Молитва Ефрема

Главная молитва в дни Великого поста
В дни Великого поста принято читать молитву Ефрема Сирина. Его молитва состоит всего лишь из трех десятков слов, а вмещает в себе все самые главные элементы покаяния, указывает на то, к чему следует приложить основные усилия молящемуся.
Вот эта молитва
Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиреномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.
Основные недуги — праздность, лень, нерадение, небрежность.
Праздность — та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянут нас всегда «вниз”, а не поднимают «вверх”, что постоянно убеждают нас в невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить. Это поистине глубоко вкорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: «зачем?” и благодаря которому в течение всей нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы.
Плод праздности — уныние, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Человек во власти уныния лишен возможности видеть что-либо хорошее или положительное; для него все сводится к отрицанию и пессимизму. Уныние — это самоубийство души, потому что, если человек находится во власти уныния, он совершенно неспособен видеть свет и стремиться к нему.
Любоначалие. Любовь к власти. Как ни странно это может показаться, но именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Любоначалие, в корне меняет отношение к другим людям, стараясь подчинить их себе. Оно не всегда побуждает нас действительно командовать и властвовать над другими людьми. Оно может выражаться также в равнодушии, презрении, отсутствии интереса, внимания и уважения к другим людям.
После всего этого — празднословие. Только человек имеет дар речи.
Но, будучи высшим даром, слово в то же время и наибольшая опасность. Слово спасает и убивает; слово вдохновляет и слово отравляет.
Покаяние, заключённое в этой молитве, направлено против этих четырех проявлений греха. Это препятствия, которые надо удалить. Но только Один Бог может это сделать. Поэтому первая часть этой великопостной молитвы — крик из глубины человеческой беспомощности. Затем молитва переходит к положительным целям покаяния. Их тоже четыре.

В Великий Пост во время каждого молитвенного правила или моления читается покаянная молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего».

Св. Ефрем Сирин, сын земледельца из города Низибии в Месопотамии, жил в IV веке, будучи в юношестве безрассудным и раздражительным, но, попав случайно в тюрьму по обвинению в краже овец, прозрел, удостоился слышать Глас Божий и смирился. После этого отправился к Иакову Низибийскому, изучал Священное Писание и вел в горах подвижнический образ жизни до взятия Низибии в 363 г. персами. С того времени поселился на горе у города Едессы, поучал народ, проповедывал язычникам христианство, отказавшись от сана епископа, предложенного ему св. Василием Великим в Кессарии. Св. Ефрем умер в 373 г. в сане диакона.

Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему.
Ей, Господи Царю,
даруй ми зрети моя прегрешения,
и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь.
Боже, очисти мя грешного!

Особая значимость этой молитвы для верующих людей состоит в том, что в ней перечисляются самые важные составляющие покаяния, указывается, что конкретно необходимо делать, к чему прилагать усилия. Ибо цель этих усилий, подвигов — освободить себя прежде всего от недуга, препятствующего нашему общению с Богом

Общее объяснение молитвы даётся в Законе Божьем протоиерея Серафима Слободского:
Живота моего — жизни моей
Духъ праздности — склонность къ праздности, или лени
Унынiе — безнадежность
Любоначалiе — властолюбiе, т. е. любовь начальствовать и властвовать надъ другими
Празднословiе — произношенiе пустыхъ словъ (пустословiе), а также произношенiе дурныхъ и бранныхъ словъ
Не даждь ми — не дай мне
Целомудрiе — здравомыслiе, благоразумiе, а также чистота и непорочность души
Смиренномудрiе — сознанiе своего несовершенства и недостоинства передъ Богомъ и когда не думаем о себе, что мы лучше другихъ (смиренiе)
Терпенiе — терпенiе нужно при перенесенiи каких-либо неудобствъ, лишенiй и нечестiй; а также нужно и для того, чтобы начатое хорошее дело довести до конца
Любве — любви (къ Богу и ближнимъ).
Ей Господи — о, Господи!
Даруй ми зрети — дай мне видеть, сознавать.
Под братомъ разумеется всякий другой человекъ.
Яко благословенъ еси — потому что Ты достоинъ прославленiя»
Боже, очисти мя грешнаго!

Святой Ефрем Сирин выразил в молитве боль и страдание человеческой души алчущей Бога, ищущей в нём спасения.

«Господи и Владыко живота моего»

Обращение к Господу Богу: «Господи и Владыка моей жизни»

Ты мой наставник, моя мудрость, мой вдохновитель и мой утешитель. Господи, укрепи меня в вере в Тебя и в Твое спасительное учение.

«Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми»

«Избави меня от духа праздности, уныния, любоначалия и празднословия»

«Дух праздности». Не дай мне Господи быть праздным, пустым и проводить беспечно время. У каждого человека есть данные Тобою таланты и знания, которые нужно употребить на пользу людям и славу Твою. Праздность — корень всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию.

«Дух уныния». Плод праздности — уныние. Человек, будучи во власти уныния, лишается возможности видеть что-либо хорошее и положительное; все ему плохо, все он отрицает. Пессимизм — это воистину дьявольская власть над нами Не дай мне Господи унывать. Поддающийся унынию не верит в Божий Промысел в Божью заботу о нас, что у каждого из нас есть задание и что все имеет свою причину. Поэтому всегда нужно верить, молиться, надеяться и ожидать помощи от Тебя.

«Дух любоначалия». Любоначалие — это любовь к власти, к власти в семье, в коллективе сослуживцев, в политике. Именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают наше отношение к жизни, лишают ее смысла, и, как бы компенсируя это, рождается в нас жажда властвовать. Не дай мне Господи любить начальствовать над другими, всеми командовать, управлять, всегда быть на первом месте, настаивать на своем, быть гордым. Не дай мне ставить свое желание выше других. Дай мне исполнять только волю Твою. Помоги мне быть скромным.

«Дух празднословия». Человек один среди всех созданных Богом тварей получил дар речи. Святые отцы видят в этом «отпечаток образа Божия в человеке». Но, будучи высшим даром, речь в то же самое время — суд человеку, ибо слово может стать средством падения, самоуничтожения, обмана и греха. Слово может спасти и убить, вдохновить и отравить Не дай мне Господи празднословить — говорить праздные слова, говорить о праздных никому не нужных предметах. Не дай мне грешить многословием, праздными разговорами — которые порождают осуждение и оскорбление.

«Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве, даруй ми рабу Твоему»

«Дух целомудрия». Искажённость наших мнений, понятий, всей нашей жизни, невозможность видеть вещи как они есть, в их цельности, — вот праздность.

Противоположность ей — именно целомудрие, внутреннее единство со всем миром, чувство истинных ценностей, духовный контроль над собственными эмоциями и над собственным телом.

Помоги мне Господи быть целомудрым. (Целомудрый — сохранивший себя в девственной чистоте или брачной чистоте, непорочный). Помоги мне Господи быть нравственно чистым: в делах, в словах и мыслях.

«Дух смиренномудрия и терпения». Первый чудесный плод целостности и целомудрия — смирение. Смирению учимся, созерцая Христа, соразмеряя и сравнивая каждое слово, каждый поступок, всю свою жизнь со Христом. Смирение противоположно тщеславию, поразившему наш мир.

Вслед за смирением мы молим даровать нам терпение. Терпение снисходительно и позволяет видеть глубину вещей.

И, наконец, прошение о любви, она плод и основание всех добродетелей и подвигов и может быть дана одним Богом — это дар и цель всего духовного пути и опыта. Бог есть любовь, сказано в Новом Завете (I Иоаннна 4:8). Только через любовь человек обоживается, то есть уподобляется Богу. Помоги мне Господи быть смиренным, спокойным, не возмущаться понапрасну — помоги быть терпеливым. Все эти грехи закрывают наши духовные глаза и мы не видим все так как оно есть. Смирение и терпение разрешает многие наши трудности.

Помоги мне Господи любить всех словом, делом и помышлением.

«Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения, и не осуждати брата моего».

«Господи Царю, помоги мне видеть мои грехи и не осуждать других».

В последнем прошении : «Дай мне видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего» — все сведено воедино. Теперь перед нами одна опасность — гордость. Все может обратиться в гордость: и добрые дела, о которых мы помним, и зрение своих прегрешений, и ложное благочестие и смирение, и самоосуждение напоказ. И только когда и целомудрие, и смирение, и терпение, и любовь соединяются в нас в одно целое, тогда главный наш враг — гордость — начинает уничтожаться и таять.

Осуждение людей большой грех и исходит из нашего себялюбия, недоброжелательства и зависти по отношению к людям. Свои грехи мы как правило не замечаем, их оправдываем, они нам кажутся незначительными. Грехи других мы видим ясно, даже самые маленькие. Господь Иисус Христос учит нас «И что ты смотришь на сучек в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь» (Матфея 7:3). Чтобы не грешить осуждением нужно научиться видеть свои грехи, тогда нам будет легче переносить слабости других и мы будем менее склонны их осуждать.

Господи, помоги мне видеть мои грехи и не осуждать других.

«Яко благословен еси во веки веков, аминь». Заключение молитвы: Господи, да будешь Ты благословен на все времена, аминь.

Господи, да будешь Ты и Твоя Святая воля всегда, всюду и везде.

Вот основное содержание великопостной молитвы Ефрема Сирина.

Покаянная молитва святого Ефрема Сирина вдохновила Александра Сергеевича Пушкина на создание прекрасного стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны»:

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Молитва преподобного Ефрема Сирина умиляет поэта и падшего крепит неведомою силой. По слову пророка Захарии, умиление — это дар Божий, который приходит к человеку вместе с благодатью и наставляет его воззреть на Бога, Которого пронзили… рыдать… и скорбеть (Зах. 12: 10); умиление — это прежде всего покаянное чувство.

«Умиляет» значит «вызывает покаянное чувство», «возбуждает желание молиться».

Признание это весьма значимо, поскольку стихотворение написано 22 июля через четыре месяца после того, как закончился Великий пост. Последний раз в храме в 1836 году она произносилась 25 марта в Великую среду за Литургией Преждеосвященных Даров.

И переложение молитвы, и стихотворное «предисловие » к ней говорят о том, что поэт имел представление о молитвенном опыте и хорошо знал богослужебные тексты Великого
поста. Именно поэтому Пушкину удалось передать «смысл и дух» молитвы Ефрема Сирина.

А.Соколовский

Православное богословие включает в себя большое количество акафистов и молитв. Правда, нужно знать, для чего они произносятся, и кому посвящены. В статье мы рассмотрим, что представляет собой молитва Ефрема Сирина в Великий пост.

Значение молитвы

Ефрем Сирин – христианский богослов

Ефрем Сирин – христианский богослов, живший еще в IV столетии. После смерти его причислили к лику святых. Молитва произносится, как правило, на Масленичной неделе во время пятничного богослужения. Священник читает молитвословие, которое большинству христиан известно под названием «покаянная молитва». Считается, что лучшее время для прочтения данного обращения к святому – это время перед началом Великого поста, то есть Масленица.

Все дело в том, что готовиться к этому периоду христианам нужно постепенно и основательно. К примеру, уже на Масленицу многие верующие отказываются от мясных продуктов. В это время и стоит произносить покаянную молитву, поскольку она уберегает от искушений, подстерегающих человека. Более того, произнося такое молитвословие, вы постепенно готовите себя к началу Великого поста, настраиваетесь на этот важный для православных христиан период мысленно и духовно.

Покаянная молитва – это признание всех своих грехов и стремление христианина защитить себя от всех искушений. В религиозном тексте упоминаются не только прегрешения, но и добродетели человека. Речь в молитве идет и о праздности (она значительно ослабляет тело и дух), унынии (в таком состоянии человек окажется неспособным искренне обращаться к Богу), властолюбии (стремление человека взять верх над друзьями, семьей), злословии (использование бранных, обидных слов), целомудрии (способность обуздать свои чувства, чистота мыслей и поступков), а также терпении (умение человека ждать, надеяться и верить).

О том, как правильно читать молитву, рекомендуется уточнить обязательно. Как правило, произносит такое словесное произведение главный священнослужитель храма. При этом он обязательно кланяется. После третьего поклона необходимо низко поклониться еще 12 раз. В это время священник обращается к Господу с мольбой об очищении.

Если следовать в полной мере церковным канонам, необходимо также непременно прочесть эту молитву дома после службы в церкви. При этом желательно читать ее и утром, и вечером.

Покаянная молитва Еврема Сирина должна произноситься и в течение Великого поста. Читать ее желательно каждый день, кроме субботы и воскресенья. Не стоит забывать о том, что церковный день начинается с вечера, а не с утра. Именно поэтому возобновлять чтение данного молитвословия разрешено в воскресный вечер.

Молитва Ефрема Сирина

В последний раз такая молитва зачитывается в день Страстной среды. Данное молитвословие является неотъемлемой частью Великого поста. Все дело в том, что в это время верующий православный христианин должен обращать особое внимание на то, какую жизнь он проживает, какие совершает грехи, какие у него присутствуют нравственные недостатки. Лишь в этом случае он может искупить все прегрешения. Таким образом, христианин получает возможность преобразить свою жизнь.

Обязательно следуйте церковным канонам, когда читаете молитву, написанную Ефрему Сирину. Также нужно произносить ее со всей искренностью, обращать внимание при этом на свои грехи и недостатки.

Видео «Молитва Ефрема Сирина в Великий пост»

В этом видео вы можете прослушать аудио запись молитвы Ефрема Сирина в Великий пост.

Молитва Ефрема Сирина

«Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь».

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Молитва Ефрема Сирина читается на богослужениях в течение Великого Поста (чтение начинается за неделю до начала поста — во вторник Сырной седмицы) до Великой среды Страстной седмицы кроме субботы и воскресенья, а также в келейной молитве дома.

Творят ее таким образом:

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

(земной поклон)

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

(земной поклон)

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

(земной поклон)

Боже, очисти мя, грешнаго/грешную.

(12 раз с поясными поклонами)

И ещё раз всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце.

Молитва Ефрема Сирина — покаянная. Ее автор, преподобный Ефрем Сирин, был сирийцем по происхождению и жил в IV веке. После себя этот святой оставил многочисленные толкования на Священное Писание, проповеди и поучения. Ефрем Сирин написал гимны и молитвы, которые еще при его жизни перевели на греческий язык. Впоследствии они вошли в современное богослужение.

• Молитва Ефрема Сирина: не даждь ми духа властолюбия или сребролюбия?
• Молитва Ефрема Сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания?
• Сирийский псалмопевец Ефрем Сирин

Вот как эта молитва переводится на некоторые современные славянские языки:

Молитва Ефрема Сирина на русском

Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию. Чистоту же души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему. Да, Царь Господи, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо благословен Ты в веки вечные. Аминь.

Молитва Ефрема Сирина на украинском

Господи і Владико життя мого, дух лінивства, безнадійності, владолюбства і марнослав’я не дай мені. Дух же доброчесності, смиренномудрості, терпіння і любові даруй мені рабу Твоєму. Так, Господи Царю, даруй мені бачити провини мої і не осуджувати брата мого, бо Ти благословен єси на віків. Амінь.

Молитва Ефрема Сирина на польском

А вот как переложил эту молитву на поэтический лад А. С. Пушкин:

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Подробнее об этом стихотворении А.С. Пушкина читайте в материале «Отцы-пустынники…» — стихотворение Пушкина, в основу которого легла покаянная молитва Ефрема Сирина

Молитва святого Ефрема Сирина

Молитва святого Ефрема СиринаГосподи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата

Святитель Лука (Крымский). Толкование на молитву святого Ефрема Сирина

Святитель Лука (Крымский). Толкование на молитву святого Ефрема Сирина»Господи и Владыко живота моего! Дух уныния не даждь ми».Что такое дух уныния? Это то, что называют упадком духа. Люди, совсем не понимающие христианства, не понимающие нашей духовной жизни, думают, что

Молитва о возвращении мирных времён преподобного Ефрема Сирина

Молитва о возвращении мирных времён преподобного Ефрема СиринаКуда бегу от Тебя, Господи наш? В какой стране скроюсь от лица Твоего? Небо – престол Твой, земля – подножие Твоё, в море путь Твой, в преисподней владычество Твоё. Если близок уже конец мира, то не без щедрот

Молитва св. Ефрема Сирина , читаемая Великим Постом

Молитва св. Ефрема Сирина, читаемая Великим ПостомГосподи и Владыка жизни моей! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не дай мне. (Поклон земной)Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй мне, рабу Твоему. (Поклон земной)Ей, Господи, Царь,

Молитва св. Ефрема Сирина

Молитва св. Ефрема СиринаГосподи и Владыко живота моего!Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему!Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,

2. ВЕЛИКОПОСТНАЯ МОЛИТВА СВЯТОГО ЕФРЕМА СИРИНА

2. ВЕЛИКОПОСТНАЯ МОЛИТВА СВЯТОГО ЕФРЕМА СИРИНАМолитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, св. Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной молитвой, т. к. она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв

Молитва св. Ефрема СиринаГосподи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (поклон).Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему (поклон).Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати

Молитва св. Ефрема СиринаГосподи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми (поклон).Дух же целомурия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми рабу твоему (поклон).Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати

Прибавление. Толкования святого Ефрема Сирина на апокрифические послания Коринфян к апостолу Павлу и апостола Павла к Коринфянам

Прибавление. Толкования святого Ефрема Сирина на апокрифические послания Коринфян к апостолу Павлу и апостола Павла к КоринфянамПосле того как Коринфяне благодаря посланиям апостола сделались единомысленными (и отвратились) от разделений, кои от них же самих

Молитва преп. Ефрема Сирина

Молитва преп. Ефрема СиринаГосподи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,

О молитве св. Ефрема Сирина

О молитве св. Ефрема Сирина Каждый день Великого Поста, кроме субботы и воскресенья, читается молитва: «Господи и Владыко живота моего». Молитва эта написана, по преданию, в IV веке в Сирии подвижником Мар-Афремом, или, как мы привыкли его называть, Ефремом Сирином —

Молитва святого Ефрема СиринаГосподи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу твоему.Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата

Святитель Лука Толкование на молитву святого Ефрема Сирина

Святитель ЛукаТолкование на молитву святого Ефрема СиринаГосподи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми! Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя

Молитва о возвращении мирных времен (преподобного Ефрема Сирина)

Молитва о возвращении мирных времен (преподобного Ефрема Сирина)Куда бегу от Тебя, Господи наш? В какой стране скроюсь от лица Твоего? Небо – престол Твой, земля – подножие Твое, в море путь Твой, в преисподней владычество Твое. Если близок уже конец мира, то не без щедрот

Молитва Ефрема СиринаГосподи и Владыко живота моего! Дух праздноcти, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.Земной поклон.Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.Земной поклон.Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и

Молитва Ефрема СиринаОтцы пустынники и жены непорочны,Чтоб сердцем возлетать во области заочны,Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,Сложили множество Божественных молитв;Но ни одна из них меня не умиляет,Как та, которую священник повторяетВо дни печальные