Молох – это что?

Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Библейские персонажи». Сегодня мы говорим о том, кто такой Молох в Библии.

Молох – языческое божество. В основном ему поклонялись аммонитяне – семитский народ, который жил от восточного берега Иордана до пределов Аравии (территория современной Иордании).

Есть мнение, что «молох» значит «царь», и это не имя собственное, а титул, которым традиционно наделяли языческих богов

В Ветхом завете Молох упоминается многократно. Одна из основных черт культа Молоха – то, что в жертву приносили детей.

Идол Молоха — огромная статуя человека с головой быка. Внутри разжигался огонь, статуя раскалялась, и в ее протянутые руки клали или бросали детей. Жуткое жертвоприношение совершалось под ритуальное пение, пляски и песни. Они заглушали крики бедных младенцев, которые фактически сгорали заживо. О ритуалах сожжения детей сказано, в частности, во Втор 12.31. Израильтянам подобные ритуалы запрещались под угрозой смертной казни (Лев 18:21; 20:2-5).

Принесение жертвы Молоху

Принесение жертвы Молоху. Источник img11.nnm.me

Царь Соломон разрешил своим наложницам и женам – чужеземкам поклоняться языческим богам, и в Израиле было устроено капище Молоха (3Цар 11:7) в долине сыновей Енномовых. По-еврейски она называется «гей вен-Гинном» (Иер 32:35), откуда впоследствии произошло название гейгином («геенна»), которое стали применять к преисподней (ср. Мф 5:29).

В Библии упоминается также «скиния Молохова», (Ам 5:26, Деян 7:43), вероятно, ящик или шатер, в котором во время торжественных шествий носили изображение Молоха.

Часть израильтян переняла и жертвоприношение детей в честь него (Пс 105:37,38). Цари Ахаз и Манассия принесли в жертву Молоху своих сыновей (4Цар 16:3; 21:6). Такие жертвоприношения запретил царь Иосия, а место, где они совершались, намеренно осквернил. (4Цар 23:10).

Молох — упоминаемое в Библии имя семитского божества, которому поклонялись евреи во время исхода (Амос.5:26) и во времена царя Соломона (3Цар.11:7).

Поклонение Молоху отличалось принесением детей в жертву через всесожжение, рудиментом которой ряд исследователей считают Жертвоприношение Исаака и дочери Иеффая (Суд.11:39).

Между тем еще Моисей категорически критиковал подобную форму поклонения Богу (Лев.18:21; Лев.20:2).

Помимо евреев Молоху поклонялись аммонитяне (3Цар.11:7) и финикийцы (им он был известен под именем Мелькарта).

Похожий культ практиковали и моавитяне.

Молох, по-видимому, обозначал верховное божество, также известное под именем Ваала.

Греки отождествляют его с Кроносом, римляне — с Сатурном.

Свойственные финикийской религии человеческие жертвоприношения совершались в честь Молоха именно через всесожжение, причём ему, как верховному богу, приносилось самое дорогое.

Самой приятной жертвой считались дети знатных фамилий; особенно часты были гекатомбы из них в случаях крайней опасности (напр. при осаде Карфагена Агафоклом), но и в обычное время они были нередки.

Молох

Дети клались на простертые руки идола, имевшего лицо тельца, внизу горел костёр; вопли заглушались пляской и звуками ритуальной музыки.

В Библии упоминается о «проведении чрез огонь» детей в долине Гинномской (Геенна) около Иерусалима, в честь Молоха, при еврейских царях.

Принесение в жертву детей воспринималось как наиболее угодная богам жертва.

Местом отправления культа в Палестине был, по Библии, тофет в долине Хинном (Иер.32:35).

В иудаистической традиции человеческие жертвоприношения были запрещены; иудейский царь Иосия уничтожил тофет (2-я Цар.23:10); человеческие жертвоприношения совершали, лишь цари как Ахав (4-я Цар.16:3) и Манассия (4-я Цар.21:6).

Женское дополнение Молоха — Мельхет — также чествовалось человеческими жертвами.

Упоминаемый в ассиро-вавилонской мифологии Адрамелех, бог Сефарваима, имел тот же характер.

  • 4 года ago
  • Categories:Другие боги, Разное
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

В священной книге христиан местами упоминаются разные божества. Причем многие из них постоянно нуждались в человеческих жертвах, регулярно приносимых язычниками. К числу таковых древних идолов относился Молох, почитаемый у карфагенцев, финикийцев и палестинцев. Он считался главным в пантеоне божеств, о которых рассказывает мифология. Молох фактически по значимости не уступал другим своим «коллегам», каковыми были Мильк (у аммонитян) и Мелькарт (в Тире) у народов, принадлежащих к западно-семитской группе.


Чтобы понять сущность этого божества, имеет смысл провести небольшое исследование его имени. Если обратиться к древнейшему переводу книг иудейского Священного Писания, то обнаруживается, что «Молох» является производным еврейского варианта «Молех» или «Мелех». Последнее употреблялось в значении «царь». Имя бога — Мильк — кстати, имеет тот же перевод. Это очень похоже на историю имени Баал, которое является составляющей божественного названия израильского Ишбаала. В то же время оно созвучно с термином «бошет», что переводится как «срам» или «мерзость». Некоторые ученые мужи выдвинули гипотезу, отождествляющую Молоха с Яхве (Иеговой). Они ссылаются на слова пророка Иеремии, который произнес их от имени бога Яхве. Речь идет о том, что в «долине сынов Хиннома» были сооружены возвышенности для сожжения мальчиков и девочек. Ужас и страх наводил на многих людей Молох. Мифология рассказывает о том, что этот бог поощрял жертвоприношения.


Молоха отличала одна особенность — своеобразная любовь к маленьким детям. Как правило, первенцы оказывались в роли жертв, во время жуткого ритуала их бросали в огонь. Муки сгорающих младенцев доставляли наслаждение Молоху, а материнские слезы утоляли жажду бога. Не зря ему был присвоен титул «властитель страны слёз». О многих существах рассказывает нам мифология. Молох — это ожесточенный и ненасытный бог, жаждущий видеть страдания женщин, которые были вынуждены отдавать ему своих детей.
Первыми пробовали бороться с этим явлением ассирийцы, а потом вавилоняне.

Период завоеваний ими палестинских и финикийских земель приходится на 8—6 века до н. э. Пленение евреев Вавилоном в 586 году до н. э. имело положительный эффект в вопросе борьбы со страстью всесожжения детей. Проводимые царем Иосией (Иошияху), преобразования в религиозной сфере также должны были положить конец ритуалу детского жертвоприношения. Об этом упоминает дошедшая до наших времен мифология. Молох перестал быть авторитетом, ему бросили вызов чужестранцы, покорившие земли. Римляне, покорившие Карфаген во втором веке нашей эры, приучили местное население к мысли, что поклонение Молоху — плохая привычка.

Подобным образом «пьют» многие амфибии, поэтому ученые полагали, что и молохи точно так же просто впитывают воду кожей. Однако исследования, проведенные специалистами из Университета Западной Австралии, выявили совершенно иной механизм.
Оказалось, что между чешуйками на теле ящерицы прорезаны тысячи микроскопических каналов, и накопившаяся влага устремляется по ним к краям пасти. Следующей задачей ученых было выяснить, какими источниками пользуются эти необычные пресмыкающиеся для утоления жажды.
В рамках эксперимента ящериц помещали в мокрый песок, ожидая, что этого будет достаточно. Однако капилляры их кожных покровов наполнялись влагой максимум на 59%, и жидкость по капиллярам не продвигалась. Точно так же не достигала рта та вода, которая конденсировалась на коже вследствие перепадов температур.
Утоление жажды наступало только тогда, когда ящерица оказывалась среди большого объема воды: в условиях австралийских пустынь это могут быть лужи после редких дождей. Расположившись посреди водоема, пресмыкающееся терпеливо дожидалось, пока его капиллярная система заполнится целиком (для этого в капиллярах должно накопиться воды на уровне 3,19% от массы тела). Только после этого под действием силы тяжести включались механизмы, открывающие влаге доступ в рот. С каждым «глотком» текущей по телу воды ящерица поглощает по 0,7 мкл жидкости.
Биологи не могут объяснить столь сложный механизм утоления жажды эволюционно: в засушливых пустынных условиях логичнее было бы поглощать воду всем телом. Пока молохов от обезвоживания спасает лишь тот факт, что они способны долго обходиться без жидкости.

Но именно это ставит ящериц на грань исчезновения: вследствие климатических изменений дожди в Австралии идут все реже, и однажды животным может не хватить накопленного количества влаги.