Микрокосм

от греч. mikros kosmos — маленький мир) — человек как уменьшенная модель Вселенной, макрокосма. В астрологии микрокосм обозначает соответствие знаков Зодиака частям человеческого тела. Но, как правило, мистики не настаивают на «абсолютном подобии» человека Вселенной. Речь идет лишь о том, что процессы, происходящие внутри человеческого организма, аналогичны вселенским процессам и подчиняются одним и тем же законам. Концепция микрокосма известна практически во всех развитых мистических учениях и служит основой для многочисленных метафизических теорий. Наиболее развитая и самая древняя теория микрокосма принадлежит даосской натурфилософии. Именно оттуда она распространилась по всему древнему миру. Сам термин «микрокосм» появился в западной философии во времена Сократа и Платона (в V в. до н. э.), а чаще всего он встречается в учении Демокрита. Благодаря неоплатоникам, с идеей микрокосма познакомились гностики, а вслед за ними христианские схоласты, иудейские каббалисты и философы Возрождения, например, Парацельс, который отмечал, что «тело происходит из элементов, душа — из звезд, а дух — от Бога». Древние астрологи представляли Вселенную в виде большого организма, похожего на человеческое тело, разделенное на 12 частей, каждая из которых управлялась соответствующим созвездием. Согласно теории арабского астролога и врача XIII в. Виллановы, Овен управляет головой, а Телец — затылком и шеей, Близнецам подчинены руки, Раку — грудь, Льву — сердце, рот, язык и печень. Дева управляет животом и внутренностями, Весы — кожей, почками и тазом. Скорпион господствует над детородными органами, Стрелец — над бедрами и ягодицами. Под управлением Козерога находятся коленные суставы, Водолей властвует над икрами ног, а Рыбы — над ступнями. Источ.: Шейнина Е. Я. Энциклопедия символов. М., 2001; Энциклопедия мистических терминов. М., 1998.

В Викиданных есть лексема макрокосмос (L124988).

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
Им. макроко́смос макроко́смосы
Р. макроко́смоса макроко́смосов
Д. макроко́смосу макроко́смосам
В. макроко́смос макроко́смосы
Тв. макроко́смосом макроко́смосами
Пр. макроко́смосе макроко́смосах

мак-ро-ко́с-мос

Существительное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение (тип склонения 1a по классификации А. А. Зализняка).

Корень: —.

ПроизношениеПравить

  • МФА:

Семантические свойстваПравить

ЗначениеПравить

  1. филос. Вселенная, мир в целом; мир больших величин ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации).

СинонимыПравить

  1. Вселенная, макрокосм

АнтонимыПравить

  1. микрокосм, микрокосмос

ГиперонимыПравить

  1. космос

ГипонимыПравить

Родственные словаПравить

Ближайшее родство

  • существительные: макрокосм
  • прилагательные: макрокосмический

ЭтимологияПравить

Происходит от лат. macrocosmus «Вселенная», далее из др.-греч. μακρός «длинный; большой, обширный», далее из праиндоевр. *mak- «длинный» + κόσμος «украшение, наряд; порядок; мир».

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

    ПереводПравить

    Список переводов

    • Английскийen: macrocosm
    • Венгерскийhu: makrokozmosz
    • Греческийel: μακρόκοσμος м.
    • Испанскийes: macrocosmo м.
    • Итальянскийit: macrocosmo м.
    • Македонскийmk: макрокосмос м.
    • Немецкийde: Makrokosmos м.
    • Нидерландскийnl: macrokosmos
    • Польскийpl: makrokosmos
    • Румынскийro: macrocosm ср., macrocosmos ср.
    • Украинскийuk: макрокосм м.
    • Финскийfi: makrokosmos
    • Французскийfr: macrocosme м.
    • Эстонскийet: makrokosmos

    БиблиографияПравить

    • Новые слова и значения. Словарь-справочник по материалам прессы и литературы 70-х годов / Под ред. Н. З. Котеловой. — М. : Русский язык, 1984.

    Для улучшения этой статьи желательно:

    • Добавить описание морфемного состава с помощью {{морфо-ru}}
    • Добавить пример словоупотребления для значения с помощью {{пример}}
    • Добавить все семантические связи (отсутствие можно указать прочерком, а неизвестность — символом вопроса)

    МИКРОКОСМОС (от греч. mikrцs малый и k6smos – Вселенная) составные части мира. Со времени поздней античной философии (напр., у Боэция) этим понятием обозначаются также человек как отражение, зеркало, символ, центр силы и разума мира, творения (космоса), называемого уже макрокосмосом (большим миром). нем. философия, начиная с Парацельса, углубляет представление о микрокосмосе, вновь привлекая к нему внимание. В психологии под микрокосмосом человека понимают совокупность переживаний, т.е. ту часть мира, которая принадлежит лично ему и имеет структуру, соответствующую его личности и его физическому организму. Макрокосмос же является общей для живых существ областью трансцендентного по отношению к переживанию, он равнозначен физической действительности, сведения о которой мы получаем благодаря явлениям. Из макрокосмоса поступают раздражения, возбуждающие наши органы чувств. Считается, что между макрокосмосом и личными микрокосмосами, с одной стороны (существует столько же различных микрокосмосов, сколько живых существ, одаренных сознанием), и между самими микрокосмосами – с другой, существует более или менее значительное сходство, которое ведет к тому, что многие люди об одном и том же предмете могут высказываться одинаково: макрокосмическая действительность (то, что действует со стороны макрокосмоса) предстает перед человеком в предметах приблизительно одинаково, вследствие чего люди могут понимать друг друга, рассуждая о какой-либо вещи.

    МИКРОКО́СМОС И МАКРОКО́СМОС (греч. μιϰρόϰοσμος – ма­лый мир и μαϰρόϰοσμος – боль­шой мир), че­ло­век и Все­лен­ная, уче­ние о па­рал­ле­лиз­ме ко­то­рых яв­ля­ет­ся од­ной из древ­ней­ших на­тур­фи­ло­соф­ских кон­цеп­ций. Та­ко­ва кос­мо­го­нич. ми­фо­ло­ге­ма «все­лен­ско­го пра­че­ло­ве­ка» (инд. Пу­ру­ша в Ве­дах, сканд. Имир в «Эд­де», кит. Пань-гу; ср. евр. Адам Кад­мон), из пло­ти ко­то­ро­го воз­ник­ла зем­ля, из кос­тей – кам­ни, из кро­ви – ре­ки, из во­лос – де­ре­вья, из ды­ха­ния – ве­тер и т. д. В де­мифо­ло­ги­зи­ро­ван­ном ви­де ана­ло­гия М. и м. при­сут­ству­ет в на­тур­фи­ло­со­фии до­со­кра­ти­ков, осо­бен­но в тра­ди­ции кос­мо­ло­гич. био­мор­физ­ма (Анак­си­мен, Ге­рак­лит, Дио­ген Апол­ло­ний­ский), а так­же у Де­мок­ри­та, у ко­то­ро­го впер­вые встре­ча­ет­ся со­че­та­ние μιϰρòς ϰόσμος («че­ло­век – это малый мир»), за­тем в «Ти­мее» Пла­то­на и с осо­бен­ной по­сле­до­ва­тель­но­стью (вплоть до пред­став­ле­ния о ми­ро­вом «се­ме­ни») – в сто­ич. кон­цеп­ции кос­мо­са как жи­во­го ор­га­низ­ма. Один из са­мых яр­ких об­раз­цов па­рал­ле­лиз­ма М. и м. – псев­до­гип­по­кра­тов­ский трак­тат «О сед­ми­цах» (гл. 1–12), об­на­ру­жи­ваю­щий в этом от­но­ше­нии ра­зи­тель­ное сход­ст­во с пех­ле­вий­ским кос­мо­го­нич. трак­та­том «Бун­да­хишн» (9 в., ос­но­ван на ут­ра­чен­ной час­ти «Аве­сты»).