щен­ст­во, яв­ля­ет­ся ЕЛЦ. В наи­бо­лее ли­бе­раль­ных лю­те­ран­ских со­об­ще­ст­вах по­лу­чи­ла рас­про­стра­не­ние прак­ти­ка бла­го­сло­ве­ния т. н. од­но­по­лых бра­ков. В 2005 году по­сле ре­ше­ния Еван­ге­ли­чес­ко-лю­те­ран­ской церк­ви Шве­ции о до­пус­ти­мо­сти та­ких бла­го­сло­ве­ний ряд кон­сер­ва­тив­ных пас­то­ров вы­шли из под­чи­не­ния ар­хи­епи­ско­па церк­ви Шве­ции; РПЦ ра­зо­рва­ла все кон­так­ты с этой Цер­ко­вью.

В Лютеранстве от­сут­ст­ву­ет еди­ный тип цер­ков­ной ор­га­ни­за­ции: в различных церк­вах при­сут­ст­ву­ют епи­ско­паль­ные, пре­сви­те­ри­ан­ские и кон­гре­га­цио­наль­ные фор­мы. Гла­ва­ми церк­вей мо­гут быть ар­хи­епи­ско­пы, епи­ско­пы, ге­не­раль­ные су­пер­ин­тен­дан­ты или пре­зи­ден­ты. Де­ла­ми церк­вей управ­ля­ют си­но­ды, в со­став ко­то­рых вхо­дят как свя­щен­но­слу­жи­те­ли, так и ми­ря­не. Ка­ж­дая Цер­ковь соз­да­ёт своё ка­но­ническое пра­во, но не счи­та­ет его един­ст­вен­но вер­ным и то­ле­рант­но от­но­сит­ся к ка­но­ническому пра­ву других церк­вей.

Бо­го­слу­жеб­ная прак­ти­ка

В ли­тур­гии центральное ме­сто от­во­дит­ся Ев­ха­ри­стии (ес­ли она со­вер­ша­ет­ся в этот день), но важ­на и про­по­ведь Сло­ва Бо­жия. По­ют­ся гим­ны, чи­та­ют­ся мо­лит­вы и от­рыв­ки из Свя­щен­но­го Пи­са­ния, стро­го оп­ре­де­лён­ные на ка­ж­дый день. Зна­чительная часть служ­бы от­во­дит­ся об­ще­му хо­ро­во­му пе­нию. Бо­го­слу­же­ние со­вер­ша­ет­ся на национальных язы­ках. В со­от­вет­ст­вии с прин­ци­пом оп­рав­да­ния толь­ко ве­рой от­вер­га­ют­ся цер­ков­ные мо­лит­вы за умер­ших и не при­зна­ёт­ся воз­мож­ность за­ступ­ни­че­ст­ва свя­тых пе­ред Бо­гом. Во вре­мя бо­го­слу­же­ния воз­жи­га­ют­ся све­чи, ино­гда ис­поль­зу­ет­ся ла­дан. Пас­то­ры и епи­ско­пы на­де­ва­ют осо­бые об­ла­че­ния (в скандинавских церк­вах об­ла­че­ния свя­щен­но­слу­жи­те­лей очень близ­ки к ка­то­ли­че­ским). В церк­ви име­ет­ся ал­тарь, одоб­ря­ет­ся на­ли­чие жи­во­пис­ных изо­бра­же­ний. По­кло­не­ние мо­щам и ико­нам от­вер­га­ет­ся. Ис­поль­зо­ва­ние в лю­те­ран­ской ли­тур­гии ор­гá­на ле­жит в ос­но­ве свя­зан­ной с Лютеранством бо­га­тей­шей музыкальной тра­ди­ции (И. С. Бах и др.).

Лютеранство является традиционным вероисповеданием для скандинавских народов, одним из основных вероисповеданий в Германии и распространено также в других странах. В России лютеранство имеет давнюю историю — более 400 лет. В России всегда пользовалась уважением благотворительная деятельность лютеран, их служение милосердия. Известно, что российские лютеране создавали и финансировали большое число самых разных благотворительных и просветительских учреждений и обществ: благотворительные кассы, школы для бедных детей и сирот, евангелические общества помощи бедным, учебные заведения для глухонемых и слепых, больницы и т. д.

Лютеране — это христианская церковь. Как и все христиане, лютеране веруют в Триединого Бога: Отца и Сына и Святого Духа. Лютеране признают все канонические книги Библии (Ветхий и Новый Завет) Словом Божьим. Священное Писание является для лютеран высшим авторитетом.

Название «лютеранская церковь» происходит от фамилии Лютер. Мартин Лютер (1483-1546 гг.), монах Римско-католической церкви, доктор богословия Виттенбергского университета в Германии, при внимательном изучении Библии смог увидеть в Слове Божьем некоторые ключевые истины, которые были хорошо известны древнехристианской церкви, но со временем в силу разных обстоятельств развития церкви на Западе были оставлены без внимания и почти забыты. Лютер, а также другие богословы, начал возрождение авторитета этих божественных истин. Это событие известно в истории как Реформация церкви в XVI веке, в ходе которой многие христиане в Германии, а впоследствии и во многих других странах, получили возможность восстановить истины божественного откровения и читать Библию на родном языке. Их оппоненты дали им прозвище «лютеране». Со временем это название было воспринято многими последователями Реформации и существует по сей день.

Во что веруют лютеране? Лютеране, как и все христиане, верят, что Бог является Творцом всего мира и всего, что в мире, в том числе и человека, высшего из всех творений, которого Он сотворил «по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1:27). При сотворении человек находился в присутствии Божьем, был свят, праведен и безгрешен и обладал вечной жизнью, но в результате грехопадения образ Божий в человеке исказился, человек отдалился от Бога, стал грешен и, согласно Закону Божьему, должен был умереть, «ибо возмездие за грех — смерть» (Рим. 6:23). После грехопадения первого человека никто из людей, живших на земле, уже не мог до конца исполнить праведного Закона Божьего так, как того желает Бог, «потому что все согрешили, и лишены славы Божией» (Рим. 3:23).

Лютеране, как и все христиане, веруют, что Бог искупил нас посредством смерти и воскресения Сына Своего, Господа нашего Иисуса Христа. Лютеране веруют, что Иисус Христос есть истинный Бог, Сын Божий, предвечно рожденный от Отца. Иисус Христос — вторая ипостась Троицы. Одновременно Иисус Христос является настоящим, жившим на земле человеком, родившимся от девы Марии. Святое Евангелие говорит, что Иисус Христос пришел, чтобы вместо нас понести заслуженное нами наказание, пострадать и умереть, сполна уплатив Своей драгоценной кровью цену искупления за грехи всех людей, ибо «Он есть умилостивление… за грехи всего мира» (1 Ин. 2:2). Будучи всемогущим, вечным Богом, неподвластным смерти, на третий день Христос победоносно воскрес «для оправдания нашего» (Рим. 4:25).

Одним из основных принципов лютеранского вероучения является восстановленная в ходе Реформации следующая евангельская истина: Искупление, которое Иисус принес всем людям, дается человеку по одной лишь вере во Христа. Спаситель Сам сказал о Себе: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25). Евангелие говорит нам, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Эта Благая Весть о спасении через веру в Иисуса Христа является главным содержанием всего Священного Писания и основой христианского упования.

Лютеране веруют, что, согласно Библии, обрести спасение можно исключительно через веру, ибо в Писании сказано: «Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф. 2:8-9). Только благодаря вере во Христа можно обрести вечную жизнь. В то же время эта вера не должна быть мертвой, а должна побуждать верующего христианина жить и поступать так, чтобы в этой временной жизни своими делами прославить Бога и послужить своему ближнему, повинуясь повелениям Закона Божьего, которые были кратко сформулированы Самим Иисусом Христом в заповедях любви: «Возлюби Господа Бога твоего…» и «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мк. 12:30-31).

Лютеране верят, что подверженный греху человек может прийти к осознанию своей греховности и к вере во Христа исключительно благодаря действию Святого Духа Божьего, третьей ипостаси Троицы. Христос сказал: «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня» (Ин. 6:44). Дух Святой возрождает, освящает верующего человека, обновляет его сердце, ум и волю, чтобы человек мог жить для славы Божьей и любить Бога. Дух дает верующему силы жить новым человеком, по-христиански, сопротивляться своей ветхой греховной природе и поступать праведно по отношению к другим людям.

Лютеране верят, что Дух Святой собирает всех христиан на земле в единой, святой, вселенской христианской церкви, которая является множеством всех освященных Духом людей, которые в сердце своем уповают на Иисуса Христа. Главой христианской церкви согласно Библии является Христос, а церковь является Его Телом (Кол. 1:18). Несмотря на то, что в наше время в силу различных обстоятельств развития христианства существуют разные христианские церковные сообщества, лютеране признают христианами всех людей, признающих триединство Бога и Иисуса Христа Спасителем.

Лютеране считают, что признаками истинной церкви являются верное преподавание Слова Божьего и совершаемые, согласно установлению Христа, таинства — установленные Иисусом Христом священнодействия, при которых в видимых, материальных знаках таинственно сообщаются невидимые небесные блага Нового Завета. Лютеране признают, что Христос установил два таинства: Таинство крещения и Таинство святого причастия.

Крещение дает отпущение грехов, освобождает от смерти и дьявола и дарует вечное блаженство всем верующим в Слово и обетование Божье, ибо «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Лютеране крестят младенцев, потому что они тоже способны веровать, ибо вера сотворяется в человеке Богом, а не самим человеком.

В Таинстве святого причастия лютеране принимают в хлебе и вине истинное Тело и истинную Кровь Иисуса Христа, которые присутствуют там согласно словам установления, сказанным Христом: «…сие есть Тело Мое, которое за вас предается… сие есть Кровь Моя нового завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Лк. 22:19; Мф. 26:28). В этом таинстве Бог дарует прощение грехов, жизнь и блаженство и укрепляет веру человека.

Лютеране веруют в то, что при втором пришествии Христа произойдет окончательное низвержение дьявола и всякого зла. В этот последний день Бог воскресит всех умерших: «все, находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия» (Ин. 5:28). Умершие верующие пойдут в «воскресение жизни», т. е. в вечную жизнь. Туда же пойдут верующие, живущие в этот момент. Умершие неверующие пойдут в «воскресение осуждения», т. е. в вечную смерть. Туда же пойдут и неверующие, живущие в этот момент.

В качестве изложения истинной христианской веры лютеране признают три древних христианских Символа веры: Апостольский, Никейский и Афанасьевский. Для сохранения истинного и полного единодушия в учении все церкви лютеранского вероисповедания признают лютеранские исповедные книги, написанные деятелями Реформации для правильного истолкования Слова Божьего: Аугсбургское исповедание, Апология Аугсбургского исповедания, Шмалькальденские артикулы, Трактат о власти и примате папы, Краткий и Большой Катехизисы Лютера и Формула Согласия. Лютеране широко пользуются духовными трудами отцов древней церкви, а также многовековым духовным наследием всей христианской церкви в целом.

Лютеране признают, что все христиане имеют право, в силу духовного священства, свидетельствовать о Спасителе, однако к публичному проповедническому служению приходят те, кого призывает Сам Бог, ибо «никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом» (Евр. 5:4). Они преподают и проповедуют Слово Божье, приобщают святых таинств, а также осуществляют власть ключей, отпуская грехи кающимся. Эти священнослужители в лютеранских церквях называются пасторами (лат. pastor — «пастырь», «пастух»). В тех лютеранских церквях, где сохраняется традиция апостольской преемственности (напр., в скандинавских странах) происходит рукоположение епископов, т. е. «смотрителей» церкви в данной стране или регионе.

В устройстве богослужения в лютеранских церквях в разных странах допускается определенная свобода. Однако в главном воскресном богослужении обычно присутствуют: общая исповедь, отпущение грехов, чтение Св. Писания, проповедь, чтение Символа веры, Причастие, молитвы, пение гимнов.

Октавиан Август: на пути к созданию гвардии

Преторианская гвардия была опорой императорской власти. Но гвардейцы и их командиры осознавали собственную силу. Поэтому они неоднократно пытались влиять на политику, поддерживая угодных им принцепсов. Должность префекта претория открывала ее обладателю путь наверх. Несколько императоров погибли в результате заговоров преторианских офицеров или гнева солдат. А два командира преторианцев смогли ненадолго получить верховную власть в империи.

Создание «преторской когорты» римские историки приписывали Сципиону Эмилиану. В римской армии существовали отряды экстраординариев, отборных солдат из пехоты и конницы.

В I веке до н. э. римские полководцы стали окружать себя отрядами телохранителей. Совсем необязательно, это была преторская когорта или легионеры. Мятежник Квинт Серторий окружил себя телохранителями-испанцами, Юлий Цезарь в Галлии держал отряд из телохранителей-германцев, а в Испании — из испанцев. Термин «преторианцы» в этот период применялся к отрядам телохранителей должностных лиц, в частности — наместников.

1.jpg

«Преторианский рельеф». I век н. э. (wikipedia.com)

Солдаты «преторской когорты» освобождались от большей части солдатских обязанностей и получали большее жалование. Первое упоминание о «преторской когорте» относится к 62 году до н. э. Атака этой когорты решила исход боя против мятежника Катилины.

После убийства Юлия Цезаря его преемники Марк Антоний и Октавиан Август обзавелись такими отрядами. Численность преторианской гвардии Антония достигла 6000 воинов, разделенных на когорты. В ответ на это пасынок Цезаря собрал армию телохранителей численностью 10 000 воинов, многие из которых были ветеранами Цезаря.

Одна из преторианских когорт Октавиана полностью погибла в битве против войск Антония при Галльском Форуме. Позже преторианцы участвовали в войне наследников Цезаря против Брута и Кассия.

После победы над Брутом и Кассием 8000 ветеранов, решивших продолжить службу, были организованы в преторианские когорты и разделены между Октавианом и Антонием. Преторианские когорты Антония участвовали в его войне против Парфии.

Во времена гражданских войн после гибели Цезаря преторианские когорты были временными отрядами специального назначения. В них служили ветераны, решившие продлить службу за более высокое вознаграждение. Преторианцы участвовали в битвах вместе с обычными легионерами. Создание преторских когорт позволяло полководцам удерживать в своей армии испытанных и опытных солдат. Став императором, Август сформировал преторианскую гвардию как постоянную часть имперской армии.

Элита армии Римской империи: служба преторианцев

Созданная Августом постоянная элитная армия состояла из 9 когорт и насчитывала 4500 воинов. Во времена первого императора только 3 из них постоянно размещались в Риме. При преемниках Октавиана число когорт менялось. После реформы Септимия Севера гвардия формально насчитывала 10 000 воинов, разделенных на 10 когорт.

Важность преторианской гвардии показывает завещание Октавиана. Император завещал каждому гвардейцу по 1000 сестерциев. Для сравнения, воинам городских когорт он завещал по 500 сестерциев, а простым легионерам — по 300.

Преторианцами командовали два высших офицера, носившие звание — префект претория. Иногда власть сосредотачивалась в руках одного префекта, как это было при Сеяне. Во время императора Коммода был период, когда у гвардии было сразу три префекта претория.

Годовое жалование преторианца составляло 750 динариев против 225 обычного легионера и 375 — воина городской когорты. Номинальная дневная ставка воина элитной части составляла 2 динария или 32 асса. Дневная ставка легионера составляла 10 ассов (меньше одного динария), дневная ставка воина городской когорты — 1 динарий. При окончании службы преторианец получал 5000 динариев против 3000 и 3750 легионера и воина городской когорты соответственно.

При Домициане жалование легионеров и преторианцев выросло. Отныне гвардеец получал в год 999 динариев, легионер — 300, а воин городской когорты — 498. Возможно, были и другие изменения в начислении жалования, но они остались незафиксированными.

2.jpg

Реконструкция облика преторианца. (энциклопедия военной истории)

Срок службы солдат элитных частей составлял 16 лет. Вышедшие в отставку преторианцы не всегда покидали военную службу. Они могли получить офицерский пост во вспомогательных войсках на границе. Например, на севере Британии. Посвящения на алтарях близ Адрианова вала сохранили судьбы и детали биографий этих людей. Например, Флавий Максимиан служил в 1-й преторианской когорте, а позже стал командиром первой когорты даков на римской службе.

Первоначально преторианцев набирали из Италии и романизированных Македонии, Испании и Норика. С эпохи Северов дорога в гвардию была открыта воинам всей империи.

В эпоху «халифов на час» III века н. э. преторианские когорты стали получать имена императоров, которые быстро отбрасывались, когда менялась власть. Так 2-я когорта некоторое время была «Гордиановой» в честь одного из Гордианов. 5-я когорта какое-то время носила звание «Филиппова» в честь императора Филиппа Араба.

Император Тиберий и префект претория Сеян

В первые дни правления принцепса Тиберия преторианцы показали себя, как сила, которую можно использовать в борьбе за власть. По приказу нового императора они убили Агриппу Постума, последнего внука Октавиана и претендента на трон.

Тиберий повсюду (на форум, в сенат) брал с собой преторианскую охрану. В его правление преторианцы, сопровождающие принцепса, стали одним из символов власти императора.

Командир преторианцев Луций Элий Сеян стал фаворитом Тиберия и первым в ряду временщиков при императорах династии Юлиев-Клавдиев. Отец Сеяна Луций Сей Страбон стал одним из префектов гвардии при Августе. Когда принцепсом стал Тиберий, вторым префектом стал его сын Сеян. Вскоре Страбон получил пост префекта Египта, а Сеян сосредоточил в своих руках единоличное командование преторианцами.

Сразу после смерти Августа восстали легионеры в Паннонии. Для подавления мятежа Тиберий отправил своего сына Друза Младшего, которого сопровождали две преторианские когорты во главе с Сеяном. Впервые преторианцы использовались для действий «на местах».

Позднее преторианские когорты сопровождали членов правящей фамилии во время походов. В 17 г. н. э. две гвардейские когорты были с Германиком в его походе в земли за Рейном. После смерти Германика преторианцы в качестве почетного эскорта сопровождали семью полководца. Гвардейские офицеры несли урну с прахом Германика.

Год за годом префект претория Сеян укреплял свою власть. В 21 году н. э. благодаря родству с ним Юний Блез получил пост проконсула Африки, обойдя знатного претендента Эмилия Лепида. В 22 году н. э. под руководством Сеяна потушили пожар театра Помпея, который мог бы погубить весь город. Тиберий отметил заслуги своего фаворита. К похвалам присоединился Сенат, по решению которого статую префекта воздвигли в спасенном им театре.

При Октавиане преторианцы размещались в разных частях Италии. В первые годы правления Тиберия — в разных районах Рима. В 23 году н. э. в северной части Рима был построен укрепленный лагерь Castra Praetoria. Это была настоящая крепость, подобная тем, которые строили в приграничных районах.

3.jpg

Сохранившаяся стена Castra praetoria. (wikipedia.com)

Исследователи объясняют возвышение выходца из сословия всадников Сеяна недоверием Тиберия к сенатской аристократии. Император сделал своими доверенными лицами нескольких всадников.

Через год после основания крепости преторианцы приняли участия в подавлении восстания на юге Италии. В Брундизии бывший преторианец Тит Куртизий начал собирать армию рабов. Мятеж подавил случайно оказавшийся поблизости квестор Кутий Луп. Император, узнав о мятеже, послал туда отряд преторианцев. Похоже, гвардейцы опоздали к битве и только доставили в Рим Куртизия и других лидеров восстания.

Сеян продолжил укреплять свое положение при дворе. Под удар попали друзья скончавшегося Германика. По его наущению осудили военного трибуна Гая Силия. Военный трибун Долабелла разбил нумидийцев, но по наущению временщика ему отказали в триумфе, чтобы не уменьшить славы родственника Сеяна в Проконсульской Африке. Был осужден историк Кремуций Корд, поссорившийся с Сеяном и, якобы, восхвалявший в своей книге Брута и Кассия.

Преторианцы были для Тиберия символом его власти и опорой, а их командир Сеян — человеком, который мог исполнить его самые деликатные поручения. Высокий статус Сеяна был обусловлен его статусом командира элитной армии. В 25 году н. э. преторианцы провели военные учения, зрителями которых стали сенаторы. Это было еще одной демонстрацией силы. Но со временем Тиберий посчитал Сеяна опасным или просто пережившим свою полезность. Также были слухи о заговоре с участием префекта претория протии принцепса.

В 31 году н. э. Сеян без императора вернулся в Рим вместе с большей частью гвардии. Вслед за ним в город прибыл Квинт Невий Суторий Корд Суторий Макрон с приказом принять командование преторианской гвардией. Сеян был арестован в Сенате с помощью городских когорт.

Преторианцы начали восстание, но Макрону удалось навести порядок. Гвардейцы получили очередную выплату от императора и еще одну от Сената, чтобы подчеркнуть их статус государственных служащих, а не личной охраны принцепса. Макрон стал новым префектом преторианцев.

Через год после падения Сеяна один из сенаторов предложил, чтобы участок театра, где сидели всадники, был открыт для вышедших на пенсию преторианцев. Тиберий пришел в ярость, что сенатор вмешивается в вопросы, являющиеся прерогативой его как принцепса и командира преторианцев.

Преторианцы после Сеяна

После смерти Тиберия префект претория Макрон поддержал притязания на трон приемного внука Калигулы. Возможно префект рассчитывал достичь положения Сеяна, но новый принцепс сначала отправил его на пост префекта Египта, а затем принудил к самоубийству.

Незадолго до смерти Тиберий составил завещание, подобное завещанию Августа. Согласно ему каждый преторианец вновь получил 1000 сестерциев. Калигула поднял налоги, и гвардейцы помогали собирать их гражданским сборщикам податей. Преторианские когорты сопровождали императора в походе в Германию, а конные преторианцы даже поучаствовали в постановочном бою, где роль «германских варваров» сыграли германцы из корпуса телохранителей Калигулы.

В 41 году н. э. группа преторианских офицеров организовала заговоров против принцепса. В их числе оказались один из префектов претория и несколько трибунов. После убийства Калигулы сенаторы начали спорить, кого выбрать новым императором или восстановить республику. В этот момент гвардейцы взяли в свои руки инициативу и нашли во дворце немолодого Клавдия, дядю Калигулы.

4.jpg

Альма-Тадема Л. «Римский император, 41 год н. э.». (wikipedia.com)

Два префекта претория достигли вершин власти во времена Нерона. Первым из них был Бурр, который вместе с Сенекой имел большое влияние на молодого императора. После смерти Бурра его место занял Софоний Тигеллин.

В 65 году н. э. второй префект претория Фений Руф оказался замешан в заговоре против Нерона и был казнен. Через три года, пока Тигеллин был в поместье, против Нерона началось восстание. Другой префект убедил подчиненных предать императора, который в итоге покончил с собой.

В «год трех императоров» преторианцы снова увеличили свое влияние. Марк Сальвий Отон сначала присоединился к императору Гальбе, а затем возглавил заговор против него. Гвардейцы преподнесли головы Гальбы и его наследника Отону.

В войне Отона с новым претендентом, Вителлием, преторианцы сражались на стороне Отона. Когда проигравший принцепс покончил с собой, гвардейцы сожгли его останки, и некоторые из них решили последовать за Отоном.

Вителлий покарал тех преторианцев, которые потребовали от Отона награду за помощь в убийстве Гальбы. Остальным он предложил отставку на условиях, какие они бы получили после окончания 16-летней службы.

Решение Вителлия было логичным, потому что преторианцы не были бы верны ему также, как Отону, но сыграло свою роль в его падении. Новый претендент на трон Веспасиан начал собирать войска для похода на Италию и звал под свои знамена уволенных гвардейцев, обещая восстановить их на службе. Тем временем Вителлий создал 16 собственных преторианских когорт и назначил двух префектов из числа своих сторонников.

В октябре 69 года н. э. войска Вителиия и полководца Веспасиана Антония Прима сошлись в бою при Кремоне. Уволенные преторианцы сражались на стороне Веспасиана. И, как пишет Тацит, смогли на какое-то время отбросить врага. В итоге ночного боя победа досталась Антонию.

Война завершилась взятием Рима войсками Веспасиана. Сторонники Вителлия особенно упорно защищали Castra Praetoria, которую штурмовали бывшие преторианцы Отона. Все защитники крепости (Тацит не уточняет, были ли это преторианцы Вителлия) погибли лицом к противнику. Так в Риме утвердилась династия Флавиев.

После падения Вителлия в империи было три группы преторианцев — бывшие гвардейцы императоров Отона и Вителлия и легионеры, ставшие преторианцами Веспасиана. Неизвестны детали новой организации гвардии. К 70 году н. э. относится упоминание воина, служившего в 19-й преторианской когорте, но 70-е годы н. э. в источниках фиксируются 9 когорт. Возможно Веспасиан сокращал численность гвардейцев постепенно.

Династия Антонинов: конец власти преторианцев

Пришедший к власть в 96 году н. э. император Нерва восстановил в должности префекта преторианцев Касперия Элиана. Через год он ответил императору мятежом и осадой дворца. Гвардейцы требовали выдачи и казни убийц Домициана, предшественника Нервы. Принцепсу пришлось выдать их на расправу, а после этих событий он сделал своим соправителем полководца Траяна.

Когда в январе 98 года н. э. Нерва умер, Траян был на германской границе. Он вызвал к себе Элиана и отстранил от его командования (возможно казнил). На место смутьяна принцепс назначил верного ему военачальника.

Поскольку задачей преторианцев была охрана императора, гвардейские части участвовали в войнах Траяна — в Дакии и на Востоке. После смерти Траяна преторианцы почти не упоминаются вплоть до императора Коммода. Префекты претория были советниками, военачальниками императоров, а также выполняли функции полиции в Италии.

Эпоха солдатских императоров и Константин Великий

Преторианцы и их префекты заявили о себе после падения династии Антонинов. После убийства Коммода сенаторы предложили трон Пертинаксу. Новый император первым делом прибыл в крепость преторианцев, чтобы заручиться их поддержкой. Ему удалось купить ее за 12 000 сестерциев.

Преторианцы оказались вовлечены в новый заговор. Он был раскрыт, а префект претория Лет умышленно казнил около двух сотен гвардейцев, чтобы вызвать их гнев на Пертинакса. В итоге преторианцы ворвались во дворец. Император попытался убедить их остановиться, но воины расправились с ним.

Новым императором стал Дидий Юлиан, который купил этот пост у преторианцев на аукционе, предложив 25 000 сестерциев и обойдя другого честолюбца. Он так и не смог расплатиться с гвардейцами.

Когда к Риму двигался Септимий Север, преторианцы оставили Юлиана. Претендент на трон в письме обещал воинам элитных когорт прощение, если они выдадут убийц Пертинакса. Сенат осудил брошенного гвардией правителя на смерть, и Дидия Юлиана убили.

Когда Север подошел к Риму, он приказал преторианцам покинуть казармы и без оружия явиться в его лагерь. Там гвардейцев окружили верные императору легионеры. Убийц Пертинакса казнили, а Септимий Север заявил собравшимся безоружным воинам, что они не имеют права именоваться преторианцами, потому что предали своего императора Дидия Юлиана.

Пока шло собрание, один из отрядов Севера занял преторианскую крепость. Гвардейцы могли сохранить жизнь, но должны были лишиться звания и вооружения и даже сдать церемониальные кинжалы, украшенные золотом и серебром. Отряды конной гвардии должны были вернуть государству своих коней. Один из них в отчаянии заколол коня, а затем покончил с собой.

Север оставил во главе преторианцев их префектов в награду за то, что они поддержали его, но навербовал новых гвардейцев. Основой обновленной гвардии стали легионеры Севера, происходившие из областей империи — Паннонии, Иудеи, Фракии. Отныне проявивший себя легионер получал шанс попасть на службу в столичную часть.

В 217 году н. э. префект претория ненадолго стал императором. Им оказался Марк Опеллий Макрин, выходец из Кесареи Мавретанской. Он был юристом, потом стал советником префекта претория Плавтиана. В 212 году сын Септимия Севера император Каракалла сделал Макрина префектом претория, и в этом ранге он сопровождал правителя в восточный поход.

В походе Макрин организовал убийство правителя, и армия провозгласила принцепсом его. В следующем году неудачная война с Парфией подорвала позиции правителя, и в ходе короткой гражданской войны он потерпел поражение и погиб.

Роль преторианцев в заговорах выросла в эпоху «солдатских императоров». В 235 году н. э. они присягнули на верность императору Максимину, через три года присоединились к мятежу против него и расправе над императором-солдатом.

Выбранные в 238 году н. э. Сенатом императоры Бальбин и Пупиен не доверяли гвардейцам и окружили себя телохранителями-германцами. Недовольные преторианцы захватили императоров в плен, отвезли в свою крепость и казнили. После этого они провозгласили новым императором подростка Гордиана.

Префект претория Гай Фурий Сабиний выдал за императора свою дочь и правил от его имени. Фурий провел успешную кампанию против Персии, но вскоре умер. Его преемник на посту префекта претория Марк Юлий Филипп в 244 году н. э. убил Гордиана и провозгласил императором себя. Он стал не только единственным римским императором-арабом, но и вторым префектом претория, достигшим трона.

5.jpg

Император Филипп Араб. (wikipedia.com)

Император Аврелиан много сделал для восстановления империи, в частности, разгромил Пальмиру и Галльскую империю. Везде его сопровождали преторианцы. В 275 году н. э. несколько их офицеров приняли участие в заговоре и убили императора.

Пришедший к власти в 284 году н. э. император Диоклетиан реформировал преторианскую гвардию. В соответствии с системой тетрархии гвардейцы были распределены между четырьмя императорами, правящими разными частями империи. Небольшой отряд преторианцев оставался в Castra Praetoria. В частности, в 303 году н. э. преторианцы, подчиненные Диоклетиану, участвовали в нападении на церковь в Никомедии.

Последним боем преторианцев стала битва на Мульвийском мосту 28 октября 312 года. В этом бою сражались два претендента на трон Западной Римской империи — Константин и Максенций. Конница и пехота Максенция побежали почти сразу, но преторианцы устояли. Они остались одни против всех сил Константина, прижатые к реке. На рельефе, посвященном битве, изображены тонущие в Тибре преторианцы.

6.jpg

Дж. Романо. «Битва на Мульвийском мосту». (wikipedia.com)

После победы Константин расформировал преторианскую гвардию. Бывшие воины преторских когорт были распределены по приграничным частям на Рейне и Дунае. По приказу императора были разрушены южная и западная стены Castra Praetoria (северная и восточная стали частью римских стен). Разрушение крепости показывало, что времена преторианцев ушли навсегда.

В течение III века н. э. протекторы, комплектовавшиеся из заслуженных ветеранов, вытесняли преторианцев, как охрана правителей. В эпоху мобильных армий многотысячный элитный пехотный корпус был не нужен, поэтому Константин создал в качестве замены преторианцев корпус «scholae palatinae». В этот отряд входило 500 конных воинов, которые защищали особу императора в походе и не обладали достаточной силой, чтобы влиять на политику империи.