Мирской чин

При изучении истории Церкви следует быть таким же непредвзятым в сборе информации, как и при изучении мирской истории, даже если историк и понимает, что ни он, ни его мирской коллега не будут объективны в последующей интерпретации полученных данных.

С редким единодушием дерется «всем миром» за спорные покосы с соседями, стойко отстаивает интересы мира в волости, с замечательной аккуратностью делает раскладки, делит «мирской» лес, «мирские» тяготы… А в земские гласные{6} выбирает «мироеда», оставляет без призора сирот и увечных, и – что главное – оказывается совершенно несостоятельным там, где требуется не одно только математическое распределение тяготы или пользование старыми правами и угодьями по старым дедовским обычаям, а мирская инициатива, мирская предприимчивость и мирское единодушие.

Опять же, такой неудобный вопрос: как может монах Кирилл (по определению, то есть, аскет, отказавшийся от мирской жизни и мирских богатств) иметь такую недвижимость, как шикарная квартира в «Доме на набережной» (пусть даже и на мирское имя г-на Гундяева В.М.) – вопреки церковным правилам?

В этом образе утверждается мысль, что истинная праведность состоит не в отказе от мира, а в приятии мира, не в отрешении от мирских дел, а в самой активной мирской деятельности.

Настоящая жизнь, по его словам, может дать ему очень мало, так как он познал все иллюзии мирской жизни и отказался от мирских путей.

Радикальной эта противоположность становится тогда, когда аскеза действия находит свое выражение в миру, преобразуя его рационально, с целью подавить рукотворно-греховное с помощью какой-либо мирской «профессии» (мирская аскеза), а мистика, в свою очередь, находит радикальное завершение в окончательном уходе от мира (отказывающемся от мира созерцании).

Для подлинного мистика всегда остается в силе тезис тварь должна молчать, чтобы мог говорить Бог Мистик «живет» в миру и внешне «подчиняется» мирским порядкам, но лишь для того, чтобы противостоять искушению признавать за ними какое-либо значение и таким образом утверждаться в своей избранности для спасения Как мы видели на примере Лао-цзы, типическое поведение мистика выражается в специфическом смирении, в минимальной деятельности, в своего рода религиозном инкогнито в миру он доказывает свою избранность вопреки миру, вопреки собственной деятельности в миру, тогда как мирской аскет, напротив, подтверждает это своей деятельностью.

Конечно, деньги были, да лихом нажитое прочно не бывает, — что было нажито, мирской слезой облито, а мирская слеза у бога велика.

Если ахматовки разыгрывали по ее стихам, как по партитурам, свою жизнь, смешивая «творческие сны» поэта с реальностью, то анти—ахматовки приступили к ревизии ее славы, обвиняя поэта во всех мирских грехах (будто поэт – мирской человек!).

Неподобия мирские зарождаются в блудных помыслах самих человеков, с высмехом подхватываются лукавым и прячутся, как клятый клад, в огреховленных местах, откуда и насылаются на мирской люд окаянством.

Аэробаптизма — греческая традиция крещения мирянином

Крещение — единственное таинство Православной Церкви, которое может совершить не священник, а мирянин. Подобное возможно только в исключительной ситуации, когда, например, некрещенный человек, умирая, хочет стать христианином, а священнослужителя поблизости нет. В таком случае крещение может совершить православный мирянин. Для этого ему нужна вода, а также знание крещальной формулы: «Крещается раб Божий такой-то (называется имя человека) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Крещение, совершенное мирянином, признается Церковью законным. И если крещенный таким образом человек выживает, он должен обратиться к священнику. Тот уже не будет совершать таинство повторно, но восполнит его, прочтя определенные молитвы и, конечно же, совершив таинство миропомазания.

Отсутствие воды не является кардинальным препятствием для совершения крещения. Воду в экстремальной ситуации можно заменить любой приемлемой жидкостью (соком, например) или сыпучим веществом. Для этой цели вполне подойдет песок. Но как же я был удивлен, когда узнал, что в Православных Церквах греческой традиции: Константинопольской, Элладской и иных, — крещение мирянским чином может быть совершено при помощи … воздуха. Подобный обряд даже имеет собственное особое название — аэробаптизма. То есть крещение воздухом. Раньше аэробаптизма совершалась в Греции над младенцем, который находился в тяжелом состоянии здоровья. В наши дни крещение воздухом происходит почти над каждым греческим ребенком. Технически аэробаптизма выглядит так. Младенца (обычно мама) берет на руки и трижды поднимает его вверх или чуть-чуть подбрасывает. При этом она произносит упомянутую уже крещальную формулу: «Крещается раб Божий такой-то (называется имя человека) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь».

Обычно аэробаптизма совершается прямо в роддоме. Сразу после того, как младенца принесли его мамочке в палату. Как же так? — спросите вы. Получается, что реальное крещение водой в греческих храмах из-за аэробаптизма теперь не совершается? Но в том-то и особенность аэробаптизмы, что этот обряд не отменяет настоящего крещения. Аэробаптизма считается у греков формой икономии (оправданного отступления от принятой нормы по причине внешних обстоятельств). Православные греки верят, что если ребенок, над которым крещение воздухом было совершено, умирает, то считается полноценным православным христианином. Если же он выживает, то аэробаптизма никак не мешает его полноценно покрестить в церкви, где священник трижды окунет его с молитвой в святую воду.

Аэробаптизма — уникальное для православного мира явление, которое встречается только в греческих Церквях. Священноначалие и греческие богословы объясняют этот обряд как «крещение через намерение», которое Господь, как они верят, не отвергает. В качестве доказательства правоты своей позиции они приводят примеры древних мучеников, некоторые из которых не были крещены, но, обозначив только намерение стать христианином, были казнены язычниками. Совершая аэробаптизму, православные эллины тем самым обозначают опять же намерение крестить ребенка в будущем. Если он до собственно таинства не доживает, считается, что намерения достаточно, чтобы считать умершего младенца крещенным православным христианином и, соответственно, поминать его на богослужении.

Здесь мы будем выкладывать файлы pdf со службами. Страница постоянно дополняется.
Для удобства мы даем некоторые службы в двух вариантах: для чтения с экрана и для распечатки в виде брошюры. Чтобы правильно распечатать брошюру, установите на принтере двустороннюю печать.

Вы можете также подписаться на рассылку канона. Канон — это часть утрени, в нем объясняется содержание праздника. Его можно вычитывать утром в сам день праздника или накануне вечером. Мы составляем канон раз в неделю — накануне воскресных дней и больших праздников. Чтобы его получать, напишите на электронный адрес monastery.mail@gmail.com, указав в теме письма Subscribe.

Не знаете, как и зачем служить дома? Некоторые размышления об этом .

Самое простое — для начинающих

Пробуем служить вечерню (сокращенный вариант)

Службы мирским чином

Обедница

Обедница (брошюрой)

Дополнение к обеднице из воскресного октоиха

Дополнение… (брошюрой)

Вечерня

Вечерня (брошюрой)

На русском языке (пер. Амвросия Тимрота)

Малое повечерие можно служить вечером каждый день, в качестве вечернего правила.

Полунощница вседневная — тоже для ежедневного служения, например, утром.

Праздники

Канон Рождества Богородицы

Канон Воздвижения Креста с переводом сложных слов и пояснениями св. Никодима Святогорца

Канон Введения Богородицы во Храм с переводом и пояснениями

Канон Рождества Христова с переводом и объяснением св. Никодима Святогорца

Канон Крещения с переводом непонятных слов

Канон Сретения с переводом непонятных слов

Канон Благовещения с пояснениями

Канон Великой Субботы с пояснениями и тропарями св. Кассии Константинопольской

Канон Преображения с пояснениями

Службы новомученикам

Канон святителям Кириллу Казанскому и Иосифу Петроградскому

Воскресные каноны

11.10.2015 преп.Харитон исповедник