Место для певчих в церкви

Примеры употребления слова хоры в литературе.

Хор Антистрофа 1 Слишком он долог, мой долгий век, Если мне, старику, пришлось Горе узнать такое.

Хор Антистрофа 3 Будут Афины в памяти Вечным проклятьем жить: Так много в Персии теперь Безмужних жен, матерей бездетных!

Хор Антистрофа 700 Нет, не могу подчиниться, Нет, не могу я решиться Сказать несказанное другу.

Антифонное пение, разделенный надвое хор, менуэт, партии или голоса в музыкальном ансамбле, а также столь важные с точки зрения этнологии игры, когда отнимают друг у друга некий трофей, — все это примеры антитетических игр, которые вовсе не должны быть полностью агональными, хотя элемент соревнования там весьма часто присутствует.

На ближних этих планах гравировщик передал весь путаный и разнородный хор улиц и закоулков, четкую выразительность карнизов, архитравов, архивольтов и пилястр, отсвечивающих в позднем и темном золоте пасмурного дня, погружающего все изломы и ниши в глубокую сепию тени.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Накануне самого важного христианского праздника ДГ отстоял службу в самарской церкви в честь благоверного князя Александра Невского и послушал хор, состоящий из самых разных людей.

Церковное пение — практически неотъемлемая часть церковной службы в множестве христианских конфессий. В те времена, когда жизнь обывателя состояла из выживания в коротком детстве, тяжкого труда в полях и ранней смерти от чумы, оспы или проказы, церковь была единственной отдушиной. Она была местом, где можно было подумать о тщетности бытия, своей душе и хоть немного, на краткий миг службы, почувствовать надежду и благодать.

Сегодняшний образ жизни претерпел значительные перемены, но звучание православного церковного хора по-прежнему восхищает.

11147860_782723165179273_3475697652443060622_o

Во многих православных храмах хор скрыт от глаз прихожан. Певчие находятся на клиросе, специальном балконе, откуда звук разносится по всему храму и обретает таинственное звучание.

В церкви в честь благоверного князя Александра Невского идет вечерняя служба, или всенощное бдение. Регент Екатерина дает последние указания, раскладываются ноты. Певчие поднимаются со скамей и встают полукругом. Взмах руки, служба начинается.

11140179_782723238512599_683496807753598876_o

Сергей 30 лет, певчий: Я начал петь в храме со второго курса института. Пел в академическом хоре, пришла женщина, «завербовала» нас, нескольких студентов. Поначалу воспринималось больше как подработка. Потом затянуло. Уже 12 лет как.

11110177_782722965179293_1741303208869712669_o

На клиросе есть столы, лавки и электрический чайник. Мальчишка лет 10 лопает печенье, ловко, не касаясь шуршащих стенок пакета, выхватывает очередной диск «овсяного». Священник внизу читает молитву.

Это место сильно отличается от остального храма. Здесь рабочая атмосфера, постоянное шуршание нотами. Кто-то в перерывах пьет горячий чай, кто-то отвлекается на книгу. А кто-то молится. Отношение к вере здесь не слишком любят обсуждать. Например, Вячеслав, в миру практикующий психотерапевт, в ответ на вопрос: «Верующий ли вы?» пожимает плечами и предпочитает сменить тему: «Для меня главное — это музыка. Что-то вроде хобби».

11099190_782723205179269_8495920011729714339_o

Женщины стоят в платках, минимум косметики. Несмотря на то, что хор не пересекается с прихожанами во время службы, здесь есть уважение к правилам и внутрицерковному порядку.

Кристина поет вместе с мужем, Вадимом Зубковым, солистом Волжского народного хора им. Милославова. Татьяна и Елена всю жизнь посвятили музыке, пение в церковном хоре считают логичным продолжением привычной профессии.

11149741_782723081845948_8260128508411683215_o

Самыми разговорчивыми оказываются Алексей Перов и Георгий Цветков, солисты Театра оперы и балета. Пересыпая профессиональными терминами, они объясняют особенности церковного пения. Особая манера пения, более мягкая.

10998002_782723001845956_7459814052640803876_o

— У нас довольно напряженный график в театре, – говорит Георгий, – но стараемся совмещать.
На вопрос, каково петь артистам оперы с обычными певчими, Алексей расплывается в улыбке: – Есть, конечно, особенности. Так сказать, издержки профессии! Но особенных сложностей нет.

11080659_782723281845928_5002736979707039839_o

Надо отдать должное регенту Екатерине. Она не заставляет всех стоять на местах, когда появляется перерыв, но ей достаточно поднять руку, чтобы хор моментально включился в работу.

11129816_782722828512640_6629130218947531194_o

Три часа службы прошли. Внизу верующие идут за благословением к священнику. С клироса после краткого обсуждения певчие спускаются по узкой незаметной лесенке, смешиваясь в полумраке с выходящими их храма прихожанами.

11080405_782722898512633_4914054836537709116_o

Солисты оперы, психотерапевты, преподаватели музыкальных школ, мастера маникюра и домохозяйки — совершенно разные люди из разных концов города — разъезжаются по домам. У них даже разное отношение к вере. Кто-то строго соблюдает пост, для кого-то пение в церковном хоре – профессиональная привычка, позволяющая «лечить голос». Такие разные, они становятся единым целым во время утренней литургии и вечерней службы.

— Хор — это основа для нас, – говорит отец Владимир, настоятель храма. – Это сердце всей службы. В храм идут послушать благоговейное пение и помолиться иконе. Именно хор создает особый настрой.

1614515_782723368512586_2295046356406615627_o

Фото автора

Как попасть в Православный хор простому человеку?

Очень многие православные активисты, уже долгое время ходящие в церковь, мечтают стать певчими и петь на клиросе. Это послушание во все времена считалось одним из самых почетных в православной церкви, ведь певчий участвует в создании таинства церковного богослужения, своим голосом возносит хвалу Самому Богу. Между тем, в каждом храме уже есть, как правило, свой сложившийся коллектив православного хора, укомплектованный всеми необходимыми голосами, да еще и «запасные игроки» на случай различных форс-мажорных обстоятельств есть, поэтому попасть туда бывает очень непросто.

Но отчаиваться все равно не стоит: в православных хорах, как и в любом коллективе, присутствует понятие текучки, поэтому в любом случае, даже если надежды немного, стоит подойти к регенту и оповестить его о своем желании – возможно, уже через несколько месяцев он пригласит Вас на освободившееся по какой-то причине место. Абсолютно положительной чертой православного пения является то, что на многие клиросы берут людей, имеющих весьма слабое представление о церковном пении – по словам регентов, их намного проще обучить петь в церковном хоре, чем тех, кто уже имеет светское вокально-музыкальное образование.

Требования к православному активисту, желающему петь на клиросе

Следует сразу отметить, что православные хоры бывают разных уровней, возглавляются людьми с разными характерами и видением, соответственно, и требования к претенденту на место в хоре могут выдвигаться совершенно различные. На один клирос могут взять «с нуля», а на другом потребуют опыт и будут придирчиво прослушивать. Безусловно, на первое место выходит наличие слуха и умение хоть как-то попадать в ноты. Однако, не нужно думать, что у выпускников Гнесинки шансов больше: то, что человек прекрасно владеет эстрадным или джазовым вокалом, вовсе не означает, что ему покорится и духовное пение, не считая уже того, что пение в хоре значительно отличается от пения соло. Но, в любом случае, даже если Вы прошли прослушивание, знайте, что самое сложное только начинается. Вам придется в максимально короткое время выучить наизусть огромное количество текстов православных песен и песнопений, изучить церковный богослужебный устав, ознакомиться с разными стилями церковного пения. Но самое сложное в православном хоре – это научиться своим голосом создавать молитвенное настроение у прихожан храма.

Тексты православных песен и песнопений — как научиться церковному пению?

Певчие, уже имеющие определенный опыт пения в православном хоре, советуют хороший и проверенный способ самоподготовки для тех, кто твердо решил испробовать на себе клиросное послушание: скачать музыку и тексты православных песен, богослужений и распеваться дома самостоятельно, ну и, конечно, изучать теорию: историю церковного пения, гласы, стили (человек, отличающий партесное пение от знаменного распева, уже имеет преимущества перед остальными). Кроме того, они говорят о том, что не стоит обольщаться по поводу высокой духовности и «не пыльности» этого послушания: часто в православный хор берут людей, далеких от церкви, просто за редкий тембр или другие вокальные достоинства. Но даже если на клиросе все сугубо верующие, это не означает, что здесь, как и в любом коллективе, нет склок, зависти, недовольства друг другом. Кроме того, сама по себе эта работа тяжела физически: приходится стоять на ногах и работать связками по несколько часов подряд, а что уже говорить о ночных службах на Пасху и Рождество?

Прибавить к этому частые спевки – и становится понятно, что православный активист, стремящийся на клирос, должен располагать немалым количеством свободного времени. И, прежде чем проситься в тот или иной православный хор, нужно уточнить финансовую сторону вопроса: во многих храмах работа певчих базируется на общественных началах и не оплачивается.

С тегами: молитва религия христианство

Как научиться петь в церковном хоре, не зная нот

При углублении в историю церковных песнопений, обнаруживается интересный факт. Во времена Средневековья считалось, что церковные песнопения должны не доставлять слушателям чувственное удовольствие, а помогать прихожанам произнести молитву Богу. Поэтому церковное пение до XVII века было одноголосным, ритм – дисгармоничным, похожим на ритм разговорной речи, а полутона запрещали!

Немало воды утекло с тех пор. Встречаются и роскошные хоры с профессиональными вокалистами, и народные, в которых участники учатся петь, так сказать, в процессе. Но некоторые настоятели и регенты (руководители церковного хора) придерживаются мнения, что непрофессиональные хоры для церкви подходят лучше — они не отвлекают прихожан и священника от молитвы красотой исполнения песнопений.

Как попасть в церковный хор без знания нот

В разных храмах требования к начинающим хористам различаются. Не обязательно вас примут в первый же хор, к регенту которого вы обратитесь. Возможные причины отказа:

  • регент набирает хористов только с музыкальным образованием или посещающих пение для начинающих;
  • хор укомплектован, и регент не собирается в ближайшее время менять состав;
  • регент считает голос не подходящим для этого хора по тембру (в таком случае в хор легче попасть мужчинам).

Как видно выше, поступление в церковный хор в первую очередь зависит от руководителя церковного хора. Поэтому имеется вероятность, что вам придётся обойти не один храм в поисках регента, готового обучать начинающих хористов. Если такового не найдётся, спросите, где ближайшая школа церковного пения. Возможно, она расположена как раз в вашем городе.

Как учат петь в церковном хоре

Репетиции церковного хора (спевки) – не индивидуальные занятия по вокалу. У регента не времени обучать певчих нотной грамоте и пению с листа. Задача регента – создать условия для обучения у других, более опытных участников хора.

Наверняка вас сразу поставят рядом с человеком, который уверенно держит мелодию и которого сложно сбить. Поначалу петь в ансамбле вам придётся тихо, а то и про себя, постепенно разучивая песнопения на слух. Позже вы научитесь «вплетать» свой голос в пение соседа. По этому поводу даже есть шутливое правило: пой так, чтобы слышать соседа, но не слышать самого себя. Сосед должен делать так же. Тогда хор зазвучит, как единый организм.

Таким образом, для пения в церковном хоре весомее искренняя вера в Бога и трудолюбие, чем знание нот и поставленный голос.

Вселенная Православия. Кто поет в храме?

Поделиться

Николай Константинович Зацепин — Монастырки на клиросе, 1852

Кто поет в храме? Для России – довольно странный вопрос. Всем понятно, что в храмах за богослужением у нас поют специальные хоры. Иногда эти хоры состоят исключительно из мужчин, иногда – из женщин. Но самая распространенная ситуация у нас – смешанные хоры, включающие в себя одновременно и мужчин, и женщин.

Когда-то, до революции, в российских храмах имели право петь только мужчины. Женщины до участия в хорах принципиально не допускались. Женские церковные хоры имелись в те времена только в женских монастырях. Все изменилось после революции. Немногочисленными прихожанами православных храмов в России остались тогда только женщины или бабушки. Они, в итоге, и стали петь во время службы.

В Греции разрыва поколений, подобного нашему, не было. То есть там не возникло ситуации, когда до определенного момента храмы были полны людьми, а после – почти полностью опустели. Традиция принадлежать к Православной Церкви передавалась в Греции из поколения в поколение. Кроме того, дети перенимали от родителей и формы участия в церковной жизни. Речь идет не только о том, что сыновья греческих священников часто сами принимали сан. Но и о других, необычных для России, формах служения в Церкви.

В Греции имеются особые церковные певцы и чтецы, которые именуют себя псалтисами. Псалтисами могут быть только мужчины. Обычно это очень солидные, немолодые уже греки, обладающие незаурядными голосовыми качествами. Для особой торжественности псалтисы надевают на службу рясы – широкие облачения, которые священники носят в повседневной жизни. Этим они показывают, что являются частью клира, то есть принадлежат к разряду особых церковных служителей.

В Церквах греческой традиции женщины к пению во время службы в общем-то отношения не имеют. Встречаются иногда на греческих приходах женские или смешанные хоры, но это расценивается прихожанами как нововведение и не особо поддерживается.

В Греции у меня есть один знакомый псалтис. Это старый уже мужчина. Когда-то он был женат (теперь он вдовец), имел светскую работу, но при этом с самых ранних лет он каждое воскресенье и праздники поет в Церкви на богослужении. Служба стала неотъемлемой частью его жизни настолько, что многие тексты он знает наизусть. Помню, как поразился, когда увидел, что этот псалтис, ни на миг не глядя в книгу, произносил подряд несколько псалмов, а затем исполнял несколько песнопений.

Псалтисы – это настоящая каста. Нельзя просто так стать псалтисом. Даже если обладаешь красивым и сильным голосом. Псалтисы отлично знают службу, прекрасно ориентируются в богослужебных книгах. А еще они обладают потрясающим слухом и потому – в совершенстве владеют искусством византийского пения, которое значительно сложнее славянского. Поэтому каждый псалтис на греческом приходе уважаем и ценим, почти как священник.

С вами был священник Антоний Борисов. Мы говорили сегодня о псалтисах – особых певцах и чтецах в Греческой Церкви.

Клирос

Клиросом называется церковный хор, также этим словом называют место, где стоит хор в церкви. Те люди, которые часто посещают православный храм, знают, что основу службы составляет церковное пение. Без него вряд ли можно представить себе любую церковную службу. От пения в церкви зависит многое, плохое пение расстраивает молитву, заставляет отвлекаться. Слишком вычурное «оперное» пение тоже отвлекает от молитвы. Правильно пение в церкви должно смирять человека, настраивать на нужный молитвенный лад. Именно поэтому священники такое значение уделяют подбору певчих.

Немного истории

Пение в церкви появилось в первые века христианства. Сначала в храмах не было разделения на молящихся и поющих, пели во время службы все присутствующие. Это подчеркивало соборность молитвы, единый дух. Постепенно произошло разделение, несколько верующих составили церковный хор, который стал называться клиросом. Переводится это слово с греческого как «часть земли». Т.е. первоначально этим словом называлось только место, где стояли певчие. Обычно это было некоторое возвышение возле алтаря. Позже это место стало называться солеей.

Потом словом «клирос» стали называть церковный хор. После разделения на православие и католицизм стала заметна существенная разница в манере церковного пения. В православии возобладало знаменное, крюковое пение. А в католичестве – хоралы, которые исполнялись под аккомпанемент музыкального инструмента, чаще органа.

В России во время царствования Петра Первого знаменный распев, при котором хор пел мелодию в унисон, сменился партесным. Произошло разделение музыкальной темы на партии, отсюда и название.

Обычно было четыре партии:

  • сопрано;
  • альт;
  • тенор;
  • бас.

Это было новшеством и не сразу принялось в церковной среде. Постепенно знаменное пение сошло на нет.

Постепенно появилось антифонное пение: два хора пели по очереди. Затем появились канонархи – чтецы, которые возглашали строчку, а хор повторял ее. Так пели стихиры. Руководитель клироса стал называться «регентом» или «пасломщиком».

Современное пение

В настоящее время церковный хор стоит либо на солее (возвышение возле амвона), либо наверху, специальном построении, которое находится на втором этаже. Сверху звучание становится лучше, звук объемнее, особенно в каменных высоких храмах, где хорошая акустика.

В современных храмах можно услышать чаще всего партесное пение, обиход. Иногда поют произведения композиторов, хотя некоторые настоятели считают, что подобные песнопения должны звучать только в концертном зале, но не в церкви.

Знаменное пение, как ни странно, все чаще можно услышать в современных храмах. Священники считают, что подобное пение – строже, молитвеннее. Хотя оно и сложнее и требует абсолютного слуха и хороших певческих навыков.

Антифоны тоже можно встретить в наших храмах. Два клироса по очереди поют стихиры или заповеди блаженства, или псалмы. Канонаршество тоже распространенно, таким образом сейчас исполняют прокимны.

Кто может петь на клиросе

На клирос пускают певчих только после благословения настоятеля. Самостоятельно туда заходить запрещено. Также нежелательно подпевать церковному хору.

Конечно, на клирос идут только люди с музыкальным слухом и хорошим голосом. Музыкальное образование тоже приветствуется.

В настоящее время можно встретить такое явление: «бабушкин хор», состоящий из малообразованных бабулек абсолютно без слуха и голоса, и «профессиональный хор», состоящий из настоящих певцов. Бабушкин хор слушать обычно трудно, под такое пение молиться весьма проблематично, но аннулировать такой хор бывает не легче. Приходской священник порой ничего не может поделать с такими горе-певчими, дело иногда доходит до жалоб архиерею на «злого» священника. Поэтому во избежание скандала вводится еще один, профессиональный хор, который поет по праздникам.

Руководит профессиональным хором регент, а народным хором – псаломщик.

Существует мнение, что певчие имеют пропускной билет в Царствие Небесное. На самом деле это не так. На клиросе можно легко погибнуть, особенно имея тщеславие, гнев, гордость. Поэтому надо быть очень осторожным, попав на клирос. Певчие обязаны молиться, а не просто исполнять песнопения. Иначе прихожанам будет весьма проблематично настроиться на молитву.

На клиросе нельзя празднословить, это мешает священнику, который все слышит, и прихожанам. Также нельзя ни в коем случае смеяться, хихикать, отвлекаться, решать какие-то проблемы. Даже выяснение последующего песнопения и громкая настройка регента мешает сосредоточиться на молитве.

Поэтому надо много раз подумать тем, кто желает попасть на клирос. Сможет ли его пение помочь настроиться присутствующим на молитвенный лад и поможет ли это спасению многих.

А.И. Осипов о пении на клиросе

Мы работаем на добровольных началах, поэтому будем рады, если вы поддержите проект лайком и репостом в социальных сетях. Храни Господь!

Кому и зачем стоит пойти на певческие курсы

ПОДОБРАТЬ КУРС

Православный христианин, хоть раз побывавший в храме, восхищается церковным песнопением. При каноническом исполнении богослужение наполнено особой благодатью и благоговением. Клирос – один из способов служения богу. Почти любой прихожанин может петь в церковном хоре, пройдя обучающие певческие курсы.

Как выбрать курс

Обучение церковному пению получило распространение с середины 80-х годов прошлого века. После периода «советского атеизма» люди тянулись в храм. Возрастал интерес к богослужениям. Ощущалась нехватка певчих.

Так при церквях появились обучающие певческие курсы. В крупных городах набор проходит ежегодно. Для выбора направления нужно обратиться к настоятелю или к регенту для грамотного определения подходящего.

В Москве каждый год идет набор на регентско-певческие курсы при Храме прп. Марона Пустынника Сирийского. До обучения желающим нужно определиться с направлением, их три:

  • певческое;
  • регентское;
  • чтецкое.

Первое отделение подойдет прихожанам с музыкальным образованием или без него, но с минимальными вокальными данными. После прослушивания у регента можно выбрать подготовительную программу или сразу основную. Чтобы научиться петь на клиросе, понадобится минимум 2–3 года. Курсы бесполезны без практики пения в церковном хоре.

Для поступления на регентское отделение требуется подготовка или опыт в руководстве хором, музыкальное образование или хотя бы певческие курсы при храме. Регент — руководитель хора, это следующая ступень в развитии исполнителя церковных песнопений.

Популярные курсы Bubolab Академический вокал 1 900 руб. На страницу курса Индивидуальные занятия на ударных от 475 руб. На страницу курса Вокал от 1 425 руб. На страницу курса

На отделение чтецов принимаются все желающие с благословения настоятеля храма. Если опыта группового пения нет, вокальные данные неразвиты, лучше выбрать это направление. После практики чтения во время богослужения можно попробовать обучиться на певчего.

Кому пригодятся курсы

Обучение полезно не только людям воцерковленным, но и светским. Прохождение певческих курсов поможет:

  • Людям, желающим связать жизнь с пением, улучшить голосовые данные. Русская вокальная академическая школа становилась под заметным влиянием профессионального церковного хора.
  • Дирижерам и руководителям вокальных коллективов. Практика церковного песнопения, опыт регентства пригодятся в построении музыкальной карьеры.
  • Прихожанам, желающим нести повиновение через песнопения в хоре.

Песнопения действуют умиротворяюще и приравниваются к медитации и как нельзя лучше подойдут жителям больших городов.

Что изучают на курсах

Каждое отделение проходит несколько обязательных дисциплин. На певческом это:

  • церковнославянский язык;
  • обиход церковного пения;
  • вокальный ансамбль;
  • постановка голоса;
  • хоровое пение;
  • сольфеджио;
  • история становления церковного пения.

В певческих классах занятия организуют исходя из результатов прослушивания.

Как и где можно применить полученные знания

Выпускники используют полученные знания, работая в храмах. Несмотря на то что церковное пение – это служение богу, за него можно получать небольшое вознаграждение. Плата за одно участие в богослужении составит не более 300 рублей. Однако большая часть певчих работает бесплатно.

Также выпускники курсов занимаются организацией образовательной и просветительской деятельности в приходах и епархиях.

Отзывы тех, кто прошел курсы

Елена, 24 года:

«Для меня было открытием, что певческие курсы можно пройти онлайн, по скайпу. Учеба, работа, маленький ребенок… Не хватало времени, чтобы посещать занятия в храме. Организация процесса через интернет стала настоящим спасением. Я планировала прослушать подробно осмогласие, церковный устав, но получила огромную практику взаимодействия с участниками хора, разобралась в последовательности песнопений, упорядочила имеющиеся скудные знания о церковном обиходе. Помимо практических занятий, огромная часть работы проводилась самостоятельно по рекомендованным учебным материалам.

В теории помогла книга Клавдии Никольской – Береговской «Русская вокально-хоровая школа. От древности до XXI века» В аудировании полезно слушать пособие «Школа церковного пения. Осмогласие» для понимания и практики в песнопении смешанного четырехголосного хора. Курсы систематизировали имеющиеся знания, дали много дополнительного материала и практики».

Михаил, 37 лет:

«До того как я пришел в храм и попросился в церковный хор, за спиной было обучение в консерватории П. И. Чайковского. Обучение проходило при монастыре Московской Сретенской Духовной Семинарии. После прохождения певческого курса я участвовал в песнопениях при храме. Иногда меня просили руководить хором. Еще через некоторое время был собран и организован коллектив певчих, которым мне предстояло управлять. То есть из певчих я дорос до регента. Но, кроме работы при храме, я занимаюсь оперным пением, к чему меня подтолкнуло во многом церковное пение и работа в храме. Сейчас регентство – это скорее хобби, чем основная работа. Однако это огромный вклад в духовное и профессиональное развитие музыканта и приобретение опыта».

Наталья, 41 год:

«Я всегда была человеком воцерковленным, посещала литургии и богослужения. Постепенно появилось желание петь в хоре. Мне казалось, что это очень приближает к богу, создает атмосферу благодати и одухотворения. Когда подошла к регенту с просьбой, получила рекомендацию пройти певческие курсы и не пожалела об этом. Помимо певческого опыта, получила много базовых знаний о церковном обиходе, нотной грамоте, развитии голоса и работе в хоре. Планирую в будущем пройти обучении регентству».

Требования к будущему курсанту певческого отделения

Для обучения пению на клиросе требуется:

  • быть крещеным в православной вере;
  • иметь начальное музыкальное образование;
  • при отсутствии образования – певческие данные, слух и голос.

Обязательно получить благословение настоятеля.

Школы и курсы церковного пения

В Москве наибольшую известность получили:

  • Московская школа Византийского пения «Псалтика»;
  • Московская Сретенская духовная семинария;
  • Школа Византийского пения «Схолион Псалтикис».

Почти в каждом крупном городе при православном храме организованы курсы для певчих.

Для чего поют в храме

Часто посетителям непонятно, для чего петь во время богослужения, ведь молитвы можно просто читать.

Опытные прихожане, настоятели храма, регенты на это отвечают, что церковь без пения – церковь без души. Песни в храме — это выражение душевной боли человека, его переживаний.

Все службы в церквях и храмах поются:

  • хором;
  • священнослужителем;
  • прихожанами.

Человек, который приходит в церковь с болью, вопросом, духовными переживаниями получает вдохновение и облегчение благодаря церковному пению, приближающему прихожанина к богу. Текст молитвы в виде песни легче проникает в сердце и душу. Церковное благолепие быстрее достигается через пение, чем через сухое чтение псалмов и молитв.

Несколько полезных советов

Приняв решение пойти на курсы пения, нужно правильно оценить вокальные возможности и желание обучаться. До начала занятий определите для себя следующее:

  • Где проходят курсы. Это может быть храм возле дома или приход у определенного настоятеля.
  • Для чего обучаться. Курсы полезны для профессиональной карьеры или для того, чтобы быть ближе к богу. Миссия у каждого своя.
  • Вовремя остановиться, если не получится. Не всем дано петь на клиросе. Если в процессе окажется, что обучение не дается и не по душе, то лучше прекратить занятия.

Церковное пение – непростой путь служения господу. Но если есть желание, можно получить необходимые знания и практику при храме в своем городе с благословения настоятеля.

Недавно на одном из регентско-певческих форумов в интернете прочитала: певчие, мол, церковная «элита»: ни дисциплины, ни молитвы, масса высокомерия и самомнения. Хотела было возмутиться, но… передумала. Потому что, к великому моему сожалению, определенная толика правды в этой филиппике присутствует. Моя цель заключается не в том, чтобы напугать желающего петь в церковном хоре — хочется, чтобы новичок, пусть и в общих чертах, но представлял, что его ждет и к чему надо быть готовым.

Когда у человека, пришедшего в церковь, заканчивается новоначальный период, он понимает, что быть христианином — дело совсем непростое. Намного быстрее певчий-новичок понимает, что Богу петь трудно. Хорошо, когда певчий «вырастает» из детского хора — основные премудрости ему уже известны, да и сам процесс вхождения в хор протекает безболезненно. Беда в том, что такой «переход» совершают единицы. Да и не каждому храму под силу воспитывать детский хор.

Обычно на клирос попадают двумя путями (не берем во внимание профессиональных певцов). В храме уже есть большой, сильный хор или даже два — «правый» и «левый» (именуемый также любительским, учебным или будничным). Прихожанин (или чаще прихожанка), исправно поющий вместе со всеми «Верую» и «Отче наш», наконец набирается храбрости, подходит к регенту и робко спрашивает: «А можно мне в хор… попробовать?». Второй вариант — в храме вообще некому петь, кроме матушки-регента, которая во время общенародного пения чутко прислушивается и наконец подходит к потенциальному певчему: «Говорят, вы три класса музыкальной школы окончили когда-то? Может, попробуете на клиросе петь?».

Человек начинает пробовать. Чаще всего на первой же спевке или службе выясняется, что он ничего не знает и не умеет. А если и умеет, то как-то не так. Пока загибал пальцы, чтобы не перепутать гласовые колена, оказалось, что пропел стихиру или тропарь, не поняв, о чем там речь. Пока следил за нотами, ектения кончилась, а помолиться так и не успел. Да и вообще служба пролетела, как одна минута, оставив физическое ощущение выполненных погрузочных работ, особенно, если хор маленький и нужно именно петь, а не подпевать. А как же «едиными усты Бога славить»? Когда молился в храме, все несколько по-иному представлялось… Вот и первое искушение новичка.

Хорошо, если человеку сразу кто-нибудь объяснит, что молитва на клиросе творится больше делом, чем словом. Благолепное пение, побуждающее к молитве предстоящих,— само по себе молитва. А то ведь не редкость певчие, которые одновременно сугубую ектению поют и помянник читают. И то, и другое получается плохо…

Бывает, что плохо спели, регент замечание сделал, и сразу — уныние и «никакая-я-не-певчая!». Хорошо спели — хочется себя похвалить: «Надо же, как у меня хорошо получается!». Мне духовник в любом случае советовал Господа благодарить. Хорошо получилось — «Слава Богу!». Плохо — все равно «Слава Богу!»… На многих клиросах есть икона покровителя певчих — преподобного Романа Сладкопевца. А я бы посоветовала еще и житие его в моменты уныния перечитывать. И думать: «А действительно ли мне хочется Богу петь, как святой Роман того желал, или я просто свое тщеславие тешу?».

Дисциплина на клиросе — притча во языцех. Особенно в больших «праздничных» хорах, где часто поют невоцерковленные профессиональные певцы. Без опозданий, разговоров и препирательств с регентом мало где обходится. Далеко не каждого регента хватает и на музыкальную часть, и на воспитательную. Да и не каждый решится «воспитывать» нерадивую приму: обидится и уйдет, ищи потом другого при небольшой зарплате…

О зарплате — разговор особый. Левые хоры обычно поют во славу Божию. Им, с какой-то стороны, проще. Хотя и здесь есть опасность впасть в прелесть: «Вот они, корыстолюбцы, за деньги поют, а я — бессребреник». У «корыстолюбцев» из правого хора своя забота: ставка маленькая и служб по графику меньше, чем хотелось бы. Ставка действительно маленькая везде, кроме больших соборов в крупных городах. Как-то я дала объявление: «Требуются певчие», указала нашу обычную ставку. Получила совет: за такие деньги ищите бабушку или дедушку из прихожан.

Кстати, тема оплаты труда — одна из животрепещущих. Ясно одно: прожить на зарплату регента или певчего нереально. Однако настоящих подвижников пения Господь милостью Своей не оставляет. Но бывает, человек думает: «Настоящий певчий разбрасываться не должен, мне нужно семью кормить, стало быть, лучше вообще петь не буду, чем халтурить». Обычно такие «бывшие певчие» в душе понимают, что не правы, но на тех, кто клирос совмещает с другой работой (а таких большинство), страшно злятся.

Впрочем, мне кажется, «бывших певчих» вообще нет. Есть люди, которые пришли на клирос подработать или получить удовольствие от процесса пения и красивой музыки — как в хоровой кружок. Настоящие певчие не приходят — их приводит Господь, и порой самыми удивительными путями. Как сказала одна моя знакомая, настоящий певчий по своей воле с клироса не уйдет. Будет переживать неудачи, молиться, учиться, но без клироса не сможет.