Манной небесной

Справочник составлен редакцией портала «Грамота.ру» по материалам следующих изданий:

  • Бирих А. К., Мокиенко В. М., Степанова Л. И. Русская фразеология. Историко-этимологический словарь / Под ред. В. М. Мокиенко. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2005.
  • Душенко К. В. Словарь современных цитат. – 4-е изд., испр. и доп. – М., 2006.
  • Душенко К. В. Цитаты из русской литературы. Справочник. М., 2005.
  • Кочедыков Л. Г. Краткий словарь иноязычных фразеологизмов. М., 1995.

АБВГДЕЖЗИКЛНОПРСТУФХЦЧШЩЭЮЯ

Мазать дёгтем (прост. неодобр.) – 1) позорить девушку, обвинять её в бесчестии; 2) очернять, выставлять кого-либо в чёрном цвете. Дёготь, несмотря на то что в крестьянском быту он был важным и необходимым, из-за его чёрного цвета сделался символом бесчестья, зла. В деревнях дёгтем вымазывали ворота девушке, потерявшей невинность до свадьбы.

Мамаево нашествие – неожиданное появление многочисленных и неприятных гостей, посетителей. Мамаево – от имени татарского хана Мамая, который совершил в XIV веке опустошительное нашествие на Русь. В 1380 году его войска были разгромлены русскими в Куликовской битве.

Манна небесная – о чем-либо ценном, редком и нужном. Согласно Библии, манна – пища, которую Бог каждое утро посылал иудеям в пустыне, когда они шли в Землю обетованную (возможно, это были семена съедобного лишайника, которые очень легки и переносятся ветром на большие расстояния; кочевники собирают эти семена, делают из них муку и пекут хлеб).

Мартышкин труд (презр.) – бестолковый процесс работы, бесполезные усилия, напрасные старания. Выражение восходит к басне И. А. Крылова «Обезьяна» (1811). Речь в ней идет о мартышке, позавидовавшей пахарю, работа которого вызывает одобрение окружающих. Мартышка, желая показать трудовое усердие, начала катать большой чурбан, однако похвал так и не дождалась, так как пользы от ее «работы» не было никакой.

Медведь на ухо наступил кому-либо – о человеке, лишенном музыкального слуха. В выражении нашли свое отражение такие качества медведя, как неуклюжесть и глуповатость, его большие размеры. Существует также оборот с названием другого крупного животного: слон на ухо наступил. Возможно, выражение связано и с охотой на медведей, во время которой в схватке со зверем человек нередко получал различные повреждения.

Медвежий угол – захолустное, отдаленное, глухое место. Выражение вошло в широкое употребление после публикации одноименного рассказа П. И. Мельникова-Печерского, где так назван глухой город. Автор основывается на существовавших с древних времен названиях (Медвежий Угол), относящихся к небольшим поселениям. Как топоним это словосочетание встречается уже в памятниках XIV–XVII вв. Но есть и другое объяснение оборота: Медвежьим углом называли Ярославль, на гербе которого изображен медведь.

Медвежья услуга – неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи вред, неприятность. Фразеологизм восходит к басне И. А. Крылова «Пустынник и Медведь» (1808), рассказывающей о дружбе Пустынника с Медведем. Однажды Пустынник лег спать, а Медведь отгонял от него мух. Согнал муху со щеки, она села на нос, затем на лоб. Медведь взял увесистый булыжник и со всей силы ударил им Пустынника в лоб, убив не только муху, но и друга.

Между (меж) двух огней – в положении, когда опасность грозит с двух сторон. Есть несколько версий происхождения оборота: 1) оборот восходит к временам татаро-монгольского ига. Прибывших в Орду с податями или прошениями русских князей проводили по пути в ханскую ставку между двумя зажженными кострами. Считалось, что огонь может отнять силу у ядовитых снадобий и помешать злым умыслам; 2) возможно, калька с немецкого zwischen zwei Feuer kommen – ‘попасть в перекрестный огонь с двух сторон’. Выражение понималось также как ‘попасть в опасное положение при попытке помирить враждующие стороны’.

Менторский тон (неодобр.) – наставительный, поучающий, назидательный, высокомерный тон. Выражение связывается с именем Ментора, друга греческого героя Одиссея. Зная ум и рассудительность Ментора, Одиссей, уходя на войну с Троей, поручил ему воспитание своего сына Телемаха. В русском языке слово ментор употребляется обычно с неприязненным оттенком, как «надоедливый и педантичный советник».

Менять кукушку на ястреба (народн. ирон.) – выбирать из плохого худшее; поступать нерасчетливо, необдуманно. Выражение восходит к славянским представлениям о сезонном превращении кукушки в ястреба. По мифологии, ястреб является вместилищем злой души. Ср. утраченное значение слова кукушка «зловещий человек».

Мерить одной меркой (неодобр.) – подходить к оценке различных людей, явлений, обстоятельств и т. п. одинаково, без учета индивидуальных особенностей. Выражение возникло на основе фразеологизма мерить на один аршин с заменой устаревшего аршин более активным словом мерка.

Места не столь отдаленные (часто ирон.) – удаленные от центра территории; места ссылки. Выражение из «Уложения о наказаниях» царской России, по которому ссылка делилась на две степени: в отдаленные и не столь отдаленные места Сибири. Этот оборот прочно вошел в язык писателей второй половины XIX века для обозначения ссылки.

Метать бисер перед свиньями – говорить, объяснять что-либо тому, кто не может понять и по достоинству оценить этого. Выражение из Библии: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга (ц.-слав. бисер) вашего пред свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас» (Матфей, 7, 6). В старославянском языке слово бисер означало «жемчуг».

Метать петли – обманывать, стараться запутать кого-либо. Выражение из языка портных: метать петли – обшивать петли на одежде. Затем выражение перешло в язык охотников, где метать петли означает «выписывать на бегу сложные замкнутые кривые».

Мещанин во дворянстве (книжн.) – о выскочке, который старается выглядеть важным и образованным человеком. «Мещанин во дворянстве» – русское название комедии Мольера «Le Bourgeois gentilhomme» (1670). Ее герой, буржуа Журден, стремится во что бы то ни стало проникнуть в дворянское общество, но непременно попадает в смешное положение.

Страницы: 2 последняя

Очередной ролик протоиерея Димитрия Сизоненко из цикла «Крылатые выражения из Библии». Смотрите ролик или читайте его расшифровку:

В наш язык прочно вошли такие выражения, как «ждать как манну небесную», то есть «ждать с нетерпением», или иногда «ждать, ничего не предпринимая». Мы иногда говорим «радоваться как манне небесной», когда речь идет о каком-то неожиданном, незаслуженном подарке или удаче, которая к тебе свалилась с неба. Иногда люди говорят «питаться манной небесной», наподобие «питаться Духом Святым» — в смысле «жить впроголодь», имея лишь самое необходимое для жизни.

В Ветхом Завете о манне говорится в 16-й главе Книги Исход и в 11-й главе Книги Чисел. В Книге Исход рассказывается, как народ, оказавшись в пустыне, начал голодать. Подымается бунт, ропот против Моисея и Аарона. И вот однажды утром народ просыпается, и по мере того как рассеивается туман, сыновья Израиля видят на земле нечто прекрасное, похожее на иней. И они стали спрашивать: «ман-ху?», «что это такое?». И тогда Моисей сказал им: «это хлеб, который Господь дал вам в пищу». И поэтому народ Израиля назвал эту пищу манной, что означает «что это?». Вот этот крик изумления и восхищения остался в названии этого ценного продукта. Она была похоже на зерна кориандра, была белоснежной и на вкус была приятной как медовые хлопья. Существует древнее предание, что на вкус она была разной: младенцам она казалась медом, молодым людям — приятной как хлеб, пожилым людям — бальзамом, елеем. Поэтому манна это пища, которую дает Бог, пища, которая утоляет потребности каждого человека индивидуально.

Ученные выдвигаютразные гипотезы, что это могло быть.Некоторые считают, что это застывшаясмола амариска.

Но для верующего человека совсем не важно, что было в физическом мире этой манной. Гораздо важнее, что это был знак любви Бога. Господь, как заботливый отец для своей семьи, накрывает стол прямо посреди пустыни: там, где человек по определению лишен всего, он получает в пищу самое необходимое и самое прекрасное.

Именно поэтому в Книге Премудрости о манне говорится как о хлебе ангелов: ангельском хлебе, доставляющем наслаждение и утоляющем голод.

Манна падала с неба каждый день в течение сорока лет, пока народ скитался по пустыне. Ее было ровно столько, сколько было необходимо каждому. Например, если кто-то был слишком трудолюбив или слишком алчен, набирал ее слишком много, то в результате манны оказывалось гораздо меньше, чем он ее собрал, а оставалось ровно столько, сколько ему было нужно. Если кто-то был ленив и просто протягивал руки и не хотел двигаться с места, он всё равно получал ее столько, сколько ему было нужно. И если кто-то пытался отложить эти запасы на следующий день, то они становились червивыми и загнивали.

Меня лично это очень смущало: как это ангельский хлеб, небесный дар может испортиться, подвергнуться разложению. Но это замечательный образ: ту благодать, которую мы получаем на сегодня, — ее нужно сегодня же пускать в оборот. Если ты что-то откладываешь на завтра, то все это идет прахом и портится. Поэтому не откладывайте жизни в присутствии благодати Божией на завтра, потому что завтра она может не наступить.

С манной связанно еще одно важное предписание. Народ вспомнил о субботнем дне. Дело в том, что Господь посылал манну каждый день кроме субботы, потому суббота — это день покоя. Но представьте себе, что каждый получает в пятницу двойной рацион этой пищи, для того чтобы мог исполнять предписание о покое, хранить субботу. И суббота, и сам этот факт — что Господь заботится даже об этом, говорит очень важную вещь. Манна, как и все божественные дары, нам не посылаются просто автоматически: это всегда знак любви.

В Новом Завете тоже употребляется это выражение. Апостол Павел нам сообщает о том, что в Иерусалимском храме, в Святая Святых, в Ковчеге Завета хранилась как величайшая святыня манна небесная, наряду со Скрижалями Завета и расцветшим жезлом Аарона. О манне небесной вспоминает Христос, когда говорит о хлебе, спустившемся с небес.

Но самое главное: манна — это знак Божественной любви, знак любви Отца, Который питает своих детей. Здесь есть очень важный элемент в плане воспитания чувств. Никогда не нужно переставать ценить то, что мы получаем как дар. Мудрость состоит в том, чтобы не присваивать себе полученный дар, а принимать его с благодарностью, для того чтобы он действительно приносил радость и был источником жизни.

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Протоиерей Димитрий Сизоненко

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге

Лишайниковая манна

Легенда из учебника

В школьном учебнике по ботанике (Пасечник, 2007) мы можем прочитать следующее: «Существует легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, встретили на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, ― это съедобный лишайник, серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки, Передней и Средней Азии. Отсюда пошло выражение «манна небесная”».

Хоть и неявно, но автор учебника дает понять, что манна небесная, которая описана в Библии, есть просто-напросто съедобный лишайник.

Почему же возникло такое предположение?

Съедобный лишайник

Известнейший российский путешественник академик П. С. Паллас во время своей экспедиции на территории современной Киргизии в 1771 – 1776 годах наблюдал удивительную картину: во время голода местные жители собирали в пустыне джар-бидай – «земляной хлеб». При ближайшем рассмотрении «земляной хлеб» оказался ни чем иным как лишайником. Это явление заинтересовало П. С. Палласа, он тщательно изучил строение этого лишайника и пришел к выводу, что им обнаружен новый для науки вид. Паллас описал найденный вид как Lichenesculentus – дословно «лишайник съедобный», а само явление получило название лишайниковой манны. Другой путешественник – Амман первым нашел этот лишайник в окрестностях Оренбурга и описал его как земляной хлеб, который «родится по самым сухим известковым и гипсовым горам в Татарской степи между камнями во множестве, от малых камешков едва можно различить».

Аспицилия съедобная (современное название этого лишайника) обычно не прикреплена к чему бы то ни было и представляет собой форму «перекати-поле» среди лишайников. В горах Кавказа, Крыма, Карпат, а также в Средней Азии, Греции, Курдистане и Алжире на высоте 1 500 – 3 500 м этот вид растет прикрепленный к скалам или почве, «достигая 3 – 4 дюйма вышины». Со временем края слоевищных лопастей загибаются вниз, постепенно заключают в себя субстрат (обычно это глина), а затем края слоевища срастаются, лишайник полностью отрывается от почвы. Слоевище ссыхается и становится шарообразным.

Неслучайно, когда во время голода 1846 г. в Малой Азии ели этот лишайник, очевидцы описывали его «в виде комков величиной с лесной орех». Шарообразная форма лишайника, по-видимому, является приспособлением не только для распространения (благодаря форме «перекати-поле» аспицилия переносится ветром на огромные расстояния), но и служит увеличению фотосинтезирующей поверхности. Такая форма слоевища встречается не только у этого вида лишайника, но и у целого ряда водорослей и высших растений: шаровидное слоевище обладает оптимальным соотношением площади поверхности и объема.

Аспицилия словно действует по принципу: «все свое ношу с собой». Глина или иная почва, заключенная внутри таллома, может служить в качестве источника минеральных веществ. Органические вещества производит водоросль, являющаяся одним из симбионтов лишайника. Единственное, что нужно аспицилии – это вода. Причем для жизни этого лишайника вода требуется в очень небольших количествах. Аспицилия – это устойчивый к засухе лишайник: ведь воды не хватает как в горах (где начинается ее развитие), так и в пустынях (где чаще всего находят лишайниковую манну). Часто аспицилии достаточно тумана и росы, выпадающей ночами в горах и пустынях. Во время дождей иногда наблюдался относительно быстрое увеличение биомассы лишайниковой манны в пустынях. На самом деле велика вероятность того, что роста лишайника как такового при этом не происходило: просто ссохшиеся комки лишайника разбухали, впитывая влагу, ослизнялись, и при этом казалось, что лишайник растет. Правда, в некоторых случаях действительно наблюдается вторичное прикрепление слоевищ аспицилии на солонцевато-глинистых почвах в пустынях. Возможно, что при этом лишайник действительно может расти. В любом случае летом в пустыне лишайниковую манну легко не заметить: она мало чем отличается от комьев грязи или сухой глинистой корки. Но весной или после дождя она выглядит совсем по-другому и похожа на обычные лишайники.

Еще одно интересное свойство аспицилии, нашедшее отражение и в названии – это ее съедобность. Еще П. С. Паллас из лишайниковой манны «сделал галету, сильно отзывавшуюся на вкус землей». Действительно вкусовые качества аспицилии не самые высокие: питательная ценность низкая, слоевище включает частички песка и глины, от которых очень трудно избавиться. По некоторым данным аспицилия в значительных концентрациях содержит оксалат кальция (соль щавелевой кислоты). Это соединение должно предавать лишайниковой манне чрезвычайно кислый вкус и многие ученые считают лишайниковую манну вообще несъедобной. Поэтому в мирное время лишайники почти не используются в качестве пищи. Совсем другое дело – во время голода и войн. Например, в войну 1829 г. России с Персией в Урмии был голод. Ночью с гор буря принесла большое количество лишайниковой манны. «Овцы очень охотно стали ее поедать», их «примеру последовали и люди, растерши твердыя комья в муку». Подобных случаев известно довольно много.

Лишайниковая манна…

Для обозначения такого явления, когда буря или гроза отрывает и приносит с гор лишайники, которые затем выпадают вместе с осадками, стали использовать словосочетание «манные дожди». Лишайниковая манна может переноситься ветром довольно далеко, иногда она долетает до Саратова, а ближайшее место, где встречается аспицилия – это кавказские горы.

Документально зафиксирован манный дождь, прошедший 24 января 1846 г. в местечке Енишеир (Малая Азия). По свидетельству очевидцев, «выпавшие в виде комков размером с орех лишайники стали собирать и обращать в муку, из которой уже приготовляли хлеб, не уступавший по вкусу настоящему». Стоит отметить, что этот манный дождь тоже спас местных жителей от голода.

В мае 1890 года в окрестностях Диарбекира во время бури также прошел манный дождь. Ранее такого явления в этих местах не наблюдалось. Местные жители растирали лишайник в муку и с большим успехом употребляли в пищу хлеб, приготовленный из нее с прибавкой 1/10 части обычной муки. Хлеб «напоминал по своему вкусу солдатский». Кроме того, лишайник шел на корм скоту, например лошадям.

Мы видим, что так называемые манные дожди наблюдались в самых разных (чаще в пустынных) районах Евразии и Африки.

… или манна небесная?

Некоторые особенности лишайниковых дождей навели ряд ученых на мысль о том, что аспицилия съедобная есть не что иное, как та самая небесная манна, о которой идет речь в Библии (в книге Исход). Какие же это особенности? Во-первых, лишайниковые дожди обычно проходили близ городов и селений, в которых был голод (возможно, что в то время, когда голода не было, на съедобные лишайники никто просто не обращал внимания). Во-вторых, то, что еда в прямом смысле сыпется на голову, производило сильное впечатление. Само понятие «лишайниковая манна» было введено по аналогии с небесной манной.

Например, в словаре Брокгауза и Эфрона мы можем найти следующее определение лишайниковой манны: «Лишаи переносятся сильными ветрами и ураганами часто на далекие расстояния, потом ниспадают в виде дождя М., покрывающего почву, слоем, иногда до 15 и 20 см толщиной. Каждый лишай представляет из себя твердое, похожее на клубень тельце, до 2 1/2 см в поперечнике, неправильной формы, с морщинистой, бугорчатой или трещиноватой поверхностью, сероватого или буроватого цвета снаружи и белого внутри. Открытый еще в прошлом столетии Палласом, этот лишай с тех пор был исследуем неоднократно. Питательность его весьма невелика; сухое вещество более чем наполовину состоит из щавелевоизвестковой соли, да и в остающейся части очень немного питательного. Тем не менее во время нужды, за отсутствием лучшей пищи, его едят, смешивая обыкновенно с некоторым количеством муки. Еще в глубокой древности лишайниковая М. вместе с другими сортами М. была известна и употреблялась в пищу (библейская М.)»

Так ли это на самом деле?

Обратимся к свидетельству Моисея о том, что представляла собой манна небесная. «И вот, на поверхности пустыни нечто мелкое, круповидное, мелкое, как иней на земле…. И Моисей сказал им: это хлеб, который Господь дал вам в пищу; вот что повелел Господь: собирайте его каждый по стольку, сколько ему съесть… И сказал им Моисей: никто не оставляй сего до утра. Но не послушали они Моисея, и оставили от сего некоторые до утра, – и завелись черви, и оно воссмердело. И разгневался на них Моисей. И собирали его рано поутру, каждый сколько ему съесть; когда же обогревало солнце, оно таяло… И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна; она была, как кориандровое семя, белая, вкусом же как лепешка с медом». (Исх. 16, 13 – 22, 31)

Чудо природы

Внимательно изучив это описание, мы видим, что манна, питавшая евреев в пустыне, разительно отличается от аспицилии съедобной. Во-первых, аспицилия, как и все остальные лишайники, не может быстро расти. Анатомическое строение этого лишайника ясно указывает на невозможность быстрого роста, например, образования его в одну ночь, как это было у евреев. Также никто не наблюдал исчезновения лишайника с появлением солнца. Во-вторых, в аспицилии никогда не заводятся черви, так как во всех лишайниках вырабатываются в большом количестве антибиотические вещества. Лишайники могут очень долго хранится (во многих гербариях есть образцы лишайников, собранные более 100 лет назад) и никогда не «смердят»: в них нет летучих соединений, и они вообще не пахнут. В-третьих, аспицилия мало питательна и горька на вкус. Она может содержать до 58 – 66% оксалата кальция (горьковато-кислого вещества) и всего 4% глюкозы. Для сравнения, в хлебе может быть до 70% углеводов (причем из них легко усваивается до 85%). Есть длительное время одни лишайники невозможно. У северных оленей уже после нескольких зимних месяцев питания ягелем наблюдается дистрофия. Между тем манна небесная на вкус напоминала лепешку с медом, и древние израильтяне питались ею на протяжении 40 лет. И наконец, аспицилия съедобная имеет разорванный ареал: она встречается в Африке (в Алжире) и в Евразии (Балканы, Кавказ, Средняя Азия). При этом ни на Синайском, ни на Аравийском полуострове, ни в Палестине аспицилию не находили (во всяком случае в больших количествах), манных дождей в этой местности также не известно.

Поэтому у ученых никогда не было единства мнений о тождественности манны лишайниковой и манны библейской. Некоторые считали, что это одно и то же, другие утверждали, что между ними нет ничего общего. Мы видим, что второе мнение является более аргументированным.

Таким образом, становится ясно, что манна небесная и лишайниковая манна представляют собой совершенно разные явления. Они имеют много общих черт: сходный облик и употребление в пищу в случае голода и бедствий. Однако манна, описанная в Библии, есть несомненное чудо Божие, в то время как аспицилия съедобная – это всего лишь любопытный природный феномен.