Много званых мало избранных

ибо много званых, а мало избранных

Эту мысль Господь проводит и в продолжение всей притчи для того, чтобы мы прилагали старание быть не только званными, но – и избранными; потому что званный лишь, но не и избранный, не только лишается невечернего (незаходимого) света, но и изгоняется во мрак кромешный, и бывает связан по рукам и по ногам: по ногам – за то, что они не бежали к Богу; по рукам – за то, что они не делали богоугодных дел; и предается плачу и скрежету зубов. Возможно, что кто-нибудь сразу же спросит: почему Господь сказал, что «многие» призваны, а не сказал – «все» люди призваны; потому что в таком случае, если не все званы, то не было бы справедливым, чтобы те, которые ни даже позваны не были, лишились обетованных благ и подверглись мучениям, которыми Он угрожал; потому что, возможно, они послушались бы и отозвались на призыв, если бы их позвали. Справедливо, что не было бы справедливым исключить их за негодность, если они даже и званы не были; но дело в том, что это не верно, что не все были позваны. Потому что Господь, возносясь на небо после Воскресения из мертвых, сказал Своим Ученикам: «Шедше в мир весь, проповедите Евангелие всей твари» (Мк.16:15); и: «Научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф.28:19–20). А то, что повеление это Ученики исполнили на деле, с правом представляет Павел: «Еда не слышаша», – говорит, – «но паче – во всю землю изыде вещание их, и в концы вселенныя глаголы их» (Рим.10:18), т.е. – Апостолов. Так что, все люди были призваны, и, следовательно, не пришедшие к вере справедливо имеют подлежать наказанию. Итак, почему Господь не сказал «все», но – «многие суть званы»? – Потому что в данном случае Он говорит о верующих; почему и затем уже, после сей притчи, Он сказал эти слова; потому что если званный откликнется на зов, и крестившись будет призван Христом, но не будет при этом шествовать достойно сего призвания, и если, живя во Христе, не исполнит тех обязательств, которые он дал при крещении, то такой человек, хотя и является «званным», но не – «избранным».

Христос показывает этим, что не только один (тот человек) имеет подвергнуться этим ужасам, но и вообще всякий, кто носит в себе подобную же, на основании своих дел, негодность; потому что в примере сего одного человека Господь представил каковы – те дурные, которые находятся в числе званных и пришедших и крещенных и, однако, не изменившие свою жизнь на лучшее и не снявшие с себя, путем покаяния, скверну, явившуюся на основании дурных услаждений и страстей.

Омилия 41. На 14-е воскресное Евангельское чтение по ев. Матфею.

Очередной ролик протоиерея Димитрия Сизоненко из цикла «Крылатые выражения из Библии». Смотрите или читайте:

Сегодня мы поговорим о выражении «много званых, мало избранных» (Мф 20:16). Иногда оно употребляется в контексте какой-то элитарности. Люди, которые считают себя принадлежащими группе избранников, к узкому кругу лиц с оттенком эксклюзивности, с притязанием на исключительность, превосходство, применяют к себе евангельские слова, иногда с юмором.

В Евангелии эти слова употребляются в конце одной из самых шокирующих притч Иисуса Христа. Вероятно, уже во времена Христа это уже было какое-то крылатое, устойчивое выражение, именно поэтому им завершается притча.

Скорее всего, Господь рассказывает эту притчу как некий юмор, как возможность прочитать это выражение в совершенно в другом свете. Богатство евангельской идиоматики в том, что какие-то привычные выражения, которые исходя из нашего здравого смысла мы понимаем одним образом, в устах Бога приобретают совершенно другое звучание.

Итак, давайте обратимся к этой притче — одной из самых ярких, потрясающих историй. Евангелист Матфей рассказывает ее в самом конце, в 22-й главе. Она завершает серию из трех притч, в каждой из которых речь идет о Страшном суде, о том, что приближаются последние времена, момент кризиса, и очень многое зависит от того, как человек себя поведет именно в этот кризисный момент.

Притча рассказывается в Иерусалимском храме, и обращена она прежде всего к старейшинам, к первосвященникам, то есть к духовной элите народа Израиля. К той элите которая отвергла Мессию и не хочет Его принимать, более того — уже вынесла смертный приговор. Именно поэтому в Евангелии от Матфея эта притча сопровождается некоторыми элементами насилия, которых нет в других Евангелиях. Это намек на разрушение Иерусалимского храма, который в 70 году будет разрешен римлянами, и на те гонения, которым будет подвергаться первые общины христиан.

Итак, Иисус Христос сравнивает Царство Божие с историей царя, который устроил свадебный пир для своего сына. Вот он посылает слуг позвать приглашенных. Реакция приглашенных такова, что они отказываются принять это приглашение. Одни из них разошлись и стали заниматься своими повседневными делами, другие — издеваются и убивают посланников. Ответ царя не заставляет себя ждать: он разгневался и посылает свое войско, чтобы казнить убийц и предать огню их город.

Этот элемент всегда шокирует читателей, потому что он контрастирует с мирной вестью Евангелия, с проповедью любви. Тем не менее Господь прибегает к образам насилия, смерти, огня, но совсем не для чтобы устрашить своих слушателей, но для того, чтобы их немножко разбудить.

Не для того, чтобы вселить страх, но для того чтобы до их сознания наконец дошла весть: если кто хочет войти в Царство Бога, ему нужно принять дар Бога, нужно принять любовь. Приглашение войти в это Царство является незаслуженным даром, оно дается не по заслугам, оно предназначено для всех, прежде всего для тех кто избран — для народа Израиля, но через них — для всех.

После того как первые слуги погибли, царь посылает следующих слуг для того, чтобы они позвали всех кто будет находится по закоулкам, на площадях городов. Таким образом, Отец зовет действительно всех людей войти на этот брачный пир. Отказ человека не отменяет безграничной любви Бога. Бог остается верен своей любви.

И зал быстро наполняется. Понятно, он наполняется людьми хорошими и людьми злыми, людьми достойными уважения и самыми последними бродягами, потому что Отец как солнце, которое сияет на добрых и злых, как небо, которое проливает дождь и на праведных, и на неправедных. Никто не праведен перед Богом, никто не достоин. Единственная возможность оказаться на этом пире — принять приглашение и броситься в объятья Бога. Только благодать способна человека преобразить.

Символом этого преображения являются праздничные, брачные одежды. Эпилог притчи кажется еще более поразительным. Согласно обычаю всем гостям хозяин готовит белые одежды, их не нужно приносить с собой. Каждый, кто приходит на этот праздник, надевает на себя эти брачные одежды в знак того, что он участвует, он на этом пиру гость и участник.

Вдруг, в тот момент, когда царь входит, он видит перед собой человека без брачных одежд и говорит ему: «Друг, как получилось, что ты вошел без брачной одежды?». Отцы Церкви говорят, что эти одежды — это одежды крещения, и если крещение принимается, но при этом не совершается покаяние, не происходит обновление духа, то человек принимает крещение как бы без брачных одежд.

Бог милостив и рад принять всех. Но милость Бога, Его приглашение еще не дает гарантии на то, что человек избежит последнего суда. Поэтому это притча о Страшном суде. То, что мы принадлежим Церкви или ведем праведную жизнь, нам еще не гарантирует, что на Страшном суде нас не будут ожидать сюрпризы. Последний выбор принадлежит всегда Богу. Эти слова звучат в устах Христа как некое предупреждение, предостережение.

Число званых и число избранников не совпадает. Поэтому, чтобы оказаться в числе избранников, старайтесь входить через тесные врата, через маленькую дверь, о существовании которой знают немногие. Но войти в нее можно только обновлением ума и новым рождением.

Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!

Автор статьи: Протоиерей Димитрий Сизоненко

Клирик собора Феодоровской иконы Божией Матери в г. Санкт-Петербурге

В Матф. 22:14 Иисус говорит, что «много званых, а мало избранных».

Что это значит? В чём заключается разница между теми, кто зван и теми, кто призван? Как мы можем удостовериться в том, что мы призваны?

Притча о брачном пире.

Иисус рассказал одну притчу, в которой сын царя собирался жениться. Он пригласил много гостей, когда же настал этот великий день, никто из приглашённых им на брачный пир гостей не пришёл. Тогда царь отправил своих слуг узнать, что же случилось с гостями, которых он пригласил на праздник, оказалось, что они предпочли заниматься своими делами, и таким образом, пренебрегли царским приглашением и не пришли. Царь очень рассердился, когда услышал об этом. Он снова отправил своих слуг с поручением, и на этот раз он приказал им позвать на праздник всех тех, кто встретится им на пути. И вскоре все места были заняты. Когда же один из гостей появился в неподобающем одеянии, его прогнали. Это был очень важный праздник, и поэтому таким же важным было быть соответствующе одетым по этому случаю. (Матф. 22:1-14)

Поэтому в заключении этой притчи Иисус говорит: «много званых, мало избранных».

Что значит быть званым?

«Призвание» встречается в Библии не один раз, и в различных контекстах. В упомянутом выше контексте Иисус использует слово «званые» в качестве приглашения. Эта притча иллюстрирует то, к чему мы призваны. Мы получили приглашение к чему-то большему, чем просто жить жизнью для самих себя. Это приглашение к жизни вместе со Христом, приглашение служить Богу и испытать то, что может принести нам такая жизнь. Приглашение стать учениками Иисуса и следовать по Его стопам. И это ещё не всё! Это приглашение провести и вечность вместе с Ним!

Это призвание, которое Бог заложил в наших сердцах, которое все мы можем ощущать по-разному. Все, кто получил возможность услышать Евангелие и выбрать быть учениками или нет – являются теми многими, кто призван. Многие принимают это приглашение. Иисус поручил Своим ученикам пойти и научить все народы (Матф. 28:19) Но кто из этого огромного количества званых становится теми немногими избранными?

Что значит быть избранным?

Быть избранным – означает принять приглашение и выполнить необходимое условие: отказаться от всего в этом мире. (Луки 9:23-24; Луки 14:26) Это значит сказать «Да!» призванию и затем верно жить жизнью ученика. Бог зовёт нас, но избранные – это те, кто всем своим сердцем принимает это приглашение и соглашается с его условиями.

Почему так мало избранных?

Потому что немногие готовы заплатить цену! Иисус говорит, что узок путь и тесны врата, ведущие к жизни, и поэтому немногие выбирают идти им. (Матф. 7:13-14) Причина, почему нам так трудно сделать это, заключается в том, что нам необходимо отказаться от всего в этом мире. От нашего эгоизма, от наших идей, мыслей и чувств, от нашей собственной воли и своих желаний. Мы делаем это в послушании нашему Учителю.

Чтобы стать избранным ты должен доказать, что ты действительно хочешь всем своим сердцем жить этой жизнью. Ты не можешь пытаться ещё жить немного и для мира, для себя, искать своего и т.д. Нет, 100 % верность Христу.

Ещё: Иисус есть путь – узкий путь.

Будь уверен в том, что ты избран.

Пётр пишет в 2 Петра 1:10: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твёрдым ваше звание и избрание…» Как мы можем делать это? Поступая так, как Пётр пишет в предыдущих стихах 5-8: «… то и вы, прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность, в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие, в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа.»

Только те, кто действительно хочет следовать за Иисусом, идёт по Его стопам, получает благодать исполнять всё то, о чём написано выше. Они приносят плод – добродетели. Эти добродетели являются нашей праздничной одеждой, которую мы сами ткём. Теперь, приняв приглашение, мы будем подобающе одеты и не будем изгнаны, как тот человек, который пришёл не в нарядной одежде.

Твои человеческие качества не играют никакой роли.

В притче царь послал своих слуг пригласить всех, кто им попадётся на пути. Это были различные люди. И таким же образом Бог приглашает и нас. То, кем мы являемся, какими качествами обладаем от природы, наши таланты и наше прошлое, наши знания, наши обстоятельства – всё это не играет никакой роли. То, что определяет наше избрание – это то, как мы отвечаем Богу на Его приглашение, и какие плоды мы приносим.

И заключением нашей веры будет то, что мы станем братьями и сёстрами Иисуса, Его сонаследниками. Мы получим не только вечную жизнь, но и станем царями и священниками вместе с Ним во всей вечности.

«Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божьи. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.» Римл. 8:16-17.

«…и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле.» Откр. 5:10.