Молитва домостроительница

Икона Божией Матери «Экономисса» в народе имеет название – домохранительница. Это одна из пяти икон на Афонской горе и относится к главному уделу Божьей Матери на земле. Этот божественный лик был написан после явления Богородицы старцу Афанасию.

Однажды в Х веке в Великой Лавре, основанной святым Афанасием Афонским, из-за неурожая начался голод. Иноки, не выдержав лишений, перебрались в другие обители. Последним покинул Лавру её основатель. Но по дороге Афанасию явилась Богородица и пообещала помогать Лавре, став отныне Экономиссой (Домостроительницей) обители. Богородица сказала иноку, что отныне он может быть спокойным за свою обитель, так как Она сама будет покровительницей ее. Для подтверждения своей святой принадлежности Она приказала старцу ударить посохом о камень, с которого полился святой источник.

Вернувшись, Афанасий увидел чудесным образом наполненные кладовые. Вскоре в обитель вернулись и все иноки. С тех пор в Лавре святого Афанасия нет должности эконома, а существует только помощник Экономиссы. На иконе рядом с Богородицей изображены святые Афанасий Афонский и Михаил Синадский.

Как любой другой святой образ, «Экономисса» прославилась чудесами и исполнением просьб молящих её.

Этому уникальному образу молятся:

«…О сладчайшая наша Мати Игумение! Собери ны, рассеянное стадо Христово во едино и спаси всех православных христиан, сподоби райския жизни со Ангелы и всеми святыми во Царствии Христа Бога нашего, Ему же честь и слава со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым и Благим и Животворящим Духом во веки веков. Аминь».

Молитва иконе «Экономисса» преисполнена просьбы о ходатайстве за грешный мир и заступничестве перед Господом за грешный люд, о единении и мире меж людьми, что особенно актуально в современное время смуты и войны. Сама икона и слова молитвы к ней как будто напоминают людям о бренности всего земного, о том, что Господь Всемилостив по просьбам нашим управит и разрешит проблемы мира сего.

От чего помогает? От нищеты и голода. Финансовый кризис затрагивает каждую семью, как богатых, так и не очень обеспеченных людей, как владельцев фирм и предприятий, так и их работников. Тем важнее для современного христианина становится икона «Экономисса», значение которой для православного человека невозможно переоценить. Святая постоянно приходит на защиту своих земных чад, становится нерушимой стеной между бедами и людьми, особенно там, где возносятся искренние мольбы о помощи. Не столь важно, где обращается человек к этому чудесному образу: на горе Афон или в маленьком деревенском храме, в тишине монастыря или в городской квартире, искренние мольбы и воззвания обязательно будут услышаны, и молящему в очередной раз придёт на помощь уникальная и волшебная икона «Экономисса».

День Празднования проходит единожды в году- 18 июля по новому стилю)5 июля по старому)

Икона «Экономисса» (список) находится в Нижнем Новгороде в Рождественском (Строгановском) Храме:

адрес-Нижний Новгород, Нижегородский р-н, ул. Рождественская, 34. Телефон: (831) 430-18-60. От Московского вокзала автобусы №№ 4,19,38,61 до остановки Речной вокзал.

Молитва

О Пречистая Дево Богородице, Премилостивая Владычице, вышшая Ангел и Архангел, Царице небесе и земли, страны нашея православныя твердое ограждение, всякаго дома и семейства христианскаго Благоустроительнице, труждающихся во благочестии благословение, нуждающихся неистощимое богатство, сирых и вдовиц Кормительнице, девствующих чистото и славо, матерей тихое веселие, отроков мудросте и научение, наставников и детоводителей совершенный разуме. Веруем в державный Твой покров над православным отечеством нашим и над малейшим из нас, искупленным Божественною Кровию Сына Твоего. Веруем, яко в сей иконе Твоей, в благословение от Святыя Горы Афонския нам данней, Сама Ты низпосылаеши Твое матернее благословение градом и весем нашим и коемуждо дому на Тя упование имущему. Темже со благоговейным трепетом и с благодарным сердцем преклоняемся пред сим новым знамением великия любве Твоея, Владычице, к нам, недостойным. Воспоминающе же Твое чудесное явление преподобному Афанасию Афонскому, некогда в нужде и скорби бывшему и, яко пребудеши присная Домостроительница его обители, от Тебе милостивное обещание приемшему, смиренно молимся Тебе: о Премилосердая Мати рода христианскаго, буди и нам, грешным и недостойным рабом Твоим, мудрая Домостроительница, житие наше добре устрояющая. Всякое сообщество, всякий дом и семейство во благочестии и Православии, единомыслии, послушании и довольстве соблюди, заблуждшия на путь правый настави, старость поддержи, младенцы воспитай, всех нас вразуми. Облегчи и возстави изнемогающия, сохрани люди Твоя от всякия нужды, болезни, глада, губительства, града, огня, от всякаго злаго обстояния и всякаго нестроения. Дому сему и всякой души христианстей и всей стране нашей исходатайствуй мир и велию милость ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Божией Матери

Икона Божией Матери «Домостроительница». Литография. Кон. XIX в.

Икона Божией Матери «Домостроительница». Литография. Кон. XIX в.

(празд. 5 июля), чудотворный образ в соборном храме Великой Лавры прп. Афанасия Афонского (Афон).

В 963 г. прп. Афанасий Афонский начал строительство 1-го общежительного мон-ря на Св. Горе Афон. Прп. Афанасий посвятил мон-рь Пресв. Богородице, Игумении горы Афонской; первоначально храмовым праздником обители было Благовещение.

Вскоре после основания обители из-за неурожая в округе начался голод. В поисках пропитания иноки разошлись из обители, покинуть мон-рь вынужден был даже настоятель — игум. Афанасий. На дороге к Карее (главный мон-рь Афона) он увидел идущую навстречу Жену под голубым покрывалом, от К-рой исходила благодатная сила, старец смутился, поскольку женщинам устав Афона запрещает доступ на Св. Гору. Поравнявшись с игуменом, Жена спросила о цели его пути, и прп. Афанасий рассказал о своей беде. Ответом ему были укоры за малодушие, повеление вернуться и обещание помощи. Она предсказала буд. славу Лавры и открыла старцу, что он сподобился явления Той, Кому посвятил свою обитель,- Пресв. Богородицы. Старец усомнился в истинности Ее ответа и в подтверждение слов попросил знамения. Богородица велела ему ударить посохом по придорожному камню и сказала, что с этого времени навсегда останется Домостроительницей Лавры. Прп. Афанасий ударил посохом о камень, из к-рого тотчас вырвался поток воды. Игумен обернулся, чтобы пасть ниц пред Пресв. Богородицей, но на дороге уже никого не было. Вернувшись в мон-рь, преподобный нашел все кладовые наполненными припасами.

Через нек-рое время прп. Афанасий (уже с насельниками мон-ря) удостоился еще одного явления Царицы Небесной. Во время литургии благочестивый инок Матфей увидел, что Богородица с 2 ангелами обходит храм и каждому монаху дает одну или неск. монет разного достоинства — в зависимости от усердия к молитве. Матфей тоже с благоговением принял из Ее рук несколько монет. По окончании богослужения он рассказал настоятелю о бывшем ему явлении.

После этих событий и до наст. времени в мон-ре, прежде возглавляемом прп. Афанасием, в согласии с волей Царицы Небесной нет эконома, а только подэконом, помощник Икономиссы. В память о происшедшем в Лавре была написана икона, получившая название «Домостроительница». На месте чудесного явления Богородицы прп. Афанасию на дороге к Карее возвели небольшую ц. в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Икона с изображением чуда находится в храме, обнесенном галереей для богомольцев.

После смерти преподобного Богоматерь явилась новому настоятелю мон-ря и повелела, чтобы храмовый праздник обители отмечали в день памяти прп. Афанасия.\tab

«Д.» и. принадлежит к известному с VI в. типу «Всенепорочная» (греч. Πανάχρανιος). Восседающая на резном престоле Божия Матерь левой рукой поддерживает Младенца, правой благословляет молящихся. По сторонам престола Ей предстоят преподобные Афанасий Афонский (с моделью храма — в знак домостроительства Божией Матери в его обители) и Михаил Синадский (с развернутым свитком), глава к-рого хранится в Лавре. Над головой Богородицы 2 ангела держат царский венец.

Н. П. Кондаков приводит описание «Д.» и., помещенной на стене нартекса кафоликона Лавры, где наряду с преподобными Афанасием Афонским и Михаилом Синадским Богоматери предстоят «Симеон, Стефан, Николай, св. жены и цари-ктиторы Иоанн и Никифор» (Кондаков. 1902. С. 176). Исследователь сообщает размеры иконы (длина 1 саж., ширина менее 10 см) и предполагает, что она была написана не ранее XVII в. (того же времени финифтяный венчик над головой Младенца Христа); «в последнее время она поновлена, и внизу написано длинное славословие» (Там же. С. 176).

Лит.: Бухарев И. Иконы. 1901. С. 160; Кондаков Н. П. Памятники христ. искусства на Афоне. СПб., 1902. М., 2004. С. 176; Поселянин Е. Богоматерь. С. 419-421; Благодеяния Богоматери роду христианскому через Ея св. иконы. СПб., 1905. С. 562-564; Слава Богоматери. 1907. С. 474-475; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1993. С. 209-210; Чудотворные иконы Божией Матери на Афоне / Авт.-сост.: О. В. Орлова. М., 1997. С. 9, 20-21, 80.

Фото июнь 2012 г.:

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-01

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-02

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-03

Фото 29.12.2012:

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-04

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-05

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-06

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-07

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-08

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-09

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-10

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-11

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-12

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-13

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-14

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-15

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-16

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-17

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-18

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-19

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-20

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-21

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-22

moskva-hram-vseh-svyatyh-na-kulishkah-23

12…4►

Храм Всех Святых на Кулишках

Подворье Александрийской православной церкви

Адрес: г. Москва, Славянская площадь, д. 2

Церковь Всех Святых на Кулишках построена в конце XVI — начале XVII вв. на месте деревянного храма заложенного при Дмитрии Донском в память русских воинов павших в Куликовской битве. Приделы и колокольня второй половины XVII века. Храм расположен на Славянской площади города Москвы, в Зарядье, недалеко от Китай-города. Является памятником архитектуры и охраняется государством.

Церковь Всех Святых на Кулишках (по материалам книги «Московские монастыри и храмы / С.В. Истомин. — М.: АСТ, Астрель, Хранитель, 2007. — 382, с.: ил.»):

На Славянской площади, близ улицы Солянки, стоит одна из древнейших церквей Москвы — церковь Всех Святых на Кулишках. По преданию, ее заложил великий князь Дмитрий Иванович Донской, который, вернувшись с победой с Куликовской битвы в 1380 году, приказал построить храм в память о русских воинах, павших на поле сражения.

Существует и другая версия историков, согласно которой храм на этом месте стоял задолго до Куликовской битвы, и первоначальное основание храма связывают с освоением и заселением этой местности. А в 1380 году Дмитрий Донской приказал восстановить или перестроить ее в честь победы и убиенных воинов.

Церковь сильно пострадала во время битвы за Москву в 1612 году, рядом с храмом стояли пушки народного ополчения Минина и Пожарского. Вновь Всехсвятская церковь была отстроена в 1687 году и неоднократно обновлялась в последующие времена. И всю свою историю она продолжала оставаться обыкновенным московским приходским храмом.

Самая трагическая страница в летописи истории храма связана с московским Чумным бунтом 1771 года. Дело в том, что этой церкви в старину принадлежала знаменитая часовня чудотворной иконы Боголюбской Божией Матери, которая находилась на Варварской башне стены Китай-города. (Ныне остатки фундамента этой башни можно увидеть в подземном переходе, связывающим Славянскую площадь с Варваркой.)

Чудотворная икона помещалась высоко над проездными воротами Варварской башни. Каждый год по московскому обычаю в день празднования иконы 18 июня (по старому стилю) чудотворный образ на три дня опускали вниз для поклонения москвичей, затем вновь поднимали наверх до следующего года. Боголюбская икона Божией Матери — первая написанная на Руси икона, прославившаяся чудотворениями, была создана в память о чудесном явлении Богородицы Святому князю Андрею Боголюбскому в 1155 году.

Когда на Москву обрушилась страшная эпидемия чумы, москвичей охватила паника. Разразился Чумной бунт, в котором невольно оказался участником и священник Всехсвятской церкви на Кулишках. Все началось с того, что одному человеку приснился сон, будто чума наслана на москвичей на три месяца за недостаточное почитание Боголюбской иконы Божией Матери (вот уже 30 лет никто не ставил перед ней свечей и не читал молебнов).

Этот сновидец уселся у Варварских ворот и стал собирать деньги на «всемирную свечу», рассказывая всем о своем сонном видении. Вместе с ним об этом сне начал рассказывать и священник Всехсвятского храма.

Слух про необычный сон быстро разлетелся по всей Москве. Потребовалось немного времени, чтобы возбуждение народа достигло предела. Москвичи ринулись к Варварским воротам и по лестницам стали залезать вверх, чтобы приложиться к образу в надежде, что после этого они не заболеют чумой. Но такое скопление народа и целование иконы во время эпидемии только усиливало распространение болезни.

Тогда архиепископ Амвросий решил убрать икону в церковь и запечатал кружки для сбора пожертвований на «всемирную свечу» перед Боголюбской иконой. Этим он вызвал неописуемый гнев и без того паникующих людей. Жители Москвы ударили в набат на кремлевской башне, и 16 сентября 1771 года в городе началось восстание.

Архиепископа Амвросия убили в Донском монастыре, где он пытался укрыться от разъяренной толпы. Бунтовщики кинулись на Остоженку, к дому генерала Петра Еропкина, которого считали сообщником Амвросия, но генералу удалось запереться в Кремле. Оттуда он безуспешно уговаривал народ разойтись, но в ответ в него летели камни и палки, и много раз толпа пыталась прорваться в Кремль. Два дня войска под командованием Еропкина усмиряли восставших.

За подавление Чумного бунта императрица Екатерина II назначила Еропкина московским генерал-губернатором, наградила его голубой Андреевской лентой, подарила 20 000 рублей, еще хотела пожаловать 4000 крепостных, но он отказался. Тогда императрица сама посетила дом Еропкина на Остоженке. Затем она повелела вырвать язык у набатного колокола, висевшего в одноименной кремлевской башне, за то, что его удары стали сигналом для начала Чумного бунта. (Звон этого колокола еще до Чумного бунта поднимал «всполох» москвичей.)

Всехсвятская церковь продолжала действовать до 1917 года, в советский период она была закрыта, но не разрушена. В начале 1990-х годов храм был возвращен верующим.

За многовековую историю своего существования эта церковь ушла в землю на 3,5 метра и слегка наклонилась ее колокольня, став отдаленным подобием падающей итальянской Пизанской башни. Сегодня храм прекрасно восстановлен, действует и являет собой пример лучшей московской реставрации. В церкви находится список редкой чудотворной иконы Божией Матери «Экономисса» (Домостроительница).

Икона Божией Матери «Экономисса»

По преданию, однажды в Афонском монастыре (впоследствии Лавре) святого Афанасия случился страшный голод, причем такой, что монахи один за другим стали уходить из монастыря. Прошло время, есть было по-прежнему нечего, и Афанасий тоже решил покинуть обитель. Уходя из монастыря, он встретил женщину, лицо которой было укрыто покрывалом. Женщина спросила Афанасия, куда тот идет. Монах очень удивился встрече, ведь женщинам запрещено находиться на острове Афон.

Выслушав рассказ монаха, женщина укорила его в маловерии и в том, что он бросает свою обитель ради куска хлеба: «Где твоя вера? Воротись, и я помогу тебе», — сказала она. Афанасий спросил женщину, как ее зовут. «Я та, имени которой ты посвящаешь свою обитель. Я — Матерь Господа твоего. И с этого времени я навсегда остаюсь домостроительными твоей Лавры», — ответила незнакомка.

В доказательство своих слов женщина велела иноку ударить своим посохом о камень у дороги. Афанасий ударил, и из камня чудесным образом хлынула вода. Когда же потрясенный инок вернулся в обитель, то он нашёл все закрома наполненными хлебом.

С тех пор в Афонской Лавре нет эконома, есть только помощник его. В Лавре считается, что экономиссой является Божия Матерь. А в память об удивительной встрече Афанасия на Афоне была написана икона Божией Матери, именуемая «Экономисса или Игумения горы Афонской».

Кулишки

В древности место, где располагается храм Всех Святых, было неудобным и малопригодным для заселения, о чем свидетельствует само его название — «кулишки» или «кулижки». Одно из толкований слова «кулишки» определяет его как болотистое место, заболоченный участок земли с кочками. Есть предание, что когда-то здесь находилось болото, на котором жили кулики — птицы, обитающие в болотистой местности. Может быть, это они оставили здесь свое имя? Действительно, это место в самом центре Москвы, всего в пяти минутах ходьбы от Кремля, никогда не было застроено жилыми домами (по сравнению с другими центральными московскими районами), если не считать нескольких доходных домов, выстроенных в районе древних «кулишек» на улице Солянке до 1917 года.

Некоторые москвоведы полагают, что на заре московской истории здесь стоял густой бор, поэтому «кулишки» могут означать вырубленные участки земли или расчищенные поляны среди леса.

Слово «кулига» имело очень много значений в древнерусском языке. Все эти значения объединены общим признаком — это влажное болотистое место. Кулигой называли луг на берегу реки, низменный берег, небольшую поляну, расчищенную в лесу и болотные кочки. Вплоть до начала XX века сенокосные места в деревнях Подмосковья часто называли «кулишками».

Кондак 1

Избранней от сложения мира Пресвятей Деве Марии Богородице, воистину плотию рождшей Иисуса Христа, Спаса и Бога нашего, Владычице всея вселенныя, зело возлюбившей род преподобных Христа и вземшей под Свой державный покров их святыя обители, похвальное приносим пение. Ты же, о Всечестная наша Мати Игумение, храни и спасай нас от всех врагов видимых и невидимых, да зовем Ти:

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Икос 1

Ангели плотию суще вси преподобнии отцы и матери, юноши и девы, от века просиявшии во святых, и ныне православно шествующии в небесныя селения под сиянием Честнаго и Животворящаго Креста Христова, на земном поприще, во юдоли плача и скорбей, под державным покровительством Матере Христа Бога нашего, Всечестнейшия Игумении православнаго монашескаго жития, Еяже милостивому заступлению радостно взываем сице:

Радуйся, Всечестнейшая наша Мати Игумение; радуйся, надеждо нашего спасения.

Радуйся, Святыя Горы Афонския Хранительнице; радуйся, тамо живущих иноков спасительнице.

Радуйся, веселие и славо Христовых подвижников; радуйся, отрадо Божественная святых пустынников.

Радуйся, яко Тобою вси святии спасаются; радуйся, яко вся вселенная Тобою украшается.

Радуйся, мира видимаго и невидимаго о Бозе Владычице; радуйся, в селения рая небеснаго Руководительнице.

Радуйся, благое начало и славный конец всех святых жития; радуйся, святыя радости Божественныя струя.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 2

Видя скорбный путь спасения для всех преподобных Своих, Господь наш Иисус Христос благоволи Матери Своей, Всечестней Деве Богородице, да прострет Она Свой Божественный покров игуменства над всеми святыми обителями Святыя Афонския Горы и всея вселенныя православнаго монашескаго спасения, да вси спасающиися в преподобии и святости, верою видяще сие, взывают непрестанно Спасителю Богу: Аллилуиа.

Икос 2

Разум имуще Божественный вси преподобнии отцы и матери, от всея души возлюбиша славу небесную, мир же со всеми его прелестьми возненавидевше и ногами попраша, шествоваху в подвизех святых за Христом в мире жития своего, безбедно руководимии Своею Приснодевственною небесною Игумениею, Еяже верою зряще в лице Ея икон святых, умильно взывают тако:

Радуйся, нашего спасения главизно; радуйся, радосте наша в сей и в будущей жизни.

Радуйся, дивная Строительнице наших святых обителей; радуйся, Экономисса милосердая иноческих общежитий.

Радуйся, цвете Божественнаго прозябения; радуйся, радосте всемирнаго воскресения.

Радуйся, всех святых Божественное веселие; радуйся, православнаго монашества украшение.

Радуйся, истинная Мати нашего Спасителя; радуйся, яко плотию родила еси ада Победителя.

Радуйся, яко на Афоне духовный сад насадила еси; радуйся, яко тамо живущих в преподобии в рай руководила еси.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 3

Сила Вышняго осеняет всех в преподобии и святости и в правде живущих, иже возненавидеша суету мира сего и бежаша во святыя монашеския обители и тамо во образе ангельском, вземше на ся благое иго Христово, свято подвизающеся, чрез все житие свое взывают непрестанно ко Пресвятей Троице: Аллилуиа.

Икос 3

Вси соборы преподобных: просиявшии во святых от века и ныне, имущии пламенное желание спасения, подвиги спасения совершающии во обителех иноческаго жития, в лаврах, монастырех, скитех, киновиях, келлиях и на всяцем месте всея вселенныя, имея дивный щит спасения, божественное игуменство Матери Божией, хвалебно Ей песнопоют:

Радуйся, собирательнице наша среди мира греховнаго; радуйся, строительнице нашего спасения духовнаго.

Радуйся, спасшая весь род Адама падшаго; радуйся, плотию рождшая неизреченно Спаса и Бога нашего.

Радуйся, Всечестнейшая Монахине, образе спасающимся; радуйся, праведная Игумение всех нас, подвизающихся.

Радуйся, веры православныя Воеводо непобедимая; радуйся, божественная крепосте всесильная.

Радуйся, Мати Господня и наша Благодатная; радуйся, всем святым благоприятная.

Радуйся, двере милосердия кающихся; радуйся, упование о Бозе подвизающихся.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 4

Бурю сомнений грехолюбивых оставльше отцы преподобныя и матери, возлюбиша тернистый путь спасения, живуще посреде скорбей и лишений, Царствия ради Небеснаго, украсиша своим Богоугодным житием премногая места вселенныя, идеже основаша святыя обители иноческаго спасения, в нихже спасающиися присно поют Ангельскую песнь Христу Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 4

Слышавше святыя глаголы Христова Евангелия избранницы небеснии, вся презреша суетная мира сего и в путь святый поидоша, носяще благое иго Спаса нашего, житием своим во плоти Ангелом святым уподобишася, имуще предивную Игумению над всеми их святыми обителями, по всей вселенней, яко звезды небесныя, сияющими, к Нейже вопиют всегда:

Радуйся, премудрая Игумение монашества православнаго; радуйся, спасение народа Богоизбраннаго.

Радуйся, столпе девства и океане милосердия; радуйся, вечная отрадо райскаго веселия.

Радуйся, прибежище кающимся грешником; радуйся, сокровище убогим подвижником.

Радуйся, всю вселенную любовию покрывающая; радуйся, славою небесною сатану во ад низвергающая.

Радуйся, Божественная радосте Ангелов и человеков; радуйся, яко плач принесла еси демоном во веки.

Радуйся, единая надеждо веры православныя; радуйся, Мати Господня и наша Всеславная.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 5

Боготечную жизнь праведницы проидоша и Небеснаго Отечества с радостию достигоша, веселятся о Господе со Ангелы святыми во вся веки; мы же, их собратия, подвизаемся во святых обителех, поюще хвалебныя песни Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видеша избранницы Господни скоропреходящую славу мира сего: богатство непостоянно, счастье скоротечно, скорби же, печали и отчаяние и всякия злоключения приснии спутницы жизни сея есть, в конце же смерть телесная всем людем неизбежна, святою же верою вечныя селения созерцаху, возлюбиша тесный и прискорбный путь монашескаго жития, идеже Пресвятая Матерь Самаго Господа игуменствует, руководя спасающимися духовными чадами Ея, хвалебно к Ней взывающими:

Радуйся, единое спасение душ наших; радуйся, райское утешение всех скорбящих.

Радуйся, Святыя Горы Афонския Просветительнице; радуйся, всея вселенныя Покровительнице.

Радуйся, надежное прибежище всем кающимся; радуйся, тихое пристанище от бед спасающимся.

Радуйся, Лавры Печерския Строительнице; радуйся, Почаевския обители Защитнице.

Радуйся, Экономиссо Лавры Афанасия Афонскаго; радуйся, книго Христова Завета новосионскаго.

Радуйся, всех святых во едино собравшая; радуйся, христианом православным путь в рай указавшая.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 6

Проповедницы благодатнаго равноангельскаго жития во плоти явишася отцы преподобнии: Антоний Великий, Пахомий, Макарий, Феодосий и прочии преподобнии отцы и матери, ихже житию сонми последоваша всех преподобных, наследницы бывше райских обителей со всеми святыми, и мы, им ныне подражающе, во Ангельстем чине живуще, воспеваем Спасителю мира хвалебныя гласы: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия образ жития равноангельскаго для всех, ищущих спасения вдали от всех сует мирских, примером Самаго Христа и Бога нашего и Его Пречистыя Матере Приснодевы Марии Богородицы, Предтечи Господня Иоанна и премногих святых угодников, ихже житию подражают вси преподобнии, под державным водительством Владычицы вселенныя, Всечестнейшия Игумении православных монашеских обителей, Марии Богородицы, хвалимой от всех святых предивными похвалами сице:

Радуйся, православнаго монашества Мати Игумение; радуйся, их ангельскаго жития вечное спасение.

Радуйся, благая Наставнице на путь небесныя жизни; радуйся, Настоятельнице монашеския отчизны.

Радуйся, скорая защито сиротствующих; радуйся, яко подвижником святым венцы всегда готовиши.

Радуйся, всех праведников любящая; радуйся, кающихся грешников милующая.

Радуйся, яко Твоя любы Божией любви уподобляется; радуйся, яко Тобою всякая тварь о Господе спасается.

Радуйся, радосте божественнаго веселия; радуйся, всего мира покрове и спасение.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 7

Хотящу скорбный путь к небеси благоустроити, Господь наш Иисус Христос благоволи Матери Своей, да игуменствует над всеми православными иноческими обительми, по всей вселенней сущими, руководя в селения небеснаго рая сонмы избранников, ищущих спасения и поющих Избавителю Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 7

Новую жизнь образом ангельскаго жития показаша отцы преподобнии и матери, зане, вся оставльше сладости мира греховнаго и возлюбиша шествовати к Небеси путем Царя Славы Христа Бога нашего, скорбьми и страданьми, и быша мученицы без крове, терпяще вся злая Царствия ради Божия, еже и получиша, и ныне сонми преподобных шествуют таковым путем, водимии Материю Божиею, яко Всечестнейшею Игумениею их преподобнаго жития, превозносимою от них хвалами:

Радуйся, Мати Господа, Судии Всеправеднаго; радуйся, во Игумению от века предъизбранная.

Радуйся, чистотою телеси тварь превозшедшая; радуйся, святостию души Своея Небеса украсившая.

Радуйся, благовестие Небеснаго Отечества; радуйся, духовный крине православнаго монашества.

Радуйся, усердная молитвеннице о всех православных; радуйся, благая строительнице для святых избранных.

Радуйся, тихое пристанище всем странствующим; радуйся, покоище блаженныя старости.

Радуйся, Невесто Неневестная.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 8

Странное житие имуще Христовы избранницы, оставльше телесныя страсти и утехи, возлюбиша путь скорбей и страданий: в пустынях, на островех, в разселинах скал, в дубравех со зверьми живуще равноангельно, идеже устроиша Божиею волею святыя обители, в нихже воспеваху чрез все житие свое херувимски ко Господу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь быв Всемогущий Бог во умех и сердцах избранных Своих угодников, по реченному: «Дивен Бог во святых Своих», прославляше святыя Своя, собирая из среды мира греховнаго, водворяя во святыя обители, да хвалится ими святое имя Его со святыми Ангелы во веки, и Владычица Богородица, Всеблагая Матерь Господня премудро игуменствует, спасая от бед и скорбей смиренно восхваляющих милости Ея:

Радуйся, Честнейшая всея твари и всея вселенныя; радуйся, сладчайшая, яко Божие селение.

Радуйся, святой покрове жизни нашея; радуйся, Божественный источниче сладости сладчайшия.

Радуйся, вся наша надеждо спасения и покой; радуйся, по Бозе все наше упование в жизни земной.

Радуйся, яко воскресе Сын Твой и Господь; радуйся, яко воскресит Той всяку плоть.

Радуйся, Юже воспевают Небесная Воинства; радуйся, хвалимая от всех святых по достоинству.

Радуйся, великая радосте моего спасения; радуйся, всего мира Божественное утешение.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 9

Всякое мудрование земное презревше святии угодницы, яко юродиви Христа ради явишася, бегающе и странствующе на земли, не имуще нигде телеснаго покоя, Царствия ради Небеснаго, еже получиша, и мы, им подражающе житием, подвигами и любовию ко Господу, Егоже и восхваляем, ангельски поюще: Аллилуиа.

Икос 9

Витии премудрости Господней явишася отцы преподобнии: Пахомий Великий, Антоний Великий, Макарий Египетский и всех православных иноков начальницы, просиявшии во святых, ибо своим святым житием равноангельским на земли и словесы спасения спасоша премногия сонмы учеников, истинных рабов Христовых по всей вселенней, волением Пресвятыя Троицы, под державным игуменством Владычицы Богородицы, Юже от всея души всегда хвалиша тако:

Радуйся, Державная Владычице вселенныя; радуйся, Игумение нашего спасения.

Радуйся, Бога Отца Дщи вселюбезная; радуйся, Материю Сына Божия быти сподобилася еси за святость и смирение.

Радуйся, Бога Духа Святаго прекрасная Палато; радуйся, на Небеси и на земли любовию Всебогатая.

Радуйся, инокине, честнейшая Херувим; радуйся, Мати Бога, превысшая Серафим.

Радуйся, Апостолов Христовых всемудрое учение; радуйся, святых мучеников предивное терпение.

Радуйся, всех святых оправдание; радуйся помоще наша в земных страданиях.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 10

Спасти хотя род человеческий, Господь наш Иисус Христос сниде с Небесе во юдоль плача и скорбей и Своими страданьми Божественнаго жития подаде пример всем святым, желающим достигнути небеснаго вечнаго покоя, в преподобии и правде хвалящим Его ангельскими гласы: Аллилуиа.

Икос 10

Стена крепости Божественныя явилася еси, наша Всечестная Мати Игумение, охраняя, спасая, покрывая вся святыя обители иноческия жизни во Святей Горе Афонстей и по всей вселенней, от зари веры христианския и до дне Страшнаго Суда Христова, спасая Божественною милостию преподобныя Своя, присно хвалящия Ея щедроты сими словесы:

Радуйся, Пресвятая Мати Игумение; радуйся, источниче духовнаго воскресения.

Радуйся, всю вселенную покрывающая; радуйся, святую Церковь Христову увеселяющая.

Радуйся, пророческая славо и венче; радуйся, и моея жизни блаженный конец.

Радуйся, краснейши неба еси и сладши рая; радуйся, образе святаго жития.

Радуйся, любящая Свой жребий Афон; радуйся, украшающая Иерусалим и Сион.

Радуйся, Мати Милосердаго Судии; радуйся, проливающая о мире Своя слезныя струи.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 11

Пение всеумиленное приносят вси святии в небесных селениих райских, со святыми Ангелы хваляще и превозносяще Пресвятую Троицу: «Свят, Свят, Свят» вопиют, и мы, православнии иноцы, верою сие зряще, вопием непрестанно к Богу нашему: Аллилуиа.

Икос 11

Светоприемную свещу православнаго жития приемше собори преподобных, просиявшии от века и ныне в путь небесный шествующии, имуще Всемогущую о Господе Владычицу, Матерь Еммануилову, с радостию вопиют к Ней похвалами сице:

Радуйся, подающая нам образ смирения; радуйся, Собирательнице наша во обители спасения.

Радуйся, Игумение святыя Афонския горы; радуйся, Настоятельнице всех святых монастырей.

Радуйся, монахине, житием всечестнейшая; радуйся, Воеводо, во бранех всесильнейшая.

Радуйся, чад церковных хранительнице; радуйся, живых и мертвых Спасительнице.

Радуйся, сиротствующих Мати благодатная; радуйся, в скорби сущих отрадо приятная.

Радуйся, спасение православных христиан; радуйся, святых щедрот Божественный океан.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 12

Благодать подает всегда Пресладкий Спаситель наш всем рабом Своим, в преподобии и святости подвизающимся на поприщи земнаго жития; уже бо сонми святых прославленных Православною Церковию, в райских селениих воспевают Пресвятую Троицу со всеми Небесными силами, и мы, им подражающе, вопием дивному во святых Богу: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще вся милости Господни и щедроты к нам, недостойным иноком, присно ниспосылаемыя, и всечестное игуменство над всеми нашими обителями нашея Всеблагодатныя Владычицы Богородицы, радуемся божественне и веселимся, яко сподобившиися спасение совершати в тех обителех, идеже уже премнози сонми преподобных подвижников достигоша Небеснаго Царствия, ихже святыми молитвами по милости Божией и под святым Покровом нашея Небесныя Матере Игумении достигнем и мы райских селений за труды спасения похвальная, воспевая сице словеса:

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево; радуйся, спасения нашего Помощнице.

Радуйся, Игумение всех Всещедрая; радуйся, в преподобии Ты еси первая.

Радуйся, покровом милости весь мир покрывающая; радуйся, сирот странных питающая.

Радуйся, юным целомудрия наставнице; радуйся, о всех людех благая печальнице.

Радуйся, рода праотца Адама веселие; радуйся, тихое пристанище спасения.

Радуйся, Всещедрая наша Мати Игумение; радуйся, благое начало и конец нашего песнопения.

Радуйся, Пресвятая Богородице Дево, Святыя Горы Афона и всея вселенныя православных обителей Всечестная Игумение.

Кондак 13

О Всепетая наша Мати Игумение, Преславная Владычице Богородице! Приими сия моления наша, от всея души Тебе ныне нами возносимая, и сподоби нас в чине ангельском достигнути Небеснаго Царствия, идеже вси святии Ангелы воспевают непрестанными гласы хвалу Пресвятей Троице Богу нашему: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем 1-й икос «Ангели плотию…» и 1-й кондак » Избранней от сложения мира…»

Молитва

О Пречистая Владычице Богородице, Всечестнейшая наша Мати Игумение всех православных святых обителей иноческаго жития, во Святей Горе Афонстей и по всей вселенней сущих! Приими смиренная моления наша и принеси я ко всещедрому Богу нашему, да спасет души наша Своею благодатию. Воззри на ны милосердным Твоим оком и соверши Сама о Господе наше спасение, понеже без милости Спаса нашего и Твоего святаго о нас ходатайства не возможем окаяннии совершити своего спасения, яко окаляхом житие наше в суетах мирских, ибо время приближися жатвы Христовы и день Страшнаго Суда приспе. Мы же, окаяннии, погибаем в бездне греховней нерадения ради нашего, по реченному от святых отцев, первоначальников ангельскаго во плоти жития, яко последнии монаси нерадением жития своего уподобятся мирским человеком, еже и сбысться днесь, ибо последнее иночество наше плавает житием своим в мори житейском, посреде великия бури и непогоды, ибо наша святыя обители во прасе пребывают, грехов бо ради наших всеправедный Судия Господь наш Иисус Христос тако благоволи, мы же, недостойнии, не имамы, где главы подклонити.

О сладчайшая наша Мати Игумение! Собери ны, разсеянное стадо Христово, воедино и спаси православное монашество последняго века сего, и всех православных христиан сподоби райския жизни со ангелы и всеми святыми во Царствии Христа Бога нашего, Емуже честь и слава, со Безначальным Его Отцем и со Пресвятым, Благим и Животворящим Его Духом во веки веков. Аминь.

Тропарь, глас 4

Предстательство страшное и непостыдное, не презри, Благая, молитв наших, Всепетая Богородице, Милостивая верных Домостроительнице, утверди православных жительство, спаси страну нашу и всех православно живущих в ней защити, зане родила еси Бога, Едина Благословенная.