Мелхиседек царь салима

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 3. www.st-hum.ru

УДК 2-31

ПРАОТЕЦ МЕЛХИСЕДЕК — ПРООБРАЗ ХРИСТА И ПЕРВОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЦАРСТВЕННОЙ СВЯТОСТИ Никольский Е.В.

Статья посвящена анализу таинственной личности Мелхиседека, известного из книги Бытия, в которой он называется царем Салимским и, вместе с тем, «священником Бога Всевышнего». Это сочетание царского достоинства со священством служит характерной особенностью патриархального периода, свойственной многим народам. Мелхиседек не принадлежал к избранному роду, был, однако, священником истинной религии и притом настолько возвышенным, что впоследствии сделался идеалом священства, стоящего даже выше священства Аронова. Жизнеописание Мелхиседека, история и истолкование его служения в канонических библейских книгах отсутствуют; различные предания о нем встречаются в иудейских и христианских апокрифах. В таинственном священстве Мелхиседека по особому чину и в соединении этого священнического служения с царским достоинством наиболее полно и ясно выражается прообразовательная параллель между царем Мелхиседеком и Царем Христом, подробно раскрытая Апостолом Павлом.

Ключевые слова: Мелхиседек, Священство, монархия, Иисус Христос, святость, царственность, сакральное служение монархов, царственная святость, экзегетика Священного Писания, апостол Павел.

THE FOREFATHER MELCHTZADEK AS THE PROTOTYPE OF CHRIST AND THE FIRST MANIFESTATION OF ROYAL HOLINESS

Nikolsky E.V.

Святой Царь Мелхиседек, почитаемый Православной Церковью в неделю святых праотец перед Рождеством Христовым, безусловно, самая загадочная личность среди упоминаемых в Библии. Он — единственный, о ком повествуется как в начальной книге Бытия, так и в последних главах Нового Завета. Этот человек «…согласно христианскому богословию, предваряет пришествие Христа и объясняет Его миссию: Сын Божий придет как Царь, Как Священник и как Победитель. Он принесет плоть и кровь Свою жертву Богу, как Мелхиседек подносит Аврааму хлеб и вино, жертвуя их Богу Всемогущему. Мелхиседек становится прототипом Иисуса Христа, соединяя оба Завета в единое целое» .

Однако образ Мелхиседека во второй половине ХХ века стал объектом для неоязыческих и оккультных спекуляций, порой распространяемых и под маской христианского благовествования . В равной степени его имя свято для иудеев и для христиан. Он — царь и первосвященник на все времена, предвестник Иисуса Христа. Впрочем, воздавая ему хвалы, авторы библейских книг упоминают о Мелхиседеке как бы помимо своей воли. И поэтому его имя,

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 3. www.st-hum.ru в отличие от праведника Ноя, праотца евреев Авраама, спасителя народа Моисея, героя Давида, мудреца Соломона или силача Самсона — малоизвестно.

Причина такого казуса весьма простая: Мелхиседек не был евреем. Он правил Салимской землёй до прихода в неё беженцев из Египта, т.е., был ханаанеем — ваном. Он был царем в Иерусалиме(Салиме) за долго то, как этот город вошел в состав еврейского государства. В этом контексте отметим,что традиционным стал для литературы, освещающей проблемы библеистики и истории Древнего Израиля концепт тождественности «Салима» с «Иерусалимом» .

Между тем, в книге Бытия мы о Мелхиседеке читаем: «Когда он возвращался после поражения Кедорлаомера и царей, бывших с ним, царь Содома (Содомский) вышел ему навстречу в долину Шаве, что долина царская; и Малки-Цедек (Мелхиседек), царь Шалема (Салимский), вынес хлеб и вино, — он был священник Бога Всевышнего, — и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14:17-20).

Его имя «Малки-Цедек (Мелхиседек)» происходит от слов: Малки (мой Царь) и Цедек (правда, праведность). Малки-Цедек — Царь праведности . Это сочетание царского достоинства со священством служит характерной особенностью патриархального периода, свойственной и другим народам. Мы встречаем Мелхиседека в Библии как священника Бога Всевышнего, который благословил Авраама, возвращавшегося после поражения царей, и которому Авраам отдал десятую долю всего. Мелхиседек вынес ему хлеб и вино — это первая имеющаяся у нас запись о таинстве Святого Причастия.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вопрос о том, кем был «исторический Мелхиседек», может повести нас еще глубже к пониманию того, как Мелхиседек выходит за рамки всякой исторической традиции. Здесь есть три основные возможности:

2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 3. www.st-hum.ru Первая состоит в том, что он — не историческая фигура, а проявление Божества, Богоявление, и это очевидно находится за пределами обычного исторического процесса; такое толкование встречалось у святых отцов. Такие взгляды выражали ранние отцы Церкви и апологеты. Например, Иустин Мученик «… писал о Мелхиседеке, что он был призван Святым Духом, а Ориген рассматривал его. как ангела или некое сверхъестественное существо» .

Вторая возможность предполагает, что здесь приведена очень древняя история об историческом священнике, встречающем и благословляющем Аврама. Но если это так, то очевидно, что этот священник находится совершенно за пределами иудейской традиции, а описываемое событие абсолютно уникально. В этой догадке, возможно, сокрыта информация о первоначальном всеобщем монотеизме, который был утрачен народами земли. Позже через непосредственное откровение Авраам приходит к единобожию и весьма значимо то, что он принимает благословение, по-видимому, от последнего священника, исповедовавшего веру в Единого Бога.

Отсюда можно заключать, что Мелхиседек был последним представителем того первобытного священства, некоторые намеки на которое мы находим в истории Еноха и Ноя (Быт. 4:26 и 9:9). Это было универсальное, мировое священство, служение религии первобытного откровения, остатки которого, как звезды на темном горизонте, продолжали еще сохраняться и среди мрака языческого суеверия и идолопоклонства.

Третья версия появляется, если мы будем считать, что эта история написана гораздо позже, но и в этом случае она служит (и для этого включена в Писание) тому, чтобы выходить за пределы обычной традиции. Если это соответствует временам Давида, то она позволяет оправдать назначение им первосвященников не из колена Левина. Если же, как было кем-то предположено, она возникла во времена персидского владычества, тогда она показывает, что священство предшествует левитству и даже Храму в Святом

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 3. www.st-hum.ru городе, что повышает авторитет и влияние священников того времени именно путем прорыва через их собственную традицию.

То обстоятельство, что Моисей не дает нам никаких биографических сведений о Мелхиседеке, а Псалмопевец и Апостол Павел ставят его в таинственную связь с самим Господом Иисусом Христом (Пс 109:4; Евр 7:1-3), породило множество самых разнообразных взглядов на личность Мелхиседека и на достоинство его служения: одни видят в нем престарелого патриарха Сима (Лютер и др.), другие — Святого Духа (Иеракс Египтянин).

Но ни одно из этих толкований, ввиду их неустойчивости и произвольности, принято быть не может. Это происходит из-за того, что не учитываются следующие обстоятельства.Во-первых, Мелхиседек —

историческая личность, жившая и даже царствовавшая в эпоху Авраама. Во-вторых, эта историческая личность получила впоследствии прообразовательное (символическое) значение, которое и раскрывают отчасти Псалмопевец, а главным образом Апостол Павел (Евр. 7 гл.).

В зависимости от различия взглядов на самую личность Мелхиседека неодинаково смотрят и на это его действие — изнесение хлеба и вина: одни видят здесь простую доставку провианта для подкрепления и освежения отряда Авраама (такая трактовка распространена преимущественно среди иудеев и иудеохристиан). Другие усматривают бескровное жертвоприношение, имеющее ближайшую, прообразовательную связь с новозаветным таинством евхаристии.

Но нельзя признать состоятельным и первого объяснения, так как ниоткуда не видно, чтобы отряд Аврама нуждался в подобном подкреплении, и чтобы этого хлеба доставлено было такое количество, которого хватало бы на всех. Гораздо естественнее и ближе к истине будет то объяснение, что «хлеб и вино» — эти два главных жизненных продукта Палестины — употреблены были здесь Мелхиседеком для выражения его гостеприимства и почтения к Аврааму, подобно тому, как и у нас практикуется встреча «с хлебом и солью» для высоких и почетных гостей. Этим, разумеется, нисколько не исключается возможность усматривать в данном историческом факте и известное

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 3. www.st-hum.ru прообразовательное значение, указывающее на его связь с новозаветным таинством евхаристического хлеба и вина.

«Он был священник Бога Вышнего.». В этих словах первый раз в Библии встречается специальный термин, указывающий на священническое служение. Относя этот термин, прежде всего, к личности исторического Мелхиседека, мы нисколько не должны смущаться тем обстоятельством, что здесь в одном лице совмещается служение «царя и священника» — это было в обычае у многих народов древности (напр., гех Romamrnm был вместе и pontifex maximus), в особенности в ту отдаленную эпоху, которая еще жила преданиями патриархального быта, где старший в роде одновременно был и царем, и жрецом, и законодателем, и судьей. Впрочем, всем контекстом речи священство Мелхиседека поставляется в качестве особого, сакраментального служения. Но и с этой своей стороны оно неоднократно и ясно отличается в Библии от последующего, подзаконного священства и даже как бы противополагается ему (Пс. 109:4; Евр. 5:6).

В таинственном священстве Мелхиседека по особому чину и в соединении этого священнического служения с царским достоинством наиболее полно и ясно выражается прообразовательная параллель между Мелхиседеком и Христом, подробно раскрытая Апостолом Павлом (Евр. 7 гл.).

Библейская сцена чрезвычайно важна для понимания дальнейшей истории Израиля. Александр Мень в этой связи писал: «Моисей не дал союзу колен (родовых кланов) никакого политического устройства. Все его правление было основано на Завете с Богом и религиозном единении. Даже религиозный центр не был определен им… Теперь же, после встречи с Мелхиседеком, стало ясно, что первосвященник, должен в одном лице объединять и светскую власть над своим народом, а столица еврейского государства обязана быть и культовым центром. Словом, всё как у Мелхиседека в его Салиме» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чрезвычайно интересными в этом отношении представляются и раннехристианские интерпретации образа. Христианские теологи даже задавались вопросом: если Мелхиседек являлся верховным служителем единого Бога, то

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 3. www.st-hum.ru выходит, что именно он, а не Авраам — настоящий основоположник монотеизма. На это утверждение легко возразить, памятуя, что патриарх Авраам уверовал в Создателя задолго до встречи с Мелхиседеком.

Вторично Мелхиседек появляется в Ветхом Завете спустя 1000 лет, в 110-м псалме Давида. «Этот псалом называется «пророчески-мессианским» и делится на три части: Мессия — Царь, Мессия — Священник и Мессия -Победитель» . Многие ученые полагают, что эти таинственные слова 109-го псалма адресованы царю Давиду — завоевателю Иерусалима как единственному легитимному правопреемнику власти Мелхиседека.

Что же касается теории, из которой следует, что Мелхиседек в определенном плане является прототипом Мессии, то подобная точка зрения наиболее ярко выражена в недавно обнаруженных текстах кумранской общины ессеев. В этих произведениях Мелхиседек выступает в образе небожителя, сакрального предводителя сонма «вечных ангелов», обладающего высшим правом наказывать за грехи. Кумранские тексты предпринимают попытку воссоздать фантасмагорическую биографию Мелхиседека, утверждая, что печать высшего священства была предопределена ему еще в детском возрасте, а ужасные для человечества времена Всемирного потопа он якобы провел в райском саду — Эдеме, куда его бережно доставил сам архангел Гавриил.

Непостижимая таинственность, окутывающая мистическим флером доселе не разгаданную личность Мел

хиседека, на протяжении многих веков служила основанием для создания образа, соединившего в себе качества светского правителя и первосвященника, какого-то особого, космического уровня, пророка и даже Мессии.

В таинственном священстве Мелхиседека по особому чину и в соединении этого священнического служения с царским достоинством наиболее полно и ясно выражается прообразовательная параллель между Мелхиседеком и Христом, подробно раскрытая Апостолом Павлом (Евр. 7 гл.).

По мнению блаженного Феофилакта Болгарского, здесь апостол Павел имел ввиду «… что Мелхиседек в священническом чине был гораздо выше и

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 3. www.st-hum.ru Авраама и Левия. Теперь снова приводит другое доказательство, показывая, что священство во Христе гораздо превосходнее левитского священства и что священство Христа — совершенное священство, а то несовершенное. Ибо если бы священство по закону было совершенно, то надлежало бы священнику восстать по чину Ааронову: ибо Аарон был из колена Левиина. Но говорится, что восстает священник не по чину Ааронову, а по чину Мелхиседекову. Потом, так как то священство было несовершенно, то вместо него вводится другое. И выражение еще имеет великое значение; оно как бы говорит, что если бы Христос по чину Мелхиседекову был прежде, а потом был дан закон, то со всей справедливостью можно было бы сказать, что священство по закону, то есть священство Аароново, дано было в силу того, что священство Мелхиседеково было как бы несовершенным. На самом же деле Христос после и получил иной образ священства. Отсюда очевидно, что, так как священство Аароново было несовершенно, то вместо него вводится иное» .

А теперь посмотрим, чем отличается священстве по чину Мелхиседека от обычного священства по чину Аарона. По мнению святого Августина, Мелхиседек является прообразом будущего и собой «отличает священство Христово от священства левитского» .

У Мелхиседека не было родословной; он был без отца и без матери (Евр. 7:3). Это утверждение автор выводит из очевидного умолчания Священного Писания, о родословной Мелхиседека (Евр. 7:3). Это было необычным по двум причинам. Первое, потому что, это противоречит общему принципу, проводимому в книге Бытия. В ней родословные являются характерной особенностью: мы постоянно встречаем длинные списки предков людей. Мелхиседек же появляется вдруг, ниоткуда. Второе, еще важнее то, что это противоречит нормам, регулировавшим левитское священство, которое основывалось на наследственном праве. По иудейскому закону человек вообще не мог стать священником, если у него не было письменного свидетельства, удостоверяющего его происхождение от Аарона. При этом характер и

2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 3. www.st-hum.ru способности человека не играли никакой роли, существенной была родословная.

После возвращения иудеев в Иерусалим из Вавилонского плена некоторые семьи не могли предоставить письменных родословных и, поэтому, навечно были лишены священства (Ездр. 2:61-63; Неем. 7:63-65). И, напротив, если человек имел родословную, восходящую к Аарону и если только у него не было определенных физических недостатков, он становился священником. Родословная в буквальном смысле определяла все.

Иудейские государи, происходившие из колена Иудина, в частности, святые Давид и Соломон, иногда выполняли священнические функции. Известны, например, жертвоприношения Давида или первосвященническая молитва его сына Соломона при освящении первого Иерусалимского храма. Интересно отметить, что святые из рода Маккавеев соединяли в своем служении царские и священнические функции. Таким образом, царственная святость Ветхого Завета подразумевала помимо всего прочего и пастырские и ритуальные аспекты.

Таким образом, первое различие между двумя священствами заключается в следующем: левитское священство основывалось на происхождении от Аарона; священство по чину Мелхиседека определялось исключительно личными качествами.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Данные мысли развивает в своем толковании на Послание к евреям и епископ Николас Райт. По его мнению, Мелхиседек вводится в рассказ об Аврааме в качестве «священника Бога Всевышнего» без объяснения, откуда взялся его сан. Мы не знаем, наследовал ли он священство от предков или получил его иным образом; «нигде не упомянуто, чтобы его священство начиналось с его рождения или заканчивалось его смертью. В этом рассказе он присутствует как некая данность, словно он был от века. И отсюда автор естественно переходит к основной мысли следующего параграфа: сан Иисуса также не зависит от рождения в семье священников, и его священство, в отличие от священства левитов, продолжается от века и поныне» .

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 3. www.st-hum.ru В стихах 4-10 левитам (которые, вероятно, еще служили в Храме, когда было написано это Послание) противопоставляется священство Иисуса, как оно подано в Псалме 109 и осмыслено в свете четырнадцатой главы книги Бытия.

Итак, само по себе «..священство «по чину Мелхиседека», несомненно, выше левитского, поскольку Авраам уплатил десятину Мелхиседеку и принял от него благословение. Тем самым Авраам признал над собой старшинство Мелхиседека. А если Авраам, то и Левий, один из его правнуков, ведь Левий как бы уже присутствовал при этой сцене, потенциально, в чреслах своего предка. Вывод напрашивается:Иисус, первосвященник «по чину

Мелхиседека», намного выше современных Ему священников-левитов. Мы можем возложить на него свои упования, ибо Его священство истинно и вечно. Вникая в историю Мелхиседека, автор послания сумел глубже истолковать псалом, а тем самым уточнить наши представления о Мессии — не только царе, но и священнике, укрепить и усилить нашу веру и упование, какие мы возлагаем на Иисуса, и лишь на Него одного» .

Согласно этой экзегезе, священство у Мелхиседека как бы сосуществовало сцарским достоинством.Христос же происходитне из

священнического рода, не из колена Левия, а из колена Иуды. Поэтомув глазах

современников Христос, прежде всего, Учитель, Пророк, хотя они охотно видели бы в Нём царя, наследника Давида. В то же время, мессианская традиция Мелхиседека, царя-первосвященника, как бы отсутствует. Однако это мнимое отсутствие. Нужны были все пасхальные события, в которых раскрылось подлинное значение Мессии-Царя, Царя-Первосвященника по чину Мелхиседека, представленное в Ветхом Завете, открытое и реально осознанное как присущее посланническому служению Иисуса из Назарета.

Характерно,что Иисус, представперед синедрионом, навопрос

первосвященника:»Ты ли Христос, СынБожий?» — отвечает: «Тысказал;

даже сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную Силы» (Мф. 26:63-64). Тем самым, Иисус Христос ссылается на мессианский псалом (Пс. 109), тесно связанный со всей традицией Царя-Первосвященника.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 3. www.st-hum.ru

Однако свое полное выражение эта истина о Христе нашла только в Послании к евреям, в котором говорится о связях священства левитов со священством Христа. Затрагивая тему священства Мелхиседека, автор Послания к евреям отмечает, в то же время, что Христос исполнил мессианское предсказание, связанное именно с этой фигурой, поскольку еще со времен Авраама, по предопределению свыше, оно было включено в посланничество народа Божия.

Теперь вкратце подытожим, о чем думал автор Послания к Евреям, когда писал об Иисусе как о Первосвященнике по чину Мелхиседека. Для ясности приведем лишь великие и выдающиеся идеи, не вдаваясь в связанные с ними детали.

1.Иисус Христос — Первосвященник, священство Которого основано не на родословной, а на Нем Своем.

2.Иисус Христос — Первосвященник, живущий вечно.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.Иисус Христос — Первосвященник, безгрешный, Которому не нужно приносить жертвы за Свои грехи.

4.Иисус Христос — Первосвященник, Который, пожертвовав Собой, принес совершенную жертву, раз и навсегда открывшую всем людям путь к Богу. Больше жертв приносить не надо.

Итак, мы рассмотрели различные трактовки образа царя Мелхиседека в христианской и иудейской традициях, обратив внимание на то, что основное внимание толкователей было направлено на его таинственность и его священство.

Из поля зрения экзегетов выпала его царственность. Обычно она трактуется как «довесок» к его священству. Но, на наш взгляд, умаление царственности нарушает гармонию образа Мелхиседека. Царственность Мелхиседека — это, во-первых, прообраз царственности Христа, Царя Вселенной, который дарует Своим последователям полную свободу от греха. Во-вторых, царственность Мелхиседека, первого святого (задолго до Давида) святого монарха, упоминаемого в Писании, демонстрирует нам и сакральность

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 3. www.st-hum.ru монархической власти как богоустановленного института, и показывает основные добродетели и предназначение земных монархов — водительство народов в свете истины Божией, попечение о нуждах поданных, как духовных, так и социальных (телесных), и милосердие. Царственность Мелхиседека — это указание и на то, что монарх — личность священная и находится под особым попечительством Царя Небесного.

Список литературы:

1.Salem, in the Bible // The Free Dictionary by

Farlex. 2014. URL:http://encyclopedia2.thefreedictionary.com/Salem(дата

обращения: 02.02.2014).

2.Fritz Rienecker, Gerhard Maier. Leksykon biblijny. Waldemar Chrostowski (red.). Warszawa, 2001.

3.Por. Rafal Zarzeczny SJ. Melchizedek w literaturze wczesmchrzescijanskiej i gnostyckiej, Ksi<?garnia sw. Jacka 2009.

4.Августин Блаженный. Об истинной религии Теологический трактат. Минск, 1999.

5.Грант Майкл. История Древнего Израиля. М., 1998.

6.Григорьвеа Е.В. По чину Мельхиседека. М., 2012.

7.Дугин А.Г. Метафизика благой вести М., 1996.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8.Мень Александр, протоиерей. Магизм и единобожие. М., 2004.

9.Никольский Н.Д. Этюды по истории финикийских общинных и земледельческих культов. М., 1948.

10.Райт Николас Томас, епископ. Послание к евреям. Популярный комментарий М., 2004.

11.Феофилакт, архиепископ Богарский. Толкование на апостол. Книга 2. Послания святого апостола Павла М., 2000.

ISSN 2308-8079. Studia Humanitatis. 2013. № 3. www.st-hum.ru

Сведения об авторе:

Никольский Евгений Владимирович — кандидат филологических наук, Ученый секретарь Научно-экспертного совета Института современных гуманитарных исследований (Москва, Россия).

Сегодняшнее апостольское чтение касается очень важной темы: Христос как Первосвященник Нового Завета.

Апостол Павел строит свои рассуждения на двух эпизодах из ветхозаветных Книг Библии. В Книге Бытия, в рассказе о возвращении Авраама после победы над четырьмя царями, встречаются загадочные строки: «Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему десятую часть из всего» (Быт. 14:18–20).

Этот странный отрывок не имеет ни предыстории, ни продолжения. Непонятно, почему Авраам отдал десятую часть добычи и по какому праву Мелхиседек благословил его как больший меньшего – Авраама, кого Писание называет «другом Божиим» (2 Пар. 20:7)! Не менее таинствен образ самого Мелхиседека, неизвестно откуда взявшегося и тут же пропавшего из поля зрения автора Книги Бытия. Более того, нигде в Ветхом Завете Мелхиседек уже не упоминается, кроме одного места. В 109-м псалме, который Церковь называет «мессианским», потому что он представляет собой пророчество о Мессии, говорится: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). Это и есть второй ветхозаветный эпизод. Он нужен Павлу для рассуждений. А рассуждение необходимо, ибо ничего не понятно. Что значит «по чину Мелхиседека» и почему Господь клянется?

Непонятность подобных мест Ветхого Завета, как и вообще неправильные подходы к толкованию его, апостол Павел метко назвал «покрывалом», которое «снимается Христом» (2 Кор. 13:14). Значение личности Мелхиседека могло раскрыться только в Новом Завете. И здесь уже пора дать слово апостолу Павлу. Пройдем по страницам Послания к евреям и посмотрим, что еще Павел говорит о Мелхиседеке.

«Мелхиседек… – во-первых, по знаменованию имени царь правды, а потом и царь Салима, то есть царь мира, без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» (Евр. 7:2–3).

Действительно, имя Мелхиседек в переводе значит «царь правды», «салим» – значит «мир». Кого еще можно назвать Царем правды и мира, как не Иисуса, примирившего небесное и земное? «Отрасль правды… Господь праведен наш», – так говорит о Христе пророк Иеремия (Иер. 33:15–16). «Солнце правды», – подтверждает Малахия (Мал. 4:2). «Князь мира», – пророчествует о Христе Исаия (Ис. 9:6). «Ибо Он есть мир наш», – свидетельствует и сам Павел (Еф. 2:14).

Далее, Мелхиседек есть царь Салима. Библейские археологи говорят, что Салим – древнее название Иерусалима. А кого еще можно назвать царем Иерусалима, как не Христа? «Иисус Назорей, Царь Иудейский» (Ин. 19:19) – было написано на Кресте Господнем. Царь Иудейский значит царь Иерусалима, ибо Иерусалим есть столица Иудеи. И об этом тоже можно найти пророческое свидетельство. Одно из них мы вспоминаем в праздник Входа Господнего в Иерусалим: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной» (Зах. 9:9).

Продолжаем исследовать учение апостола Павла. «Без отца и без матери» Мелхиседек не потому, что у него не было земных родителей, но из-за того, что о таковых ничего не сказано в Писании (весьма необычная деталь для библейского текста, изобилующего родословиями). И это тоже о Христе! Ибо и Он «без отца» по человечеству, а «без матери» – по божеству. «Не имеющий ни начала дней, ни конца жизни» – о Мелхиседеке это говорится из-за полного отсутствия в Писании сведений о его рождении и смерти. Мы видим намек на вечность Того, Кто стоит за этим образом – на Сына Божия. Ибо «Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее» (Евр. 7:24). Ему сказано: «Ты священник вовек».

Сын Божий «пребывает священником навсегда» не только по причине Своего приснобытия, но и потому, что Его Жертва принесена однажды и на все времена. Она неиссякаема и покрывает все и всех, так как выше всего.

Также Павел отмечает, что в лице Авраама весь народ израильский дал десятину Христу в образе Мелхиседека. В том числе и Левий, по закону не дающий, но принимающий десятину от остальных одиннадцати израильских колен. Мелхиседек, благословляющий Авраама, – это Христос, дающий благословение Своему народу – всем верующим в Него.

Еще интересная деталь. Мелхиседек был царем и не происходил из священнического колена. Ничего не сказано о том, кто из людей избрал его на священническое служение. Также происходил из царского рода (из колена Иуды) и не был избираем в священство от людей и Христос, но был поставлен на священство Самим Отцом: «Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (Пс. 109:4). Поэтому Христос и не имел законного помазания на священство. Он был помазан на служение Самим Богом Отцом, причем с клятвой.

Интересно, что слово «священник» употребляется в Библии впервые именно в отношении Мелхиседека. Возможно, это намек на то, что он является образом Священника Единственного, Первого и Последнего – Иисуса Христа. Мелхиседек принес хлеб и вино, Христос в сионской горнице также подает ученикам хлеб и вино, но под их видом скрываются Его Плоть и Кровь.

Таким образом, братья и сестры, еще в Ветхом Завете, задолго до установления закона о ветхозаветном священстве, мы видим пророчество о новом и истинном Первосвященнике и о будущем новозаветном благодатном священстве во Имя этого Первосвященника – Иисуса.

Это такой Первосвященник, который познал все немощи наши, кроме греха, и сострадает нам в них (слово «сострадать», слышанное нами в сегодняшнем апостольском чтении, с греческого переводится как «участвовать в страдании» (συμπαθῆσαι)). Он Сам есть Приносимый, Приносящий и Принимающий, Раздающий и Раздаваемый (литургическая молитва «Никтоже достоин»). Заметьте, наш Первосвященник не стоит перед Отцом, а Сам сидит на Божественном престоле.

Ветхозаветные первосвященники входили в святая святых Храма один раз в год, принося за грехи свои и всего народа кровь жертвенных животных. Христос же вошел в святая святых скинии истинной, «которую воздвиг Бог, а не человек» (Евр. 8:1–2); той скинии, что служила образом для земного святилища. Вошел со Своей Кровью, принеся жертву умилостивления за беззакония всех людей, сделавшись «для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр. 5:9), и «приобрел вечное искупление» (Евр. 9:12).

В прощении грехов и заключается суть Нового Завета, как и сказал пророк Иеремия: «Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях их напишу их, и грехов их не воспомяну более» (Иер. 31:33). Бог, со Своей стороны, прощает грехи. Мы, со стороны своей, должны в сердце и мыслях (а это касается самой сокровенной области человеческой жизни) носить закон Его, т. е. заповеди. В этом и состоит Новый Завет: в прощении грехов и жизни по заповедям.

Почему же Церковь вспоминает о Первосвященстве Христа в Крестопоклонную Неделю? Дело в том, что священство тесно связано с жертвой и жертвенником. В Ветхом Завете жертвенник почитался великой святыней. Господь, подробно объяснив Моисею, как устроить жертвенник и богослужебные предметы, сказал: «И освяти их, и будет святыня великая: все, прикасающееся к ним, освятится» (Исх. 30:29). Таков ветхозаветный жертвенник, на который полагались жертвы, не дающие прощения грехов. А новозаветный жертвенник – это Крест. На нем была принесена новая Жертва, тело Богочеловека. Благодаря этой Жертве мы получаем прощение наших преступлений, освящение, оправдание, избавление от власти дьявола и примирение с Богом. Поклоняясь Кресту, мы должны иметь в уме Великого Первосвященника, устроившего наше спасение Своею Кровью. Вот для чего Церковь прилагает к евангельскому чтению о Кресте и слова Апостола о Мелхиседеке как о прообразе новозаветного Первосвященника Иисуса Христа.

В Крестопоклонную Неделю все православные христиане стараются причаститься Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Литургия – это тоже плод Христова подвига, продолжение Его священнодействия, в котором участвуем все мы. Давайте постараемся причаститься хотя бы с частичным осознанием того, какой ценой устроено спасение наших душ и какое неслыханное дело сотворил Господь на земле ради нас. Для того, чтобы вот так просто выносились перед нами эти дары Божии, нужна была непостижимая уму смерть Бога и таинственное священнодействие Христово в невидимой, духовной реальности. Да умолкнет же перед Чашей всякая плоть человеческая и да стоит со страхом и трепетом! И пусть в этой тишине души тихо звучат лишь одни возможные здесь слова, слова благодарения: «Что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? Чашу спасения прииму и имя Господне призову» (Пс. 115:3).

Мелхиседек (царь правды; Быт 14:18, Пс 109:4, Евр 5:6 и др.) — царь Салимский, священник Бога Всевышнего. Он, по возвращении Авраама с отбитыми у четырех восточных царей людьми и имуществом, вышел к нему на встречу с хлебом и вином, благословил его и принял от него десятую часть всей отнятой у врага добычи. Пребыванием его по всей вероятности было место, на котором впоследствии был построен Иерусалим. Впрочем относительно сего существуют различные мнения (см. Салим). Его священство признавалось не только Авраамом, но также и теми лицами, из имущества которых была дана ему десятина. По всему видно, что Мелхиседек пользовался большою известностью (Евр 7:1); но нам совершенно неизвестно о времени его рождения, летах, жизни и об его предках (Евр 7:3). Он так таинствен как по отношению к своему лицу, так и к своему служению, что существовало и существует много разнообразных мнений, из которых некоторые представляются очень странными и неосновательными. По позднейшему Иудейскому преданию, это был Сим, который мог жить еще 150 лет одновременно с Авраамом. По другому преданию, он принадлежал к семейству Хама или Иафета. Но ни то, ни другое предание не существовало в апостольский век. Некоторые утверждали, что под лицом Мелхиседека разумеется воплощенный ангел или другое сверхъестественное существо, которое жило некоторое время между людьми. Наконец, находились еще люди, которые видели в лице Мелхиседека ветхозаветное явление Сына Божия. Одна секта, под названием Мелхиседеян, утверждала, что он был воплощение некой Божественной силы или даже Св. Духа. Несомненно одно, что Мелхиседек был простой потомок Адама по естественному происхождению от него; но нам ничего неизвестно о нем, кроме разве того что он был лицо особенно великое и значительное. Впрочем самое умолчание Свящ. Писания о нем уже само по себе знаменательно и прообразовательно. Псалмопевец пророчествовал о Мессии, что Он священник во век по чипу Мелхиседекову (Пс 109:4), и писатель послания к Евреям неоднократно указывает на то, что это пророчество вполне осуществилось на Иисусе Христе (Евр 5:5-10, 6:20, 7:21). Как и Мелхиседек, Господь Иисус Христос есть Царь и Первосвященник (Зах 6:12-13); подобно Мелхиседеку, Он несравненно и выше Авраама или его потомков. Он вечен точно также, как и Мелхиседек представляется без отца, без матери, без родословия, не имеющим ни начала дней, ни конца жизни (Евр 7:3). «Уподобляясь Сыну Божию, замечает наконец о нем ап. Павел, он пребывает священником навсегда» (ст. 3).

МЕЛХИСЕДЕК, царь салимский

Среди праведников Ветхого Завета, о которых в Писании даются исторические повествования, Мелхиседек – лицо наиболее загадочное. В книге Бытия ему посвящены всего три стиха (см.: Быт. 14,18-20). После того как Авраам освободил своего племянника Лота вместе с прочими плененными жителями Содома (о чем будет сказано в житии Авраама), ему навстречу вышел содомский царь, благодаря его за возвращение плененных, также и царь салимский Мелхиседек встретил его и вынес ему хлеб и вино, бяше бо священник Бога Вышняго (Быт. 14, 18). Он благословил Авраама, и Авраам дал Мелхиседеку десятую часть из всей добычи.

О Мелхиседеке многие написали различные свои мнения. Некоторые из евреев полагали, что это был Сим, сын Ноя, а может быть, и сам Ной, другие же в нем видели Еноха. Ориген и Дидим считали Мелхиседека за Ангела, а некоторые из еретиков говорили, что это был Дух Святой, почему они и получили название мелхиседекиян. Нам же пусть будет известно то, что Мелхиседек во всем был подобен нам, имел отца и мать из племени Хамова и был одним из царей или царьков земли Ханаанской; но из всех ханаанских царей он один познал Единого истинного Бога, сотворившего небо и землю, и служил ему чистыми жертвами; царем же был он в городе Салиме. Почему же святым апостолом Павлом Мелхиседек называется не имеющим ни отца ни матери и ни священного рода (см.: Евр. 7, 3), это пояснил святой Иоанн Златоуст, говоря следующее: «Мы не знаем, кого и когда он имел отцом, или кто была его мать; не знаем также, когда он получил начало и когда скончался. И далее он говорит: Уподоблен Сыну Божию (Евр. 7, 3). В чем же уподобление это? В том оно заключается, что мы не знаем ни начала и ни конца ни Сего и ни другого, но последнего (то есть Мелхиседека) потому, что о нем не написано, а Сего (то есть Христа) потому, что Он не может быть уподоблен ничему» (Беседа 25-я на книгу Бытия, раздел 5). Не потому написано о Мелхиседеке у Апостола – без отца и матере, будто бы он не от людей произошел, ибо он был человек по плоти и во всем нам подобен, но потому так написано, что святой пророк Моисей, первый писатель святой истории, не написал имени его отца и матери и не указал рода, из которого происходил Мелхиседек. Почему же он не написал? Потому что Моисей предположил писать только об одном роде Авраамовом, идущем от сына Симова Арфаксада, из которого (рода) произошел Христос; а так как Мелхиседек не был от этого рода, то (бытописатель) и не написал имен его отца и матери.

Мелхиседек был образом и подобием Сына Божия в следующих отношениях: имя Мелхиседеково в толковании означает «царь правды», а Христос Господь есть сама правда, ибо Он оправдал нас кровию Своею, дабы мы спаслись чрез Него от гнева Божия. Мелхиседек был царем города Салима, то есть мира; Христос же есть самый мир, примиривший нас с Богом Отцом, как говорит Апостол: Той есть мир наш, сотворивый обоя едино (Еф. 2,14). Как Мелхиседек в Салиме, так и Христос в Иерусалиме был прославлен, как царь, когда на молодом осленке входил в город при восклицаниях отроков: Благословен грядый Царь (Лк. 19, 38; Ин. 12, 13), а также и тогда, когда над Ним распятым было написано титло: Иисус Назарянин Царь (Ин. 19, 19). Мелхиседек без отца и без матери в книгах, так как по имени не упомянуты ни отец и ни мать его; Христос же поистине – без матери от Отца прежде веков и без отца от Матери во времени. Мелхиседек не имеет во Священном Писании начала и конца дней своих, так как не написано, когда он родился и когда скончался, а несомненно его рождение и смерть; Христос же на самом деле безначален и бесконечен, Он – вечен. Мелхиседек в роде своем первый и последний священник, ибо мы не читаем, чтобы кто-либо другой после него был таковым; Христос же Господь наш – Архиерей великий, прошедший небеса, и Он один первый и последний таковой Первосвященник, который Себя принес в жертву на Кресте Отцу Своему за грехи всего мира. Мелхиседекова жертва состояла в хлебе и вине; Христос, Спаситель наш, оставил нам в жертву Самого Себя, пречистую Плоть Свою и животворящую Кровь Свою под видом хлеба и вина. Поэтому и предсказано о Нем у Давида: Ты ecu иерей во веки, по чину Мелхиседекову (Пс. 109,4). Не в вечности лет по чину Мелхиседекову, но в Бескровной Жертве, совершаемой хлебом и вином, ибо один Сын Божий вечен, а Мелхиседек скончался, как о нем и говорит святой Златоуст: «Он умер и не был священником вовеки».

Игнатий Богоносец в своем послании к филадельфийцам о Мелхиседеке пишет следующее: «Так как он был царь и первосвященник и девственник во все дни жизни своей, то этим он и был прообразом Сына Божия, Царя и Архиерея, Источника девства и чистоты и Жениха девствующих».

Мелхиседек, царь салимский (Быт. 14,18). Салим город упоминается в Евангелии Иоанна в 11-м зачале в следующих словах: Бе Иоанн крестя в Еноне близ Салима, яко воды мнози бяху тамо (Ии. 3, 23). Думаем, что тот Салим не был Иерусалимом, хотя многие так полагали, называя Салим Иерусалимом; он был иным городом. Ибо Салим был в участке Манассиином, близ Енона и Скифополя, при реке Иордане, Иерусалим же в участке Вениаминовом, на горе Мориа, называвшейся впоследствии Сионом, на которой горе Авраам приносил своего сына Исаака в жертву Богу, когда там в то время еще не было города, но было пустое место, разве немногими окрестными земледельцами населяемое. А когда Мелхиседек встретил возвращающегося с сечи Авраама, в то время Исаак еще не родился. Отсюда ясно, что Мелхиседек был царем того Салима, который при Иордане, близ которого впоследствии во дни Христовы крестил Иоанн. В этом же смысле повествует и Иероним, в подтверждение чего и до настоящего времени показывается место бывших в древности палат Мелхиседековых.

Святой МЕЛХИСЕДЕК, царь салимский

Что же касается того, что Мелхиседек, как говорят, был создателем Иерусалима, то он был разве только после той жертвы, которую Авраам приносил на горе Мориа, вознося Исаака в жертву. Это сказание может быть достоверным, именно то, что святой муж Мелхиседек, исполненный пророческого дара, предуведав имевшие совершиться на сем месте в последнее время чудеса, переселился сюда из Салима, расположенного при Иордане, и создал город, назвав его именем Иерусалим.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru

  • 21 июня 2015
  • Проповеди

Мелхиседек и Авраам6-я глава заканчивается тем, что Павел указывает на священническое служение Христа по чину Мелхиседека. И в 7-ой главе он продолжает ту же мысль, более широко раскрывая, что значит по чину Мелхиседека. Поэтому и мы немного коснёмся этого вопроса в нашем размышлении.

По повествованию, изложенному в книге Бытие, Мелхиседек является таинственной личностью. Он появляется вдруг, ниоткуда: ничего не сказано о его жизни, рождении, смерти, происхождении. Он просто появляется. Он даёт Аврааму хлеб и вино. Само упоминание о хлебе и вине говорит, что это не просто пища, которой можно подкрепить свои силы, но пища, имеющая ритуальное значение.

Мелхиседек благословляет Авраама. А потом исчезает так же необъяснимо и внезапно, как и появляется. Поэтому в Мелхиседеке Павел видит символ Христа. Немного о значении имени Мелхиседек. Мелхиседек-царь правды. «Правда» — праведность, справедливость, правда, оправдание. (Словарь Стронга). А по названию своей страны — царь мира.

Следующий важный момент в этой главе, на который стоит обратить внимание, Павел показывает величие Мелхиседека по отношению к Аврааму. Иудеи очень уважали Авраама. Но в своём послании Павел показывает, что Мелхиседек был большим по отношению к Аврааму. И если он был большим, тогда и священство Христа, которое по чину Мелхиседека, является большим, чем священство Аароново.

Ещё один интересный аргумент приводит Павел о том, что сам Левий в лице Авраама принёс десятину Мелхиседеку. Для чего нужен этот аргумент? Левий был прямым потомком Авраама, и лишь он получил право получать десятину. Но будучи потомком Авраама, в лице Авраама он даёт десятину Мелхиседеку. Это ещё один сильный довод в пользу того, что Мелхиседек имеет превосходство над Левием. Значит и Христос как Священник по чину Мелхиседека, имеет превосходство над священством Аарона и его потомков.

Левитское священство и церемониальный закон были временными и тенью, указывая вперёд на работу, которую должен исполнить Иисус. Совершенство приходит не посредством закона, но посредством Христа, на которого он указывает. Левитская система жертвоприношений не может восстановить утраченные отношения между Богом и людьми. Поэтому необходимо новое священство, о котором и пишет Павел в своём послании.

«Перемена священства и перемена закона». Перемена священства от левитского к священству по чину Мелхиседека. «Перемена закона». Закон предусматривал, что только левиты могли служить при скинии, и только сыновья Аарона могли быть священниками. То при перемене священства и произошла перемена закона в отношении священства.

«Заповеди плотской». В этом выражении речь идёт о преемственности священства и левитского служения в земном святилище, потому как оно передавалось по определению от отца к сыну.

«Немощности и бесполезности». Левитскому священству не было свойственно такое состояние, т.к. Бог Сам учредил его. Но оно не имело успеха из-за отношения народа к нему. Они поставили закон самоцелью и верили, что послушание ему, должно принести им спасение. Им была проповедана благая весть, но не принесла пользы, не растворённая верою слышавших.

«Совершенство и лучшая надежда». Выражение: «Закон ничего не довёл до совершенства», не означает, что спасение было невозможным для людей во время Ветхого Завета. Было возможно и спасение и совершенство, но посредством тех же средств, которыми оно достигается и теперь. Только по вере во Христа. «Лучшая надежда» — сосредоточена на Христе.

Пастор Сергей Столяренко

Метки: библейские исследования