Медицина античности

Северное Причерноморье в прошлом было окраиной уникальной античной цивилизации, ставшей фундаментальной основой всей европейской культуры. В ходе Великой греческой колонизации здесь возникают многочисленные города-государства, крупнейшими из которых были Ольвия, Херсонес, Пантикапей (Керчь), Фанагория (ст. Сенная), Гермонасса (с. Тамань), Горгиппия (Анапа).

Античная медицина

Только на территории Таманского полуострова выявлено более 230 античных поселений, существовавших с конца VII века до н.э. по IV в н.э. Греки-колонисты принесли с собой традиции своих метрополий — в политической организации, экономическом укладе, общественной жизни, религиозных верованиях.

Среди переселенцев были представители самых разных слоев населения и профессий: политики, служители культа, земледельцы, купцы, ремесленники, военные, архитекторы, скульпторы, художники, педагоги, врачи. Они принесли навыки, новейшие научные достижения своих ремесел и искусств. «Стоит он многих людей, один врачеватель искусный, вырежет он и стрелу, и рану присыплет лекарством» — эти слова Гомера подчеркивают высокий социальный статус врача в древнем мире.

Древнегреческие мифы и поэтические сказания свидетельствуют о том, что медицину в античном обществе рассматривали как особое искусство сохранения здоровья и красоты, которому покровительствуют боги. Богиня мудрости Афина научила медицине Прометея, а он передал искусство врачевания людям. Бог солнечного света Аполлон мог насылать болезни и исцелять их. Но самым искусным целителем стал Асклепий — сын Аполлона, который научился врачеванию от своего отца и мудрого кентавра Хирона. Асклепий мог не только лечить больных, но и оживлять мертвых.
Великая греческая колонизация породила особый культ Аполлона Врача, который был покровителем первых колонистов, спасал их от опасностей и болезней. В честь Аполлона Врача сооружались храмы и святилища в колониях по берегам Понта Евксинского. Надписи на постаментах, происходящие из Пантикапея, Фанагории, Гермонассы, подтверждают, что Аполлона Врача почитали на Бое-поре, сооружая святилища, воздвигая в его честь статуи. В Горгиппии найден фрагмент донца чернолаковой тарелочки с процарапанной надписью (граффити), которая может быть интерпретирована как посвящение Аполлону Врачу. Посвятительные граффити Аполлону Врачу найдены и в других городах Северного Причерноморья.
Культ бога Асклепия утверждается в Афинах в V в. до н.э. Здесь в его честь сооружается величественный храм, а многочисленные статуи во многих храмах Греции, изображения на геммах свидетельствуют о всеобщем почитании Асклепия. Знаменитые врачи о. Кос считались потомками бога-целителя и назывались Асклепиадами. К их числу принадлежал и Гиппократ. Почитался Асклепий и в Северном Причерноморье — в Херсонесе, Ольвии, Пантикапее были сооружены храмы, посвященные богу-целителю, найдены посвятительные надписи и изображения Асклепия — на херсонесских монетах, в мраморной скульптуре, на резных камнях. Статуи представляют Асклепия зрелым мужем, похожим на Зевса, но с более мягким, человечным выражением лица. В одной руке его посох, вокруг которого обвивается змея, в другой — чаша. По преданию, Асклепий присел отдохнуть, увидел на своем посохе змею, испугался и убил ее. Но при-ползла другая змея и оживила убитую. С тех пор она стала спутницей Асклепия, в храмах ей приносили жертвенные дары, как символу постоянно обновляющейся жизненной силы и средству врачевания. Змея стала символом медицины.

Широко почиталась в античном мире и дочь Асклепия — Гигиея. Она изображалась в виде молодой женщины, которая кормит змею из чаши. Ее статую часто помещали в храмах рядом с Асклепием и Афиной. Павсаний описывает статую Гигиен в одном из храмов Асклепия: «Ее статую не так-то легко увидеть, настолько она вся покрыта женскими волосами, которые женщины отрезают в честь богини, а также разорванными на ленты кусками вавилонских материй». На территории Северного Причерноморья найдены мраморные статуэтки Гигиеи, вазовый рельеф с изображением Гигиеи и Асклепия, ее изображение встречается на херсонесских монетах. Найдено несколько кубков с посвятительными надписями богине. О популярности возлияний в честь Гигиеи свидетельствуют произведения античных авторов — Никострата, Антифана, Каллия. Вино пили сразу после омо-вения рук, и оно было неразбавленным, также, как и в честь Зевса Спасителя, чем подчеркивают значение этого возлияния, совершаемого из специальных кубков.
Известны находки резных камней с изображением Гигиеи. Литой золотой перстень с геммой на сердолике с Гигиеей, кормящей из кубка змею, найден в 1995 г. на античном некрополе Южной Озерейки.
История Анапы повествует о многих вещах. О развитии практической медицины в Северном Причерноморье свидетельствуют повсеместные находки медицинских инструментов: ножей, пинцетов, шпателей, лопаточек, игл, ложечек. Использовалась различная посуда, керамическая и стеклянная: кувшины, бутыли, колбообразные сосуды, баночки, мисочки, бальзамарии. Для приготовления лекарств использовались ступки, специальные плитки для растирания. Археологи очень осторожно определяют отношение отдельных находок к медицине, но совершенно очевидно, что население античных городов, существовавших по несколько веков, прибегало к медицинской помощи, поклонялось богам-целителям, на что указывают и письменные источники, и археологические находки.
Параллельно с практической медициной существовала и развивалась медицинская магия, которая была призвана оградить человека от заговора, сглаза, болезней. В медицине было распространено убеждение (оно сохранилось до наших дней), что некоторые камни — агат, янтарь, малахит, сердолик оказывают большое влияние на здоровье, психику и даже жизнь человека. В античном произведении «О камнях» излагается учение о магической, скрытой внутри камней губительной и целебной силе.
В окрестностях Горгиппии (с. Варваровка) найден агатовый шарик — медицинский амулет с надписью. Один текст содержит обращение к Богу, возможно Аполлону или Асклепию, с просьбой «сделать лечение полезным для здоровья» и обращение к «владычице головы, ушей, мозговой оболочки, язычка, нёба, гортани, переносицы, ноздрей, полипов, зубов, рта». С другой стороны текст гласит: «Для исцеления от ядов» и содержит магическое слово Дамнаменей. Надпись имеет треугольные очертания, так как магическое слово постепенно уменьшается, теряя в каждой строчке по одной букве. Дамнаменей — имя одного из демонических существ — дактилей, оно — производное от глагола «укрощать, подчинять, погубить». У исследователей нет единого мнения по поводу прочтения надписи, и этот вопрос остается открытым. Текст начертан в II веке н.э., родина агата — Македония. Экстрасенсы, державшие амулет в руках, утверждают, что он много путешествовал по свету, переходя из рук в руки, но помогал в качестве лечебного средства только первому владельцу.
Греческая медицина явилась непосредственным продолжением медицины более древних цивилизаций Индии, Ассирии, Вавилона, Египта. Благоговейное отношение греков к природе определило одно из основных направлений греческой медицины: природа — союзник, а задача врача — помочь действию целительной природы. «Природа действует без наставников», — писал Гиппократ в своем трактате «О воздухе, водах и местностях». Это исследование неразрывной связи здоровья человека с природной средой, с ее погодно-климатическими особенностями. Климат мыслился первопричиной индивидуальных болезней, от него, считали древние, зависят физические и душевные свойства представителей разных народов, им определяются характер и поведение отдельных этносов. Идеальным для достижения человеческого совершенства был климат самой Греции, а народы, которые обитали на «краю ойкумены», имели, по представлениям греков, многочисленные недостатки, обусловленные неблагоприятным климатом. Гиппократ, побывавший в Северном Причерноморье, описывает его обитателей и объясняет «непостоянством климата» и природными условиями многие этнографические и антропологические особенности этих народов.
Климатолечение было одним из важнейших направлений античной медицины. Целебное действие солнечных лучей, чистого воздуха, водных процедур, минеральных вод, лечебных грязей было хорошо известно врачам античности. Были разработаны методики искусственного изготовления минеральных вод, описаны лечебные свойства, показания, дозировки щелочных железистых, серных минеральных вод, ванн из лекарственных растений, ванн для закаливания (Гиппократ, Клавдий Гален, Архиген, Соран Эфесский, Антил).
Греки-колонисты, осваивая берега Северного Причерноморья, безусловно учитывали природно-климатические условия выбираемых для поселений мест. Одним из важнейших условий было наличие питьевой воды. Не случайно самые ранние античные поселения (конец VII в. до н. э.) на территории Анапского района группируются вокруг Алексеевских источников, многочисленные античные усадьбы в окрестностях с. Су-Псех напрямую связаны с «серебряными» источниками Су-Псеха, которые обеспечивали водой и Горгиппию. Чистая ключевая вода была предметом особого поклонения у древних греков. Каждый ручей, родник имел свою нимфу — наяду со своим именем, характером, легендой. Нимфы источников владели даром предсказания будущего, наказания, исцеления. Особенно почитались нимфы минеральных источников, которые считались помощницами самого Асклепия, им приносились всевозможные дары за облегчение от страданий и излечение. Об этом свидетельствуют археологические находки в районе горячеключевских, мацестинских, семигорских минеральных источников.
Известна древнейшая методика использования сероводородных источников: около выхода их на поверхность копали ямы, к которым направляли ручейки целебной воды и принимали «ванны». Не требовалось сложных приспособлений и при лечении целебными грязями вулканического и илового происхождения, которыми богаты Таманский полуостров и окрестности Анапы. Название лечебных грязей — пелоиды — греческого происхождения и означает — «грязь, глина».
Тем самым закладывались основы курортологии — раздел медицины, изучающий лечебные факторы природы, их влияние на здоровый и больной организм и методы лечебно-профилактического использования этих факторов, включая лекарственные растения — фитопрепараты.
Степи Северного Причерноморья славились своим буйным разнотравьем. Из целебных трав приготавливали настойки, отвары.
Очень широко применялись ванны с лекарственными растениями — исцеляющие, омолаживающие. Знаменитые римские термы (бани) представляли собой своего рода лечебно-профилактические учреждения для потогонных процедур и закаливания, они явились логическим продолжением раз-нообразных греческих водных процедур. Успешно в античном мире применялся и массаж, лечебное, гигиеническое и профилактическое значение которого высоко ценили целители Греции и Рима.
Правильное питание и режим были азбукой жизни человека античности. «Есть мера в вещах», — говорили древние. Именно эта мера во всем и определяла тот здоровый образ жизни, который стал целью и содержанием от первых до современных курортных учреждений.

Заметили ошибку или неактуальную информацию? Пожалуйста, сообщите нам об этом
Отправить сообщение

Концепции здоровья

1. Античная концепцияздоровья.

Одним из наиболее ранних определений здоровьясчитается понятие, выдвинутое греческим философом Алкмеоном в V веке до нашейэры. Он определил здоровье как гармонию или равновесие противоположнонаправленных сил. Аналогичное определение есть у Платона, который считал, чтоздоровье, как и красота, требует согласия противоположностей и выражается всоразмерном соотношении душевного и телесного.

Здоровье, в античном понимании, прежде всегоориентировано на внутреннее устройство человека. В гораздо меньшей степени оносвязывается с системой отношений индивида с окружающим миром и другими людьми.

Здоровьетрактуется как гармония и соразмерность. Здоровое состояние человека базируетсяна оптимальном соотношении телесных и душевных составляющих. Быть здоровым –значит следовать собственной природе и общей природе вещей. Здоровая жизньосновывается на руководстве разума. Внутренняя согласованность достигаетсятогда, когда человек, руководствуясь разумом, живет в полном согласии со своейприродой, не искажая ее (например, чрезмерной приверженностью к чему-либо) и непротиводействуя ей. Основными качествами здорового человека являютсяздравомыслие и самообладание. В результате этих качеств человек овладеваетсобственными страстями, стойко переносит лишения и не зависит от внешнихобстоятельств. Например, философ Эпиктет говорил: «Раб тот, кто не умеетвладеть собой». Необходимым условием здорового существования является обращениек себе. Любые внешние блага, материальные ценности являются преходящими.Известным является высказывание Сократа – «Сколько же есть на свете вещей, безкоторых можно жить». Здоровый человек – это проявление упорядоченности исогласованности Космоса. Именно поэтому условием здоровья являетсяподчиненность физического существования высшим законам.

Античныепринципы здорового существования нашли отражение и в средневековой медицине.Это четко прослеживается в арабской школе врачевания, прежде всего в трактатахАвиценны. Он писал, что здоровье зависит от «уравновешенности человеческойнатуры и от пропорциональности ее сложения». Созданный Авиценной канонмедицинской науки оказал большое влияние на развитие медицины в средневековойЕвропе. Следуя заветам античных и арабских врачей, средневековые врачевателистремились привести своих пациентов к безмятежному, спокойному, уравновешенномусуществованию, в котором они усматривали эталон здоровья. Слово diaeta, котороечасто встречается в трудах средневековых врачей, относится не только к еде, нои обозначает «умеренность в жизни вообще». Соблюдение меры считалосьпервоосновой здорового существования.

Вцелом же, данный подход можно назвать медико-философским осмыслениемздоровья.

2. Адаптационная модельздоровой личности.

Этот подход рассматривает здоровье в контекстеотношений личности с окружающей средой. Такое представление о здоровьевозникает в ХІХ веке. Теоретические предпосылки данного направления лежит впредставлениях О. Конта и Э. Дюркгейма, которые любые проявления жизни человекарассматривали как функцию его социальных отношений. В рамках адаптационногонаправления можно выделить психофизиологический (биологический),эволюционистский и социально-ориентированный подходы к здоровой личности.

Спозиций психофизиологического (биологического) подхода уровень здоровья– это оптимум психофизического реагирования на внешние стимулы. Его поддержаниеобеспечивает целостность и стабильность организма. Биологическое здоровьесвязано с сохранением постоянства внутренней среды организма в условияхнепосредственного и активного контакта с окружающей средой. Данный подход кздоровью отражает понятие гомеостазиса.

Эволюционистскийподход рассматривает приспособление на уровне человечества в целом. Вчастности, Конрад Лоренц рассматривал человечество как живую макросистему,которая приобретает в процессе эволюции новые свойства. Таким образом, здоровымявляется все, что полезно и целесообразно для выживания вида. Человечество нетолько приспосабливается к окружающей среде, но и активно ее преобразует. Врамках теории биосферы В.И Вернадского к здоровым видам деятельностичеловечества можно отнести те, которые упорядочивают среду обитания. Если жесоциальные институты используют формы деятельности, которые вступают впротиворечие с природными закономерностями, это приводит к разрушению ивырождению популяции.

Социальныйаспект адаптационной модели здоровья рассматривает его как результат тогоили иного уровня взаимодействия в обществе. Например, Э. Дюркгейм считал, чтоусловием психического здоровья индивида является его включенность в системусоциальных отношений и высокий уровень интеграции социальных связей. Такимобразом, здоровье здесь рассматривается со стороны взаимодействия индивида ссоциальной средой. Здоровая личность – это человек, поведение которогосоответствует принятым в обществе нормам и правилам. Таким образом, здоровье врамках этого направления отождествляется с нормальностью, с нормальнымсоциальным функционированием. Например, нормальный (здоровый) человек, это тот,кто закончит школу, получит образование, создаст семью, будет нормально трудитьсяи т.д. Таким образом, в рамках данного подхода здоровье является важнойсоциальной предпосылкой нормального функционирования общества.

3. Антропоцентрическийэталон здоровья.

Особенно активно данное представление о здоровьеразвивалось в ХХ веке. В основе антропоцентрического подхода лежитпредставление о высшем (духовном) предназначении человека. Личностьрассматривается как свободно развивающаяся, открытая опыту и ориентированная навысшие достижения индивидуальность. К наиболее устойчивым характеристикамздоровой личности можно отнести следующие:

-самоактуализация – направленность на саморазвитие и раскрытие личностногопотенциала;

-полноценное развитие и личностный рост, что предполагает готовность к жизненнымпеременам, умение активно преодолевать трудности и переходить к более высокимуровням существования;

-открытость опыту, что означает способность принять жизненные неудачи как урокии не терять доверия к миру при любых невзгодах;

-способность к подлинному диалогу – умение принять другого человека таким, какойон есть и не стараться изменить его;

-свобода в переживании и самовыражении, что является условием творчества;

-стремление жить осмысленно.

Первыемедицинские учреждения и форма медицинскойорганизации в эпоху античности.

Первымимедицинскими учреждениями следуетсчитать:

  • асклейпионы – это лечебницы,которые открывались при храмах Асклепия(Древняя Греция);

  • ятреи – это частные лечебницыв Древнем Риме;

  • валентудинарии – военныегоспиталя в Древнем Риме;

  • фармакополе — это учреждениепо продаже лекарственных средств вГреции и Китае.

Формы медицинскойорганизации в эпоху античности.

  1. Государственная медицина.

Характерноналичие: а) государственных медицинскихдолжностей (архияторы, санитарныеэдилы), Древний Рим, б) государственныхорганов управления медицины (Медицинскийприказ, Древний Китай), в) законодательнойрегламентации медицины (Законы: «Ману»,который делил общество на касты, ДревняяИндия; «Хаммурапи», Древний Вавилон.Ввел правовую регламентацию медицины,оплату медицинской помощи, наказаниеза ущерб больному (денежное и телесное);»двенадцати таблиц», Древний Рим).

  1. Жреческая медицина.

Ей занимались врачи жрецы.Лечебные учреждения создавались прихрамах ( Древний Египет, Древняя Индия).

  1. Народная медицина. «Онапришла» с первобытного строя.

4. Семейная медицина получиласвое развитие в Древней Греции. Еюзанимались представители одного рода.Знания передавались из поколения впоколение. Каждую школу отличали своитрадиции. Существовали следующие школы:Косская школа (на острове Кос): (характернаячерта – прогностика), представитель 17поколения врачей – Гиппократ; Книдскаяшкола (на острове Крит): ее представителистремились констатировать болезнь,оформить нозологическую форму болезни.

Диагностические приемы врачей эпохи античности

В эпоху античностисформировались основные методывезикальной (субъективной) диагностики:

  1. Опрос. Врачеватели обращаливнимание на то, что может явитьсяпричиной болезни, что беспокоит больного,как он об этом говорит.

  2. Осмотр. При осмотре обращаливнимание на состояние и цвет кожныхпокровов, естественных наружныхотверстий, на походку, осанку человека.

Врачевателиприменяли следующие приемы:

а) дерматоглифика (постановкадиагноза по кожному рисунку, ДревняяИндия),

б) физиогномика (постановкадиагноза по выражению лица больного,Древняя Индия. Например FaciesHippokratica– лицо агонирующего больного),

в) Признаки воспаления, Цельс.

3. Пальпация –при помощи этого приема ставили диагнозперелома, вывиха, исследовали пульс иего характеристики.

4. Перкуссия(выстукивание) – предложил Гиппократ.

5. Аускультация(выслушивание ухом) — предложил Гиппократ(описал шум плевры, хрипы в легких; звукпадающей капли – при прободениикишечника).

6. Исследованиямочи (на цвет, запах, вкус. Пробы мочи –ночная, дневная).

Учения опричинах болезней в эпоху античности.

1. Демонологические (духивызывают болезнь)

2. Астральные (звезды провоцируютболезни)

3. Минералогические

4. Климатогеографические

5. Возраст и пол

6. Животные как источник болезни

7. Образ жизни людей

Теории патологии:

  1. Теория Платона. Согласноэтой теории в основе болезней лежитидея.

  2. Теория Пифагора. Воснове всего находится число.

  3. Теория Аристотеля.Болезни – это есть нарушениецелесообразности.

  4. Пневматическая.В основележит воздушное начало.

5. Натурфилософскаяонасуществовала в Древнем Китае. В основевсего пять элементов: дерево, метал,огонь, вода и земля. Они взаимодействуюти формируют микрокосмос-организмчеловека и макрокосмос — окружающиймир. Мир – это борьба противоположностей.Глобальными противоположностямиявляются «инь» (мужское холодноепассивное начало) и «янь» (женскоегорячее активное начало), болезньвозникает при нарушении соотношений»инь» и «янь». Для корректировкинеобходимо проводить иглотерапию.

6. Теория гуморальной патологии.Основоположником ее был Гиппократ(460-377 до н. э.). В основе этой теории лежитсоотношение жидкостей. Преобладаниежидкостей связано с климатом. Так, навостоке жидкость – это кровь, люди –сангвиники, на севере – желчь, люди –холерики, на юге – флегма (слизь), люди– флегматики, на западе – черная желчь,люди – меланхолики. На основе этойтеории сформулирован основной принципмедицины — индивидуальный подход.

7. Теория солидарной патологии.Ее основоположником был Асклепиад(Древний Рим). Согласно этой теорииорганизм человека состоит из каналов,пор и движущихся частиц. Для того, чтобыне было болезни необходимы чистотатела, закаливание и движение.

Трудно найти такую личность, которая бы внесла столь значительный вклад в становление европейской медицины как Гиппократ II Великий (ок. 460 — ок. 377 гг. до н.э). Реформатор античной медицины жил в «золотой век» Перикла — эпоху великих философов, писателей-историков, поэтов-драматургов и скульпторов, когда эллинская культура достигла вершины своего расцвета. Его современниками были Сократ, Демокрит, Платон, Софокл, Эврипид, Фидий, Поликлет. Не случайно именно в Греции получила развитие передовая медицинская мысль (Гиппократ, Эврифон, Праксагор, Герофил, Эрасистрат).

Гиппократ (греч. — укротитель коней) родился на острове Кос, расположенном в юго-восточной части Эгейского моря и принадлежал к роду асклепиадов — корпорации врачей, притязавшей на то, что она происходит от Асклепия, великого врача гомеровских времен, признанного богом медицины и относился к 17-му поколению врачей косской школы. Его учителями были дед Гиппократ I и отец Гераклид, опытом делилась мать Фенарета (повитуха), в свою очередь по традиции он передавал знания сыновьям Драконту, Фесаллу и зятю Полибу. В последующем, став странствующим врачом (периодевтом), много путешествовал, посетил Северную и Среднюю Грецию, побережье Мраморного моря, Малую Азию. Продолжал изучать медицину, общаясь с местными врачами и по обетным «таблицам», которые вывешивались на стенах храмов Эскулапа, где записывались случаи исцеления. Еще при жизни его слава и авторитет были огромны. В диалоге «Федр» Платона говорится о глубоких философских познаниях Гиппократа. Жизнь великого целителя была долгой (по некоторым данным более 100 лет), его последним пристанищем стал г. Ларисса (Фессалия).

Врачевание в Древней Греции искони носило светский характер, религиозные представления не имели такого влияния на духовную жизнь как у народов Востока. Медицина основывалась на эмпирии, была свободна от теургии (призывы к богам, заклинания, магические приемы) и развивалась самостоятельно, однако между ней и философией существовала связь. Пифагор, Алк­меон, Эмпедокл, Демокрит, Иккос, Акрон и другие философы (среди них были врачи), занимавшиеся исследованием природы, одной из наиболее важных проблем считали объяснение жизненных процессов, проводили вскрытия животных и примитивные опыты. Гиппократ отделил медицину от философии, освободил от ложных
теорий, господствовавших над наблюдением и опытом, и определил пути ее дальнейшего развития. Средством решения этой исторической задачи служил «метод Гиппократа» — наблюдение у постели больного, освещение опыта разумом и проверка теории практикой.

В Средиземноморье в VI—IV веках до н.э. существовало несколько врачебных школ: кротонская (юг Италии), киренская (север Африки), родосская (остров Родос) и наиболее авторитетные — книдская (малоазиатский г. Книдос) и косская, признанным главой которой был Гиппократ. Книдская школа обращала внимание, главным образом, на болезнь, стремясь подвести ее под одну из многочисленных рубрик и схематизируя лечение. В центре внимания косской школы находился больной.

Гиппократ предвосхитил взгляд о двойственной природе болезни — наличии в ее течении вредного начала (pathos) и полезного (sanos), направленного на восстановление нарушенного здоровья. Гиппократики считали, каждому человеку присуща врожденная сила — «физис» (природа), регулирующая в нормальных условиях все отправления организма. Задачу врача Гиппократ видел в изучении внешней среды, условий жизни, окружения больного и стимуляции
«физис», предостерегал от насильственного вмешательства в «естественный» ход течения болезни, призывая «прежде всего — не вредить». Это означало, что каждому заболевшему необходим индивидуальный подход: диета, лекарства, их дозы, режим, продолжительность лечения, все должно быть особым, специфичным. Таким образом, Гиппократ установил принцип, который утвердился навеки — «лечить не болезнь, а больного».

Логическим выводом медицинских воззрений Гиппократа является система лечения, основанная на принципах: 1) приносить пользу и не вредить больному (non nocere); 2) противоположное лечить противоположным (contraria contrariis curantur); 3) согласовывать действия врача с природой (medicus curat, natura sanat); 4) более активные средства применять, лишь тогда, когда менее активные не эффективны.

Гиппократ поднял искусство врачевания на высоту, которая была неведома в Древней Греции, привел в систему медицинские знания, создал учение об этиологии, симптоматике, диагностике, стадийности течения болезней и предсказании недугов, положил начало традиции ведения истории болезни. В его трудах представлены почти все разделы клинической медицины и содержится основное ядро современной медицинской терминологии (пневмония, плеврит, апоплексия, гепатит, нефрит, диарея, дизентерия, тетанус, эпилепсия, офтальмия, фликтена, параплегия и др.).

С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Он сформулировал основные принципы медицинской деонтологии и качества, необходимые для врача: решительность, трудолюбие, постоянное совершенствование в своей профессии, чувство собственного достоинства, серьезность, приветливость, сдержанность, отвращение к пороку, честность, опрятность, умение завоевать доверие больного,
нестяжательность, способность хранить врачебную тайну, ставить интересы больного выше собственного «я». Гиппократу приписывают текст этического кодекса («Клятва врача»), которая на протяжении многих веков является основой профессиональных обязательств медиков многих стран мира. Он впервые сформулировал вечные принципы врачебного искусства: главная цель — практическое лечение больного; опыт — истинный учитель врача; искусству врачевания можно научиться только у постели больного.

К сожалению не известно ни одной рукописи, точно принадлежавшей Гиппократу. Древнегреческие медицинские тексты в III веке до н.э. объединили в один сборник, переведенный на латинский язык он известен как «Corpus Hippocraticum». Часть трудов сборника приписывают учителям Гиппократа, его родственникам и ученикам. Хотя не все сочинения являются подлинными творениями самого Гиппократа, в целом они довольно полно отображают основные взгляды и приемы лечения, установленные им и его школой. В некоторых из них настолько ясно видна печать гения («Афоризмы», «Эпидемии», «Прогностика», «О воздухах, водах и местностях»), что вряд ли могут быть сомнения относительно их принадлежности. Эпонимы, которые упоминаются в сборнике: «клятва Гиппократа», «шум плеска Гиппократа», «лицо Гиппократа», «пальцы Гиппократа», «шапка Гиппократа», «скамья Гиппократа», скорее всего дань памяти, наиболее известному врачу той эпохи. Это ни в коей мере не умаляет его заслуг, потому что Гиппократ — это олицетворение греческой медицины классического периода, прекрасная и благородная легенда Древней Эллады.

На протяжении 2500 лет значение Гиппократа оценивалось по-разному. До раннего средневековья Гиппократа хорошо знали. В средние века о Гиппократе, за исключением Византии, почти забыли, и только в XVI веке появилось печатное издание его трудов на латинском языке Фибия Кальва при материальном содействии великого Рафаэля. На русский язык «Афоризмы» Гиппо­крата перевел в 1817 г. профессор М.Я. Мудров. Перлы врачебной премудрости в изобилии встречаются в сочинениях Гиппократа, в каждом из его афоризмов и высказываний чувствуется гениальный наблюдатель и опытнейший врач.

«Panta rei» (все течет) — говорили философы Древней Греции. С тех пор медицина продвинулась далеко вперед, нелепо отрицать достижения научно-технического прогресса, лишь бы не переоценить, не дать увести врача от пациента. У Гиппократа нельзя почерпнуть новых медицинских знаний. Его ценность не в этом, а в понимании врачебного призвания и в том, чтобы «вооружившись прочным образованием, искать дополнение, которое возвышает ум, укрепляет суждение и показывает в научной традиции работу последовательных поколений, их ошибки и их успехи, их слабость и их силу» (Э. Литтре). Сейчас, как и прежде в истории медицины, появление новых, порой небезопасных теорий, лечебных средств и технологий заставляет врача вновь и вновь обращаться к главному завету Гиппократа «прежде всего — не вредить».

Публикуемые фрагменты трудов великого врачевателя следует рассматривать не как лозунг «назад к Гиппократу», а как призыв «вперед с Гиппократом».

Медучреждение: НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ РЕЦЕНЗИРУЕМЫЙ ЕЖЕМЕCЯЧНЫЙ ЖУРНАЛ «Здравоохранение»