Менора подсвечник

Вопрос:

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, что символизирует семисвечник?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Семисвечник (евр. менора) был важнейшей принадлежностью скинии, а позже – Иерусалимского храма. Господь повелел пророку Моисею: И сделай светильник из золота чистого (Исх. 25: 31). Семисвечник имел вид стебля, утвержденного на подставке. На его ветвях располагались семь лампад, наполненных чистым оливковым маслом. Лампады зажигались каждый вечер и горели всю ночь: от вечера до утра (Лев. 24: 3). Семисвечник был символом присутствия среди людей Бога, Который одевается светом, как ризою (Пс. 103: 2). В Священном Писании часто говорится, что именно Бог является светом всем живущим. Пророк Давид молитвенно восклицает: Ты, Господи, светильник мой; Господь просвещает тьму мою (2 Цар. 22: 29).

В иудаизме с его переориентацией с духовного на национальное произошло умаление Божественной символики семисвечника. Менора из символа просвещающей Божественной истины превращается в национально-религиозный знак Израиля: «В противовес кресту как символу христианства, менора становится символом иудаизма» (Краткая еврейская энциклопедия. Т. 5). Божественное подменяется национальным.

Новозаветная Христова Церковь, как истинная наследница Богооткровенной ветхозаветной религии, восприняла семисвечник как священный символ благодатных даров Святого Духа: И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих (Откр. 4: 5). Поскольку таинства в Церкви совершаются Духом Святым, то семисвечник, поставленный между престолом и горним местом, указывает также на семь церковных таинств. Число семь знаменует полноту и совершенство. Семь ветвей светильника обозначают богатство Божественной благодати.

Семисвечник в алтарях новозаветных храмов означает, что каждый, желающий иметь необходимую для спасения благодать, должен быть участником молитвенной жизни Церкви. Господь наш Спаситель призывает следовать за Ним, чтобы не остаться во тьме: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни (Ин. 8: 12). Когда наступит полнота времен и кончится история, в небесном Иерусалиме единственным источником света будет слава Божия: И город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и светильник его – Агнец (Откр. 21: 23).

православный семисвечник что это

В каждом православном храме в алтаре находиться церковный семисвечник. Он располагается на престоле, или рядом с престолом сзади. Все зависит какой именно используется семисвечник — напрестольный, или запрестольный. Семисвечник в Православии является незаменимым предметом церковной утвари. Он пришел к нам из далеких времен Ветхого Завета.

Господь Иисус Христос говорил, что Он пришел не уничтожить Ветхозаветный Закон, а дополнить. Поэтому в христианстве так много общего с древней религией израильтян.

В Ветхом Завете Господь повелел Моисею поставить в храме семисвечник. Этот светильник зажигался каждый вечер и пламенел до утра. Внешний вид данной церковной утвари в древности напоминал вид стебля, который крепился к подставке. Из него выходило семь ответвлений с лампадами. В лампады наливали оливкое масло. Символ ветхозаветного семисвечника — это присутствие Бога среди верующих людей.

После Воскресения Христова и Сошествия Святого Духа, семисвечник в Православии получает дополнительный духовный смысл. Теперь он символизирует Дары Святого Духа. А именно семь Церковных Таинств. Семь ответвлений означают благодать Божью, которая нас преображает и спасает от греха и вечной погибели. Это означает, что Господь не только присутствует в жизни христиан, но и реально живет в их душах. Каждый христианин имеет возможность через Церковные Таинства жить в единении с Богом.

Что означает семисвечник для православного христианина?

Он означает наше призвание входить в молитвенное единение с Христом. Господь сказал, что Он свет миру. Он является светильником, который освещает тьму греха. От нас зависит будем ли мы принадлежать свету. Единение с Христом возможно только через приобретение благодати. Как сказал праведный Серафим Саровский — наше главное призвание — это стяжание благодати.

Пусть православный семисвечник всегда нам напоминает о нашем истинном призвании. Главное, чтобы огонек благодати горел в наших сердцах. Постараемся подливать в душу оливковое масло добрых дел.