Молитва луке крымскому

Икона святителя Луки Крымского

В многих болезнях приходится жить человеку. И у кого просить нам помощи, как не у Господа Нашего Иисуса Христа, Пресвятой Его Матери Богородицы Девы и у святых его? Святитель Лука Войно-Ясенецкий при земной жизни много помогал людям в болезнях их, помогает святой и сейчас молящимся к нему и просящим о помощи.

Молитва Луке Крымскому об исцелении

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас, грешных, и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли.
Испроси у Христа Бога нашего, да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная: градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление, скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое Архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь, ведущий в селения праведных, и моли о нас всесильнаго Бога, в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Братья и сестры! Мы рады сообщить вам что теперь, если у вас нет возможности посетить храм и заказать какую либо требу в храме — сорокоуст о здравии, например, — вы можете заказать помолиться за вас через форму на нашем сайте! Священство нашего храма в честь святителя Луки помолется о вас или ваших близких. >>.

Ниже — видео и молитва святому Луке в устном исполнении (можете просто слушать молитву и про себя повторять).

Так же смотрите: краткая молитва болящего ко Господу, текст на русском языке.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий): врач, лечивший обычных людей, многие из которых живы и сейчас; профессор, читавший лекции обычным студентам, ныне практикующим врачам.

Политзаключенный, прошедший ссылки, тюрьмы и пытки и… ставший лауреатом Сталинской премии. Хирург, спасший от слепоты сотни людей и сам потерявший зрение в конце жизни. Гениальный врач и талантливый проповедник, порой метавшийся между этими двумя призваниями. Христианин огромной силы воли, честности и безбоязненной веры, но не избежавший серьезных ошибок на своем пути. Реальный человек. Пастырь. Ученый. Святой…

Святитель Лука пока не так широко известен, как патриарх Тихон или преподобномученица великая княгиня Елисавета. Мы предлагаем вниманию читателя наиболее яркие факты его необыкновенной биографии, которой, кажется, вполне хватило бы на несколько жизней.

«Я не вправе заниматься тем, что мне нравится»

О медицине будущий «святой хирург» никогда не мечтал. Зато с детства мечтал о профессии художника. Окончив Киевскую художественную школу и проучившись некоторое время живописи в Мюнхене,

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) вдруг… подает документы на медицинский факультет Киевского университета. «Недолгие колебания кончились решением, что я не вправе заниматься тем, что мне нравится, но обязан заниматься тем, что полезно для страдающих людей», — вспоминал архиепископ Лука.

В университете он приводил в изумление студентов и профессоров своим принципиальным пренебрежением к карьере и личным интересам. Уже на втором курсе Валентина прочили в профессоры анатомии (художественные навыки ему тут как раз и пригодились), но после окончания университета этот прирожденный ученый объявил, что будет… земским врачом — занятие самое непрестижное, тяжелое и малоперспективное. Товарищи по курсу недоумевали! А владыка Лука потом признается: «Я был обижен тем, что они меня совсем не понимают, ибо я изучал медицину с исключительной целью быть всю жизнь деревенским, мужицким врачом, помогать бедным людям».

«Слепых делает зрячими…»

Операциям на глазах Валентин Феликсович стал учиться сразу после выпускных экзаменов, зная, что в деревне с ее грязью и нищетой свирепствует болезнь-ослепительница — трахома. Приема в больнице ему казалось недостаточно, и он стал приводить больных к себе домой. Они лежали в комнатах, как в палатах, Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) лечил их, а его мать — кормила.

Однажды после операции у него прозрел молодой нищий, потерявший зрение еще в раннем детстве. Месяца через два он собрал слепых со всей округи, и вся эта длинная вереница пришла к хирургу Войно-Ясенецкому, ведя друг друга за палки.

В другой раз епископ Лука прооперировал целую семью, в которой слепыми от рождения были отец, мать и пятеро их детей. Из семи человек после операции шестеро стали зрячими. Прозревший мальчик лет девяти впервые вышел на улицу и увидел мир, представлявшийся ему совсем по-иному. К нему подвели лошадь: «Видишь? Чей конь?» Мальчик смотрел и не мог ответить. Но привычным движением ощупав коня, закричал радостно: «Это наш, наш Мишка!»

Гениальный хирург обладал невероятной работоспособностью. С приходом Войно-Ясенецкого в больницу Переславля-Залесского число проводимых операций возросло в несколько раз! Спустя время, в 70-х годах врач этой больницы с гордостью докладывал: делаем полторы тысячи операций в год — силами 10-11 хирургов. Внушительно. Если не сравнивать с 1913 годом, когда один Войно-Ясенецкий делал в год тысячу операций…

Архиепископ Лука в окружении паствы. Фото из книги Марка Поповского
Архиепископ Лука в окружении паствы. Фото из книги Марка Поповского «Жизнь и житие святителя Луки (Войно–Ясенецкого), архиепископа и хирурга» предоставлено православным издательством «Сатисъ»

Регионарная анестезия

В то время больные зачастую умирали не в результате неудачного оперативного вмешательства, а попросту не перенеся наркоза. Поэтому многие земские врачи отказывались либо от наркоза при операциях, либо от самих операций!

Архиепископ Лука посвятил свою диссертацию новому методу обезболивания — регионарной анестезии (степень доктора медицины он получил именно за эту работу). Регионарная анестезия — самая щадящая по последствиям по сравнению с обычной местной и тем более общей анестезией, однако — самая сложная по исполнению: укол при этом способе делается в строго определенные участки тела — по ходу нервных стволов. В 1915 году вышла в свет книга Войно-Ясенецкого на эту тему, за нее будущему архиепископу была присуждена премия Варшавского университета.

Женитьба… и монашество

Когда-то в молодости будущего архиепископа пронзили в Евангелии слова Христа: «Жатвы много, а делателей мало». Но о священстве, и тем более о монашестве, он помышлял, вероятно, еще меньше, чем в свое время о медицине. Работая во время русско-японской войны на Дальнем Востоке, военно-полевой хирург Войно-Ясенецкий женился на сестре милосердия — «святой сестре», как ее называли коллеги, — Анне Васильевне Ланской. «Она покорила меня не столько своей красотой, сколько исключительной добротой и кротостью характера. Там два врача просили ее руки, но она дала обет девства. Выйдя за меня замуж, она нарушила этот обет. За нарушение его Господь тяжело наказал ее невыносимой, патологической ревностью…»

Женившись, Валентин Феликсович вместе с супругой и детьми переселялся из города в город, работая земским врачом. Радикальных перемен в жизни ничто не предвещало.

Но однажды, когда будущий святитель приступил к написанию книги «Очерки гнойной хирургии» (за которую в 1946 году ему и дали Сталинскую премию), вдруг у него появилась крайне странная, неотвязная мысль: «Когда эта книга будет написана, на ней будет стоять имя епископа». Так впоследствии и случилось.

В 1919 году, в возрасте 38 лет, умерла от туберкулеза жена Войно-Ясенецкого. Четверо детей будущего архиепископа остались без матери. А для их отца открылся новый путь: через два года он принял священнический сан, а еще через два — монашеский постриг, с именем Лука.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — профессор, врач, архиепископ
Жена Валентина Феликсовича Анна Васильевна Войно-Ясенецкая (Ланская). Фото предоставлено пресс-службой Симферопольской и Крымской Епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата

«Валентина Феликсовича больше нет…»

В 1921 году, в разгар Гражданской войны, Войно-Ясенецкий появился в больничном коридоре… в рясе и с наперсным крестом на груди. Оперировал в тот день и в последующем, конечно, без рясы, а как обычно, в медицинском халате. Ассистенту, который обратился к нему по имени-отчеству, ответил спокойно, что Валентина Феликсовича больше нет, есть священник отец Валентин. «Надеть рясу в то время, когда люди боялись упоминать в анкете дедушку-священника, когда на стенах домов висели плакаты: «Поп, помещик и белый генерал — злейшие враги Советской власти”, — мог либо безумец, либо человек безгранично смелый. Безумным Войно-Ясенецкий не был…» — вспоминает бывшая медсестра, работавшая с отцом Валентином.

Лекции студентам он читал также в священническом облачении, в облачении же являлся на межобластное совещание врачей… Перед каждой операцией молился, благословлял больных. Его коллега вспоминает: «Неожиданно для всех прежде чем начать операцию, Войно-Ясенецкий перекрестился, перекрестил ассистента, операционную сестру и больного. В последнее время он это делал всегда, вне зависимости от национальности и вероисповедания пациента. Однажды после крестного знамения больной — по национальности татарин — сказал хирургу: «Я ведь мусульманин. Зачем же Вы меня крестите?» Последовал ответ: «Хоть религии разные, а Бог один. Под Богом все едины».

Однажды в ответ на приказ властей убрать из операционной икону главврач Войно-Ясенецкий ушел из больницы, сказав, что вернется только тогда, когда икону повесят на место. Конечно, ему отказали. Но вскоре после этого в больницу привезли больную жену партийного начальника, нуждавшуюся в срочной операции. Та заявила, что будет оперироваться только у Войно-Ясенецкого. Местным начальникам пришлось пойти на уступки: вернулся епископ Лука, а на следующий после операции день вернулась и изъятая икона.

Диспуты

Войно-Ясенецкий был превосходным и бесстрашным оратором — оппоненты побаивались его. Однажды, вскоре после рукоположения, он выступал в Ташкентском суде по «делу врачей», которых обвиняли во вредительстве. Руководитель ЧК Петерс, известный своей жестокостью и беспринципностью, решил устроить из этого сфабрикованного дела показательный процесс. Войно-Ясенецкий был вызван в качестве эксперта-хирурга, и, защищая осужденных на расстрел коллег, разбил доводы Петерса в пух и прах. Видя, что триумф ускользает из его рук, выведенный из себя чекист набросился на самого отца Валентина:

— Скажите, поп и профессор Ясенецкий-Войно, как это вы ночью молитесь, а днем людей режете?

— Я режу людей для их спасения, а во имя чего режете людей вы, гражданин общественный обвинитель? — парировал тот.

Зал разразился хохотом и аплодисментами!

Петерс не сдавался:

— Как это вы верите в Бога, поп и профессор Ясенецкий-Войно? Разве вы видели своего Бога?

— Бога я действительно не видел, гражданин общественный обвинитель. Но я много оперировал на мозге и, открывая черепную коробку, никогда не видел там также и ума. И совести там тоже не находил.

Колокольчик председателя потонул в хохоте всего зала. «Дело врачей» с треском провалилось…

11 лет тюрем и ссылок

В 1923 году Луку (Войно-Ясенецкого) арестовали по нелепому стандартному подозрению в «контрреволюционной деятельности» — неделю спустя после того, как он был тайно рукоположен в епископы. Это стало началом 11 лет тюрем и ссылок. Владыке Луке дали проститься с детьми, посадили в поезд… но тот минут двадцать не трогался с места. Оказывается, поезд не мог двинуться, потому что толпа народа легла на рельсы, желая удержать епископа в Ташкенте…

В тюрьмах епископ Лука делился теплой одеждой со «шпаной» и получал в ответ доброе отношение даже воров и бандитов. Хотя иной раз уголовники его грабили и оскорбляли…

А однажды во время следования по этапу, на ночлеге, профессору пришлось произвести операцию молодому крестьянину. «После тяжелого остеомиелита, никем не леченного, у него торчала из зияющей раны в дельтовидной области вся верхняя треть и головка плечевой кости. Нечем было перевязать его, и рубаха, и постель его всегда были залиты гноем. Я попросил найти слесарные щипцы и ими без всякого затруднения вытащил огромный секвестр (омертвевший участок кости — авт.)»

«Мясник! Зарежет больного!»

Епископа Луку ссылали на Север трижды. Но и там он продолжал работать по своей медицинской специальности.

Однажды, только прибыв по этапу в город Енисейск, будущий архиепископ пошел прямо в больницу. Представился заведующему больницей, назвав свое монашеское и мирское (Валентин Феликсович) имя, должность, просил разрешения оперировать. Заведующий сперва даже принял его за сумасшедшего и, чтобы отделаться, схитрил: «У меня плохой инструмент — нечем делать». Однако хитрость не удалась: посмотрев инструментарий, профессор Войно-Ясенецкий, конечно, дал ему реальную — довольно высокую — оценку.

На ближайшие дни была назначена сложная операция… Едва начав ее, первым широким и стремительным движением Лука рассек скальпелем брюшную стенку больного. «Мясник! Зарежет больного», — промелькнуло в голове у заведующего, ассистировавшего хирургу. Лука заметил его волнение и сказал: «Не беспокойтесь, коллега, положитесь на меня». Операция прошла превосходно.

Позже заведующий признался, что испугался в тот раз, но впоследствии поверил в приемы нового хирурга. «Это не мои приемы, — возразил Лука, — а приемы хирургии. У меня же просто хорошо натренированные пальцы. Если мне дадут книгу и попросят прорезать скальпелем строго определенное количество страниц, я прорежу именно столько и ни одним листком больше». Ему тут же была принесена стопка папиросной бумаги. Епископ Лука ощупал ее плотность, остроту скальпеля и резанул. Пересчитали листочки — порезано было ровно пять, как и просили…

Ссылка на Ледовитый океан

Самая жестокая и далекая ссылка епископа Луки — «На Ледовитый океан!», как выразился в приступе гнева местный начальник. Владыку конвоировал молодой милиционер, который признался ему, что чувствует себя Малютой Скуратовым, везущим митрополита Филиппа в Отроч монастырь. Милиционер не повез ссыльного на самый океан, а доставил в местечко Плахино, за 200 километров от Полярного круга. В глухом поселке стояло три избы, в одной из них и поселили владыку. Он вспоминал: «Вместо вторых рам были снаружи приморожены плоские льдины. Щели в окнах не были ничем заклеены, а в наружном углу местами виден сквозь большую щель дневной свет. На полу в углу лежала куча снега. Вторая такая же куча, никогда не таявшая, лежала внутри избы у порога входной двери. <…> Весь день и ночь я топил железную печку. Когда сидел тепло одетым за столом, то выше пояса было тепло, а ниже — холодно»…

Однажды в этом гиблом месте епископу Луке пришлось крестить двух детей совершенно необычным образом: «В станке кроме трех изб, было два человеческих жилья, одно из которых я принял за стог сена, а другое — за кучу навоза. Вот в этом последнем мне и пришлось крестить. У меня не было ничего: ни облачения, ни требника, и за неимением последнего я сам сочинил молитвы, а из полотенца сделал подобие епитрахили. Убогое человеческое жилье было так низко, что я мог стоять только согнувшись. Купелью служила деревянная кадка, а всё время совершения Таинства мне мешал теленок, вертевшийся возле купели»…

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — профессор, врач, архиепископ
Хирург В. Ф. Войно–Ясенецкий (слева) проводит операцию в земской больнице. Фото предоставлено пресс-службой Симферопольской и Крымской Епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата.

Клопы, голодовка и пытки

В тюрьмах и ссылках владыка Лука не терял присутствия духа и находил в себе силы для юмора. Он рассказывал о заключении в Енисейской тюрьме, во время первой ссылки: «Ночью я подвергся такому нападению клопов, которого нельзя было и представить себе. Я быстро заснул, но вскоре проснулся, зажег электрическую лампочку и увидел, что вся подушка и постель, и стены камеры покрыты почти сплошным слоем клопов. Я зажег свечу и начал поджигать клопов, которые стали падать на пол со стен и постели. Эффект этого поджигания был поразительным. Через час поджигания в камере не осталось ни одного клопа. Они, по-видимому, как-то сказали друг другу: «Спасайтесь, братцы! Здесь поджигают!» В последующие дни я больше не видел клопов, они все ушли в другие камеры».

Конечно, не на одном чувстве юмора держался епископ Лука. «В самое трудное время, — писал владыка, — я очень ясно, почти реально ощущал, что рядом со мной Сам Господь Бог Иисус Христос, поддерживающий и укрепляющий меня».

Епископ Лука, Ташкент, тюрьма НКВД, 1939 год
Епископ Лука, Ташкент, тюрьма НКВД, 1939 год

Однако было время, когда он и роптал на Бога: слишком долго не кончалась тяжелая северная ссылка… А во время третьего ареста, в июле 1937 года, епископ доходил почти до отчаяния от мучений. К нему применили жесточайшую пытку — 13-дневный «допрос конвейером». Во время этого допроса сменяются следователи, арестанта же днем и ночью держат практически без сна и отдыха. Епископа Луку били сапогами, сажали в карцер, содержали в ужасающих условиях…

Трижды он объявлял голодовку, пытаясь таким образом протестовать против беззаконий властей, против нелепых и оскорбительных обвинений. Однажды он даже предпринял попытку перерезать себе крупную артерию — не с целью самоубийства, а чтобы попасть в тюремную больницу и получить хоть какую-то передышку. Изможденный, он падал в обморок прямо в коридоре, терял ориентацию во времени и пространстве…

«Ну уж нет, извините, никогда не забуду!»

С началом Великой Отечественной войны ссыльный профессор и епископ был назначен главным хирургом эвакогоспиталя в Красноярске, а потом — консультантом всех красноярских госпиталей. «Раненые офицеры и солдаты очень любили меня, — вспоминает владыка. — Когда я обходил палаты по утрам, меня радостно приветствовали раненые. Некоторые из них, безуспешно оперированные в других госпиталях по поводу ранения в больших суставах, излеченные мною, неизменно салютовали мне высоко поднятыми прямыми ногами».

После, получив, словно подачку, медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—45 гг.», архиепископ произнес ответную речь, от которой у партработников волосы встали дыбом: «Я вернул жизнь и здоровье сотням, а может, и тысячам раненых и наверняка помог бы еще многим, если бы вы не схватили меня ни за что ни про что и не таскали бы одиннадцать лет по острогам и ссылкам. Вот сколько времени потеряно и сколько людей не спасено отнюдь не по моей вине». Председатель облисполкома стал было говорить, мол, надо забыть прошлое и жить настоящим и будущим, на что владыка Лука ответил: «Ну нет уж, извините, не забуду никогда!»

Страшный сон

В 1927 году епископ Лука совершил ошибку, о которой впоследствии очень сильно жалел. Он просил об увольнении на покой и, пренебрегая пастырскими обязанностями, стал заниматься почти исключительно медициной — он мечтал основать клинику гнойной хирургии. Епископ даже стал носить гражданскую одежду и в Министерстве здравоохранения получил должность консультанта при андижанской больнице…

С этих пор жизнь его разладилась. Он переезжал с места на место, операции бывали неудачными, епископ Лука признавался: он чувствует, что его оставила Божья благодать…

Однажды ему приснился невероятный сон: «Мне снилось, что я в маленькой пустой церкви, в которой ярко освещен только алтарь. В церкви неподалеку от алтаря у стены стоит рака какого-то преподобного, закрытая тяжелой деревянной крышкой. В алтаре на престоле положена широкая доска, и на ней лежит голый человеческий труп. По бокам и позади престола стоят студенты и врачи и курят папиросы, а я читаю им лекции по анатомии на трупе. Вдруг я вздрагиваю от тяжелого стука и, обернувшись, вижу, что упала крышка с раки преподобного, он сел в гробу и, повернувшись, смотрит на меня с немым укором… Я с ужасом проснулся…»

Впоследствии епископ Лука совмещал церковное служение с работой в больницах. В конце жизни был назначен в Крымскую епархию и делал все, чтобы в тяжелейшую хрущевскую эпоху не угасла церковная жизнь.

Архиерей в заплатанной рясе

Даже став в 1942 году архиепископом, святитель Лука питался и одевался очень просто, ходил в заплатанной старой рясе и всякий раз, когда племянница предлагала ему сшить новую, говорил: «Латай, латай, Вера, бедных много». Софья Сергеевна Белецкая, воспитательница детей владыки, писала его дочери: «К сожалению, папа опять одет очень плохо: парусиновая старая ряса и очень старый, из дешевой материи подрясник. И то, и другое пришлось стирать для поездки к Патриарху. Здесь все высшее духовенство прекрасно одето: дорогие красивые рясы и подрясники прекрасно сшиты, а папа… хуже всех, просто обидно…»

Архиепископ Лука всю жизнь был чуток к чужим бедам. Большую часть своей Сталинской премии он пожертвовал на детей, пострадавших от последствий войны; устраивал обеды для бедных; ежемесячно рассылал денежную помощь гонимым священнослужителям, лишенным возможности зарабатывать на хлеб. Однажды он увидел на ступеньках больницы девочку-подростка с маленьким мальчиком. Выяснилось, что их отец умер, а мать надолго положили в больницу. Владыка повел детей к себе домой, нанял женщину, которая приглядывала за ними, пока не выздоровела их мать.

«Главное в жизни — делать добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое», — говорил Лука.

«Вредный Лука!»

Как человек, святитель Лука был строг и требователен. Он нередко запрещал в служении неподобающе ведущих себя священников, лишал некоторых сана, строго запрещал крестить детей с неверующими восприемниками (крестными), не терпел формального отношения к служению и подхалимства перед властями. «Вредный Лука!» — воскликнул как-то уполномоченный, узнав, что тот лишил сана очередного священника (за двоеженство).

Но архиепископ умел и признавать свои ошибки… Сослуживший ему в Тамбове протодиакон отец Василий рассказывал такую историю: в храме был пожилой прихожанин, кассир Иван Михайлович Фомин, он читал на клиросе Часы. Читал плохо, неверно произносил слова. Архиепископу Луке (тогда возглавлявшему Тамбовскую кафедру) приходилось постоянно его поправлять. В один из дней, после службы, когда владыка Лука в пятый или шестой раз объяснял упрямому чтецу, как произносятся некоторые церковнославянские выражения, произошла неприятность: эмоционально размахивая богослужебной книгой, Войно-Ясенецкий задел Фомина, а тот объявил, что архиерей ударил его, и демонстративно перестал посещать храм…

Через короткое время глава Тамбовской епархии, надев крест и панагию (знак архиерейского достоинства), через весь город отправился к старику просить прощения. Но обиженный чтец… не принял архиепископа! Спустя время владыка Лука пришел снова. Но Фомин не принял его и во второй раз! «Простил» он Луку лишь за несколько дней до отъезда архиепископа из Тамбова.

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — профессор, врач, архиепископ
Похороны архиепископа Луки, Симферополь, 1961 год. Фотография предоставлена архивом Издательского Совета РПЦ

Мужество

В 1956 году архиепископ Лука полностью ослеп. Он продолжал принимать больных, молясь об их выздоровлении, и его молитвы творили чудеса.

Святитель скончался в Симферополе рано утром 11 июня 1961 года, в воскресение, в день Всех святых, в земле Российской просиявших.

Власти сделали все, чтобы похороны не стали «церковной пропагандой»: подготовили к публикации большую антирелигиозную статью; запретили пешую процессию от собора до кладбища, сами подогнали автобусы для провожающих владыку и велели ехать по окраине города. Но случилось непредвиденное. Никто из прихожан не сел в приготовленные автобусы. На дышащего злобой и угрозами уполномоченного по делам религии никто не обращал внимания. Когда катафалк с гробом двинулся прямо на верующих, регент собора, Анна, крикнула: «Люди, не бойтесь! Он нас не задавит, они не пойдут на это — хватайтесь за борт!» Люди тесным кольцом обступили машину, и она смогла тронуться только с очень небольшой скоростью, так что получилась пешая процессия. Перед поворотом на окраинные улицы женщины легли на дорогу, так что машине пришлось ехать через центр. Центральная улица наполнилась народом, движение прекратилось, пешая процессия продолжалась три часа, люди всю дорогу пели «Святый Боже». На все угрозы и уговоры функционеров отвечали: «Мы хороним нашего архиепископа»…

Его мощи были обретены 22 ноября 1995 года. В том же году определением Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Лука был причислен к лику местночтимых святых. А в 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил священноисповедника Луку в сонме новомучеников и исповедников Российских XX века.

Послушать:

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) — профессор, врач, архиепископ

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) – выдающийся ученый и всемирно известный хирург, а также доктор богословия и один из величайших святых XX века, великий чудотворец и целитель. Жизнь святого Луки, выпавшая на страшное для православных России время, была тяжела и полна испытаний, но его духовный подвиг и несгибаемая вера стали настоящей опорой для русского народа. Это сделало его одним из самых прославленных и любимых народом святых современности. При жизни выбравший путь спасения и помощи нуждающимся, святой Лука исцеляет всех молящихся ему.

Святителю Луке Крымскому молятся, читают акафист и подают записки на молебен в следующих нуждах:

  • о здравии;
  • об исцелении болезней душевных и телесных;
  • о благополучном исходе операции;
  • об исцелении больных раком, онкологией;
  • о покровительстве врачам, помощи им в учебе и работе;
  • об отчаявшихся во врачебной помощи;
  • о создании семьи, счастливом браке;
  • о даровании детей, их здравии и благополучии;
  • о помощи в терпении болезней, скорбей и лишений;
  • об осужденных, находящихся в заключении;
  • о помощи житейских нуждах (в поиске работы, жилищных, материальных проблемах);
  • об избавлении от алкоголизма, наркомании, игромании, табакокурения и других страстей;
  • об обращении неверующих к Богу.

Молитва

О всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к милостивому и человеколюбивому Богу, Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабые и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблудшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадом в страсе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь, ведущий в селения праведных, и моли о нас всесильнаго Бога, да в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Житие

Святитель Лука (в миру – Валентин Войно-Ясенецкий) родился 27 апреля (9 мая) 1877 года в дворянской семье в Крыму, в городе Керчи. В 1889 году семья будущего святого переехала в Киев, где он в 1896 году окончил гимназию и художественную школу. Всю юность мечтавший быть художником, Валентин был настроен поступать в Академию художеств в Санкт-Петербурге. Однако во время вступительных экзаменов он решил, что должен делать не то, что нравится, а работать на благо людей, трудиться, чтобы облегчить страдания ближних. Поэтому в 1898 году он стал студентом медицинского факультета Киевского университета. В университете Валентин прекрасно учился, особенно любил анатомию. По окончании университета Валентин принял решение стать земским врачом, мужицким врачом.

В 1904 году, блестяще окончив обучение, Валентин в составе Киевского медицинского госпиталя Красного Креста отправился на Русско-Японскую войну. Так в военном госпитале города Читы началась его карьера врача. Там же он познакомился и женился на сестре милосердия Анне Ланской. В браке у них родилось четверо детей. Жена стала помощницей Валентину не только в семейной жизни, но и во врачебной работе.

После Читы Валентин служил в больницах различных провинциальных городов. Будучи успешным хирургом, Валентин Войно-Ясенецкий стал главным врачом больницы в Переславле-Залесском. В 1916 году будущий святитель Лука успешно защитил в Москве докторскую диссертацию о местной анестезии, а также начал писать большую монографию по гнойной хирургии, позже ставшую его главным медицинским трудом.

Когда началась революция, в 1917 году, Валентин Войно-Ясенецкий был назначен главным врачом городской больницы в Ташкенте и переехал с семьей туда. Первый арест святого был связан с тем, что он укрывал в своей квартире и тайно лечил тяжелораненого казачьего есаула. Благодаря одному из членов ячейки РКП(б) Туркестана, знавшему врача в лицо, все закончилось бы благополучно, однако арест мужа нанес серьезный удар по его и так болеющей жене. В конце 1919 года она скончалась, оставив врача одного с четырьмя детьми.

Врач, ученый, священник

Несмотря на испытания, Валентин продолжал работать как врач, ученый и преподаватель анатомии и хирургии. Как ученый он участвовал в диспутах на духовные вопросы, где выступал с опровержениями научного атеизма. После одного из таких собраний Ташкентский епископ Иннокентий сказал ему: «Доктор, вам надо быть священником». Хотя до этого Валентин никогда и не думал о священстве, предложение епископа он тотчас принял. В ближайшее же воскресенье его рукоположили в диакона, а через неделю – в иерея. Он стал трудиться одновременно как врач, профессор медицины и священник. По воскресеньям он служил в соборе, а на занятия приходил в рясе.

Ссылка

В 1923 году, когда в Церкви начался обновленческий раскол, Ташкентский епископ был вынужден скрыться, оставив управление епархией на отца Валентина и другого священника. В этом же году ссыльный Уфимский епископ Андрей (Ухтомский) постриг отца Валентина в монашество. Иноческое имя ему дали Лука – в честь святого апостола и евангелиста, бывшего также врачом и художником. Служить его поставили в небольшом городке рядом с Самаркандом. Вскоре епископ Лука был арестован органами безопасности и обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже. Его осудили на два года ссылки в Сибирь – в Туруханск.

Несмотря на ужасные условия ссылки, святой врач не оставил своего служения. Он работал в больнице и продолжал проводить хирургические операции, чтобы помочь нуждающимся в его помощи людям. Перед операциями, никого не боясь, святой Лука молился и благословлял больных. Представители ГПУ пытались запретить ему это и, получив отказ епископа, отправили в ссылку дальше, в деревню Плахино за Полярным кругом. Там он пробыл недолго, спустя несколько месяцев его вернули в Туруханск, так как после его высылки в Туруханске не осталось хирурга, что вызвало недовольство людей. Многие из них своим выздоровлением были обязаны Божьему исповеднику. Святой Лука вернулся к работе в больнице.

В 1926 году он был освобожден и вернулся в город Ташкент. В последующие годы служил в Рыльске, Ельце, а потом был назначен на Ижевскую кафедру.

В 1930 году профессор Михайловский, коллега владыки Луки по медицинскому факультету, сойдя с ума после смерти сына, решил оживить его. Он попытался сделать это с помощью переливания крови, а потом покончил жизнь самоубийством. Учитывая психическое заболевание Михайловского, епископ Лука разрешил похоронить его по церковному обряду. Власти воспользовались этим для очередного обвинения против святого – на этот раз ему вменяют пособничество в убийстве профессора. По их заключению, святитель Лука из религиозных убеждений помешал Михайловскому воспользоваться материалистической наукой и воскресить умершего сына. Епископа снова арестовали и стали подвергать непрерывным допросам, сажать в душный карцер и в итоге осудили на новую ссылку на три года. Это подорвало и без того слабое здоровье святого.

С 1931 по 1933 год владыка Лука жил в ссылке и работал в больницах Архангельска и Котласа. Затем епископа перевели в Москву для новых допросов и сделали предложение относительно его научных исследований, но с условием, что он отречется от духовного сана. На это епископ Лука ответил отказом и остался в заключении.

После освобождения в 1933 году, святой Лука отказался возглавить свободную архиерейскую кафедру, решив продолжать медицинские исследования. Он вернулся в Ташкент, где стал работать в маленькой больнице. В 1934 году он опубликовал свой труд «Очерки гнойной хирургии», ставший фундаментальным медицинским исследованием и учебником по гнойной хирургии для остальных врачей. Позже, в 1944 году, несмотря на духовный сан, аресты и ссылки, епископ Лука получил за эту книгу Сталинскую премию I степени. Саму премию, которую ему вручили в 1946 году, святой врач раздал детским домам.

Очередные сталинские репрессии привели к тому, что святитель Лука был опять арестован и под страшными допросами и пытками обвинен в участии в антисоветском заговоре. В 1940 году его в третий раз отправили в ссылку – в Красноярский край, но и там он продолжал работать хирургом и заниматься научными исследованиями. В общей сложности в ссылках святитель провел 11 лет.

Война

С началом Великой Отечественной войны святой Лука был назначен главным хирургом в госпитале Красноярска и стал служить епископом этого края. Во время войны преследования верующих несколько ослабли, и святитель стал активно проповедовать Евангелие и возрождать духовную жизнь, за что в 1945 году был награжден крестом на клобуке.

Крым

В 1946 году святого исповедника Луку назначили архиепископом Симферопольским, и он переехал в Крым. Из-за болезни сердца он перестал оперировать сам, но консультировал других врачей и помогал им советами.

В 1956 году архиепископ Лука полностью ослеп, но продолжал руководить епархией и проповедовать, а также служить Божественную Литургию по памяти.

29 мая 1961 года в возрасте 84 лет архиепископ Лука мирно отошел ко Господу. На похороны святителя собралось все духовенство епархии и множество верующих. Могила святого Луки сразу стала местом паломничества и там совершаются многочисленные исцеления и по сегодняшний день.

Почитание

22 ноября 1995 года Украинская Православная Церковь Московского Патриархата на основании многих сообщений о помощи и чудесах, полученных молящимися на могиле епископа Луки в Симферополе, канонизировала его как местночтимого святого. Так же как местночтимый святой был он был прославлен Красноярской епархией.

18 марта 1996 года состоялось обретение мощей святого исповедника Луки и сейчас они находятся в Свято-Троицком кафедральном соборе Симферополя. Поклониться святыне может любой желающий. На территории храма открыт музей, в котором хранятся личные вещи святого.

В 2000 году Собор Русской Православной Церкви причислил архиепископа Луку Крымского к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Святой Лука был прославлен не только Русской, но и Элладской Церковью. В Греции великий угодник Божий почитается едва ли не больше чем в России – там в его честь освящено много храмов и пишутся иконы, на которых он изображается с медицинскими инструментами. В Греции была изготовлена серебряная рака, в которой сейчас почивают мощи святителя в Симферопольском храме.

Несмотря на то, что прославлен святой был относительно недавно, он уже играет огромную роль в духовной жизни русских православных людей. Его почитают наравне с такими святыми, как Николай Чудотворец, Сергий Радонежский и Спиридон Тримифунтский. Ежедневно к святым мощам Луки Крымского в Свято-Троицком храме Симферополя приходят сотни верующих.

Праздник

День памяти святого Луки Крымского совершается:

  • Обре́тение мощей свт. Луки Симферопольского и Крымского, исповедника – 18 марта
  • Преставление свт. Луки, Симферопольского и Крымского, исповедника – 11 июня
  • Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской – переходящая дата
  • Собор Ростово-Ярославских святых – 5 июня
  • Собор Курских святых – 1 августа
  • Собор Крымских святых – 28 декабря

Заказать молебен