Молоканы, это кто?

А знаете ли вы что в Армении есть село с необычным названием Фиолетово, где с 1820 года живут ссыльные молокане из Тамбовской губерни? А кто такие молокане? До поездки в Армению я тоже не знал о существовании такой христианской секты. Молокане это особая этнографическая группа русских и представители одного из направлений так называемого Духовного христианства. В царское время молокане считались чуть ли не самыми опасными для веры еретиками. Нельзя сказать, что молокане это секта с едиными правилами, среди них выделяют тоже различные группы: «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), дух-и-жизники (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие. Самые необычные на мой взгляд это молокане-прыгуны. Цитирую Википедию:
Основателем и идейным вдохновителем данной секты являлся крестьянин Лукьян Петрович Соколов, который, неправильно истолковав слова псалма «окропиши мя иссопом», ввёл обычай сопеть друг на друга при богослужениях, чтобы «очистить и облагодатствовать», а также другие обряды, например такие, как «воскрешение дев» и «обряд, пробуждающий дух».
Обряд воскресения дев заключался в том, что во время моления одна из участвующих девушек во время исступления падала на пол и притворялась мёртвой. По указанию Соколова кто-нибудь из присутствующих дул и сопел на неё, целовал, после чего девушка «оживала», что убеждало присутствующих в её «воскрешении». Обряд, «возбуждающий дух», состоял из скакания и прыганья (что и явилось поводом для названия секты). Прыгуны объясняли свои действия во время данного обряда ссылкой на Библию, которая гласила о том, что библейский царь Давид «пред сенным ковчегом скакаше, играя». Исходя из этого прыгуны считали что Святой Дух может снизойти к избранным людям только во время прыжков, сопровождаемых пением молитв, и только это якобы поможет им достичь Бога. В совершении своих обрядов и празднований прыгуны, чаще всего, придерживались Торы. Вместо воскресенья, в отличие от православных и подобно иудеям, праздновали субботу, а также праздновали еврейскую пятидесятницу и прочие еврейские праздники. Пасху прыгуны праздновали точно так же, как иудейский Песах, однако во время празднования всё же упоминали о Христовом воскресенье, в которое веровали.
1. На дорогах Армении встречаются поистине удивительные экспонаты. Кажется, что скоро этот мотоцикл развалится, но я уверен, то еще мои дети, когда будут путешествовать по Армении лет через двадцать увидят этот же мотоцикл.
IMG_0001.jpg
2. Даже в небольшом селе, дедушка одевается со вкусом.
IMG_8855.jpg
3. А вот и указатель в то самое Фиолетово.
IMG_8858.jpg
4. Дома отличаются от армянских. Больше похоже на украинские мазанки, разве что крыши не из сена.
IMG_8861.jpg
5. В чем их основное отличие от традиционных православных? Они по своему толкуют Библию и не признают креста, икон, священническую иерархию, не совершают крестного хода. Ну и самое позитивное на мой взгляд отличие — это отказ от свинины, табака, алкоголя и наркотиков.
IMG_8864.jpg
6. Откуда пошел термин «молокане» так точно и неизвестно. С одной стороны считается что их так прозвали православные из-за привычки пить молоко даже в пост. По другой версии из-за их предпочтений употреблять в армии и тюрьмах молочные продукты, т.к. в них точно не может быть свинины.
IMG_8871.jpg
7. Молокане не ругаются матом, стараются жить своей общиной.
IMG_8876.jpg
8. В седе Фиолетово живет около 750 жителей. Почти все русские.
IMG_8883.jpg
9. Деревня находится в низине, в стороне от трассы. Дороги убитые. Как и мы смотрели на местных, так и они смотрели на нас с любопытством. Особо сюда никто не ездит. Было бы больше времени — можно было бы напроситься в гости. Наш гид по Армении — Ваге джан, сказал что так уже не раз делали его туристы. Молокане очень гостепреимные люди.
IMG_8888.jpg
10. Старшее поколение исключительно с бородами. Молодежь кто как.
IMG_8890.jpg
11. Местная социальная сеть 🙂
IMG_8900.jpg
12. Вокруг поселения много засаженных полей. Удивительно насколько наш мир многообразен. Какие армяне молодцы, что не выгнали этих людей со своих земель и мирно сосуществуют все вместе. Ваге джан рассказал нам, что у армян считается крутым нанять молокан к себе на работу. Они очень трудолюбивы, честны и по полной программе вкладываются в то, что делают.
IMG_8903.jpg
13. Летом здесь спокойно можно снимать рекламу для Альпийского шоколада 🙂
IMG_8917.jpg
14. Таких старичков на ходу еще можно встретить
IMG_8921.jpg
15. И их не мало!
IMG_8926.jpg
16. В этой фотографии всё прекрасно: и сотрудник ГАИ, который остановился посреди дороги и автомобилист, который через две сплошные обгоняет его по встречке.
IMG_8929.jpg
17. А это город Ванадзор. Город сильно пострадал во время землятрясения 1988 года. Как видите, в городе не заморачиваются вопросами визуального мусора. Глаза реально разбегаются от обилия рекламы.
IMG_8933.jpg
18. Мужик похожий на Луи де Фюнеса 🙂
IMG_8935.jpg
19. Центральная площадь Ванадзора. Чем-то отдаленно напоминает центральную площадь в Ереване.
IMG_8938.jpg
20. Маша и медведь на армянском
IMG_8939.jpg
21. А внутри магазина ящики с водкой, на которых просто суровейший креатив 🙂
IMG_8944.jpg
22. Извиняюсь за качество фото, снимал на ходу от пояса. Сотрудница полиции.
IMG_8940.jpg
23. В Армении через каждые 5-10 минут на дороге попадаются различные автомастерские.
IMG_8949.jpg
24. Так неестественно выглядят эти домики на фоне гор.
IMG_8951.jpg
25. В такие моменты всегда вспоминаю фильм Пункт Назначения.
IMG_8955.jpg
26. А это Пушкинский перевал. 11 июня 1829 года Александр Пушкин по его собственным словам, здесь встретил арбу, на которой переправляли в Тбилиси тело убитого в Тегеране Александра Грибоедова.
IMG_8957.jpg
27. Современное искусство.
IMG_8965.jpg
28. А это Одзунский монастырь VI века! Последняя реставрация была сделана в 2014 году итальянцами.
IMG_8977.jpg
29. Очень спокойное место.
IMG_8979.jpg
30. Внутри храма.
IMG_8987.jpg
31. А это памятник надгробие, который виден слева от храма на 28 фото. Четырехметровые столбы с еще сохранившимся древним орнаментом.
IMG_8991.jpg
32. Могили священников. Это не меч, это посох.
IMG_8996.jpg
33. Не только старые мотоциклы и автобусы можно встретить на дорогах, но и Победу!
IMG_9002.jpg
34. Трудолюбивый народ.
IMG_9005.jpg
В следующем отчете мы с вами побываем ещё в одном древнем монастыре, переберемся в Грузию и узнаем, что означает красная ленточка на заборе у азебрайджанцев.
На связи! 🙂

Мало что можно сказать про молокан точно. Секта принадлежит к так называемому движению духовных христиан. Это движение включает в себя различные религиозные течения, которые появились сначала в царской, а затем в императорской России в XVII–XVIII веках: в некоторых источниках говорится, что они стали возникать ещё при Иване Грозном, в других — что серьёзно о себе заявили после церковного Раскола. Как бы там ни было, объединяет все эти движения с удивительными названиями — хлыстов, скопцов, молокан, духоборов и других — неприятие православной церкви и её обрядности, отрицание института духовной иерархии и основных догматов. Поэтому сразу следует отделить молокан от старообрядцев, чтобы никто их не путал. Старообрядцы никогда не считались и до сих пор не считаются сектой. Это приверженцы старых церковных, «дореформенных» обычаев. А молокане и другие духовные христиане — наоборот, своеобразные реформаторы. Молокан даже называют предтечей русского протестантизма.

Более того, долгое время они и сами называли себя сектой, хотя сейчас им это определение совсем не нравится. Так, на некоторых молоканских изданиях начала XX века писали в заглавии: журнал «секты духовных христиан, молокан».

Предполагаемым основателем молоканства считают Семёна Уклеина, которого в некоторых молоканских текстах ещё называют Сёмушкой. Про него известно, что родился в 1727 году, был крестьянином-портным в Тамбовском уезде, подружился с сектой духоборов (по другой версии — просто влюбился в девушку-духоборку), а потом поругался с ними и основал свою собственную секту. В одних источниках сказано, что молокане были и до него, а Уклеин просто помог им оформить идеологию и сколотить общины, в других — что до Сёмушки ничего не было. Причиной раздора с духоборами стало то, что Уклеин почитал Библию, а духоборы её не любили и знать не желали. Как бы там ни было, именно Уклеин первым сформулировал основные положения молоканства, среди которых есть, например, такое: «…одни только молокане могут получить вечное спасение, а все прочие осуждены будут на вечное мучение…».

Уклеин умер в 82 года. Он много проповедовал по Тамбовской и окрестной губерниям. Хотя лично его никуда не высылали, последователям молоканства пришлось нелегко: их отправляли на Кавказ и в Сибирь. Многие были высланы на территорию Армении, где основали крупные общины на берегу реки Воротан. Там в конце XX века оказались 50 семей. Армянский историк-этнограф Гевонда Алишан писал, что мужчины-молокане были бородатые, семьи жили в каменных домах с белёными стенами, имели много скота, пекли хлеб в русских печах. В общем, мало чем отличались от обычных русских людей.

Сложно сказать, сколь многочисленным было это движение. По некоторым данным, в СССР численность общины достигала миллиона человек, но никаких реальных подтверждений этому нет.

На сегодняшних день, по очень приблизительным оценкам, в России 300 тысяч последователей этого движения.

Исследование истории возникновения фамилии Молоканов открывает забытые страницы жизни и культуры наших предков и может поведать много любопытного о далёком прошлом.

Фамилия Молоканов принадлежит к распространенному типу русских семейных именований, образованных от личного прозвища.

Традиция давать человеку индивидуальное прозвище в дополнение к имени, полученному при крещении, издревле существовала на Руси и сохранялась вплоть до XVII века. Обиходным прозвищем человека в прошлом могло стать практически любое слово, бытовавшее в народной среде. В качестве прозвищных именований могли служить слова, обозначающие характер или привычки, отличительные особенности поведения, внешности, профессия человека. Давались прозвищные именования и в случае, если вера человека отличалась от общепринятой, православной. Так, например, прозвания «старовер» и «кержак» для представителей староверчества стали основой для распространённых фамилий Староверов и Кержаков. К ряду фамилий, произошедших от прозвищных имён, означавших принадлежность человека к религии, отличной от православной, относится и фамилия Молоканов, в основе которой лежит прозвищное имя Молокан.

Молоканами называют особую этнографическую группу русских людей, исповедующих молоканство – одну из разновидностей так называемого «духовного» христианства. Первые молокане жили в XII веке в Тамбовской губернии. Оттуда молоканство быстро распространилось в Саратовскую, Воронежскую, Астраханскую и другие губернии. Молокане отличаются символическим и аллегорическим толкованием текстов Библии. Они признают поклонение Богу только в духе и истине, при этом не признают святых, не имеют церковной иерархии, не употребляют в пищу свинину и спиртное, не курят не делают изображения креста и не поклоняются ему, не творят крестного знамения.

Есть несколько теорий происхождения названия «молокане», которое появилось в письменных источниках в конце XVIII века. Согласно одной из них, это прозвание дано потому, что молокане пили молоко в постные дни, когда приём «скоромной» пищи запрещён православными канонами. По другой версии, название «молокане» происходит от реки Молочная в Мелитопольском уезде, на которую ссылали молокан. Существует и версия, говорящая о том, что молокане названы так потому, что в тюрьмах и армии предпочитали есть молочную пищу, поскольку эта пища не могла быть приготовлена с использованием свинины, запрещённой у молокан к еде.

К XVII веку большинство русских фамилий создавалось путем прибавления суффиксов -ов/-ев и -ин, постепенно ставших типичными показателями русских семейных имён. По своему происхождению такие фамилии являются притяжательными прилагательными, образованными от имени или прозвища отца, причём от той формы, которой его привычно называли окружающие. По этой модели было образовано и семейное именование Молоканов, основанное на личном именовании Молокан.

Несомненно, что фамилия Молоканов имеет интересную многовековую историю, свидетельствующую о неисчерпаемом богатстве русского языка и многообразии путей возникновения русских фамилий.