Могилы пророков


Некоторые города влюбляют в себя, какие-то разочаровывают. Иногда, погуляв по улицам нового места, у тебя остаётся множество вопросов. В Хевроне всё по-другому. Город задаёт вопросы тебе.
Очень странные ощущения. Писать рассказ про Хеврон непросто. Наверное, это самый странный город на планете. Он практически вымер. Город-призрак. И в то же время — живее всех живых, всё здесь бурлит, как в мегаполисе. На 250 тысяч арабов — 600 человек еврейского населения. Но их присутствие заметнее, чем где-либо в Израиле.
Огромное поселение физически разделёно надвое: одна и та же улица может быть разрублена напополам, между евреями и арабами. Берлинская стена отдыхает.
1 Если заезжать в Хеврон с арабской стороны — ничего необычного, обыкновенный палестинский город. Повсюду базар и торговля, чтобы ездить в таких условиях — нужны железные нервы и стальные яйца.

2 Хевронцы живут своей жизнью, верблюжатинкой вот торгуют. Это местный деликатес. Тушёный верблюд по-хевронски — знаменитое блюдо. А каждый день можно забить только лишь одного верблюда.

3 Сегодня город расположен на территории Палестинской Автономии, однако он разделён на две части, H1 и H2, арабскую и еврейскую. И тем, и другим запрещено переходить границу, город существует как два отдельных. Вот типичная улица арабского Хеврона. Стоит посмотреть наверх, увидите большой израильский флаг и будку-башню на крыше. Блокпост израильской армии. Большой брат следит.

4 Когда-то эти улицы были единым целым, и даже не было отдельных кварталов. И арабы, и евреи жили вместе, соседствовали помаленьку, торговали друг с другом, и даже иногда ходили в гости. Теперь же сделать это, скажем так, проблематично. Лестницы завалены мотками колючей проволоки егозы, улицы просто-напросто перекрыты бетонными блоками.

5 Здесь была шумная торговая улица. Сегодня эта лавка — последняя. Торговец-араб указывает в сторону высокой стены, в которой есть бронированная дверь на еврейскую территорию. Изнутри она не открывается.

6 Хевронцы, кажется, почти свыклись с таким положением дел. Но они всё очень хорошо помнят. Любая искра вызовет новый, ещё более сильный взрыв.

7 Из-за чего возник конфликт и почему город оказался разрезан надвое? Из-за общих корней евреев и арабов. Конкретнее — из-за могил праотцов, известных каждому по Библии: Аврааму, Исааку и Якову. Кости эти значимы для всех трёх мировых религий, особенно для иудеев и мусульман. Для последних это и вовсе четвёртое по святости место, после Мекки, Медины и Иерусалима.
Так, исторически Хеврон был более арабским городом (хотя ислам пришёл сюда позже, но засел в головы людей плотнее), но иудейская община существовала в нём с самого основания. И жили они относительно тихо-мирно. До 1929 года, когда здесь, в Хевроне, случился еврейский погром. Как вы знаете, в двадцатые-тридцатые годы многие люди возвращались со всего света сюда, на Святую землю, хотя до создания государства Израиль были долгие годы. Но арабам очень не по нраву был резкий приток эмигрантов. В результате стычки погибло 67 евреев, было сожжено около сотни домов. Жители испугались и начали убегать, переселяться в другие города.

8 Почти сорок лет арабы радовались одиночеству: сперва, после войны за независимость Израиля, весь Западный берег, включая Хеврон, отошли Иордании. Связь евреев со своими святынями была прервана не только здесь, но и в Иерусалиме (как помним, Храмовая гора, например, до сих пор в иорданских руках). А вот в 1967-м, в ходе Шестидневной войны, территории эти вернулись под израильский контроль. Третье возвращение евреев арабским жителям совсем не понравилось, с тех пор началась самая кровавая страница в истории города. Которая, на самом деле, не дописана до сих пор.

9 Дозорные башни — совсем не просто так. В бронированных будочках дежурят солдаты ЦАХАЛа. Вот этот парень долго наблюдал за тем, как я бродил по улицам и снимал их с разных ракурсов. Солдат наблюдал с еврейской высоты, я гулял по арабской части. В какой-то момент я вылез на крышу одного из домов и наши взгляды встретились. Ничего, ровным счётом ничего. Посмотрел и отвернулся. Человек с большой камерой его не заинтересовал. В этих краях это значит турист, а не шпион.

10 Здесь была обыкновенная городская улица. При разделении города она осталась в арабской части, перпендикулярная ей — в еврейской. Поэтому улицу просто загородили блоками. Но до блоков ещё двадцатиметровая полоса безопасности, колючая проволока и забор.

11 «Второй этаж” одной из арабских улиц. Железные навесы защищают торговые ряды от солнца, не более того.

12 По сравнению с шумным Наблусом или туристичным Иерусалимом, здесь немноголюдно. Как почти везде в палестинских городах, почти каждая улица базар. Но здесь торговля вялая, за клиентов буквально дерутся.

13 Камень из прошлого. Эта мемориальная доска на иврите висит до сих пор. Арабы её почему-то не трогают.

14 Есть сувенирные ряды, предлагают всё подряд. Нужно же чем-то заинтересовать немногочисленных иностранных туристов. Иностранных — потому что израильтянам сюда нельзя. Какие здесь сувениры? Ну вот, например, первоклассные поделки, сделанные руками палестинских женщин. Ещё монетки старые: сегодня в автономии в ходу обыкновенные израильские шекели, а когда-то у них были и свои деньги.

15 Одна из палаток очень странная. Здесь показывают фотографии израильских поселенцев, занявших арабские дома: просто фотографии обычных людей. И рядом — араб в инвалидном кресле.

16 Ещё мужчина-торговец показывает видеозапись с камеры, где израильская армия разгоняет еженедельное мирное шествие хевронских арабов. На видео, в самом деле, видно, как открываются ворота и с израильской стороны приходят люди в касках и бронежилетах. Дальше всё это напоминает то, чем заканчивается почти что каждый российский митинг: ОМОНовцы тащат народ в автозаки. Куда тащат здесь — непонятно. Видео начинается непосредственно с винтилова, что ему предшествует, нам не показали. Нужно понимать, что и солдаты не ангелочки, и арабы — не безвинные ягнятки.

17 Хеврон очень старый город. Настоящий, подлинный Middle East. Здесь много закоулков и дворов-колодцев. Реалии сегодняшнего дня заставили подпортить вид: небо теперь в клеточку. Каждый такой дворик закрыт сеткой: говорят, поселенцы-израильтяне балуются и сбрасывают на арабов всякий мусор.

18 Я делаю эту фотографию с палестинской части. Там, где стоит будка — уже Израиль. В некоторых местах арабы и евреи до сих пор соседствуют, но через дверь им в гости не сходить. Через окно тоже.

19 Многие кварталы почти полностью заброшены, такая красота пропадает.

20 Улицы оказались отрезанными друг от друга, некогда шумный проходной двор становится тупиковым. Арабам тоже не нравится жить в постоянном напряжении, многие уезжают, оставляя после себя пустые дома.

21 Страшнее всего понимать, что это вряд ли когда-то закончится. Смотришь на этих ребятишек, обычные мальчишки идут из школы. Там, по другую сторону стены, возвращаются из своей школы еврейские ребята. Они могли бы дружить, но они даже не могут встретиться. Зато с самого детства они слышат об оккупантах и врагах, что с одной, что с другой стороны.

22 В компьютерном клубе они играют в стрелялки. Помню, была такая игра, «Контр-Страйк”. Мне она никогда не нравилась, чего не скажешь о подавляющем большинстве. Там все играли по сети, друг с другом. Одни — на стороне террористов, другие за полицейский спецназ. И декорации были такие похжие на Хеврон.
Так что, в каком-то смысле стена помогает. Не претворить компьютерную игру в жизнь. Здесь это кажется совсем простым.

23 В дозорной будке сегодня дежурит кот.

24

25 А вот рыночная улица. Несмотря на разгар дня, совсем пустая. Все лавки закрыты. Причём, мне кажется, много лет.

26 Стальная клетка КПП между двумя Хевронами. К туристам не особенно пристают, у меня даже не проверили паспорт. Видно, что чекпоинт сделан прямо в арке бывшей улице, видите всё те же торговые лавки по обе стороны?

27 Куда более строгий контроль нас ждёт через сто метров от КПП. Здесь вход в Пещеру Праотцов: то самое здание, из-за которого и поделили весь город напополам. Вооружённые до бровей полицейские проверяют документы, спрашивают вероисповедание и отбирают острые предметы.

28 Мы входим на мусульманскую сторону, здесь мечеть. Возле входа очень необычные ворота: здесь могут прятаться солдаты на случай нападения. И всё это — неспроста. Именно здесь, ровно двадцать лет назад, в 1994-м, случилась кровавая бойня. Поселенец Барух Голштейн, обычный врач, ворвался в мусульманскую часть Пещеры в ночь перед Рамаданом и расстрелял кучу народу. История крайне мутная, если хотите — прочтите в интернете хронологию и последствия. Но именно после того случая между двумя частями одного здания построили внушительные ворота.

29 С этой стороны — обыкновенная мечеть. «Домики” изображают могилы. На самом деле, люди похоронены глубоко внизу. Собственно, в пещере.

30 Пещера — место сакральное для иудеев, мусульман и христиан. Кроме Авраама, Исаака, Иакова здесь похоронены их жёны. А ещё, если верить легенде, именно здесь покоятся Адам и Ева. Но попасть туда нельзя никак, считается святотатством. Можно посмотреть на огонёк свечи глубоко внизу, через эту дырку. С израильской стороны посмотреть нельзя.

31 В особых круглых комнатах, с окнами, но без дверей, стоят саркофаги. Как раз они и олицетворяют могилы древних «патриархов”. Окно напротив — еврейская часть. Между ними — пуленепробиваемое стекло. На всякий случай.

32 А вот и двери, разделяющие здание. Совсем близко, но попасть «на ту сторону” местные не могут никак. Только такие как я, туристы с паспортом третьей страны.

33 Туристов в Хеврон не возят. Некоторые добираются самостоятельно, но обычно они смотрят либо один, либо другой Хеврон: то ли времени не хватает, то ли военные не пускают, как в случае с израильтянами. Разумеется, я не смог отказаться от возможности посмотреть обе стороны баррикад. Израильские полицейские вежливо проверяют документы, видят, что я не имею отношения к сторонам конфликта и разрешают пройти в еврейскую зону.

34 Отсюда всё вообще совершенно не кроваво смотрится. Но как-то отпускает. В арабской части испытываешь напряжение, и не только в Хевроне, а вообще. Там вечный базар, шумиха: это интересно и колоритно, но быстро приедается. Приставучие торговцы не добавляют комфорта. На израильской стороне — почти полная тишина.

35 Мицва-мобиль. Это иудеи всего мира переняли из Америки, где проповеди с колёс популярны у всех цекрвей. В данном случае это мобильная синагога. Можно подойти, поговорить с раввином, взять религиозную литературу.

36 Пещера праотцов, Махпела, с другой стороны. Есть основания полагать, что это самое древнее ныне существующее здание, не утратившее своего первоначального назначения. Говорят, этому строению две тысячи лет, и построено оно было во времена Ирода Великого. Комплекс никогда не достраивался и не перестраивался.
Да, лучший ракурс открывается с израильской стороны. А ведь долгое время, почти восемьсот лет, всё было совсем наоборот. Восемь веков место было закреплено за мусульманами. Евреям вход в пещеру был запрещён. До 1967 года евреи могли молиться снаружи, как у Стены Плача.. Молившимся было запрещено подниматься выше, чем на седьмую ступень. Израиль отменил запрет после Шестидневной войны, и «седьмая ступень” была разрушена. Однако, и после этого иудеям позволялось заходить внутрь лишь в определённые часы. Всё изменилось после теракта 1994 года, той самой бойни. С тех самых пор правительство Израиля разделило здание перегородкой, и на сегодняшний день мусульманам осталось лишь 35% площади.

37 Здание Махпела огромно, но для публики открыта лишь очень крохотная часть: в пещеры нельзя, на верхние этажи нельзя, на крышу — и тому подавно. По сути, доступен лишь один этаж: с арабской стороны это классическая мечеть, ну а с еврейской — типичная синагога.

38 Обстановка здесь — прямо противоположная мечети. Там всё тихо и чинно, люди молятся на коленях в одиночестве. У евреев — весёлый праздник, люди водят хоровод и поют песню.

39 А вот тот же самый саркофаг, что мы видели ранее. Обратите внимание на мусор на полу: поставили пуленепробиваемое стекло, а люди всё равно друг в друга кидаются.

40 Двери-перегородки с другой стороны. Замки именно с этой стороны, и здесь сидит вооружённый полицейский.

41 Но то, где мы были до этого — ещё не израильская сторона Хеврона, а лишь еврейская часть Пещеры Патриархов. Настоящий «Хеврон-два” начинается чуть дальше. Минуем ещё один пост, показываем паспорт и оказываемся в абсолютно мёртвой зоне: ни одного человека вокруг. Это зона отчуждения,

42 Хотя и «хеврон-два” сам по себе выглядит не очень живым. Так ведь и обитателей здесь, как писал выше, шестьсот человек. В этих домах жить просто некому. Балконы закрыты мелкой решёткой, чтобы не кидали камни и коктейли Молотова. Эти балконы — арабские, а сама улица — еврейская. Интересно, каково это — жить и смотреть в окно на мир, куда не можешь попасть? При том, что этот мир — соседняя улица.

43 Хевронская стена во всей красе.

44 На израильской стороне.

45 Ещё одна брошенная улица. Сегодня это ничейная земля.

46 Находясь на еврейской стороне, поднялся на крышу и подошёл к солдатской будке. Израильские солдаты никогда не запрещают себя фотографировать. Постоять и понаблюдать вместе с ним можно совершенно спокойно.

47 Не только солдаты, но и сотни видеокамер следят за тем, что происходит на арабской стороне Хеврона. Арабы под колпаком.

48 Палестинцы отвечают собственной «флаговой атакой”. Хотя смотреть на них некому, разве что туристам.

49 А вот одно из немногих живых зданий на еврейской стороне. Кажется, это синагога.

50 Так выглядит небольшое КПП между районами. Внутри — рамки металлодетекторов и солдаты. Когда вы выходите в арабский Хеврон, никто не спрашивает документы и даже не поворачивает голову на писк рамок. Там вы — сами за себя.

51 Гулять по Хеврону очень интересно как фотографу, но очень тревожно как человеку. Очень быстро осознаёшь, насколько мелкими могут быть твои собственные проблемы.

52 А ведь так со стороны может на минуту показаться, что мир уже достаточно взрослый и опытный, а история полна живых примеров. Но нет ещё, не навоевались. И планета доказывает это каждый день.

Tags: Азия, Ближний Восток, Израиль, Палестина, Фото, Фотопоездки, города

Традиция жителей Джедды говорит о том, что именно в этом городе находится могила праматери Евы. Даже само название города, которое можно истолковать как «бабушка», по мнению многих местных жителей указывает на аутентичность могилы.
В начале прошлого века могила выглядела так:


Но в конце двадцатых годов могилу разгромили, ваххабиты. Или по крайней мере их в этом обвинили. И место превратилось в развалины:

Само здание и сегодня еще не восстановлено, но место открыто для доступа

Могила имеет очень большую длину, что по мнению тех, кто считает ее аутентичной, указывает на большой рост Евы — несколько десятков метров.
В Куране Ева не назвается по имени, а величается просто как «жена Адама».Тайну ее сотворения Куран тоже не приоткрывает. В одном из хадисов рассказывается, что когда Аллах изгнал змея из райского сада, Адам жил там в ужасном одиночестве и нму было нескем подружитьмся. Аллах наслал на него сон, взял его левое ребро и прикрыл рану плотью. Из ребра же он сотворил женщину. Пробудившись от сна, Адам увидел женщину сидящую рядом с ним.
— «Кто ты?» — спросил он ее.
— «Я женщина» — ответила она.
— «А для чего ты создана?»
— «Для твоего успокоения». —
— А как тебя называть?
— Ева, ибо я взята от живого.
Так они и зажили. Хадис рассказывает, что Иблису удалось соблазнить павлина, и змей приняв образ верблюда соблазнил первую пару съест плоды от запретного дерева. В последствие, они расскаялись в совершенном грехе.
От Адама остался только след:

Могила Авеля, опять же согласно мусульманской традиции, находится неподалеку от Дамаска.



Сам Авель был помельче ростом, его могила всего метров семь. Хотя есть разные мнения в отшношенни орудия первого убийства, здесь хранится тот самый камень, которым оно было совершено

Возмутившись происходившим скала попыталась было поглотить Каина, уже даже открыла свои уста:

Но Джабриил своей собственной рукой остановил ее. Следы руки до сих пор остались на скале:

Правда, существует еще одна могила Авеля, альернативная. Ее можно посетить неподалеку от Каира:

Точно так же, на две могилы раскинулся и Енох. Он похоронен в Сирии и в Ираке:


Первым из пророков, Куран называет Нуха, он же Ноах, он же Ной. Его могила, согласно традиции, находится в Ираке:


Куран рассказывает о том, что трое из сыновей Нуха вошли в ковчег, а четвертый его сын, не признав в нем пророка, отказался последовать за отцом и погиб во время потопа. В отличие от рассказа Торы, Куран передает полемику Нуха и людей его поколения, которые заявляют Нуху прямо, что последовать за ним могут только легкомысленные люди.
Наверное, не имеет особого смысла рассказывать о могиле Ибрагима или о нем самом. Тем более, что так и не разыскал фоттографию альтернативной сирийской могилы.
Могилы другого пророка Ислама — Лота, тоже две. Одна находится неподалеку от Аль Халиля в деревне Бане Наим. Другая на севере Ирака:


С Исаком и Яакубом тоже вроде бы всем все знакомо. А вот насчет могилы одного из сыновей Якуба — Бинямина имеются разночтения. Согласно версии жителей южного Ливана его могила существкет именно в их краях. Она была, по их словам почти полностю разрушена во время оккупации, но сегодня восстановлена стараниями ливанских специалистов и открыта для посетителей


Ну, наверное на этом пора бы и остановиться. Продолжение постараюсь добить в ближайшее время.

Tags: ирак, ислам, история, ливан, палестина., фотографии

Случается так, что покойный лишается обряда погребения, так как тело, по ряду независящих от родственников причин, было безвозвратно утрачено. В этом случае на месте трагедии, на родовом участке либо на собственной земле можно установить памятник-кенотаф.

Кенотаф Данте Алигьери во Флоренции

Утрата дорогого человека становится не такой горькой, когда есть место, где родственники могут навестить и помянуть покойного. В большинстве случаев данную функцию исполняет реальное место погребения на кладбище. Но что если человек пропал без вести и был признан умершим, пал жертвой природных катаклизмов, техногенной катастрофы? Если участник боевых действий погиб и был похоронен в неизвестной могиле? Если тело было кремировано, а прах – развеян? В таком случае памятным местом может стать так называемый кенотаф – надгробие, устанавливаемое без непосредственного захоронения тела.

Кенотаф может быть установлен в нескольких случаях:

  • тело покойного было уничтожено по причине катаклизмов, катастроф;
  • место гибели неизвестно;
  • поиски и транспортировка тела требуют больших усилий (гибель в горах, в полярных широтах и т.д.);
  • человек признан пропавшим без вести в течение многих лет, достаточных для признания его умершим;
  • тело кремировано, а прах развеян;
  • тело покойного погребено на кладбище, а кенотаф устанавливается на месте смерти (ДТП, производственной аварии и т.д.);
  • покойный был погребен за рубежом.
Импровизированный кенотаф над тоннелем, в котором потерпел аварию автомобиль принцессы Дианы.

Многочисленными примерами кенотафов могут служить траурные венки, которые встречаются вдоль автомобильных трасс и указывают на место ДТП с человеческими жертвами. Кроме того, трудами муниципалитетов в городах устанавливаются памятные знаки на месте жизни или смерти знаменитых людей, а также в честь военных, павших на полях сражений. В этом случае данное сооружение совмещает функции кенотафа и памятника.

Однако вернемся к более частым случаям, когда семья и родственники желают установить памятник погибшему без непосредственного захоронения. В настоящее время в Российской Федерации отсутствует какое-либо внятное законодательство, регламентирующее установку частных кенотафов на кладбище. В то же время во многих законодательных актах субъектов РФ, так или иначе, упоминается, что указание недостоверных данных об усопшем на надгробных сооружениях строго запрещено. Выходом из сложившейся ситуации становится постановление суда о признании человека умершим и соответствующая запись в гербовом свидетельстве о смерти.

При этом нужно отметить, что для установки кенотафа на новом месте необходимо приобретать участок под семейно-родовое захоронение, так как непосредственно погребение тела не осуществляется и формально участок остается «пустым» и бронируется под будущие захоронения.

Для установки кенотафа на родственном участке ответственному за захоронение необходимо обратиться в администрацию кладбища с постановлением суда, свидетельством о смерти, паспортом захоронения и личным паспортом, а также документами, подтверждающими родственные связи покойного с ранее захороненными на участке. Как правило, в этом случае внесение надгробия в книгу регистрации захоронений не производится.

Более сложным случаем с юридической точки зрения является утрата тела покойного по причине кремации с последующим развеиванием праха. В случае если развеивание праха производилось в отведенном для этого месте (как правило, в пределах кремационного комплекса или на сопредельном кладбище), в справке о кремации в графе «Прах выдан для захоронения в городе…на (кладбище)…» может быть указано развеивание праха в законодательно отведенном для этого месте. В этом случае заверенную копию справки о кремации также предоставляют в администрацию кладбища.

Кенотаф репрессированного генерала Е. С. Птухина на Новодевичьем кладбище

В случае если ни один из указанных документов получить не удается, возможна самостоятельная установка гравированной таблички рядом с имеющимися захоронениями. На табличке должны быть указаны имя покойного и дата его рождения, а также должна содержаться обязательная информация о том, что человек пропал без вести (утонул, прах был развеян и т.д.) и был признан умершим по решению суда.

Еще одним способом увековечить память о погибшем является установка кенотафа на собственном земельном участке. И хотя эта мера в настоящее время не сильно востребована, она представляет собой наименее проблематичное решение в сложившейся ситуации. При наличии достаточно обширного участка, в одном из дальних уголков сада можно обустроить цветник и установить малую архитектурную форму из камня светлых тонов с гравировкой имени усопшего. В случае если на участке имеется дерево, которое посадил ныне покойный человек, памятный камень можно разместить под таким деревом.

При этом необходимо помнить, что, находясь в непосредственной близости от жилого дома, такой «уголок памяти» не должен обладать мрачной тяжеловесностью кладбища, особенно если человек был признан умершим после того, как пропал без вести.

Своеобразным кенотафом может также служить фото покойного, помещенное в рамку и установленное в доме родственников. По случаю памятных дат на фотопортрет покойного крепят траурную ленту, а перед ним зажигают свечу.

< Пред.

Могила Пророка МухаммедаПророк Мухаммед (Muhammad) ﷺ был из арабского рода бану Хашим, проповедником единобожия, родившимся в Мекке и жившим в Аравии, он почитается во всем исламском мире как центральная фигура Ислама и его основатель. Мухаммеду ﷺ был ниспослан Аллахом Коран, Cвященное писание. Он ﷺ, был родом из Мекки, является основателем мусульманской уммы, ставшей во время его правления основой крупного и сильного государства в Аравии, располагавшегося на Аравийском полуострове.

Могила Пророка Мухаммеда ﷺ расположена в его мечети, и этот факт часто в мусульманском мире применяют для того, чтобы доказать дозволенность строить мавзолеи. Но во времена, когда жил и умер Пророк Мухаммед ﷺ, и когда жили его сподвижники, захоронение не располагалась в мечети: сподвижники похоронили Мухаммеда ﷺ в небольшой комнате рядом с мечетью, которая была отделена от мечети стеной и дверью. При жизни Пророк Мухаммед ﷺ заходил в мечеть через эту самую дверь. Похоронен он был в комнате Аишы. Сам Мухаммед ﷺ, судя по переданному со слов Аиши, говорил: «Аллах проклял иудеев и христиан за то, что они избрали могилы своих пророков местами для поклонения». Жена Пророка Мухаммеда ﷺ Аиша поясняла, что боится, что место его захоронения превратят в место поклонения.

Но предотвратить этого не удалось сподвижникам, в 88 году по хиджре халиф аль-Валид ибн Абдульмалик постановил, чтобы комнаты жен Пророка Мухаммеда ﷺ соединили с мечетью его, и комната Аиши, могила Мухаммеда ﷺ стали частью мечети. Почти никого из сподвижников Мухаммеда ﷺ уже не было в тот год в Медине. Против этого выступали табиины, и сам Са‘ид ибн Мусейб, ученый, выступал против присоединения комнаты Аиши к мечети. Все родственники Мухаммеда ﷺ и его сподвижники были похоронены на кладбище аль-Баки, Джаннат аль-Баки, и кладбище это расположено от мечети Пророка ﷺ на юго-восток.

Можно ли посетить могилу пророка Мухаммада для зиярата?

могила пророка МухаммадаПеред мусульманином не должна стоять цель посетить могилу Посланника Аллаха ﷺ – можно лишь собираться в путь с целью посетить мечеть в Медине. По словам шейха ибн Усаймина, не дозволено совершать путешествие, чтобы посещать какие-либо могилы, поскольку сам Посланник Аллаха ﷺ говорил: «Не оседлывайте свое верховое животное, кроме как с целью посещения трёх мечетей: Заповедной Мечети аль-Масджид aль-Харам, мечети Посланника и Отдалённейшей мечети аль-Масджид aль-Акса». Для женщин посещение также не является сунной.

Не является чем-то, что установлено шариатом, посещение место захоронения Посланника Аллаха ﷺ часто, поскольку благословения верующих дойдут до него, где бы в этот момент верующие не находились.

Что нужно делать при посещении мечети Пророка

Во время посещения мечети в Медине, верующий мусульманин должен входить в нее с правой ноги, читая салават, совершить дуа Аллаху. Не садясь на место, следует совершить два ракаата приветственной молитвы «Тахийат аль масджид».

Молитву нельзя совершать, повернувшись в сторону могилы Мухаммеда ﷺ. После этого мусульманин должен отправиться в сторону места упокоения Пророка Мухаммеда ﷺ и попросить благословение ему. Имам Малик и Ахмад считали, что следует приветствовать Пророка Мухаммеда ﷺ, повернувшись к могиле, и также считал имам Шафии, но Абу Ханифа посчитал, что следует делать приветствие, повернувшись к Кибле.

Можно ли обходить могилу Пророка

По словам Вахба Зухайли аль-Ханафи, этого делать нельзя, также нежелательно тереть рукой и целовать гробницу. Нельзя повышать голос, когда мусульманин находится рядом с местом погребения Посланника Аллаха ﷺ – после смерти ему следует оказывать такое же уважение, какое оказывали при жизни его сподвижники.

Где желательно читать намаз в Масджид ан Набави

минбар Пророка МухаммадаМусульманин должен стремиться к тому, чтобы совершить молитву в мечети Мухаммеда ﷺ в Медине коллективно, стоя в переднем ряду. Есть место, которое расположено в мечети Медины между могилой Пророка ﷺ и минбаром, и оно, как передается Абу Хурайрой и Али ибн Абу Талибом, является садом из райских садов.

Как говорил имам Биргиви, ученые придерживались единодушного мнения, что нельзя уподобляться идолопоклонникам, посещая могилу для того, чтобы:

  • совершить рядом намаз;
  • до гробницы не следует дотрагиваться руками или другими частями тела;
  • вокруг нее нельзя собирать песок, а также обращаться к умершему с молитвами и просьбами о пропитании, о прощении, о даровании детей или о помощи с долгами.

Веря в то, что камни или ограда, окружающие место упокоения, могут принести пользу, мусульманин совершает ширк.

Не следует мусульманину обожествлять неодушевленные предметы. Не следует также приносить у гробницы Пророка Мухаммеда ﷺ жертвоприношения, ведь сам Посланник Аллаха говорил: «Нет жертвоприношения около могилы в исламе».

Недостоверные хадисы о посещении могилы Пророка Мухаммеда ﷺ

Некоторые предания, которые призывают к посещению могилы Пророка Мухаммеда ﷺ имеют либо слабые цепочки передатчиков, либо сфабрикованы.

  1. В хадисе, где сказано, что заступничество Пророка ﷺ предписано тем, кто посетит его могилу, цепочка передатчиков слабая, поскольку неизвестны двое из них — аль-Умари и ибн Хилал, как утверждал Абу Хатим, который указывал, что не следует полагаться на предания этих передатчиков, а по мнению ибн Хузаймы, это предание является слабым. По мнению Мухаммада ибн Абдульхади аль-Ханбали, это предание неприемлемо, поскольку есть серьезные дефекты в цепочке передатчиков.
  2. Еще один хадис, в котором говорится, что тот, кто совершает паломничество Ислама и посещает могилу Пророка ﷺ после его смерти, «подобен тому, кто посетил меня при жизни», по мнению большинства знатоков хадиса является сфабрикованным.
  3. Приводится также хадис, в котором говорится, что тот, кто в один год посетил могилу Пророка ﷺ и его отца Ибрахима, войдет в Рай. Ибн Теймийя говорил, что это вымышленное предание, а имам Навави сказал, что нет основы у этого предания и оно лживо.
  4. Приводится в этой связи еще один хадис, в котором говорится, что Посланник ﷺ сказал, будто станет заступником в Судный день того, кто пришел «пришел посетить меня, не имея для этого другой причины», но в этом предании о могиле Пророка Мухаммеда ﷺ не упоминается, а говорится о посещении Посланника Аллаха ﷺ после его смерти, но и у этого хадиса очень слабая цепочка передатчиков.
  5. Лживым также названо предание, в котором есть слова о том, что тех, кто посетит могилу Пророка ﷺ при совершении хаджа, Всевышний не будет спрашивать «о том, что Он предписал».
  6. Шестой хадис, на который ссылаются в данном вопросе гласит, что Мухаммед ﷺ сказал, что станет свидетелем и заступником того, кто посетил его, «и Аллах воскресит того, кто умер в одном из двух харамов, среди благих людей этой уммы». В цепочке передатчиков этого хадиса есть неизвестные. Есть также хадис, в котором говорится, что посетивший намеренно могилу Пророка ﷺ, станет его соседом в Раю, а кто не посетил, причинил боль Мухаммеду ﷺ, но Мухаммад ибн Абдуль-Хади указывал в «Ас-Саримуль мунки», что это предание приписывает слова Али ибн Абу Талибу, но это полностью выдумка и ложь.

Израильская газета Jerusalem Post сообщает об интересных археологических находках, которые, возможно, прольют свет на историю пещеры Махпела в Хевроне – одной из древнейших и важнейших святынь еврейского народа.

Согласно Торе, праотец Авраам приобрел эту пещеру, чтобы похоронить свою жену Сару.

И стало поле Эфроново, которое в Махпeле, против Мамрe: поле и пещера в нем, и все деревья, которые в поле, во всем пределе его вокруг, за Авраамом, как покупка пред очами сынов Хэйтовых, пред всеми, входящими во врата города его. А после этого похоронил Авраам Сару, жену свою, в пещере поля Махпелы, что против Мамре, она же Хеврон, в земле Ханаанской.И стало поле и пещера, которая в нем, погребальным уделом Авраама от сынов хетовых.

Берешит, 23:17-20

Позже, согласно Пятикнижию, в этой пещере были похоронены сам праотец Авраам, его сын Ицхак и внук Яаков и их жены Ривка и Лия.

Гюстав Доре, Похороны Сары

Сегодня на месте, где, согласно традиции, похоронены праотцы, высится величественное здание, которое возвели зодчие царя Ирода в конце I века до н.э. . Это самое древнее строение в Земле Израиля, сохранившееся в целости до наших дней. Как писал Иосиф Флавий, гробницы праотцов были сделаны «из великолепного мрамора» (Иудейская война, 4:9:7).

Что происходило в Махпеле на протяжении веков, предшествовавших возведению иродианского здания, никто не знает. Никаких раскопок здесь никогда не велось.

В византийскую эпоху Махпела, как и многие другие еврейские святыни, стала церковью. После того как Палестину завоевали арабы, христиане были изгнаны из Махпелы, и ее превратили в мечеть. Крестоносцы, завоевавшие святую землю, снова устроили здесь церковь. Ее описание черниговский игумен Даниил — первый русский, оставивший описание своего паломничества в Святую землю: «А от Хеврона до Сугубой пещеры Авраама близко, ближе, чем полверсты. Находясь посреди той крепостицы, пещера теперь хорошо защищена. И вымощена вся та крепостица плитами мраморными, белого мрамора. Пещера же та, где лежат Авраам, Исаак, Иаков и все сыновья Израилевы, находится внизу под вымосткой, хорошо укреплена; и жены их тут лежат, Сарра, Ревекка. И сделаны теперь над пещерою в крепостице той гробы отдельные; над гробами теми выстроены церковки маленькие круглые»

В 1267 году Хеврон завоевал мамлюкский султан Бейбарс I, который запретил евреям и христианам входить в пещеру. (К евреям султан отнесся более милостиво — им было дозволено подниматься на пять, а позднее на семь ступеней по внешней стороне восточной стены и опускать записки с просьбами о милосердии Творца в отверстие в стене возле четвертой ступени).

Могила Ицхака, открытка 1911 года

После этого Махпела на целых семь веков была закрыта для всех, кроме мусульман. Лишь в 1967 году ситуация изменилась. Заняв Хеврон, израильтяне оставили ключи от Махпелы в руках правоверных, однако открыли ее для всех желающих. Одним из первых евреев, вошедших в Махпелу после семи­векового перерыва, стал тогдашний главный раввин израильской армии Шломо Горен, незадолго до того протрубивший в шофар у Стены Плача.

По словам Давида Бен-Шломо, археолога из Ариэльского университета, иродианское здание стоит на фундаменте более ранней постройки, возможно, возведенной в хасмонейский период (второе столетие до н.э.), которая была построена над пещерой.

Объектом исследования Бен-Шломо и его коллег стали артефакты, найденные при следующих обстоятельствах. В 1981 году небольшая группа евреев приникла в пещеры, которые, по их словам, были заполненны грязью, костями и глиняной посудой всех времен. В качестве «трофеев» посетители взяли фрагменты четырех сосудов.

«Эта глиняная посуда датируется примерно VIII веком до н. э., что приближает нас к традиционной истории пещеры, как она излагается в Писании», – говорит исследователь.

Недавно эти трофеи – фрагменты из миски, чаши, кувшина и горшка – были подвергнуты разнообразным анализам, включая петрографию (наука о горных породах, позволяющая установить геологический источник артефактов, и, таким образом, уточнить их географическое происхождение). В результате исследователи установили, что сосуды, найденные в пещере, попали туда из разных мест в районе Хеврона и Иерусалима.

«Мы не знаем точно , какова была функция пещеры в период Первого Храма. Однако можно предположить, что люди приходили туда из разных мест. Так же возникает вопрос, продолжали ли хоронить в пещере новых людей. Тем не менее, похоже, что существовала традиция считать это место священным, т.е. местом паломничества, куда сходились люди из разных частей страны», – говорил Бен-Шломо.

В настоящий момент четыре черепка, найденные в пещере, хранятся в Музее земли Йегуды в Кирьят-Арбе. На некоторых из них, возможно, сохранились следы органики, что позволит подвергнуть их дополнительному анализу – и, соответственно, получить новые сведения о ранней истории еврейской святыни.

Александр Элькин