Марфо мариинский монастырь Москва

Главная / Москва / Монастыри Москвы / Марфо-Мариинская обитель

В Москве и её окрестностях есть множество памятников архитектуры, истории, культуры. Ярким примером тому служит Марфо-Мариинская обитель, представляющая собой женский монастырь. Построен он был по указанию Великой княгини Елизаветы Фёдоровны в 1909 г., и действует по сей день. Сегодня это не только православная святыня, но и служба социальной помощи, предоставляющая помощь детям, женщинам, инвалидам, малообеспеченным, а также один из известных центров волонтёрского движения.

Для времени своего основания обитель стала весьма прогрессивной с точки зрения и православия, и обычаев, подобным которым в России было тогда очень мало. Прежде всего, необычным стал выбор места для её основания. Это не был храм, как это чаще всего было в других местах, а самая обычная по тому времени усадьба из четырёх жилых домов с большим садом. Княгиня Елизавета Фёдоровна после смерти мужа выкупила имение и отдала его для основания обители милосердия. Сегодня это место — один из центральных районов столицы.

Сёстры обители вовсе не уходили от мира, напротив, занимались благотворительностью. Они оказывали нуждающимся духовную поддержку, а при необходимости и медицинскую помощь. Каждая из монахинь, поступавших в обитель, после могла свободно уйти из неё, чтобы создать свою собственную семью. Здесь давали бедным одежду, еду, оказывали содействие в трудоустройстве, брали детей из неблагополучных семей для обучения. При обители работали аптека, больница, столовая для бедных.

Работу свою обитель продолжала до 1928 г., после чего была закрыта. К моменту закрытия здесь проживали 115 сестёр. Здания обители в советские годы использовалось для самых разных целей: поликлиника, кинотеатр, амбулатория.

С распадом СССР в 1992 г. правительство Москвы передало комплекс Марфо-Мариинской обители под управление Московской патриархии. При этом до 2006 г. Покровский храм при обители находился в ведении научно-реставрационного Центра им. И.Э. Грабаря.

Великая княгиня Елизавета Фёдоровна приняла решение посвятить будущую обитель святым Марии и Марфе, которые были сестрами Лазаря Четверодневного. В Евангелии имеется описание того, как Мария и Марфа в доме Лазаря слушали учение Иисуса и заботились о нём. Княгиня Елизавета считала, что нельзя служить людям без того, чтобы служить Господу, молиться ему. Поэтому сестры обители должны были не только молиться, но и нести служение милосердия.

Расписание богослужений в Марфо-Мариинской обители

Ежедневно начало Божественной литургии в 8:00, по воскресным дням — в 9:00. В 18:00 — начало вечернего богослужения.

Сегодня здесь работает православный приют для девочек-сирот, столовая для малоимущих, патронажная служба. Сиротский приют принимает девочек разного возраста. Постоянно в приюте проживают сегодня 17 сирот. Однако на этом деятельность приюта не исчерпана, так как часто сюда поступают дети из неблагополучных семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Судьба каждого ребёнка решается в индивидуальном порядке. При приюте работает аккредитованная государством школа приёмных родителей, помогающая сиротам обрести новый дом в приёмной семье.

Сёстры обители оказывают помощь в военных госпиталях, а также в НИИ скорой помощи им. Склифосовского. С 2010 г. работает медцентр «Милосердие», оказывающий помощь детям с диагнозом ДЦП. С 2011 г. работает паллиативная служба, сотрудники которой оказывают выездную помощь родителям в обучении по уходу за неизлечимо больными детьми.

Современная Марфо-Мариинская обитель — это не только корпус зданий в Москве, но и 12 самостоятельных подразделений в регионах не только в России, но и на Украине и в Белоруссии. С 2014 г. обитель официально получила статус ставропигиального женского монастыря, переданного в подчинение Патриарху Московскому и всея Руси.

Если сегодня женщина пожелает стать сестрой Марфо-Мариинской обители, она должна пройти собеседование, по итогам которого принимается решение о её принятии. После этого в течение определённого времени соискательница живёт на территории комплекса, изучает его быт, порядки, но только днём, на ночь возвращаясь к себе домой. Если желание остаётся твёрдым, тогда даётся разрешение поселиться на испытательный срок. После успешного его прохождения подаётся прошение для утверждения Патриарху Московскому и всея Руси.

Что находится на территории комплекса?

Два красивых православных храма были построены ещё при Елизавете Фёдоровне, основательнице обители. Первый из них — больничный, посвящённый святым Марии и Марфе, был освящён 09.09.1909 г. Тремя годами позже освятили второй храм — Покровский собор, архитектурный проект которого был создан Щусевым. Сегодня — это центральное сооружение монастыря, из которого начинаются все экскурсии.

Покровский храм красив и снаружи, и внутри. Над его росписью трудились Михаил Нестеров и его ученик — Павел Корин. Здесь же находятся работы скульптора Коненкова. Под храмом находится усыпальница, в которую ведёт потайная лестница. Основательница завещала похоронить себя в ней. Но её волю исполнить не удалось. Белогвардейцы перевезли мощи княгини и похоронили вместе с мужем в основанном ими же храме святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании на Святой Земле.

Официальный сайт Марфо-Мариинской обители

Полная реконструкция обители завершилась в 2008 г., затронув не только внутренне и внешнее убранство храмов, но и здания общежитий сестёр, воскресной школы, хозяйственных построек и объектов благоустройства. Покои основательницы были отреставрированы и в них было решено открыть музей. Посетители могут и сегодня увидеть здесь уникальные фотографии, сделанные при жизни Елизаветы Фёдоровны, её личные вещи, рисунки, переписку. Экскурсовод расскажет об истории основания монастыря, его деятельности в дореволюционное время и в наши дни.

Для посещения музея отведены воскресные дни после завершения Литургии. Для посетителей в составе групп в будние дни экскурсии проводятся по предварительной записи. Для индивидуального посещения предусмотрена обзорная экскурсия в 11 и в 15 часов, она проводится ежедневно. Телефоны, адрес электронной почты и реквизиты для перечисления пожертвований можно увидеть на сайте обители. Там же можно найти много информации о том, какую помощь оказывает обитель, какие специалисты ей требуются, какую помощь вы можете оказать.

Гостиницы при комплексе нет, поэтому иногородним остановиться на территории монастыря нельзя. Однако, внутри имеется кафе, где посетители могут перекусить.

Всего 49 фото
Пару лет назад нечто бессознательное привело меня в Марфо-Мариинскую обитель, причем, произошло это совершенно случайно – я проходил по Большой Ордынке и неожиданно очень заинтересовался комплексом белоснежных врат, напоминавших монастырские и необычной формы главой стоящей за ними церкви, немного видневшейся с улицы. Я зашел во двор и был приятно поражен — передо мной открылcя удивительный храм необычайной суровой красоты и совсем не характерный для московской православной архитектуры – скорее он напоминал седые древние храмы Пскова и Новгорода. Я тогда не знал, что этот храм не имеет своей долгой и глубокой истории. Оказалось, что я нахожусь в Марфо-Мариинской обители, а храм, что так поразил мое воображение – Покровский собор, построенный известным русским архитектором Щусевым в 1914 году в популярном в то время «неорусском стиле». Выяснилось, что обитель была передана в ведение Патриархии в 1992 году и впоследствии восстановлена в 2004-м.

Все вокруг блестело чистотой и знакомыми элементами лощеного и неестественного новодельного «евростроя», но я придираюсь — на территории все было аккуратно, чисто и ухожено. Пребывая на земле этой обители, ты как будто окунаешься в безмятежное спокойствие и гармонию, призревая суматошную московскую толчею и беготню… Тогда я зашел в церковь, немного поснимал храм и территорию обители и отправился дальше по своим мирским делам. Но, древний образ щусевского Покровского собора неотступно следовал за мной и не давал покоя. И вот, на днях, в эту солнечную весеннюю погоду мне захотелось подольше побыть здесь, поразмышлять, попытаться ощутить дух этой обители основанной перед самой революцией великой княгиней Елисаветой Феодоровной, которую за святость и веру и нарекли еще при жизни земным ангелом. Захотелось мне открыть для себя эту закрытую страницу нашей истории, о которой я мало, что знал тогда. Далее под катом интереснейшая, но трагичная история Марфино-Мариинской обители и судьбе ее основательницы — великой княгини Елисаветы Феодоровны поглощенной темным революционным пожаром, коснувшимся своим едким пламенем практически каждого русского человека.
Как я уже упоминал, основательницей этой обители является великая княгиня Елисавета Феодоровна. Она вовсе не русская по своей крови, но стала ей по вере своей и делам ее. Елисавета Феодоровна родилась в 1864 году в немецком городе Дармштадте. Ее мать Алиса была дочерью королевы Англии Виктории, а отец Теодор Людвиг IV — Великим герцогом Гессенским.

Елисавета Феодоровна - 001
Источник
Елисавета вышла замуж за дядю будущего императора Николая II — Великого князя Сергея Александровича Романова, переехав в холодную Россию. Именно в этот приезд семейства Гессенов в Россию на свадьбу Елисаветы и Сергея ее младшая сестра Алиса познакомилась с цесаревичем Николаем. А в 1894 г. состоялась свадьба Алисы Гессенской и Николая II. Торжества омрачились тогда страшным бедствием: на Ходынском поле, где раздавались подарки народу, началась давка — тысячи людей были ранены или задавлены. Так началось это трагическое царствование — среди панихид и погребальных воспоминаний.
Еще в октябре 1888 году по поручению Александра III великий князь Сергей Александрович с Елисаветой Феодоровной прибыл в Палестину для представления на освящении Храма Марии Магдалины в Гефисимании на Святой Земле. Храм святой Марии Магдалины был построен в Гефсиманском саду, у подножия Елеонской горы. Этот пятиглавый храм с золотыми куполами и до сего дня — один из красивейших храмов Иерусалима. На вершине Елеонской горы высилась огромная колокольня, прозванная «русской свечой». Увидев эту красоту и благодать, великая княгиня сказала: «Как я хотела бы быть похороненной здесь». Тогда она не знала, что произнесла пророчество, которому суждено исполниться. В дар храму святой Марии Магдалины Елисавета Феодоровна привезла драгоценные сосуды, Евангелие и воздухи (покровы на сосудах со святыми дарами). В далеком 1982 году они будут использованы на церковной службе при канонизации великой княгини как великумученицы. Именно после посещения Святой Земли Елисавета твердо решила принять православие, несмотря на отказ отца дать ей на это свое благословение.

Жители Москвы скоро оценили ее милосердное сердце. Она ходила по больницам для бедных, в богадельни, в приюты для беспризорных детей. И везде старалась облегчить страдания людей: раздавала еду, одежду, деньги, улучшала условия жизни несчастных. Именно в то время великокняжеская чета начала покровительствовать Иверской общине в Замоскворечье, где готовили сестер милосердия.
Когда в 1904 г. началась Русско-японская война, она отправляла на фронт санитарные поезда, продовольствие, обмундирование, лекарства, подарки и даже походные церкви с иконами и утварью, а в московском Кремле открыла госпиталь для раненых и комитеты по призрению вдов и сирот военнослужащих. Елисавета Феодоровна основала Марфо-Мариинскую обитель через два года после гибели от рук террориста-эсера Каляева ее мужа, в то время генерал-губернатора Москвы, сменив траур на белое одеяние сестры милосердия.

На вырученные деньги от продажи фамильных драгоценностей и особняка на Фонтанке в Санкт-Петербурге она приобрела землю под обитель с четырьмя двухэтажными домами и огромным садом в Замоскворечье у купца и библиофила К.А. Соловьева на Большой Ордынке, 34. В обители на Ордынке были постепенно устроены две церкви (сначала домовая, а затем и Покровская), часовня, бесплатные больница, аптека, амбулатория, столовая, воскресная школа, приют для девочек-сирот и библиотека. На наружной стене обители висел ящик, куда бросали записки с просьбами о помощи, и этих просьб поступало до 12 тысяч в год. Настоятельница собиралась открыть отделения обители по всем губерниям России, устроить загородный скит для ушедших на покой сестер, а в самой Москве организовать во всех частях детские приюты, богадельню и построить дом с дешевыми квартирами для рабочих.

Она целиком и полностью посвятила себя социальному служению и самоотверженно создавала и пестовала эту женскую обитель сестер милосердия.
22 мая 1908 г. на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова, который строился до 1912 г. архитектором А. Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества XII-XIV вв. Массивный объем храма с узкими щелевидными окнами увенчан крупной шлемовидной главой. Гладкие белые стены украшены кирпичным декором и каменной резьбой (скульптор С.Т. Коненков). Восточная часть здания, обращенная к улице, наиболее выразительна и пластична.

Расписывать храм Елисавета Феодоровна пригласила выдающихся художников: Михаила Нестерова, его ученика Павла Корина и известного скульптора Сергея Коненкова.

Нестеров создал здесь свои известные композиции: «Путь к Христу», изображавшую 25 фигур,…

…»Христос у Марфы и Марии», «Утро Воскресения», а также подкупольное изображение «Отец Савоаф с Младенцем Иисусом Христом» в месте с Кориным и лик Спаса над жертвеником. Павел Корин оформил подкупольное пространство храма, своды окон и дверей с ликами архангелов и серафимов в растительном орнаменте.

На центральной фреске «Путь ко Христу» изображены мужчины, женщины, дети, которые идут — ищут пути к спасению… «Затея была такова,- писал Нестеров,- среди весеннего пейзажа с большим озером, с далями, полями и далекими лесами, так к вечеру, после дождя, движутся люди навстречу идущему Христу Спасителю. Обительские сестры помогают тому, кто слабее — детям, раненому воину и другим — приблизиться ко Христу». Христос выходит к стремящимся к нему людям из светлого березового перелеска, овеянного зеленою и белою дымкой весны. В белых одеждах, исполненный благодати и грусти, Он протягивает руку тянущейся к Нему больной простоволосой девушке, а правую подает в помощь сестре-монахине.
В Покровском храме была устроена потайная лестница, ведущая в подземный храм-крипту — усыпальницу — ее расписывал Павел Корин на сюжет «Путь праведников ко Господу». Там настоятельница завещала себя похоронить: после того, как сердцем избрала Россию своей второй родиной, она решила изменить свою волю и пожелала обрести покой не в палестинской церкви св. Марии Магдалины, которую она построила со своим мужем, а в Москве, в стенах своей обители.

В память же о благодатном посещении в молодости Святой Земли, на фасаде Покровской церкви был изображен вид Иерусалима, с ротондой Гроба Господня и куполом церкви Марии Магдалины. 12 колоколов храмовой звонницы были намеренно подобраны под «Ростовский звон», то есть звучали наподобие знаменитых колоколов Ростова Великого.
Один дореволюционный краевед отмечал приземистый облик соборной церкви, «к земле привязывающей», «земной, трудовой характер храма», словно воплощающий замысел всей обители. Внешне очень маленький, почти миниатюрный храм был рассчитан на тысячу человек и предполагался одновременно лекционным залом. Покровский собор освящен впервые в 1911 году, а 26 августа 1917 года состоялось полное освящение построенного и расписанного храма Пресвятой Богородицы.

Слева от ворот под сосенками поставили синеглавую часовню (привратная церковь — фото 48), где сестры читали псалтырь по умершим сестрам и благотворителям обители, и где ночами часто молилась сама настоятельница.
Осенью 1909 г. был освящен второй, больничный храм обители во имя свв. Марфы и Марии — по замыслу Елисаветы он был устроен так, чтобы тяжелобольные, не вставая с кровати, прямо из палат сквозь открытые двери могли видеть богослужение. А на следующий год, когда обитель открылась, св. Елисавета приняла в его стенах монашеский постриг — посвящал ее в монашество митрополит Владимир (Богоявленский), будущий новомученик, убитый в Киеве в январе 1918 года.
В апреле 1910 г. на всенощном бдении по особому составленному Святейшим Синодом чину совершилось посвящение 17 насельниц вместе со святой Елисаветой в звание крестовых сестер, а наутро за Литургией св. Елисавета была возведена в сан настоятельницы обители. Епископ Трифон, обращаясь ко св. Елисавете, сказал: «Эта одежда скроет Вас от мира, и мир будет скрыт от Вас, но она в то же время будет свидетельницей Вашей благотворной деятельности, которая воссияет пред Господом во славу Его».

Настоятельница вела жизнь подвижницы, проводя время в молитвах и в уходе за тяжелобольными, иногда даже ассистируя врачам на операциях и собственноручно делала перевязки. Если кто-то умирал, она обязательно была при этом человеке до самого момента его смерти. По свидетельствам пациентов, от самой «великой матушки» исходила какая-то целительная сила, которая благотворно влияла на них и помогала выздороветь — здесь исцелялись многие из тех, кому уже отказывали в помощи врачи, и обитель оставалась их последней надеждой.

Она занималась обширной подвижнической и благотворительной деятельностью. К примеру, на ее средства был построен русский православный храм в итальянском городе Бари, где находится гробница св.Николая Чудотворца. Так постепенно Елисавета Федоровная превращалась в живую святую.

Елисавета Феодоровна - 003
Обитель, ее храмы и богослужение вызывали восхищение современников. Этому способствовали не только храмы обители, но и прекрасный парк с оранжереями — в лучших традициях садового искусства XVIII — XIX века. Это был единый ансамбль, соединявший гармонично внешнюю и внутреннюю красоту…
Фигуры ангелов из элементов декора Северных врат Покровского собора

Голгофский крест. Элемент декора восточного фасада Покровского собора.

Памятная резная каменная доска. Фрагмент декора восточного фасада Покровского собора.

После революции обитель поначалу не трогали, но постепенно началось преследование Елисаветы Феодоровны, в апреле 1918 года настоятельницу арестовали и вместе с ее двумя любимыми сестрами отправили в Алапаевск на Урал. 17 июля в Екатеринбурге была расстреляна семья последнего русского императора, а 18 июля 1918 года оставшихся в живых Романовых, Елисвету Феодоровну с сестрами чекисты отвезли к заброшенной шахте старого Алапаевского рудника глубиной 70 метров и сбросили в нее, забросав затем гранатами. Очевидцы сообщали, что, несмотря на это из шахты долго слышалось пение великой княгини, а двое красноармейцев сошли тогда с ума.
Как выяснилось позже великая княгиня упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. С ней на этом выступе оказалось и тело Иоанна Константиновича – сына великого Князя Константина Константиновича. Пальцы рук великой княгини как и ее верной келейницы Варвары были сложены для крестного знамения. Умерли они от ран и жажды.

В 1920 году белогвардейцы, захватившие уральский Алапаевск извлекли из шахты останки великой княгини и инокини Варвары и доставили их в Иерусалим. Мощи были положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. В 1921 году году Елисавету Феодоровну признали великомученицей.
Немного о чудесах. В 1931 году накануне канонизации запаянные гробы новомучениц решили вскрыть в Иерусалиме. Комиссию по вскрытию от Русской Духовной Миссии возглавлял архимандрит Антоний (Граббе). Когда Антоний остался наедине с двумя запаянными гробами, из своего гроба вышла Елисавета Феодоровна за благословлением. Потрясенный Антоний благословил великую княгиню после чего она вернулась в свой гроб не оставив никаких следов. Когда открыли гроб с телом великой княгини то помещение наполнилось благоуханием, по словам Антония «сильным запахом как бы меда и жасмина…». Мощи новомучениц оказались частично нетленными. Они были перенесены по благословению патриарха Иерусалимского Диодор, из усыпальницы в сам храм Марии Магдалины 2 мая 1982 года.
Небольшая часть мощей и плащаница священномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны в придельной часовне Покровского собора. Слева на фото — Феодоровская икона Божьей матери.

Марфо-Мариинская обитель действовала до 1926 года, потом на ее территории в течение двух лет действовала поликлиника, где под руководством княжны Голициной работали Марфо-Мариинские послушницы. После ареста Голициной некоторых сестер выслали в Туркестан, а остальные уехали в Тверскую область, где создали свое огородное хозяйство.

После закрытия Марфо-Мариинской обители в Покровском соборе устроили сначала кинотеатр, а потом дом санитарного просвещения со статуей Иосифа Сталина поставленной в алтаре — вот уж российские метаморфозы! Затем в Марфо-Мариинской церкви разместилась амбулатория профессора Ф.Рейн, а после Великой Отечественной войны здание Покровского храма передали под Государственные реставрационные мастерские, ну а затем — Художественно-реставрационному центру им. И.Э.Грабаря.
В 1990 г. на территории монастыря был установлен памятник великой княгине Елисавете Феодоровне работы Вячеслава Клыкова.

В 1992 году комплекс Марфо-Мариинской обители был возвращен Московской Патриархии. Но главный Покровский храм вернули церкви лишь в конце 2006 года после комплексной реставрации всей обители. В доме, где жила настоятельница Марфо-Мариинской обители, сегодня открыт мемориальный музей.

Образ Нерукотворного Спаса. Западный фасад Покровского собора Марфо-Мариинской обители милосердия.

Наверное, стоит рассказать, почему обитель называется Марфо-Мариинской, потому как в большинстве источников этому не уделяется пристальное внимание. Дело в том, что этот библейский сюжет, давший это название, очень трогал великую княгиню и объяснял смысл создания и кредо будущей сестринской обители.
В евангелии от Луки Христос «…пришел в Вифанию; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении…».
Сестры Марфа и Мария и их брат Лазарь были хорошо знакомы Христу, он часто у них бывал. Когда Христос пришел в Вифанию, Марфа вышла ему навстречу, в то время как Мария осталась дома… Сравнивая Марфу и Марию, их часто противопоставляют в качестве воплощений практичности и духовности, хотя и Марфа открыта словам Учителя, и Мария способна быть активной. И на этот раз свойства Марфы проявились не только в хлопотах по хозяйству, но и в её шагах ко Христу, неотделимых от умения слушать Его и усваивать услышанное…
Сестры в этот период времени сильно страдают от того, что четыре дня назад умер их любимый брат – Лазарь и они каждая по своему взывают к Христу о помощи… Христос даже не заходит в дом, Он сразу идёт к могиле Лазаря. Людей, собравшихся у могилы, он просит отвалить камень и повелевает Лазарю выйти из гроба живым и, по сути, воскрешает его к жизни уже после появления трупного запаха…
Западные врата Xрама Покрова Пресвятой Богородицы Марфо-Мариинской обители

Святой праведный Лазарь, брат Марфы и Марии, жил в селении Вифания, недалеко от Иерусалима. Во время своей земной жизни Христос часто посещал дом Лазаря, которого очень любил и называл своим другом. Многие иудеи, услышав о воскрешении Лазаря, приходили в Вифанию и, удостоверившись в действительности этого величайшего чуда, становились последователями Христа. За это первосвященники хотели убить Лазаря. Праведный Лазарь упоминается в Святом Евангелии еще один раз: когда за шесть дней до Пасхи Христос опять пришел в Вифанию, там же был и воскресший Лазарь.
С усилением гонений на христиан Лазарь Четверодневный вынужден был переселиться на Кипр. Согласно преданию, святые апостолы встретили Лазаря на Кипре и рукоположили его во епископы. Праведный Лазарь стал епископом Киттии (так раньше назывался город Ларнака на Кипре). О праведном Лазаре мало сохранилось сведений, но, по преданию, Сама Богородица исткала своими руками святительский омофор для Лазаря и совершила морское путешествие на остров Кипр, чтобы лично передать этот дар новому епископу Киттийскому.
В этой удивительной истории главным является утонченное женское внимание к духовности и ее активная готовность помогать ближнему, выслушать его, прилагая все усилия к «воскрешению» заболевших и потерявших надежду к новой и праведной жизни. Созданная обитель посвященная святым женам-мироносицам Марфе и Марии должна была стать как бы домом святого Лазаря — друга Божия, в котором так часто бывал Спаситель. Сестры обители призывались соединить высокий жребий Марии, внемлющей глаголам вечной жизни, и служение Марфы — служение Господу через ближнего своего.

В обители царила атмосфера доверия и любви, созданию которой способствовали личные качества великой княгини Елисаветы Феодоровны. Сестры Обители через всю жизнь пронесли любовь к своей настоятельнице. Она была для них примером самоотверженного служения людям и истинно христианской любви.
Почему Елисавета была Феодоровной, будучи по сути немецкой принцессой?! Дело в том, что всем царевнам выходящих замуж за российских императоров и великих князей давали одно и то же отчество – Феодоровна, по имени Феодоровской иконы Божьей Матери, покровительнице царской семьи.
И еще одна интересная история – о третьем храме обители – подземном храме-крипте «Во имя Сил Небесных и Всех Святых». Именно там, как упоминалось выше, Елизавета Федоровна завещала себя похоронить. Из Покровского собора в усыпальницу ведет потайная лестница. Крипта состоит из двух помещений: узкого, под южным нефом храма, и более обширного – собственно, усыпальницы. Роспись подземного храма осуществил Павел Корин, лучший помощник Нестерова, назвав фрески «Путем праведников ко Господу». Ни до, ни после фресок он не создавал. Не исключено, что это вообще последняя храмовая роспись, выполненная в дореволюционной Москве.

Фрески Корина - 001

Крипта - 001

Фрески из статьи о Корине
Строительные работы в подземной церкви завершились только в 1914 г. По уточненным данным, роспись была закончена в 1916 году. Крипту освятили 26 августа 1917 г.
Когда то на этой сейчас «причесанной» и «набриолиненной» земле был густой сад с вековыми липами, кленами и яблонями. К большущему сожалению большая часть их полностью вырублена. Совершенно не понятно, почему их не оставили произрастать здесь в память о великой княгине, которую они безусловно хорошо помнили…

Мраморная купель. На втором плане виден корпус для заразных больных. Сейчас он зовется сторожкой садовника.
33

Голгофа
34

Вид на обитель с Голгофы

Часовня Елисаветы Феодоровны

Прогуляемся немного по этой светлой обители…

Южный фасад Покровского собора Марфо-Мариинской обители

Воротный двор

Привратная часовня

Все же что то светлое и смиренное ощущается здесь. Храм Щусева до такой степени принявший главную роль седого и древнего новгородского храма поражает своей пронзительной аскетичностью, самоотверженностью и верой, пронесенной как сквозь века и тысячелетия. Совершенно определенно ты чувствуешь вложенную душу Елисаветы Феодоровны в эту идею, этот, мирским языком говоря, проект и в сам процесс возведения этой уже ставшей православной святыни. Когда прогуливаешься по этой святой и многострадальной земле ощущаешь легкую грусть, умиротворение и вступившее в свои права новое время, новую жизнь этой земли. Как бы хотелось, чтобы в этой новой возрожденной обители земных ангелов по настоящему возродился и стяжался святой дух, истовая вера, глубокое безусловное смирение и совершенное человеческое сострадание, чего так не хватает нашему современному стремительному и через чур сознательному Миру.
Постскриптум: в формате обычного поста в блоге невозможно рассказать обо всем, о чем я узнал и что хотелось бы здесь изложить, — к примеру — о детстве Елисаветы и ее семье, что раскрыло бы суть и причины того, что подвинуло ее впоследствии встать на путь целомудрия и сострадания ближнему… Поэтому я приведу ниже ряд любопытных ссылок для тех, кто хотел бы подробнее узнать об этой самоотверженной и посвятившей себя богу женщине, воплотившей в своей судьбе образ земного ангела, явившегося к нам с призрачных и чистых горних небес.
Дополнительная информация и источники:
Статья с сайта miloserdie.ru «Марфо-Мариинская обитель отметила столетие освящения своего главного храма»
Статья «Преподобномученица великая княгиня Елисавета»
Очень любопытная статья «Детство Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны»
Статья Архнадзора «Корин под плесенью»
Статья Марины Удальцовой «Сила живописи» о Павле Корине
Много фоток из истории создания Марфо-Мариинской обители, в т.ч. и до передачи обители Патриархии: http://yakimanka32.narod.ru/p35.htm

Покровский храм Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве

Покровский храм Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве

Марфо-Мариинская обитель милосердия в Москве, женский монастырь, ставропигия Русской Православной Церкви

  • Адрес: Россия, 119017, г. Москва, ул. Большая Ордынка, д. 34
  • Тел.: +7 (499) 704-21-73, +7 (495) 951-11-39
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Марфо-Мариинская обитель милосердия была основана в 1909 году великой княгиней Елисаветой Феодоровной. После трагической гибели мужа, великого князя Сергия Александровича Романова, она удалилась от светской жизни и решила всецело посвятить себя служению Богу и ближним. Прообраз деятельности будущей обители великая княгиня увидела в служении двух евангельских сестер, труженицы Марфы и молитвенницы Марии.

Свои драгоценности княгиня разделила на три части: первая была возвращена казне, вторая отдана ближайшим родственникам, третья пошла на благотворительность, и главным образом, на создание Марфо-Мариинской обители. На деньги от продажи личного имущества на Фонтанке в городе Санкт-Петербурге и драгоценностей Елисавета Феодоровна приобрела усадьбу с садом на Большой Ордынке. В двухэтажном доме с выходом на улицу обустроили больницу, здесь же соорудили домовую церковь во имя святых праведных Марфы и Марии.

10 февраля 1909 года состоялось официальное открытие Марфо-Мариинской обители милосердия. Сначала здесь жили шесть насельниц, к концу 1909 года их стало 30, к 1918 года их было уже 105.

22 мая 1908 года на Большой Ордынке состоялась закладка соборного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы, который строился до 1912 года архитектором А.В. Щусевым в стиле модерн с элементами древнего новгородско-псковского зодчества. Расписывать храм Елисавета Феодоровна пригласила художников: Михаила Васильевича Нестерова, его ученика Павла Корина и скульптора Сергея Тимофеевича Коненкова.

Осенью 1909 года был освящен второй, больничный, храм обители во имя святых праведных Марфы и Марии — по замыслу настоятельницы он был устроен так, чтобы тяжелобольные, не вставая с кровати, прямо из палат сквозь открытые двери могли видеть богослужение.

9 апреля 1910 года епископ Трифон (Туркестанов) посвятил первых 17 сестер во главе с великой княгиней в крестовые сестры. На следующий день за Божественной литургией митрополит Московский Владимир (Богоявленский) возвел Елисавету Феодоровну в сан настоятельницы.

В 1911 году в Обители действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, столовая и странноприимница. Все эти учреждения обслуживались сестрами.

Революция 1917 года поначалу никак не повлияли на деятельность обители. Но 7 мая 1918 года, за матушкой прибыл отряд латышских стрелков. Простившись с сестрами, под вооруженной охраной латышских стрелков, она уехала в машине в сопровождении двух сестер — келейницы Варвары Яковлевой и Екатерины Янышевой. 18 июля 1918 года великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара (Яковлева) были живыми сброшены в шахту вблизи города Алапаевска.

Обитель просуществовала до 1926 года. Затем еще два года на её территории действовала поликлиника, где работали бывшие сестры под руководством княжны Голицыной. После ее ареста одни насельницы были высланы в Туркестан, а другие создали маленькое огородное хозяйство в Тверской области и выживали там под руководством отца Митрофана Серебрянского.

После закрытия в соборном храме обители открылся городской кинотеатр, потом дом санитарного просвещения, а в Марфо-Мариинской церкви — амбулатория имени профессора Ф. Рейна. Ее храмовую икону святых Жен-Мироносиц передали в соседнюю замосквореченскую церковь Николы в Кузнецах, а на территории бывшей обители установили статую Сталина. После войны в бывшем Покровском храме разместились Государственные реставрационные мастерские, позднее переименованные в Художественно-реставрационный центр им. И.Э. Грабаря.

В Марфо-Мариинском храме еще в 1980-х годах работала лаборатория Всесоюзного института минерального сырья и кабинет лечебной физкультуры с оборудованным в помещении бывшего храма спортивным залом.

17 августа 1990 года на территории обители был открыт памятник основательнице обители великой княгине Елизавете Федоровне, созданный скульптором В.В. Клыковым.

Возрождение обители милосердия началось в 1992 году, когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. Ключи от главного собора обители — Покрова Пресвятой Богородицы — были возвращены Церкви центром имени И.Э. Грабаря лишь в конце 2006 года.

В 1995 году сестричество, действовавшее с 1992 года, официально преобразовано в обитель.

В 2006 году при обители была создана социальная служба.

30 мая 2014 года патриаршее подворье Марфо-Мариинская обитель милосердия преобразовано в ставропигиальный женский монастырь с сохранением особого уклада жизни, восходящего к основательнице обители преподобномученице Елисавете, и присвоением имени «ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия» .

Храмы

  • Елисаветы Федоровны, часовня
  • Марфы и Марии, домовый храм больничного корпуса
  • Покрова Пресвятой Богородицы
  • Серафима Саровского, часовня в привратной сторожке

Святыни

  • ковчежец с частицей мощей первой настоятельницы обители милосердия преподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровны, переданной из Иерусалима в 2005 году
  • ковчежец с частицей мощей преподобномученицы инокини Варвары
  • ковчежец с частицей мощей преподобноисповедника Сергия (Сребрянского), первого духовника Марфо-Мариинской обители
  • частичка мощей преподобноисповедника Гавриила (Игошкина)

Настоятельницы

  • прмц. Елисавета Феодоровна (1909 — 7 мая 1918)
  • С 1926 по 1992 год обитель была закрыта
  • Елисавета (Крючкова) (1992 — февраль 2006 )
    • Молибога Наталья Анатольевна (февраль 2006 — ?) и/о начальницы
    • Елисавета (Позднякова) (февраль 2011 — 4 марта 2014) и/о
  • Елисавета (Позднякова) (с 4 марта 2014)

Использованные материалы

  • «История обители», официальный сайт монастыря:
  • «Ставропигиальный женский монастырь — Марфо-Мариинская обитель милосердия» // Официальный сайт Московского Патриархата:
  • «Москва. Марфо-Мариинская обитель милосердия» // Сайт Соборы.Ru:

«Журнал № 52 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 30 мая 2014 года» // Официальный сайт Московского Патриархата:

Монахиня Елизавета (Крючкова): «Нам достались все обительские слезы, но мы с этим справились» // Официальный сайт обители милосердия,

И.о. начальницы Марфо-Мариинской обители Н.А. Молибога: «Мутная пена схлынет, и по поступкам, по тому, что делается в обители, все поймут, где правда, а где вымысел» // официальный сайт Русской Православной Церкви,

Сначала здесь жили шесть насельниц, в 1910 г. их стало 51, к 1918 г. – около 90. «Я оставляю блестящий мир, где я занимала блестящее положение, – обратилась Елисавета Феодоровна к сестрам открывшейся обители, – но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир – в мир бедных и страдающих».

9 апреля 1910 года епископ Трифон (Туркестанов) посвятил первых 17 насельниц во главе с Великой княгиней в крестовые сестры. Следующим утром за Литургией митрополит Московский Владимир возвел Елисавету Феодоровну в сан настоятельницы. В народе ее стали называть Великой Матушкой.

Обитель явила собой учреждение совершенно особого рода: и не монастырь, и не обычная община сестер милосердия. В сестры принимались вдовы и девицы православного вероисповедания от 21 до 40 лет. Сестры, жившие в Обители, приносили обеты целомудрия, нестяжания и послушания, однако, в отличие от монахинь, по истечении определенного срока могли уйти из Обители и создать семью.

В 1911 году в Обители действовали больница для бедных женщин и детей, дом для бедных чахоточных женщин, бесплатная амбулатория с выдачей лекарств, трудовой приют для девочек, воскресная школа для взрослых женщин, бесплатные библиотека, столовая и странноприимница. Все эти учреждения обслуживались сестрами.

Большое место в деятельности Обители отводилось организации квалифицированной медицинской помощи. Здесь вели прием известнейшие в Москве врачи. Под их руководством все сестры проходили специальное обучение. Больница в Марфо-Мариинской обители считалась лучшей в Москве.

Авторитет Марфо-Мариинской обители милосердия был непререкаемым. Господь хранил ее в смутное революционное время. Но 7 мая 1918 года за Матушкой прибыл отряд латышских стрелков, под конвоем она была отправлена в ссылку на Урал. В ночь с 17 на 18 июля в 18 км от г.Алапаевска у рудника Нижняя Селимская были убиты члены императорской семьи Дома Романовых: Великая княгиня Елисавета Феодоровна, Великий князь Сергей Михайлович, князья императорской крови Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи, князь Владимир Павлович Палей и сопровождавшие их крестовая сестра Марфо-Мариинской обители Варвара Алексеевна Яковлева и управляющий делами Великого князя Сергея Михайловича Федор Семенович Ремез.

Марфо-Мариинская обитель просуществовала до февраля 1926 года. Позднее здесь располагались кинотеатр, поликлиника, реставрационные мастерские, лаборатории.

Возрождение

Возрождение Обители началось в 1992 году, когда ее территория была передана Русской Православной Церкви, когда постановлением столичного правительства архитектурный комплекс Марфо-Мариинской обители был передан Московской Патриархии. В 1993 году возродилось Марфо-Мариинское сестричество. Благодаря трудам многих и многих людей жемчужина Замоскворечья засияла вновь. Возрождение коснулось как архитектурного ансамбля, так и деятельности Обители.

Ключи от главного собора обители — Покрова Пресвятой Богородицы — были возвращены Церкви центром им. И.Э. Грабаря в конце 2006 г.

Современная жизнь

Сегодня Марфо-Мариинская обитель милосердия является ставропигиальным женским монастырем, при этом Патриаршим благословением (Журнал Московской Патриархии №52 за 2014 г.) в ней сохраняется особый уклад жизни, восходящий к основательнице Обители Великой княгине Елисавете Феодоровне и через сохранение этого уклада продолжается дело милосердия святой преподобномученицы.

Синод определил, что в вопросах социального служения и дел милосердия обитель подчиняется Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси через Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению, а в вопросах монашеской жизни — через Синодальный отдел по монастырям и монашеству.

В Марфо-Мариинской обители милосердия осуществляется 10 социальных проектов, направленных на улучшение качества жизни тех, кто больше всего в этом нуждается: детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также больных, одиноких, немощных, престарелых и других людей, оказавшихся в тяжелых жизненных обстоятельствах. Проекты осуществляются совместно с православной службой помощи «Милосердие». Наши проекты:

1. Развивающий центр для детей с ДЦП «Елизаветинский сад»

2. Елизаветинский детский дом

3. Елизаветинский хоспис

4. Детская выездная паллиативная служба

5. Центр реабилитации детей с ДЦП

6. Проект поддержки особого детства Дети.pro

7. Центр отдыха для семей с детьми-инвалидами «Солнышко в ладошках»

8. Группа работы с просителями

9. Справочная телефонная служба «Милосердие»

10. Центр семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

О правилах монастыря

Сегодня в нашей Обители сохраняются особенности, заложенные её основательницей Великой княгиней Елисаветой Феодоровной, прославленной в лике преподобномученицы: у нас есть сестры монашествующие, а есть сестры милосердия, или белые сестры, как мы их называем.

Монашествующие сестры выполняют церковные, хозяйственные и административные послушания. Но в случае необходимости любая сестра может подменить другую на ее послушании, и тогда монашествующие сестры тоже с радостью и готовностью участвуют в социальном служении. Сейчас в Обители всего тридцать сестер (монашествующих и сестер милосердия), и для той деятельности, которую мы ведем, это совсем немного.

Послушания сестер милосердия в первую очередь связаны с социальной деятельностью. Это патронажная служба вне обители, когда сестры выезжают для помощи на дому одиноким, престарелым и нуждающимся людям, а также социальные проекты на нашей территории.

Монашествующие ходят в монашеской черной одежде, а белые сестры – в той форме, которую создала для них Великая княгиня. Она подобна иноческой: они носят подрясник серого цвета и белый апостольник, закрывающий лоб. При Великой княгине сестры носили еще крест и в холодную погоду серое покрывало поверх апостольника.

О святынях монастыря

Преподобномученица Великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III.

Видя глубокую веру своего супруга, Великая княгиня всем сердцем искала ответ на вопрос — какая же религия истинна? Она горячо молилась и просила Господа открыть ей Свою волю. 13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, над Елисаветой Феодоровной был совершен чин принятия в Православную Церковь. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы.

Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде она старалась сделать что-либо для их облегчения.

После начала в 1904 году русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.

5 февраля 1905 года произошло страшное событие, изменившее всю жизнь Елисаветы Феодоровны. От взрыва бомбы революционера-террориста погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.

В час тяжелого испытания Елисавета Феодоровна просила помощи и утешения у Бога. На следующий день она причастилась Святых Тайн в храме Чудова монастыря, где стоял гроб супруга. На третий день после гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании убийцы.

Елисавета Феодоровна решила посвятить свою жизнь Господу через служение людям и создать в Москве обитель труда, милосердия и молитвы. Она купила на улице Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо—Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма — Марфо—Мариинский и Покровский, больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность. 9 апреля 1910 года за всенощным бдением епископ Дмитровский Трифон (Туркестанов; + 1934) по чину, разработанному Святейшим Синодом, посвятил насельниц в звание крестовых сестер любви и милосердия. Сестры дали обет, по примеру инокинь, проводить девственную жизнь в труде и молитве. На следующий день за Божественной литургией святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители. Великая княгиня сказала в тот день: «Я оставляю блестящий мир…но вместе со всеми вами я восхожу в более великий мир — в мир бедных и страдающих».

В Марфо—Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: «Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность». Без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни, других монастырей она ничего не предпринимала. За полное послушание старцу она получила от Бога внутреннее утешение и стяжала мир в своей душе.

С начала первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви.

Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье.

В ее письмах того времени есть следующие слова: «Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы… должны устремить свои мысли к Небесному Царствию… и сказать с покорностью: «Да будет воля Твоя».

Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 года, в Светлый вторник. В тот день святитель Тихон служил молебен в обители.

С ней разрешили поехать сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой. Их привезли в сибирский город Алапаевск 20 мая 1918 года. Сюда же были доставлены Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.

5 (18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. С площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули Великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: «Господи, прости им, не знают, что делают!».

Обретение

С началом октябрьского переворота судьба Обители стала неопределенной. Говорили о ликвидации ее как гнезда «мракобесия и контрреволюции”. На третий день Пасхи 1918 года Великая Княгиня была арестована. 18 июля Великая Княгиня Елизавета Феодоровна, ее келейница инокиня Варвара (Яковлева), члены Царской фамилии: Великий Князь Сергей Михайлович с секретарем Федором Ремезом, сыновья Великого Князя Констанина Константиновича Игорь, Иоанн, Константин и князь Владимир Палей были сброшены в шахту недалеко от г. Алапаевска.

Через несколько месяцев, после оставления красными г. Алапаевска, 11 октября тела новомучеников были подняты из шахты. Тело Великой Княгини не было подвержено тлению. При отступлении армии Колчака в июне 1919 г. останки убиенных перевозят сначала в Читу, а потом в Китай. Там, в Пекине по настоянию сестры Великой Княгини, принцессы Виктории, тела Елизаветы Феодоровны и инокини Варвары были отправлены в Иерусалим, а остальных мучеников погребли на русском кладбище.

В январе 1921 г. гробы были перевезены в Иерусалим. Принцесса Виктория писала брату: «Мы должны будем поехать через весь город к русской церкви св. Марии Магдалины… Я надеюсь, что найду там склеп под церковью, где они могут оставаться до тех пор, пока их можно будет перевезти в Москву». Она надеялась, что вскоре тела ее сестры и инокини Варвары можно будет перевезти в Москву и упокоить в Марфо-Мариинской обители.

Чудеса

Одно из удивительных событий, которых было немало на пути в Гефсиманию, произошло в Чите. В конце 1919 года по дороге в эмиграцию, в Китай, в Чите остановился митрополит Нестор Камчатский. Свою последнюю на Родине Литургию он служил в монастыре, где тайно сохранялись тела алапаевских мучеников. Кроме настоятеля никто о них не знал. Во время малого входа митрополит Нестор стоял в центре храма, на амвоне и вдруг увидел: из левого придела выходит Елисавета Феодоровна, молится, подходит к нему за благословением. После службы, радостный, сияющий, митрополит Нестор обратился к настоятелю: «Что же ты скрываешь? Елисавета Феодоровна жива! Все неправда!». Настоятель заплакал. «Какой там жива! Она лежит под спудом. Там восемь гробов». Но митрополит не верил: «Я видел её живую!…» А все видели, как он благословлял пустое место

Митрополит Нестор Камчатский рассказал об этом явлении внучке священномученика Серафима (Чичагова) — монахине Пюхтицкого монастыря Серафиме (Резон, 1883-1963).

События современной истории

11 октября 2017 года, в день обретения мощей преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны, будет отмечаться 25-летие возрождения Марфо-Мариинской обители милосердия. В Покровском соборе в этот день Божественную Литургию отслужил еписокп Орехово-Зуевский Пантелеимон, Архипастырю сослужили епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний, протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, клирики Обители и других столичных храмов. По окончании Литургии у мощей святой преподобномученицы Елисаветы был совершен молебен. В саду Обители прошли многочисленные праздничные мероприятия, а вечером в Соборной палате Епархиального дома Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета прошел концерт классической музыки.

1 сентября 2017 года профессор богословия Оксфордского университета митрополит Диоклийский Каллист, совершавший паломничество к святыням России, посетил Марфо-Мариинскую обитель милосердия. В Голубой гостиной прошла встреча известного богослова с насельницами и сотрудниками Обители.

26 мая 2017 года насельницы Марфо-Мариинской обители милосердия поклонились доставленным из итальянского города Бари в Москву в Храм Христа Спасителя мощам святителя Николая Чудотворца.

12 апреля 2017 года, в канун четверга Страстной седмицы, нашу Обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Предстоятель Русской Православной Церкви принял участие в вечернем богослужении в храме Покрова Пресвятой Богородицы.

11 октября 2016 года в Покровском соборе Марфо-Мариинской обители милосердия состоялась первая праздничная Божественная Литургия в честь обретения честных мощей святой преподобномученицы Великой княгини Елисаветы, празднование которого по благословению Святейшего патриарха Кирилла внесено в этом году в месяцеслов Русской Православной Церкви. С этого момента в Обители Преподобномученицы появился еще один праздник, связанный с именем ее святой основательницы, который будет отмечаться ежегодно в первой половине октября.

1 августа 2016 года в день обретения мощей преподобного Серафима, Саровского Чудотворца, епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по благотворительности и социальному служению, освятил часовню на территории Марфо-Мариинской обители милосердия.

С начала октября по конец декабря 2015 года в Марфо-Мариинской Обители милосердия впервые прошли занятия по подготовке православных экскурсоводов.

1 декабря 2015 года ковчег с мощами святого равноапостольного великого князя Владимира был доставлен в Марфо-Мариинскую обитель милосердия в рамках всероссийского празднования 1000-летия преставления Крестителя Руси князя Владимира.

6 сентября 2015 года сестры Марфо-Мариинской Обители приняли участие в Крестном ходе, посвященном 700-летию начала служения в Москве святителя Петра, митрополита Киевского, Московского и Всея Руси.

26 апреля 2015 года по благословению матушки игумении Елисаветы, в день Жен-мироносиц, в Покровский храм Марфо-Мариинской Обители была принесена икона «Пояс Пресвятой Богородицы» – та самая, которая путешествовала с Поясом Божией Матери по России в 2011 году. После молебна перед иконой о здравии и о даровании детей, со святыней был совершен Крестный ход

5 марта по 5 апреля 2015 года в Музее современной истории в Москве открылась выставка «Белый Ангел», посвященная 150-летию со дня рождения Великой княгини Елиcаветы Федоровны Романовой, создательницы Марфо-Мариинской обители милосердия. и 110-летия со дня мученической кончины Великого князя Сергея Александровича.

Марфо-Мариинская обитель (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.
1/10
  • Марфо-Мариинская обитель в МосквеМарфо-Мариинская обитель в Москве www.mmom.ru
  • Марфо-Мариинская обитель, главные воротаМарфо-Мариинская обитель, главные ворота NVO
  • Марфо-Мариинская обитель милосердияМарфо-Мариинская обитель милосердия Lodo27 from Moscow, Russia
  • Марфо-Мариинская обитель, дворМарфо-Мариинская обитель, двор Lodo27 from Moscow, Russia
  • Марфо-Мариинская обитель, памятник великой княгине Елизавете ФеодоровнеМарфо-Мариинская обитель, памятник великой княгине Елизавете Феодоровне commons.wikimedia.org
  • Марфо-Мариинская обитель, МоскваМарфо-Мариинская обитель, Москва Lodo27
  • Территория Марфо-Мариинской обители в МосквеТерритория Марфо-Мариинской обители в Москве www.mmom.ru

Марфо-Мариинская обитель, основанная великой княгиней Елизаветой Федоровной в 1909 году, официального статуса монастыря не имеет, но по своему уставу к нему приближается. Сегодня в обители находятся мемориальный музей Елизаветы Федоровны, приют для девочек-сирот, благотворительная столовая и патронажная служба.

«Обитель труда и милосердия» стала беспримерным явлением в истории православной Москвы.

«Обитель труда и милосердия» стала беспримерным явлением в истории православной Москвы. По замыслу основательницы, ее сестры совмещали молитву и рукоделие с помощью мирянам, а неимущие люди могли найти себе здесь и утешение, и реальную помощь, прежде всего, квалифицированную лечебную — хорошие московские врачи работали в местной бесплатной больнице и на специальных курсах при обители обучали сестер основам медицины.

В обители на Ордынке были устроены две церкви, часовня, бесплатные больница, аптека, амбулатория, столовая, воскресная школа, приют для девочек-сирот и библиотека. На наружной стене обители висел ящик, куда бросали записки с просьбами о помощи, и этих просьб поступало до 12 тысяч в год.

Марфо-Мариинская обитель

Тип: женский; веб-сайт: www.mmom.ru; по воскресеньям в 15.00 в музее проводятся экскурсии для всех желающих, в другое время запись на экскурсии по тел. (495) 951 11 39 (10.00-17.00).

Адрес: ст. м. Полянка, ул. Большая Ордынка, д. 34