Методики логопеда

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребёнком буквы и он станет грамотно писать и читать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьёзных затруднений у дошкольников при обучении грамоте. В чем же их причины?

Основные причины подобного явления – нарушение фонематического восприятия, дефекты произношения, а также несформированность навыков звукового анализа и синтеза.

Для того, чтобы грамотно писать, ребёнку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определённой последовательности.

Навык чтения формируется у ребёнка только после овладения слиянием звуков речи в слоги и слова.

Таким образом, если мы хотим, чтобы ребёнок усвоил письменную речь (чтение и письмо) быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует обучить его звуковому анализу и синтезу. В свою очередь, звуковой анализ и синтез должны базироваться на устойчивом фонематическом восприятии каждого звука родного языка.

Фонематическим восприятием или фонематическим слухом, принято называть способность воспринимать и различать звуки речи (фонемы). Эта способность формируется у детей постепенно, в процессе естественного развития.

Что же такое звуковой анализ?

Под звуковым анализом понимается:

  • определение порядка слогов и звуков в слове,
  • установление различительной роли звука,
  • выделение основных, качественных характеристик звука.

Можно обобщённо сформулировать разницу между фонематическим восприятием и звуковым анализом (при норме речевого развития ребёнка):

  • фонематическое восприятие не требует специального обучения, а звуковой анализ требует;
  • фонематическое восприятие – первая ступень в поступательном движении к овладению грамотой, звуковой анализ – вторая;
  • фонематическое восприятие формируется в период от года до четырёх лет, звуковой анализ – в более позднем возрасте;
  • фонематическое восприятие – способность различать особенности и порядок звуков, чтобы воспроизвести их устно, звуковой анализ – способность различать то же самое, чтобы воспроизвести звуки в письменной форме.

В поступательном развитии фонематического восприятия ребёнок начинает со слуховой дифференцировки далеких звуков (например, гласных – согласных), затем переходит к различению тончайших нюансов звуков (звонких – глухих или мягких – твёрдых согласных). Сходство артикуляции последних побуждает ребёнка «заострить» слуховое восприятие и «руководствоваться слухом и только слухом». Таким образом, ребёнок начинает с акустической дифференцировки звуков, затем включается артикуляция и, наконец, процесс дифференцировки согласных завершается акустическим различением.

Одновременно с развитием фонематического восприятия происходит интенсивное развитие словаря и овладение произношением. Чёткие фонематические представления о звуке возможны только при правильном его произнесении.

Только при чётком, правильном произношении возможно обеспечить однозначную связь между звуком и соответствующей буквой. Заучивание букв, когда их названия воспроизводятся неправильно (вместо Ш – С, вместо Р – Л и т. п.), способствует закреплению у малыша существующих дефектов речи, а также тормозит усвоение им письменной речи. Совершенно естественно, что занимаясь со взрослыми чтением или письмом, такой ребёнок будет постоянно испытывать досаду, раздражение, неудовольствие.

Итак, необходимыми предпосылками для обучения грамоте дошкольника являются: сформированное фонематическое восприятие, правильное произношение всех звуков родного языка, а также наличие элементарных навыков звукового анализа. Все названные процессы взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Самые распространенные ошибки, допускаемые взрослыми при обучении детей чтению в домашних условиях

1. В основе обучения чтению – не буква, а ЗВУК. Прежде чем показать ребёнку новую букву, например М, следует научить его слышать звук в слогах, словах.

На протяжении всего периода обучения дома нужно называть и звуки, и соответствующие им буквы одинаково – то есть так, как звучит ЗВУК. Возьмем, к примеру, звук . Мы произносим его отрывисто: М! И букву М необходимо называть также: М! Ни в коем случае не ЭМ! Говоря ЭМ, мы произносим два звука – и . Это обстоятельство только дезориентирует детей.

И ещё, уважаемые взрослые, не смешивайте, пожалуйста, понятия ЗВУК и БУКВА, когда учите ребёнка читать. БУКВЫ мы видим, пишем и читаем, а ЗВУКИ – слышим и произносим!

2. Вторая грубая ошибка заключается в обучении побуквенному чтению, то есть ребёнок сначала называет буквы слога: М! А! – и только после этого читает сам слог: МА. Этот навык неправильного чтения стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). И пусть в начале обучения ребёнок сколь угодно долго читает (тянет) первую букву слога, пока не сообразит, какая буква следующая: МММА. (Одновременно ребёнок переводит указочку или пальчик с буквы на букву).

Памятка для родителей.

1. Если ребёнок затрудняется разделить слово на слоги, можно положить ладонь под подбородок и произнести слово отчетливо. При произнесении гласных звуков нижняя челюсть будет двигаться вниз, а вместе с ней и ладонь. По количеству движений ребёнок сможет определить, сколько в слове гласных звуков. Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

2. Чтобы определить, на какой гласный звук падает ударение, можно предложить ребёнку при произнесении слова по слогам топнуть на ударный слог ногой или стукнуть кулаком по столу, при этом гласный тянуть.

3. Определить позицию звука в слове: в начале, в середине или в конце слова.

Схема:

(В начале слова – это первый звук, в конце слова – это последний звук, в середине слова – это все звуки в слове, кроме первого и последнего).

4. Учим условные обозначения звуков : Р У К И

— схема слова

— слоги

— гласный звук

— согласный, твердый звук

— согласный, мягкий звук

5. Чтобы определить, звонкий согласный или глухой, предложите ребёнку приложить ладонь к горлышку (если горлышко «дрожит», «гудит» – звонкий, нет — глухой).

6. Почти все согласные звуки имеют пары по твёрдости – мягкости:

Б – Бь, В – Вь, Г – Гь, Д – Дь, З – Зь, К – Кь, Л – Ль, М – Мь, Н – Нь, П – Пь, Р – Рь, С – Сь, Т – Ть, Ф – Фь, Х – Хь

Сравните: был – бил

угол – уголь

мышка — мишка

7. Последующий гласный звук может помочь определить мягкость или твёрдость предыдущего согласного:

А, О, У, Ы, Э – обозначают твёрдость согласных звуков;

Я, Е, Е, Ю, И – обозначают мягкость согласных звуков.

Сравните: лак (для волос) – звуки Л, А, К;

ляг (на кровать) – звуки Ль, А, К.

Школьный логопед — Фисенко Елена Федоровна

Стаж работы — 30 лет

Личный сайт —

График работы

План работы школьного логопеда

Задачи логопедического пункта в школе

Советы логопеда

Артикуляционная гимнастика. Игровые упражнения

Требования начальной школы к речевому развитию детей

Дисграфия

Родителям о развитии речи ребёнка

Необходимо обратить особое внимание на:

Состояние звукопроизношения.

Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки

Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы

Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь — дождик), словоизменение (стул — стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод…

Состояние словарного запаса

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный — весёлый, молодой — старый, высоко — низко, бежать — стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова — действия, слова — признаки.

Состояние связной речи.

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок

На что ещё обратить внимание:

Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).

Состояние пространственных функций (умение определять «право — лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).

Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы. Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.),выделение лишнего с объяснением).

Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

И ещё кое-что….

u Испытывайте уважение к ребенку как к личности. Сохраняйте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье.

u Развивайте и поддерживайте интерес ребенка к обучению. Во время выполнения домашнего задания проводите физкультминутки, следите за осанкой ребенка.

u Поощряйте успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентируйте внимание на неудачах при обучении. Не требуйте любой ценой только высоких результатов. Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности.

u Не наказывайте ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещайте гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе). Строго придерживайтесь режима дня.

u Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой-залог успеха.

Советы логопеда

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.

2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, непременно объясните.

3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами — все это тормозит речевое развитие.

4. Своевременно устраняйте недостаток речи ребенка, указав на неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, не смейтесь над малышом, самое лучшее — тактично поправить.

5. Не оставляйте без ответа вопросы ребенка. И не забудьте проверить: «А понятен ли ему ваш ответ?» Если есть возможность, записывайте речь ребенка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.

Для отработки дикции и четкого произношения звуков,

Говори, не торопись и смотри не ошибись:

Собирала Маргарита
Маргаритки на горе.
Растеряла Маргарита
Маргаритки на траве.
Приготовила Лариса
Для Бориса суп из риса,
А Борис Ларису
Угостил Ирисом.

Петр Петрович Прыгунов

Прибыл из Перми в Ростов.

Ребёнок читает медленнее всех.

Как ему помочь?

Вот несколько симптомов, которые будут указывать на то, что у ребёнка могут быть или есть трудности в чтении. Симптомы и признаки расположены в произвольном порядке, без учёта частоты встречаемости.

1. Не любит играть со звуками и рифмовками.

2. Не правильно произносит или путает звуки в произношении.

3. Испытывает затруднения в звукобуквенном и слоговом анализе.

4. Испытывает затруднения в запоминании букв, цифр, дней неделей, дат и т.д.

5. Пропускает части слов при чтении и пытается угадать окончание слов. Может пропускать целые слова.

6. Постоянно жалуется, что трудно читать и испытывает головную боль.

7. Не любит читать вслух

8. Не испытывает интереса к тому, что читают ему взрослые.

9. Держит книгу слишком близко к глазам.

10. Немного косит.

11. Часто трёт глаза.

12. При чтении прикрывает или закрывает один глаз.

13. Поворачивает голову, блокируя тем самым работу одного глаза.

14. Пишет буквы и слова задом наперёд.

15. Пытается избежать чтения и домашних заданий.

16. Плохо пишет и обладает плохим почерком.

17. Испытывает трудности в запоминании, идентификации и воспроизведении основных геометрических фигур.

18. Быстро устаёт.

19. Делает домашнюю работу гораздо дольше.

Несколько факторов, которые могут снижать скорость чтения.

— Возможности артикуляционного аппарата (трудности произношения и трудности в артикуляционной моторики).

— Недоразвитие навыков звукового и слогового анализа. В этом случае необходима помощь логопеда.

— Нарушение зрительного и пространственного восприятия (особенно у леворуких детей) — ребенок упорно путает определенные буквы, плохо запоминает буквы.

— Нарушения зрения — часто взрослые не догадываются об этом. Проконсультируйте ребёнка у окулиста, чтобы исключить этот фактор.

— Узкое поле зрение — у любителей читать происходит расширение поля зрения, таким образом, нет необходимости останавливаться, чтобы перевести взгляд на другое слово или строчку. И наоборот люди, которые мало уделяют внимание чтению, не развивают возможность увидеть целую строчку, а могут разглядеть всего несколько слов.

— Регрессии. Это возвратные движения глаз с целью повторного чтения уже прочитанного. Когда смысл прочитанного предложения остаётся не понятным, мы возвращаемся к фразе ещё раз. Но возвратные движения глаз не всегда попадают туда, где произошла заминка. При медленном чтении, регрессии довольно часты. И частые возвратные движения глаз влияют на скорость чтения.

-Дополнительные факторы, которые влияют на скорость — это словарный запас читающего. Чем ниже словарный запас, тем больше слов не понятно в тексте и для того чтобы уловить смысл надо разгадать как можно больше значений слов.

-Скорость чтения может зависеть от интереса ребёнка к материалу. Не нагружайте его сложной, не подходящей по возрасту литературой.

-Незрелость нервной системы, повышенная утомляемость, не сформированное внимание. В этом случае надо понять, что читать быстрее в настоящее время он не может, скорость чтения увеличится вместе с созреванием и укреплением нервной системы ребёнка.

-Нежелание ребёнка читать — взрослым требуется задуматься, а всё ли мы правильно делаем.

Виды трудностей при обучении чтению и их возможные причины

Как помочь?

  • Человек запоминает не то что постоянно перед глазами, а то, что мелькает. Для освоения каких-то умений, более эффективны будут не длительные упражнения, а короткие. И чем чаще они будут проводиться, тем лучше.

  • Гораздо лучше читать несколько раз в день, но по 5-7 минут, и ещё и пред сном.

  • Чтение нужно контролировать и слушать, чтобы исправлять ошибки. Постарайтесь заинтересовать ребёнка в значении незнакомых ему слов.

  • Развитие чтения тормозится из-за слабой оперативной памяти. Прочитав три-четыре слова, ребёнок забывает первое и не может понять смысла предложения. Развивайте оперативную память ребёнка при помощи специальных упражнений.

  • Не избегайте заданий на зрительную концентрацию, внимание и память(упр. «Найди отличие?», «Чего не стало?», «Что изменилось?). Чаще разгадывайте с ним ребусы кроссворды, шарады.

  • Расширяйте периферийное зрение ребёнка, которое поможет увеличить количество видимого текста, а, следовательно, ускорить процесс чтения (таблицы Шульте).

  • Если проблема у ребёнка в трудностях артикуляции звуков, то обязательно проводите перед чтением артикуляционную гимнастику, чтобы разогреть речевой аппарат.

  • Используйте приём параллельного чтения. Читайте то медленно, то быстро. Ребенок, читая вслед за вами, будет наращивать скорость чтения.

  • Не надо проверять медленно читающего ребёнка на скорость чтения. У ребёнка может развиться невроз, а в дальнейшем и отказ от чтения. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения. Поэтому, если хотите провести проверку на скорость чтения, то сделать это как можно более не заметней для вашего ребенка.

  • Хвалите ребёнка за каждый успех, он должен чувствовать, что у него получается. Как можно меньше критикуйте.

Елена Шадрина
Технологии и методики практической профессиональной деятельности учителя-логопеда

Технологии и методики, применяемые в практической профессиональной деятельности учителя — логопеда

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения детей с особыми образовательными потребностями на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

В системе современного образования логопеду необходимо постоянно самосовершенствоваться, изучать и применять в своей практической профессиональной деятельности помимо традиционных коррекционных методик, современные инновационные коррекционные технологии и методики.

Работая логопедом на дошкольном логопункте, я применяю в работе с детьми различные методики и технологии. При диагностике и коррекции звукопроизношения предпочтение отдаю традиционным и проверенным временем методикам и технологиям известных педагогов, логопедов и дефектологов.

ТЕХНОЛОГИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

Цель логопедического обследования — выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера, глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определение маршрута индивидуального развития.

Для обследования звукопроизношения использую методику Г. А. Волковой «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи».

Также активно использую методы логопедического обследования детей, рекомендованные Г. В. Чиркиной.

ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

Работу по коррекции звукопроизношения осуществляю на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

.В ходе индивидуальных занятий мною решаются следующие задачи:

• уточнение произношения звуков;

• постановка и закрепление отсутствующих звуков;

• развитие фонематического восприятия;

• преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;

• закрепление изученных лексико – грамматических конструкций.

При коррекции недостатков звукопроизношения использую методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой, С. Н. Шаховской, Т. А. Ткаченко.

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

Одним из компонентов логопедического занятия является дыхательная гимнастика. Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей логопатов независимо от вида их речевого дефекта.

Детям с нарушениями речи требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. При формировании речевого дыхания использую методики Л. И. Беляковой и А. Н. Стрельниковой. Применение данных технологий позволяет детям с заиканием усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интонационную выразительность речи в целом, способствуют правильному программированию речевого высказывания.

ТЕХНОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

При работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, применяю различные приёмы логопедического массажа.

Дифференцированный логопедический массаж – часть комплексной медико — психолого – педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж использую при работе с детьми с дислалией, дизартрией, заиканием. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективного логопедического воздействия.

Логопедический массаж провожу по авторской методике Е. А. Дьяковой.

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ.

Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи.

Работу по развитию и обогащению словарного запаса провожу как на индивидуальном, так и на групповом занятии.

Цель реализации технологий: формирование и коррекция лексико-грамматической стороны речи дошкольников.

Задачи:

• Формирование речевой активности.

• Расширение пассивного и активного словаря.

• Формирование навыков словоизменения.

• Формирование навыков словообразования.

• Формирование навыка употребления простых и сложных предложений.

В работе использую программы и методические рекомендации Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Н. С. Жуковой, Т. А. Ткаченко, Н. В. Нищевой.

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.

У детей с нарушениями речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченный словарный запас, многократное использование одних и тех же слов в различных значениях делает речь детей бедной и стереотипной.

Формирование связной речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционных мероприятий.

В работе по развитию связной речи использую приёмы, рекомендованные Л. Н. Ефименковой.

При обучению рассказыванию опираюсь на систему работы В. П. Глухова и на рекомендованные им методы:

— составление высказываний по наглядному восприятию;

— воспроизведение прослушанного текста;

— составление рассказа – описания;

— рассказывание с элементами творчества.

Также использую оригинальную и эффективную систему работы развития связной речи, разработанную Т. А. Ткаченко.

Её технологию моделирования и проигрывания сказок использую на индивидуальных логопедических занятиях.

Активно внедряю предложенные ею схемы и модели для обучения детей составлению описательных рассказов.

На индивидуальных занятиях использую технологию формирования слоговой структуры слова, предложенную Т. А. Ткаченко.

Изучая различные методики и технологии развития связной речи, мною была разработана и написана авторская программа по развитию речи детей дошкольного возраста «Речецветик», рассчитанная на 4 года обучения.

В практической работе с детьми активно использую следующие технологии:

— Технология проблемного обучения.

Создаю проблемные ситуаций с целью активизации самостоятельной деятельности воспитанников.

— Технология развивающего обучения.

Ориентирую образовательный процесс на потенциальные возможности детей. Активизирую взаимодействие воспитанников с окружающей средой как самостоятельных субъектов на всех этапах деятельности.

— Технология сотрудничества.

Совместно с детьми вырабатываем содержание занятий, даём оценку, находимся в состоянии сотрудничества, сотворчества.

— Технология дифференцированного обучения.

При работе учитываю типологические особенности детей (аудиалы, визуалы, кинестеты) и уровень их речевого развития.

— Игровые технологии.

Во время образовательного процесса проигрываем сюжеты реальных жизненных ситуаций, придумываем и восстанавливаем сказочные сюжеты и истории.

Для большей эффективности коррекционно-развивающего процесса активно внедряю в свою работу нетрадиционные и инновационные технологии.

Эти технологии нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых технологий и привносят в них новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных функций и их активизации.

АРТ — ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

(Здоровьесберегающие технологии)

Арт-терапия в детском саду – это путь к психологическому здоровью ребенка.

Цели арт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а также между ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Виды арт-терапии:

Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный на эмоциональном восприятии музыки.

Коррекционные задачи музыкотерапии:

• нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализация биоритма;

• стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций) ;

• улучшение общего состояния детей;

• улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность) ;

• коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;

• стимуляции речевой функции;

• нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации) ;

• формирование навыков словообразования;

• формирование слоговой структуры слова.

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа использую произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Музыкальное сопровождение использую во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики.

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром.

Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи,включение элементов сказкотерапии позволяет решать следующие задачи:

• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;

• совершенствование лексико — грамматических средств языка;

• совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

• развитие диалогической и монологической речи;

• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

• создание на занятии благоприятной атмосферы, улучшение психоэмоционального состояния детей;

• приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Сказкотерапия развивает в детях активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, связную речь. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся открытыми к восприятию действительности, проявляют заинтересованность в выполнении различных заданий.

Куклотерапия –использование в качестве основного приёма психокоррекционного воздействия куклы, как промежуточного объекта взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель куклотерапии – помочь сгладить переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, повысить самосознание, разрешить конфликтные ситуации в коллективной деятельности.

Изо-терапия

Техники изо-терапии,используемые для развития речи:

• пальцевая живопись;

• рисование на стекле;

• рисование на манке;

• рисование ладонями.

Пескотерапия — метод терапии, способствующий более качественной коррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует:

• совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства;

• обогащению словарного запаса;

• развитию связной речи;

• побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания;

• развитию фантазии и образного мышления.

Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритма с помощью специально подобранного цвета.

Цветотерапия способствует

• улучшению психологического микроклимата в детском коллективе;

• стимуляции интеллектуального и эмоционального развития дошкольников;

• приобретению детьми навыков психофизической релаксации.

Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает в развитии:

• связной речи;

• ассоциативного мышления;

• зрительной и слуховой памяти;

• зрительного и слухового внимания;

• воображения;

• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

Телесноориентированные техники

Обращая внимание на развитие двигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психических свойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитие его характера, способностей и конечно же речи.

• биоэнергопластика – соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;

• упражнения для релаксации – способствуют расслаблению, самонаблюдению, воспоминаниям событий и ощущений и являются единым процессом;

• дыхательные упражнения – улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие.

Упражнения позволяют повышать стрессоустойчивость, улучшать мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, улучшают как настроение, так и самочувствие выполняющего их человека.

Логоритмика — это система музыкально-двигательных речедвигательных и музыкально-речевых игр и упражнений, осуществляемых в целях логопедической коррекции.

Пальцевый массаж

• прищепочный массаж;

• массаж орехами, каштанами;

• массаж шестигранными карандашами;

• массаж чётками;

• массаж травяными мешочками;

• массаж камнями;

• массаж приборами Су-Джок терапии;

• массаж специальными сенсорными мячами, кольцами, валиками.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В своей работе использую информационно — коммуникативные технологии.

Для закрепления лексического материала, а также для автоматизации звуков использую компьютерные игры, видеопризентации и видеоуроки.

Возможность использования ИТ в логопедии:

• повышает мотивацию к логопедическим занятиям;

• расширяет сюжетное наполнение традиционной игровой деятельности;

• даёт возможность быстрого создания собственного и дидактического материала;

• визуализирует акустические компоненты речи;

• расширяет спектр невербальных заданий;

• обеспечивает незаметный для ребёнка переход от игровой деятельности к учебной;

•предоставляет значительные возможности в развитии ВПФ: схематизации, символизации мышления; формировании планирующей функции мышления и речи;

• за счёт повышенного эмоционального тонуса осуществляет более быстрый перевод изучаемого материала в долговременную память.

Использование всех вышеперечисленных технологий приводит к повышению эффективности коррекционной работы.

Считаю, что в работе учителя-логопеда важно сохранить как традиционные подходы, так и развивать новые направления логопедической теории и практики, а также помнить, что любая инновация хороша не сама по себе, а как средство, метод, служащий определенной цели. В этом отношении очень важны этапы ее освоения и распространения, которые как раз и показывают необходимость и действенность новой технологии.

Пройдя проверку временем, в логопедической практике останутся самые эффективные и доступные для применения методики и технологии.

Добро пожаловать

на персональный сайт учителя-логопеда:

Котяшовой Ирины Станиславовны

Родителям каждого ребенка хочется, чтобы он умел хорошо выражать свои мысли и не испытывал трудностей при общении с окружающими.

Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет внимание окружающих, родителей, родственников, друзей.

Cайт создан

для родителей: Вы сможете разобраться, нужен ли вашему ребенку логопед, что Ваш малыш, к своему возрасту должен уметь делать, говорить, а также задать наиболее волнующие Вас вопросы, на который получите квалифицированные ответы специалиста, как с логопедической,
так и с психологической точки зрения;

для молодых специалистов: Сайт содержит материалы системы коррекционного обучения: примерные перспективные, календарные планы, связь со специалистами и многую другую полезную информацию так необходимую в работе для начинающих специалистов;

для студентов: Вы сможете найти необходимую практическую и теоретическую информацию для курсовых, дипломных проектов, требования к содержанию и офрмлению научных работ.

Новости форума

На форуме проводят консультацию специалисты:

— по раннему развитию детей,
— логопед,
— психолог,
— массажист,

-дефектолог.

Добавлены новые сообщения:

— Рекомендации для родителей в работе с детьми дома. Для детей 3 – 4 лет, 5-6 лет, 6-7 лет.

— Автоматизация и дифференциация всех групп звуков.

— Новые дидактические игры и материалы

— Инновационный методики раннего развития детей.

Многие, наиболее полезные и интересные темы на форуме закрыты для гостей, чтобы их увидеть, и свободно общаться на форуме, Вам необходимо зарегистрироваться.
Это даст Вам возможность активно участвовать в обсуждении тем форума и создавать новые интересные для Вас темы. При возникновении вопросов Вы можете обратиться к администратору форума.

Наш форум

Чтение – одна из сложных и значимых форм речевой деятельности человека, которая выполняет психологические и социальные функции. В настоящее время чтение рассматривается как одна из высших интеллектуальных функций, как целенаправленная деятельность, которая может изменять взгляды, углублять понимание, воссоздавать опыт, влиять на поведение, совершенствовать личность. В акте чтения принимают участие зрительный, речедвигательный, речеслуховой анализаторы. В основе этого процесса, по словам Б. Г. Ананьева, лежат «сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и временных связей двух сигнальных систем» . Чтение начинается со зрительного восприятия, различения и узнавания букв. На этой основе происходит соотнесение букв с соответствующими звуками и осуществляется воспроизведение звукопроизносительного образа слова, его прочитывание. И наконец, вследствие соотнесения звуковой формы слова с его значением осуществляется понимание читаемого. Таким образом, в процессе чтения можно условно выделить две стороны: техническую (соотнесение зрительного образа написанного слова с его произношением) и смысловую, формирование которой является основной целью обучения чтению дошкольников и младших школьников.

Чтение взрослого человека – это сформировавшееся действие, навык. Как всякий навык, чтение в процессе своего формирования проходит ряд этапов, качественно своеобразных ступеней. Каждый из этих этапов тесно связан с предыдущим и последующим, постепенно переходит из одного качества в другое. Формирование навыка чтения осуществляется в процессе длительного и целенаправленного обучения. Советский психолог Т. Г. Егоров выделяет следующие четыре ступени формирования навыка чтения: 1) овладение звуко-буквенными обозначениями, 2) послоговое чтение, 3) ступень становления синтетических приемов чтения, 4) ступень синтетического чтения. Каждая из них характеризуется своеобразием, качественными особенностями, определенной психологической структурой, своими трудностями, задачами и приемами овладения.

Таким образом, чтение является сложной аналитико-синтетической деятельностью. Для успешного формирования навыка чтения необходима сохранность и достаточное развитие таких высших психических функций, как смысловое восприятие и внимание, память и мышление.

Одной из характерных тенденций развития современного образования в нашей стране является снижение возраста обучения детей чтению и письму. Это относится не только к семье, стремящейся научить ребенка читать как можно раньше, но и к детскому саду, где содержание занятий по развитию речи в последние годы значительно изменилось. От воспитателя ДОУ теперь требуется не только заложить у ребёнка основы фонемного анализа и синтеза, необходимого для дальнейшего обучения ребёнка грамоте, но и непосредственно сформировать у детей подготовительной группы первичные навыки чтения. Между тем, пытаться обучать ребенка чтению в то время, когда у него для этого не подготовлена еще психика – работа сложная и довольно опасная для дальнейшего формирования у детей учебных навыков. Преждевременное обучение письменной речи неподготовленного к этому человечка может оказать на него вредное влияние, вызвав отвращение к самим процессам чтения и письма.

Дети со слабым общим развитием, рассеянным, трудно переключаемым вниманием, бедной речью, скудными интересами и неумением слушать речь окружающих, прежде обучения чтению должны пройти ряд занятий по развитию образного мышления, устной речи, формированию концентрации внимания и усидчивости.

Прежде чем ребёнок научится хорошо читать, ему необходимо овладеть умением анализировать речевой поток: делить слова на слоги и звуки. Сложный процесс усвоения звуко-буквенных обозначений начинается с познания звуковой стороны речи, с различения и выделения звуков речи. И только затем предлагаются буквы, являющиеся зрительными изображениями звуков. Учитывая эту сторону процесса овладения звуко-буквенными обозначениями, можно утверждать, что буква будет правильно и успешно усвоена, прежде всего, при следующих условиях:

а) Когда ребенок умеет четко дифференцировать звуки речи, т. е. когда у него есть четкий образ звука, не смешиваемый с другим ни артикуляторно, ни акустически. В случае, если ребёнок смешивает в речи какие-либо звуки, одна буква может соотноситься и с той, и с другой смешиваемыми фонемами, что затрудняет у ребёнка процесс перевода графического знака в фонему, а следовательно и весь процесс становления навыка чтения.
б) Когда у ребенка имеется представление об обобщенном звуке речи, о фонеме. При выделении звука в речевом потоке человек должен во всем многообразии его звучаний, изменяющемся в зависимости от положения звука в слове, уловить некоторые основные постоянные характеристики звука, независящие от его вариативных свойств. Таким образом, ребенок должен отвлечься от второстепенных свойств звука и выделить фонему. В том случае, когда процесс овладения буквой начинается с восприятия ее зрительного образа и ребёнок просто заучивает наизусть предлагаемые ему буквы и слоги, запоминание их носит механический характер, без формирования навыка аналитико-синтетического чтения. В таком случае дети в последующем с трудом овладевают умением сливать буквы и не могут читать слова со сложной структурой.

Таким образом, успешное и быстрое становление навыка чтения возможно лишь при достаточной сформированности следующих функций:

а) звукопроизносительной стороны речи (нельзя предлагать ребёнку букву, если звук, который она обозначает, отсутствует либо искажается в устной речи ребёнка);
б) фонематического восприятия (дифференциации, различения фонем) и фонемного анализа (возможности выделения звуков из потока речи), в противном случае ребёнок в последующем может смешивать и буквы, обозначающие звуки, не дифференцируемые на слух.
в) зрительного анализа и синтеза, а также зрительной памяти (способности определять сходство и различие между буквами и возможность запоминать зрительный образ буквы);
г) пространственных представлений (способности определять расположение элементов букв в пространстве и дифференцировать сходные по написанию буквы);
д) интеллектуальной (у ребёнка должен быть достаточный запас знаний и представлений об окружающем, в противном случае читаемые слова не будут вызывать у ребёнка конкретные зрительные образы и ассоциации, а навык чтения приобретёт механический характер, не сопровождаемый пониманием смысла прочитанного)

Очевидно, что прежде чем учить ребёнка читать, необходимо в достаточной степени сформировать все компоненты устной речи, а именно: научить ребёнка чётко произносить и различать на слух сходные по звучанию звуки, работать над пониманием и самостоятельным употреблением ребёнком сложных грамматических конструкций, развивать навык составления рассказов по картинкам и по представлениям. Это необходимо для дальнейшего формирования навыка осмысленного аналитико-синтетического чтения, а не механического просматривания и называния букв. Приоритетным направлением при обучении ребёнка чтению перед непосредственным предъявлением ему букв является развитие фонемного анализа и синтеза. Предлагаем несколько простых игровых приёмов, которые помогут ребёнку научиться анализировать речевой поток:

1. Путешествие

Девочка Аля отправляется в путешествие и берёт с собой только те вещи, названия которых начинается со звука . Далее ребёнку предлагаются картинки с изображениями арбуза, ананаса, астры, аиста, улитки, утюга, обруча и др. Ребёнку предлагается выбрать, что Аля возьмёт с собой в путешествие, а что оставит дома.

2. Мишутка идёт на день рождения.

Сегодня Мишутка собирается на день рождения к мышке Шпильке. Помоги мишутке выбрать подарок. Мышке нравятся подарки, которые начинаются на тот же звук, что и ее имя. Мишутка нашёл в магазине шоколадку, мармелад, шишку, шарик, печенье, пончик, ватрушку, шампиньоны, сырки, подушку, шампунь, шкафчик, шаль, одеяло, шарфик, машинку и лягушку. Как ты думаешь, какие из этих подарков понравятся Шпильке? Взрослый называет ребёнку подарки по одному, а ребёнок говорит, понравится этот подарок мышке или нет.

3. Машина выезжает из гаража…

Машина выезжает из гаража, когда «слышит» слова со звуком У. Далее ребёнку называются слова: утка, утюг, мак, нора, мука, музыка, кенгуру и др. Ребёнок катает машинку, когда слышит слова со звуком «У»

4. Полслова за вами

Предлагаем ребёнку добавить слог «ка» к произносимым взрослым словам и назвать новые слова (можно использовать мячик), например: май…(ка), лай…(ка), балет…(ка), мышь…(ка), жилет…(ка) и др.

5. В каком вагоне поедут…

Детям рассказывается сказка про страну «Сластёнию»: в страну «Сластёнию» отправляются разные животные и птицы: свинья, носорог, лиса, слон, собака, сорока, сойка, сова, ласточка, аист. А поедут звери в страну «Сластёнию» на паровозике из двух вагонов: в первом вагоне поедут животные и птицы, названия которых начинаются со звука , а во втором вагоне те – в названиях которых есть звук в середине слова. Далее детям предлагается разложить картинки с изображением животных и птиц по двум вагонам.

6. Слова рассыпались:

Перед ребёнком раскладываются картинки с изображениями мака, бака, лака, сока, быка, сома и др. Ребёнку рассказывается, что названия картинок рассыпались, вам удалось их собрать, но вы никак не можете их соединить. Далее вы называете ребёнку три звука (Б,А,К…Л,А,К) а ребёнок должен отгадать, название какой картинки вы собрали. (Если ребёнок уже знает некоторые буквы, то после того, как отгадана картинка, можно предложить ему выложить название картинки из букв разрезной азбуки)

Когда дошкольник в достаточной степени овладел навыками звукового анализа слов: научился определять первый звук слове, наличие или отсутствие какого-либо звука в словах, положение звука в слове и др., можно переходить непосредственно к изучению букв. Однако, прежде чем начать обучение, необходимо объяснить ребёнку, что такое буква. Мы напоминаем малышу, что нас окружает множество звуков. В том числе есть речевые звуки, с помощью которых мы разговариваем. Но звуки мы можем слышать только ушками и говорить с помощью губок и язычка, наши глазки в это время отдыхают и им может стать скучно. Для того, чтобы наши глазки могли тоже участвовать в речи, люди придумали буквы. Для ребёнка буква – это картинка из палочек и кружочков, которая обозначает звук. Малышу важно усвоить, что звуки мы слышим и произносим, а буквы читаем и пишем.

При изучении с ребёнком букв перед взрослым стоит две основные задачи:

  • научить ребенка узнавать и правильно называть комбинации разных элементов, обозначающих ту или иную букву;
  • научить ребенка соотносить эту комбинацию элементов со звуками речи.

Начиная изучать букву, взрослый сначала называет ребёнку несколько слов и предлагает отгадать, с какого звука они начинаются. Далее просим ребёнка рассказать, с чем у него ассоциируется этот звук (А — плачь или крик в лесу, У – гудок паровоза и др.). После того, как ребёнок расскажет свои ассоциации с данным звуком, взрослый показывает букву (в букварях, на специальных плакатах, в разрезных азбуках). Потом взрослый рисует букву на плакате и предлагает ребёнку превратить ее во что-нибудь (Б – в смешного акробата, Д – в домик), помогая ребёнку выстроить какую-либо зрительную ассоциацию с изучаемой буквой. Затем ребенок учится находить букву по заданию взрослого («Найди и покажи в этом слове букву О»), можно предложить ребёнку найти букву на каком-либо рисунке, пример рисунка приведён ниже (рисунок 1).

Рисунок 1

Не стоит предлагать ребёнку для изучения или для поиска сразу несколько букв, а также форсировать этап называния буквы самим ребёнком, в противном случае дети с трудом будут вспоминать буквы, часто ошибаться и из-за этого терять интерес к занятиям. Очень важно при обучении чтению дошкольника называть не те названия букв, которые приняты в алфавите, а твердый согласный звук, который эти буквы обозначают (не «нэ», а «н», не «эс», а «с»). Полезным для запоминания букв является выкладывание их из различных материалов: палочек, спичек, мозаики, пуговиц, горошин, камешков, моделирование буквы из пластилина или проволоки, вырезание их из бархатной бумаги, обводка и раскрашивание объемных букв, их штриховка.

Порядок изучения букв должен, прежде всего, определяться тем, насколько удобно ту или другую букву сделать исходным пунктом для ассоциационного процесса, определяющего понимание данного слова. А это зависит, в значительной степени от методики обучения чтению и творчества самого учителя. Обычно, сначала дети изучают гласные буквы А, О, У, затем добавляются наиболее «частотные согласные» М и Н. Не стоит начинать изучение букв с наименее частотных, даже если они просты в написании и выстраивании ассоциативного ряда (Х – крестик, Ч – перевёрнутый стул). Буквы, которые ребёнок усвоит первыми, должны быть простыми по начертанию. Не надо сразу предлагать малышу буквы Д, Ж, Щ, так как в них много графических элементов и 5-6 летнему ребёнку их сложно сразу запомнить. Не стоит предлагать ребёнку буквы, обозначающие звуки, которые ребёнок только недавно научился выговаривать (часто это звуки и ), возможно в речевом потоке у ребёнка они еще недостаточно автоматизировались. Не надо подряд изучать с малышом буквы, сходные по графическому начертанию (Б и В, Х и К и др.) иначе потом ребёнок будет их путать.

После того, как ребенок усвоил первые 7-8 букв и практически, незаметнопонял, что буква есть условный знак, обозначающий тот или другой звук, можно позаботиться о том, чтобы это его понимание приняло более определенную форму. Наступает период обучения ребёнка слиянию букв в слоги. Далее предлагаем несколько игровых приёмов, которые помогут ребёнку овладеть первыми элементами аналитического чтения:

1. Летит самолёт из города Амстердама в Углич:

На листе ватмана рисуем две буквы А и У, а между ними несколько петель, говорим ребёнку, что «А» и «У» – это названия городов и предлагаем ребёнку помочь пилоту прилететь из города «А» в город «У», при взлёте и в полёте пилот произносит название первого города (ребёнок протягивает гласную «а»), а, когда приземляется, называет второй город (ребёнок протягивает гласную «у») (рисунок 2).

Рисунок 2

2. Водолаз:

На катере приплыл водолаз – «буква М», она будет нырять в море за рыбками «А», «О», «У». Просим ребёнка изобразить погружение водолаза (ребёнок протягивает мммм) и рыбку, которую он поймал (ребёнок протягивает гласную). Пример картинки, предлагаемой ребёнку, приведён на рисунке 3.

Рисунок 3

Аналогичные сценарии игр: «на берегу сидит рыбак и ловит рыбок…», «грибник собирает грибы» и др.

3. Куклы подружились:

Жили были две куклы. Одну из них звали «ЛЛЛ» (ребёнок повторяет, как звали куклу), вторую «О». Куклы подружились и стали часто гулять вместе. Далее взрослый предлагает ребёнку соединить имена кукол и узнать как мамы звали их домой, когда куколки гуляли вместе (ребёнок протягивает «ЛЛЛЛО») (рисунок 4)

Рисунок 4

Таким образом, постепенно дошкольники начинают без затруднений узнавать буквы и сливать их в слоги. Наступает следующий этап обучения чтению – этап послогового чтения. На этом этапе единицей чтения становится уже не буква, а слог, отдельные слоги в процессе чтения достаточно быстро соотносятся с соответствующими звуковыми комплексами.

В настоящее время существует достаточно много методик обучения чтению (традиционные методики Д.Б. Эльконина, Л.Е. Журовой, кубики Н. А. Зайцева, двуполушарные учебники О. Л. Соболевой и др.). Однако, какую бы методику обучения чтению не выбирали воспитатели и родители, необходимо прежде всего вызвать у ребёнка интерес к чтению, воспитать культуру читателя, любовь к книге. А для этого надо больше читать ребёнку вслух, рассматривать с ним иллюстрации, пересказывать прочитанные сказки. Чтение ребёнку книг и совместное изучение произведений ребёнком и взрослым не теряет своей актуальности даже тогда, когда ребёнок научится читать достаточно бегло. Так как уже научившись читать довольно быстро, ребёнок еще не может в полной мере осознать значение всех прочитанных слов, понять подтекст произведения – мораль басни или иронию стихотворения. Воспитывая у ребёнка навык «вдумчивого читателя» необходимо не просто просить ребёнка прочитать тот или иной текст, но и спрашивать – о чем он прочитал, объяснять значение слов, непонятных малышу, а, при необходимости, еще раз прочитать ребёнку произведение вслух. Только играя с ребёнком, помогая ему, а не заставляя выполнять скучные и непонятные упражнения, можно воспитать хорошего, размышляющего и любящего книгу читателя.

Рекомендованная и использованная литература:

  1. Жукова Н. С. Букварь, М.: Эксмо,2009 – 96с.
  2. Каптерев П.Ф. «Детская и педагогическая психология», М.: МПСИ — Воронеж. Модэк, 1999 — 336 с.
  3. Лалаева Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов.- М.: Просвещение, 1983 – 136с.
  4. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка, М.-Воронеж: Модэк, 2001 – 384с.
  5. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление, М.: Юристъ, 1997. – 256 с.