Матрона, кто это?

В Москве открыли для прихожан Покровский монастырь, несмотря на запрет РПЦ
Покровский ставропигиальный женский монастырь
Фото: Сергей Карпухин/ТАСС

Москва. 27 мая. INTERFAX.RU — Покровский монастырь Москвы, где хранятся мощи одной из наиболее почитаемых святых — Матроны Московской, открыл двери для посетителей, несмотря на сохранение режима самоизоляции в столице, но принял необходимые меры безопасности.

В этом убедился корреспондент «Интерфакса», посетивший обитель. На пропускном пункте у стен монастыря проверяют температуру и просят надеть маску. Немногочисленные посетители обители могут зайти в Покровский храм, приложиться к мощам святой Матроны, подать записки и набрать освященной воды.

При этом санитарные меры в монастыре соблюдаются. После каждого молящегося рака с мощами протирается антисептиком, регулярно дезинфицируется чудотворная икона на внешней стене храма, прихожан просят соблюдать дистанцию в очереди на поклонение. Это несложно: сейчас посетителей в монастыре в сотни раз меньше, чем в обычные дни (пара человек стояла в очереди к иконе Матроны, еще пять — к мощам, в целом в храме было в общей сложности 15 прихожан).

Бросилось в глаза практически полное отсутствие цветов у мощей Матроны. До карантина монахини забирали их у посетителей охапками, а потом, после освящения, раздавали всем желающим. Меры безопасности пока требуют воздержаться от этой традиции.

По наблюдению корреспондента «Интерфакса», обитель живет обычной жизнью: открыты церковная лавка, водосвятная часовня и трапезная, где навынос продают выпечку. Везде нужно соблюдать дистанцию, благо обширная территория монастыря позволяет избежать скопления людей и перемещаться на расстоянии, а тем, кто забывает о санитарных ограничениях, о них напоминает охрана обители.

Между тем с 13 апреля, то есть с начала Страстной недели храмы и монастыри Москвы закрылись для прихожан по благословению патриарха Кирилла и в связи с рекомендацией главного государственного санитарного врача по столице Елены Андреевой. Такая мера была принята для профилактики распространения коронавируса. Позже запрет был продлен на неопределенный срок.

Ранее глава комитета Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Сергей Гаврилов выразил надежду, что храмы в России для прихожан могут открыться к празднику Вознесения 28 мая. «Что касается Москвы, это должны решать мэрия и главный санитарный врач, они должны достигнуть соглашения с патриархией», — сказал Гаврилов «Интерфаксу», добавив, что такая работа уже ведется.

8 марта Русская православная церковь чтит память блаженной Матроны Московской (1881–1952), в связи с обретением ее мощей. Люди, следовавшие советам Матроны, имели счастье испытать настоящее Божественное чудо. И всё же о самой святой мы знаем меньше, чем о случаях ее помощи. Народная молва окружила жизнь одной из самых «молодых» и популярных святых колоссальным количеством домыслов. Среди них: встреча со Сталиным, видения бесов и даже колдовские дела – совершенно несовместимые с образом христианской святой. Какой же в действительности была история святой Матроны?

Девочка с закрытыми глазами

Матрона родилась в 1881 году (по другим данным – в 1885) в Тульской губернии, в бедной крестьянской семье. Из-за невозможности прокормить четвертого ребенка родители решили отдать дочь по рождении в сиротский приют, организованный местным помещиком графом Ю. А. Олсуфьевым, человеком деятельным и богобоязненным. От жизни в приюте еще не родившуюся святую спас сон, приснившийся ее матери – Наталье Никоновой. Она увидела белую птицу с человеческим лицом и закрытыми глазами, которая села женщине на лицо. Решив, что сон вещий, мать оставила дитя. Когда же Матрона родилась, ее глаза были сомкнуты, а глазные яблоки крайне недоразвиты – анофтальмия, врожденный порок развития.

Церковный староста храма, в котором была крещена Матрона, вспоминал о проведении таинства в тот день следующее. Когда священник окунул девочку в купель, из нее до самого потолка поднялся столб не то пара, не то благоухающего дыма. Священник, будучи весьма удивленным, сказал, что видит такое впервые, а младенец станет святым.

Сельские дети, довольно жестокие в силу возраста, потешались над «не такой» девочкой с увечьем. То окружат ее на улице и бьют крапивой, мол, угадай, особенная, кто тебя ударил. То в яму посадят и смотрят, как слепая на ощупь пытается вылезти. Утешая Матрону, священник говорил, что она обладает чем-то большим, нежели другие дети. Так, в раннем возрасте блаженная погрузилась во внутренний мир души, мир, в котором физическое зрение не нужно.

Однажды Матрона предсказала смерть сельского священника, затем пожар. Как-то раз, когда отец девочки, Дмитрий Никонов, остался читать службу дома, а мама Наталья отправилась в церковь, по ее возвращении дочь сказала, что мамы в храме не было, а папа был. Так прозорливо блаженная указала на то, что отец действительно дома молился, а мама в храме думала об отказавшемся посетить богослужение муже. Эти события принесли слепой блаженной Матроне определенную известность, к ней в село потянулись люди с просьбами о молитве и, как принято, вознаграждали. В результате ребенок, к которому сперва чуть не отнеслись как к «лишнему рту» в семье, стал ее кормильцем.

Москва

В возрасте 17 лет у Матроны отнялись ноги. Тогда последовали ее первые предсказания о будущих гонениях на христиан в России. В 1925 году Матроне пришлось перебраться в Москву. Два ее старших брата к тому моменту вступили в партию, и блаженная сестра с множеством паломников изрядно стала им досаждать.

Московская жизнь Матроны была сопряжена с постоянными скитаниями по не самым пригодным для жилья местам. Порой непродолжительное время удавалось пожить в квартирах, непродолжительное – потому что за такую сожительницу хозяевам грозили серьезные проблемы. В родное село Матрона все же возвращалась, старых родителей навестить. Арестов избегала не без чудес. Один случай особенно примечателен: когда ее пришел арестовывать милиционер, блаженная сказала бежать ему домой – там беда, а она не убежит, ведь ноги не двигаются. Дома милиционер обнаружил обгоревшую в результате несчастного случая жену, успел отвезти ее в больницу, женщину спасли. На следующий день милиционер категорически отказался осуществить арест старицы.

Московская жизнь святой не была сладка и потому, что пришлась на очень страшное для нашей страны время. Сперва окончание Гражданской войны, принесшей нищету и голод, затем печально известные 1937–1938 годы, когда наркомом внутренних дел СССР являлся Николай Ежов, а потом пришла самая ужасная в истории человечества война. В этой обстановке к Матроне стекалось множество людей, порой отчаявшихся, для которых блаженная старица была последней надеждой. Согласно свидетельствам, Матроне открывались судьбы фронтовиков, а те, кто считались без вести пропавшими, после молитв Матроны возвращались домой. Если обратиться к известным, но не просто приписываемым Матроне словам, то все, чему она учила, совершенно не противоречит христианству. Люди, следовавшие советам Матроны, имели счастье испытать настоящее Божественное чудо. И все же о самой святой мы знаем меньше, чем о случаях ее помощи.

Перед смертью на вопрос священника, пришедшего ее исповедать и причастить, она ответила, что так же, как и все, боится смерти. Почившую 2 мая 1952 года святую Матрону Московскую похоронили, согласно ее просьбе, поближе к храму, на Даниловском кладбище – «чтоб слышать службу».

Мифы

Посмотрим на два жития, которые рассматривала Синодальная комиссия по канонизации святых. Первое из них, так называемое «Сказание о Матроне», – неофициальное житие, написанное Зинаидой Ждановой, некогда весьма популярное, а потому оказавшее влияние на общественное представление о блаженной старице. Кстати, Жданова однажды сама призналась, что многое в этом житии ею выдумано. Но вот только несколько примеров.

Начнем со знаменитого эпизода: матушка Матрона благословляет лично приехавшего к ней Сталина осенью 1941-го. Такого эпизода в истории никогда не было и не могло быть, потому что ни в одном историческом источнике нет и намека на эту «встречу». К такому заключению пришли историки из Московской духовной академии и члены Синодальной комиссии по канонизации святых.

В этом же житии сообщается, что рвота после причастия – это исход бесов из человека. Совершенно кощунственное для христианина заявление. Там же говорится, что бесы проникают в человека при дыхании: это заявление из области манихейства – религиозного учения, возникшего в III веке и основательно раскритикованного, например, Блаженным Августином. Про бесов, влетающих в форточки во время демонстраций, и «заговоренную водичку», упоминаемую в том же житии, – вещи из области колдовской практики. Преподобный Антоний говорил, что если бы бесы имели такие же, как у людей, тела, то от них можно было бы спрятаться за запертыми дверьми, но они не такие, а потому двери им не помеха. Не удивительно, что Синодальная комиссия отвергла такое житие.

Зато «Житие праведной Матроны, блаженной Московской старицы», которое было взято комиссией в качестве ориентира, сообщает, например, что помощь, подаваемая Матроной, не имела ничего общего с заговорами и прочей экстрасенсорикой с народным целительством. А люди, бывшие очень хорошо знакомыми с Матроной в Москве, говорили, что всякие оккультисты и колдуны терпеть не могли святую старицу.

Вероятнее всего, народные верования, долго сохранявшиеся на селе, перекочевали вместе с населением в города, а потому и наложили отпечаток на восприятие и интерпретацию земной жизни святой Матроны. Мы и сейчас наблюдаем подобные явления. То тут, то там встречаются рекламные объявления разных колдуний и знахарок. Кто-то из знакомых повествует об особенной бабке из дремучей деревни, которая выдала ему особенной, заговоренной травки, которую надо заваривать и пить в строго определенное время. И уж регулярно на Новый год многие вспоминают китайский языческий календарь, веря в гороскопы (ассоциировав себя с животными и планетами), а перед Пасхой идут освящать куличи и яйца. Почему? Да потому что в головах этих людей нет разницы между «заговоренной водичкой» и святой водой, между освященным медом на Медовый Спас и «заговоренной землицей», между освященным куличом и «заговоренной травкой». Ведь это все намного проще, чем молитва, пост, причастие и ежедневная, ежечасная, постоянная работа над собой, присущая истинному христианину.

Комментарий от протоиерея Олега Стеняева

Изучив историю жития Матроны, мы заинтересовались тем, как выглядит процесс отбора материалов о святых. Как составляются «официальные» жития? Какими источниками руководствуется Церковь и какие свидетельства считает достоверными?

Об этом мы поговорили с богословом и публицистом, протоиереем Олегом Стеняевым.

– Отец Олег, как вышло, что неофициальное житие Матроны, написанное ее знакомой односельчанкой, обрело такую популярность? Можно ли доверять такому источнику? К примеру, встреча старицы со Сталиным – это явный миф, но многие в него верят.

– У вас ведь историческое издание, и вы должны понимать, что здесь должно быть несколько источников. Необходим хотя бы один исторический источник или показания свидетелей. Нельзя ни о чем писать голословно. Когда мы пишем церковную историю, мы никогда не пользуемся одним источником, их всегда несколько.

– Как происходит процесс составления жития святого? На какие источники Церковь опирается прежде всего?

– Во-первых, источниками являются мученические акты – это официальные документы.

– Что такое мученические акты?

– Когда римляне допрашивали мучеников, они составляли такой юридический документ, акт допроса. А потом христиане делали копии этих актов, или сами они сохранялись. И бывало так, что встречались разночтения.

– А как же быть с «молодыми» святыми, которых канонизировали совсем недавно? Ведь Матрона как раз из таких, и многие свидетельства о ней могут быть довольно сомнительными.

– Если говорить об отсутствии свидетелей, то возьмите, например, ситуацию с Родионовым, которого обезглавили в Чечне (Евгений Родионов – российский военнослужащий, который попал в плен к чеченским боевикам и из-за отказа снять с себя нательный крест и принять ислам был казнен боевиками. – Прим. ред.). Вся информация об этом – со слов людей, которые его казнили, а они считаются недостоверными свидетелями, и нет ни одного свидетеля православного. На самом деле это сложный вопрос. Тут действует такой принцип: в Библии сказано, что любое слово верно при устах двух или трех свидетелей («если же не послушает, возьми с собой еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Евангелие от Матфея, 18:16). – Прим. ред.). Даже Преображение Господне на Фаворе наблюдали три свидетеля: Петр, Иаков и Иоанн. Задумайтесь, почему у нас четыре Евангелия об одном и том же? По тому же принципу: любое слово верно при устах двух или трех свидетелей, а четыре – это даже сверх меры. Это закон Моисея, он распространяется и на Писание, и на различные библейские вопросы, и т.д. К житиям святых всегда надо подходить очень осторожно – особенно когда долго не было канонизаций и люди были заинтересованы в том, чтобы канонизация произошла, они могли форсировать ситуацию.

– А как быть с описанием «заговоренной водички» и прочего колдовства? Как христианская церковь к такому относится?

– Библия допускает, что может быть колдовство, что есть волхвы, колдуны и так далее. Почитайте Пятикнижие Моисея; там написано, что когда Моисей творил чудеса, то египетские жрецы тоже повторяли некоторые из них, но только до определенного момента. В понимании трех религий – иудаизма, христианства и ислама – есть две реальности: божественная и дьявольская (в том числе колдовство. – Прим. ред.). Конечно, это не перетягивание каната, и дьявол трепещет перед Богом, но в той мере, в какой Бог попускает, силы зла могут себя проявлять в этом мире. Но вы в любом случае должны придерживаться только официального жития. А все остальное – это может быть фольклор.

Икона блаженной Матроны Московской

Икона блаженной Матроны Московской

Фото: с сайта Нижегородской епархии

Икона блаженной Матроны Московской с частицей мощей будет пребывать в Дивееве и Сарове Нижегородской области 1-15 июля. Об этом сообщается на сайте Нижегородской епархии.

Согласно информации, в Саровском благочинии икона будет пребывать в церкви во имя святой преподобномученицы великой княгини Елисаветы (село Дивеево) и в храме в честь Всех святых (город Саров).

Постоянно этот святой образ находится в храме во имя святого равноапостольного князя Владимира, расположенного в деревне Сартаково Богородского района Нижегородской области.

СПРАВКА:
Святая блаженная Матрона Московская (1885-1952) – святая Русской православной церкви. 2 мая 1999 года Матрона канонизирована как местночтимая московская святая; определение священного Синода от 17 августа 2004 года гласило: «Включить в повестку дня предстоящего Архиерейского Собора вопрос об общецерковном прославлении святой блаженной Матроны Московской (Никоновой; 1881—1952)». В октябре того же года состоялась общецерковная канонизация. Мощи святой Матроны доставляются для поклонения в города России: в Вологду, Красноярск, Липецк, Новокузнецк, Пермь и другие города.