Месячные и крестины

Содержание

Меня само по себе смущает что речь идет о двух совершенно несовместимых вещах — Таинства Крещения и «женских дней». Но что поделаешь, так принято и во всех храмах говорят одно и то же — «Женщине во время критических дней нельзя учавствовать в таинствах». тут ничего не попишешь.Я могу посоветовать вам такой выход. У меня была похожая ситуация — Крестной позвали меня, моя крестница хотела окреститься именно на Троицу, а у меня как раз эти дни. Я даже сказать об этом не смела, просто объяснила, что никак не могу прийти на обряд. хотя очень хочу… И тоже приезжали родственики, в общем все как у вас. Она сходила в храм и батюшка ей сказал, что если она очень хочет, чтобы крестной была именно я и не видит в этой роли никого другого — пусть и запишет меня крестной матерью даже при том, что сама я на обряде присутствовать не буду. просто в этом случае присутствие второго крестного родителя (хотя бы одного) уже обязательно. мы все так и сделали.Так же было и с моим ребенком -я хотела окрестить его как можно раньше, чтобы иметь возможность молится за него, но на Крестный не мог приехать раньше чем через полгода, т.к. живет на крайнем Севере, у него там вахта. Но я не хотела выбирать другого крестного,т.к. была уверена именно в этом, для меня важно было не кто примет ребенка из купели и подержит его на руках или постоит в сторонке, а тот кто будет молиться за него и держать духовный ответ перед Богом. Я сходила в храм накануне рассказала все батюшке и он не с первого раза, но разрешил таки записать крестным именно этого человека при том что он не будет присутствовать на Таинстве.Я бы поступила точно так же — записала бы в Крестную ее,а там она уже как сама решит — пойдет ли в храм во время этих дней или будет отсутствовать, но будет являться его настоящей крестной, что называется, всей душой… Ведь Таинство само по себе длиться полтора-два часа, а впереди у вас вся жизнь…

У священнослужителей нет единого мнения о возможности проведения обряда крещения, если у крестной месячные. Раньше считалось, женщина в эти дни нечиста. Ей нельзя было заходить в храм. Современная церковь не налагает таких запретов.

Можно ли в церковь с месячными на крещение ребенка: что говорит Библия

Возможен ли обряд в критические дни у крестной

Священнослужители расходятся во мнении, может ли женщина во время менструации участвовать в обряде крещения. Одни уверены, что это запрещено. Другие допускают, что женщина с месячными может крестить ребенка, если соблюдены некоторые условия.

Можно ли в церковь с месячными на крещение ребенка: что говорит Библия

Избежать этой ситуации можно, если предварительно согласовать дату крестин со всеми участниками обряда. Но иногда менструация начинается неожиданно из-за проблем со здоровьем.

Тогда женщине, выбранной в крестные матери, необходимо поставить в известность священнослужителей и родителей малыша. Намного хуже промолчать о возможном начале месячных в назначенный день.

Это считается большим грехом.

Сейчас не существует строгого запрета по этому поводу. Многие священнослужители разрешают проводить крестины, когда у женщины идут месячные. Но этот момент обсуждается заранее. На крестную мать налагают некоторые ограничения. Ей разрешают присутствовать в церкви во время обряда, но не участвовать в нем. На руки ребенка ей не дают.

Другие способы проведения крещения:

  1. При менструации у крестной матери обряд проводят в домашних условиях. Этот вариант выбирают очень редко. Необходимо заранее согласовать вопрос со священником.
  2. Некоторые священнослужители разрешают женщине присутствовать в церкви во время ежемесячного кровотечения. Она стоит в сторонке, не участвуя в таинстве. Крестной матерью называют именно ее.
  3. Женщина следит за крещением, находясь в притворе храма.
  4. Дату обряда переносят или родители выбирают другую крестную мать.

Что делать, если менструация началась неожиданно

Можно ли в церковь с месячными на крещение ребенка: что говорит Библия

Женщины знают свой цикл. Но иногда он сбивается по определенным причинам. Месячные иногда начинаются раньше или идут дольше обычного. Такие нюансы невозможно предугадать. Если крестины пришлись на критические дни, об этом говорят священнику и родителям малыша.

Решить проблему можно несколькими способами:

  • отложить крестины
  • взять в крестные матери другую женщину
  • поговорить об этом со священником, чтобы он дал совет

Согласно церковных законов, женщина физически нечиста, пока менструальные выделения не закончатся. Даже в последний день месячных она не может участвовать в крестинах.

Можно ли в церковь с месячными на крещение ребенка: что говорит Библия

Можно не откладывать запланированный обряд, если учесть некоторые нюансы. По мнению патриарха Сербского Павла, утверждение о нечистоте женщины в период менструации касается только ее физического состояния. Никто не может запрещать ей молиться.

Проблему кровянистых выделений легко решить современными гигиеническими средствами. Чтобы кровь оставалась внутри тела, используют тампоны. Такая мера предосторожности дает возможность крестной матери присутствовать в храме, хотя и не позволяет участвовать в таинстве. Ей нельзя прикасаться к иконам и употреблять святую воду.

Что говорит Библия

Можно ли в церковь с месячными на крещение ребенка: что говорит Библия

В любом храме можно увидеть старушек, считающих себя знатоками церковных правил. Зачастую они говорят, что в период ежемесячных кровотечений появляться в церкви запрещено. Но священнослужители предупреждают не прислушиваться к их советам. Мнение бабушек ошибочное. Оно основано на языческих культах. Для православных это недопустимо.

Священнослужители разрешают присутствие в храме в критические дни. Не разрешено только касаться икон и участвовать в обрядах.

Ветхий Завет

Можно ли в церковь с месячными на крещение ребенка: что говорит Библия

В ветхозаветные времена нечистоту людей определяли по состоянию организма. Скверной считали все, ассоциировавшееся со смертью, включая болезни. Тело покойника считали грязным, как всех прикасавшихся к нему. К скверне относили любые выделения: менструацию, кровоточащие раны, течение из носа. Предметы, до которых дотрагивался этот человек, называли «оскверненными».

Много веков назад не было эффективных средств личной гигиены. Кровянистые выделения были причиной неприятного запаха, могли испачкать пол. Поэтому женщины не приходили на службу в храм. С того времени появилось мнение, что женщинам в критические дни запрещено находиться в церкви и участвовать обрядах.

Новый Завет

Можно ли в церковь с месячными на крещение ребенка: что говорит Библия

Здесь под термином «чистота» имеется ввиду духовность, а не состояние тела. В качестве наглядного примера, подтверждающего эту теорию, приводят описанный в Новом Завете случай исцеления кровоточивой. Заболевание длилось несколько лет, проявлялось в постоянном истечении крови. Услышав весть о приходе Иисуса Христа, женщина поверила, что вылечится от одного прикосновения к нему.

С точки зрения Ветхого Завета больная сильно согрешила. Пробираясь в толпе людей, она прикоснулась к нескольким, включая самого Иисуса, и осквернила их. Христос не осудил и не ругал несчастную. Он похвалил женщину за глубокую веру и отпустил с миром.

Согласно Новому Завету, физически грязное тело не препятствует душе стремиться к Богу. Иисус не стыдился прикасаться к умершим и воскрешать их из мертвых. Православные отпевают покойников в церкви. Это еще раз подтверждает, что старозаветное понятие о скверне не состоятельно.

Мнение современной церкви

Можно ли в церковь с месячными на крещение ребенка: что говорит Библия

Служители церкви считают устаревшим запрет на посещение храмов для женщин в период менструации. Он не соответствует понятию духовной чистоты, на которую принято ориентироваться в условиях современности. При этом священнослужители призывают уважать вековые обычаи. Они советуют не участвовать в обрядах и причащаться в период менструации.

Современные служители культа призывают не называть оскверненной женщину и ее молитвы во время ежемесячного очищения. Состояние тела не связано с духовностью.

Средства личной гигиены надежно защищают от появления пятен крови. Поэтому можно не только находиться в храме, но и молиться, употреблять святую воду и просвиру. Под запретом причащение и участие в крестинах.

Неизлечимо больным женщинам делают исключение.

Полезные советы

Можно ли в церковь с месячными на крещение ребенка: что говорит Библия

Становясь крестной мамой, женщина возлагает на себя огромную ответственность. С этого момента она ответственна перед Богом за невинную душу. Ей нужно оберегать малыша от грехов и наставлять в духовном пути. Поэтому необходимо посоветоваться со священнослужителем до принятия предложения от родителей ребенка.

Рекомендации от священников:

  1. Женщине нужно знать точно, когда начинаются «праздничные» дни. Это необходимо, чтобы не назначить дату крещения на это время.
  2. Заранее поговорить со священнослужителем, который будет проводить крестины. В некоторых случаях он разрешает женщине присутствовать в церкви даже в период ежемесячного очищения.
  3. Если менструация началась раньше положенного, не утаивать этот факт.

Как избежать плохих предсказаний

Можно ли в церковь с месячными на крещение ребенка: что говорит Библия

Иногда родители младенца не могут перенести дату крещения, даже если она выпадает на период менструации у крестной. В этом случае ее имя просто вносят в церковные записи. Если крестят мальчика, женщине вовсе не обязательно находиться в храме во время обряда. Ее основная задача — не присутствие на крещении, а духовное наставление ребенка и участие в его жизни.

Существует еще один важный нюанс. Женщину, не знающую, может ли она участвовать в крещении малыша во время ежемесячного кровотечения, нельзя назвать полностью подготовленной к роли крестной матери. Она не придерживается установленных правил, редко посещает храм. Поэтому она не сможет помочь крестнику в вопросах духовности. Лучше выбрать другую женщину на роль крестной.

Избежать негативных предсказаний можно, если занять ум мыслями о духовности. Входя в церковь, женщина не должна думать о материальном. Будущей крестной матери необходимо по возможности провести несколько дней до крестин провести в уединении, не посещать общественные места. Она должна остаться дома и заняться чтением Евангелия. Это поможет подготовиться к предстоящему обряду.

можно ли во время месячных крестить ребенка

Вопрос о том, можно ли крестить ребёнка во время месячных, связан с понятием о ритуальной нечистоте. Однозначного ответа на него просто нет. Ни на одном Православном Соборе он просто не рассматривался, поэтому нет какого-то единого принятого решения по этому вопросу.

То есть, те, кто ссылаются на какие-либо церковные «каноны» заблуждаются и вводят в заблуждение других, либо сознательно опираются на несуществующие доказательства, чтобы подтвердить свое мнение.

Каждая женщина, которая готовится стать крестной матерью или крестить своего ребенка должна решить его для себя сама, с помощью священника. В среде пожилых людей, исповедующих Православие, устоялось предубеждение, полностью запрещающее женщине во время менструации посещать храм.

Самые главные церковные «специалисты» по всем вопросам, связанным с ритуалами — «бабушки» опираются на языческие традиции. Многие православные священники допускают, что женщина в этом состоянии может посещать богослужения, но не должна принимать участие в Таинствах и прикладываться к святыням.

Откуда взялись такие мнения?

Можно ли в церковь с месячными на крещение ребенка: что говорит Библия

Таинство крещения имеет определенные правила

Ветхозаветное понимание ритуальной нечистоты

Во времена Ветхого Завета понятие о нечистоте было связано с состоянием организма человека. Все, что напоминало о смерти, в том числе болезни, связывалось со «скверной». Нечистотой считалось мертвое человеческое тело и все кто к нему прикасались. Каждый, кто имел какое-либо истечение из тела (кровоточащая рана, насморк и т. п.) считался «скверным».

Это относилось и к женщинам во время менструации. Все предметы и люди, к которым она притрагивалась, становились «оскверненными». Тогда не было гигиенических средств, которые имеют под рукой современные девушки и женщины.

Неприятный запах и риск того, что истечения из тела могут запачкать пол в храме, делали невозможным пребывание на церковных службах женщин в этом состоянии.

Можно ли в церковь с месячными на крещение ребенка: что говорит Библия

Понятие о женской нечистоте присутствует в Ветхом Завете

С тех пор и появилось среди верующих убеждение в том, что посещение храма и принятие участия в Таинствах, а значит и в Крещении ребенка во время менструации недопустимо.

Новый Завет о ритуальной чистоте

В Новом Завете понятие о чистоте человека уже связывается с состоянием духа, а не тела.

Самый яркий эпизод, подтверждающий это — исцеление кровоточивой. Эта женщина много лет страдала от страшной болезни, сопровождавшейся непрекращающимся кровотечением. Узнав о Христе, она решила, что одно прикосновение к краю его одежды поможет ей выздороветь.

Если судить ее по ветхозаветному закону, то она совершила страшное преступление — осквернила многих людей, пока пробиралась сквозь толпу, а затем сделала «нечистым» и самого Христа. Но само сопоставление имени Иисуса и понятие «скверны» — нонсенс. Господь не только не осудил кровоточивую, но и похвалил за проявленную веру, поставил в пример другим.

В этом эпизоде Христос подтвердил, что никакая человеческая нечистота не может быть препятствием на пути к Богу, не может осквернить Его.

Иисус спокойно прикасался к мертвым телам и возвращал в них души. Отпевание по православному обычаю происходит в храме, что тоже является доказательством полного разрушения древнего представления о «скверне».

Можно ли в церковь с месячными на крещение ребенка: что говорит Библия

В Новом Завете об этом ничего не сказано

Разница в ветхо- и новозаветном понимании ритуальной нечистоты заключается в том, что с Точки зрения Ветхого Завета, нечистый телом нечист и духом. Новый Завет не связывает духовную и телесную нечистоту между собой.

Разумная женщина понимает, что если она не предпримет необходимых мер, то рискует испачкать пол или окружающие предметы, что не осквернит, но именно загрязнит церковь.

Это не изгонит Святой Дух из храма, но верующая женщина с особым трепетом относится ко всему, что связано с Богом, церковью, а значит постарается этого избежать.

Святой Афанасий Великий и Святитель Григорий Великий о женской нечистоте

Первое письменное опровержение понятия о нечистоте женщины датируется четвертым веком. Это послание Святого Афанасия Великого к одному монаху.

В нем говорится о том, что Бог не создал ничего скверного, а значит, женщина в любое время может считаться чистой и посещать церковные службы.

Можно ли в церковь с месячными на крещение ребенка: что говорит Библия

Святой Афанасий Великий – мозаика

В начале седьмого века святитель Григорий Двоеслов на вопрос о женской нечистоте ответил, что менструация — не грех. Это естественное явление для женского организма, никак не связанное с ее волей. Нельзя считать человека нечистым за то, что от него не зависит.

Далее он говорит о том, что если женщина в этом состоянии отваживается причаститься, она таким образом проявляет веру, достойную уважения и нельзя ее за это осуждать. Если же она напротив, воздерживается от Причастия во время месячных из благоговения, то достойна одобрения.

Это можно сказать и об участии в Крещении ребенка.

Взгляд современной Церкви

Многие молодые священнослужители сейчас придерживаются мнения, что запрет на посещение женщиной храма при менструации является устаревшим церковным каноном и противоречит православному пониманию о чистоте человека. Внимание нужно обращать на духовную готовность, а не на телесную.

Но, из уважения к сложившимся церковным традициям, большинство священников все же не рекомендуют причащаться или крестить детей во время месячных.

Можно ли в церковь с месячными на крещение ребенка: что говорит Библия

Посещение церкви в критические дни не запрещено

Подобного мнения придерживается один из современных богословов — Патриарх Сербский Павел. Он пишет, что менструация не делает женщину ритуально нечистой, не оскверняет ее молитву. Нечистота физическая, по его мнению, никак не связана с духовной нечистотой.

Предприняв все необходимые меры, с особой осторожностью женщина может приходить в храм, молиться, петь, принимать святую воду и антидор, но не должна причащаться или креститься (а значит и крестить).

Впрочем, в смертельной болезни женщина может и принять Святое Причастие и креститься.

Индивидуальный подход

Многие священники по-прежнему придерживаются ветхозаветных взглядов на женскую нечистоту. Они рекомендуют либо вообще не посещать храм во время месячных, либо ограничиться присутствием на службе, но при этом не прикладываться к святыням, а значит и не принимать участия в Таинствах.

Поэтому, прежде чем начать готовиться к Крещению ребенка, желательно спросить священнослужителя, который будет его совершать, о том, как именно он смотрит на этот вопрос.

Священник, который придерживается старых взглядов, не услышав подобного вопроса может смущаться во время совершения Таинства, что нежелательно.

Можно ли в церковь с месячными на крещение ребенка: что говорит Библия

Крестильные вещи должна подготовить крестная мама

Если во время Крещения вместо того, чтобы всей душой помолиться за младенца, его родителей и восприемников, он будет мучиться вопросом, а не находится ли одна из присутствующих женщин в «нечистоте», это плохо скажется на всем Таинстве.

Настроение

Есть еще один аспект проблемы. В такой праздник, как и в любой памятный день, хочется, чтобы ничто не отвлекало от происходящего, чтобы приятные радостные воспоминания ничто не испортило.

Вряд ли женщина во время месячных может легко избежать ощущения дискомфорта. Летом, несмотря на то, что используются гигиенические средства, велик риск испачкать пол в храме.

Это неизбежно создаст лишнее беспокойство со стороны будущей крестной или мамы, что тоже неблагоприятно скажется на молитве и настроении.

Настоящие препятствия

Готовясь стать крестной, нужно все внимание уделить не телесной чистоте, а очищению души. Чистота тела имеет важное значение, но далеко не первостепенное.

Можно ли в церковь с месячными на крещение ребенка: что говорит Библия

Таинство крещения: особенности обряда, приметы и предостережения

Скверной женщину делает лишь грех. Важнее организовать время подготовки таким образом, чтобы по возможности избежать развлечений, суетных мыслей и расчетов, пустой болтовни, ссор.

Если будущая крестная или мама входят в храм перед совершением Таинства, а ум их при этом занят подсчетом гостей или новой юбкой свекрови, это гораздо хуже скажется на Крещении, чем женская нечистота одной из присутствующих.

Поэтому хорошо, если есть возможность хотя бы на один — два дня ограничить общение и посещение общественных мест. Лучше всего побыть дома и почитать Евангелие, приготовиться к исповеди, внимательно рассмотреть себя изнутри.

Оставить комментарий

Можно ли в церковь с месячными — разрешено ли ходить

Купить книгу Об авторе О книге

Третьи же, не беря это во внимание, посещают храм независимо от состояния своего организма. Так допустимо ли посещение священного места в период менструальных выделений? Откуда пошло это правило и почему? В этом мы и постараемся разобраться.

Можно ли с месячными ходить в церковь, Ветхий Завет

Менструация – это естественное состояние здоровой женщины, которое подчеркивает то, что она способна подарить этому миру ребенка. Почему тогда задаются вопросом «Можно ли идти в храм в период месячных?»?

В Ветхом Завете особое место занимает понятие чистоты при вхождении перед Господом.

В качестве нечистот рассматривались различные виды болезней (проказа, чесотка, язва); разнообразные истечения у людей как женского, так и мужского пола; касания мертвого тела.

Мужчина и его жена созданы Богом с совершенной красотой и отменным здоровьем. Смерть человека свидетельствует о грехе. Господь – это Жизнь, и есть запрет на прикосновения к Нему всего нечистого.

Ветхий Завет это подтверждает. В книге Левит в пятнадцатой главе говорится о том, что «не только жены считаются нечистыми во время истечения крови, а всякий человек, к ним прикоснувшийся».

Среди различных взглядов на этот вопрос можно встретить мнение, что менструация была дана в качестве наказания за большой человеческий грех, который совершили Адам и Ева. В то же время служители церкви ставят за цель ограждение храма и прихожан от различных вещей, напоминающих о том, что человек может быть греховным и является смертным.

Помимо этого, есть и совсем противоположные взгляды: некоторые считают, что женщина была наказана тяжелым процессом родов, а сами менструальные выделения являются не чем иным, как способностью подарить этому миру еще одного человека.

К сведению, при менструальных кровотечениях был запрет не только на посещение церкви, но и на общение в обычной жизни, также было запрещено прикасаться любому человеку к «нечистой» женщине. То же относилось и к мужу – под запретом были различные действия сексуального характера.

После того, как женщина родит, начинается кровотечение – период очищения длительностью в сорок дней.

Языческие жрицы были отречены от ритуалов – это объяснялось их немощью. Как тогда считалось, кровотечение отнимает магическую силу.

Со временем христианство внесло свои коррективы по этому поводу.

Купить книгу Об авторе О книге

Таким образом, в Ветхом Завете нельзя найти однозначный ответ, почему нельзя в церковь во время месячных.

Что говорит Новый Завет о похода в церковь с месячными

Слова апостола Павла, которые содержатся в Новом Завете, заверяют нас в том, что все, что создано Богом, прекрасно. Те процессы, которыми наделен человеческий организм, вполне естественны. Менструация является важным признаком здорового организма женщины.

Она играет значимую роль, что влияет на бессмысленность запрета посещения в этот период церкви. Сторонником этого был и Святой Георгий Двоеслов. По его утверждению, женщина с ее процессами – это воплощение природного замысла, поэтому нет смысла запрещать ей ходить в храм в период менструальных выделений.

Главным всегда было и есть душа, духовное состояние.

Менструация уже не относится к нечистотам, она признается процессом, который создал Господь. В свою же очередь, Новый Завет в качестве нечистот называет употребление во время приема пищи продуктов, которые запрещены Торой, что является недопустимым для еврейского народа. К нечистой еде также относится свинина.

Еще один вопрос, с которым столкнулись первые христианки – допустимость причастия в период менструальных выделений. Их поведение зависело от их выбора. Одни, принимая во внимание традиции и каноны, не касались ничего святого, другие же придерживались мнения, что только грех сможет отлучить их от любви Господа.

Также в Новом Завете можно встретить историю о том, как женщина в период менструальных кровотечений прикоснулась к Божьей одежде и оказалась исцелена. Но Господь не стал ее отвергать, а с принятием сказал, что все, что сотворила природа, было дано Богом, а, значит, является естественным.

Отношение ранней церкви и святых отцов того времени к вопросу о месячных

Когда появилось новое верование, этот период характеризовался отсутствием четких концепций как в христианстве, так и иудействе. Апостолы уже не обсуждали вопрос ритуальной нечистоты. Некоторые из них (Мефодий Олимпийский, Ориген, Мученик Иустин) продолжали веровать в то, что нечистота – это грех. Это касалось и женщин в период менструального кровотечения.

Святой Климентий в его «Апостольских постановлениях» выступал за то, что менструация не должна влиять ни на что. Рождение ребенка, кровянистые выделения и телесные пороки он признавал за абсолютно естественные вещи. По его мнению, различные запреты были придуманы глупыми людьми.

Святой Григоргий Двоеслов тоже поддерживал эту позицию.

Позже данная тема стала предметом обсуждения на Гангрском Соборе. Как результат, все процессы, которые протекают в организме женщин, были признаны естественными.

В шестом веке к этой позиции присоединился и Григорий Великий, папа Римский.

В своем письме к святому Августину Кентерберийскому, которым была поднята тема о менструации, он обозначил, что эти процессы проходят не по вине женщин, поэтому христианки имеют право на совершение различных церковных обрядов.

Это учение было актуальным вплоть до семнадцатого века, пока на смену ему вновь не пришел запрет на посещение храма в дни менструальных кровотечений.

Русская церковь раннего периода — что думает о посещении церкви с месячными

Русская православная церковь довольно часто выдвигала строгие правила, которые имели отношение к менструации у женщин или выделениям другого рода. Вопрос о том, можно ли ходить в дни кровотечений в храм, даже не подымался. На это был безапелляционный отрицательный ответ.

Люди же, которые в этот момент присутствовали в храме и наблюдали этот процесс, становились нечистыми. Для того, чтобы снять с себя этот статус, необходимо было пройти очищение с помощью молитвы Требника.

В случае, если женщина входила в церковь без менструации, а они начались у нее во время присутствия в священном месте, ей следовало как можно скорее уйти оттуда. Если же она не покинула храм, то ее ожидала полугодовая епитимья.

В нынешнее время очистительные молитвы Требника также можно услышать в храмах в знак того, что появился на свет ребенок.

С месячными в церковь – современное мнение священнослужителей

Только по истечении сорока дней женщина может посещать святое место, если она при этом является полностью «чистой». Она подлежит ритуалу воцерковления или введения.

Современные церковнослужители уразумевают, что те положения, которые закреплены в Требнике, не полностью отвечают тем, что имеют место быть в Библии и Святых Писаниях Отцов Церкви.

Заключение брака, рождение детей и нечистоту достаточно трудно связать вместе.

В 1997 году были внесены изменения по данной тематике. Было решено изменить тексты Требника в тех частях, что имели отношение к святости брака и чистоты верующих женщин, которые родили младенца в союзе, что был освещен церковью.

В тоже время Критская конференция, которая была проведена в 2000 году, рекомендовала при обрядах воцерковления или введения молодой матери благословлять ее, а не говорить о нечистоте.

После этого события в храмы были направлены настоятельные рекомендации о том, чтобы они донесли всем прихожанкам, что они имеют право приходить в храм, быть участницами обрядов исповедования и принятия причастия в любой период своей жизни, даже в период менструальных кровотечений.

Святой Иоанн Златоуст раскритиковал приверженцев канонов, которые утверждали недопустимость нахождения в святом месте в период менструальных выделений.

В то же время Дионисий Александрийский придерживался той позиции, то каноны необходимо соблюдать. Но, тем не менее, время показало, что современные церкви также отступают от многих законов.

Церковь не подлежит управлению канонами, поскольку они написаны для храмовых служений.

Проблематика менструальных кровотечений скрывается за маской благочестия, которое основано на дохристианских учениях.

Современный Патриарх Павел Сербский тоже высказал свое мнение по этому поводу – он против того, чтобы наделять женщину в период менструации статусом «нечистая» или «грешная». На его взгляд, эти процессы организма не лишают христианку возможности проходить обряды исповедования или причащения.

Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой. Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов.

Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении».

Если брать во внимание все вышесказанное, то сложно найти однозначный ответ, допустимо ли женщине приходить в церковь в период менструальных выделений. Ответа на этот вопрос нет и в Библии. Решить, что же делать в этот период, поможет священный отец, который придерживается той или другой позиции.

Некоторые служители церкви допускают возможность женщине с менструальными кровотечениями посещать церковь, но ставят запрет на ее прикосновения к иконам и на то, чтобы они ставили свечи. Допустимо только помолиться, а затем нужно покинуть храм.

Также возникают ситуации, когда на первое место выступает желание помочь человеку – к примеру, если женщина, которая тяжело болеет и у нее в это время наблюдается кровотечения, чувствует, что она скоро покинет этот мир и хочет пройти обряд исповедования и причащения. При таком положении вещей священнослужитель позволяет женщине посетить церковь, несмотря на то, что она «нечистая».

Можно ли в церковь с месячными — разрешено ли ходить was last modified: 23 апреля, 2019 by Bogolub Читайте далее:

  • Как правильно ставить свечи в церкви — куда, что говорить… В церкви также можно ставить свечи и за здравие. Как это сделать? Войдя в храм, каждый посетитель сразу видит … Просьба передать свечку тоже неуместна. Во время службы бывают такие моменты, когда запрещено ходить и возжигать свечи. Если незнаком порядок богослужения, то лучше подождать его…
  • Как правильно исповедаться в церкви Многие христиане не знают как правильно исповедоваться в церкви и что стоит говорить … Во время индивидуальной исповеди не нужно забывать и о тех грехах … Исповедаться можно во время любого Богослужения, а вот ко второму таинству нужно подготавливаться намного серьезнее, так как правильно…
  • Поминки на 9 дней после смерти — правила проведения Первые поминки, которые проводятся после захоронения человека, являются именно на девятый день после смерти. Именно в этот период со дня смерти душа усопшего, в сопровождении ангелов, ходит по раю и видит все блага и радости святых отцов. После чего именно на 9-тый день ангелы возносят душу к престолу…
  • Как правильно причаститься и исповедаться в церкви Во время Тайной вечери Христос впервые причастил своих учеников, предложим им хлеб и вино. … Во время нее надо будет назвать свое имя. После этого взять благословение у батюшки … Можно прочесть их в церкви до того, как исповедаться. После канонов следуют молитвы, их можно прочесть и утром…
  • Правила поведения в церкви — как правильно вести себя… К тому же в церковь часто ходят люди со слабым здоровьем, дети — у … Раньше мужчины и женщины стояли во время службы отдельно, сейчас такого правила нет. … Находясь в церкви, можно беседовать со священником о приходских делах. Если дело серьезное, вас могут пригласить в кабинет. Духовные же…

Почему нельзя в церковь с месячными?

  • Вопрос читателя:
  • Почему в церковь нельзя с месячными?
  • Ответ:

Как православной христианке вести себя во время менструаций? Можно ли считать женщину «нечистой» в эти дни? Может ли женщина в этом состоянии приходить в храм, прикладываться к святыням, приступать к Таинствам?

Ответ дает решение Архиерейского Совещания Русской Православной Церкви, проходившего в феврале 2015 года. «Каноны запрещают причащаться в состоянии женской нечистоты (2-е правило святого Дионисия Александрийского, 7-е правило Тимофея Александрийского).

Исключение может быть сделано в случае смертной опасности, а также когда кровотечение продолжается длительное время в связи с хроническим или острым заболеванием», — говорится в документе «Об участии верных в Евхаристии». Таким образом, главное ограничение, которое накладывает период менструации на православную женщину — невозможность приступить к Причастию.

Все остальное — приходить в храм, прикладываться к иконам и мощам, пить святую воду, вкушать просфору — можно.

Почему же нельзя причащаться? Дело в том, что, согласно церковной традиции, при кровотечении вообще никому нельзя причащаться, мужчинам тоже.

Подробнее об этом здесь: Можно ли причащаться во время месячных?

Некоторые священники более радикальны в этом вопросе и приводят аргументы, почему нельзя в церковь с месячными. Так, до сих пор популярна «Настольная книга священнослужителя», написанная более 100 лет назад. Ее автор, протоиерей Сергий Булгаков, в частности, пишет, что «церковные правила» запрещают женщинам во время менструации не только причащаться, но и приходить в храм.

Чтобы разобраться в сути вопроса и в том, почему возникают разные мнения на этот счет, обратимся к истории. В ветхозаветной книге Левит написано о ритуальных ограничениях для женщин во время менструации (Лев. 15:19-33).

Согласно этой книге, не только сама женщина в период месячного очищения считается нечистой, но и любой человек, коснувшийся ее (Левит 15:24). При этом подобный взгляд был в древнем мире довольно распространен.

Языческие культы также включали подобные запреты, связанные с заботой о «ритуальной чистоте».

Проповедь Иисуса Христа изменила ветхозаветные представления о благочестии. Спаситель сказал, что лишь злые помыслы и грехи оскверняют нас (Мк. 7:15).

Таким образом, категории «чистоты» и «нечистоты» обрели не физический, а духовный смысл.

Кроме того, Христос беседовал с самарянкой, что среди иудеев того времени считалось «оскверняющим», исцелил крoвоточивую женщину и даже хвалил ее веру (Мф, 2:20-22).

Вопрос о том, почему нельзя в церковь с месячными, мы попросили прокомментировать священников Максима Бражникова и Виктора Никишова.

«В христианстве нет понятия «ритуальной нечистоты», отделяющей человека от Бога. Человека от Бога отделяют грехи, — поясняет иерей Максим Бражников, пресс-секретарь Орской епархии, настоятель Казанского прихода города Орска. — А в менструациях ничего греховного нет, поэтому давление на женщин в связи с этой темой необоснованно.

Есть много версий относительно происхождения этого предубеждения, и одна из распространенных — что в древности не было надежных гигиенических средств, поэтому женин просили не приходить в храм во время месячного очищения, чтобы не проливалась кровь (есть правило, запрещающее проливать кровь в храме, ибо там совершается Бескровная жертва). Не стоит предавать этому периоду чрезмерного значения. С другой стороны, есть канонические правила, в которых говорится, что женщины в таком состоянии не должны приступать к Причастию Святых Христовых Таин (кроме случаев смертельной опасности). Но нет оснований для запрета приходить в храм и прикладываться к святыням».

«Уже во времена раннего христианства люди понимали, что Господь изменил отношение к «нечистоте», не осудив кровоточивую, прикоснувшуюся к Нему, — подчеркивает руководитель отдела по работе с молодёжью Могилевской епархии, клирик Преображенского кафедрального собора города Могилева иерей Виктор Никишов. — Позднее у христиан появился вопрос о нахождении в Храме во время «очистительных женских дней». И в середине III века ответ на него дал священномученик Климент Римский в сочинении «Апостольские постановления»:

«Если же кто наблюдает и исполняет обряды иудейские относительно извержения семени, течения семени, соитий законных, те пусть скажут нам, перестают ли они в те часы и дни, когда подвергаются чему-либо такому, молиться, или касаться Библии, или причащаться Евхаристии? Если скажут, что перестают, то явно, что они не имеют в себе Духа Святого, Который всегда пребывает с верующими… В самом деле, если ты, женщина, думаешь, что в продолжение семи дней, когда у тебя месячное, не имеешь в себе Духа Святого; то следует, если скончаешься внезапно, то отойдешь не имеющей в себе Духа Святого и дерзновения и надежды на Бога. Но Дух Святой, конечно, присущ тебе… Ибо ни законное совокупление, ни роды, ни течение крови, ни течение семени во сне не могут осквернить естество человека или отлучить от него Духа Святого, от одно нечестие и беззаконная деятельность.

Итак, женщина, если ты, как ты говоришь, во дни очищения месячного не имеешь в себе Духа Святого, то должна быть наполнена духом нечистым. Ибо, когда ты не молишься и не читаешь Библии, то невольно призываешь его к себе…

Поэтому, воздерживайся, женщина, от пустых речей и всегда помни о Сотворившем тебя, и молись ему… ничего не наблюдая — ни естественного очищения, ни законного совокупления, ни родов, ни выкидышей, ни порока телесного. Наблюдения эти пустые и не имеющие смысла изобретения людей глупых.

…Брак почтен и честен, и рождение детей чисто… и естественное очищение не мерзко перед Богом, Который премудро устроил, чтобы оно бывало у женщин… Но и по Евангелию, когда кровоточивая прикоснулась к спасительному краю одежды Господа, чтобы выздороветь, Господь не укорил ее, но сказал: вера твоя спасла тебя».

В VI веке на этот вопрос отвечает святитель Григорий Двоеслов: «Не следует запрещать женщине во время месячных входить в церковь, ибо нельзя ей ставить в вину то, что дано от природы, и от чего женщина страдает помимо своей воли.

Ведь мы знаем, что женщина, страдающая кровотечением, подошла сзади к Господу и прикоснулась к краю одежды Его, и немедленно недуг оставил ее.

Почему же, если она с кровотечением могла коснуться одежды Господа и получить исцеление, женщина во время месячных не может войти в церковь Господню?»

В том же ключе на этот вопрос отвечает наш современник Патриарх Сербский Павел (1914-2009), который написал статью «Может ли женщина приходить в храм на молитву, целовать иконы и причащаться, когда она «нечиста» (во время месячных)»? Святейший Патриарх пишет: «Месячное очищение женщины не делает ее ритуально, молитвенно нечистой.

Эта нечистота только физическая, телесная, равно как и выделения из других органов.

Кроме того, поскольку современные гигиенические средства могут эффективно воспрепятствовать тому, чтобы случайным истечением крови сделать храм нечистым… мы считаем, что и с этой стороны нет сомнения, что женщина во время месячного очищения, с необходимой осторожностью и предприняв гигиенические меры, может приходить в церковь, целовать иконы, принимать антидор и освященную воду, равно как и участвовать в пении. Причаститься в этом состоянии или некрещеная – креститься, она бы не могла. Но в смертельной болезни может и причаститься, и креститься». Исходя из сказанного мы понимаем, что женщина может приходить в Храм в любое время».

Редакция журнала «Фома»

Вопрос читателя:

Можно ли родной маме присутствовать на крещении, если начнутся дни очищения?

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Можно ли маме быть на крестинах во время месячных?В настоящее время женщины присутствуют в храме в дни месячных. Так что присутствие матери при крещении ребенка допустимо.

Другое дело, что молитва матери (Церковными правилами женщине в послеродовой период предписывается не входить в храм до сорокового дня, когда над ней и должна читаться разрешительная молитва. Если же мать и после 40 дней ни разу не была в храме, то разрешительная молитва совмещается с Крещением младенца.) читается после времени послеродового очищения и нелогично читать эту молитву во время месячных.

Но молитва воцерковления не обязательно должна быть прочитана сразу же после крещения ребенка, так что прямой взаимосвязи между месячными и присутствием на крещении нет. Храни Вас Бог!

Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

На заставке фрагмент фото marcuswildelau