Моисей получает скрижали

Альбигойские войны

Альбигойский крестовый поход
Основной конфликт: Крестовые походы
Дата 1209—1229
Место Лангедок, Франция
Итог Поражение альбигойцев: Парижский договор
Противники
  • Католическая церковь
  • Королевство Франция
  • Крестоносцы
  • Графство Тулуза
  • Королевство Арагон
  • Транкавели
  • Графство Фуа
  • Графство Комменж
  • Виконтство Беарн
  • Альбигойцы
Командующие
  • Иннокентий III
  • Гонорий III
  • Григорий IX
  • Арнольд Амальрик
  • Филипп II Август
  • Людовик VIII
  • Бланка Кастильская
  • Симон де Монфор
  • Амори VI де Монфор

  • Раймунд VI
  • Раймунд VII
  • Пере II
  • Раймунд Роже Транкавель
  • Раймунд Роже де Фуа

Аудио, фото, видео на Викискладе

Альбигойский крестовый поход или Катарский крестовый поход (1209—1229 годы) — серия военных кампаний, инициированных Римской католической церковью, по искоренению ереси катаров в области Лангедок.
Когда дипломатические попытки папы римского Иннокентия III повлиять на распространение катарского движения не нашли особой поддержки среди священнослужителей и крупной феодальной знати, он решил прибегнуть к силе оружия. Во время этого крестового похода, длившегося 20 лет, был уничтожен по меньшей мере миллион человек. Альбигойский крестовый поход сыграл решающую роль в учреждении Ордена доминиканцев, а также инквизиции как мощного средства борьбы католической церкви с инакомыслием.

фото 2.jpg

Происхождение

Римская католическая церковь постоянно имела дело с различного рода религиозными движениями. Однако в XII веке эти группы объединились в небольшие общины вокруг нелояльных по отношению к римскому папе проповедников или в маленькие секты. Катары области Лангедок представляли собой довольно сплочённое религиозное движение такого рода, какой церковь осуждала уже девятьсот лет, со времен арианства.

В XII веке большая часть того, что сегодня называют Южной Францией, прониклась духом катаризма, распространившегося и на другие области. Наряду с катарами в городах и селениях, контролируемых городами, возникали общины вальденсов. Хотя корнями движение катаров уходило не в Лангедок, но именно там их религиозные учения нашли самый восторженный отклик.

Эта работа Педро Берругете XV в. иллюстрирует легенду о святом Доминике и альбигойцах, в которой сочинения Доминика и катаров по очереди бросали в огонь. Пламя пощадило только тексты Доминика.

Особенно много катаров оказалось на юго-западном побережье Франции, к тому времени находившемся под властью королевства Арагон. Себя они называли альбигойцами по названию французского городка Альби. Большинство исследователей связывают это с тем, что в Альби и округе концентрация катаров была наивысшей. По другой версии, это название восходит к церковному собору в Альби, впервые объявившему доктрины катаров еретическими. Политическая власть в Лангедоке принадлежала крупным землевладельцам и богатым горожанам.

Став папой в 1198 году, Иннокентий III попробовал вернуть катаров в лоно католической церкви. Но многочисленных проповедников встречали довольно прохладно. Даже святому Доминику, отличавшемуся убедительностью и красноречием, не удалось добиться ничего существенного Катарским вождям активно помогали богатые дворяне, а также некоторые епископы, недовольные церковными порядками. В 1204 году папа римский снял этих епископов с их должностей, а вместо них назначил папского легата. Тот в 1206 году попытался найти поддержку у аристократии Лангедока, настраивая её против катаров. Дворян, которые по-прежнему оказывали содействие катарам, отлучали от церкви. В мае 1207 года под отлучение попал могущественный и влиятельный граф Раймунд VI Тулузский. Папа призвал французского монарха Филиппа II к решительным действиям против катаров, но тот отказался. Граф Раймунд встретился с папским легатом Пьером де Кастельно в январе 1208 года, после чего наместника папы нашли зарезанным в собственной постели.

Разгневанный папа отреагировал на убийство буллой, в которой обещал одарить землями еретиков Лангедока всех, кто примет участие в крестовом походе. Это ещё более осложнило и без того непростые отношения между дворянами Севера и Юга Франции.

Божественный хэппи-энд: кто убил ассирийцев под Иерусалимом Божественный хэппи-энд: кто убил ассирийцев под Иерусалимом П.Барделлино. Моисей и Аарон перед фараоном.

Ассирийский взгляд

Удивительно, но Библия не единственный источник о походе царя Ассирии Синаххериба на отделившиеся от его державы земли с целью напомнить, кто в доме хозяин.

Осада Лахиша во всех подробностях изображена на огромном (12 метров в ширину и пять в длину) барельефе, который находился в одном из залов ассирийского царского дворца в Ниневии. Ассирийцы, видимо, очень гордились этим достижением, а современная археология подтверждает большую часть изображённого.

Что касается осады Иерусалима Синаххерибом, то в нашем распоряжении так называемые «Анналы Синаххериба» — глиняная призма, исписанная клинописью и повествующая о славных делах царя.

До нас дошли три таких призмы, и все они рассказывают другую историю — отличную от того, что написано Библии.

Согласно ассирийскому источнику, Езекию поймали в Иерусалиме «как птицу в клетке», город подвергся долгой осаде, причём ассирийцы подвели под стены и ворота свои укрепления, наёмники и арабы Езекии разбежались, а сам он был вынужден сдаться, выплатив огромную сумму. С явным удовольствием древний хронист перечисляет тридцать талантов золота и восемьсот серебра, ювелирные украшения, мебель из слоновой кости и дорогого дерева, а также прочую добычу, включая гарем, дочерей и музыкантов Езекии. Кроме того, Синаххериб отрезал от его царства огромные территории, раздав их соседним царям, а Иудею вернул в состояние данника — с чем Езекия и смирился. И никаких записей о поражении или огромных потерях.

Записи соседних с Иудей царств подтверждают потерю иудеями многих городов, а археологи находят следы многочисленных пожаров и запустений в ближайших к Иерусалиму сельских районах. Как минимум несколько десятков лет многие земли оставались невозделанными, а посёлки — разрушенными.

Божественный хэппи-энд: кто убил ассирийцев под Иерусалимом
(Фото: James McConnell)

Военные кампании

Окситания накануне Альбигойского крестового похода (1209 год)Соотношение сил и главные сражения

Военные кампании Альбигойского крестового похода можно разделить на несколько периодов. Первый — с 1209 по 1215 год — сопровождался успехами в Лангедоке. Захваченные земли, однако, были вскоре потеряны (1215—1225 годы) из-за восстаний.

Ситуация изменилась после того, как в 1226 году в войну вмешался король Франции Людовик VIII. После его смерти в ноябре того же года начатое дело продолжил его преемник Людовик IX. Область к 1229 году была повторно завоевана, а местное дворянство согласилось на временное перемирие.

После 1233 года инквизиция ликвидировала остальных катаров. Сопротивление и стихийные восстания продолжались, однако без особого успеха. Военные действия прекратились только в 1255 году. В ходе Альбигойских войн погибло около миллиона человек (считая жертвы с обеих сторон).

Успешное начало: 1209—1215 годы

Основные статьи: Взятие Безье, Осада Каркассона, Битва при Мюре

В середине 1209 года около 10 000 вооружённых крестоносцев собрались в Лионе. В июне Раймунд VI Тулузский, заподозрив неладное, обещал католическому духовенству начать военные действия против катаров. Спустя некоторое время после этого обещания его отлучение от церкви было снято. Тем временем крестоносцы подошли к Монпелье. Земли Раймунда-Рожера Транкавеля вокруг Альби и Каркассона, на которых жили общины катаров, оказались под угрозой разорения. Как и Раймунд Тулузский, Раймунд-Рожер попытался договориться с вождями крестоносцев, но ему отказали во встрече, и он поспешил назад к Каркассону, чтобы подготовить город к обороне. В июле крестоносцы захватили маленькую деревушку Севье и подступили к Безье Они потребовали, чтобы все катары вышли из города. Те отказались, и после взятия Безье всё его население было вырезано, хотя катар в городе было не более трехсот человек. Современные источники оценивают число погибших в диапазоне между семью и двадцатью тысячами. Последнее число, вероятно сильно завышенное, появляется в отчёте папского легата Арнольда Амальрика. Новости о бедствии в Безье быстро распространились, и впоследствии множество укреплений катаров сдались без всякого сопротивления. Именно при взятии крепости Безье была якобы сказана известная фраза «Убивайте всех, Господь распознает своих!», которую приписывают папскому легату Арнольду Амальрику.

Катаров выводят из Каркассона.

Следующей мишенью стал Каркассон, к которому крестоносцы подошли 1 августа 1209 года. Город был неприступной крепостью. Осада оказалась недолгой. 7 августа город отрезали от водоснабжения, а 15 августа Раймунд-Рожер поехал во вражеский стан искать перемирия, но был схвачен. В тот же день Каркассон сдался без боя. Население не вырезали, но, согласно Петру из Во-де-Сернея, выпустили из города практически нагими, «…в одних сорочках и портках». После взятия Каркассона войска крестоносцев возглавил Симон де Монфор. Вскоре практически без сопротивления были захвачены Альби, Кастр, Фанже, Лиму, Ломбер и Монреаль. Однако некоторые города, которые ранее сдались без боя, впоследствии оказали ожесточённое сопротивление.

Следующая битва состоялась возле Ластура, неподалёку от замка Кабаре. В декабре 1209 года Пьер Рожер де Кабаре отстоял свою крепость. Военные действия временно прекратились лишь с первыми заморозками. В марте 1210 года пал Бран. В июне осадили Минерв. Город подвергся массированному обстрелу из камнемётов, и его удалось захватить лишь после полного разрушения оборонительных укреплений. Катарам дали возможность принять католицизм. Большинство так и поступило, но 140 убеждённых катаров были сожжены на костре. В августе крестоносцы подступили к Терму. Несмотря на значительные усилия Пьера-Рожера де Кабаре, город подвергся осаде и в декабре пал. В 1211 году пал Лавор и были зверски убиты около 500 человек, включая его хозяйку даму Героду де Лавор и её брата Аймери де Монреаля, который нарушил присягу Монфору, поспешив на помощь сестре. В 1213 году войска Педро II Арагонского подошли на помощь Тулузе. Они осадили крепость Мюре, но в сентябре король Педро II погиб в сражении с крестоносцами. Его разбитая армия бежала. Это был серьёзный удар по катарскому сопротивлению. В конце 1213 г. ситуация ухудшилась: Раймунд был вынужден бежать в Англию. В ноябре Симон де Монфор вступил в Перигор и без труда захватил замки Домм и Монфор, а также осадил Кастельно и разрушил укрепления Бейнака. В 1215 году крестоносцы ворвались в Тулузу. Тулуза была передана Монфору. В 1224 году его сын Амори уступил земли, унаследованные им после гибели отца в 1216 году, королю Франции. Тем не менее о полном покорении Лангедока речи не шло. Множество недовольных дворян, изгнанных со своих земель, либо потерявших родственников пополнили ряды файдитов и начали партизанскую войну как против католической церкви так и против Монфора, и в некоторые периоды добивались ощутимых успехов.

Кающиеся катары носили жёлтый крест

Восстание и реванш южан в 1216—1225 годах

В апреле 1216 года Раймунд VI вместе с сыном, будущим Раймундом VII, вернулись из эмиграции в свои земли и вскоре собрали в недовольных городах значительную армию сопротивления. В мае был осажден Бокер, павший через три месяца. Французский гарнизон укрылся в цитадели; в июне на помощь городу пришёл Симон де Монфор, но отбить его не смог и в августе снял осаду. Потом он жестоко подавил восстание в Тулузе. Но в сентябре 1217 года Раймунд VI, собрав военные силы, подошёл к Тулузе, немедленно снова восставшей против французов и с радостью открывшей ему ворота. Симон, находившийся в области Фуа, срочно вернулся и осадил город, но 25 июня 1218 года во время осады был убит прямым попаданием в голову камня из катапульты. Его сын Амори был вынужден снять осаду.

Вмешательство французского королевского дома

В ноябре 1225 года Раймунда-младшего, как и его отца, отлучили от церкви. В июне 1226 года Людовик VIII возглавил новый поход. Укреплённые города и замки сдавались без сопротивления. Лишь Авиньон ожесточённо сопротивлялся в течение более трёх месяцев, чтобы наконец в сентябре окончательно капитулировать. Людовик VIII неожиданно скончался в ноябре, и на троне оказался малолетний Людовик IX. Бланка Кастильская, королева-регентша, назначила командиром крестоносцев Юмбера де Боже. В 1227 году пал Ла-Бесед, а в 1228 году Юмбер осадил Тулузу, но не смог её взять и лишь разорил окрестности. Силы окситанцев уже иссякли, и в 1229 году Раймунд VII был вынужден подписать с французской короной унизительный договор в Мо.

Божественная победа?

И случилось в ту ночь: пошёл Ангел Господень и поразил в стане Ассирийском сто восемьдесят пять тысяч.
В Ветхом Завете царю Иудеи Езекии уделено много места. Он провёл реформы, боролся с идолопоклонничеством, восстановил службы в Иерусалимском храме и вёл успешные войны с филистимлянами. Как говорит нам вторая книга Паралипоменон: «И действовал успешно Езекия во всяком деле своём».

Но главное, при нём иудеи в Иерусалиме успешно отбились от нашествия ассирийцев, которые огнём и мечом прошлись по Палестине, уничтожая всё на своём пути.

Эта война в Библии упоминается в разных подробностях во множестве мест (четвёртая книга Царств, вторая книга Паралипоменон, Книга Пророка Исаии, Сирах) и рисует примерно следующую картину. Пока ассирийцы осаждали город Лахиш, иудейские послы обратились к их царю Синаххерибу с просьбой о мире. Тот повелел принести ему 300 талантов серебра и 30 талантов золота. Иудеи вынесли не только всё из царской сокровищницы, но и были вынуждены отдать все сокровища Храма и даже снять с него золотые двери и позолоту со столбов. Но это не помогло, и вскоре возле города появилась огромная ассирийская армия во главе с телохранителем царя Рабсаком. Тот издевательски спросил у иудеев, что они будут делать теперь, ведь ничто их не спасёт: ни неверные египетские союзники, ни, тем более, их Бог.

Никто и ничто не может устоять перед мощью ассирийцев!

В ответ на это царь Езекия, обрядившись в траурный наряд, долго молился и просил защиты у Бога, после чего на землю сошёл Ангел Господень и умертвил чуть ли не всю ассирийскую армию, «всех храбрых и главноначальствующего, и начальствующих в войске царя Ассирийского».

Божественный хэппи-энд: кто убил ассирийцев под Иерусалимом

Синаххериб был вынужден убраться от спасённого города.

Хэппи-энд и полная победа, дарованная Богом.

Примечания

  1. VC Introduction: The historical background
  2. Massacre of the Pure, Time, 28 апреля, 1961
  3. European Wars, Tyrants, Rebellions and Massacres (800—1700 CE)
  4. VC § 5
  5. Mosheim, Johann Lorenz. Mosheim’s Institutes of Ecclesiastical History, Ancient and Modern 385 (W. Tegg 1867)
  6. См. также Третий Латеранский собор
  7. VC § 6
  8. PL §VIII
  9. VC § 8-9
  10. PL §VI
  11. PL §VII
  12. PL §IX
  13. VC § 55-58
  14. VC § 59-60, PL §IX
  15. VC § 84
  16. PL §XIII
  17. VC § 88
  18. VC § 89
  19. По сообщению одного писателя, когда один из предводителей войска Христа спросил у папского легата Арнольда Амальрика о том, как отличить католиков от еретиков, тот ответил: «Caedite eos! Novit enim Dominus qui sunt eius» — «Убивайте всех! Господь узнает своих!». В письме папе, датируемом августом 1209, легат сообщал:
    «…в то время как бароны совещались о том, к каким уловкам прибегнуть, чтобы вывести из города католиков, слуги и другие люди низкого звания, а некоторые даже без оружия, напали на город, не ожидая приказов вождей. К нашему изумлению, крича «к оружию, к оружию!», за два или три часа они пересекли ров, перелезли через стены, и Безье был взят. Они не пощадили никого, всех предали мечу, почти 20 000 человек, вне зависимости от ранга, пола или возраста. После этой большой резни целый город был разграблен и сожжен. Так чудным образом осуществилась божья месть…»
  20. VC § 92-93
  21. VC § 94-96, PL §XIV
  22. VC § 98
  23. VC § 101
  24. VC § 108—113
  25. VC § 114
  26. VC § 115—140
  27. VC § 142
  28. VC § 151
  29. VC § 154
  30. VC § 156
  31. VC § 168
  32. VC § 169—189
  33. VC § 367—446
  34. VC § 447—484, PL §XX
  35. VC § 463, PL §XXI
  36. PL §XXV
  37. VC § 528—534
  38. VC § 529
  39. VC § 530
  40. VC § 533—534
  41. VC § 569
  42. VC § 554—559, 573
  • Гильем Тудельский. Песнь об Альбигойском крестовом походе / Пер. с прованс. С. Д. Лихачевой, В. В. Виноградовой. — М.: Квадрига, 2010. — 320 с. — ISBN 5-91791-036-9.
  • Песнь о крестовом походе против альбигойцев / Пер. с прованс. И. О. Белавина, Е. В. Морозовой. — М.: Ладомир; Наука, 2011. — 440 с. — (Литературные памятники). — ISBN 978-5-86218-489-1.

Что в итоге?

Мы знаем множество примеров, когда по итогам войны обе стороны торжественно приписывали себе полную победу и заносили это в свои анналы. Судя по всему, здесь произошло то же самое.

Вполне возможно, ассирийцы действительно подвергли осаде хорошо подготовленный Иерусалим. История знает много примеров, когда болезни и голод выкашивали осаждающие армии, а иудеи сделали всё, чтобы осложнить врагу жизнь. Тот же недостаток свежей воды мог привести к эпидемии в ассирийском лагере, что объяснили божественным вмешательством. Но иудеи всё равно были вынуждены пойти на мир, выплатив огромную дань, на которую пошли сокровища и даже двери Храма, после чего ассирийцы удалились, не взяв и не разорив город.

Вероятно, царство Езекии действительно сильно уменьшилось, но нет худа без добра. Ассирийцы практически полностью уничтожили окрестные центры, что позволило Иерусалиму утвердиться в качестве монопольной религиозной столицы и экономического центра.

Борьба за Палестину перешла в следующую стадию.

В соответствии с агадическим мидрашем, телец был оживлён благодаря Всевышней силе, которая была даже в кусках таблички, с помощью которой Моисей со словами але шор (поднимись, бык) поднял ковчег Иосифа из вод Нила для перезахоронения на Земле обетованной после её покорения племенем Израиля.

Потому-то золото в плавильне преобразовалось в символ Иосифа тельца. Есть основания полагать, что речь идет о Молохе.

Золотой телец Аарона

Во время Исхода, когда Моисей был на горе Синай и оставшийся без него народ стал роптать, Аарон для успокоения народа сделал из золотых украшений, собранных у евреев, золотого тельца:

Спустившийся по указанию Господа с Синая Моисей впал в гнев, разбил Скрижали Завета, вручённые ему на горе Богом, и уничтожил тельца.

Пляски вокруг золотого тельца. Никола Пуссен
pinterest button Пляски вокруг золотого тельца. Никола Пуссен Никола Пуссен (1594–1665), Public Domain

Затем Моисей собрал сынов Левия и сказал им:

Поклонение Золотому тельцу
pinterest button Поклонение Золотому тельцу the Providence Lithograph Company, Public Domain

Это было исполнено и в тот день было убито около трёх тысяч человек.

Золотые тельцы Иеровоама

Царь Израиля Иеровоам I, отделившись от сына Соломона, иудейского царя Ровоама, воздвиг в своём царстве двух золотых тельцов: одного в Бейт-Эле (Вефиле), а другого на севере страны в Дане.

Формально они символизировали подножия трона Яхве. Этим тельцам жители царства поклонялись как богам; их культ сохранялся всё время существования царства (некоторые цари шли дальше, принимали иноземные культы, но даже наиболее положительно оцениваемые Библией правители Израильского царства «не отступали» от вефильского и данского тельцов).

Скрижали Закона

Скрижали ЗаконаВ сороковой день по выходе из Египта, Из­раильтяне пришли в пустыню Синайскую. Моисей взошел на гору, и Бог воззвал к нему с высоты ее, говоря: «Скажи сынам Израиле- вым: вы видели, что сделал Я с Египтянами и как Я перенес вас, подобно тому, как орел переносит

Где сейчас находится Ковчег завета израильтян?

Где сейчас находится Ковчег завета израильтян?священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряКовчег завета был утрачен в 586 году до Р.Х., когда войска вавилонского царя Навуходоносора сожгли Иерусалимский храм. Пророчество об этом было сделано Иеремией: «И

Часть II Скрижали Завета: Священная история Ветхого Завета

Часть IIСкрижали Завета: Священная история Ветхого ЗаветаМОЛИТВА ОПТИНСКИХ СТАРЦЕВ НА НАЧАЛО ДНЯГосподи, дай мне с душевным спокойствием встретить все,что принесет мне наступающий день.Дай мне всецело предаться воле Твоей святой.На всякий час сего дня во

28. Должно верить, что как души совершенных находятся на небе, так души грешников, по разлучении с телом, находятся во аде

28. Должно верить, что как души совершенных находятся на небе, так души грешников, по разлучении с телом, находятся во адеГригорий. Если благочестивая беседа вполне убедила тебя, что души святых на небе, то совершенно необходимо верить и тому, что души нечестивых во аде. По

3.1.3. Скрижали Завета – пример наделения письменного текста божественным авторитетом

3.1.3. Скрижали Завета – пример наделения письменного текста божественным авторитетомОсобенно близкими к ветхозаветным образам небесных книг являются Скрижали Завета с десятью заповедями. Согласно повествованию книги Исход, Скрижали Завета создавались дважды: сначала

Ковчег завета и скрижали Закона в небесном святилище

Ковчег завета и скрижали Закона в небесном святилищеВ различных случаях Е. Уайт говорила и писала о ковчеге завета во Святом святых в небесном святилище. Одно такое утверждение было сделано в проповеди в Оребро, в Швеции, в 1886 году.»Я предостерегаю вас, не оспаривайте

Новые скрижали

Новые скрижалиГосподь повелел Моисею: «Вытеши каменные две скрижали, подобные прежним, и Я напишу на них слова, какие были на прежних скрижалях, тех, что разбил ты. 2 Приготовься к утру, чтобы на рассвете ты мог взойти на гору Синай и там, на вершине ее, предстать предо Мной. 3

Глава двадцать восьмая. Должно верить, что как души совершенных находятся на небе, так души грешников, по разлучении с телом, находятся во аде

Глава двадцать восьмая. Должно верить, что как души совершенных находятся на небе, так души грешников, по разлучении с телом, находятся во адеГригорий. Если благочестивая беседа вполне убедила тебя, что души святых на небе, то совершенно необходимо верить и тому, что души

Мессинг переводит фрагмент Скрижали

Мессинг переводит фрагмент СкрижалиПеревод текста третьей части Скрижали атлантов был готов у Мессинга уже к восьми вечера по местному времени. Теперь дело было за герменевтическими навыками Алексии. Впрочем, перед этим мы все пожелали ознакомиться с переводом. И все

Тайны Скрижали

Тайны Скрижали— Пап?, а давай устроим соревнование, кто быстрее решит задачу: я с экспликацией смысла третьего сегмента Скрижали атлантов или ты, составляя свой ипсилон? — бросила вызов Алексия.— Малыш, в этих делах никогда не стоит, уж поверь мне, быть заложницей

Вторая часть Скрижали

Вторая часть СкрижалиКогда высокий монах произнес эти слова, мы встрепенулись. Монах, конечно, заметил это и сделал паузу, ожидая, что скажет кто-нибудь из нас по поводу услышанного. Слово взял Мессинг:— Простите, мой друг, нашу столь явную реакцию на вашу речь. Позволю

Моисей разбивает скрижали. Исход 32:1–7, 15-19

Моисей разбивает скрижали. Исход 32:1–7, 15-19Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что

Новые скрижали. Исход 34:1–8, 28-32

Новые скрижали. Исход 34:1–8, 28-32И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и будь готов к утру, и взойди утром на гору Синай, и

Моисей разбивает скрижали. Исход 32:1-7, 15-19

Моисей разбивает скрижали. Исход 32:1-7, 15-19Когда народ увидел, что Моисей долго не сходит с горы, то собрался к Аарону и сказал ему: встань и сделай нам бога, который бы шел перед нами, ибо с этим человеком, с Моисеем, который вывел нас из земли Египетской, не знаем, что

Новые скрижали. Исход 34:1-8, 28-32

Новые скрижали. Исход 34:1-8, 28-32И сказал Господь Моисею: вытеши себе две скрижали каменные, подобные прежним, и Я напишу на сих скрижалях слова, какие были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и будь готов к утру, и взойди утром на гору СинаЙ, и

Шатер Откровения и новые скрижали

Шатер Откровения и новые скрижалиИ повинился Моисей за народ перед Йахве, и испросил у него прощения. После этого вывел свой шатер из оскверненного стана и поставил его далеко от него. Отныне каждый, ищущий Йахве, шел к этому шатру. Когда же Моисей выходил из своего шатра,