Многостяжание

Любостяжание

Любостяжание — страстное попечение о приобретении имущества, превышающего необходимую для жизни меру, жадность к богатствам, алчность, ненасытность.
Любостяжание – это отрасль страсти сребролюбия, в статье о котором и описаны причины возникновения, гибельные последствия и методы борьбы с этой страстью, общие для всех её отраслей.
Грех любостяжания относится к идолопоклонству, говорит Слово Божие:
Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение.
(Кол. 3, 5)
…никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.
(Еф. 5, 5).
Господь Иисус Христос говорит:
Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?
(Мф. 16, 26)
19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,
21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло;
23 если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. (Мф. 6, 24-25)
(Мф. 6)
23 И, посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!
24 Ученики ужаснулись от слов Его. Но Иисус опять говорит им в ответ: дети! как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие!
25 Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.
26 Они же чрезвычайно изумлялись и говорили между собою: кто же может спастись?
27 Иисус, воззрев на них, говорит: человекам это невозможно, но не Богу, ибо все возможно Богу.
(Мк. 10)
Святитель Василий Великий:
Не надо заботиться ни о чем сверх необходимого для жизни и прилагать старание о пресыщении и о пышности: надо быть чистым от всякого стяжания и щегольства. В чем состоит любостяжание? В том, что преступается предел закона, и человек больше заботится о себе, чем о ближнем.
Св. Иоанн Златоуст говорит о причине возникновения в человеке страсти любостяжания:
Любовь к богатству — страсть не естественная… Отчего же она усилилась? От тщеславия и крайней беспечности.
Душа, однажды плененная любостяжанием, уже не может легко и удобно удерживаться, чтобы не сделать или не сказать чего-либо такого, что прогневляет Бога, так как она стала рабой другого господина, который повелевает ей все, противное Богу.
Как не бывает моря без волн, так и души, погруженной в заботы, — без скорбей, без страха; за первыми следуют другие, их сменяют третьи и не успеют они утихнуть, вздымаются новые.
Ничто так не подчиняет нас диаволу, как желание большего и любостяжание.
Преподобный Антоний Великий говорит, что многостяжание родится на почве неправедности, забвения памяти смертной и страха Божия:

Грешный человек любит многостяжание, а о правде нерадит, не помышляя о неверности, непостоянстве и кратковременности жизни, не помня о неподкупности и неизбежности смерти. Если же кто и в старости живет так постыдно и бессмысленно, то он, как гнилое дерево, не годится ни на какое дело.
О гибельности любостяжания говорят святые отцы:
Преподобный Исидор Пелусиот:
Из людей любостяжательных и обидчиков одни знают, а другие и не знают, что грешат неисцелимо. Ибо неспособность чувствовать недуг, в котором находишься,- следствие усиления нечувствительности, которое заканчивается совершенным бесчувствием и омертвением. Поэтому таких людей более всего надо жалеть. Делать зло — более достойно сожаления, чем терпеть зло. Тем, которые делают зло (обижая людей из-за любостяжания), угрожает крайняя опасность, а у тех, которые терпят, ущерб касается только имущества. Притом первые не чувствуют своего сугубого омертвения… как дети, которые ни во что ставят то, что действительно страшно, и могут сунуть руки в огонь, а увидев тень, приходят в страх и трепет. Подобное этому бывает и с любителями стяжания: боясь бедности, которая не страшна, но еще и хранит от многих зол и содействует скромному образу мыслей, принимают за нечто великое неправедное богатство, которое страшнее огня, потому что обращает в прах и мысли, и надежды обладающих им.
Преподобный авва Исаия:
Любостяжание — злая мать всех зол.
Преподобный Ефрем Сирин:
При любостяжательности не может быть любви. Да и как ей быть? Кто пристрастился к деньгам, тот ненавидит брата, стараясь отнять у него что-нибудь…
Святитель Григорий Нисский:
Любостяжание не дает никакого покоя своему служителю, который чем больше работает, услуживая велениям владыки и приобретая по его пожеланиям, тем к большему понуждается труду.
…Ибо мучительство любостяжательности превосходит меру всякой жестокости. Поработив бедную душу, оно всегда принуждает исполнять свои ненасытимые пожелания, непрестанно принимая в себя и никогда не наполняясь, подобно какому-то многоглавому зверю, тысячами челюстей передающему пищу в ненаполнимое чрево, не только нимало не насыщаемое, но всегда разжигаемое желанием большего.
О том, как бороться со страстью любостяжания, святые отцы пишут:

Св. Иоанн Златоуст даёт советы, как побеждать в себе страсть любостяжания:
Как погасить пламя любостяжания? Можно погасить, даже если оно поднялось до неба. Стоит только захотеть — и мы, без сомнения, одолеем это пламя. Как оно усилилось вследствие нашего желания, так от желания и уничтожится. Разве не наша свободная воля зажгла его? Следовательно, свободная воля в состоянии будет и погасить, только пожелаем. Но каким образом может явиться в нас такое желание? Если обратим внимание на суетность и бесполезность богатства, на то, что оно не может нам сопутствовать в Вечную Жизнь; что и здесь оно оставляет нас; что даже если оно пребывает здесь, раны от него идут с нами туда. Если посмотрим, как велики богатства, уготованные там, и если сравним с ними земное богатство, то оно покажется ничтожнее грязи. Если заметим, что оно подвергает бесчисленным опасностям, что оно, доставляет только временное удовольствие, смешанное с огорчением, если хорошо рассмотрим иное богатство, то есть то, которое уготовано в Вечной Жизни, тогда будем иметь возможность презреть богатство земное. Если вникнем в то, что богатство нисколько не приумножает ни славы, ни здоровья, ни чего-либо другого, а, напротив, погружает нас в бездну гибели, если узнаем, что несмотря на то, что здесь ты богат и имеешь много подчиненных, отходя туда, ты отойдешь одиноким и нагим,- если все это мы будем часто повторять и слышать от других, то, может быть, к нам возвратится здоровье, и мы избавимся от этого тяжкого наказания.
Сильная и готовая на все любовь к стяжанию, не зная сытости, вынуждает плененную душу идти до крайнего предела зол. Будем отражать ее, особенно в самом начале, чтобы она не стала неодолимой.
Когда злой навык или страсть к любостяжанию будет сильно обольщать тебя, вооружись против них такой мыслью: презрев временное удовольствие, я получу великую награду. Скажи своей душе: ты скорбишь о том, что я лишаю тебя удовольствия, но радуйся, потому что я готовлю для тебя Небо. Ты трудишься не для человека, но для Бога; потерпи немного и ты увидишь, какая произойдет отсюда польза; пребудь твердой в настоящей жизни и ты получишь неизреченную свободу. Если таким образом будем беседовать с душою, если будем представлять не одну тягость добродетели, но и венец ее, то скоро отвлечем ее от всякого зла.
Руки даны для того, чтобы ты простирал их на молитву, но если ты не ведешь себя трезвенно, ты простираешь их на любостяжание.
Преподобный Ефрем Сирин:
Почему не свергаем с себя всякой бесполезной заботы и не облегчаем себя от бремени земных вещей? Не знаете разве что дверь узка и тесна и что любостяжательный не может войти в нее? Будем искать лишь того, что удовлетворяет потребности; ибо излишнее только развлекает, а пользы не приносит.
Если идешь путем к Царству, ничем не обременяй себя, ибо не угодно Богу, чтобы ты вошел в Его чертог, обремененный ношей. Если идешь к Царству, сбрось с себя лишнее. Разве будет чего-нибудь недоставать тебе в Царстве? Будь благоразумен. К Своей Трапезе призывает тебя Бог; сбрось всякое бремя. Соберись в путь без бремени и иди с Богом в Царство Его. Он ищет тебя, чтобы ты с Ним шел и с Ним вселился в Его чертог. Смотри, Царство Божие внутри тебя, грешник. Войди в самого себя, ищи там Царства и без труда найдешь его. Не гоняйся за приобретением имения, вырвись из сетей похотей, из тенет греха, из дебрей лихоимства. Войди в самого себя, живи в себе, в тишине внутреннего, с умеренной и чистой душой, с покойным и смиренным духом. Войди в себя самого и ищи там Царства Божия, оно действительно там, как Сам Господь научил нас в Евангелии. В душе, любящей Бога, обитает Бог, там и Царство Его, потому-то и говорит Он, что «Царствие Божие внутрь нас есть» (Лк. 17, 21). Итак, вырвемся из сетей внешнего мира и будем в душах своих искать Царствия Божия; пока не найдем его там, не перестанем искать. И если не вселилось оно еще в нас, будем искать, как Господь учил нас: «Отче наш… да приидет Царствие Твое», и оно придёт, если будем об этом просить.
Святитель Григорий Нисский:
Пределом твоей заботы о жизни пусть будет удовлетворение нужды тем, что у тебя есть.
Преподобный авва Исаия:
Если Сотворивший все единым Словом не имел «где приклонить голову» (Мф. 8, 20), то ты, несчастный человек, зачем предаешься попечениям о суетном, зачем ослепляешься безумной несытостью? Рассмотри это и избери для себя благое.
Душа не в состоянии преодолеть восстания духов, если не освободится от всех забот и попечении мира сего.
См.: Сребролюбие
См. тж.: Страсть. Трезвение. Помыслы. Духовная брань.
Св. Игнатий (Брянчанинов). Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями
Св. Игнатий (Брянчанинов). О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям
Сребролюбие. — Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского
Богатство. — Душеполезные поучения преподобного Амвросия Оптинского
Сребролюбие. — Священник Павел Гумеров. Восемь смертных грехов и борьба с ними
Авва Дорофей. Душеполезные поучения
О сребролюбии. — Преп. Иоанн Лествичник. Лествица
Сребролюбие. — Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского

О духе сребролюбия. — Преподобного Иоанна Кассиана послание к Кастору, епископу Аптскому, о правилах общежительных монастырей

О сребролюбии, которое чуждо нашей природе, и какое различие между ним и природными пороками. — Преподобного отца Иоанна Кассиана пресвитера к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. Пятое собеседование аввы Серапиона. О восьми главных страстях. Глава 8

О согласии шести страстей и сродстве двух, отличных от тех. — Преподобного отца Иоанна Кассиана пресвитера к десяти посланным к епископу Леонтию и Елладию собеседованиям отцов, пребывавших в скитской пустыне. Пятое собеседование аввы Серапиона. Глава 10

Третий помысел – сребролюбия. Преп. Нил Сорский. Из писаний святых отцов о мысленном делании: ради чего это нужно и как подобает стараться о том

Преподобный Никодим Святогорец. Невидимая брань

Святые отцы о сребролюбии
Святые отцы о любостяжании
Святые отцы о нестяжании

Протоиерей Серафим Слободской. Закон Божий. О второй заповеди Закона Божия
Житие и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Сергия, Радонежского чудотворца
Житие святого Вонифатия Милостивого, епископа Ферентийского

Змий сребролюбия

При использовании материалов сайта ссылка на источник обязательна

ЧТО ТАКОЕ МНОГОСТЯЖАНИЕ, СКВЕРНОПРИБЫТЧЕСТВО, МШЕЛОИМСТВО И ЛИХОИМСТВО?
ВОПРОС: Отец Сергей, в вечернем правиле, последняя молитва «Исповедание грехов» несколько грехов не понятны… Конкретно: многостяжание, скверноприбытчество, мшелоимство, лихоимство… Что бы это всё означало?
ОТВЕТ:
-многостяжание — род сребролюбия, когда собирают и копят вещи без особой нужды, как Плюшкин, вместо того, чтобы раздать излишек на дела милосердия,
-скверноприбытчество: употребление неправедных средств к приобретению необходимых материальных благ;
-мшелоимство — вид сребролюбия тоже, но тут просто страсть к вещам,тут могут ничего не копить, просто купить себе айфон 6 — и услаждаться этим, т.е не любовь к накоплению вещей а страсть к ним
-лихоимство — это самое понятное — происходит от слов «лихо» — беда, и «иметь» — наживание на чужой беде, пользоваться бедственным положением ближнего для того, чтобы заработать на этом денег
— в наше время мы называем это бизнесом, хотя это не бизнес — а кровососание из людей, вот сейчас у нас в стране этот грех процветает, все спекулируют на ценах, хотя это ничем иногда не обосновано, только желанием личной наживы, ведь людям некуда деваться — покупают и по таким ценам лекарства, еду и т.п.

Мне бы сердцем в грязь не наступить…
Раз пишешь, значит у тебя что-то болит.
Аммон, демон стяжательства, первоначально был просто арамейским словом, обозначавшим богатство или прибыль.
А демоном он стал считаться из-за того, что Иисус сказал: «Не можете служить Богу и маммоне» (Матф. 6:24). Плутон и Прозерпина — родом из Древнего Рима, а Эвроним — из Древней Греции. Плутон был римским богом подземного мира мертвых, а Прозерпина(Персефона) — его супругой. Эвронима можно найти на знаменитой фреске из дельфийской сокровищницы книдян, где изображено нисхождение Одиссея в подземное царство. Это человекообразное чудовище, наполовино черное, наполовину синее, как навозная муха; он восседает на шкуре ястреба и, оскалив зубы в зловещей ухмылке, вгрызается в плоть умерших.
Не всякий словарь знает это слово — СТЯЖАТЕЛЬСТВО.
Вот, что пишет Новый словарь Т. Ф. Ефремовой: любостяжание, рвачество, мамона, шкурничество, корыстность, сребролюбие, своекорыстие, торгашество, приобретение, накопительство, своекорыстность, меркантилизм, приобретательство, корысть, корыстолюбие.
АЛЧНОСТЬ (лат. avaritia) — в христианской этике один из семи смертных грехов, поскольку приводит к умножению забот и попечений, ко внутренней злобе и замкнутости, а также непрестанно провоцирует страх утраты и гнев на возможных конкурентов и завистников.
/Википедия/
Стремление к наживе, жажда приобретательства ничего общего не имеет со стремлением к зажиточной, богатой и достойной жизни. Удовлетворение постоянно растущих материальных и культурных потребностей человека также не имеет ничего общего со страстью приобретательства, жаждой наживы и стяжательства. Я имею в виду материальное, а не духовное стяжательство, не стяжание знаний или славы. Но не будем играть в слова.
Разве желание иметь хорошую благоустроенную квартиру, машину, иметь трудовые сбережения на сберегательной книжке, быть хорошо, добротно одетым и т.д. имеет что-либо общее с алчностью и жаждой наживы?
СТЯЖАТЕЛЬ — корыстолюбивый, стремящийся к наживе человек.
Стяжать — приобрести, достигнуть чего-нибудь.(Словарь Ожегова)
А помните классику, например «12 стульев» Ильфа и Петрова:
«… И обуял отца Федора дух стяжательства…»
Бациллы стяжательства не знают границ, а в них теперь яд разрушения всего, чем мы дышим и в чем живем. Общая ошибка, будто человек может и должен покорить природу, кратковременна и ныне изжита. Не меньшая ошибка — полагать, будто земли, воды, воздуха у нас сколько угодно, а природа, в случае чего, справится с любыми отбросами, — эта ошибка, к счастью, изживается тоже.
Но, оголтелый, социально хамелеонствующий эгоизм, стремление урвать для себя побольше, а там хоть трава не расти, — вот это не кратковременно, многоформенно и живуче, всячески мимикрирует, прячется в тень там, где условия для него неблагоприятны, но его можно отыскать всюду, где природе нанесен урон. Так толкует понятие «стяжательство» природовед Дмитрий Биленкин.
О пользе стяжательства.
Запомнился разговор с одной моей знакомой /привожу почти дословно/: — Однажды мой друг сказал одну вещь, после которой я захотела за него замуж. Фраза звучала так: «Деньги жены — это ее деньги, мои деньги — это наши деньги». Трудно устоять перед мужчиной, который так думает.
» Стяжательство подобно змею! оно влачится по земле…
Где лидеры? Я их не зрею! Не важно: в Церкви ли, в Кремле…
тягчайший грех, он вполз когда-то в природы сладкое нутро
и вот уже пошли солдаты их бьет жестокое ядро
война страдания и крики во всем стяжательства оплот
с тех пор законы стали дики и исказился людской род.
Когда-то жили люди в мире со всем в согласии, с добром…
и волхв святой играл на лире не вожделяясь серебром.
Лишь Бог давал приют всем душам и был и есть его закон
но кто к нему закрыл все уши попал в невежества загон?
Социализм не даст опоры: у всех различный аппетит.
Опять появятся заборы и вновь стяжательство вредит…
/Леонард Снегов/
Духовный глава Церкви Англии, епископ Кентерберийский Роуэн Уильямс в пасхальном обращении к пастве призвал избегать стяжательства в повседневной жизни и осудил страны, настроенные на агрессивные завоевания, сообщает РИА «Новости» со сылкой на ВВС. «Люди живут, стремясь к приобретениям, накапливая все, что можно, чтобы обеспечить себе будущее, но все это все равно рано или поздно растворится, когда они умрут», — напомнил глава Церкви Англии.
«Общества и страны делают то же самое… Есть жадные страны, которые думают, что в мире всегда будут ресурсы для удовлетворения их желаний — достаточно нефти, достаточно энергии, достаточно территории», — добавил архиепископ.
«Люди не могут положить конец бесконечным приобретениям, а общество не может представить себе, что наша цивилизация может рухнуть, и поэтому мы не можем смириться с мыслью о том, что комфорту и роскоши может прийти конец», — сказал он.
Я привожу эти «скучные» примеры для того, чтобы вы поняли, как глубоко пустило корни в нашу жизнь СТЯЖАТЕЛЬСТВО.
В ироничной форме, но в то же время всесторонне и глубоко о мотивах, целях и способах стяжательства повествует роман-бестселлер «Преуспеть на Тверской» В. Лазаря. Приведу небольшой отрывок из романа: «… Человеком движут далеко не те мотивы, о которых он нам говорит. Послушаешь иного — бессребреник, икона. На самом деле — стяжатель, редкий жулик, тюрьма плачет по нему».
» Другой представится на службе, как образцовый семьянин. А в его причудах трудно разобраться с Фрейдом…»
«Стяжательство — стягивать куда-то, в какую-то точку.
Стяжательство — стягивание к себе всего, что попадает в орбиту внимания, в поле восприятия. Стяжательство состоит из захвата и последующего стягивания окружающих явлений Жизни.
Стяжательство может быть направлено :
1) — к физическим объектам — деньги, вещи, еда…
2) — к энергетическим — энергия (вампиризм), внимание
3) — к астральным — внимание, отношение других людей, переживаний, которые в системе Эго считаются «ценными»
4) — к общению — общаться с как можно большим количеством людей, чтобы иметь на них влияние.
5) — к области ума — стяжательство знаний, информация, которая потом не используется, а лежит «мертвым грузом» — «на всякий случай»
Цель стяжательства — стянуть к себе, захватить как можно больше явлений жизни, что бы с их помощью потом получить власть над еще большим количеством явлений жизни. Стяжательство связано с программой властности, как бы входит в нее.
А вот как исследует «изнанку» человека, или второй план Полина, героиня романа «Оглянись на Лилит» В.Лазаря:
«… Вот важный обалдуй с портфелем. Голову можно дать на отсечение — в обычной жизни грубиян, ханжа, филистер. И что же? Перед камерой из кожи лезет вон, чтобы сменить обличье. Если ему так нравится, пускай немного попыхтит. Едва забылся — щелчок, и снимок получился. Мнимую значительность и напускное благородство снимет проявитель. А вот филер. «Подсадная утка», «хвост», «топтун» — смотря за кем ведется наблюдение. Профессиональные привычки изуродовали внешность: уши ходят как локаторы, от бокового зрения развилось косоглазие, бедняга поминутно втягивает голову, приподнимает воротник. А как встает, подходит к стулу — точь-в-точь крадется вдоль стены. Его сменяет пугливый старикашка. Яснее ясного — фискал, наушник, соглядатай — роется в чужом белье. Ещё субъект. Подбородок — бампер «КрАЗа». Низкий лоб. Волосатые ручищи. От взгляда в жилах леденеет кровь. Казаться хочет иным — выжимает из себя подобие улыбки. Наконец, абракадабра в юбке. Позвоночник свой, остальное — накладное. Активный или пассивный *****, травести, гермафродит — эти вещи тоже не ускользают от ее внимания. Она научилась разбираться в людях».
Стяжательство связано со страхом перед Жизнью. Соприкосновение с ней требует от человека расширения своих границ, областей своего восприятия. Стяжательство в этом случае — попытка защитить границы своей узкой личности с помощью захваченных явлений. Так же это попытка выстроить некое основание на захваченных явлениях — для человека, потерявшего свое основание.
Мне по электронной почте пришло письмо, по-моему, из России: «Вот у меня возник вопрос. А можно ли в открытой публикации назвать какого-нибудь человека стяжателем. Например, Елену Батурину (жену Юрия Лужкова). Всё, что я про нее читал в открытой прессе — самой разной — и белой, и жёлтой, и красной и белым по-черному, позволяет сделать вывод о том, что она больна — именно стяжательством. У нее налицо страсть к алчному накоплению денег. Которые ей самой вряд ли пригодятся. /Я все больше и больше убеждаюсь в разумном устройстве нашего мира, когда материальные ценности нельзя взять с собой на тот свет. Хотя, попытки такие были и довольно давно — начиная с вождей скифов, с фараонов Египта и предводителей племени майя/. Кстати, а кого Вы лично считаете стяжателем? Если можно, примеры».
— М-м-да, вопросик получила…
Стяжательство агрессивно. Оно как бы является активной формой Жадности.
Жадность — пассивна, она стремится к удержанию того, что уже захвачено, чтобы целостность эго не была разрушена, границы сохранены. А стяжательство направлено на захват новых областей, объектов жизни, энергии.
Жадность приводит к не протеканию энергий, к тромбам, потому что жадный — не отдает, а, значит, не пропускает энергии через себя, постоянно фиксируя их в своей точке, отрезая от Потока Жизни. Поэтому с ним тяжело общаться — не возникает протекания энергий, то есть жадному ее всегда жалко и не возникает взаимодействия.
В общих обстоятельствах жадный всегда жестко держит границу «моё — не моё» и нарушение ее переносит как разрушение своей целостности, с обидой или раздражением.
Жадность возникает из страха перед страданием, болью или просто неудобствами, которые могут возникнуть от недостатка пищи, энергии, времени, денег, вещей и т.д. То есть, в основе жадности — недоверие к жизни по отношению к себе — стяжав много вещей, денег, еды и т.д. Это научный подход, попытка объяснить такое явление в нашей жизни как стяжательство.
Так хорошо это или плохо?