Митрополит иларион 1051

Первый русский митрополит Иларион

При Ярославе Мудром церковная организация на Руси получила законченные формы митрополии, и в 1036 году первым киевским митрополитом стал грек Феопемп, поставленный византийским патриархом Алексием Студитом. А на следующий год в Киеве был заложен великолепный собор Святой Софии – «Премудрости Божией» – главный собор православной Руси. Знаменательно, что и в Новгороде главный храм назывался так же, и в Царьграде – Константинополе церковь Святой Софии была патриаршим собором. Константинопольский патриарх считался вселенским главой православной церкви, и «из его руки» поставлялись на троны первосвященники подчиненных ему епархий.

И вдруг произошло неожиданное: в 1051 году Ярослав Мудрый поставил на митрополичий престол русского священника Илариона, настоятеля церкви Святых Апостолов, расположенной в резиденции Великого князя, в селе Берестове, под Киевом, причем Великий князь сделал это не советуясь с патриархом и без его ведома.

Иларион был знатного рода, издавна близок к семье Ярослава и более прочих священников просвещен. Летопись говорит, что был он «муж благ, и книжен, и постник».

Необыкновенная ученость и выдающиеся личные качества сделали Илариона единственным кандидатом на место митрополита. Опасаясь того, что константинопольский патриарх предпочтет ему какого-нибудь грека, Ярослав повелел собрать русских епископов, и они соборно избрали Илариона главою русской митрополии.

Илариону принадлежало много сочинений. Он был автором и «Номоканона» – свода правил церковной жизни, получившего на Руси название «Кормчей книги». Ему принадлежало «Исповедание веры», «Слово к брату-столпнику», некоторые другие произведения. Но самым выдающимся произведением, которое считается перлом всей древнейшей русской литературы, является его «Слово о Законе и Благодати», где впервые в русской богословской литературе достаточно популярно и доступно трактуется «Закон», то есть Ветхий Завет, и «Благодать» – Новый Завет. Однако Иларион не ограничивался кратким пересказом и толкованием Библии, но, выходя за ее рамки, воспевал просвещение Руси христианством и прославлял отца Ярослава – Владимира, приравненного к ученикам Христа – апостолам и канонизированного православной церковью как равноапостольного.

Кроме того, Иларион выступает в этом сочинении и как великий патриот Русской земли, которая «ведома и слышна есть всеми концы земли».

В «Слове о Законе и Благодати» он, кроме всего прочего, обращался к тем избранным, которые «преизлиха насыщьшимися сладости книжныа». Между этими избранными был и сам Ярослав – великий любитель книжной премудрости и прилежный книгочей, который, по словам летописи, «любил церковные законы и правила, сильно любил священников, а еще больше – монахов, и был очень прилежен в чтении книг, и читал их часто, и ночью и днем; и собрал множество переписчиков, которые переводили книги с греческого на славянский язык, и переписали много книг, и нашли много мудрости, которой учились многие верные люди, наслаждаясь божественным учением».

И далее летописец говорил: «Ибо велика бывает польза от книжного учения, и так как книги учат нас и указывают нам пути покаяния; в книгах мы обретаем мудрость и воздержание, и подобны они рекам, напояющим вселенную».

Иларион и сам был не только великим книжником, но и одним из первых писателей Руси, несомненно самым лучшим писателем своего времени. При таком князе и при таком главе церкви дело просвещения находилось в надежных руках.

Но Иларион пробыл митрополитом всего три года – до смерти Ярослава Владимировича, случившейся 2 февраля 1054 года.

Уже на следующий год Иларион оставил митрополичью кафедру, не переменив и в епископском чине своих привычек и образа жизни, пребывая в трудах, молитвах, посте и благочинии. Как и прежде, он оставался аскетом и подвижником. Часто уходил, как и в прежние времена, на соседнюю с Берестовым гору, где усердно молился, а иногда и оставался в выкопанной для себя пещерке. Потом на этом месте вырос Киево-Печерский монастырь – первый центр русской духовной культуры и неугасимый очаг просвещения.

Отдел второй

Состояние Русской Церкви от митрополита Илариона до избрания митрополита Климента Смолятича (1051–1147)

Вступление

Избрание Илариона на кафедру митрополии Киевской составляет весьма замечательное явление в истории Русской Церкви: здесь в первый раз митрополит русский избран и поставлен Собором русских иерархов, по воле русского «самовластца» (как называет летописец Ярослава) и из природных русских; в первый раз обнаружилась мысль, уже сознанная в России, что и наша отечественная Церковь, подобно многим другим частным Церквам, может сделаться независимою в собственном управлении, нимало не нарушая ни своего уважения к Константинопольскому патриарху, ни догматов православия, ни канонов церковных, и что рано или поздно придет для нее время такой независимости. Многознаменательное по внутреннему смыслу избрание митрополита Илариона совпадает еще с другим важнейшим событием – с основанием Киево-Печерской лавры, которая, особенно вначале, имела величайшее влияние на состояние нашей Церкви: способствовала распространению ее пределов, дала ей многих достойных иерархов, передала богослужебный и иноческий устав Студийский, послужила образцом для прочих наших обителей и содействовала вообще самым благотворным образом нравственному воспитанию народа.

В гражданском отношении вскоре после избрания митрополита Илариона в России настал так называемый период удельный, столько гибельный и для государства, и для Церкви. Дети, внуки и правнуки великого князя Ярослава I, владея по частям Русскою землею, вели между собою непрерывные войны и, проливая кровь своих подданных, в то же время православных христиан, разоряя села и города, опустошая целые области, нередко разоряли и опустошали храмы Божий, обители иноков, жилища священнослужителей. Толпы диких половцев, увлекаемые страстию к грабежам, а часто приглашаемые нашими же враждовавшими между собою князьями, равно толпы венгров, поляков и других соседей по приглашению тех же князей производили новые опустошения в странах русских и увеличивали тяжесть бедствия для сынов России и православной Церкви. Но, с другой стороны, нельзя не заметить, что удельная система имела и добрые последствия для Церкви. Князья, получая во владение определенную область, заботились каждый об утверждении в своем уделе святой веры, если она еще не была утверждена, строили многочисленные храмы, нередко весьма богатые, воздвигали монастыри, давали средства содержания духовенству, открывали иногда с соизволения церковной власти даже епископские кафедры. Таким образом, семена веры и благочестия, посеянные во дни святого Владимира и Ярослава, теперь, при ближайшем участии удельных князей, могли укорениться по всей России, в самых отдаленных уголках ее.

Наконец, если рассматривать нашу Церковь в отношении к другим Церквам, время избрания митрополита Илариона представляет ту достопримечательность, что тогда совершился в Константинополе при патриархе Михаиле Керулларии последний разрыв между христианским Востоком и Западом и Римский патриарх окончательно отделился от прочих патриархатов – православных. Это горестное событие, составляющее эпоху в церковной истории вообще, глубоко отразилось и в истории нашей Церкви. Отселе более, нежели прежде, определился у нас, как и на всем Востоке, взгляд на Западного первосвященника и всех подведомых ему христиан; отселе, с одной стороны, начался непрерывный ряд попыток римских к совращению наших предков с пути православия; отселе же, с другой стороны, пастыри нашей Церкви с удвоенным вниманием стали бодрствовать на страже православия для охранения своих духовных чад, и в самое непродолжительное время явилось у нас несколько сочинений, направленных против латинства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на Litres.ru

2 августа 2020 года, в Неделю 8-ю по Пятидесятнице, день памяти пророка Божия Илии, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, ректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме святых мучеников Михаила и Феодора Черниговских Патриаршего Черниговского подворья в Москве. В комплексе зданий подворья по благословению Святейшего Патриарха Кирилла размещается Общецерковная аспирантура и докторантура.

Владыке Илариону сослужили генеральный директор Благотворительного фонда «Познание» иеромонах Иоанн (Копейкин), сотрудники ОВЦС в священном сане.

На сугубой ектении были вознесены молитвенные прошения в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции.

После сугубой ектении митрополит Иларион вознес молитву, во время распространения вредоносного поветрия чтомую.

По окончании богослужения архипастырь обратился к верующим со словом проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В этот воскресный день мы совершаем память святого пророка Божия Илии, который прославился своими чудесами в ветхозаветные времена. О его подвигах, о его стоянии за истинную веру повествуют 3 и 4 Книги Царств. Из этих книг мы знаем, что святой пророк после многих своих подвигов и чудес, которые он совершил здесь, на земле, был чудесным образом вознесен на небо на огненной колеснице. В тот момент рядом с ним был его ученик Елисей, который видел все, что происходило и, зная о том, что его учитель скоро покинет его, Елисей просил, чтобы благодать, которая была на Илии, перешла и на него, на Елисея. И когда пророк Божий Илия был вознесен на небо, Елисей почувствовал, что эта сила перешла и к нему. Илия оставил пророку Елисею свой плащ (милоть), сбросив его ему уже с огненной колесницы.

Сегодня мы слышали в воскресном евангельском чтении о чуде, которое произошло в новозаветную эпоху, когда Господь Иисус Христос чудесным образом умножил пять хлебов и две рыбы так, что этого небольшого количества пищи хватило, чтобы накормить пять тысяч мужей, не считая женщин и детей.

От Ветхого Завета к Новому Завету протягивается эта чудесная и чудотворная нить, которая связует не только ветхозаветных пророков с Господом Иисусом Христом, но и всех нас соединяет и с Ветхим Заветом, и с Новым Заветом. Потому что вся история Церкви, которая началась в ветхозаветную эпоху и продолжается в наши дни, наполнена чудесами присутствия Божия. И когда Богу угодно, Он совершает такие чудеса и знамения, которые мы должны прочитывать как Его послания, обращенные к нам.

Эти чудеса могут быть очень разными. Совсем не всегда эти чудеса совершаются в ответ на нашу молитву. Иногда это знамения Божии, которые наступают неожиданно для нас и Господь хочет, чтобы мы, каждый для себя, истолковали их и услышали в них Его голос.

Самое главное чудо, с которого начинается христианская жизнь – чудо схождения ветхого человека в воду крещальной купели и исхождение оттуда человека обновленного, которому даровано Царствие Божие, дабы он в своей земной жизни воплощал тот Божественный идеал, который начертали сначала ветхозаветные пророки, а затем и Сам Господь Иисус Христос, Единородный Сын Божий. Вся наша христианская жизнь является реализацией того потенциала, который мы получили в крещальной купели, когда отреклись от сатаны и соединились со Христом, когда Дух Святой сошел сначала на воду, а потом и на каждого из нас, и соделал нас из ветхих новыми, обновив и даровав силы на борьбу со злом в самих себе, в окружающем нас мире и на следование за Господом Иисусом Христом.

Другое чудо, которое постоянно совершается на наших глазах, и участниками которого мы являемся всякий раз, когда этого захотим – это чудо претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. Это уже не чудесное умножение пяти хлебов и двух рыбок, но превращение в Таинстве Евхаристии освященного хлеба и вина в Тело и Кровь Христа. И мы питаемся не просто земной пищей, какой насытились пять с лишним тысяч голодных людей, когда Христос, чтобы их накормить, превратил малое количество еды в большое, – мы питаемся Самим Телом и Самой Кровью Воплотившегося Бога, соединяясь с Ним духовно и телесно через причащение Святых Христовых Таин.

Вот какие чудеса совершаются на наших глазах. Господь говорит с нами через эти чудеса, а также через весь строй церковной жизни, через евангельские чтения, которые мы слышим всякий раз, когда приходим на Божественную литургию, через молитвы, которые читаются и поются в храме, церковное пение, иконы и образы святых, которые взирают на нас со стен храмов, и через события нашей жизни, которые иногда являются грозным предзнаменованием, когда Господь хочет нас предупредить, напоминая нам о том, чего Он от нас ожидает и к чему призывает.

В течение последних месяцев мы все, каждый по-своему, переживаем то, что происходит с нами и вокруг нас. Кто-то уже перешел в мир иной, кто-то тяжело или в легкой форме переболел и выздоровел, кто-то перенес вирус, даже не заметив его, а кого-то этот вирус обошел стороной. Но каждый из нас, наверное, в эти дни не раз задумывался о ценности человеческой жизни, о том, что жизнь дана нам один раз и никто не застрахован ни от болезни, ни от внезапной смерти, ни от страданий, и что не только наша жизнь, но и жизнь наших близких находится в руках Божиих.

Проходя через этот опыт, мы должны осознавать ценность человеческой жизни – наших близких и окружающих нас людей, но при этом, не забывать о том, что и жизнь, и смерть, и здоровье, и болезнь находятся в руках Божиих. А потому с верой и упованием на волю Божию, призывая Его всесильную помощь, обращаясь в молитве к Пресвятой Богородице и святым – ветхозаветным и новозаветным, которых мы почитаем, и чью помощь призываем, будем помнить: как Господь чудесным образом вознес святого пророка Илию на огненной колеснице на небо, так и нас каждый раз Он возносит на небеса, когда мы приходим в храм Божий и причащаемся Божественного огня и Божественного света в причастии Святых и Животворящих Таин Христовых. Телом мы остаемся на земле, но духом возносимся на небеса. Телом мы продолжаем жить в земном мире, но дух наш приобщается к богатствам Царства Небесного.

Будем благодарить Бога за этот неизреченный дар, который мы получаем в причастии Святых Христовых Таин. Не станем никогда пренебрегать этим даром, стараясь как можно чаще причащаться Святых Христовых Таин, готовясь к этому событию всей нашей жизнью.

Пусть Господь хранит всех нас и наших близких от всякого зла, от всякой болезни и ведет в Царство Свое Небесное. Аминь».

Далее митрополит Иларион поздравил секретаря председателя ОВЦС священника Александра Карзана с 10-летием работы в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата, в частности, отметив:

«Через несколько недель я сам отмечу 25-летие работы в Отделе. Это немалый срок. Пусть кому-то не покажется, что работа в Отделе внешних церковных связей – это какая-то канцелярская работа, которая возлагается на коллектив людей. Нет, это работа по защите священных рубежей нашей Церкви, по защите ее целостности, по противостоянию расколу, по диалогу со всеми, кто готов с нами этот диалог вести».

Во внимание к трудам на благо внешней деятельности Русской Православной Церкви митрополит Волоколамский Иларион вручил священнику Александру Карзану ведомственную награду ОВЦС – медаль святителя Марка Эфесского (III степени).

«Хотел бы поблагодарить Вас, отец Александр, за труды, которые Вы несете в Отделе, за помощь, что Вы оказываете мне на ежедневной основе, и пожелать Вам семейного счастья и непрестанного духовного роста, – сказал председатель ОВЦС. – Пусть молитва святителя Марка Эфесского, который был исповедником православной веры, противостоял попыткам подорвать единство Православия, укрепляет Вас на жизненном пути».

В свою очередь священник Александр Карзан поблагодарил митрополита Илариона за высокую награду. «Для меня большая честь, радость, владыка, служить рядом с Вами, работать рядом с Вами, нести хотя бы небольшую частицу тех трудов, которые Вы несете, и помогать Вам в этом. С большой честью принимаю эту награду. Спасибо за Вашу заботу, за Ваш подвиг», — подчеркнул он.

Служба коммуникации ОВЦС